Прародина славян. Версии и споры о происхождении и прародине славян

Отнесение к этой общности отдельных групп языков является спорным. Немецкий ученый Г. Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились и развивались как самостоятельные, италийские, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский языки существовали только в виде диалектов единого индоевропейского языка. Древнеевропейцы, обитавшие в средней Европе севернее Альп, выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, социальных отношений и религии. Известный российский лингвист, академик О. Н. Трубачёв на основе анализа славянской лексики гончарного, кузнечного и прочих ремёсел пришел к заключению, что носители раннеславянских диалектов (или их предки) в то время, когда формировалась соответствующая терминология, находились в тесных контактах с будущими германцами и италиками, то есть индоевропейцами Центральной Европы. Ориентировочно обособление германских языков от балтского и праславянского произошло не позднее VII в. до н. э. (по оценкам ряда лингвистов - гораздо ранее), но в самом языкознании практически отсутствуют сколько-нибудь точные методы хронологической привязки к историческим процессам.

Раннеславянская лексика и места обитания праславян

Делались попытки установить славянскую прародину по анализу раннеславянской лексики. По мнению Ф. П. Филина славяне как народ развились в лесной полосе с обилием озёр и болот, вдали от моря, гор и степей:

«Обилие в лексиконе общеславянского языка названий для разновидностей озёр, болот, лесов говорит само за себя. Наличие в общеславянском языке разнообразных названий животных и птиц, живущих в лесах и болотах, деревьев и растений умеренной лесостепной зоны, рыб, типичных для водоёмов этой зоны, и в тоже время отсутствие общеславянских наименований специфических особенностей гор, степей и моря - все это даёт однозначные материалы для определенного вывода о прародине славян… Прародина славян, по крайней мере в последние столетия их истории как единой исторической единицы, находилась в стороне от морей, гор и степей, в лесной полосе умеренной зоны, богатой озёрами и болотами…»

Более точно пытался локализовать прародину славян польский ботаник Ю. Ростафинский в 1908 г.: «Славяне общеиндоевропейское название тисса перенесли на вербу, иву и не знали лиственницы, пихты и бука. » Бук - заимствование из германского языка. В современную эпоху восточная граница распространения бука приходится приблизительно на линию Калининград-Одесса, однако изучение пыльцы в археологических находках указывает на более широкий ареал бука в древности. В бронзовый век (соответствует среднему голоцену в ботанике) бук прорастал практически на всей территории Восточной Европы (кроме севера), в железный век (поздний голоцен), когда по мнению большинства историков формировался славянский этнос, остатки бука обнаружены на большей части России, Причерноморье, Кавказе, Крыму, Карпатах. Таким образом вероятным местом этногенеза славян могут быть Белоруссия и северная и центральная части Украины. На северо-западе России (Новгородские земли) бук встречался ещё в средние века. Буковые леса в настоящее время распространены в Западной и Северной Европе, на Балканах, Карпатах, в Польше. В России бук встречается в Калининградской области и северном Кавказе. Пихта в естественной среде обитания не растёт на территории от Карпат и восточной границы Польши до Волги, что также позволяет локализовать родину славян где-то на Украине и в Белоруссии, если верны предположения лингвистов о ботаническом лексиконе древних славян.

Во всех славянских языках (и балтском) есть слово липа для обозначения одного и того же дерева, откуда следует предположение о перекрытии ареала распространения липы с родиной славянских племён, но из-за обширного ареала этого растения локализация размывается на большей части Европы.

Балтский и древнеславянский языки

Карта балтийских и славянских археологических культур III-IV вв.

Следует отметить, что районы Белоруссии и северной Украины относятся к зоне широкого распространения балтской топонимики. Специальное исследование российских филологов, академиков В. Н. Топорова и О. Н. Трубачёва показало, что в Верхнем Поднепровье балтские гидронимы зачастую оформлены славянскими суффиксами. Это означает, что славяне появились там позже балтов. Данное противоречие снимается, если принять точку зрения некоторых лингвистов на выделение славянского языка из общебалтского.

С точки зрения лингвистов по грамматическому строю и прочим показателям древнеславянский язык был ближе всего к балтским языкам. Общими являются, в частности, многие слова, не отмечаемые в других индоевропейских языках, в том числе: roka (рука), golva (голова), lipa (липа), gvězda (звезда), balt (болото) и др. (близкими являются до 1 600 слов). Само название балтские выводятся из индоевропейского корня *balt- (стоячие воды), имеющего соответствие в русском болото . Более широкое распространение позднего языка (славянского по отношению к балтскому) считается лингвистами закономерным процессом. В. Н. Топоров полагал, что балтские языки наиболее близки к исходному индоевропейскому языку, в то время как все другие индоевропейские языки отошли в процессе развития от изначального состояния. По его мнению протославянский язык представлял собой прабалтийский южно-периферийный диалект, который перешёл в праславянский приблизительно с V в. до н. э. и затем развился самостоятельно в древнеславянский язык .

Данные археологии

Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Славянские археологические культуры V-VI вв.

Карта балтийских и славянских археологических культур V-VI вв.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов славянскими, относится лишь к -VI векам , соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически:

  • Пражско-корчакская археологическая культура : ареал протянулся полосой от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы. Ареал ранней культуры V века ограничен южным бассейном Припяти и верховьями Днестра, Южного Буга и Прута (Западная Украина).

Соответствует местам обитания склавинов византийских авторов. Характерные признаки: 1) посуда - горшки ручной лепки без украшений, иногда глиняные сковороды; 2) жилища - квадратные полуземлянки площадью до 20 м² с печами или очагами в углу или же срубные дома с печью в центре 3) погребения - трупосожжения, захоронение останков кремации в ямках или урнах, переход в VI веке от грунтовых могильников к курганному обряду погребения; 4) отсутствие инвентаря в погребениях, встречаются лишь случайные вещи; отсутствуют фибулы и оружие.

  • Пеньковская археологическая культура : ареал от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра (территория Украины).

Соответствует вероятным местам обитания антов византийских авторов. Отличается так называемыми антскими кладами, в которых находят бронзовые литые фигурки людей и животных, расцвеченные эмалями в специальных выемках. Фигурки по стилю аланские , хотя техника выемчатой эмали пришла вероятно из Прибалтики (наиболее ранние находки) через провинциально-римское искусство европейского Запада. По другой версии эта техника развилась на месте в рамках предшествующей киевской культуры. От пражско-корчакской культуры пеньковская отличается, кроме характерной формы горшков, относительным богатством материальной культуры и заметным влиянием кочевников Причерноморья. Археологи М. И. Артамонов и И. П. Русанова признавали булгар -земледельцев основными носителями культуры, по крайней мере на её начальной стадии.

  • Колочинская археологическая культура : ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России). Примыкает на юге к пражской и пеньковской культурам. Зона смешивания балтских и славянских племён. Несмотря на близость к пеньковской культуре В. В. Седов относил её к балтской на основании насыщенности местности балтскими гидронимами , но другие археологи не признают данный признак этноопределяющим для археологической культуры.

Во II-III вв. славянские племена пшеворской культуры из Висло-Одерского региона мигрируют в лесостепные районы междуречья Днестра и Днепра, заселенные сарматскими и позднескифскими племенами, принадлежавшими к иранской языковой группе. Одновременно происходит перемещение на юго-восток германских племён гепидов и готов , в результате чего от нижнего Дуная до Днепровского лесостепного левобережья складывается полиэтничная черняховская культура с преобладанием славян. В процессе славянизации местных скифо-сарматов в Приднепровье формируется новый этнос, известный в византийских источниках как анты .

Внутри славянского антропологического типа классифицируются подтипы, связанные с участием в этногенезе славян племён различного происхождения. Наиболее общая классификация указывает на участие в формировании славянского этноса двух ветвей европеоидной расы: южной (относительно широколицый мезокранный тип, потомки: чехи, словаки, украинцы) и северной (относительно широколицый долихокранный тип, потомки: белорусы и русские). На севере зафиксировано участие в этногенезе финских племён (в основном через ассимиляцию финно-угров в процессе экспансии славян на восток), придавших некоторую монголоидную примесь восточнославянским лицам; на юге присутствовал скифский субстрат, отмеченный в краниометрических данных племени полян. Однако не поляне, а древляне определили антропологический тип будущих украинцев.

Генетическая история

Генетическая история отдельного человека и целых этносов отражена в разнообразии мужской половой Y-хромосомы , а именно её нерекомбинирующей части. Группы Y-хромосомы (устаревшее обозначение: HG - от англ. haplogroup) несут информацию об общем предке, но в результате мутаций видоизменяются, благодаря чему по гаплогруппам , или, другими словами, по накоплению той или иной мутации в хромосоме , удается проследить этапы развития человечества. Генотип человека, как и антропологическое строение, не совпадает с его этнической идентификацией, но скорее отображает миграционные процессы больших групп населения в эпоху позднего палеолита , что позволяет сделать вероятные предположения по этногенезу народов на их самой ранней стадии образования.

Письменные свидетельства

Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках VI века под именем склавинов и антов . Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века . Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды , о которых, без определения их этнических признаков, сообщали авторы позднеримского времени ( -II вв.). Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян.

Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII-III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассей реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). По вопросу этнической принадлежности милоградцев (геродотовских невров) мнения учёных разделились: В. В. Седов относил их к балтам , Б. А. Рыбаков видел в них праславян. Существуют также версии об участии скифов-земледельцев в этногенезе славян, основанные на предположении, что их название несёт не этнический (принадлежность к ираноязычным племенам), а обобщающий (принадлежность к варварам) характер.

В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат , Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом . Критически осмысливающий доступные сведения Страбон прямо заявил о белом пятне на карте Европы к востоку от Эльбы, между Балтикой и горной цепью Западных Карпат. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов .

Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, их влияние прослеживается в ранних памятниках киевской культуры (сначала классифицировалась как позднезарубинецкая), раннеславянской по мнению большинства археологов. По предположению археолога М. Б. Щукина именно бастарны, ассимилируясь с местным населением, могли сыграть заметную роль в этногенезе славян, позволив последним выделиться из так называемой балто-славянской общности:

«Часть [бастарнов] вероятно, осталась на месте и наряду с представителями других «постзарубинецких» групп могла принять затем участие в сложном процессе славянского этногенеза, привнося в формирование «общеславянского» языка некие «кентумные» элементы, которые и отчленяют славян от их балтских или балто-славянских предков.»

«Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю […] Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами [бастарны] и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.»

Некоторые историки строят гипотетические предположения, что возможно Птолемей упомянул среди племён Сарматии и славян под искажёнными ставане (южнее судинов) и сулоны (на правобережье средней Вислы). Предположение обосновывается созвучием слов и пересекающимися ареалами обитания.

Славяне и гунны. V век

Л. А. Гиндин и Ф. В. Шелов-Коведяев считают наиболее обоснованной славянскую этимологию слова страва , указывая на его значение в чешском «языческий погребальный пир» и польском «погребальный пир, поминки», при этом допуская возможность готской и гуннской этимологии. Немецкие историки пытаются вывести слово strava от готского sûtrava, означающего кучу дров и возможно погребальный костёр.

Изготовление лодок методом выдалбливания не является способом, присущим исключительно славянам. Термин моноксил встречается у Платона , Аристотеля , Ксенофонта , Страбона . Страбон указывает на выдалбливание как способ изготовления лодок в древности.

Славянские племена VI векa

Отмечая близкую родственность склавинов и антов , византийские авторы не привели никаких признаков их этнического разделения, кроме разных мест обитания:

«У обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы […] У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга […] И некогда даже имя у склавен и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [греч. рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну „спораден“, „рассеянно“, отдельными поселками.»
«Начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, всё же преимущественно они называются склавенами и антами.»

В «Стратегиконе», авторство которого приписывают императору Маврикию (582-602 гг.), содержатся сведения о местах обитания славян, согласующиеся с представлениями археологов по ранне-славянским археологическим культурам:

«Селятся в лесах или около рек, болот и озер - вообще в местах труднодоступных […] Реки их впадают в Дунай […] Владения славян и антов расположены сейчас же по рекам и соприкасаются между собой, так что между ними нет резкой границы. Вследствие того, что они покрыты лесами, или болотами или местами, поросшими камышом, то вообще часто бывает, что предпринимающие экспедиции против них, тотчас же на границе их владений принуждены остановиться, потому что все пространство перед ними непроходимо и покрыто дремучими лесами.»

Война готов с антами произошла где-то в Северном Причерноморье в конце IV века , если привязываться к смерти Германариха в 376 году . Вопрос об антах в Причерноморье осложняется точкой зрения некоторых историков, которые видели в этих антах кавказских аланов или предков адыгов . Однако Прокопий расширяет ареал обитания антов до мест к северу от Азовского моря, хотя и без точной географической привязки:

«Народы, которые тут живут [Северное Приазовье], в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утигурами. Дальше, на север от них, занимают земли бесчисленные племена антов.»

Прокопий сообщил о первом известном набеге антов на византийскую Фракию в 527 году (первый год правления императора Юстиниана I).

В древнейшем германском эпосе «Видсиде» (содержание которого восходит к -V вв.) в списке племён северной Европы упоминаются винеды (Winedum), но нет других названий славянских народов. Германцы знали славян под этнонимом венды , хотя нельзя исключить ситуации, что название одного из балтских прибалтийских племён, пограничных германцам, было перенесено ими в эпоху Великого переселения народов на славянский этнос (как это произошло в Византии с русами и этнонимом скифы ).

Письменные источники о происхождении славян

Цивилизованный мир узнал о славянах, отрезанных до того воинственными кочевниками Восточной Европы, когда они вышли к границам Византийской империи . Византийцы, последовательно отбивавшие волны варварских нашествий, возможно не сразу идентифицировали славян как отдельный этнос и не сообщали легенд о его возникновении. Историк 1-й половины VII века Феофилакт Симокатта называл славян гетами («так в старину называли этих варваров » ), очевидно смешивая фракийское племя гетов со славянами, занявшими их земли на нижнем Дунае.

Древнерусский летописный свод начала XII века «Повесть временных лет » находит родину славян на Дунае, там, где их впервые зафиксировали византийские письменные источники:

«Спустя много времени [после библейского Вавилонского столпотворения] сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне. Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота , от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя , назывались своим именем - славянами.»

Независимо этой схеме следует и польская летопись «Великопольская хроника», сообщая о Паннонии (римская провинция, прилегающая к среднему Дунаю) как родине славян. До развития археологии и лингвистики историки соглашались с дунайскими землями как местом возникновения славянского этноса, но теперь признают легендарный характер этой версии.

Обзор и синтез данных

В прошлом (советская эпоха) были распространены две основных версии этногенеза славян: 1) так называемая польская, выводящая прародину славян в междуречье Вислы и Одера; 2) автохтонная, под влиянием теоретических воззрений советского академика Марра . Обе реконструкции априори признавали славянскую природу ранних археологических культур на территориях, населённых в раннем средневековье славянами, и некоторую изначальную древность славянского языка, самостоятельно развившегося из праиндоевропейского. Накопление данных в археологии и отход от патриотически обусловленной мотивации в исследованиях привели к развитию новых версий, основанных на выделении относительно локализованного ядра формирования славянского этноса и распространении его путём миграций на сопредельные земли. Академическая наука не выработала единой точки зрения на то, где именно и когда произошёл этногенез славян.

Исследования генетиков также подтверждают прародину славян на Украине.

Как происходила экспансия ранних славян из региона этногенеза , направления миграции и расселение в центральной Европе прослеживаются по хронологическому развитию археологических культур. Обычно начало экспансии связывают с продвижением гуннов на запад и переселением германских народов в сторону юга, связанным в том числе с изменением климата в V веке и условиями сельскохозяйственной деятельности. К началу VI века славяне вышли на Дунай, где дальнейшая их история описана в письменных источниках VI века .

Вклад других племён в этногенез славян

Скифо-сарматы оказали некоторое влияние на формирование славян в силу длительного географического соседства, но их влияние согласно данным археологии, антропологии, генетики и лингвистики в основном ограничилось словарными заимствованиями и использованием лошадей в хозяйстве. Согласно данным генетики не исключены общие отдалённые предки у каких-то кочевых народов, именуемых общим названием сарматы , и славян в рамках индоевропейской общности, но в историческое время эти народы эволюционировали независимо друг от друга.

Вклад германцев в этногенез славян по данным антропологии, археологии и генетики незначителен. На рубеже эр регион этногенеза славян (Сарматия) был отделён от мест проживания германцев некой зоной «взаимной боязни» по словам Тацита . Существование необжитой области между германцами и праславянами Восточной Европы подтверждается отсутствием заметных археологических памятников от Западного Буга до Немана в первые века н. э. Наличие схожих слов в обоих языках объясняется единым происхождением из индоевропейской общности бронзового века и близкими контактами в IV веке после начала миграции готов от Вислы на юг и восток.

Примечания

  1. Из доклада В. В. Седова «Этногенез ранних славян» (2002 г.)
  2. Трубачев О. Н. Ремесленная терминология в славянских языках. М., 1966.
  3. Ф. П. Филин (1962 г.). Из доклада М. Б. Щукина «Рождение славян»
  4. Rostafinski (1908 г.). Из доклада М. Б. Щукина «Рождение славян»

С IX по XII включительно Киевская Русь заявила о себе во всеуслышание. О ней знала вся Европа, Византия, арабские страны.

До того, как мир узнал о , тысячелетиями славянские, финно-угорские, латышско-литовские племена разрозненно и малоприметно влачили свое существование. На бесконечных просторах лесостепей Восточной Европы эти никому неизвестные тогда племена занимались сельским хозяйством.

Как вообще появилась Киевская Русь? В данном случае речь идет о стихийном сближении племен-соседей, размножение в естественной среде, освоение новых территорий. То есть, нельзя сказать, что только усилиями одного единственного племени была создана Киевская Русь. Разрозненные племена сближались, учились говорить на «одном языке», защищали друг друга.

Конец III – начало II тысячелетия до н. э.: географические особенности северной части Европы позволяют развивать скотоводческое хозяйство. Но именно это служит и причиной появления первого социального неравенства. В те времена крупный рогатый скот был олицетворением богатства, а с появлением бронзы появилась и межплеменная торговля. Все это усиливает различия между отдельными представителями племен, появляется первое социальное неравенство.

Ссоры между вождями и их племенами были основаны на борьбе за пастбища и стада. Это в свою очередь приводило к расселению племен на самой Средней Волге.

Первая воловина II тысячелетия до нашей эры еще не знала славян. Племена медленно расселялись и спокойно занимались скотоводством.

В XV в. до н.э. уже не было мест, куда расселяться дальше, все лесостепи были заняты разрозненными племенами, которые теперь вели оседлый образ жизни, поставив в прерогативу земледелие. Учитывая, что теперь некуда было деваться, племена пытались найти общий язык с соседями, в прямом и переносном смысле. Таким образом, формировались общие для групп племен диалекты: на западе Европы распространились германские диалекты, центральная часть Европы была занята славянскими племенами, а на северо-востоке обосновались латышско-литовские общности. Тогда еще не было сплоченных народов, которые бы отличались языком, традициями, культурой, но именно эти три обособленные группы послужили базой для развития трех основных центров – германского, славянского и балтского.

Праславяне отмежевались от своих родственных племен приблизительно 4000 — 3500 лет назад, по мнению лингвистов. Ближайшими их соседями были балтийцы, германцы, дако-фракийцы, иранцы, иллирийцы, кельты и италики.


Праславяне жили и развивались в зоне лесостепи с полянами, озерами, болотами. Их окружали реки и озера, но не было выхода на море; они были защищены холмами и оврагами, но не высокими горами.

У лингвистов историков не было единого мнения относительно первичной области расселения праславян. Это могли быть и леса Среднего Поднепровья, и территория на Висле. Но археологические исследования помогли решить спор в пользу третьего варианта — объединения этих больших земель.

Таким образом, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы.

Прародители славян жили небольшими деревушками и занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой. Еще в ходу были орудия из камня – ножи, серпы, топоры, а бронзу в основном использовали для украшений.

Праславяне верили в переселение душ, потому умершего человека хоронили в позе эмбриона, как бы готовя его к следующему рождению.

Сильных социальных различий не было у славян. Отдельные регионы были богаче других, но не слишком.

Рубеж II — I тысячелетий до н.э. ознаменовался появлением плужного земледелия – это позволило позже экспортировать хлеб в Грецию. Но особенный прогресс случился после открытия железа. Раньше его привозили издалека, платили за него много и железо особенно ценилось. Сейчас же этот металл давал большие возможности.

В частности, не давали покоя воинственные и агрессивные киммерийцы, от которых приходилось обороняться. Появился любимый всеми образ богатыря-кузнеца, который выковывает сорокопудовый плуг и заставляет «Змея» (образ враждебного киммерица) пропахивать огромные борозды, держа врага в тисках кузнечных клещей.

Основной защитой славян от нападок вражеских племен были непроходимые болота, густые чащи лесов и глубокие рвы, хотя и крепости уже тоже начали возводить.

Когда Римская империя заявила о себе во всеуслышание, покорив германские племена, славянские земли стали для Рима близким соседом, с которым можно было уже торговать продуктами земледелия. Особенно торговля развернулась при Траяне. Это дало толчок развитию ремесла, появлению гончарного круга, ротационных жерновов, домницы для варки железа.

От Римской империи праславянская знать получала лакированную посуду, украшения, роскошные предметы быта.

Важным торговым центром стало место на Днепре. Это был будущий Киев.

Происхождение Руси

Как появилась Русь? До этого праславянские племена расселялись по территории Европы, обосновывались, защищались от вражеских племен, развивали свое земледелие, налаживали связи с соседями. Но о государственности речи еще не шло. Ее появление ознаменовалось 2 очень важными событиями:

  • Великое расселение славян (конец V — середина VI века). Славяне заселяют большую часть Византийской империи,
  • Основание Киева. Согласно легенде, Киев был построен тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Город был назван в честь старшего брата Кия.

Энтогенез - (происхождение) и общественный строй восточных славян (праславян) эпохи Великого переселения народов Раннего Средневековья

а) Рассмотреть начальный этап исторических событий конца V - первой половины VI в.н. как период Великого расселения славян в Восточной Европе:

Распад древне европейской языковой общности и выделение из нее балто-славянского (или протославянского) языка относится еще к первой половине 11 тысячелетия до нашей эры. Однако вычленение собственно праславянского языка большинство лингвистов относит только к VIIVI вв. до н.э. Обособление праславян как этнографического (археологического) целого связывают чаще всего с возникшими в V в. до н.э. на территории современной Польши подклешевой и поморской культурами.

В письменных источниках с начала христианской эры появляются отдельные упоминания праславян. В основном это сведения из географических описаний (Естественная история» Плиния Старшего, «Германия» Тацита, «География Птолемея, «певтингерова таблица»), а также титул римского императора Волусиана (251-253) «Венедский», данный ему за поход в Дакию. Праславяне фигурируют в этих упоминаниях как «венеды».

Гуннское нашествие и последующий уход кочевой волны на запад имели опустошительные последствия для Восточной и значительной части Центральной Европы. Это особенно проявляется с первых десятилетий V в. Остатки черняховского населения сохраняются в V в. только В верховьях Днестра и Южного Буга, отчасти в Прутско-Днестровском междуречье и, возможно, в Среднем Поднепровье, где отмечено сближение черняховцев с балтской (или балто-славянской) киевской культурой.

Именно в этих условиях происходит, вероятно, формирование собственно славян как особого этноса. Складывание общеславянского языка лингвисты относят к V столетию. Носители этого языка, в число которых первоначально не входили ни оставшиеся в Восточной Европе анты, ни жители северных польских земель, называли себя старым этнонимом 4словене - «говорящие».

С середины V в. начинается расселение славян на север от Нижнего Подунавья вдоль линии Карпатских гор. Здесь жили племена культуры карпатских курганов, представлявшие собой подвергшееся лишь слабой романизации туземное дакийское население. Судя по материалам поселений на Буковине, славяне во второй половине V в. местами жили вместе с ними, отчасти взаимно ассимилируясь. В этих восточно-карпатских областях, очевидно, и складывается пражская или пражско-корчакская культура, связанная со славянами (словенами) VI-VH вв.

С верховий Прута славяне, носители керамики пражского типа, расселяются в прилегающих областях бассейна Верхнего Днестра. Здесь еще жили черняховские племена. Некоторое время черняховцы, судя по археологическим данным, сосуществуют с пришельцами, даже в пределах одних поселений. Другим местным субстратом являлись расселявшиеся на черняховских землях киевские племена.

В результате смешения этих трех элементов в течение второй половины V в. формируется пеньковская (пражскопеньковская) культура. Она надежно связывается со славяноязычными антами VI - VH вв.

Третья группа славяноязычного населения оформляется в результате ассимиляции праславянами германцев и балтов на севере, - видимо, в Великой Польше между Вислой и Одером. Эта группа, видимо, сохраняла еще этноним «венеды», прилагаемый к ее потомкам германцами и прибалтийскими финнами. Во всяком случае, Иордан, перелагающий Кассиодора, сообщает от трех этносах, произошедших от древних венедов - собственно венедах, словенах и антах.

В конце V - начале УI в. возникает первое поселение (возможно, уже укрепленное) на Старокиевской горе. Оно стало передовым форпостом антского расселения в Поднепровье, хотя уверенно начинать отсюда историю города Киева проблематично. В Среднем Поднепровье антское расселение захватило южную область древней киевской культуры. Существуют разные точки зрения на степень участия «киевских» племен в сложении пеньковской культуры, но само это участие сомнений не вызывает. Особенно это касается пеньковских памятников УI в. на левобережье Днепра. Их основные культурные черты, видимо, складываются в Поднепровье в конце V в., в процессе синтеза «киевских» И пришедших с запада элементов.

На основной территории киевской культуры в Подесенье и Верхнем Поднепровье к концу V в. на основе предшествующей сложилась новая колочинская культура. Высказывалось мнение о ее славянской принадлежности, связанное с гипотезой о славянской принадлежности и самих киевских памятников. Однако колочинская культура гораздо теснее связана с балтской культурой Тушемли-Банцеровщины в Верхнем Поднепровье и прилегающих областях, чем с пражско-пеньковскоЙ. Влияние последней вполне объяснимо межкультурными контактами. В целом колочинская культура входит в восточно-балтскую культурную область.

О социальном устройстве праславянского общества к середине V в. судить трудно. Единственным реальным источником для нас являются данные языка, позволяющие выделить древние общеславянские термины, обозначающие социальные реалии, и ранние заимствования социальной терминологии из других языков. Данные этнографии отражaют естественно, реальность гораздо более позднего периода.

К древности они могут применяться лишь в сопоставлении с археологическим материалом. Последний же из-за полиэтничного характера культур IV - первой половины V в. имеет для изучения социального строя праславян вспомогательное значение.

Тем не менее, сопоставляя данные археологии и языка, можно сделать некоторые общие выводы о характере славянского общества. Славяне жили в условиях племенного строя. Основной ячейкой общества была община, в основе устройства которой лежало представление о кровном родстве.

Однако уже существовала община, основанная на взаимном соглашении (а не на родстве) - мир. Она могла включать как одно поселение, так и несколько. В последнем случае община сближалась по характеру с племенем. Господствующим в славянском словоупотреблении применительно и к племени, и к общине было, кажется, слово «род».

Праславяне жили на неукрепленных поселениях деревенского типа (веси, села). Строили они и укрепленные «грады, становившиеся убежищем на случай опасности. В обществе существовало социальное неравенство. С древнейших времен было известно патриархальное рабство (термин раб индоевропейского происхождения); рабами становились пленники. Возможно, еще в балто-славянскую эпоху сложилось деление свободных общинников на людей» (полноправных) и смердов (неполноправных; термин имел уничижительное значение). В эпоху племенного строя смердами могли именоваться представители покоренных племен, сохранившие личную свободу и общинную организацию, но обязанные повинностями победителям.

В условиях того периода грань между людьми и смердами с неизбежностью была очень хрупка; в случае же подчинения праславян иноплеменниками она вообще стиралась.

Отдельные племена постепенно объединялись в племенные союзы. Славянское название для таких объединений, промежуточных между «словенским языком» в целом и отдельными «родами», неизвестно.

б) Рассмотреть второй этап в истории славянского общества, как время начало сложения государственности - Киевская Русь в Среднем Поднепровье (VI-VII вв) создания политического объединения союза славянских племен «РОС» или «РУС» - «народ богатырей» («суперсоюз» четырех крупных союзов славянских племен - середина VI вв. н.э. Время начала династий киевских князей Среднего Поднепровья, как события доворяжского периода трех братьев - Кие, Щеке и Хориве. Основание Киева, как центра племенного объединения полян.

Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля и кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала», составленный, по всей вероятности, киевским монахом Нестором около 1113 г. Нестор использовал более ранние русские летописи, народные сказания, памятники византийской и западнославянской письменности. Он производил и специальные изыскания по некоторым вопросам русской истории.

Далее Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.

Первый этап сложения Киевской Руси (на основании уцелевших фрагментов "Повести временных лет" Нестора, подкрепленных, как мы видели, многочисленными материалами V-VII веков и ретроспективно источниками XII века) рисуется как сложение мощного союза славянских племен в Среднем Поднепровье в VI веке нашей эры, союза, принявшего имя одного из объединившихся племен - народа РОС или РУС, известного в VI веке за рубежами славянского мира в качестве "народа богатырей".

Таким образом, первым историческим событием на пути создания Древнерусского государства Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг и было занесено даже в Армению. Неизвестно, существовал ли действительно князь по имени Кий или это только эпическое имя, образованное от города Киева и относящееся к какому-то князю, жившему приблизительно во времена Юстиниана. Но несомненно, что киевский летописец уловил очень важный рубеж в истории восточного славянства, отметив складывание союзов племён, появление князей, повелевавших значительными массами соплеменников, строительство крепостей -- градов, из которых впоследствии развились феодальные замки или города.

Исторический путь дальнейшего развития славянских племен Восточной Европы был намечен и предопределен ситуацией VI-VII веков, когда русский союз племен выдержал натиск кочевых воинственных народов и использовал свое выгодное положение на Днепре, являвшемся путем на юг для нескольких десятков северных племен днепровского бассейна. Киев, державший ключ от днепровской магистрали и укрытый от степных набегов всей шириной лесостепной полосы ("и бяше около града лес и бор велик"), стал естественным центром процесса интеграции восточнославянских племенных союзов, процесса возникновения таких социально-политических величин, которые уже выходили за рамки самой развитой первобытности.

Вторым этапом исторической жизни Киевской Руси было превращение приднепровского союза лесостепных славянских племен в "суперсоюз", включивший в свои фаницы несколько десятков отдельных мелких славянских племен (неуловимых для нас), объединенных в четыре крупных союза. Что представлял собою союз племен в IX веке, мы можем видеть на примере вятичей: здесь самостоятельно, изнутри рождались отношения господства и подчинения, создавалась иерархия власти, устанавливалась такая форма взимания дани, как полюдье, сопряженная с внешней торговлей, происходило накопление сокровищ. Примерно такими же были и другие союзы славянских племен, имевших "свои княжения".

Связывая возникновение Киева с началом восточнославянской государственности, летописец Нестор записал народное предание о трех братьях -- Кие, Щеке и Хориве, основавших в земле “мудрых и смысленных” полян город и назвавших его в честь старшего брата Киевом. Чтобы рассеять сомнения в достоверности личности Кия Нестору пришлось произвести свое собственное разыскание, согласно которому Кий являлся полянским князем, ходил в Царьград и был с почестями принят византийским императором.

Долгое время этот летописный рассказ, отношение последователей к которому (как в плане достоверности, так и в плане славянского происхождения Кия и его братьев) чаще всего было скептическим, являлся единственным источником в решении вопроса о времени происхождения Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию летописи о славянстве Кия) основание Киева сарматам, готам, гуннам, аварам, норманнам. Так, В.Н. Татищев писал: “Кий, Щек, Хорив и Лыбедь имена не славянские, но видится сарматские, ибо и народ до нашествия славян был сарматский”. Само имя Киев происходит от сарматского слова “кивы”, что значит каменные горы. Известия об основании города князем Кием, согласно историку, являлись измышлением летописца, проистекающим “от незнания сего имени”. Возникновение Киева В. Н. Татищев относил ко времени до “пришествия Христова”.

Процесс классообразования, шедший в каждом из племенных союзов, опережался процессом дальнейшей интефации, когда под властью единого князя оказывалось уже не "княжение", объединявшее около десятка первичных племен, а несколько таких союзов - княжений. Появлявшееся новое грандиозное объединение было в прямом, математическом, смысле на порядок выше каждого отдельного союза племен вроде вятичей.

Очевидно, русь (по Нестору «поляне, ныне называемые русью») стояла во главе племенного союза, сложившегося в Среднем Поднепровье, её имя постепенно вытеснило имена других племён и распространилось уже в VI--VII вв. почти на всю лесостепную полосу Восточной Европы, занятую славянскими земледельческими и оседавшими на земле неславянскими кочевыми племенами.

Вывод:

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

В конце V в. происходят два взаимосвязанных события, которые являются ответами на вопрос летописца-монаха Киево-Печерского монастыря Нестора: “Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть”? (“Повесть временных лет”):

  • 1. Великое расселение славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали у Византии половину ее территории.
  • 2. Основание Киева на Днепре во время княжения Кия. Город играл особую роль в жизни славянского мира. Почему? Все крупные реки днепровского бассейна сходились к Киеву, стоящему на высокой горе. Реки Березина, Сож, Припять, Десна несли свои воды сюда, в Днепр. Бассейны этих рек охватывали земли древлян, кривичей, радимичей, северян. И все это пространство, все пути из него на юг “в греки”, к Черному морю запирались крепостью на Киевской горе. Другими словами, князь Кий стал хозяином реки Днепр и всех его притоков.

Большое историческое значение имела Киевская Русь и для многих неславянских народов. Передовые достижения Руси в области общественного, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, эстов, карелов, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически консолидировалась в составе Древнерусского государства.

Земли, отделенные Саном на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Карпатами на юге, имеют исключительное значение в древней истории Украины. Лингвистические и археологические исследования утверждают, что именно здесь находилась прародина славян. Как же формировался праславянский этнос, где находились источники его культуры.

К середине II тыс. до н.э. завершилось передвижения и расселения большинства индоевропейских племен. Пора спокойных и стабильных отношений, начали складываться новые этнические сообщества. Примерно с XVI в. до н.э., именно

во времена расцвета бронзового века, земли, расположенные к северу от Карпат, были заселены родственными между собой племенами, которых, по мнению многих ученых, уже можно считать праславянами, — предками восточных и западных славян, их происхождение связывают с консолидацией части племен, которые еще в начале П тыс. до н.э. отделились от большого индоевропейского массива. Праславяне говорили на одном или несколькими близкими языками, их материальная культура и верования имели много общих черт. Но новообразованная сообщество, которое археологи назвали тшинецкая — Комаровский культурой, не была однородной. Занимая большое пространство между реками Одером и Днепром, Припятью и Карпатами, она вобрала в себя различные этнические и культурные элементы других индоевропейских и неиндоевропейских племен. Так, в северной и северо — восточной частях ареала своего распространения, в бассейнах Припяти, Верхнего Днепра и Десны праславяне контактировали с прабалтов и праугро — финнами. Более юге, на Западном Подолье, Приднестровье и Углу была сильное взаимодействие с прафракийцямы, праиллирийцямы и индоиранцы. Часть этих племен, влившись в основной праславянский массив, была ассимилирована последние, но предоставила своеобразного окраску отдельным районам огромной праславянского сообщества. Историю праслевьян можно условно разделить на два периода: ранний и поздний.

Ранний период праславянского истории был временем первоначальной консолидации протословьянських, в основном индоевропейских племен. Этот довольно спокойный, без больших войн и вражеских вторжений период праславянского истории длился примерно 500 лет и занимал всю вторую половину II тыс. до н.э. (с XV ] по X в. до н.э.). Его археологическими соответствиями в Украине были тшинецкая, Комаровский и белогрудовской культуры.

Племена тшинецкая и комаровской культур жили тшинецкая в неукрепленных поселках, расположенных на высоких берегах рек и озер. Для строительства наземных и полуземляночного жилья широко использовали дерево. Деревянный каркас служил основой для стен из бревен или плота и двускатной крыши, крытого камышом. Земляной пол излагалась глиняными вальками и обмазывалась глиной. В жилищах проживало 10-15 человек, то есть одна большая семья. Такие жилища обнаружены на хорошо исследованном поселении восточнотшинецкой культуры вблизи с. Пустынка над Днепром на Черниговщине. Все поселение состояло из 35 жилых, хозяйственных и культовых зданий, которые были размещены вдоль берега двумя рядами, образуя улицу. На этом поселении проживало примерно 300 человек. Несколько иной тип жилья существовал на юге — на Поднестровье и Прикарпатье, где жили носители комаровской культуры. В с. Комаров вблизи Галича, над г. Луквой исследовано поселение, состоявшее из 20 наземных жилищ. Это были большие прямоугольной формы однокамерные помещения, основа которых излагалась из камня, а стены — из дерева. В одном из таких жилищ пол был покрыт плотным слоем глины, в углу находилась печь, а вдоль стен стояли большие сосуды, до половины вкопанные в землю. Вспомним теперь поселения и жилища первых земледельцев — трипольцев, и увидим много общего и в планировании и расположении поселков, и в конструкции жилищ, хотя эти две великие культуры отделены время в одну тысячу лет.

Праславяне были земледельцами и скотоводами. Эти две отрасли хозяйства были сбалансированными, что присуще украинской деревни и более позднего времени. Этому способствовали и природные условия. Климат был близок к современному — на смену холодному и сыром периода во второй половине III тыс. до н.э. и в начале II тыс. до н.э. в Европе наступил относительно сухой и теплый период, который длился в течение II тыс. до н.э. Край, где жили праславяне, был богат плодородные почвы и пышные луга, с севера подступали густые леса.

Земледелие было пахотным, с применением тягловой силы, очевидно, быков. Остатки деревянных рал пизньобронзовои суток найдены в торфовишах на Черниговщине и Сумщине. Выращивали пшеницу двух сортов, ячмень, просо. О занятиях земледелием свидетельствует большое количество земледельческих орудий: кремневых и бронзовых серпов, каменных и костяных мотыг, зернотерок, розтирачив, посуды для хранения зерна — зерновиков, многочисленные отпечатки зерен в глиняной обмазке, ярко выраженные земледельческие культы и верования.

Скотоводство было приселищним. Выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, коз. Домашние животные обеспечивали вспашку полей и перевозки грузов, давали кожу, мех и шерсть для одежды, молоко, сыр, масло и мясо для стола, рога и кости для орудий. Развитыми были прядение и ткачество — это подтверждено находками большого количества прясел и костяных гребней для расчесывания пряжи.

Существовало и общинное ремесло. Изготовлением каменных и кремневых орудий — серпов, топоров, тесла, наконечников стрел — занимались мастера -профессионалы. Часто их мастерские были узкоспециализированными — в них производили орудия только одного типа. Значительное место в хозяйстве занимало гончарство. Посуда, как и в прошлые эпохи, лепился вручную, без ротационного гончарного круга, но на твердой деревянной основе. Применялись особые технологические приемы: для увеличения температуры обжига примешивали в керамическое тесто толченый пережженный кремень или гранит, покрывали поверхность посуды тонким слоем особой глины, которая после обжига делала посуду водонепроницаемым. Обжигали посуду на открытом огне, хотя с доказательства существования простых гончарных печей. Керамика тшинецкая — комаровской культуры поражает богатством форм и орнаментации. Гончары изготовляли различного размера тюльпаноподибной горшки, миски, двуручные вазы, дзбанки, кружки, кубки. В эпоху бронзы уже исчезло замечательное искусство керамического росписи, которое существовало в энеолите. Появились новые способы орнаментации. Посуда теперь чаще украшают вытесненными в еще сырой поверхности горизонтальными и вертикальными полосами и насечками, заштрихованными треугольниками, косыми и волнистыми линиями, каннелюрами, изображениями круга и креста. Как и в предыдущие сутки, много орнаментальных мотивов мало магическое значение.

Хотя праславяне и пользовались бронзовыми орудиями и украшали себя бронзовыми и даже золотыми украшениями, местная металлообрабатывающая дело не получило е достаточного развития. А, может, и не было необходимости в этом — ведь недалеко, за Карпатами, существовал мощный карпато — дунайский металлургический центр, и большинство металлических изделий поступала путем обмена именно оттуда, от племен, которые были лучшими металлургами в эпоху бронзы во всей Европе.

Погребальные обряды в тшинецкая — Комаровский племен были разнообразными. Такое разнообразие вызвано тем, что праславяне как историческая общность сформировались из разных племен, среди которых были и потомки трипольцев, и племена культур шнуровой керамики, и прафракийци и неиндоевропейских племена. Над умершими насыпали курганы или прятали их на грунтовых могильниках, ничем на поверхности не обозначенных. Одновременно с захоронением умерших в скорченном или вытянутом положении существовала — и кремация (трупосожжения) — обряд, который был известен в нашей стране уже племенам трипольской культуры. Иногда покойников окружали своеобразной оградой из камней или толстых дубовых бревен. Советов с захоронением или над ним разжигали большие костры и насыпали могилу. Такие курганные могильники, которые были, очевидно, родовыми кладбищами, исследованы на Поднестровье (в селах Комаров, Вихторив, Буковна), в холме Карпат (в селах Стопчатов и Кульчицы), на Волыни (в селах Иванья, Дитиничи, Скирче). На грунтовых могильниках умерших хоронили в гробницах, сложенных из каменных плит. Праславяне верили в потусторонний мир и клали в могилу оружие и орудия, украшения и посуду с едой. Некоторые захоронения достаточно богатыми, возможно, ЦС захоронения родовой знати, например в Комарове, где в одном из курганов обнаружены остатки дубовой ящика, в которой лежали бронзовые шпилька, браслет и ожерелье с золотыми подвесками, или курганы с Иванья, где найдено парадное оружие: кинжалы, топоры, которые были отличия знатности и власти. Встречаются и гораздо скромнее захоронения, без украшений, оружия или орудий, даже без посуды. Например, в одном из курганов Комаровского могильника рядом со скелетом найдено только каменную зернотерку.

» Княжеский » захоронения открыто археологами на могильнике близ села Иванья на Волыни. Ученым удалось примерно реконструировать погребальный обряд. Сначала в большой могильной яме похоронили остатки кремации человека с посудой, бронзовыми и золотыми украшениями и прекрасным бронзовым кинжалом. В этой же яме, сбоку, захоронили останки кремации женщины, тоже с бронзовыми браслетами и посудой. Над ямой было разложено большой костер и осуществлено еще одно тилоспалсння — здесь найден обгоревший скелет взрослой женщины с бронзовыми браслетами на руках и ногах, булавкой на груди и миской у колен. А уже на пепелище похоронен скрюченными две молодые женщины с бронзовыми украшениями. Возможно, здесь был похоронен вождя рода или даже племени вместе с двумя женами и двумя рабынями. Описанное и другие подобные захоронения комаровской и тшинецкая культур является свидетельством ритуального убийства женщин на могиле мужа — патриарха.

Погребальные памятники тшинецкая и комаровской культур свидетельствуют о существовании у праславян одного из древнейших культов, возникший еще во времена родового строя — культа умерших, культа предков. Культ предков у праславян конце бронзового века становится насыщенным богатой обрядностью и продолжает существовать независимо от способа захоронения — то были обычные грунтовые могилы, или захоронения под курганами, или кремация. У праславян в тшинецкая и Комаривский культурах вновь возрождается тилоспалювальний погребальный обряд (кремация), который в III тыс. до н.э. был уступил ингумацийним (тилопокладним) погребением. Кремация как способ погребения человека имеет глубокие корни.

Одни ученые считают, что местом зарождения ритуала трупосожжения были Месопотамия и Палестина V — III тыс. до н.э., однако новые археологические исследования свидетельствуют, шо сожжение умерших практиковалось в Центральной Европе уже в VIII — VI тыс. до н.э., конце мезолитической и в начале неолита. Не исключено, что центра происхождения этого обычая не было, и он возник конвергентно в разных районах. Важно то, что формировался обряд кремации все же в среде земледельцев и уже существовал среди неолитического земледельческого населения на западе Украины в V тыс. до н.э. Именно в этом регионе, на Поднестровье, Закарпатье, Западной Волыни и Полесье, кремация последовательно практиковалась на протяжении всех эпох вплоть до раннего средневековья включительно. Возникновение обряда сожжения покойников, очевидно, связано с земледельческими культами солнца как основной життетворчои силы, огня — стихии, которая очищает и обеспечивает от зла ​​, и неба, где хранятся запасы еще одной жизненной стихии — воды и куда вместе с освобожденной от тела душой поднимается дым погребального костра. Но одновременно кремация могла иметь и другие основания — страх перед мертвыми и возможность того, что они будут вредить живым.

Кроме культа предков, который был частью религиозных представлений, в ранних праславян огромное значение имели земледельческие культы и верования. Это был целый комплекс обрядов, связанных с аграрной магией, культом огня, домашнего очага и домашних животных. Существовал летний, календарный цикл праздников. Действа происходили в особых, предназначенных для этого местах и зданиях. Такие здания -святилища обнаружены археологами на многих праславянских поселках Украины. Они отличались от остальных жилых и хозяйственных построек своей архитектурой. Внутри находились вещи, связанные с земледелием: серпы, зернотерки, обгоревшее зерно, глиняные модельки буханки хлеба, посуда особых форм, вылепленный из глины с примесью зерен и украшен растительным орнаментом. В других подобных культовых сооружениях находили человеческие кости, ямки с остатками кремации, кострища. Возможно, это были специальные храмы, » дома мертвых «, где над умершими совершали обряды, хранили их кремированы остатки, проводили поминальные пиры.

Обрядовые действа происходили в поселках не только в святилищах, но и на открытых больших жертвенниках на высоких берегах рек. Жертвенники выглядели круга, выложенного из каменных плит, что могло символизировать солнце. Внутри круга в углублении горели священные костры. Сюда приносили различные пожертвования, в том числе и животных.

У праславян, как и во многих других раннеземледельческих культур, существовал обычай совершать определенные культовые церемонии при закладке жилья, а также и всего поселения. Чаще всего это были жертвоприношения — археологами найдены горшки с пережженными костями, черепа, кости и скелеты животных, спрятанные под полом жилища. Осуществлялись и человеческие жертвоприношения, о чем также свидетельствуют археологические материалы, исторические письменные источники, а также легенды и сказки. Отголоски этого обряда, должен был обеспечить счастливую судьбу жилья и людей, которые будут жить в нем, существовали еще до недавнего времени в Украине, в частности на Гуцульщине.

Культы и верования ранних праславян, которые вобрали в себя основные земледельческие аграрно — магические представления трипольских племен и их потомков, в конце эпохи бронзы уже начали формироваться в сложную мировоззренческую систему — славянское язычество.

В конце II тыс. до н.э. в эпоху поздней бронзы праславяне уже полностью разделились на две части: западную — предков западных славян и восточную — предков восточных славян. Большая тщы донецком -Комаровский культура в Украине в XIII -XII вв. до н.э. перерождается в несколько отдельных новых культур. Одной из них была праславянский белогрудовской культура (название происходит от названия Билогрудивськош леса возле Умани). Носители этой культуры в XI — IX сг. до н.э. занимали лесостепную полосу Правобережной Украины от Збруча до Днепра, концентрируясь на Восточном Подолье в районе современного города Умани. Очевидно, здесь был центр племенного объединения. Так же, как и их предки, » билогрудивци » были земледельцами и скотоводами, имели подобное хозяйство и быт. Но больше стали использоваться бронзовые орудия, не только завезенные, но и изготовленные в местных мастерских. Исторически важное значение имеют обнаруженные на белогрудовской поселках следы железоделательного производства. Это уже свидетельствует о начале новой, железного века в Украине.

У племен белогрудовской культуры существовали выразительные культы солнца и огня, которые возникли в среде оседлых земледельческих племен еще со времен трипольской культуры. С этими культами связаны особые культовые сооружения — пепелища. Это большие, искусственно насыпаны холмы из пепла, расположенные неподалеку древних поселков на высоких, заметных местах, иногда на водоразделах. Здесь несколько раз в год при собрании всей общины разжигали огромные ритуальные костры в честь солнца (или персонифицированного бога солнца, аналогичного позднем Дажбогу). Праздники проходили в определенные дни — возможно, во время весеннего и летнего солнцестояния — на Ивана Купала. Зажигали костры от » живого огня», добытого трением, приносили жертвоприношения — в ​​пепелищах найдено особый вотивные посуда с изображениями креста в круге — древнего символа солнца и огня, ритуальные глиняные предметы: модельки буханок хлеба, зерен, фигурки животных. В жертву приносили животных и даже иногда людей — в пепелищах обнаружены человеческие кости и целые скелеты. Пережитки именно этих жертвоприношений до сих пор существуют в Украине в виде сжигания соломенных чучел на Купала.

Обычай устраивать пепелища был известен и южным соседям праславян — пивничнофракийським племенам, которые жили за Днестром и Прутом.

Праславянские пепелища были проявлением древнего, общего для индо — европейцев культа священного очага и солнца, отголоски которого сохранился во многих европейских народов до сих пор.

Теги: ,

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной

Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен - название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по берегам Припяти - древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря - уличи и тиверцы, по Оке - вятичи, в западных областях современной Украины - волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины - дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне - северяне, по реке Сож, притоку Днепра, - радимичи, вокруг озера Ильмень - ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он показывает полян. К северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения

термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!