Правописание глаголов ова ева ыва ива. “ИВА”, “ЕВА” суффиксы в глаголах

Правописание суффиксов различных частей речи кроме -Н-/-НН- входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 10).

Правописание суффиксов существительных

В существительных чаще всего проверяется правописание суффиксов -ЕК-/-ИК-. Суффиксы -ОК- и -ОН- пишутся единственным образом.

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Если поставить существительное в родительный падеж единственного числа, и гласная в суффиксе исчезла, то в слове пишется суффикс -ЕК-. Иначе – суффикс -ИК-.

Например:

  • Ключик – суффикс -ИК-, так как в родительном падеже единственного числа «ключика» гласная в суффиксе не пропадает.
  • Замочек – суффикс -ЕК-, так как в родительном падеже единственного числа «замочка» гласная в суффиксе пропала.

Суффиксы -НИК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ИН-, -ИЦ-, -ЕЦ- можно проверить таким же способом.

Правописание суффиксов прилагательных

В прилагательных чаще всего проверяется написание суффиксов -К-, -СК- и -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-/-ИВ-.

Правописание суффиксов -К- и -СК-

Если прилагательное качественное (т.е. оно имеет степени сравнения) или оно образовалось от существительного с основой, заканчивающейся на К, Ч или Ц, то пишется суффикс -К-. Иначе пишется суффикс -СК-.

Например:

  • Низкий – суффикс -К-, потому что прилагательное качественное.
  • Немецкий – суффикс -К-, потому что прилагательное образовалось от существительного немец, заканчивающегося на Ц.
  • Французский – суффикс -СК-, так как прилагательное не качественное и оно образовалось от существительного француз, основа которого не заканчивается на К, Ч или Ц.

Правописание суффиксов -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ-

Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- и -ЧАТ- всегда пишутся единственным образом.

Например:

  • Причудливый – суффикс -ЛИВ-
  • Усидчивый – суффикс -ЧИВ-
  • Репчатый – суффикс -ЧАТ-

Суффикс -ЕВ- пишется только без ударения, а суффикс -ИВ- пишется только под ударением. Исключения: милостивый, юродивый.

Например:

  • Фланелевый – суффикс -ЕВ-, т.к. без ударения
  • Правдивый – суффикс -ИВ-, т.к. под ударением

Главное – отличать суффиксы -ЕВ-/-ИВ- и -ЛИВ-, -ЧИВ- друг от друга. Для этого нужно правильно выполнять морфемный разбор слова.

Правописание суффиксов причастий

В причастиях чаще всего проверяется написание суффиксов -А-, -Я-, -Е- и -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.

Правописание суффиксов А, Я и Е

Для проверки гласной в суффиксе нужно обратиться к начальной форме глагола (инфинитиву) и посмотреть, какой суффикс используется там. Если глагол заканчивается на -АТЬ или -ЯТЬ, то в суффиксе причастия пишется А или Я. Во всех остальных случаях в суффиксе причастия пишется Е. В причастиях и деепричастиях перед суффиксом -ВШ- используется тот же суффикс, что и в инфинитиве.

Например:

  • Запутанный – суффикс -А-, так как образовано от запутать (заканчивается на -АТЬ)
  • Засеянный – суффикс -Я-, так как образовано от засеять (заканчивается на -ЯТЬ)
  • Клееный – суффикс -Е-, так как образовано от клеить (заканчивается не на -АТЬ или -ЯТЬ)

Правописание суффиксов -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-

Чтобы проверить, какая гласная пишется в суффиксе, нужно определить спряжение глагола , от которого образовано причастие. Если глагол первого спряжения, то используются суффиксы -ОМ-, -ЕМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, если второго, то -ИМ- и -АЩ-, -ЯЩ-.

Например:

  • Зависимый – суффикс -ИМ-, так как образовано от глагола зависеть 2 спряжения
  • Лелеемый – суффикс -ЕМ-, так как образовано от глагола лелеять 1 спряжения
  • Тающие снега – суффикс -ЮЩ-, так как образовано от глагола таять 1 спряжения
  • Клеящий – суффикс -ЯЩ-, так как образовано от глагола клеить 2 спряжения

Правописание суффиксов наречий

В наречиях обычно проверяется написание суффиксов -О- и -А-.

Правописание суффиксов -О- и -А-

Если наречие образовано суффиксальным способом (только с помощью суффикса), то пишется суффикс -О-. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом (с помощью приставки и суффикса одновременно), то при приставках ИЗ-, ДО- и С- пишется суффикс -А-, а при приставках В-, НА- и ЗА- пишется суффикс -О-.

Например:

  • Издавна – образовалось от прилагательного давний приставочно-суффиксальным способом, а при приставке ИЗ- пишется суффикс -А-.
  • Направо – образовалось от прилагательного правый приставочно-суффиксальным способом, а при приставке НА- пишется суффикс -О-.
  • Изначально – образовалось от прилагательного изначальный суффиксальным способом (хотя в слове есть приставка ИЗ-, она уже была в прилагательном), поэтому пишется суффикс -О-.

Правописание суффиксов глаголов и деепричастий

В глаголах обычно проверяется написание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-.

Правописание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-

Чтобы проверить гласную в суффиксе глагола, нужно поставить его в форму первого лица единственного числа. Если суффикс исчезает, то пишется -ЕВА- или -ОВА-, если суффикс сохраняется, то -ИВА- или -ЫВА-. В существительных, причастиях и деепричастиях, образованных от глаголов с данными суффиксами, суффиксы пишутся по тому же правилу.

Например:

  • Горевать – суффикс -ЕВА-, так как в форме первого лица единственного числа он пропадает (горюю)
  • Усваивать – суффикс -ИВА-, так как в форме первого лица единственного числа он сохраняется (усваиваю)

Стоит отличать суффиксы -ЕВА- и -ИВА- от суффиксов -Е-/-И- и -ВА-. Если из глагола можно убрать -ВА-, и такое слово существует, то в нем 2 суффикса -Е-/-И- и -ВА-, в противном случае суффикс только один.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Гласную в суффиксе глагола прошедшего времени можно проверить, поставив глагол в инфинитив. В глаголе прошедшего времени используется тот же суффикс, что и в инфинитиве перед -ть.

Например: обидел – суффикс -Е-, так как в инфинитиве обидеть пишется суффикс -Е-.

Тема : ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА-)

Цели:

Образовательные:

изучить правописание суффиксов глагола; гласные в суффикса -ова- (ева), -ыва- (ива); прививать любовь к русскому языку; развивать память, мышление.

Развивающие:

Развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательные:

Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умение работать в коллективе, умение слушать;

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

учебник Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, рабочие листы для учащихся, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

2.. Повторение с использованием кар­точки

«Уважаемое Словообразование».
Отвечая на поставленный вопрос, учени­ки заполняют карточку.

- Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую за­дачу?

Видеть -видел, осенний- осень

(На интерактивной доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

- Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываемся, одеваетСЯ, собирается

(Учитель открывает шторку. На другой стороне экрана - изображение аккуратной девочки.)

- Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил - выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «За­гадки Словообразования»:

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Доклад..вать, команд..вать,горевать, наста..вать.

Сообщение темы урока: «Правописа­ние суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова- (ева-), -ыва- (ива)»-.

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо вы­брать гласную букву. Должно существо­вать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материа­лом (в учебнике под ред. В. В. Бабацевой данный материал представлен в § 97).

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (ева), -ыва- (ива).

Гор..ватъ, доклад..вать

1. Ставлю глагол

в форму наст, или буд. вр.

/,-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю

-ова, -ева-- -ыва, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм запи­санные нами глаголы, вставляя пропу­щенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командЫВАть

настаИВАЮ - настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказ­ку. Такой ассоциативно-образный под­ход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффик­сы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень предан­ными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам: рассказЫВАю,

рассказЫВАешъ,

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива всегда оставались верными, постоянно при­сутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким посто­янством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива, а если стремится убежать, как колобок, то это

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Ра­бота по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с про­пусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочета­ния близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматрива­емыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - проогшрирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальти­ровали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливал­ся - прогулИВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперирова­ли, опаздывать.

2. Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола.
Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горе­вать.

Кто не умеет выполнять, не должен (пршазЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а ста­рых не теряй.

Последний глагол является «провока­ционным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать вни­мание учащихся и подчеркивают необхо­димость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограм­ма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суф­фиксе глагола.

3". Фразеологическая пауза .

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

(На интерактивной доске)

Фразеологизмы

Глаголы

подливать масла в огонь

набрать в рот воды

из кожи вон лезть

подзадоривать

безмолвствовать

усердствовать

безмо

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Следуйте за мной.

а)Закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б)откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;

в)опустите голову, резко посмотрите вниз;

г)поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д)делайте вращательные движения глаз;

Самостоятельная работа .

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и запи­сываем его в таблицу, выделяем суф­фикс.

-ыва~ Оправдывать - атаковать

-ова- Воспитывать - торжествовать.

-ова- Лакировать - испытывать.

-ова- Докладывать - исслед..вать.

-ова- Записывать - чувств..вать.

-ова- Негод..вать - откус.вать.

-ыва- Действ..вать - образовывать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

- Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если зада­ние выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку.

Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа .

Работая по алгоритму, вставьте пропу­щенные буквы.

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспраш..вать, отпляс..вать, откапывать, высчитывать, вспахивать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, проветривать, дневать и ночевать.

На интерактивной доске.

Ответы:
О О Е И

ы ы ы и

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допу­щенных ошибок.

7. Подведение итога урока и выставление оценок.

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответст­вующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..ва­ли, доказ..вали, проб..вали.

0егодня на уроке русского языка мы

образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки" без­ударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, опреде­лите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с по­мощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

9. Итог урока.

(Учитель работает с гитарой)

Итак, сделаем выводы по материалу, с которым мы сегодня работали.

10. Рефлексия.

Ребята, закончите мою фразу.

Мы сегодня повторили ……..

Мне было интересно (делать что?)

Вы все хорошо работали, молодцы. Сейчас вы сами себя оцените. Кто работал хорошо поднимите красный кружочек, а кто считает, что мог бы работать лучше -зелёный.

11. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - расход -

зависть - участие -

горе - сочувствие -

2. К данным глаголам подберите антонимы
с изученными суффиксами.

обвинять - копить -

печалиться - молчать

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ,

покрывать лаком - ,

быть шефом - ,

«Гласные в суффиксах

-ова-, –ева-, -ыва-, –ива-».

Учитель: Грошева А. В.

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание суффиксов - ева - (- ова -), -ива- (- ыва -) в глаголах Урок в 6 классе

Какую гласную надо писать перед - ва? п одсматр.. вать о перир.. вать з агад.. вать к оманд... вать н оч.. вать

Перепишите данные глаголы в два столбика: в один – с суффиксами - ова -, - ева - , в другой – с суффиксами -ива-, - ыва - . Участвовать, обманывать, выздоравливать, любопытствовать, горевать, завидовать, рассказывать, советовать, обдумывать, воевать.

Поставьте каждый из этих глаголов в форму 1-го лица ед. числа настоящего времени Разгадывать – разгадываю б еседовать – беседую.

Сравните глаголы. Чем они отличаются? в ыздоравл ива ть – выздоравл ива ю о бдум ыва ть - обдум ыва ю з авид ова ть – завид ую с овет ова ть - совет ую -ива-, - ыва - - ова -, - ева -

Ответ-правило: Если в глаголах настоящего или будущего времени нет суффикса (суффикс выпадает), то пишется - ова -, - ева - , а если суффикс сохраняется, пишется -ива-, - ыва - .

Ставлю глагол в форму 1-го лица ед. числа настоящего (будущего) времени и смотрю, на что оканчивается: н а - ываю (- иваю) Вывод: п ишу - ыва -, -ива- . на - ую (- юю) Вывод: п ишу - ова -, - ева - .

Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ива- , - ыва - или - ова -, - ева - Вести беседу, проводить исследование, испытывать зависть, проводить демонстрацию (опыта), вести расследование, проявлять настойчивость, отдавать приказ, давать совет, принимать участие, выражать сочувствие, делать ремонт, хранить безмолвие, осуществлять контроль.

От данных существительных образуйте глаголы прошедшего времени с помощью суффиксов - ива-, - ыва - или - ова -, - ева - Интерес Аплодисменты Редакция Расход Упаковка Зарисовка Загадка Остановка Доклад Интерес ова лся Аплодир ова л Редактир ова л Расход ова л Упаков ыва л Зарисов ыва л Загад ыва л Останавл ива л Доклад ыва л

Вставьте по смыслу пропущенные слова. Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если … Как все …, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел … самые загадочные преступления. Скоро сказка …, да не скоро дело делается. Дельфины высоко … из воды и … рыбу из рук человека. При неудачах не стоит …, надо всегда надеяться на лучшее.

Проверьте: Дениска любил играть в шахматы, но очень огорчался, если проигр ыва л. Как все обрад ова лись, когда в дверях появился Дед Мороз! Шерлок Холмс умел расслед ова ть самые загадочные преступления. Скоро сказка сказ ыва ется, да не скоро дело делается. Дельфины высоко выпрыг ива ют из воды и выхват ыва ют рыбу из рук человека. При неудачах не стоит отча ива ться, надо всегда надеяться на лучшее.

Что необходимо запомнить?


1 воспит_вать волю

2 исслед_вать местность

3 ступеньки поскрип_вали

4 свёрт_вать палатку

5 пожертв_вал собою

6 обрад_ваться встрече

7 рассе_вать сомнения

8 участв_вал в соревновании

9 проклад_вать теплотрассу

10 завед_вать секцией

1 израсход_вать средства

2 выздоравл_вал быстро

3 откупор_вать бутылку

4 цементир_вать дорожку

5 закап_вать лекарство

6 прокат_вать по асфальту

7 воспит_вал в строгости

8 продл_вать визу

9 перебрас_вать мяч

10 перекле_вать окна

2 корч_вать пни

3 проповед_вать добро

4 танц_вали до утра

5 проб_вать на вкус

6 треб_вал объяснений

7 расспраш_ вать о нём

8 ноч_вать у костра

9 оцен_вать результаты

10 потч_вать гостей

1 гор_вать о погибшем

2 рассматр_вал в бинокль

3 дружески совет_вать

4 рассчит_вать на успех

5 доклад_вать командиру

6 испыт_вать неловкость

7 расстёг_вать пуговицу

8 погляд_вать с интересом

9 запут_вать следы

10 подыгр_вать на гитаре

Упражнение №1. Объясните написание суффиксов глаголов. Образуйте от данных глаголов форму 1-ого лица единственного лица, укажите вид, выделите суффикс.

Упражнение № 2. От глаголов совершенного вида с помощью суффикса –ыва-(-ива-) образуйте глаголы несовершенного вида. Составьте с ними словосочетания (глагол + существительное)

Укажите тип подчинительной связи образованных словосочетаний ____________

Упражнение № 3. Образуйте от данных слов глаголы с помощью суффиксов – ива- (-ыва-) -ева- (-ова-), обозначьте орфограмму.

Упражнение № 4. Вставьте пропущенные буквы.

Прослуш_вал записи, корч_вать пни, проповед_вать добро, проб_вать на вкус, расспраш_вать о случившемся, дружески совет_вать , рассчи_вать на успех, оцен_вать результаты, гор_вать о погибшем, треб_вал объяснений, доклад_вать командиру, расстёг_вать пуговицу,строго экзамен_вал, запут_вать следствие, подыграть на гитаре.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Суффиксы глаголов -ива-(-ыва-), -ева-(-ова-), -ва-

Правописание некоторых суффиксов прилагательных

ПРАКТИКА

Задание: выполните тестовую работу.

1. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) заворач. вать 2) огранич. вать 3) отлаж. вать 4) потч. вать

2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) выпляс. вать 2) испыт. вал 3) попроб. вать 4) высчит. ваю

3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) команд. вать 2) использ. вала 3) преслед. вать 4) развед. вать

4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) врач. вать 2) выпяч. вать 3) корч. вать 4) окольц. вать

5. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

1) передёрг. вать 2) гор. вать 3) просматр. ваю 4) подмиг. вать

6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква О?

1) адрес. вать 2) догад. ваться 3) насвист. вать 4) опазд. вать

7. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Ы?

1) обрад. ваться 2) оборуд. вать 3) наклад. вать 4) бесед. вать

8. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

1) прицел. ваться 2) запечатл. вать 3) зашпакл. вать 4) размал. вать

9. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

10. В каком глаголе нет суффикса –ЕВА-

1) во. вать 2) забол. вать 3) буш. вать 4) ноч. вать

Задание: выполните тестовую работу

Выпишите все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать Б. привередл..вый В. алюмини..вый Г. успока..ваться

А. завистл…вый Б. эмал…вый В. несговорч…вый Г. плеч…вой

Выпишите все слова, где пропущена буква И?

А. налаж..вать Б. сбивч..вый В. откле..ваться Г. стержн..вой

А. фасол..вый Б. отрасл..вой В. настойч..вость Г. догадл..вый

А. вкрадч…вый Б. нож…вое (ранение) В. раскач…вать Г. продл…вать

Выпишите все слова, в которых пропущена буква И?

А. вылавл…вать Б. коч…вать В. Разговорч…вый Г. Вид…мый

А. подогр. вать Б. расспраш..вать В. приветл. вый Г. глянц..вый

Глагольные суффиксы в русском языке. Правописание глагольных суффиксов. Глагольный суффикс -ова-

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс –ова-/-ева-, –ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда – командовать;
  • проба – пробовать;
  • зависть – завидовать;
  • волнение – волноваться;
  • расход – расходовать;
  • горе – горевать;
  • беседа – беседовать;
  • участие – участвовать;
  • чувство — чувствовать;
  • сочувствие – сочувствовать;
  • штрих — штриховать.
  • Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: «Я сейчас что делаю?» Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.
  • Как видно, глагол заканчивается на –ую. В таком случае пишется суффикс –ова-/-ева-.

    Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс –ова-/-ева-:

    • Завидую – завидовать, приветствую – приветствовать, исследую – исследовать, организую – организовать, корчую – корчевать, волнуюсь — волноваться, клюю – клевать, атакую – атаковать, преследую – преследовать, использую – использовать, враждую – враждовать.
    • Морфемы –ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос «что делать?» Например: откусывать.

      Суффиксы –ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

      (что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать.

      Правописание этих морфем тоже зависит от формы глагола 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: «Я сейчас что делаю?» И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», «Я сейчас заканчиваю».

      После этого определяем, что на конце – ываю/-иваю.

      Примеры слов, в которых он выделяется:

      Захлебываюсь – захлёбываться, придумываю — придумывать, замахиваюсь — замахиваться, воспитываю — воспитывать, откусываю — откусывать, отказываюсь – отказываться, обыскиваю – обыскивать, подмазываю – подмазывать, развешиваю – развешивать, раскрашиваю – раскрашивать, распиливаю – распиливать, разматываю – разматывать, растаскиваю – растаскивать, расчерчиваю – расчерчивать, расшатываю – расшатывать, разбрасываю – разбрасывать, подмигиваю – подмигивать, подвешиваю – подвешивать, испытываю — испытывать, вздрагиваю – вздрагивать, задумываюсь – задумываться.

      Суффиксы в причастиях

      Морфемы — ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

      Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

    • жир-ова-л
    • шеств-ова-л
    • гост-ева-л
    • задум-ыва-лся
    • вскак-ива-л
    • лак-иро-вал
    • вздраг-ива-л
    • вычит-ыва-л
    • прикид-ыва-л
      • жир-ова-вший
      • шеств-ова-вший
      • гост-ева-вший
      • задум-ыва-ющийся
      • вскак-ива-ющий
      • лакир-ова-вший
      • вздраг-ива-ющий
      • вычит-ыва-ющий
      • прикид-ыва-вший
      • Глагольный суффикс –ва и гласная перед ним

        В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять –ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной – ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

        Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

      • ослабеть (сов.в.) – ослабе-ва-ть (несов.в.);
      • запотеть (сов.в.) – запоте-ва-ть (несов.вид);
      • полить (сов.в.) – поли-ва-ть (несов.вид);
      • продеть (сов. в.) – проде-ва-ть (несов.вид);
      • напеть (сов.в.) – напе-ва-ть (несов.вид).
      • Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом –ва, нужно пропустить этот суффикс.

        Назревать – назреть, заболевать – заболеть, надевать — надеть, выдавать — дать, выбивать — бить, раздаваться — раздасться, запивать — запить, одеваться — одеть, перебивать — перебить, познавать – познать, вставать — встать, успевать — успеть, создавать — создать, овладевать — овладеть, зашивать — зашить, отогревать — отогреть, преодолевать — преодолеть, претерпевать – претерпеть.

        Внимание! Есть несоответствие правилу в следующих глаголах: застрять – застревать, намереваться, затмить – затмевать, продлить – продлевать.

        Суффикс –ирова-

        Если суффиксы –ыва-/-ива-, -ова-/-ева- имеют варианты, то морфема –ирова- пишется всегда одинаково. Она также образует глаголы несов. вида. Чтобы выделить этот суффикс, нужно определить производящее слово, выделить в нём основу, ориентируясь по которой, легко определить, где начинается словообразовательная морфема: группа – групп-ирова-ть.

        Обычно глаголы с этим постфиксом образуются от основы существительного и обладают значением активного, целенаправленного действия: резерв – резервировать, саботаж – саботировать, тренер – тренировать.

        Суффикс –ирова- имеет очень интересное происхождение. Одна его часть –ier- заимствованная из немецкого языка во времена правления Петра I , соединена с русским –ова-: experimentieren — экспериментировать, gruppieren – группировать, modernisieren — модернизировать, formieren — формировать.

        Примеры слов с суффиксом –ирова-:

      • изолировать;
      • лакировать;
      • лидировать;
      • ликвидировать;
      • маршировать;
      • минировать;
      • оперировать;
      • ориентировать;
      • планировать;
      • приватизировать;
      • реагировать;
      • репетировать;
      • сервировать;
      • сортировать;
      • фаршировать;
      • фотографировать;
      • цитировать.
      • Глагольный суффикс –и-

        В глаголах, сочетающихся с существительным и местоимением в винительном падеже без предлогов, обычно бывает суффикс –и-:

      • избав-и-ть (кого? что?) нас;
      • обеспеч-и-ть (кого? что?) детей;
      • обезлес-и-ть (кого? что?) местность;
      • обезвод-и-ть (кого? что?) территорию;
      • побел-и-ть (кого? что?) стены;
      • подкрас-и-ть (кого? что?) волосы;
      • черн-и-ть (кого? что?) брови.
      • Такие слова обозначают, что это действие кто-то производит по отношению к какому-то предмету. То есть это переходные глаголы.

        Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

      • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
      • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
      • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
      • побел-е-ть (от чего?) от старости.
      • В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

        Гласные перед суффиксом –л-

        Глагольный суффикс прошедшего времени –л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

        Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед –ть, сохранится и перед –л:

      • вертеть – вертел;
      • веять – веял;
      • затеять — затеял;
      • зависеть — зависел;
      • измерить — измерил;
      • каяться — каялся;
      • кланяться — кланялся;
      • лелеять — лелеял;
      • надеяться — надеялся;
      • объездить — объездил;
      • отчаяться — отчаялся;
      • приклеить — приклеил;
      • реять — реял;
      • слушать — слушал;
      • сеять — сеял;
      • чистить – чистил;
      • чуять — чуял.

      Глагольный суффикс в неопределенной форме является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед –в- и –вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

      Задание для закрепления

      Итак, когда известно, какие глагольные суффиксы в русском языке бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

      В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание орфограмм в суффиксах глаголов.

      Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

      Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

      Тест. Правописание суффиксов -ова- (-ева-) / -ыва- (-ива-) в глаголах

      В данном тесте необходимо выбрать один правильный вариант ответа на правописание суффиксов гаголов.

      Список вопросов теста

      Укажите верное продолжение правила:

      Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ую (-юю), то.

    • в повелительном и условном наклонениях пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (ева-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ува-
    • Укажите верное написание глагола БЕСЕДУЮ в неопределенной форме.

    • Беседывать
    • Беседовать
    • Побеседывать
    • Беседовал
    • Укажите верное написание глагола РАЗГОВАРИВАЮ в прошедшем времени

    • Разговаривать
    • Разговаревал
    • Разговаревать
    • Разговаривал
    • Укажите глагол с ошибкой в правописании.

    • Беседовать с другом.
    • Необходимо складывать вещи на свои места.
    • Это правило необходимо использывать на уроках.
    • На конкурсе я декламировать рассказывать поэму.
    • Укажите строку, где в неопределенной форме глагола есть суффикс -ОВА-.

    • Завидую, воюю.
    • Рассказываю, горюю.
    • Рисую, командую.
    • Докладываю, мечтаю.
    • Укажите глагол, где в неопределенной форме глагола есть суффикс -ЕВА-.

    • Ночую
    • Советую
    • Командую
    • Опаздываю
    • Укажите верне продолжение правила:

      Если в настоящем или будущем времени глагол оканчивается на -ЫВАЮ- (-ИВАЮ-), то.

    • в неопределенной форме и условном наклонении пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ыва- (-ива-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ова- (-ева-)
    • в неопределенной форме и в прошедшем времени пишется суффикс -ува-.
    • Укажите глагол, где на месте пропуска пишется буква О.

      Варианты ответов
    • Уклад. вать
    • Салют. вать
    • Выпис. вать
    • Танц. вать
    • Попроб. вать
    • Выпляс. вать
    • Испыт. вал
    • Высчит. ваю
    • Укажите глагол, где на месте пропуска пишется буква Е.

      Конспект и презентация урока русского языка в 7-м классе по теме «Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)»

      Цели урока:

      познакомиться с правописанием суффиксов -ова- (-ева- ), -ыва- (-ива- );

    научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

    I. Организационный момент

    II. Повторение. Словообразовательная разминка

    На карточках.
    Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
    ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?
    Какая приставка поможнт нам завершить действие?
    УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
    Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
    умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ
    (на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
    На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
    Объяснение нового материала.

    III. Постановка проблемы

    – Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах?
    В какой морфеме?

    ДОКЛАД? ВАТЬ,
    КОМАНД? ВАТЬ,
    ГОР? ВАТЬ,
    НАСТА? ВАТЬ.

    IV. Сообщение темы урока

    Правописание гласных в суффиксах -ыва- (-ива- ) и -ова- , (-ева- ) (Приложение 1 . Слайд 1).

    – Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Приложение 1 . Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами (Приложение 1 . Слайд 3).
    Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Приложение 1 . Слайд 4).
    Составим опорную схему в справочниках (Приложение 1 . Слайд 5).
    – Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

    Составление инструкции для применения правила (Приложение 1 . Слайд 6).

    V. Применение алгоритма

    – «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы (Приложение 1 . Слайд 7).

    – Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)

    – Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а час, пожалуйста послушайте сказку.

    VI. Грамматическая сказка

    Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова- , -ева- , -ыва- , -ива- . Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
    Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Приложение 1 . Слайд 8).
    Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
    Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
    А вот суффиксы -ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у- , -ю- , оставаясь только в некоторых формах (Приложение 1 . Слайд 9).
    Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива- , а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

    – Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

    VII. Закрепление нового материала

    – Это задания не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

    VIII. Работа с карточками

    Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)

    • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
    • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
    • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
    • Всякий трус любит о храбрости беседовать.
    • Новых друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне.
    • IX. Самостоятельная работа (Приложение 1 . Слайд 11)

      – Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
      – Подчеркните, пожалуйста, первые буквы каждого глагола; если правильно выполнили, то вы прочитаете вашу отметку.

      Подведение итога урока. (Приложение 1 . Слайды 15, 16)
      – Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

      X. Дополнительный материал

      Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
      Умолчать – умАлчивать (МОЛЧА)

      – Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда. Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва- , -ива- .
      Подберите проверочные слова., определите гласную в корне.

      Ослабеваю – ослабеть.
      Повелеваю – повелеть.

      В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом.суф -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом.глагола СВ. Записываем в словарики.

      XI. Домашнее задание (на карточках)

      Карточка 1

      От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфлограмму.

      Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу..ствие

      Карточка 2

      К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

      Обвинять – Копить –
      Печалиться – Молчать –

      Карточка 3

      Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

      Торжественно идти –
      Покрывать лаком –
      Быть шефом –
      Принимать участие –
      Проводить расследование –
      Дать совет –



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!