Правописание согласной в приставке. Правописание гласных и согласных в приставках

§ 1 Гласные и согласные в приставках

Какие бывают приставки? Как не ошибиться при написании согласных и гласных в приставке? Этот урок поможет нам в этом разобраться.

Итак, сначала вспомним, что такое приставка.

Приставка - это значимая часть слова, стоящая перед корнем, дополняющая или изменяющая его смысл и служащая для образования новых слов. Чтобы правильно выделить приставку, необходимо определить корень слова. Для этого можно воспользоваться способом замены одной приставки на другую.

Например, сходить - выходить; безоблачный - заоблачный.

Все приставки можно разделить на три группы: неизменяемые приставки; приставки, оканчивающиеся на з-/с- и приставки при-, пре-. Давайте рассмотрим каждую группу в отдельности.

§ 2 Неизменяемые приставки

Неизменяемые приставки всегда пишутся одинаково независимо от произношения. Эти приставки необходимо запоминать: в- (во-), вы, до-, за-, к-, на-, над- (надо-), о-, об- (обо-), от-(ото-), по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), пере-, про-, с- (со-), у-.

Например:

вприсядку, войти, надпись, отдать, предположить, сбить, убежать, надорвать, подсказать, дойти, забить, прабабушка.

В некоторых неизменяемых приставках могут происходить такие фонетические процессы, как оглушение или озвончение согласного.

Оглушение - это процесс замены звонкого согласного соответствующим по парности глухим, то есть звонкий согласный на конце приставки оглушается, если после него стоит глухой согласный.

Например, в слове "подписать" звонкая согласная Д в приставке под- дает глухой звук Т, т.е происходит оглушение согласного.

Озвончение - это процесс замены глухого согласного соответствующим по парности звонким, то есть глухой согласный на конце приставок озвончается, если после него стоит звонкий согласный.

Например, в слове "отдавать" глухая согласная Т в приставке от- дает звонкий звук Д, происходит озвончение

§ 3 Приставки, оканчивающиеся на З или С

Рассмотрим следующую группу - это приставки, оканчивающиеся на з или с.

В приставках без-/бес-; из-/ис-; воз-/вос; вз-/вс; низ-/нис; раз-/рас; роз-/рос; через-/черес; чрез-/чрес перед звонкой согласной пишется З, перед глухой - С.

Давайте вспомним, какие согласные являются звонкими, а какие глухими.

Итак, к звонким относятся - { б, в, г, д, з, ж, й, л, м, н, р }

а к глухим -

Рассмотрим примеры.

Безлюдный - беспартийный (без- и бес- это приставки, в первом слове перед звонким согласным Л пишем приставку без- с буквой з на конце, во втором перед глухим согласным П пишем приставку бес- с буквой с на конце),

возрождение - воспоминание (воз- и вос- приставки, перед звонким согласным Р пишем приставку воз-, перед глухим согласным П -приставку вос-).

взлететь - вскружить (вз- и вс- приставки, перед звонким согласным Л пишем приставку вз-, перед глухим согласным К - приставку вс-),

чрезмерный - чересчур (чрез- и черес- приставки, перед звонким согласным М пишем приставку чрез-, перед глухим согласным Ч - приставку черес-).

Возникают ситуации, когда в некоторых словах на стыке приставки и корня пишутся по 2 одинаковые буквы: или две З, или две С. В этих случаях одна из парных букв относится к приставке, а другая к корню слова.

Например: беззвездный - бессмертный, воззвать - восстать.

Но существуют слова, правописание которых нужно просто запомнить:

1. В словах разевать, разор, разинуть, разорить пишется одна буква З.

2. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги приставка не выделяется. Данные слова пишутся с буквы З, которая является частью корня.

3. В словах расчет, расчесть пишется одна буква С, но в словах рассчитывать, рассчитать пишется две С согласно правилу: перед чет- пишется одна буква С (кроме слова бессчётный), перед чит- пишется две буквы С.

4. В приставках раз- (рас) - роз- (рос) без ударения пишется А, под ударением - О. Например, развалить - розвальни, рассыпать - россыпь. Исключением является слово розыскной, которое образовано от слова розыск.

5. Приставка С- является неизменяемой и пишется одинаково независимо от произношения: Например, сделать, сбить, сдать.

6. В слове рассориться пишется два с (звучит рас и ссорится), но по правилам русского языка 3 одинаковых согласных буквы подряд не пишутся.

§ 4 Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Следующая группа - это приставки при-, пре-. Их выбор чаще всего определяется лексическим значением самой приставки, лексическим значением слова (для однокоренных слов). А часть слов необходимо просто запомнить (это заимствованные слова или слова с утраченным значением приставки).

Итак, рассмотрим первый случай. Чтобы не ошибиться в написании приставок при- ,пре-, надо понимать их значение.

Приставка пре- придает словам следующие значения:

1. высокая степень качества или действия (возможна замена приставки словами очень, весьма), например:

пребольшой - значит, очень большой

пренеприятный - очень неприятный

преуспевать - весьма успевать

2. значение "через", "по-иному" (близкое к значению приставки пере-), например: прервать -перервать, преступление - переступить

Приставка при- указывает на:

1. все значения, связанные с пространственной близостью, нахождением вблизи чего-то

приморье - около моря

пригородный - вблизи города

2. приближение, присоединение, прибавление

приклеить, прибегать, пририсовать

3. значение незавершенного действия

приоткрыть, притормозить, пригореть

4. значение завершенности действия

придумать, приглушить, присмотреть

5. совершение действия в чьих-либо интересах

приберечь, припрятать, притеснить

6. значение попутного действия:

вприкуску, присвистнул

Второй случай - это когда на написание приставки пре/при влияет лексическое значение самого слова (обычно для однокоренных слов):

предать (совершить предательство) - придать (сделать каким-нибудь по виду- придать вид)

пребывать (находиться где-нибудь)- прибывать (приезжать, прилетать)

преступить закон (нарушить) - приступить к работе (начать работать)

преемник президента - радиоприемник

презирать ложь (пренебрегать) - призреть щенка (заботиться, давать приют)

претворить в жизнь (воплощать) - притвориться больным (изображать ложные чувства, действия)

преткнуться (найти местечко) - приткнуться (прислониться).

Также существует отдельная группа слов, написание которых необходимо запомнить. Обычно это заимствованные слова.

Например,

Пишется пре - в словах - президент, претензия, премьера, престиж, прелюдия,

и при- в словах - привилегия, примадонна, приоритет, примитивный.

В некоторых русских словах приставки при-/пре- так тесно слились с корнем, что их трудно выделить, например: престарелый, преисподняя, прекрасный, прелестный, пререкаться, пресмыкаться, приятный, принимать, пригожий, примечание, присущий и т.д.

В случае возникновения трудностей с написанием таких слов необходимо обращаться к орфографическому словарю.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

Итак, подведем итог урока. Чтобы правильно написать приставку в слове, необходимо,

во-первых, выделить приставку,

во-вторых, правильно определить, какая это приставка (неизменяемая или изменяемая, оканчивающаяся на з/с или при-/пре-)

и в-третьих, применить соответствующее правило правописания приставок.

Список использованной литературы:

  1. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык/ Вакурова О.Ф, Львова С.И., Цыбулько И.П.- М: Дрофа, 2004
  2. Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных учреждений. - М: Дрофа, 2001
  3. Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ: русский язык/ авт.-сост. А.Бисеров, Н.В.Соколова. - М.: АСТ: Астрель, 2008
  4. Шнайдерман Л.А. Русский язык на "отлично". Тесты и упражнения.- Ростов- на -Дону:Феникс, 2004

В соответствии с морфологическим принципом нашего правописания большинство приставок пишется единообразно, не отражая изменения произношение согласных и гласных звуков.

Так, всегда одинаково пишется приставка с- , например с лить, с дать, с шить, с читать . Следует запомнить слова з десь, з дание, з доровье, ни з ги (не видно), в которых з является частью корня и родственные им слова (з дешний, выз дороветь и др.).

Всегда одинаково пишутся приставки в- (в лететь, в перед ) и о- (о круг, о кружность ), гласные и согласные в приставках до- , за- , на- , над- , об- , от- , по- , под- , пред- , пере- и некоторых других, например: до бежать, за бросить, на гонять, над пись, об рубить, от дых, по купка, под бежать, пред посылка, пере везти.

Некоторые из приставок имеют беглое о , например: от рывать - ото рвать, под бирать - подо брать .

Правописание приставок без-, воз- (вз -), из- , низ- , раз- , через- (чрез- )

Правописание приставок на : без- , воз- (вз- ), из- , низ- , раз- , через- (чрез- ) - отражает изменение их произношения. В этих приставках буква з пишется перед гласными и звонкими согласными, а буква с перед глухими согласными, например: без граничный - бес крайний, воз глас - вос клицание, из бежать - ис портить, низ вергать - нис провергать, раз бросать - рас пустить, чрез мерный - черес седельник .

С буквой с пишутся слова черес чур, ис чезать, ис чезновение .

Правописание приставок раз- (рас- ) - роз- (рос- )

В приставках раз- (рас- ) - роз- (рос- ) под ударением пишется буква о , без ударения - а , например: ро́з вальни - раз ва́л, ро́с пись - рас пи́ска, рас писа́ние .

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Как правило в задании обязательно есть приставки ПРЕ-/ПРИ-,
приставки с чередованием З/С или А/О, неизменяемые приставки на Т/Д.
Строки на правописание Ъ или И/Ы после приставки могут включать сложные слова.

Вопрос всегда звучит одинаково (различаются лишь предложенные слова):

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный
2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний
3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный
4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

1. В приставкахс-, в-, об-, над-, под-, пред-, от- конечные согласные приставок на письме сохраняются
независимо от произношения:
сбить - спилить, влететь – вперед

2. Приставки на з:раз-, воз-, вз-, из-, низ-, без-, чрез- - пишутся перед гласными и звонкими согласными:
безответственный, беззаботный
близсидящий, близстоящий

3. Приставки на с:рас-, вое-, вс-, ис-, нис-, бес-, чрес- - пишутся перед глухими согласными:
расстроиться, вспыхнуть

4. Иноязычные приставкидез- (диз-) пишутся перед гласной и ъ, дис- - перед согласным (звонким и глухим):
дезорганизация, дизъюнкция, дисгармония

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

1. В безударных приставкахо-, об-, от-, воз-, до-, по-, про-, под-, за-, на-, над-, пере-, пред- (кроме раз-)
пишется та же гласная, что и под ударением:
оберегать - опись
алогичный, аморфный (а=не),
прародина (пра=первоначальный),
паводок, пагубный

2. В приставках на согласный иногда появляетсябеглое о :
отрывать – оторвать

3. В приставкахраз-, рас-, роз-, рос- о пишется под ударением, а - без ударения:
роспись – расписание
розыскной

4. Приставкипри- и пре-

ПРИ-
Имеет значение:
- Нахождения вблизи чего-то:
пригородный, приморье

Присоединения, приближения, прибавления:
приклеить, пририсовать

Неполноты действия:
приоткрыть, притормозить

Доведения действия до конца:
приучить, прибить

Действия в чьих-то интересах (для себя или кого-нибудь):
припрятать, приберечь

Сопутствующего действия:
Присвистывать

ПРЕ-
Имеет значение:
- Высокой степени действия, качества, близкой по значению к очень:
предобрый, премило

Приставки пере-:
преградить (перегородить)

5. В русском языке приставкаа- пишется только в заимствованных словах: алогичный, аморфный.

6. Приставкапа- пишется в словах:
паводок, паводковый, паводочный (спец.); паволока (др.-русск. "привозная нарядная ткань"), пагуба, пагубный,
пагубно, пагубность (ср. родственные слова загубить, погубленный);
в остальных случаях пишется только приставкапо- : побродить, посмотреть, поход, поездка.

7. Приставкапра- со значением "первоначальный, наиболее древний" пишется в словах:
праистория, празелень (устар. иссиня-зеленоватая краска), прародина, праславянский, праязык; прабабка, прабабушка,
правнук, правнучка, прадед, прадедушка, праматерь, праотец, прародитель, праправнучка.
В остальных случаях пишется приставкапро- : прообраз, провожатый, прогневаться, прожиток, прозорливый.

Ы/И ПОСЛЕ ПРИСТАВОК

После русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением.
Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.

Это правило не распространяется:

на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.
(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);
на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ-
(МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);
на сложносокращенные слова
(СПОРТИНВЕНТАРЬ);
на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ

Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я:

1) после приставки, оканчивающейся на согласную,
например: подъезд съёмка предъюбилейный, межъядерный, сверхъестественный;
перед другими гласными ъ не пишется: безаварийный, собезьянничать, сузить, сэкономить;

2) в иноязычных словах, в которых имеется приставка, оканчивающаяся на согласную
(аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пост-, суб-, супер-, транс-) или составная частица пан-;
например: адьютант, интеръекционный, инъекция, конъюнктура, объект, суперъяхта, трансъевропейский, панъяпонский;

3) в сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух-, трёх-, четырёх-,
например: двухъярусный, трехъязычный.

Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: детясли, Мосюрцентр.

Каждый учитель выбирает свой путь, но главное – на всех этапах урока- пробудить у учеников исследовательский интерес, то есть создать на уроке условия для проявления познавательной активности:

  • актуализировать ранее полученные знания;
  • коллективный поиск “от простого к сложному”;
  • исследовательский характер деятельности: наблюдать, сравнивать, группировать;
  • интенсивная самостоятельная деятельность (работа с разными словарями, пособиями, учебниками).

Для успешного усвоения материала необходимо:

  1. научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;
  2. обогащать словарный запас учащихся, обращая внимание на иноязычные и исконно русские слова, которые не подчиняются основному правилу правописания;
  3. обучать школьников “технике мышления”;
  4. сформировать умения и навыки аналитико – синтетической работы;
  5. сформировать умения и навыки логизировать материал на основе знаковых схем, таблиц, алгоритмов, инструкций. Это позволит правильно, последовательно и более эффективно найти способ объяснения написания орфограмм. Очень важно, чтобы инструкции-алгоритмы были лаконичны, наглядны и просты.

I. Творческие работы – важный этап в формировании умений самостоятельно оперировать тем языковым материалом, который охватывается правилом. Таким образом, необходимо предлагать задания, которые стимулируют развитие творческого начала, желание использовать данные слова в устной и письменной речи.

II. Составляющим элементом урока должно стать письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста – поэтического или прозаического) небольшого объёма. Письмо по памяти – эффективный, полезный вид комплексной работы с текстом, который способствует:

  • развитию речи школьников;
  • художественному мышлению;
  • зрительной и слуховой памяти учащихся;
  • закреплению орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащению словарного и лексического запаса.

Данный вид деятельности является не только одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы, но и повышает интеллектуальный уровень учеников, даёт возможности более осмысленно подходить к изучению материала. Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые ученики учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный) . Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока.

III. Урок всегда должен быть воспитывающим, поэтому необходимо весь учебный материал объединять общей идеей. Хорошо если разговор будет вестись о нравственных категориях: любви и доброте, горе и радости, смелости и трусости, чести и долге…

Следовательно, сформулируем цель уроков:

  • дать понятие об изменяемых и неизменяемых приставках;
  • развивать умения различать близкие по звучанию, но разные по значению и написанию слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • закрепить навык осознанного письма;
  • научить применять данное правило в устной и письменной речи.

Тип урока: это может быть урок объяснения, закрепления, или обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Оборудование:

  1. карточки с индивидуальными заданиями;
  2. таблицы, схемы, рисунки;
  3. учебник: “Русский язык” под редакцией А.И.Власенкова, Л. М. Рыбченковой;
  4. пособие “Русский язык. Единый государственный экзамен(2009). Универсальные материалы для подготовки учащихся” Интеллект-Центр.2009.

Межпредметные связи: связь с информатикой и литературой.

Ход урока

Каждый человек - это определенная нота, которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.

Н. Михалков.

I. Слово учителя.

Что самое важное для человека? Любовь… Внимание… Забота близких людей… Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит?

Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

М. Лермонтов.

2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

М. Скребцова.

3. Дайте определение понятию “счастье”. Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?

Счастье – это состояние устойчивой радости.

Г. Лейбниц.

Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье.

С. Сергеев-Ценский.

4. Опишите свои ощущения. Ребята читают свои эссе.

В душе сейчас разные чувства. С одной стороны, конец весны, а стоит прохладная погода. И от этого как-то грустно на душе, а с другой стороны, радость от уже скорого приближения лета, тепла, отдыха.

Залешина Я.

В этот день особенно остро чувствуется одиночество и не спасает круг одноклассников. Сердце охватил холод. Круги на асфальте заставляют натянуть улыбку… Острая боль, слезы подступили к глазам. Что-то внутри меня требует тепла, родной души, общения, но я не могу говорить, молчание душит мои чувства. Видела искореженную яблоню с белыми цветами. Она была ничтожна и величественна. Я стала чувствовать, как дерево. Душевная боль обостряется из-за холода. Ни о чем не думаю…иногда хочется уйти туда, где нет никого, только я…Сердце требует любви, которая как сладкий яд медленно убивает меня.А дальше бесконечная пустота, которую я боюсь и люблю.

Корнева Е.

Мир человеческих чувств многообразен, он может включать в себя бесконечное множество эмоций, чувств, впечатлений. Ведь каждый человек находится в мире, полном чудес. Этот мир чувств – отношение к миру, который нас окружает. Вот и последний денек учебного года. На душе некая легкость и одновременно тоска. На улице холодный ветер, свежесть и красота природы, но на душе и перед глазами проплывают картинки о прошедшем учебном годе, который я провел впервые в этой школе. Это чувство невозможно описать, оно многообразно. Я считаю, что чувство – главное человеческое богатство, единственное, которое ни наука, ни люди не в силах описать, данное нам от Бога.

Булыгин А.

В данный момент в моей душе происходит что-то непонятное. Я чувствую радость и гордость за красоту окружающего нас мира. Легкое волнение и легкую влюбленность. С таким чувством я живу почти каждый день. Вот оно счастье для меня. Я счастлива, что сейчас именно в этом месте с этими людьми. Почувствовать красоту людей – главное.

Кузнецова Е.

Я вышел на улицу. В этот момент я почувствовал, что что-то замерло внутри. Нахлынула волна радости, хорошего настроения, вдохновения. Весь мир показался на какое-то время ярче обычного. Хотелось остановить это мгновение, побыть в нем, почувствовать его. На душе радость, о плохом не хотелось думать, вспоминать. Жизнь показалось лучше…Скоро каникулы.

Князев П.

Узнать состояние своего сердца, души гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Для этого надо найти равновесие (гармонию) с самим собой и с природой, гармонию, к которой люди стремятся всю жизнь! Я попробовал погрузиться, познать, что я чувствую и что меня беспокоит. Увидев цветущую яблоню, я понял, что мой внутренний мир находится в состоянии покоя. Но, разглядев асфальт вокруг этого дерева, я понял, что за внешним спокойствием лежит чувство волнения, тревоги. Тревога за наш мир, за его будущее.

Пирожков Е.

Последние дни мая… Я не могу описать свои чувства, идущие от сердца, потому как я последние недели 3-4 сильно не высыпаюсь. Только сейчас я начинаю понимать, что все мои чувства исчезли, есть только одно – желание поспать. Есть только чувство легкой угнетенности от предвкушения спокойствия. Я даже не могу помечтать о том, что я буду делать, когда закончится учеба. У меня полностью исчезло воображение, ближущиеся каникулы мне ни о чем не говорят. Ну что ж, будь, что будет. Может быть, наступит время (где-то через 3 дня) и ко мне вернутся чувства…

Бизин К.

Май. Последние дни холодной весны. Конец учебного года. Однако настроения радости и счастья нет. Конечно, ведешь себя иначе: делаешь мнимые улыбки, радуешься за свои оценки, но настроения нет… Почему? Холодная весна во всем виновата? Смотришь в окно, всюду одинокие листочки, деревца. Они тоже фальшиво зеленые… Нет, весна тут ни при чем, она также холодна… Друзья зовут гулять, но не хочется… Одиноко…Наверное, в сердце постучалась любовь…

Зайцев А.

II. Поэтическая разминка.

  1. Прочитайте наизусть стихотворение;
  2. Объясните орфограммы в приставках;
  3. Найдите в тексте примеры художественных тропов и объясните их роль;
  4. Подготовьте стихотворение к письму по памяти;
  5. Подумайте, какую основную мысль пытался донести до нас автор.

(Не) пр…выкайте к ч..десам –
Д…витесь им, д…витись!
(Не) пр …выкайте к н…бесам,
Гл…зами к ним т…нитесь.
Пр…глядывайтесь к об…лакам,
Пр…слушивайтесь к пт…цам,
Пр..кладывайтесь к р…дникам,-
Н…что (не) повторится.

В. Шефнер.

III. Лексико-орфоэпическая разминка.

1. Определить лексическое значение слов;

2. Расставить ударение и составить со словами предложения:

предустьевой
презенс
предположить
предуведомить
привинтить
привозной

IV. Слово учителя.

На доске записана тема урока.

“ПРИСТАВУЧАЯ” МОРФЕМА”

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о приставках. Эти волшебные морфемы не просто “пристают” к словам - они придают словам удивительно разные смыслы. Например: заплетать, уплетать, переплетать. Продолжите этот ряд, насколько сумеете.

Или: понимать, отнимать... И этот ряд продолжите, насколько сумеете.

Сколько приставок в русском языке?

Вспомните (запишите) столько приставок, сколько сможете (на самом деле, вы знаете их все, дело только в умении вспоминать).

Сколько у вас получилось? Если вы сумели вспомнить 30 - 40, значит, у вас совсем неплохая готовность памяти. Если меньше - отложите работу на некоторое время, а потом опять вернитесь к ней и постарайтесь дополнить ваш список.

На самом деле в русском языке более 50 активно работающих приставок.

Ответ: без-, бес-; в-, во-; вз-, взо-; вне-; внутри-; вс-; вы-; до-; еже-; за-; из-; изо-; ис-; между-, меж-; на-; над-, надо-; наи-; не-; ни-; низ-, нис-; о-, об-, обо-; около-; от-, ото-; па-; пере-; по-; под-, подо-; после-; пра-; пре-; пред-, предо-; при-; про-; противо-; раз-; разо-; рас-; роз-; рос-; с-; со-; сверх-; су-; у-; через-, чрез-, черес-.

С теми приставками, которые вы сами не вспомнили, напишите как можно больше слов, а потом придумайте с этими словами несколько смешных предложений или небольшую занятную историю.

Приставка! Я тебя вижу!

Задание № 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.

  1. Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный.
  2. Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный.
  3. Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.

Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.

Задание № 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.

  1. обезьяна, обелиск, областной, общежитие, ожерелье, одновременный, основной;
  2. обворожительный, обнародовать, облагороженный, облокотиться, обожженный, объезженный, объяснение, облегчение, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение;
  3. обездоленный, обеззараженный, обезличенный, обессилеть, обеспечить. Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.

Зрительный диктант. Прочитайте предложение несколько раз, потом запишите по памяти и проверьте себя.

Вдохновение определяется Львом Толстым как состояние, когда ясно открывается, что можно сделать.

Возможная тема небольшого сочинения. Опишите случай или несколько случаев, когда вы испытывали вдохновение.

Приставка! Я тебя вижу!

Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.

Очковтирательство, доброжелательство, благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, Землетрясение, громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.

Ответ: громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, очковтирательство, благоприобретенный, водопроводчик, сногсшибательный, благоразумный, деревообрабатывающий.

Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.

При выполнении упражнений ученики приходят к выводу, что в русском языке можно выделить

ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.

Первая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением-паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.

Вторая группа – это приставки, которые пишутся, “подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без - бес-; вз- - вс-; воз- - вос-; из- - ис-; низ- - нис; раз- - рас-; роз- - рос-; через- черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами.

Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

Итак, три группы приставок. Составьте с ними таблицу, а если любите рисовать - изобразите.

В результате совместной работы выводится алгоритм работы, который заносится в тетрадь и на доску.

Не меняются на письме Меняют -З на-С (перед глухими согласными) Различаются по лексическому значению Сохраняют- И - после приставок
за- без-(бес-) пре- сверх-
на- вз-(вс-) при- меж-
над- воз-(вос-) контр-
о- из-(ис-) супер-
об- низ-(нис-) после остальных приставок корень слова начинается на Ы
от- раз-(рас-)
пере- роз-(рос-)
по- чрез-(чрес-)
под-
пред-
про-
с-

Алгоритм №2
Буквы - З-, С- в конце приставок:
Найди в слове приставку

  1. Приставка -С- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
  2. В словах: здесь, задание, здоровье -З - входит в состав корня и замена другими приставками невозможна.
  3. В составе сложных слов пиши -З- : близсидящий, близстоящий.

Это правило необходимо закрепить при выполнении следующих упражнений.

Практическая работа №1.

Заменить в словах приставку-С- приставками, оканчивающимися на –З -, и наоборот. Составить словосочетания: сдавать- раздавать книги, издавать газеты, воздавать должное.

Сбить, сгонять,сжечь,сгладить,сгибать,сбавить,сгрызть,сбежать,сдержаться.

Раздуть,изжевать,раздать,взбивать,разгрезти,воздержаться,избегать,изгибать,развернуться.

Образовать однокоренные слова от слов здесь, здание, здоровье.

Заменитьприлагательные с приставкой -без(бес) существительными с предлогом: бесцельный- без цели.

Безбородый,бессодержательный,бесчисленный,беспочвенный,бесформенный,безжалостный,бессовестный,беззлобный,беспомощный.

На каждую из приставок на –З- подобрать по два слова так, чтобы в одном из них приставка стояла перед звонким согласным, а в другом –перед глухим: разбудить-распилить, избить-испугать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.

А знаете ли вы, что в приставке воз- (вос)исчезает гласная- О-(восход- всходы, воспоминание- вспоминать), и можно ошибочно посчитать, что в словах типа взбивать, взбираться, взбегать две приставки.

Трудности возникают и тогда, когда в приставках появляется беглый гласный –О-, например: взбираться- взобраться, взрыв -взорвать.

Практическая работа №2.

Сопоставить сходные слова, разобрав их по составу:

Сгонять-согнать, поджидать-подождать, взойти-зайти, втыкать-воткнуть, раздирать-разодрать, отмщение-отомстить, надрываться-надорваться, звошедший-зашедший, разочароваться-зачарованный, отбор-отобрать, воспоминание-вспомнить.

Алгоритм №3
Буквы А, О в приставках раз-(рас-), роз-(рос-):

Найди приставку и поставь ударение

Приставка под ударением Приставка без ударения
пиши –О - пиши -А -

Часто смешивают приставки РОЗ-(РОС -) и РАЗ-(РАС-) со сходными по звучанию корнями РОС-,РАСТ-, а приставки ВОЗ-(ВОС-)и НИЗ-(НИС-) –с корнями -ВОЗ-, НИЗ-. Преодолеть эти ошибки можно только с помощью постоянного сопоставления слов и разбора их по составу.

Например, разрослись - россыпи, растительность-расстояние,произрастание-расставание,перевозчик-перевозбуждение,низкий-низвергнутый.

Практическая работа №3

Выпишите в четыре столбика слова с корнями рос-, раст-, воз-, низ-.

Нисходить, разросшийся, распутать, нарастающий, низший,вырастить, возбудить, срастаться, расположить, рассмотреть, произрастание, низвергнуть, ниспровергать, снизить, нисходить, растолковать.

Алгоритм №4
Правописание приставок - пре-, -при-
Особое внимание следует обратить на правописание приставок
(гласная Е, И в приставках)

1. Вспомните слова – исключения (словарные слова) как заимственные из других языков, так и русского происхождения.

пре- при-
преодолеть притязать, притязание
прекословить, беспрекословный присягать, присяга
пренебрежение привередничать, привередливый
пресмыкаться примирить, непримиримый
препятствие приурочить
пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный или заслуживающий отрицательной оценки) прихотливый
приоритет
привилегия, привилегированный
преимущество примитив, примитивный
претензия приукрасить
президиум природа
президент прискордный
премьера причина
препарат пример
(знаки) препинания прическа
престол приличный
престиж причудливый

2. Написание следующих слов связано с различием в их значении:

пре- при-
Прибывать (“приезжать, приходить”). Поезд прибывает. Прибытие. Расписание прибытия поездов. Пребывать (“находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии”). Пребывание в столице. Пребывать в унынии.
Придать (“усилить, прибавить чего-лиибо, дать дополнительно”). Придать храбрости. Приданое. Придать нужную форму. Предать (“изменить, нарушить верность, забыть”). Предать друга. Предать огню. Предать забвению. Предание. Народное предание.
Приступить (“начать”) Приступить к работе. Приступить к занятиям. Преступить (закон). Преступник, преступление, преступность, преступный.
Приклонить (голову) (только в значении “найти или не найти приют”). Негде голову приклонить. Будет, где голову приклонить. Преклонить (голову, знамена, колена) (“склониться, опустить вниз, выражая глубокое уважение, восхищение”). Преклонение перед павшими.
Притворить (“неплотно закрыть”). Притворить дверь. Претвориться (“осуществиться, воплотиться”). Замысел претворился в жизнь.
Притвориться (“с целью ввести в заблуждение”). Притвориться спящим. Притворщик, притворный, притворство. Презреть (“пренебречь чем-либо”). Презреть опасность. Презрение, презренный, презрительный, презирать.
Призреть (“дать приют”) - устарело. Предел (“граница, черта”). Предел скорости, предел желаний, за пределами страны. Предельный, беспредельный.
Придел (“пристройка “)
Приёмник (“то, что предназначено для приёма”). Радиоприёмник, детский приёмник Преемник (“продолжатель дел, традиций”). Преемственность, преемственный.
Приуменьшить (“слегка уменьшить”) Преуменьшить (“значительно уменьшить”)

Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой- пре-.

Запомните написание слов с приставками пре- и при - в словосочетаниях: преклонный (приближающийся к старости) возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения (помеха, затруднение), непреложный закон (не подлежащий изменению, нерушимый), непреходящее значение (безвременное, долговечное), превратности судьбы (злоключения, перемена, поворот в событиях)

2. Определить, какой по происхождению она является

Запомни: взимать произносится и пишется с - И



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!