Православная Россия: интересные факты о церковных колоколах. «Русский колокол

Одна из ярких страниц истории литейного производства в России связана с литьем колоколов. Колоколами русские умельцы славились еще с X-XI столетий. Немало отлитых в России колоколов было вывезено в Чехию, Польшу, Австрию, а позднее даже в Англию.

Колокола в прошлом играли большую роль в жизни общества. Им придавалось различное назначение. Церковные и монастырские колокола предназначались для выполнения культовых и религиозных функций. Различались воскресные, праздничные, будничные колокола, великопостные, зазвонные, трапезные, бденные, полиелейные.

Гражданские (городские) колокола также выполняли различные функции. Одни созывали граждан на вече («вечевые»), под звон других проводились казни. «Всполошные» колокола созывали людей на борьбу с пожарами. «Часовые» - отбивали время; «вестовые» - подавали сигналы к сбору для информации. Звон колоколов в сильную пургу давал возможность путникам не заблудиться. Были даже колокола, извещавшие о начале продажи рыбы, о раздаче угля и о времени тушения огней.

Военные колокола били в набат («набатные»), подавали сигналы к сбору, к восстаниям, били сигналы тревоги, предназначались для осады («осадные») и для создания шума в момент наступления («шумовые»).

Колокола различались размерами, массой, внешним видом, красотой отделки и тембрами звука. Все это требовало от создававших их литейщиков большого уменья, опыта и знаний.

В прошлом колоколам придавали такое большое значение, что относились к ним чуть ли не как к людям. Колокола крестили, у них были крестные отец и мать. Имена крестных выбивались на поверхности колоколов. Колоколам давались, как правило, мужские имена. Их хвалили, их наказывали, били, брали в плен и даже казнили.

Особо примечательна судьба Угличского колокола. За звон во время умерщвления царевича Дмитрия этот колокол был сброшен со звонницы, его в исступлении били кнутами, потом отрубили ухо, на колоколе высечены были слова, уличающие его в преступлении. В 1599 году царь Борис Годунов распорядился сослать колокол в ссылку в Сибирь. Через 250 лет жители Углича подали в Синод прошение о помиловании этого колокола. Синод потребовал представить ему положительную характеристику на колокол, и дело было замято. Еще через 40 лет жители Углича вновь подняли вопрос о возвращении колокола. И лишь в 1892 году, почти через 300 лет, колокол был помилован и возвращен в Углич. Теперь он находится «а Угличском музее.

В 1605 году в России был отлит один из крупнейших для того времени колоколов. Он весил 35 т. Диаметр его широкой части составлял 5,5 м. Язык колокола был столь тяжел, что для того чтобы благовестить, за веревку, привязанную к языку колокола, должны были браться одновременно 20 человек!

Все строения в России в ту пору были деревянными. Деревянной была и звонница, на которую был подвешен колокол. Пожары были частыми бедствиями и уничтожали они иногда целые города. В годы царствования Бориса Годунова случился такой большой пожар.

Сгорела и звонница, а раскаленный от огня колокол упал и разбился.

Через полстолетия царь Алексей Михайлович приказал отлить новый колокол, «поболе прежнего». Для этого из Австрии были приглашены знатные мастера литейного дела, но они отказались выполнить такую необычную работу, требовавшую «трудов весьма великих и бессчетных».

Эти труды взяли на себя русские мастера. Сначала за работу взялся Емельян Данилов, потом - Александр Григорьев с помощниками. С задачей справились великолепно. В 1654 году была закончена отливка колокола, масса которого составляла уже 130 т!

Девять месяцев шли работы по подъему невиданного колокола, и, наконец, он оказался на мосте. Теперь, чтобы благовестить, за веревку, привязанную к языку колокола, должны были браться 100 человек. Под мелодичный звон этого 130-тонного колокола вступали на Российский престол один за другим три царя: царь Федор Алексеевич, Иван IV и Петр I.

33 года прослужил этот шедевр литейного производства и искусства. А в 1701 году снова в Кремле произошел пожар. Сгорели деревянные балки, на которых был подвешен колокол. Он упал и разбился.

Петр I, занимавшийся важными государственными делами и развитием промышленности, не очень чтил празднества и церемонии и упавшему колоколу внимания не уделил.

В 1731 году племянница Петра I Анна Ивановна приказала перелить разбившийся колокол, сделав его еще большим.

Предложение взять на себя этот труд было передано парижскому королевскому механику Жермену. Услышав о том, что ему предлагают отлить колокол массой 9 тысяч пудов, Жермен решил, что над ним хотят пошутить и выставил царских гонцов за дверь. Не взялись за эту работу и другие прославленные иностранные мастера.

Также по теме

«Царь-колокол» для Франции
Как русский царь отблагодарил французский город за помощь в перевооружении Русской армии / Великая война. 1914-1918

Последняя четверть XIX века была важной эпохой в развитии систем вооружения. Именно тогда на чертежах и в мастерских рождалось оружие будущих мировых войн ХХ века - самозарядные пистолеты и пулеметы, скорострельные пушки и главное оружие пехотинца - магазинная винтовка.
В 1880-е годы к созданию такого оружия приступили и в России. В 1883 году при Главном артиллерийском управлении была образована Комиссия по испытанию магазинных ружей - своего рода мозговой центр, где собиралась информация о новейших разработках в сфере стрелкового оружия за границей, проводились испытания новых патронов, порохов, предложенных инженерами конструкций винтовок. Создание новой системы вооружения стало свидетельством уровня развития российской науки и техники того времени.



Во время освящение колокола


В 1889 году благодаря успешным опытам Д.И. Менделеева был создан русский бездымный порох, на его основе полковник Н.Ф. Роговцев создал трехлинейный (7,62 мм) патрон, который под названием 7,62×54 мм R и по сию пору остается в производстве и на вооружении. В конце 1889 года Комиссии были представлены две разработанные под новый патрон магазинные винтовки - конструкции капитана Русской армии Сергея Ивановича Мосина и бельгийского оружейника Леона Нагана. В следующем, 1890 году обе системы прошли целый комплекс испытаний, для сравнения были использованы 23 образца винтовок лучших зарубежных фирм, ни одна из которых не показала преимущества перед отечественной конструкцией.

По итогам испытаний Комиссия отдала предпочтение винтовке Мосина, указав при этом на ряд недостатков, которые предлагалось устранить, использовав решения, примененные в своей винтовке Наганом. В результате этого синтеза и родилось оружие, с которым русские солдаты прошли все войны ХХ века, а отдельные модификации по сию пору стоят на вооружении силовых структур Российской Федерации.

Предлагая императору Александру III для высочайшего утверждения текст резолюции о принятии новой винтовки на вооружение, военный министр генерал от инфантерии Петр Семенович Ванновский указывал: «В изготовляемом новом образце имеются части, предложенные полковником Роговцевым, комиссией генерал-лейтенанта Чагина, капитаном Мосиным и оружейником Наганом, так что целесообразно дать выработанному образцу наименование: русская 3-лин. винтовка образца 1891 года».

По повелению Государя новое оружие получило название трехлинейная винтовка образца 1891 года. Капитану Мосину «за выдающиеся разработки по артиллерийско-стрелковой части» была присуждена Большая Михайловская премия.


Уже после Великой Отечественной войны в советской литературе утвердилось название винтовка Мосина, в зарубежных исследованиях ее часто называют винтовка системы Мосина-Нагана.


К производству нового оружия начали подготовку крупнейшие оружейные заводы Российской империи - Тульский, Ижевский и Сестрорецкий, однако, первая партия из 500 000 винтовок была заказана французскому заводу Manufacture Nationale d’Armes de Châtelleraut (на фото), расположенному в городе Шательро.

Это решение было принято по двум причинам. Во-первых, русское командование хотело как можно скорее перевооружить армию новой винтовкой, а размещение заказа в Шательро позволяло ускорить этот процесс на два года. А, во-вторых, в 1891 году был заключен франко-русский военно-политический союз, и заказ во Франции новейшей русской системы вооружения стал зримым его воплощением.

Шательро - город, по французским меркам, не древний. Первые упоминания о нем относятся к 952 году, когда местный граф построил замок рядом с удобной переправой через реку Вьенна, чтобы обеспечить защиту торгового пути от расплодившихся в округе разбойников. Постепенно вокруг замка сложился город, а одним из главных занятий его жителей стало производство оружия, особенно - огнестрельного.

Весной нынешнего года один московский звонарь рассказал мне, что есть сведения, будто бы за успешное выполнение заказа император Николай II подарил городу Шательро новый колокол, изготовленный в России. Никакой информации об этом колоколе и его дальнейшей судьбе обнаружить не удалось. Но этим же летом появилась возможность посетить французский город и на месте разобраться в этой истории.


Современный Шательро не относится к числу туристических достопримечательностей центральной Франции. Конечно, и здесь сохранились старинные дома в центре, мост в ренессансном стиле (на фото), построенный по повелению мудрого короля Генриха IV - основателя династии Бурбонов, древняя церковь святого Якова (здесь проходил один из паломнических путей в Сантьяго-де-Компостелла), но не это - главная особенность города. Он встречает путешественника длинными рядами современных промышленных зданий, окрашенных в серый и бежевый цвета. Здесь и поныне производятся новейшие системы вооружения, а также высокотехнологичные компоненты для авиационной, космической и автомобильной промышленности Франции. И все же о прошлом тут помнят.

В туристическом офисе, где мы задали вопрос о колоколе, сразу поняли, о чем идет речь. О, «клошь русс», конечно, знаем - он находится в церкви святого Якова. Сотрудница поставила отметку на карте города. Идем к церкви. Она находится в историческом квартале в самом центре города. Узкие, закрытые для движения автомобилей улицы, белые дома, за красивой оградой - здание, где некогда располагалась резиденция барона де Рони (он же - герцог де Сюлли), одного из знаменитых соратников короля Генриха IV, знаменитого министра финансов, а по совместительству, и видного специалиста в области артиллерии.

Вот и белая, с двумя башнями колоколен церковь святого Якова. Дверь открыта, но храм пуст. В полумраке - колонны, резные барельефы, цветные витражи и ни одного человека. Колокольни, по местному обычаю, закрыты деревянными ставнями, может колокол здесь? Стучимся в офис кюре, но и тот заперт, приколотая на дверях записка уведомляет, что пэр Бернар будет здесь только утром.


Утро следующего дня было пасмурным и прохладным, в церкви святого Якова было по-прежнему пусто, а вот дверь офиса кюре оказалась не заперта. Пэр Бернар - пожилой, но очень подвижный человек - понимает нас с полуслова. Он знает о «клошь русс» и его истории, но в туристическом офисе ошиблись: колокол находится не в церкви святого Якова, а в расположенной за рекой церкви святого Иоанна Евангелиста (на фото). Он пытается связаться по телефону с ее настоятелем, но кюре Патрис сегодня не в городе - уехал на службу в сельский приход и будет только через два дня.

Пэр Бернар несколько огорчен этим обстоятельством, но обещает прислать нам на электронную почту все известные материалы о русском колоколе.

Отправляемся за реку, чтобы увидеть хотя бы церковь, в которой находится колокол. Вот она, в романском стиле, неброская, без ярких украшений и статуй - обычный храм, в который ходят простые люди. Увы, но дверь закрыта на замок.

За невысокой оградой замечаю несколько стендов, на которых… фотографии колокола! Калитки нет, но где наша не пропадала! - перелезаю через забор и подхожу поближе. На стендах подробно описана вся история и русского заказа, и колокола. Теперь понятно, почему пэр Бернар назвал его огромным - по французским меркам, он действительно большой, почти в человеческий рост. Чтобы водрузить его на колокольню, местным инженером пришлось изрядно поработать.

Надписи на стендах посвящены не только колоколу, но и русскому оружейному заказу. Оказывается, он сыграл важную роль в жизни города. Тогда, в 90-е годы прошлого века, французское правительство в условиях экономического кризиса заметно сократило военный заказ, и над городом оружейников нависла угроза безработицы.


Итак, колокол найден, но неужели придется уехать из Шательро, так и не увидев реликвию? Неожиданно в стене церкви открывается маленькая боковая дверь и вышедший из нее человек несколько недоуменно смотрит на меня, застывшего с фотоаппаратом в руках около стендов на огороженной церковной территории.

«Клошь русс?» - переспрашивает он, а потом жестом приглашает войти. Из его слов понимаю, что в церкви ремонт и на колокольне отключен электрический свет, но подняться к колоколу можно. Идем по узкой каменной лестнице, мимо деревянных площадок, маленьких французских колоколов и, наконец, оказываемся на самом верху колокольни. Здесь темно, свет пасмурного дня с трудом пробивается через глухие жалюзи окон. Очертания колокола скорее угадываются во тьме, чем видны. Фотоаппарат отказывается функционировать. Рядом с колоколом угадывается специальный механизм для звона. Дело в том, что французские колокола, как и большинство европейских, отличаются от наших по технике звона. Если у нас, как правило, колокол висит неподвижно, а звонарь раскачивает его язык, то европейцы раскачивают сам колокол, подвешенный на качающейся балке. «Клошь русс» слишком велик, чтобы подвесить его подвижно на европейский манер, а колокольня слишком мала, чтобы можно было звонить по-русски, раскачивая язык, поэтому и придумали специальное устройство, позволяющее звонить.

Услышать звон колокола вживую не довелось, но в присланных пэром Бернаром материалах была запись звона. Звук чистый, протяжный и удивительно русский. Такой можно услышать в тех немногих храмах и монастырях, где чудом сохранились дореволюционные колокола…


«Клошь русс» был изготовлен в Санкт-Петербурге на знаменитом в то время колокольном заводе купца Василия Михайловича Орлова. Высота колокола - 2 метра 5 сантиметров, диаметр при основании - 1 метр 75 сантиметров, вес - 2640 килограммов.



Перед подъёмом на колокольню


На сторонах колокола - портреты императоров Александра III и Николая II, а также президентов Французской республики Сади Карно и Феликса Фора. В картуше надпись на французском языке - «Дар Его Величества Николая II Императора Всероссийского церкви Святого Иоанна Евангелиста города Шательро». В основании колокола надпись на русском и французском языках «Благовестник мира и дружбы народов» («Sonnez la paix et la fraternité des peuples»).

Решение подарить колокол император Николай II принял во время визита во Францию в 1896 году. Тогда русско-французский альянс казался оплотом мира и стабильности в Европе, и дружеский жест со стороны русского Государя должен был сделать его еще более прочным. Колокол был доставлен в Шательро в 1897 году, 15 мая того же года был торжественно освящен и получил имя Alexandre Nikolas, хотя чаше всего французы называют его «русский колокол» - «cloches russes».


Русский колокол на французской открытке


С тех пор удары «клошь русс» отмечали важные события в истории Шательро. Так, 5 октября 1919 года он победно звонил в честь вернувшихся с фронта Великой войны солдат 32-го пехотного полка французской армии, сформированного из местных уроженцев, а в 1944-м - приветствовал французских и английских солдат, освободивших город от немецкой оккупации. Звонит он и сейчас - и в торжественные дни, и во время обычной службы.

Как звучит «клошь русс»


И хотя, как мы уже отмечали, Шательро находится в стороне от обычных туристических маршрутов, русскому путешественнику стоит сделать небольшой крюк и посетить этот город, где за деревянными ставнями старинной колокольни находится весомая частичка русской истории.

Фото и видео заимствованы у kitowras

Альманах «Российский колокол» № 1 2016

Слово редактора

Анастасия Лямина,

журналист, публицист

Ми ищем таланти

Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное – новым.

Сэмюэл Джонсон

Простое счастье, истинные ценности, переживания и размышления о событиях прошлого, настоящего и будущего, – этому и еще многому другому посвящён сегодняшний альманах.

Как и раньше, на страницах нового выпуска мы объединили обычных, но творческих людей разных поколений и интересов.

Простота, где-то местами непрофессиональный слог, избыточные эмоции в произведениях сегодняшних мастеров слова, по моему мнению, наполнили альманах № 1 жизнью.

Приятного чтения!

Современная поэзия

Ирина Богдашкина

Образование высшее. Дефектолог (олигофренопедагог и логопед высшей квалификации). Музыкант (фортепиано, аккордеон).

Номинант Национальных литературных премий: «Поэт года» (с 2012 г.), «Наследие» (с 2014 г.), литературной премии им. Сергея Есенина «Русь моя».

Финалист Национальной литературной премии «Поэт года – 2014», «Поэт года – 2015».

Член РСП, кандидат в члены ИСП.

Ажурной пеленою падал снег…

Ажурной пеленою падал снег
И покрывал собою всё пространство -
Луга, кусты, деревья, глади рек,
Даруя им богатое убранство.

Кружатся в вихре танца на ветру
Искрящиеся белые снежинки.
Последний взгляд небесному шатру.
Невидимые будто бы пружинки

Незримо режиссируют полет.
Они и рады – жизни их продлятся.
Чем продолжительнее перелет,
Тем больше поводов, чтоб удивляться

Их эфемерной неземной красой,
Разнообразием ажурной вязи.
На руку сядут – окропят росой,
Падут на землю – в кашицу из грязи -

Затопчут их, и красоте – конец.
Найдут спасение на крышах, в кронах.
Слоями лягут, заплетясь в венец.
Вершины гор – в сверкающих коронах.

Под праздник

Морозец легкий. Голубое небо,
Не блеклое – морозной белизной
Разбелено. Каким бы лютым не был
Мороз вчера, всё ж праздничной волной,

Что от людей исходит в этот праздник,
Великий день Христова Рождества,
Смягчен – теплом и светом. Всё ж, проказник,
Как только сядет солнышко, едва

Закроет очи день – опять он в силе.
Свиреп и беспощаден – берегись!
Давно погоду о зиме просили -
Морозной, снежной. Вот и напорись

На то, за что боролся, люд наивный.
Пословицы не зря, чай, сложены.
Метели, вьюги будут. Вечер дивный,
Когда ты дома: свечи зажжены,

Тепло, светло и дорогие рядом
С тобою люди. Тишина, уют.
А за окном – определяешь взглядом -
Морозы обрели себе приют.

Пурга бушует, мечутся снежинки,
Узор рисует холод на окне,
Где было солнце, снег подтаял – льдинки
Образовались. Только по весне

Теперь уйдут снега, пурга и стужи,
В наряд зеленый облачится лес.
А нынче снег природе очень нужен -
Исполнить долг. Весна придет – исчез

До будущей зимы. Нам насладиться
Сейчас приспело красотой полей,
Загадочностью леса – нарядиться
Успел в убор под праздник и смелей

Глядит, уверенней и величавей -
Осенняя прикрыта нагота.
Доселе ветви голые торчали,
А нынче неземная красота.

В ажурных кронах иней серебрится,
Седые пряди ветел и берез
Едва колышет ветер… Расхрабрится,
Рассердится – потреплет и всерьез…

Большое дело

Человеком быть – большое дело.
Много нас на маленькой Земле.
В этом Мать-Природа преуспела.
Но не всем, увы, дано в седле

Жизни удержаться. Этот спился,
Тот, глядишь, пошел на поводу
У страстей. А кто-то оступился
И упал так низко, что в бреду

Не приснится этот ужас. Боже,
Трудно сохранить свое лицо.
Только предавать себя негоже -
Как же жить с собою, подлецом?..

02.11.15

Марта Валешевска

Будем знакомы, Марта Валешевска – Доронина (Хмель) Галя. Родилась в Германии, г. Хемниц, в 1951 году. Училась в Кузбассе. Институт в Томске. ТИСИ. Карьера от мастера до гендиректора АО «Строитель». Стихи пишу с детства, с 14 лет. Но никогда не издавала, кроме студенческой газеты и поздравительных открыток. Стихи мои дневниковые. Перед тем как вы надумаете открыть хотя бы одно из расположившихся ниже сочинений, хочу сказать: поэт для меня всегда был небожителем. Это Есенин, Цветаева, Фирдоуси, Хайям… и т. д. Мое творчество – это поэтический слог всей жизни вокруг меня, энергетический выдох радости и боли, восхищения и замирания в прекрасном проявлении души. Моя душа в момент стихотворения – небожитель, когда легко и плавно слово соседствует с другим словом…

Строитель

Училася в Сибири я,
И край мне этот дорог…
Училась б лучше, бестия,
Была бы стоматолог!!!
Работа то не пыльная,
Начальству смотришь в рот…
Будет квартира стильная
И домик через год.
Не слушала я маму,
Жалею я с тех пор…
Жизнь протекает как вода…
А я мешу РАСТВОР.
По аналогии с врачом,
Всю жизнь раствор мешала…
В большом количестве причем,
Богатой я не стала.
Домов построила не счесть,
Трудясь за трудодни…
Строителю одна лишь честь…
Дома-то не мои…

Ушел наш мальчик

О Господи, запретна вроде тема,
На суд людей свою беду несу.
Кто пережил мой ад, поймут, дилемма
лишь в том, нужна ли эта боль кому?
Уверена, нужна, поэтому нагая
Стою пред вами, душу оголя,
Пишу как есть, словами не играя.
И не боюсь услышать: «О-ля-ля!!!»
Мой сын, мой мальчик гениальный,
Писал стихи и музыку любил,
Рос он в семье, в семье вполне реальной,
Где мама, папа, братья, жизнь любил.
Послушный, занят музыкой и спортом,
И под присмотром бабушек, дедов.
Срывал он лавры в школе, правил кортом
На теннисе и блюл он честь род в.
Красивый, умный, ласковый, послушный,
Трудолюбивый, наш левша любимый.
Был долгожданным и нам очень нужным,
Читал он много, был слегка ранимым.
Когда пришла беда? Да рано, в школе,
Сначала травка, а потом и герыч.
Узнали поздно, но мы бились вместе,
Пытаясь победить болезнь и горечь.
И победили. В армии служил,
Любил, работал и учился много.
Но заболел он. Не смогли спасти.
Ушел наш мальчик. Он теперь у Бога.

Бегемотиха

Стала толстой я, как бегемотиха.
Глянешь в зеркало, аж жуть берет!
Мне бы на больные ноги ботики,
Да блузон, что пузо уберет.
Только чувствую себя матроною,
Воспитавшей трех богатырей,
Хочется мне очень стрижку новую,
Да «прикид» поярче, помодней!

Алексей Вдовенко

Вдовенко Алексей Николаевич родился в 1958 г. и постоянно проживает в г. Керчи; образование среднее; инвалид с детства первой группы; Руководитель совета Керченского городского литературного объединения «Лира Боспора». Публикации: альманахи «Истоки» (Москва), «Лира Боспора» (Керчь), «Поэтическая карта Крыма» (Симферополь); журналы: «Крымуша», «Брега Тавриды», «Полюс-Крым» (Симферополь), «Мурзилка» (Москва), «Надежда» (Минск), «Союз писателей», «Откровение души» (Новокузнецк). Авторские поэтические сборники: «Бусинки» (Керчь, 1994 г.), «Кораблик», «Монолог» (Симферополь, «Школа», 2005 г.), «Керченский мотив» (Симферополь, «Таврия», 2011 г.). Член Союза русских писателей Восточного Крыма с 2009 г., Межнационального союза писателей Крыма, Союза писателей Республики Крым.

Песня неисправимого бродяги

Ты накопил на склоне лет не много.
В кармане у тебя гуляет ветер,
А в рюкзаке – лишь дальняя дорога».
Да, я не строил барские хоромы.
Мои счета не держат сотни банков.
Зато знакомы мне рассветы в поле
И тишина далёких полустанков.
Знаком мне чудный вкус ржаного хлеба,
И сладость соли знаю я наверно.
Люблю я высоту ночного неба
И красоту лесов люблю безмерно.
Когда умру я, то заплачет дождик,
Отправит тризну воробьёв ватага,
Свои листы наклонит подорожник,
А мой рюкзак возьмёт другой бродяга.

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

«КОЛОКОЛА ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из глубины веков до наших дней» – так называется книга Владислава Андреевича Горохова. Вышла она в Москве в 2009 году в издательском доме «Вече». Книга относится к разряду духовно-просветительской литературы и для широкого круга читателей вряд ли предназначена. Это научное исследование о создании колоколов, о колокольном деле, о его истории, о судьбе знаменитых мастеров колокольного звона, о мастерах-литейщиках и о многом другом, прямо и косвенно касающемся литья и истории колоколов. Читать книгу не очень просто – это отнюдь не художественная литература. Но в ней содержится масса очень интересных сведений о русском колокольном звоне. Некоторые из них я приведу в этой публикации. Читать её можно под суздальский колокольный звон.

Колокола. История

Когда впервые колокол пришёл на Русь и почему так называется?

Учёные до сих пор спорят об этимологии слова. Есть в греческом языке слово «калкун», в некоторой степени созвучное слову «колокол», оно означает «било». В том же греческом языке глагол «kaleo», переводится как «звать». Крик в древнеиндийском языке – «kalakalas», а в латинском – «kalare». Все они в той или иной степени созвучны и объясняют дохристианское предназначение колокола – созывать людей. Хотя скорее всего, слово «колокол» берёт начало от славянского «коло» – круг. От этого же обозначения происходят другие слова, например – «колобок», «коловорот». Есть и астрономические понятия с этим же корнем – «коло солнца», «коло луны». Поэтому понятие «коло – кол» можно объяснить как окружность в круге – «коло-кол».

Правда, президент Российской академии наук с 1813 по 1841 год А.С.Шишков в «Кратком азбучном словаре» описывает происхождение слова «колокол» от слова «кол» и объясняет, что в древности для извлечения звука ударяли медной жердью, называемой «кол» о другую такую же жердь – «кол о кол». Созвучие и правда очевидно, но не все слова в русском языке произошли от простого созвучия и слияния нескольких определений.

Доподлинно неизвестно когда впервые люди стали использовать колокола. Вряд ли в дохристианские времена. Упоминания о них в летописях датируются XII веком. Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.

Колокола. Из какого металла отливали

Из чего делали колокола? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова. В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало. Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разобиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.

Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.

Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном.
Уже к XVII веку Мехелен стал центром колокольного литья и колокольной музыки в Европе, и по сей день остаётся таковым. Знаменитые карильоны делают именно в Малине. В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.

Имена колоколов

А сколько же колоколов было на Руси? Или, хотя бы в Москве? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч(!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:

«Я побывал в четырёх из пяти частей света. Мне приходилось ступать на почву всевозможных стран, и я повидал кое-что. Я видел прекрасные города, громадное впечатление на меня произвели Прага и Будапешт. Но чего-либо подобного Москве я никогда не видел. Москва – это нечто сказочное. В Москве около 450 церквей и часовен. И когда начинают звонить в колокола, то воздух дрожит от множества звуков в этом городе с миллионным населением. С Кремля открывается вид на целое море красоты. Я никогда не представлял себе, что на земле может существовать подобный город. Всё кругом пестрит красными и золочёными куполами и шпилями. Перед этой массой золота в соединении с ярким голубым цветом бледнеет всё, о чём я когда-либо мечтал».

В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые, напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.

Колокола на колокольне и звоннице

Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.


Суздаль. Колокольня Смоленской церкви

Необходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря.
Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.


Суздаль. Кремлёвская часобитная башня.

Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны. Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно.
На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.

Мастера колокольных дел

Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок. Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой в Москве. Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.

Соборная площадь Кремля. Успенская звонница и колокольня Иван Великий

Знаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.

Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.

Царь-колокол в Москве

Колокольные артели и заводы

На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других стран. Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.

Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.

На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.

В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.

Звонари. Константин Сараджев

Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных. Вот что говорил о своём чувстве музыки сам звонарь:

«С самого раннего детства я слишком сильно, остро воспринимал музыкальные произведения, сочетания тонов, последовательности этих сочетаний и гармонии. Я различал в природе значительно, несравненно больше звучаний, чем другие: как море сравнительно с несколькими каплями. Много больше, чем абсолютный слух слышит в обычной музыке!..
И сила этих звучаний в их сложнейших сочетаниях не сравнима ни в какой мере ни с одним из инструментов – только колокол в своей звуковой атмосфере может выразить хотя бы часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческом у слуху в будущем. Будет! Я в этом совершенно уверен. Только в нашем веке я одинок, потому что я слишком рано родился!»

Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени. Среди почитателей была и Анастасия Цветаева. Вот как она по собственным впечатлениям писала в рассказе «Сказ о звонаре московском»:

«И всё-таки звон ворвался неожиданно, взорвав тишину… Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул – и второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него… И вдруг – заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением неведомых больших птиц, праздником колокольного ликования! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса… оглушительно нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!
Это было половодье, хлынувшее, ломающее лёд, потоками заливающее окрестность…
Подняв головы, смотрели стоявшие на того, кто играл вверху, запрокинувшись. Он летел бы, если бы не привязи языков колокольных, которыми он правил в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов – гигантских птиц, испускавших медные гулкие звоны, золотистые крики, бившиеся о синее серебро ласточкиных голосов, наполнивших ночь небывалым костром мелодий»

Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.


Колокола – путешественники Данилова монастыря

А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России же в 20-х годах ХХ века. Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона. Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».

Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».

После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль. Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».

Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заводе фирмы «Вера» заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.

А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.

Колокола. Обычаи

Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на . Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком. Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из , то не покорился он завоевателям. На свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.

Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Один из крупнейших западных колоколов – краковский “Зигмунт” (о нём будет сказано ниже) – весит всего лишь 11 тонн, что для России звучит довольно скромно. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров. Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше. Однако и на Западе существует множество знаменитых колоколов и не меньше связанных с ними легенд и любопытных историй.

Колокола в Европе

Удивительная колокольная история произошла в середине XVII века в Моравии. Шведский полководец Торстенсон три месяца беспрерывно атаковал богатейший город Чехии Брно. Но взять город шведы так и не смогли. Тогда командующий собрал военный совет и объявил собравшимся, что на следующий день состоится последний штурм города. Брно должен быть взять до того, как в полдень зазвонит колокол на соборе Святого Петра. «В противном случае нам придётся отступить» – твёрдо сказал полководец. Это решение услышал местный житель и, оценив их важность, пробрался в город и сообщил об этом горожанам. Жители Брно сражались не на жизнь, а на смерть. Но и шведы им не уступали. Враги в некоторых местах преодолели городские стены, когда колокол собора пробил 12 раз. Никто не посмел ослушаться приказа Торстенсона, неприятель отступил к вечеру навсегда ушёл из Брно. Так 12 ударов спасли город. С тех пор ежедневно ровно в 11 часов в память об этом событии с главного собора раздаются не 11, а 12 ударов колокола. Также, как и более 350 лет назад, когда находчивые горожане на час раньше пробили спасительные 12 ударов.

Интересны некоторые колокольные традиции запада. В Бонне «Колокол чистоты» созывал жителей на еженедельную уборку городских улиц и площадей, немецкий «воскресник». В Турине «Хлебный колокол» сообщал хозяйкам, что пора замешивать тесто. «Трудовой колокол» Бадена объявлял об обеденном перерыве. В Данциге ждали удара «Пивного колокола», после которого открывались питейные заведения. А в Париже, наоборот, таковые закрывали по сигналу «Колокола пьяниц». В Этампе звон колокола предписывал гасить городские огни и его прозвали «Преследователем гуляк», а в Ульме «Колокол чудаков» напоминал, что поздно вечером опасно оставаться в тёмных и тесных средневековых улочках города. В Страсбурге о начале грозы предвещал «Колокол бури». На есть дом «У каменного колокола», угол его фасада украшен архитектурным элементом в виде колокола. Старая легенда говорит, что наступит время и этот колокол оживёт и заговорит на своём языке. Старинный колокол в “Зигмунд” может и тучи разогнать, и девушкам суженого накликать.

Краков. Вавель. Колокол “Зигмунд”

Колокола в литературе

Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули – стали бить,
Чтоб мог говорить.

В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

Не обошли колокол и русские поэты. Известно стихотворение Великого Князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) о русском звоне. Все помнят стихотворение Владимира Высоцкого «Набат». На памятной доске поэта на Малой Грузинкой улице, где жил Высоцкий его портрет изображён на фоне разбитого колокола.

Мемориальная доска Владимиру Высоцкому на доме Малая Грузинская, 28

Большую коллекцию колокольчиков собрал Булат Шалвович Окуджава. До сих пор ежегодно 27 августа в Переделкино отмечают день колокольчика. В этот день почитатели творчества Окуджавы привозят в его дом музей очередной дар – колокольчик.
Как радостно, что сейчас опять зазвучали в церквях колокола. Пока робко и скромно. Но чисто и звучно плывёт над Родиной серебряный звон.

«…В синем небе, колокольнями проколотом, –
Медный колокол, медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал….»
В.Высоцкий «Купола» 1975 г.

А это настоящий колокольный звон суздальских звонарей Спасо-Евфимьевского монастыря. Услышать их может каждый, исполняют они небльшой колокольный концерт ежечасно, когда монастырь открыт для посетителей. Две записи, – на три минуты.

И короче – меньше двух минут.

По материалам книги В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!