Правило на ться и тся. Правописание ться и тся в глаголах

Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.

Правило в одну строчку: чтобы написать в неопределённой форме глагола мягкий знак, нужно задать вопрос "что делать?" или "что сделать?", например: смеяТЬСЯ (что делать?) - он смеёТСЯ (что делает?).

Кажется, всё понятно! Однако на практике выходит иначе: ошибки на ТСЯ-ТЬСЯ допускают и школьники, и взрослые. Попробуем выяснить, что мешает применять такое "простое" правило.

Главная причина ошибок – смешение глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица настоящего или будущего времени. Чтобы преодолеть эту причину, нужно учитывать фонетические, морфологические и синтаксические особенности.

Рассмотрим фонетические особенности ряда глаголов. Сравните: боЯтся - боЯться, встрЕтится - встрЕтиться (для удобства место ударения обозначаем прописной буквой). При произношении эти глаголы не отличить друг от друга, потому что место ударения одинаковое и звуковой состав тоже.

Приведём для сравнения их транскрипцию и убедимся в сходстве:

боятся [бΛj"Ацъ], звуков 6, букв 6,

бояться [бΛj"Ацъ], звуков 6, букв 7,

встретится [фстр"Эт"ицъ], 9 звуков, букв 10,

встретиться [фстр"Эт"ицъ], 9 звуков, букв 11.

Часто глаголы и имена существительные произносятся одинаково: родниковая водица – не надо с ним водиться; рябенькая курица – гейзер курится. Иногда доходит и до курьёзов! Например, в тексте диктанта говорилось о медведице с тремя медвежатами. Ученик слово «медведица» пишет «медведиться». Слова созвучны, но совсем не похожи. Разное правописание слов выявляет орфограмму, опознавательный признак которой – [ца] на конце слова.

Есть глаголы, у которых формы совпадают частично. Глаголы «учИться» и «Учится» отличаются только местом ударения. Глаголы «пугАться» и «пугАется» имеют одинаковое ударение и разный звуковой состав.

Можно найти и такие глаголы, у которых нет никаких совпадений: «пробИться» и «пробьЁтся», «борОться» и «бОрется».

Глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ имеют ещё несколько особенностей.

Во-первых, они употребляются с отрицательной частицей НЕ (Солнцу через густой лес НЕ пробиться. В одиночку биться НЕ годится.).

Во-вторых, глаголы могут стоять очень далеко от того слова, от которого задаётся проверочный вопрос (Мы решили дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.).

В-третьих, глаголы используются в роли сказуемых в разных по составу предложениях: в двусоставных (Орланы стали кружиться над поляной. Снег искрится, сверкает на солнце.) и односоставных безличных (Стало смеркаться. Приходится отказываться от маршрута.).

И, наконец, глаголы в неопределённой форме выступают в роли второстепенных членов предложения: дополнения (Скитания по тайге приучили меня [к чему?] разбираться в следах.), определения (Все усилия [какие?] пробиться сквозь дебри оказались напрасными.), обстоятельства (Мы ехали на дачу [зачем?] избавиться от хлама.).

Теперь давайте правильно ставить вопросы к глаголам и учиться различать ТСЯ и ТЬСЯ в предложениях. Одной чертой подчёркнуты слова, от которых задаётся вопрос, курсивом выделены глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ.

Солнцу (что сделать?) через густой лес не пробиться .

В одиночку биться не годится (что делать?).

Мы решили (что сделать?) дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.

Орланы стали (что делать?) кружиться над поляной.

Стало (что делать?) смеркаться .

Снег (что делает?) искрится , сверкает на солнце.

Приходится (что делать?) отказываться от маршрута.

Скитания по тайге приучили меня (что делать?) разбираться в следах.

Все усилия (что сделать?) пробиться сквозь дебри оказались напрасными.

Мы ехали на дачу (что сделать?) избавиться от хлама.

ТРЕНИРОВКА

Не все чешуйки укатят..ся бог весть куда. Мой лыжный след уже золотит..ся от насыпавшихся в него чешуек. Тот снег, что присыпан берёзовыми веснушками, сохранит..ся дольше. Столбики снега под рыжими шляпками оплавят..ся и истончат..ся.

Так куда же отправит..ся, чтобы отыскать самых первых вестников весны? Весна сначала поселяет..ся в лесу. Уже и поля все очистят..ся от снежного покрывала, и на лугах пробьёт..ся первая робкая трава, а в лесу всё ещё лежит снег. Здесь прячет..ся зима от тёплых лучей весеннего солнца.

Можете решить тест на выявление уровня приобретенных умений: http://ruslit.ioso.ru/testing.htm

Литература

Фитковская Е.И. Изучение правописания глаголов на "ТСЯ" и "ТЬСЯ" с учётом вариантов орфограммы / Русский язык в школе. - 1985. - №5.

САМОПРОВЕРКА

Не все чешуйки (что сделают?) укатятся бог весть куда.

Мой лыжный след уже (что делает?) золотится от насыпавшихся в него чешуек.

Тот снег (что сделает?), что присыпан берёзовыми веснушками, сохранится дольше.

Столбики снега под рыжими шляпками (что сделают?) оплавятся и истончатся .

Так куда же (что сделать?) отправиться , чтобы отыскать самых первых вестников весны?

Весна (что делает?) сначала поселяется в лесу.

Уже и поля (что сделают?) все очистятся от снежного покрывала, и на лугах (что сделает?) пробьётся первая робкая трава , а в лесу всё ещё лежит снег.

Здесь (что делает?) прячется зима от тёплых лучей весеннего солнца.

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».

В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».

И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

На сегодня урок закончен, до свидания!

Правописание глаголов на ТЬСЯ и ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся с порядком действия при выборе правильного написания –тся и -ться в глаголах;

Задачи: 1) отрабатывать способ действия при выборе написания –ться и –тся, провести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: карточки, учебник, алгоритм;

Тип урока: урок умений и навыков.

Ход урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи. Эту работу вы выполните в парах.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Индивидуальная работа (1 ученик с каждого ряда).

Карточка№1

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Решаешь, думаешь, кричит, моем, мчатся, опаздываем, возят, поливает, смеётся.

Карточка №2.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Запряч…, сила…, печ…, привле…, скрипа…, дач…, спряч…, кала…, стере…, гра…, запря…, зада…

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

«Правописание –ться и –тся в глаголах» .

Цель нашего урока- научиться правильно писать данные слова

А для этого нам нужно:

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

От чего зависит написание -тся, -ться? (От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Запомните правило-помощник:

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!
А теперь давайте закрепим данное правило

Друзья (что делают?) познают(...)ся (3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боит(...)ся (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаёт(...)ся (3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валит(...)ся (3-е л.)

Несчастья (что делать?) боят(...)ся (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видат(...) (неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит(...)ся (неопр. ф.)

За всё (что делать?) брат(...)ся (неопр. ф.) – ничего не сделать.

Вопрос:

Запишите пословицы, раскрывая скобки и обозначая изученную орфограмму.

Инструктаж:

1. Внимательно прочитайте пословицы.

2. Спишите пословицы, используя различные способы выбора орфограммы, раскройте скобки.

3. Устно сформулируйте значение поговорок.




Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться .

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Учиться Учится

Трудиться Трудится

Работа с учебником.

Групповая работа .

Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.

    Проявлять стремление

    Испытывать волнение

    Допускать ошибки

    Принять решение

    Чувствовать радость

    Выражать удивление

    Приветствовать друга

1 группа- упр. 464; 2 группа- упр. 466.

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягкий знак (где нужно, 2 группа).

Проверим ваши знания. Вам нужно исправить ошибки в тексте.(с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя. А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Самопроверка.

Подведение итогов урока.

Рефлексия урока

Рефлексия по вопросам:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Оценить то, как вы усвоили материал

Я не допустил ни одной ошибки.

Я ошибался 1-3 раза.

Я ошибался более 3 раз.

Я не понял материал.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Домашнее задание.

Составь текст о весне, используя глаголы с -тся. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!