Правописание суффиксов и приставок. Методы образования слов с помощью суффикса –ок

239. Прочитайте. Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие приставками?

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе , надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.

240. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке.

      Расколи его - будет зёрнышко,
      Посади его - будет солнышко.
      (Подсолнечник)

  • В каких словах есть приставки? суффиксы? Выделите в этих словах все части слова.
  • Догадайтесь, почему растение так названо.

241.

Как узнать чернику? Тоненький ст..белёчек тянется вверх. По ст..бельку, как крылышки, в разные стор..ны з..лёные маленькие листики. У листиков сидят черничники, чёрные яг..дки с синим пушком. Черничники похожи на мелкий г..рошек.

(М. Пришвин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите в тексте слова с суффиксами -еньк-, -инк-, -ек, -ик, -ышк-, -к- .
  • Придумайте свой рассказ о каком-нибудь другом растении.

242. Прочитайте.

      орешек - орешки овражек - овражки чулочек - чулочки птенчик - птенчики ёжик - ёжики кирпичик - кирпичики

  • Произнесите каждую пару слов. В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает?
  • Сформулируйте правило: когда в слове пишется суффикс -ек , а когда - суффикс -ик .
  • Запишите слова так: сначала слова с суффиксом -ек , затем с суффиксом -ик . Выделите суффиксы.

243. Прочитайте.

-Ек или -ик ?

Ковр..к, замоч..к, клубоч..к, прут..к, луч..к, бараш..к, веноч..к, кармаш..к, ключ..к, внуч..к.

  • Обсудите, какие из этих слов имеют суффикс -ек , а какие - суффикс -ик . Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слово?
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

244. Прочитайте.

1. Шёл, дождик, летний, тёплый. 2. Спрятались, дождя, мы, ёлкой, под, в, от, шалаше. 3. Прилетел, и, хохлатый, уселся, рябчик, над, шалашом. 4. Под, зяблик, устроился, веточкой, ели. 5. Ёжик, пришёл. 6. Пробежал, зайчик, мимо. 7. Дождик, что-то, ёлке, шептал, долго.

(М. Пришвин)

  • Составьте из слов предложения. Прочитайте. Получился ли у вас текст? Придумайте к нему заголовок.
  • Запишите заголовок и составленный текст.
  • Найдите слова с частью -ик . В каких словах это суффикс, а в каких - часть корня?

245. Прочитайте. Отгадайте загадки.

  1. Само с кулачок,
    Красный бочок
    (Я - - - - о)
  2. Был рожок.
    Стал кружок.
    (М - - - ц)
  3. Есть корешок, есть шляпка, но не гриб.
    (3 - - т)
  • Запишите любую загадку и отгадку по памяти. Проверьте себя. Обозначьте в словах ударение и суффикс -ок .
  • Подчеркните в словах букву перед выделенным суффиксом. Какой звук она обозначает в каждом из слов?
  • Сформулируйте правило: когда после шипящих пишется суффикс -ок ?

Правописание суффикса -ОК

246. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные существительные при помощи суффикса -ок. Запишите слова парами. , жук - ..., творог - ..., паук - ..., друг - ..., каблук - ... .

  • Обозначьте в словах ударение, выделите корень и суффикс. Подчеркните в каждой паре слов буквы, обозначающие чередующиеся согласные звуки.

247. Прочитайте.

-Оньк- или -еньк- ?

Берёз_а, реч_а, доч_а, лис_а, мел_ий, тон_ий, лёг_ий, Саш_а, Кол_а, Maш_a, кис_а, хорош_ий, глаз_и.

  • Определите, какой суффикс (-оньк- или -еньк- ) надо написать в каждом слове.
  • Запишите, вставляя пропущенные суффиксы. Выделите их в словах.

248. Прочитайте стихотворение.

      Зашумела, разгулялась
      В поле непогода;
      Принакрылась белым снегом
      Гладкая дорога.
      (И. Никитин)

  • Что обозначают слова разгулялась, принакрылась?
  • Спишите или запишите стихи по памяти. Выделите в словах приставки. В каком слове две приставки?

249. Прочитайте слова парами. Сравните, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначены на письме.

      вбежать - втолкнуть
      сделать - склеить
      отбить - открыть
      надрезать - надписать
      подвезти - подсказать
      обрубить - обсушить

  • Спишите глаголы, выделите приставки. Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
  • Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Обратите внимание! Написание приставок не зависит от произношения.

250. Прочитайте приставки. Почему их объединили в две группы?

  • Прочитайте глаголы. Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы.

    Клеил, ставил, грел.

  • Запишите любую группу однокоренных глаголов с приставками. Выделите приставки.

251. Прочитайте.

      вязать - п..р..вязать, з..вязать, д..вязать, н..двязать
      брать н..брать, з..брать, с..брать, в..брать
      лить - пр.. лить, д..лить, п..длить. ..тлить

  • Запишите группы однокоренных слов, вставляя пропущенные в приставках буквы.
  • Выделите приставки. Какие ещё глаголы можно образовать от выделенных слов с помощью других приставок?

252. Рассмотрите рисунки.

  • О ком или о чём можно составить текст по рисункам? Составьте текст по одному из рисунков или сразу по двум рисункам. Озаглавьте свой текст и запишите его.

253. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

      Глупый...судит, а умный...судит.
      Сам кашу...варил, сам и...хлёбывай.
      ...говорил, так надо...говаривать.

  • Вставьте в слова подходящие по смыслу приставки за-, о-, рас-, до-, с- .
  • Запишите одну из пословиц по памяти. Проверьте себя.

254. Прочитайте песенку.

      Маленькой ёл..чке
      Хол..дно з..мой.
      Из лесу ёл..чку
      Взяли мы д..мой.
      Сколько на ёл..чке
      Шар..ков цветных,
      Роз..вых прян..ков,
      Ш..шек з..л..тых!
      (3. Александрова)

  • В какой части слов пропущены буквы: в корне? в суффиксе? Объясните их написание.
  • Запишите песенку по памяти.

255. Прочитайте.

Бел(и, е)нький, храбр(о, а)сть, осе(н, нн)ий, о(п, б)ходить, топор(и, е)к, овраж(и, е)к, шо(с, сс)е, подосин(а, о)вик, на(т, д)писать, ру(с, сс)кий, (ф, в)тянуть, (с, з)делать, по(т, д)снежник, ко(л, лл)екция, п(а, о)кормить, перев(и, я)зать.

  • Объясните, для какой значимой части слова нужно выбрать из скобок букву.
  • Запишите слова, правильно выбирая букву из скобок. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Найдите слово-название растения. Объясните, как оно образовано.

256. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Из Москвы мне прив..зли небольшой перочинный ножич..к с к..стяной ручкой и двумя з..ркальными лезвиями. Одно лезвие п..больше, другое п..меньше. На каждом - ям..чка, чтобы з..цеплять ногтем, когда надо о..крыть.

(В. Солоухин)

  • Определите тип текста: это повествование или описание?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах приставки. Докажите, что задание выполнено правильно.
  • Составьте свой текст - описание предмета, который вам дорог. Подготовьтесь его рассказать.

Вопрос: выбери. какой суффикс (-ек- или -ик-) нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением. обязательно доказывай выбор. пенёк, мяч, дождь, нос, голубок. глоток. вечерок.корабль, ключ. блинок, городок, лист,листок, цвет, цветок. солдат, песок, луч. венок. гвоздь, замок. слова записывай в два столбика -ик- -ек- ^^ ^^ ^ ^^ нет мячика-мячик нет пенёчка-пенёчек

выбери. какой суффикс (-ек- или -ик-) нужно добавить, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением. обязательно доказывай выбор. пенёк, мяч, дождь, нос, голубок. глоток. вечерок.корабль, ключ. блинок, городок, лист,листок, цвет, цветок. солдат, песок, луч. венок. гвоздь, замок. слова записывай в два столбика -ик- -ек- ^^ ^^ ^ ^^ нет мячика-мячик нет пенёчка-пенёчек

Ответы:

Пенёчек, мячик, дождик, носик, голубчик, глоточек, вечерочек, кораблик, ключик, блиночек, городочек, листик, листочек, цветик, цветочек, солдатик, песочек, лучик, веночек, гвоздик, замочек.

дождик, носик, голубчик, кораблик, ключик, солдатик, гвоздик. глоточек, вечерочек, блиночек, листочек, цветочек, песочек, лучик, веночек, замочек.

Похожие вопросы

  • на школьном участке высадили 28 кустов.каждые 3 школьника сажали 4 куста.сколько школьников участвовали в этой работе?сколько кустов смогут посадить таким же образом 42 школьника? помогите пожалуйста решить зазачу.
  • 5 корень из 7 дробь 2 как решить
  • Дам 30 баллв,Решите срочно вынесите множитель из-под знака корня √0.49а3 1)0.7a√a 2)0.7a2√a 3)0.07a√a 4)0.49a2√a
  • из двух городов навстречу друг другу одновременно выехал велосипедист и мотоциклист скорость велосипедиста 18км/ч что составляет 6 / 19 скорости мотоциклиста. Найдите расстояние между городами если мотциклист и велосипедист встетились через три целых 4/5 часа после выезда
  • перевод на русский is london a village
  • Помогите решить задачу уравнением: Портфель и 4 пары детских ботинок стоят 5400 руб. Портфель в 2 раза дешевле ботинок. Сколько Стоит портфель? Сколько стоит пара детских ботинок. Заранее спасибо.
  • Разбор слов как части речи, коршуна, бензином, мы, зимние, толстым, купил, слезает. Нужно указать часть речи, на какой вопрос отвечает, начальную форму, род, склонение, падеж, число, роль в предложении. Буду очень благодарна за ответы.)))

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).
Выбери,какой суффикс (ек или ик) нужно добавить,чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением.Обязательно доказывай свой выбор.

пенёк,мяч,дождь,нос,голубок,глоток,вечерок,корабль,ключ,блинок,городок,лист,листок,цвет,цветок,солдат,песок,луч,венок,гвоздь,замок. слова записывай в два столбика ик и ек. пример нет мячика -мячик.нет пенёчка-пенёк.

Выбери,какой суффикс ек или ик нужно добавить чтобы получилось слово с уменьшительно ласкательным значением.Обязательно доказывай свой выбор

пенёк,мяч,дождь,нос,голубок,глоток,вечерок,корабль,ключ,блинок,городок,лист,листок,цвет,цветок,солдат,песок,луч,венок,гвоздь,замок

ВЫБЕРИ КАКОЙ СУФИКС ЕК ИЛИ ИК НУЖНО ДОБАВИТЬ ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО С УМЕНЬШИТЕЛЬНО ЛАСКАТЕЛЬНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ПЕНЕК МЯЧ ДОЖДЬ КЛЮЧ БЛИНОК ГОРОДОК ЛИСТ

ЛИСТОК ЦВЕТ ЦВЕТОК СОЛДАТ ПЕСОК ЛУЧ ВЕНОК ГВОЗДЬ ЗАМОК

выбери какой суфикс ек или ик чтобы получилось слово с уменьшительно ласкательноым значением пенек мяч дождь нос голубок глоток вечерок корабль ключ

блинок городок лист листок цвет цветок солдат песок луч венок гвоздь замок

По Тесту. 1. В каком порядке должны следовать предложения, обознаяенные буквами, чтобы получился

связаный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст:

А. Называется эта птица - дятел.

Б.Живет у нас в лесу птица.

В. Сядет на дерево и клювом по нему постукивает

Г. это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек добывал.

Д.Иной раз на снегу под деревом много много шишек валяется.

2. укажи глагол ||спряжения

2)колоть

3)дышать

4)рисовать

3.

А. В высокой траве к нему крался кот.

Б. На её корнях сидел филин

В.Кот привстал и в испуге пополз в кусты.

Г.Вдруг филин выкрикнул длинную фразу

Д. В парке буря вывернула с корнем старую ель.

4. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. вдруг он заметил под березой норку.

Б. В лесу по ложбинке побежал первый ручеек.

В. Решил ручеек в нее заглянуть.

Г. В норке сладко спал ежик.

Д. Холодный ручеек разбудил его.

5. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. На лапке сочилась кровь.

Б. Под кустом дети нашли раненого зайца.

В. Дети острожно взяли его на руки и понесли домой.

Г. Когда лапка у зайца зажила, дети отнесли его в лес.

Д. Дома они промыли зайцу ранку и смазали её йодом.

6. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Но оно было очень тяжелое.

Б. Муравей нашел зерно.

В. Муравей не мог его сдвинуть

Г. Только вместе смогли справится дружные муравьи с зерном.

Д. Тогда он позвал на помощь товарищей.

7. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Побежденный забился под сарай и сидит там тихонько.

Б. Вдруг налетел ястреб.

В. Он схватил крикуна и унес себе на обед.

Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во все горло: <Ку-ка-ре-ку>



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!