Поздравления с днем переводчика в прозе. Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник

«Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник», - сказал Василий Андреевич Жуковский. «Не слова нужно переводить, а силу и дух», - это Иван Бунин. И даже Самуил Яковлевич Маршак, профессиональный переводчик стихов уже вполне в современном понимании этого рода деятельности, говорит о невозможности перевода стихов и о том, что каждый состоявшийся перевод – чудо. В цеху переводчиков поэзии на всех упомянутых мэтров принято смотреть хоть и с уважением, но несколько покровительственно: старики, чего с них взять. Переводу стихов учат, о нем защищают диссертации, в этой области множество авторитетов, не всегда, правда, согласных друг с другом. Обращает на себя внимание только, что в томах переводной поэзии собственно поэзии немного – доминируют неуклюжие стихоподобные конструкции, в которых от стихов только размер да рифмы. А если верлибр, так вообще только разбиение на строчки. Иногда вроде бы и стихи, но легковесные, пустые, в которых днем с огнем не отыщешь ничего общего с великим оригиналом. Сказанные много десятилетий назад брезгливые слова Анны Ахматовой «Воняет переводом» справедливы навсегда. Любой действительно любящий поэзию читатель это знает.

Однако когда пытаешься обо всём этом говорить, немедленно слышатся не возражения даже, а обвинения, в лучшем случае в непрофессионализме. И профессионалы-переводчики, и сделавшие на теории поэтического перевода ученую карьеру филологи (порой это одни и те же люди) тут едины. Поэтому так обрадовала меня найденная в сети статья не очень давно ушедшего от нас Сергея Филипповича Гончаренко (1945-2006) «Поэтический перевод и перевод поэзии: константы и вариативность» (Тетради переводчика. М.: МГЛУ, 1999. Вып.24. С. 108-111 http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/poetic-transl.shtml). Автор – известный переводчик испаноязычной поэзии, а, кроме того, доктор филологических наук и профессор. Стало быть, признанный член обеих профессиональных групп: переводческой и филологической. Не могу сказать, что я во всем согласен с автором статьи, а он со мной, есть расходящиеся акценты, но сходность основных направлений мысли несомненна. А введенное им тройственное определение типов перевода подкупило своей четкостью: я все время говорю о том же, даже с использованием тех же слов, но столь отчетливых разграничений не проводил. Далее воспроизвожу суждения Гончаренко, по возможности переводя используемую им (хотя и умеренно) филологическую терминологию на общепривычный язык. Разумеется, буду его высказывания комментировать и развивать. Порой он не доводит мысль до конца. Возможно, иногда намеренно, не желая ставить точки над i.

Поэтический текст, - говорит Гончаренко, - можно переводить тремя принципиально разными методами – это поэтический, стихотворный и филологический перевод. У них разные средства и разные задачи.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД. В этом случае перевод поэтического текста выполняется прозой и нацелен на максимально полную (почти дословную) передачу фактуального (т.е. формального, внешнего, фабульного) содержания подлинника. Такой перевод может дополняться обширными примечаниями и параллельным текстом оригинала. Он открыто вспомогателен и не претендует на поэтическое воздействие.

СТИХОТВОРНЫЙ ПЕРЕВОД - это такой метод перевода поэзии, при котором содержание оригинала «передается на языке перевода не поэтической, а лишь стихотворной речью. Этот вид перевода очень близок к оригиналу в отношении слов и выражений, а равно и в стилистическом отношении. […] К сожалению, этот вид перевода искажает концептуальную информацию и практически не воспроизводит информации эстетической. В этом случае речь, конечно же, идет лишь о стихотворной, но не поэтической речи. Именно желание максимально приблизиться к оригиналу в вербальном и стилистическом отношении блокирует все попытки преобразовать стихотворный текст перевода в […] подлинно поэтический текст.» Гончаренко отмечает, что в числе мастеров стихотворного (не поэтического) перевода были и выдающиеся поэты, например, А. Блок и А. Фет.

Наконец, ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД – это перевод поэтического текста «с помощью поэтического текста на языке перевода. Сказанное означает, что переводчик должен создать новый поэтический текст, эквивалентный оригиналу по его концептуальной и эстетической информации, но использующий по необходимости совсем иные языковые, а порой и стиховые формы. Что же до фактуальной информации (словесной близости), то она воспроизводится только в той мере, в которой это не вредит передаче информации концептуальной и эстетической», поскольку, говорит Гончаренко, «фактуальное «содержание» на самом деле есть не содержание, а своеобразный план выражения (форма) поэтического текста».

Вот это разграничение поэтического и стихотворного перевода и есть наиболее замечательное в статье Гончаренко. Понятно, что поэтический перевод в идеале есть полноценное русское стихотворение, делающее поэтическую суть оригинала достоянием русской поэзии и русского читателя. Понятно, что филологический перевод выполняет полезную, хотя и служебную, функцию, не более. А зачем нужен перевод стихотворный? Гончаренко дает осторожный и уклончивый ответ, который воспроизвожу дословно с сохранением жаргона автора. «Данный вид перевода полезен и пригоден для специальных и специфических целей: например, для фрагментарного цитирования поэзии в научно-филологических работах, для академических изданий литературных памятников, рассчитанных не на ищущего эстетического общения читателя, а на узкий круг педантичных специалистов, которых подлинник интересует не как эстетический феномен, а как анатомический объект – источник фактуальной и формально-стилистической информации. Поскольку данный вид перевода не приспособлен для передачи эстетической информации, он, естественно, никогда сам по себе не участвует в литературном процессе.»

Говоря попросту, читателю поэзии такой перевод не слишком интересен, это мертвый макет живого оригинала в натуральную величину с сохранением максимально полного внешнего содержания и возможно большего количества формальных особенностей (рифм, размера, стилистических приемов). Учитывая несовпадение языков, приходится прибегать к условным (часто заранее оговоренным) правилам. Пример: замещение в переводах античной поэзии долгих гласных ударными, а кратких – безударными. Сказать по правде, область полезности такого перевода по Гончаренко скукоживается практически до нуля. Специалисту-анатому не грех и язык выучить, а если уж невмоготу (да и все языки выучить невозможно), то филологический перевод, дополненный комментариями, оригиналом, а возможно и транскрипцией, для этой цели гораздо полезней и информативней, чем неизбежно приблизительный стихотворный перевод, зажатый со всех сторон требованием соблюдения размера, рифмы и т.д. Все же я тут не был бы столь строг, как Гончаренко: добротный стихотворный (не поэтический) перевод дает, за неимением лучшего, некоторое первоначальное представление об оригинале все-таки скорее заинтересованному читателю, чем исследователю. Ведь формальное содержание – не только форма, но и важная, порой очень важная, часть содержания поэтического; сохранение же еще и основных приемов организации текста обеспечивает честное исполнение роли макета, учебного пособия. А вот почему оригинал выдающееся творение поэзии, придется домысливать и дочувствовать, дав волю воображению.

Как всегда бывает при классификации литературных явлений, используемое Гончаренко разграничение, будучи применено последовательно и точно, оставляет приготовленные ячейки почти пустыми. Конкретный поэтический перевод, каким бы прекрасным стихотворением он ни был, всегда уязвим со стороны передачи поэтической сущности, да и формального содержания, оригинала: что-то неизбежно остается за бортом, а перевод стихотворный может содержать признаки поэтического текста. Трудно, к примеру, было бы ожидать от Блока и Фета, чтобы в написанных ими стихах, хотя бы и подчеркнуто переводных, начисто исчезла поэзия. Поэтический и стихотворный переводы – это идеальные конструкции, эталоны для сравнения с реальностью. Эти, по существу абстрактные, понятия помогают содержательно осознать, какие цели видит перед собой переводчик, какие задачи ставят перед ним его учителя и теоретики жанра и, наконец, по каким критериям перевод стихотворения оценивают критики и читатели. В этом и смысл абстракций – перевести рассмотрение из чувственного тумана оценочных восклицаний в область разумных суждений.

Достаточно иметь эти эталоны перед глазами, чтобы немедленно стала очевидной подмена понятий, присутствующая в большинстве теоретических и практических рассуждений, сопровождающих перевод стихов. Читатель ждет именно поэтического перевода, он хочет насладиться поэзией и приобщиться к чужеземным поэтическим мирам. Теоретик, критик, профессионал-переводчик тоже говорят, что стремятся к поэтическому переводу – никто не хочет оказаться в убогой нише, которая оставлена переводу стихотворному. На практике же конкретные задачи формулируются на языке стихотворного перевода: размер, рифма, присутствие тех или иных элементов формального («фактуального») содержания. Спор до хрипоты идет именно о степени соблюдения формальностей – поэзия перевода остается за гранью рассмотрения. Ах, ему удалось сохранить внутреннюю рифму! Ах, у нее точные рифмы в тех местах, где они точные в оригинале, и неточные там, где они в оригинале неточные! Вот эта строчка у него ближе к источнику, чем у нее, значит у него лучше. Разве это анализ ПОЭТИЧЕСКОГО перевода? Процитирую еще раз Гончаренко: «Переводчик должен создать новый поэтический текст, эквивалентный оригиналу по его концептуальной и эстетической информации, но использующий по необходимости совсем иные языковые, а порой и стиховые формы». Получается, что с одной стороны баррикад остаются Жуковский, Бунин, Ахматова, Маршак, а с другой – несметная армия переводчиков и их руководителей. Нетрудно понять, на чьей стороне большинство.

О том, что перевод поэтический, вспоминают тогда, когда оказывается, что смысл (формальный, конечно, - о другом и речи нет) сильно уклонился от оригинала. Тут уместно встать в позу и объявить, что переводчик сам поэт и имеет право на творческую свободу. Много ли переводов, которые удовлетворительно излагают хотя бы внешнее содержание оригинала при приблизительном соблюдении формы? Вопрос риторический. Вот такие, достаточно редкие, переводы могут быть названы хорошими стихотворными переводами и приносить некоторую пользу. Создатель такого перевода не всегда поэт, но в известном смысле мастер.

А у поэтического перевода критериев оценки всего два: это должно быть полноценное (без скидки на переводность) стихотворение, и оно должно отражать поэтическую сущность оригинала. Степень отражения последней может быть более или менее полной, иногда поэзия оригинала отражается весьма избирательно. Чтобы создать стихотворение-перевод, поэт должен осознать оригинал своим, обжиться в нем, присвоить его себе, перестроить его под себя. Судить, прежде всего, следует поэтический результат. Если стихотворение-перевод настоящее, и только в этом случае, можно обсуждать степень близости к оригиналу (к духу, а не к букве). Конечно, вдохновленный оригиналом поэт вряд ли совсем отбросит и букву, но текстуальная близость и близость версификационных приемов для поэтического перевода второстепенны, ими до известной степени можно пожертвовать.

Поэтов, если говорить всерьез, мало. Еще меньше таких, которые готовы и у которых получится вжиться в чужое иноязычное стихотворение, чтобы создать полноценный поэтический перевод. Но ведь и задача создания честного стихотворного перевода трудна и благородна. Так, может быть, и ставить переводчикам перед собой именно задачу создания честного стихотворного перевода, не путая Божий дар с яичницей? Только и с этой задачей в состоянии справиться немногие.

В честности-то всё и дело. Принято говорить о двух концепциях (школах) перевода, которые ставят своей целью максимальное воспроизведение одна – формального содержания, другая – содержания поэтического. Как будто о том же, да не совсем. Если есть две школы, то между ними возможны спор, взаимопроникновение, борьба, смешение. Если это школы, то внутри каждой из них возможно обучение, передача навыков от учителей к ученикам. А в действительности, есть не две разных школы, а два разных жанра: поэтический перевод и перевод стихотворный. В первом случае задача создателя перевода – поэтическая, во втором – версификационная. В обоих случаях невероятно трудная. В первом случае успех чудо, во втором плод высочайшего мастерства. Вряд ли можно обучить поэтическому переводу, а вот стихотворному, наверно, можно. Только не нужно подменять одно понятие другим. Сейчас огромное большинство создаваемых и издаваемых переводов поэзии оказываются ни там, ни там – нигде. «Они не стоят слов – взгляни и мимо». Честность жестока. А смешение жанров – способ протащить низкокачественный продукт: скажут, что неточно, – так я же поэт; скажут, что стихотворение разваливается, – так перевод же.

Остается еще перевод прозаический. Гончаренко говорит о филологическом, педантичном и бесполетном, переводе. Но разве прозаический перевод обязательно таков? Всякий, кто переводил высокую прозу, знает, что переводить ее не намного легче, чем стихи. Если, конечно, не просто воспроизводить внешнее содержание фраза за фразой, а стремиться сохранить биение жизни и духа, присущее оригиналу. Ведь и в прозе может обитать поэзия. А в стихотворении поэзия присутствует не только в рифме или размере и вообще в звуковой организации поэтической мысли. Она в построении фразы, в игре смыслов, сочетании образов. И все эти вещи можно достаточно точно передать прозой, но не филологической калькой, а прозой поэтической. Все же задача более просто разрешимая, чем создание стихотворения. Литературный (не буквальный) перевод стихов прозой у нас практически не встречается, а между тем он широко распространен в европейской традиции. ПЕРЕВОД ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРОЗОЙ я бы, пожалуй, добавил отдельным, четвертым, пунктом к классификации Гончаренко.

Пример перевода одного и того же текста («Ода к меланхолии» Дж. Китса) стихами и прозой см.

Курдюкова Ольга

Поэзия обогащает духовный мир каждого, учит его видеть красоту человека и природы, развивает чуткость к поэтическому слову, радует и изумляет музыкальностью. Смысл поэзии - в ее содержании, а красота поэзии - в ее формах, в гармонии звуков, в рифмах и в ритмике, в координации размеров каждой строки и ударений во всех словах. Чем прекраснее форма, тем легче и лучше понимается и запоминается содержание - об этом говорили все великие поэты.

Стихи помогают лучше понимать и запоминать языки, если они переведены наилучшим образом и сохраняют авторское мастерство. Поэзия значительно информативнее, чем любые непоэтические формы речи. Подлинно оригинальное стихотворение заключает в себе неисчерпаемый источник смыслов. Глубокое усвоение замысла, мыслей, настроения поэта проявляется в том, что хочется высказать, передать их средствами родного языка, пробуя свои силы в поэтическом переводе.

Сегодня реалии нашего века таковы, что он наряду с другими эпитетами получил название «век перевода», что связано с небывалым ростом информации, быстрому распространению которой мы обязаны и переводу. Сегодня многие люди, не являющиеся специалистами – переводчиками (учителя, инженеры, врачи, аспиранты, фармацевты, студенты и школьники …) вовлечены в переводческую деятельность, знание основ теории, границ возможностей и основных приемов которой становится уже по сути элементом общего образования человека. И в заключение, следует, на мой взгляд, помнить, что перевод необходим, прежде всего, как один из видов деятельности человека, как средство общения между разными людьми, позволяющее всем и каждому понять друг друга, чтобы жить в мире.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа №4»

Переводчик в прозе – раб,

в поэзии - соперник.

11 «а» класс, МОУ «Лаганская средняя

общеобразовательная школа №4», 1994 г.р.

улица Нефтяников,

дом 8, квартира1

e-mail [email protected]

Данные об учреждения образования:

Название учреждения образования и его №: Муниципальное образовательное учреждение «Лаганская средняя общеобразовательная школа № 4»

Адрес: 359 220 Калмыкия город Лагань улица Пришкольная, 3а т ел: (847 33) 9 41 04

Научный руководителя: Намруева Цаган Константиновна

Должность: Учитель английского и немецкого языков

МОУ «Лаганская средняя общеобразовательная

школа №4» Почетный работник общего образования РФ

Предмет преподавания: Английский и немецкий языки

Домашний адрес руководителя 359 220, Республика Калмыкия,

город Лагань, улица Рабочая, дом 36

г. Лагань

2012г.

Стр.

I. Введение. 1

II.1. Сущность перевода. Специфика письменного перевода 2

С иностранного языка на родной (русский язык).

2. Межъязыковые соответствия. 3

3. Переводческие приемы. 4-5

4. Способы передачи безэквивалентной лексики. 6-7

5. Интерпретация текста. 8

III. Заключение. 9

Cписок использованной литературы

Приложение.

Введение

Переводчик в прозе – раб,

Переводчик в поэзии - соперник.

В.Жуковский

Эти слова как никакие другие, на мой взгляд, отражают суть переводческой деятельности, касающиеся вопросов перевода произведений литературы с одного языка на другой, особенно в поэзии. Поэзия обогащает духовный мир каждого, учит его видеть красоту человека и природы, развивает чуткость к поэтическому слову, радует и изумляет музыкальностью. Смысл поэзии - в ее содержании, а красота поэзии - в ее формах, в гармонии звуков, в рифмах и в ритмике, в координации размеров каждой строки и ударений во всех словах. Чем прекраснее форма, тем легче и лучше понимается и запоминается содержание - об этом говорили все великие поэты.

Стихи помогают лучше понимать и запоминать языки, если они переведены наилучшим образом и сохраняют авторское мастерство. Поэзия значительно информативнее, чем любые непоэтические формы речи. Подлинно оригинальное стихотворение заключает в себе неисчерпаемый источник смыслов. Глубокое усвоение замысла, мыслей, настроения поэта проявляется в том, что хочется высказать, передать их средствами родного языка, пробуя свои силы в поэтическом переводе (как это делали многие известные и неизвестные люди). Недавно увлекшись поэзией, и я решила испытать себя в поэтическом переводе и,увы, пытаясь передать свое восприятие прекрасных немецких и английских поэтов, я поняла, что это сделать не так то просто…

Вот поэтому я заинтересовалась проблемами перевода. Как оказалось, вопросам перевода не уделяется должное внимание в школе в процессе изучения иностранных языков, так как в настоящее время обучают языкам, практически обходясь без перевода. Увы, я не знаю хорошо это или плохо. А вот открыв для себя мир перевода, я все больше и больше познаю не только сам иностранный язык: ярче и точнее представляю культуру, образ жизни и многое-многое другой страны … Уверена, возможности перевода в обучении языкам неограниченны и незаслуженно обделены, когда учат иностранным языкам. Вот уже изучая и английский язык в качестве второго иностранного, я все более убеждаюсь в том, что практическому владению иностранным языкам существенную помощь оказывает перевод.

И цель данной работы - перевод вообще (не каком-то одном его жанре), изучение и освещение, хотя бы частичное, вопросов теории и практики перевода, практического его применения и значения.

Итак, перед вами небольшие изыскания как теоретические, так и практические в области переводоведения, которые я почерпнула из различных источников.

Сущность перевода. Специфика письменного перевода с иностранного языка на родной.

Переводом называется процесс и результат создания на основе исходного текста на одном языке равноценного ему в коммуникативном отношении текста на другом языке. При этом коммуникативная равноценность, или эквивалентность, понимается как такое качество текста перевода, которое позволяет ему выступать в процессе общения носителей разных языков в качестве полноправной замены исходного текста (оригинала) в сфере действия языка перевода.

Коммуникативная эквивалентность нового текста по отношению к оригиналу обеспечивается выполнением трех основных требований:

Текст перевода должен в возможно более полном объеме передавать содержание оригинала, что прежде всего означает недопустимость произвольного опущения или добавления информации, как и недопустимость передачи менее существенной информации в ущерб более существенной;

Текст перевода должен соответствовать нормам языка перевода, так как их нарушение по меньшей мере создает помехи для восприятия информации, а иногда ведет и к ее искажению;

Текст перевода должен быть сопоставим с оригиналом по своему объему, чем обеспечивается сходство стилистического эффекта с точки зрения лаконичности или развернутости выражения, а также соотносительность затрат времени на извлечение информации из текста, как и затрат бумаги на воспроизведение перевода в печати.

Выполнение указанных требований к тексту перевода часто связано с преодолением разного рода объективно существующих трудностей. При этом в связи с различиями языковых систем исходного языка и языка перевода, различиями в культурном фоне носителей двух языков и другими факторами стопроцентная передача информации исключается. Речь может идти лишь о той или иной степени подобия информации, достижимого в данных условиях.

Одним из объективных условий, влияющих на степень достижимой эквивалентности перевода, является фактор времени. При письменном переводе степень объективно достижимой эквивалентности выше, чем при устном, так как письменный переводчик до начала собственно перевода имеет возможность всесторонне проанализировать весь предназначенный для перевода текст, а в процессе перевода воспользоваться словарями и другими вспомогательными средствами, вносить в текст перевода многократные коррекции. Однако и требования к письменному переводчику с точки зрения степени эквивалентности перевода соответственно повышаются.

Степень эквивалентности перевода зависит также и от того, насколько в переводе могут быть объективно соблюдены нормы языка перевода. В этом отношении критерии перевода на родной язык, естественно, выше, чем соответствующие критерии при переводе с родного языка на иностранный.

Вместе с тем, не должно складываться впечатление, будто оптимальная степень эквивалентности письменного перевода на родной язык предполагает лишь один вариант перевода, единственно возможный и абсолютно безупречный. Оптимально эквивалентный перевод означает лишь, что в нем отразилось правильное понимание оригинала и для его перевыражения на языке перевода найдены такие средства, которые наряду с другими, синонимичными, средствами выражения, исключают смысловые неточности и искажения, а также нормативные погрешности: орфографические, пунктуационные, лексико-грамматические и стилистические.

Наилучшим способом выработки навыка оптимального перевода является коллективное обсуждение достоинств и недостатков конкретных вариантов перевода.

Межъязыковые соответствия

Возможность достижения коммуникативной эквивалентности при переводе основывается на том факте, что при всех многочисленных различиях между языками практически в каждой паре языков можно выделить единицы (лексические, грамматические и т. д.) и их комбинации, которые по своему значению и употреблению в той или иной мере соответствуют друг другу. Такие единицы в последующем изложении называются межъязыковыми соответствиями, или эквивалентами. Они могут складываться между языковыми элементами разной сложности, например, между буквами и буквосочетаниями, между однокоренными, производными и сложными словами, словосочетаниями, грамматическими формами и конструкциями, типами предложений и даже более крупными единицами.

С течением времени большинство из таких соответствий фиксируется в двуязычных словарях, сопоставительных грамматиках и справочниках. Наиболее близкие по значению и употреблению межъязыковые соответствия, обычно, хотя и не всегда, зафиксированные в двуязычных словарях и справочниках называются закономерными, или регулярными, соответствиями.

Однако практика перевода свидетельствует, что обойтись только соответствиями данной группы часто не удаётся. Прежде всего это происходит потому, что закономерные соответствия при всей их способности передавать значения отдельных единиц в массиве текста нередко вступают в противоречие с правилами предпочтения слов, выражений и конструкций в определённых контекстах и ситуациях, ведут к тяжеловесности, неестественности, многословности текста перевода. Всё это зачастую требует использования в переводе вариантов, которые в какой – то мере представляют собой отход от закономерных соответствий, но в то же время обеспечивают достаточный уровень смысловой эквивалентности при соблюдении норм языка перевода. Такие соответствия ниже будут называться контекстуальными, или нерегулярными. Нередко по отношению к соответствиям такого рода употребляется также термин трансформации, которым обозначаются и технические приёмы перехода от закономерных соответствий к контекстуальным. Естественно, что всякая трансформация должна укладываться в рамки к контекстуальной синонимии нового, трансформированного, выражения по отношению к закономерному соответствию. Более существенное изменение смысла, выходящее за пределы допустимого в данном контексте перефразирования, должно квалифицироваться как переводческая ошибка.

Техника перевода включает в себя, таким образом, использование как регулярных, так и нерегулярных межъязыковых соответствий разных уровней и аспектов. Следует, однако, иметь в виду условный характер данного разграничения. Частое употребление в межъязыковом общении определённых контекстуальных соответствий может приводить к их переходу в разряд закономерных, что обычно фиксируется в словарях более поздних изданий.

Переводческие приемы.

Первый и очень важный шаг на пути изучения переводческих приемов был сделан Я.И.Рецкером. Они вычленялись путем сопоставительного анализа исходного и переводного текстов. Выделение переводческих приемов обогатило переводческую практику и расширило возможности обучения переводу. Эти приемы-суть, некоторые «переводческие прецеденты», готовые решения, которые можно применять на практике.

Переводческие приемы, которые вычленяются при сопоставлении исходного и переводного текстов, легко и естественно распадаются на два класса: подстановки и трансформации. С подстановками мы имеем дело, когда отрезок текста переведен «слово в слово», а трансформации- это тот случай, когда перевод в более или менее существенной степени удаляется от оригинала, например:

Das Lied da kenne ich. Es hat mehrere Strophen , die sich machtig steigern . (E.-M. Remarque. Drei Kameraden)

Я знаю эту песню. В ней несколько куплетов , и текст чем дальше, тем красочней.

(Э.М. Ремарк. Три товарища)

Если отвлечься от изменения порядка слов, то можно сказать, что первое предложение переведено с помощью подстановок. Что касается второго предложения, то при его переводе использованы разнообразные трансформации.

Подстановки - это переход от ИТ к ПТ по объективно существующим семантико-структурным параллелям ИЯ и ПЯ; трансформации – переход от ИТ к ПТ с отсутствием в той или иной части языковых параллелей.

Соотношение «полного» словарного тождества характерно прежде всего для ряда так называемых интернационализмов: das Ministerium – министерство; для многих терминов специальных областей: die Kernenergie – ядерная энергия, die Seetuchtigkeit – мореходность, die Leichtathletik – лёгкая атлетика; для некоторых терминов родства: die Nichte – племянница, der Sohn – сын; для наименований национальностей: der Dane – датчанин, der Spanier – испанец; а также для названий животных, растений, плодов и некоторых других слов.

В описанных случаях у переводчика не возникает сложностей с выбором переводческого эквивалента и, как правило, нет и самой возможности выбора (за исключением отдельных случаев, когда возможны синонимические замены типа: грузин - Grusinier, Grusiner, Georgier; Tomaten – помидоры, томаты). Соответственно сам переводческий приём можно именовать п р о с т о й л е к с и ч е с к о й п о д с т а н о в к о й.

Существует относительно редкое соотношение лексических единиц ИЯ и ПЯ: когда один этнический коллектив видит в чём-то один класс явлений, а другой – несколько классов. Соответственно то, что в одном языке обозначается одним словом, в другом обозначается несколькими (чаще всего – двумя). Так, например, для русских «палец» - это подвижная конечная часть кисти руки, стопы ноги или лапы животного. В немецком языке словом Finger обозначают только пальцы руки, а пальцы ноги человека и лапы животного обозначаются словом Zehe. Другие примеры:

Цветок = die Blume (цветок травяных растений) + die Blute (цветок на дереве, на кусте)

Кость = der Knochen (кость позвоночных, но не рыб) + die Grate (кость рыбы)

Рука = die Hand + der Arm

Das Geschwur = нарыв + язва

Blau = синий = голубой

Der Hals = шея + горло

При подборе переводческого эквивалента в этих и аналогичных случаях перед переводчиком стоит, как правило, несложная задача: выбрать одно из возможных лексических соответствий, то есть решить альтернативу, которая чаще всего достаточно проста как в силу её очевидности, так и потому, что один из имеющихся в выборе вариантов обязательно «подойдёт». Поэтому соответствующая операция именуется п р о с т о й а л ь т е р н а т и в н о й п о д с т а н о в к о й.

Однако иногда осуществление этого в подавляющем большинстве случаев простого приема существенно осложняется. Это бывает, когда ни ИТ, ни ситуативный контекст не дают переводчику информации, необходимой для выбора. Представим себе немецкий медицинский текст, где употребляется слово Geschwur и не содержится никакой информации о характере этого явления. Если переводчик не располагает достаточными медицинскими знаниями, то у него нет никаких оснований для того, чтобы выбрать один из двух возможных вариантов перевода («нарыв» или «язва»).

То обстоятельство, что иногда требуемый переводческий эквивалент приходится искать за пределами словарной статьи, является следствием того, что словарная статья не может вместить все единицы ПЯ, с которыми так или иначе пересекается ИЯ и которые в каких-то контекстах могут выступать ее переводческими эквивалентами. Словарная статья содержит лишь те единицы ПЯ, которые в значительной мере совпадают по своему значению с единицей ИЯ и представляют собой ее наиболее регулярно повторяющиеся переводческие эквиваленты.

Рассмотрим, например, словарную статью с глаголом sich ergeben- оказываться, получаться; вытекать, проистекать, явствовать; es ergab sich, dass… оказалось, что…; hieraus ergibt sich … отсюда следует…; daraus ergaben sich schwere Folgen (unvorhergesehene Schwierigkeiten) это повлекло за собой тяжелые последствия (непредвиденные трудности).

Итак, исходя из представления об инварианте значения глагола sich ergeben, нетрудно перевести самые различные высказывания с ним, в том числе и в тех случаях, когда в качестве его эквивалентов требуются лексические единицы, не перечисленные в словарной статье, например:

Bald ergab sich eine lebhafte Discussion.

Вскоре развернулась оживленная дискуссия.

Wenn sich eine gunstige Gelegenheit ergibt, werde ich diese Frage aufwerfen.

Если предоставится благоприятная возможность, я поставлю этот вопрос.

Es ergaben sich keine weiteren Fragen.

Новых вопросов не возникло .

Переводческий прием на основе данного типа системных связей лексических единиц ИЯ и ПЯ можно назвать сложной подстановкой с дифференциацией значения.

Могут наблюдаться также случаи, когда как единицы своих языковых систем слово ИЯ и слово ПЯ своими значениями не пересекаются.

Однако и при таком соотношении значений единицы ИЯ и ПЯ могут оказаться взаимоэквивалентными в переводе. Это можно показать на примерах:

Hochste Aufmerksamkeit - самое пристальное внимание

Bodenlose Ignoranz - дремучее невежество

Kompletter Narr - круглый дурак

Die Musik setzte ein - зазвучала музыка

Der Wind legte sich - ветер утих.

Способы передачи безэквивалентной лексики.

Однако, возможны случаи, когда для слова в ИЯ в системе ПЯ нет лексического соответствия и переводчику приходится либо в известном смысле самому создавать такой эквивалент, либо использовать в качестве переводческого соответствия развернутую речевую конструкцию (описательный перевод),либо прибегать к другим специальным приемам.

Лексические единицы ИЯ, не имеющие в ПЯ соответствующего лексического эквивалента именуются безэквивалентной лексикой. «Безэквивалентность» при этом не следует понимать как полное отсутствие в ПЯ средств для передачи значения безэквивалентной лексической единицы ИЯ. Такие средства, как правило, имеются. Под безэквивалентностью лексической единицы ИЯ имеется в виду лишь то обстоятельство, что она не имеет аналога в лексической системе ПЯ, то есть такого «готового слова» или устойчивого словосочетания, которое можно взять и подставить вместо неё в переводе.

Существуют следующие способы передачи безэквивалентной лексики:

а) Транслитерация. Суть этого приема заключается в заимствовании иностранного слова, которое затем на письме изображается буквами переводящего языка, а в устной речи произносится согласно произносительным правилам ПЯ. Немало слов, рожденных этим методом, прочно вошло потом в язык перевода. Так из немецкого в русский язык вошли «штрейкбрехер» (Streikbrecher), «рейсфедер» (ReiBfeder) и др. Из новейших заимствований этого типа следует упомянуть «дисплей» (от англ. display), «грейпфрут» (от англ. grape-fruit), «ноу-хау» (от англ. know-how) – секреты технологии.

Не всегда перевод с помощью транслитерации и последующее введение слова, созданного этим способом, в речевой обиход является необходимым и оправданным. Сравните: «паблисити» и «популяризация». Создаваемые без необходимости слова-кальки засоряют язык перевода. Однако в ряде случаев без транслитерации трудно обойтись.

Всегда транслитерируются в переводе названия газет и журналов, географические названия, другие имена собственные.

б) Калькирование. Суть этого приёма заключается в том, что составные части (морфемы) безэквивалентного слова или словосочетания заменяются их буквальными соответствиями на языке перевода, например: die Geschaftsbank – «деловой банк», «служебная автомашина» - der Dienstwagen.

В)Описательный (разъяснительный) перевод – способ передачи безэквивалентной лексики, заключающийся в раскрытии значения исходной единицы с помощью развёрнутого описания (в словосочетаниях и фразах), например: das Mitbestimmungsrecht – право трудящихся принимать участие в управлении предприятием, der Komplementar – бывший владелец предприятия, передавший по договору это предприятие в качестве пая в смешанную государственно-частную фирму.

г) Приближённый (уподобляющий) перевод – способ передачи безэквивалентной лексики, который заключается в том, что для обозначения иностранной реалии в языке перевода подыскивается понятие, которое хоть и не совпадает с исходным понятием, но имеет с ним значительное семантическое сходство и в известной мере способно раскрыть для получателя перевода суть описываемого явления. Например, понятия Sant Nikolaus и «Дед Мороз» нельзя считать идентичными, однако в ряде случаев они могут заменить друг друга при переводе.

Вряд ли правомерно утверждать, что русское понятие «кандидат наук» и немецкое Doktor идентичны, однако поскольку они обозначают в общем одну и ту же ступеньку в научной иерархической лестнице, то немецкие учёные, общаясь с русскими коллегами, титулуют кандидатов наук «докторами».

Разъяснительный перевод нередко сочетается с приемом генерализации, суть которой заключается в том, что нечто специфическое, конкретное в переводе представляется обобщенно; конкретное, специфическое при этом опускается или, иначе говоря, узкое понятие о реалии заменяется более широким понятием:

Aus einem offenen Fenster gegenuber quakte ein Grammofon den Hohenfriedberger Marsch.

Из открытого окна напротив доносились квакающие граммофонные звуки военного марша.

“Was wurden Sie beim Maslowski-Gedachtnisrennen tippen?” fragte er mit gierigem Respekt.

В качестве вспомогательного приема при переводе безэквивалентной лексики могут быть также использованы примечания переводчика, даваемые в скобках или сносках. Однако, представляя собой отдельные минитексты (текст в тексте или при нем), примечания переводчика не согласуются с общественным предназначением перевода-обеспечить двуязычную опосредованную коммуникацию по образу и подобию одноязычной. Поэтому ими не следует злоупотреблять. (Следует заметить, что практически примечания переводчика применимы только в письменном переводе).

В своей совокупности способы перевода безэквивалентной лексики нельзя отнести ни к подстановкам, ни к трансформациям. В них есть черты и тех, и других, а также своя собственная, присущая только им специфика. Поэтому способы перевода безэквивалентной лексики рассмотрены как отдельная, специфическая группа переводческих приемов.

Интерпретация текста.

Интерпретация текста- не просто сопряжение семантических значений языковых знаков, а это еще и процесс конкретизации, пополнения, а иногда большего или меньшего переосмысления семантических значений на базе лингвистического и ситуативного контекста, а также заранее известной интерпретатору информации (преинформации). То новое, что возникает в процессе интерпретации текста, своего рода дополнение к его семантическому содержанию можно именовать содержанием на уровне интерпретатора.

Распространенной формой высказывания, несущего содержание на уровне интерпретатора, являются различного рода «ситуативные иносказания», типа тех, что приводит Р.К.Миньяр- Белоручев в своей книге о переводе: «Я живу на первом этаже», «Я предпочитаю тренировать ноги», «Я подожду приятеля» и т.п.-все эти высказывания с различным семантическим содержанием имеют одно и то же содержание на уровне интерпретатора- «Не ждите меня»- в ситуации, когда человек, вошедший в лифт не отправляет его наверх, поджидая того, кто зашел вслед за ним в подъезд.

Иногда иносказательное содержание основывается на более широкой, культурно-исторической ситуации. Так, например, как отмечает В.Н.Комиссаров, для того, чтобы понять истинный смысл фразы the usual sprinkling of those who eat mutton four times a week ,необходимо знать, что баранина-самое дешевое мясо в Англии и, соответственно, ей отдает предпочтение тот, кто небогат.

А почему для поэтических текстов характерна очень большая доля содержания на уровне интерпретатора? Как отмечает Н.Д.Арутюнова, «поэтическая речь, не только допускает, но требует множественности интерпретаций и их субъективности». Здесь часто содержание на уровне интерпретатора опирается на намеренное нарушение закономерностей смыслового соединения слов.По- моему, прав и В. Жуковский, слова которого вынесены в эпиграф работы. Очень трудно переводить с иностранного языка на другой и наоборот, а тем более в стихах, но очень увлекательно, полезно и нужно. Представьте, не было бы на русском языке всем известных стихов Гете, Шекспира, Гейне …, песен, положенных на слова иностранных поэтов, и как бы потеряли в жизни многие люди, не имеющие возможности познакомиться с авторами и произведениями на языке оригинала. А наш могучий прекрасный русский язык- язык великого Пушкина, Гоголя, Лермонтова…. ! Ведь благодаря переводу широкая масса людей имеет возможность познать мировую поэзию как у нас в стране, так и за рубежом, хотя это (практическое значение перевода) касается всех областей человеческой деятельности.

Заключение.

О процессе перевода известно лишь немногое. Его наиболее существенный этап –умственные действия- протекает в голове переводчика и практически недоступен наблюдателю. Но, сегодня, когда переводоведение (наука о переводе) сделал заметный шаг вперед многие основные теоретические положения перевода применимы к разным языкам. А постоянное сопоставление в процессе перевода иностранного и родного языков способствует, помимо всего прочего, более глубокому познанию того и другого, повышению речемыслительной культуры. Для того, чтобы хорошо переводить знания двух языков (Иностранного и Переводимого) недостаточно. Помимо этого, нужно знать « законы» перевода, определяемые его сложной и противоречивой природой, четко представлять требования, предъявляемые обществом к переводчику и переводу.

Не знаю, стану ли я переводчицей или нет, смогу ли когда «соперничать» в поэтическом переводе, но одно несомненно: знать хотя бы немного о переводе необходимо, тем более, если всерьез занимаешься изучением иностранных языков. Именно перевод позволяет наглядно продемонстрировать практическое владение иностранным, когда есть что «показать» после уроков иностранного языка…

Мне кажется, что сегодня реалии нашего века таковы, что он наряду с другими эпитетами получил название «век перевода», что связано с небывалым ростом информации, быстрому распространению которой мы обязаны и переводу. Сегодня многие люди, не являющиеся специалистами – переводчиками (учителя, инженеры, врачи, аспиранты, фармацевты, студенты и школьники …) вовлечены в переводческую деятельность, знание основ теории, границ возможностей и основных приемов которой становится уже по сути элементом общего образования человека.

И в заключение, следует, на мой взгляд, помнить, что перевод необходим, прежде всего, как один из видов деятельности человека, как средство общения между разными людьми, позволяющее всем и каждому понять друг друга, чтобы жить в мире.

Список использованной литературы:

1. Арутюнова А.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика.- М. ,1999.

2. Бархударов Л.С. Язык и перевод.- М.,2001

3. Каде О. Проблемы перевода в свете теории коммуникации // Проблемы теории перевода в зарубежной лингвистике. – М., 1998

4. Латышев Л. К. О переводческих трансформациях // Методика и лингвистика. – М., 2000

5. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. – М., 2004

6. Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. – М., 1990

7. Роганова З. Е. Перевод с русского языка на немецкий. – М., 2000

Приложение

Goethe

Uber allen Gipfeln Над вершинами мира -

Ist Ruh покой

In allen Wipfeln суета мирская-

Spurest du долой,

Kaum einen Hauch; отрешись от всего…

Die Vogelein schweigen Даже птицы молчат

Im Walde. в лесу.

Warte nur, balde И, надеясь, я жду:

Ruhest du auch. будет все хорошо.

М.Ю.Лермонтов

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Р.Бернс

Farewell to the Highlands, farewell to the North,

The birthplace of valour, the country of worth!

Wherever I wander, wherever I rove,

The Hills of the Highlands for ever I love.

My heart’s in the Highlands, my heart is not here,

My heart’s in the Highlands, a –chasing the deer,

A- chasing the wild deer and following the roe-

My heart’s in the Highlands, wherever I go.

Мое сердце в горах, куда я стремлюсь.

Прощайте же, горы, и, север, прощай!

И доблестной славы родной милый край

И где бы я ни был, куда б ни попал

Тебя ни за что никому б не отдал!

Мое сердце – в горах, мое сердце не здесь,

Мое сердце в горах… и там я весь,

Где гордых оленей по скалам гоняю

И диких косуль своим видом пугаю.

С. Я.Маршак

По следу оленя лечу по скалам.

Гоню я оленя, пугаю козу.

В горах мое сердце, а сам я внизу.

Прощай, моя Родина! Север, прощай,-

Отечество славы и доблести край.

По белому свету судьбою гоним,

Навеки останусь я сыном твоим!

Прощайте, вершины под кровлей снегов,

Прощайте, долины и скаты лугов,

Прощайте, поникшие в бездну леса,

В горах мое сердце…Доныне я там.

По следу оленя лечу по скалам

Гоню я оленя, пугаю козу.

В горах мое сердце, а сам я внизу!

М.Ю.Лермонтов

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой….

Nein, ich bin nicht Bairon, ich bin ander

Noch bin ich unbekannter Fremd,

Ich bin Weltreisende, wie er

Aber nur mit russischen Seele…

Неподписанные переводы - мои переводы. Я пытаюсь переводить и с русского языка на немецкий или на английский.


Поздравления с днем переводчика

страницы

В мире столько языков непохожих друг на друга. Как же людям понять друг друга? На то есть переводчики, настоящие мастера устного и печатного текста, для которых чужие буквы не шифровка, но ясный смысл. Поздравляю с Международным днем переводчика!

Когда весь мир находится в движении, без переводчиков никак не обойтись! В Международный день переводчика я шлю тебе привет и поздравление, а также желаю пополнять словарный запас, изучать акценты и переводить без устали тысячи слов!

Поздравляю с Днем переводчика! Кажется, ты с каждым жителем Земли можешь найти общий язык… Твоя профессия – результат многолетнего труда и кропотливого образования, и ты все совершенствуешься, ведь для совершенства нет предела! Желаю благозвучных и точных переводов!

Выбранный иностранный язык ты знаешь будто родной, а вместе с языком, впитываешь и другую культуру, потихоньку становясь гражданином мира… Поздравляю с Международным днем переводчика! Пусть не будет языков преград и неясного контекста!

Ты – переводчик-гений, ты знаешь не один язык, и не только знаешь, но и любишь его! Переводя тысячи слов, ты помогаешь миру, разным культурам, взаимодействовать между собой… От всей души в День переводчика я желаю тебе штудировать побольше словарей и узнавая новое, переводить все просто идеально!

Язык не только до Киева, но и вокруг света обведет… Профессия переводчика – важный шаг на пути изучения нашего удивительного мира, и конечно же – интересная, прибыльная работа! В Международный день переводчика я желаю тебе всегда оставаться мастером своего дела!

Перевод – наука тонкая. Термины, стиль, тонкости контекста… Что уж говорить, когда многие едва ли знают все правила своего языка, а тут – иностранный! Твой путь не прост, но уверенно держась на нем, ты приближаешься к совершенству, а мне, в Международный день переводчика остается только поздравить тебя и пожелать удачи!

Когда то давным-давно языки человечества разделились… Казалось бы, как жить дальше? Но во все времена были такие люди, переводчики… Сегодня, кстати, их Международный день, а значит, у меня есть повод поздравить тебя и пожелать удачных, метких переводов!

Переводчик в буквальном смысле соединяет разные миры, и не счесть областей в которых могут быть применены его знания… От бизнеса до туризма… От политики до повседневности… Поздравляю с Международным днем переводчика! Пусть преумножается твой словарный запас, пусть множится число благодарных заказчиков!

Поздравляю с днем переводчика! Ты знаешь музыку слов в устной речи, и тонкости перевода в различных текстах, ты имитируешь акценты и кажется, тебя бы с легкостью приняли разведку… Сегодня я поздравляю тебя с преодолением языкового барьера и желаю совершенствоваться и в дальнейшем!

страницы

Поздравляю с Международным днём переводчика. Желаю всегда быть в курсе важных дел, желаю никогда не ошибаться ни словом, ни выбором, ни поступком. Пусть будет успех в работе и радость в душе.

Поздравляю с Международным днём переводчика. Пожелаю лёгкой и успешной работы, высокого профессионализма в деле, крепчайшего здоровья и моральных сил, спокойствия, уважения окружающих людей, любви близких и простого человеческого счастья.

Поздравляю с Международным днём переводчика. Пусть будет успешной работа и высоким профессионализм, пусть будет жизнь без заботы и включён всегда оптимизм. Желаю больших достижений, удачи, счастья и доброты, душевных творческих творений и долговечной красоты.

Поздравляю с Международным днём переводчика. Желаю всё понимать в этом мире и, чтобы тебя все понимали, как надо. Успехов в работе без затруднительных слов, удачи на каждом пути к большим мечтам, победам и счастью.

Читать мировую литературу в оригинале, разговаривать с жителями дальних стран на их языке, участвовать в семинарах и ассамблеях, вот то немногое что дозволено вам. Поддерживая международные встречи или проводя деловые переговоры, от вас порой зависит результат не в меньшей степени, чем от сторон. Так называемые «тонкости перевода» не раз сглаживали конфликтные ситуации и выводили спор в нужное русло. Так пусть же никогда не возникает у вас проблем с работой, а в Международный день переводчика вокруг звучит лишь родная речь, дающая возможность отдохнуть и по праву отметить этот праздник.

Профессия переводчика очень важна. Ведь именно вы позволяете людям с разных стран и континентов найти общий язык, прочитать детям сказки разных народов мира. Именно с вашей помощью происходят соглашения между президентами разных стран. Поэтому очень сложно переоценить ваш труд. С профессиональным праздником!

Поздравляю с Международным днём переводчика. Желаю быть первым помощником у дипломатов и высокопоставленных людей, желаю ловко раскрывать шпионов и недоброжелателей, с лёгкостью переводить даже самые заковыристые слова и непременно добиваться высокого успеха, высокого звания. Желаю больших путешествий, ярких поездок, интересных людей, любви и вдохновения в твоей жизни.

Выпил стакан. Слова тарелка, стакан обозначают и определённые виды посуды (тарелка супу, стакан воды) и содержимое, влитое в посуду. например: Съел две тарелки. На полках – сплошной хрусталь. Сердце шалит. Успехов в определении метонимий! У тебя голова прошла? Сравните: изделия из фарфора и хрусталя – выставка фарфора и хрусталя. Слова золото, хрусталь, фарфор могут обозначать материал: изделия из золота, хрусталя или фарфора.

«Изобразительно-выразительные средства языка» - Фразеологизмы. Изобразительно-выразительные средства. Лексический повтор. Бессоюзие. Стилистические фигуры. Антитеза. Поэтические тропы и фигуры. Анафора. Троп. Риторический вопрос. Эпитет. Звукоподражание. Фонетические средства. Эллипсис. Лексические средства выразительности. Умение оценивать письменные высказывания. Устаревшие слова. Ассонанс. Гипербола. Параллелизм. Просторечная лексика. Синтаксические средства выразительности.

«Метафора в языке» - Метафорические выражения, обозначающие «радость». Метафора предполагает перенос признаков одного предмета на другой. Поклонник славы и свободы, в волненьи бурных дум своих. Различия в языке отражают различия в национальной ментальности. Метафоры в китайском языке. Метафорические единицы. «Огненные» метафоры. «Водная» и «огненная» метафоры. Некоторые эмоции ассоциируются с представлениями об огне. Слово ВОЛНОВАТЬСЯ этимологически связано со словом ВОЛНА.

«Сравнение» - Особенно важны они при описании портрета. Сравнение людей. Чувство природы в лирике М.Ю. Лермонтова. Сравнения в романе «Герой нашего времени». Сравнения людей и животных с явлениями природы. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящаю снова стих небрежный». Строение сравнений. Сравнение как средство выразительности речи. Описание природы в романе «Герой нашего времени». Усы и брови были чёрные.

«Метафора» - Горбатая планета. Созданные одним человеком, обычно писателем или поэтом, и не ставшие общеупотребительными. Индивидуальные. Метафоры Бориса Пастернака. Общеязыковые. Золотые руки. Бывает и наоборот – некоторые свойства и явления неживой материи переносят в мир человека. Костёр рябины красной; Берёзовый весёлый язык рощи; Ситец неба. Очеловечивание мира. Горит восток зарёю новой... Метафоры Сергея Есенина.

«Сравнение как средство выразительности» - А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные спят. Осыпался с берёзы лист и устлал дорогу. Сравнения в художественном тексте. Найдите и объясните сравнение. Задачи урока. Найдите в стихотворении сравнение по картинке. Ответьте на вопросы. Изобразительно-выразительные средства. Сравнения (визуальные образы). Найдите в тексте сравнение, соответствующее данным картинкам. Листопад. Цели урока. Найдите в тексте соответствующее сравнение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!