«Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Двойные согласные в корне слова: примеры

Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока : развить умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня по алгоритму, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

пп

бб

сс (запись на доске)

Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные )

Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв )

У нас выработано 4 критерия (наклон, параллейность элементов, соединение, высота букв )

Запишите по три раза каждое буквосочетание.

Выставьте себе оценку на полях в соответствии с выбранными критериями. Какими? Если соблюдались все 4 критерия можете поставить оценку 4, т.к. это задание было необходимого уровня.

3.Актуализация знаний.

- Как вы думаете встречались ли нам данные буквосочетания в словах? Да

- Как правильно называется эта орфограмма? (Написание удвоенной буквы согласного в корне слова)

Что надо сделать, чтобы правильно написать такие слова? (Запомнить написание таких слов)

4. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я буду зачитывать значение этих слов из толкового словаря в которых встречаются вот эти удвоенные согласные, а вам необходимо догадаться о каком слове идёт речь и записать его.

У этого слова несколько значений вот некоторые из них 1. Прибор, механическое устройство. Например телефонный…2. Совокупность органов, выполняющих какую - нибудь особую функцию организма. Например пищеварительный …

Следующее слово шестой день недели

И последнее слово у которого тоже несколько значений 1. Словесное изложение каких – нибудь событий.2. Художественное, повествовательное произведение небольшого размера.

Сверти свою запись с записью на доске открываю карточки ПП АРАТ, СУББ ОТА, РАСС КАЗ)

Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки. (Молодцы)

Поднимите руки у кого есть хотя бы одна ошибка. С чем она связана?

Что необходимо повторить, чтобы эти ошибки больше не допускать?

А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень. Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов )

- Кто желает выйти к доске и выделить корень? Аппарат (аппаратура, аппаратик)

- Кто выделит корень в слове суббота? Суббота (субботний, субботник)

Кто ещё желает? Рассказ (сказ, сказка, пересказ, пересказать)

Что заметили, какое слово лишнее? (Рассказ )

Почему оно лишнее? (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)

В данном слове какая приставка? (рас ) выделяю

Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем )

Для чего она нужна?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)

- Опираясь на выполненное нами задание попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми т. е. главными на сегодняшнем уроке? (Корень, приставка, удвоенные согласные ) переворачиваю карточки

5. Изучение нового материала. Тема урока.

А тему урока вы назовёте мне позже, когда мы познакомимся с ещё одним ключевым словом. В этом слове заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

А это ключевое слово вы назовёте мне сами, когда прочитаете правило в учебнике на стр. 128

Назовите ключевое слово? (Стык ) переворачиваю карточку

Как вы поняли, что такое стык? (Это значит, что приставка оканчивается и корень начинается с одного и того же звука )

А в толковом словаре слово стык означает ___________________________

Опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Нет, т.к. есть такие слова, в которых она встречается на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня).

В каком месте можно встретить удвоенную согласную? (В корне, или на стыке приставки и корня).

Вы можете привести свои примеры таких слов? Затрудняетесь?

Что надо сделать, чтобы назвать такие слова? поупражняться

Но сначала давайте немного отдохнём.

Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, когда они вам встретятся, то приседая, поднимайте руки вверх.

Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна ?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс .
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

6. Первичное закрепление нового материала.

Я хочу предложить вам поработать в парах.

У вас у всех на партах лежат карточки с заданиями, возьмите белую карточку.

Сейчас вам надо будет обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок

1) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

2) Составьте алгоритм из предложенных предложений.

3) Подумайте, как правильно написать слова и графически обозначить (т.е. выделить части слова и подчеркнуть орфограмму

бе (с, сс)трашный

ра (с, сс)вет

о (т, тт)ащу

Давайте проверим что у вас получилось. Какой первый шаг, вы выбрали? Кто не согласен? Кто же прав? Давайте проверим ответ по образцу.

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень (подбериоднокоренные слова).

3. Выдели приставку.

4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

5. Сделай вывод.

6. Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму.

Согласны, что именно в таком порядке мы будем работать с этой орфограммой? Да

А теперь докажите по предложенному алгоритму, что данные слова вы написали правильно.

Кто желает?

Бесстрашный

Рассвет

оттащу

4 шаг. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня одна с в приставке, а вторая в корне

5шаг. Сделай вывод: значит пишу удвоенную согласную

7шаг. Как ты обозначила орфограмму? Корень, приставку, удвоенную согласную.

Как ты оцениваешь себя?

7. Закрепление изученного.

- У вас на столах есть ещё карточка - зелёного цвета поработаем с ней, каждый самостоятельно по алгоритму.

А теперь свою запись сравните с образцом на слайде.

исследую

посуда

поделка подделка

расписание

А почему у меня одно слово написано по разному? (Т.к. это два разных слова)

А кто может объяснить 1 и 2 слово?

Где можно посмотреть значение слов? (В словаре .)

Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.

Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.

Какая может быть оценка? 5 или 4. поставте на листочке.

8. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Или С какой орфограммой познакомились?

Чему мы хотели научится сегодня на уроке? (Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? да

Какой вид работы вам больше понравился?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. - Возьмите кружочек и нарисуйте такую рожицу смайлику, которая показывает ваше настроение на уроке и прикрепите его на доску.

Вы знаете, что если человек доволен собой значит он поработал хорошо, и у него всё получилось

а если у него не получилось что – то, то он не совсем доволен своей работай

но, а если было очень трудно и не понятно, то человек будет не доволен, огорчён

9. Домашнее задание. - А что вам поможет грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? (Алгоритм) – Вот именно его я и хочу вам подарить.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Выучить правило на стр.128, алгоритм и в учебнике вам необходимо выполнить упр.162 на стр.129. Откройте учебник, прочитайте задание. Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, что необходимо сначала повторить? (Все изученные орфограммы.)

- А какие именно?.......обратите внимание под номером 3,что есть и такие слова которые не относятся ни к первой ни ко второй группе, значит с этими словами мы познакомимся на следующих уроках.- Урок окончен, всем большое спасибо!

Онлайн справочник по правописанию,
произношению, литературному редактированию

Справочник по правописанию и литературной правке
Розенталь Д.Э.

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг–зж , зд–зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

2. Двойное с в корне пишется в словах ссора, ссуда и однокоренных с ними.

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсектор, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта – оперетка; в названиях лиц с суффиксом , например: Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. §39, п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. §39, п. 10 и §52. О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. §52, п. 5.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишется два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два с .

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый.

Примечание 1. При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж, а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п.

Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

2. Двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним (о принципе написания слова рассориться см. § 31 (Приставки на з-), примечание 4).

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец.

4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. Ср.: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство и т. п.

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например:

а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта – оперетка;

б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

Примечание. О двойных согласных на стыке корне и суффикса см. § 40 (Суффиксы имен прилагательных), п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. § 40 (Суффиксы имен прилагательных), п. 10 и § 52 (Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных) О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. § 52 (Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных), п. 5, примечание 2.

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, агрессия, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, атолл, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотирование, беллетристика, босс, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентность, иррационализм, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, сеттер, сеттльмент, силлогизм, симметрия, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс, эссенция.

Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (актриса, директриса).

В суффиксе -етта пишутся два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

Справочник по правописанию и стилистике. - М.: Комплект.

Д. Э. Розенталь.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/pravopisanie_i_stilistika/12/;
  • HTML-код ссылки: Что означает Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня в справочнике по правописанию и стилистике;
  • BB-код ссылки: Определение понятия Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня в справочнике по правописанию и стилистике.

Тема: «Правописание слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня»

Цели:

    Познакомить учащихся с орфограммой удвоенная согласная на стыке приставки и корня;

    Учить различать удвоенные согласные в корне слова и удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

    Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, устную учебно-научную речь.

    Воспитывать творческую активность учащихся.

Оборудование:

    мультимедийный аппарат

    лента оценивания по 10-бальной системе

    карточки для групп

I . Самоопределение к деятельности.

(слайд 1)

Прозвенел звонок веселый

Вы начать урок готовы?

Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь – подарите им свои улыбки. Садитесь. Начинаем урок.Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, интересное, то, что вам пригодится на всю жизнь. Хочу посоветоваться с вами: каким бы вы хотели увидеть наш урок?

Для нашего урока я подобрала вот такой эпиграф:

(слайд 2)

Если сделал добро – скрой,

если тебе сделали добро – расскажи.

Объясните смысл этой пословицы.

Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобраться к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

Разминка.

    Найди слова в «Словолове»

Прочитайте и найдите слова из словолова.

(ра книголюбмизвездопадорводолазвргололедропаровоз )

(слайд 2)

(-книголюб, звездопад, водолаз, гололед, паровоз)

Что интересного в этих словах?

Расскажите, что вы знаете о сложных словах?

(-Эти слова сложные.Соединяются соединительной гласной «о».Заканчиваются на орфограмму парный согласный.)

    Проверим зрительную память.(На доске написаны слова. Дети читают 1 мин, затем учитель закрывает запись)

Мама, дети, доброта, брат, человек, тетя, ребенок, мужчина. (слайд 4) Будьте внимательны, так как к этим словам будет задание.

Назовите слово из одного слога. (Брат)

Какое слово третье от начала. (Доброта)

В каком слове есть буква «ж». (Мужчина)

Сколько букв в предпоследнем слове. (Ребенок)

    «Восстановите слова» Выпали гласные.

Поработаем реставраторами (слайд 5)

т р р с

в п р д

д л ф н

ч р з

в с г д

Какие слова получились? (терраса, вперед, дельфин,через, всегда)

Чем похожи эти слова?

Где можно проверить правильность написания? Запишите эти слова к себе в тетрадь.

А теперь проверим по слайду. (слайд 6).

II . Чистописание.

Народная мудрость гласит

«Не пером пишут, а умом».

Пришло время для минутки чистописания.

Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения. Между прочим, каллиграфия - искусство чёткого и красивого письма; kallos (калос) - греч. "красивый" - + grapho (графо) - пишу.

1 .Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение)

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ... (грипп)

4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут.. .(аллея, лл - нижнее соединение)

5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам, (килограмм, мм - нижнее соединение)

б.Шестой день недели (суббота)

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи) 8.Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест, (корреспондент).

(ее нн пп лл мм бб жж рр)

III . Словарная работа.

Сегодня у нас новое словарное слово – галерея.

Что значит это слово? Давайте найдем его значение в школьных толковых словарях. Командиры группы будут искать значение этого слова, а остальные участники группы будут искать в орфографических словарях написание слова галерея. (Работа в группах со словарями)

Какое это слово? (Многозначное.)

А Даша приглашает нас посетить Третьяковскую галерею.

(слайды 8-10)

Даша: Государственная Третьяковская галерея – это художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из замечательных и крупных коллекций русского изобразительного искусства. Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1850 году. И спустя некоторое время, в 1867 году для широкой публикации в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». ЕЁ коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1892 году Третьяков завещал галерею городу Москве.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федерации Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея.

Когда началась Великая Отечественная война, вся коллекция была отправлена эшелоном из 17 вагонов в город Новосибирск, и лишь 17 мая 1945 года вновь открыта в Москве. И до сих пор продолжает встречать и радовать своих гостей своими замечательными произведениями искусства.

Запишите это слово в тетрадь и обозначьте орфограммы, которые вы должны запомнить. (га ле рея)

IV .Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Орфограммы веселились

В салки бегали, резвились

Вы порядок наведите

Слова на группы разделите (слайд 11)

яростный

коллектив

лестница

подделка

Ребята, давайте посмотрим,получится ли у нас?Справимся ли мы?

На какие группы разделим слова.

Сколько групп? (Две группы. Непроизносимые согласные и удвоенные согласные)

Назовите слова, которые относятся к орфограмме непроизносимая согласная. (Яростный, честный, лестница.)

Какое слово среди них лишнее? Почему? (Лестница. Это словарное слово.)

Прочитайте слова, которые остались.(- Филипп, коллектив, подделка)

На какую орфограмму?(-

Поработаем теперь в группах. У каждой группы есть листочек с этими словами. Разберите их.

Давайте проверим! (слайд 12)

Скажите, а как вы разобрали слово подделка?

Давайте определим в слове подделка его части. (слайд13).

(В случае, если объяснят, спросить как они об этом догадались?)

– Выделите корень. Что для этого надо сделать?

(-Подобрать однокоренные слова. Выделка, делать. Корень «дел»)

Какая часть слова стоит перед корнем?

(-Приставка «под».)

Подходит это слово к орфограмме удвоенная согласная в корне слова? Почему?

(- К орфограмме удвоенная согласная в корне слова это слово не подходит, потому что удвоенная стоит не в корне.)

Помогите мне поставить вопрос: почему в слове подделка….

(- Почему пишутся две буквы «дд» в слове подделка?)

V . Постановка учебной задачи.

Вопрос мы перед собой поставили,

«А кто думает – тот всегда додумается»

Предлагаю провести исследование ученых лингвистов. Объектом исследования будут следующие слова:

(слайд 14)

рассудить расписание

рассердился растяжка

Давайте попробуем объяснить, почему в словах пишутся удвоенные согласные. Проведите наблюдение над правописанием слов в своей группе и обсудите вполголоса ответ на вопрос. Эти слова есть и на ваших столах.

(- Если корень начинается на ту же согласную, что и заканчивается приставка, то пишется удвоенная согласная.)

VI . Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте заслушаем ваши наблюдения по исследованию.

Какой первый шаг выполнили?

– Какой второй шаг? Третий? (слайд 15)

    Подчеркнули удвоенные согласные.

    Выделили корень.

    .Выделили приставку.

Так почему в слове подделка появляется удвоенная согласная?

(Одна согласная пишется в приставке, а другая – в корне, поэтому получилось две согласных.)

Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну русского языка.

Как вы считаете это орфограмма?

Как она называется? (Это орфограмма. Двойная согласная в приставке и в корне.)

Давайте проверим наши предположения? с. 108

Прочитайте!

Так как звучит тема нашего урока?(слайд 16)

(Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Что значит стык?

(- В поездах, когда вагоны сцепляют, получается стык; место, где вплотную соединяются приставка и корень)

Как вы думаете в русском языке много таких слов?

Значит, чему мы должны учиться, изучая эту тему на протяжении нескольких уроках так, чтобы она осталась в памяти на всю жизнь?

VII .Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы! Вы довольны своей работой?

Тогда предлагаю потренироваться

«Красна птица опереньем, а человек - уменьем »

с. 108 , Упр.159.

Прочитайте. Определите, как надо выполнить упражнение.

Что значит графически?

Какие обозначения мы должны будем показывать.

Я предлагаю выполнить это упражнение

«Делай так как я». Задание выполняется на доске с комментированием.

(-Рассыпать приставка рас, корень сып (удв. согл. на стыке)

Рассмотреть (смотр),

Рассвирепел (свирепый)

Расследование (следователи, следствие)

Оттащу (тащит)

Ссохлись)

На какую орфограмму мы записали слова?

(- Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Где еще может встретиться удвоенная согласная?(- Удвоенная согласная в корне слова.)

Ф/пауза «Осень»

VIII . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Сегодня на уроке мы смогли ответить на вопрос:почему пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Потренировались, а теперь я предлагаю показать свои умения в упр 160.

«Чему учился, тому и пригодился»

Прочитайте как надо выполнить упражнение.

(- Выписать в два столбика, в один столбик слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, а в другой -удвоенная согласная в корне слова.)

1 и 3 группы выписывают слова с удвоенными согласными в корне.

2 и 4 группы выписывают слова с удвоенными согласными в приставке и корне на стыке.

Выделите в словах корень и если есть приставку.

Проверка.

Слова с удвоенной согласной в корне для 1 и 3 групп я зашифровала в «Объяснялки»

    поглаживание, растирание тела с лечебной или гигиенической целью (массаж)

    игра-задача, в которой фигуру из квадратов следует заполнить буквами, составляя слова (кроссворд)

    мальчик из нашего класса (одноклассник)

    документ об окончании школы (аттестат).

(слайд 17)

А 2 и 4 группы проверят тоже по слайду. (слайд18).

IX . Включение в систему знаний и повторение.

«Начиная дело, о конце размышляй».

Подходит к концу наш урок. Благодаря вашей пытливости, наблюдательности мы открыли еще одну маленькую тайну русского языка. Какую?

(- Почему пишутся две согласные на стыке приставки и корня.)

Выделите ключевые слова, которые отражают тему урока. (слайд 19)

(- Стык, приставка, корень, орфограмма, удвоенная согласная.)

Давайте вспомним эпиграф урока.

Прочитайте. Как эпиграф связан с темой нашего урока?

(слайд 20)

(В эпиграфе есть слово «расскажи», где встретилась удвоенная согласная на стыке приставки и корня.)

X . Рефлексия деятельности.

Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

(Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова, и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.)

Правильно. А сейчас послушайте сказку, что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка "Про девочку Аллочку" В.Волиной. (читает ученик)

Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать своё имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? - спросила учительница.

- Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на третьеклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить.

- Давайте выучим эти слова и мы!

Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?

Домашенне задание: упр. 161, а для тех, кто действительно хорошо понял тему – придумать и записать на листочках 10 слов для разбора на орфограмму удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.

Спасибо! Молодцы! Вы были настоящими помощниками, учёными-лингвистами. (слайд 21).

Дополнительный материал.

Кто из вас знает значение приставки за?

Ученик: Приставка за – указывает по другую сторону предмета: заречье, загорье, заболотье и другие слова.

Чудесный выдался денёк.

А я учу предлоги.

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит –«По?

Что значит –«За»

И «за» и «по» - предлоги..»

А хорошо бы за порог.

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

МОУ Средняя общеобразовательная школа №7

Города Лениногорска

Республики Татарстан

урок русского языка

учителя начальных классов

Э.Т.Елистратовой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!