Предложения со словом «непроницаемым. Она обернулась ко мне мрачным лицом


Во время судебного процесса над нацистскими преступниками 1945 года среди обвиняемых выделялась одна девушка. Она была довольно миловидной, но сидела с непроницаемым лицом. Это была Ирма Грезе – садистка, каких еще поискать. В ней странным образом сочетались красота и необыкновенная жестокость. Приносить мучения людям доставляло ей особое удовольствие, за что надзирательница концлагеря получила прозвище «белокурый дьявол».


Женские вспомогательные подразделения СС. Ирма Грезе в центре.

Ирма Грезе (Irma Grese) появилась на свет в 1923 году. Она была одной из пяти детей в семье. Когда Ирме исполнилось 13 лет, мать покончила с собой, выпив кислоту. Она не могла выдерживать побои мужа.

Через два года после смерти матери Ирма бросила школу. Она стала вести активную деятельность в Союзе немецких девушек, перепробовала несколько профессий, а в 19 лет, несмотря на протесты отца, записалась в состав вспомогательных подразделений СС.


После войны надзирательница собиралась стать актрисой.

Свою деятельность Ирма Грезе начала с лагеря Равенсбрюк, затем по собственному желанию ее перевели в Аушвиц. Грезе настолько рьяно исполняла свои обязанности, что уже через полгода стала старшей надзирательницей, вторым человеком после коменданта лагеря. Сегодня это звучит довольно забавно, но Ирма Грезе говорила, что не собиралась оставаться надзирательницей всю жизнь, а хотела потом играть в кино.

Ирма Грезе - самая жестокая надзирательница лагерей смерти во время Второй мировой войны.

За свою красоту и ужасную жестокость Грезе получила прозвища «Светловолосый дьявол», «Ангел смерти», «Прекрасное чудовище». Надзирательница с прекрасной прической, ароматом дорогих духов, исходивших от нее, вполне оправдывала свои прозвища. Она с особым садизмом расправлялась с заключенными.

Помимо оружия, у Ирмы всегда при себе имелся хлыст. Она лично забивала до смерти женщин-заключенных, устраивала отстрелы во время построения, отбирала тех, кто отправится в газовую камеру. Но больше всего удовольствия ей доставляли «забавы» с собаками. Грезе специально морила их голодом, а затем натравливала на заключенных. У нее даже имелся абажур, сделанный из кожи убитых женщин.


Надзирательница Ирма Грезе и комендант концлагеря Йозеф Крамер.


Зверства нацистов в концлагерях.

В марте 1945 года по личной просьбе Ирмы Грезе ее перевели в концлагерь Берген-Бельзен. Через месяц ее взяли в плен британские войска. Бывшая надзирательница вместе с другими работниками концлагеря предстала перед судом, который получил название «Бельзенский процесс». Ее приговорили к смертной казни через повешение. Приговор привели в исполнение 13 декабря 1945 года.

Ирма Грезе во время Бельзенского процесса.

По словам очевидцев, в ночь перед казнью Ирма Грезе вместе с еще одной приговоренной Элизабет Фолькенрат распевала песни и смеялась. На следующий день, когда ей накидывали петлю на шею, Ирма с непроницаемым лицом бросила палачу: «Schneller» (нем. «быстрее»). «Ангелу смерти» на тот момент было всего лишь 22 года. За свое недолгое существование она лишила жизни тысячи людей.

О САМОЙ БАРБАРЕ

Среди «звезд» американской тележурналистики в последние годы появилось немало женщин. Но в этом блестящем созвездии одна звезда сияет ярче всех. Это Барбара Уолтерс, непревзойденный мастер телевизионного интервью. Особенно удаются ей интервью со знаменитостями, американскими и зарубежными - президентами и премьер - министрами, коронованными особами и актерами. Она брала интервью у всех президентов США, начиная с Никсона. Её недавнюю беседу с В. Ельциным смотрели более 25 миллионов человек. Уолтерс - обладательница всевозможных престижных премий и наград, в том числе статуэтки Эмми (телеэквивалент кинематографического Оскара). Ее имя вписано и «Пантеон славы» Академии телевизионных искусств США - честь, которой удостаиваются лишь те немногие, кто «делает телевидение», то есть влияет на ход его развития формирует тенденции.

Книга «Как беседовать со всеми практически обо всем» с некоторыми главами из которой «Журналист» решил познакомить читателей, писалась Барбарой в 1970 году, когда она уже была известна рядовому американцу больше, чем девять десятых тех, кого она интервьюировала в утреннем шоу Эи-би-си «Сегодня». Американским зрителям импонируют характерный для Уолтерс шарм деловой женщины, её эрудиция и компетентность, основанные на скрупулезной подготовке к каждой телевизионной встрече. Перед началом съемок она старается расковать собеседника - иногда поет с ним дуэтом, танцует, с Ринго Старром (из «Битлз») ей пришлось даже сыграть на барабане. Если перед записью собеседник просит ее не затрагивать некоторые неприятные для него темы, она соблюдает договоренность. «Главное, - говорит Уолтерс, - это чтобы по окончании интервью зритель ощущал, что он побывал на полезной сердечной встрече». Дважды знаменитости появляются в выпусках Уолтерс редко - только в том случае, если их жизнь резко изменилась. Перед камерой Уолтерс разговаривает со знаменитостями обычно два часа. Запись при монтаже урезают до часа, и Уолтере лично следит за тем, чтобы швы не были заметны и вся беседа шла как бы на одном дыхании. Огромное значение она придает итоговому вопросу. Нередко, в конце интервью она спрашивает: «Где вы надеетесь быть лет через двадцать?»; или, «Если бы о вашей жизни делали фильм, то какое название для него вы бы предпочли?» Джонни Карсону, ведущему популярного шоу «Сегодня вечером», Уолтерс предложила: «Пожалуйста, закончите за меня фразу: «Джонни Карсон - это...» Карсон, создавший себе экранный имидж деревенского простока, рубахи - парня, помолчал и, глядя Уолтерс прямо в глаза, вымолвил: «…это человек, у которого от долгого сидения устала жопа.» Впрочем, о происшествиях подобного и о секретах своего мастерства лучше расскажет сама Барбара Уолтерс.

ЛИЦО ПРИНЦА БЫЛО НЕПРОНИЦАЕМЫМ

Когда ноябрьским утром 1969 года английский принц Филипп давал мне свое интервью, он прибывал в дурном расположении духа. В отличие от своей жены, королевы Елизаветы II, принц не считал, что королевской особе непременно надо скрывать свое плохое настроение.

Корреспондент Эи-би-си и я сидели в ожидании принца Филиппа в королевских апартаментах Уолдорф Тауэр (который неожиданно оказался менее внушительным, чем мне представлялось), и я была почти уверенна, что знаю причину недовольства королевской особы. Принц проснулся в прекрасном расположении духа: наконец-то его изнурительный визит в Соединенные Штаты окончен, осталось только доехать до аэропорта, сесть в самолет, набрать высоту и приземлиться в милом его сердцу Лондоне. И вот в такой момент к прин­цу входит адъютант и напоминает: вчера вечером, вы пообещали дать интервью ведущей телешоу. Принц воскликнул что-нибудь вроде «О, горе!» (или что там говорят принцы в таких ситуациях?) и разразился проклятиями. Примерно такую карти­ну рисовало мне воображение, когда несколько минут спустя мы встретились. Лицо принца храни­ло непроницаемое выражение, он был в спортивном костюме и показался еще выше и бледнее, чем я его себе представляла.

На самом же деле не я попросила об интервью, а позаботился об этом сам Президент Соединен­ных Штатов. Накануне я была в Белом доме и бесе­довала с Патрицией Никсон. Мне повезло - я встретила и самого Президента. Сказала ему, что читала об обеде в честь принца Филиппа, который устраивает Президент, и что там будут присутство­вать только мужчины. «Это же дискриминация жен­щин!» - воскликнула я.

Но никогда не приуменьшайте возможностей Президента. Ночью, в час или около того, британ­ский посол позвонил мне и сказал: принц перед самым отлетом на родину согласен дать интервью а своих Уолдорфских покоях.

Я сразу же бросилась наводить справки, как луч­ше обращаться к принцу. Мне сказали, что в рав­ной мере допустимы три формы обращения: «Ваше королевское высочество», «принц Филипп» или «Сэр». «Герцог» - исключено. Я спросила также, какие темы принц особенно охотно согласился бы обсудить, и мне дали исчерпывающую инфор­мацию. Итак, следующим утром я была на месте.

Нелегко проходило то достопамятное интервью. Принца не устраивало всё: свет, стул, на котором он должен сидеть, камеры, словом, всё. Я спросила, какой вопрос он охотней всего хотел бы обсудить, на что принц Филипп кратко ответил: «Никакой».

Однако я постаралась как то улучшить его настроение. Рассказала, что летом вела репортаж с церемонии посвящения в должность его сына, принца Уэльского, и американцы были в восторге от этого торжественного акта. Принц посмотрел из меня уже более дружелюбно. «Не можем ли мы начать именно с того?» - опросил он.

Еще бы! Я попала в точку. Камера была включе­на, и я начала разговор о том, что узнала от Президента Никсона и что наверняка было не безразлично принцу. Социологический опрос жителей Великобритании показал, что если бы они выбира­ли Президента, то выбрали бы именно принца Фи­липпа. Я упомянула и об интересе американского Президента к его особе, столь популярной у себя в стране. Сделав такое комплиментарное вступле­ние, спросила: нравится ли принцу Филиппу быть политическим деятелем? Он отозвался довольно сухо: «Вопрос этот носит гипотетический характер, и обсуждать его не имеет смысла».

Я потерпела фиаско, но приобрела ценный опыт: следует, избегать вопросов, начинающихся слова­ми «если бы». Так можно обращаться к людям творческих профессий: для них заманчиво «рас­шифровывать» ситуации, требующих работы воображения. Для практических, неэмоциональных людей подобная «работа» - пустая трата времени.

С принцем Филиппом я быстро перешла к прямым, конкретным вопросам, которые не могли не беспокоить его лично. Наградой стало одно из лучших интервью за всю мою журналистскую практику. Например, я спросила, расстраивается ли принц, когда его полемические заявления вызывают бурную негативную реакцию общественности он ответил, что предпочел бы быть серой посредственностью, чем постоянно находиться под обстрелом критики; я выяснила, что он думает о родительском благословении (он против него); тактично уточнила, не устарела ли монархия (с его точки зрения, нет); спросила об интеллектуальных способностях королевских отпрысков («Они не глупы», - последовал ответ).

Неожиданно легко я получила ответ и на самый «деликатный» вопрос, правда, постаралась облечь ого и максимально корректную форму. Речь шла о его положении - второстепенном - при веду­щей роли жены - королевы. «Ваше высочество,- сказала я,- вы настолько независимая личность, что мне интересно, как вы в первые годы своей женитьбы относились к...» Пока я искала подходя­щее слово, он рассмеялся и сказал: «Было труд­но... И это очень уязвляло мое самолюбие». «Но,- продолжила я,- вы привыкли?..» Он с улыбкой кивнул: «О да! Мы ко всему привыкаем».

Вопрос, который попал в заголовки почти всех английских газет, касался возможности отречения от престола королевы в пользу ее сына (если бы это произошло, принц Филипп имел шанс править в этот период). «Шансы невелики, но кто знает, что может произойти?» - ответил принц.

Британская пресса была буквально наэлектризо­вана таким заявлением - пусть даже намеком на то, что это может когда-нибудь произойти. Чтобы унять поднявшийся шум, Букингемскому дворцу пришлось выпустить специальное коммюнике с официальным заявлением, что королева не соби­рается слагать своих полномочий. Я послала прин­цу письмо « извинениями по поводу такого вспле­ска эмоций и получила очаровательное письмо в ответ. Он поблагодарил меня за участие и попро­сил не волноваться; первоначальная реакция осно­вывалась на неточном восприятии сказанного. Он добавил также, что посмеялся над теми журнали­стами, которые «слишком заняты, чтобы внима­тельно прочитать речь или интервью, прежде чем комментировать их». Подписал он письмо просто «Филипп» (королева тоже подписывается «Елизавета»). В ответ и я подписала своё следующее письмо «Бэб».

Однако в нашей Журналистской практике особа из королевском семьи - редкая птица. Большинство «очень важных персон», с которыми время от времени выпадает счастливый случай общаться - это дипломаты, политики, военные или священнослужители. В разговоре с любыми из них важно помнить: они также испытывают усталость, раздражение, разочарование, скуку, радость. Каждый из них не оракул, а как и ты, обыкновенный человек.

Поговорим о политических деятелях. Раньше было принято считать: в приличном обществе запретными являются три темы - политика, религия и секс. В последние время религия стала одной из самых популярных и безопасных тем для разгово­ра, а о сексе говорят так много, что это уже просто навязло в зубах.

Остается политика, которая ещё несколько лет назад заставила бы погрузиться в сон гостей на любой вечеринке. Сегодня это «горячая тема». Она не только «яблоко раздора» в любой дружеской беседе, но и может развести друзей, помешать в работе, в продвижении по службе и т. д. Я думаю, если бы нам удалось обуздать страсти, раздирающие политический мир, нам не понадобилась бы и атомная бомба.

Поразмышляем же о том, как общаться с политическим деятелем без полемики. Не возбуждаться, вести себя естественно, сохраняя «нормальную температуру» разговора. Если у вас взывают резкую отповедь все взгляды вашего собеседника, если сам его спокойный вид и размеренное похаживание взад - вперед по комнате кипя­тит кровь, лучше возьмите шляпу и уйдите.

Вы можете, конечно, попытаться воздействовать на своего собеседника силой аргументов, действовать «напором», пытаясь переубедить его. Можете питать благородные, но слабые надежды, что когда вы сообщите ему «всю правду», он бросится к вам на шею со словами благодарности. Однако скорее всего встреча может кончиться тем, что на почве политических разногласий собеседники по­стараются уничтожить друг друга. Ведь если чьи-то политические взгляды родственны нашим - этот человек хороший. Если нет, ничто,- ни его остроумие, ни доброта, например, ни забота о матери-инвалиде или увлечение серьезной, скажем, сим­фонической музыкой - не может переубедить: пе­ред нами - дурной человек.

Программа «Тудей», поскольку ее выпускает от­дел информации, просто обязана быть как можно более нейтральной. Результат: никто не знает наших политических пристрастий. Стараясь быть объ­ективной, я с чистой совестью предлагаю две точки зрения на любой вопрос. Это не мешает мне иметь и свои собственные взгляды. Однако на момент беседы я стараюсь отвлечься от них, иначе начну думать, что собеседник, который со мной не согла­сен,- полный идиот.

И еще очень важное условие: лучше задавайте вопросы от третьего лица. Начните так: «Есть мнение…» или (более корректно) «Обозреватели счита­ют...» И затем уже делайте свое заявление. Это сделает вашу атаку на собеседника менее «лич­ной» и покажет, что вы не антагонист его, а заинтересованный собеседник. Журналист должен ста­раться ни в коем случае не обнаружить своего предубеждения, своих личный пристрастий. Послу­шайте однажды вечером комментаторов. Вы заме­тите, как часто они используют фразы типа: «Информированные источники сообщают», «Существует мнение» и т. п. Отчего бы и вам не воспользо­ваться подобным приемом?

Однажды, совершенно неожиданно, мне удалось очень дружелюбно и непринужденно поговорить с Президентом Линдоном Джонсоном. Я была в Бе­лом доме и готовила материал о миссис Джонсон, когда ее пресс-секретарь передала мне записку от Президента, где говорилось, что он хочет, чтобы я спустилась к нему.

Я была удивлена и польщена этим. Президент Джонсон восседал в большом овальном зале на­против портрета Франклина Д. Рузвельта в кресле-качалке. (Между прочим, президент Никсон сме­нил этот портрет на один из портретов президента Эйзенхауэра.) Я села на кушетку рядом. Президент спросил, люблю ли я «Freska». Я ни разу еще не слышала о таком сорте вина и, признаться, подума­ла, что так называется танец, но утвердительно кивнула, продолжая при этом судорожно сообра­жать: о чем же я стану говорить?

Наконец, взяла себя в руки: «Все в порядке. Он ведь тоже человек». Вспомнила, что именно сегодня - 33-летняя годовщина его свадьбы «Мистер Президент, - сказала я,- ваши отношения с же­ной - предмет восхищения даже дня республикан­цев. Я замужем только пять лет. Как вы думаете, что способствует счастливой супружеской жизни?» Президент подробно рассказал о своей женитьбе, о том, как хорошо леди Берд воспитывала детей, каким товарищем она была ему все эти годы.

Наша беседа была так обезоруживающе дружелюбна, что я набранись смелости и спросила: «Ми­стер Президент, может ли репортер попросить о разрешении поцеловать Президента? ...Этот день - ваш праздник, а я так чудесно провела время в вашем обществе». Президент вскинул бро­ви и ответил: «Мне нравятся в людях естественные порывы души, и я не люблю условностей этикета».

Если вам предстоит встреча с любой «особо важной персоной»», прежде всего найдите правильную форму обращения. Вы можете уточнить это у его секретаря или расспросить кого-то, кто общался с ним, или обратиться к справочникам. Из всех справочников я доверяю только одному, который находится у моего секретаря. Он называется «Communications» - справочник для секретарей Люси Грэвис. В нем есть целая глава о правильных фор­мах обращения. Члена кабинета, к примеру, следу­ет называть «Мистер секретарь» или «Мадам се­кретарь», а посла США - «Мистер посол» или «Ма­дам посол», иностранных послов - так же или «Ваше превосходительство», архиепископов» в Сое­диненных Штатах - «Ваше преосвященство», «Ваше превосходительство» или «Господин архи­епископ». Если вы предстали пород Папой Рим­ским, то называйте его «Ваше святейшество».

Однако вы можете попасть впросак, если ваш собеседник уже не занимает никаких высоких по­стов. Строго говоря, он должен бы опять перейти в категорию простых смяртных, к кому обращают­ся просто «мистер», но человеческая натура тако­ва, что ему по-прежнему хочется слышать волшеб­ное звучание своего бывшего титула.

Здесь действует неписаное правило: чем выше пост он занимал, тем больше ему хочется называться своей бывшей номенклатурой пожизненно. Капрал хочет забыть свое звание сразу же по выхо­де в отставку, но майор - вряд ли, а генерал - никогда. (Бывший президент Эйзенхауэр, напри­мер, просил, чтобы его похоронили в парадной военной форме.) Джозеф Р. Кеннеди любил, чтобы его называли «Господин посол», хотя он оставил этот пост 30 лет назад.

По закону, американские президенты сохраняют этот титул и посла и после того, как ни покинули Белый дом, и известны как «Мистер Президент» до по­следних дней своей жизни. Звание судьи также прикрепляется к его обладателю пожизненно. Так же происходи; и с большинством сенаторов, кон­грессменов и членов кабинета. Я брала интервью у Дина Раска спустя два месяца после того, как он оставил кабинет госсекретаря, но обращалась к нему - «Господин секретарь».

Заметьте также, что деканы колледжей, профес­сора, высокопоставленные ученые и некоторые церковные; деятели имеют докторские степени в своих областях. Протокол требует обращения к ним не «Мистер» (это как бы принижает их заслуги), а «Доктор!». Вы должны следовать этому принципу, даже рискуя ввести в замешательство большую группу людей, которые искренне убежде­ны, что все доктора должны уметь объяснить при­чины сыпи на коже. Если вы не уверены в форме обращения, лучше прибегните к лести: «Доктор Смит, какую форму обращения ни предпочитаете - «Доктор!» или «Мистер!»? Помню, я брала интервью у Джеймса Пайка в последние годы его жизни. Он только что сложил с себя полномочия епископа. «Как вас лучше называть: «господин епископ» или «мистер Пайк»? - поинтересовалась я. На это он ответил: «А что вы скажете насчет «Джим»?..


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Подвижное лицо

Подвижность человеческого лица - это не строго контролируемый процесс. В основе его лежит простейший биологический факт, имеющий огромное значение. Нервная система человека сконструирована так, что визуальное воздействие движения лицевых мускулов гораздо сильнее, чем кинетическое. Например, маленькие мускулы вокруг рта могут сдвинуться только на пару миллиметров, причем сам человек порой этого даже не заметит, однако окружающие могут воспринять такое выражение рта как какой-то определенный знак. Можете проверить это перед зеркалом. Насколько человек не воспринимает собственного внешнего облика, легко показать на самом обыкновенном примере - когда он пытается прикоснуться языком к внешней стороне своих нижних или верхних зубов. Ему кажется, что он делает это скромно и деликатно. Лицо при этом остается как будто бы почти неподвижным Но если взглянуть на себя в зеркало, то станет видно, что даже легкое движение языка вызывает значительное искажение черт лица, особенно подбородка, и передается шейным мускулам. Если человек более чутко, чем обычно, прислушивается к своим ощущениям, то заметит движение мускулов и на лбу, и на висках.

В пылу общения такое происходит постоянно. Сам человек этого не замечает; то, что ему кажется легчайшим мускульным движением, вызывает изменение выражения его лица. А в это время Ребенок в его партнерше может жадно искать (насколько это допускают хорошие манеры) подтверждения в изменении его чувств и намерении. Так что выражение лица человека всегда высказывает больше, чем он сам предполагает, если, конечно, он не принадлежит к людям, сознательно делающим свое лицо неподвижным и непроницаемым, чтобы не обнаруживать своих подлинных реакций. Но в свою очередь это свидетельствует о том, как важны выражения лиц в ходе общения, так как непроницаемые лица заставляют других чувствовать себя неуютно, не способствуют контакту и стремлению вести себя естественно в сложившейся обстановке.

Подобные факты, наверное, и объясняют почти сверхъестественную интуицию, определяющую отношение детей к другим людям. Дети еще не знают, что нельзя пристально вглядываться в лицо другого, а потому смотрят и видят то, что сам субъект не осознает, а взрослые могут не заметить. Обычно Взрослый в человеке воспитанно избегает пристальных взглядов в лицо собеседника, тогда как его Ребенок нахально глазеет и заключает, чаще всего правильно, о том, что на самом деле думает и чувствует партнер по разговору. Особенно удачным это бывает в «первые десять секунд» после знакомства, когда человек еще не знает, как подать себя, и может выдать то, что позже попытается скрыть. В этом ценность первых впечатлений. В результате человеку не известно, сколь многое он обнаружил из-за подвижности своего лица. То, что он постарался скрыть даже от себя самого, собеседник сможет увидеть со всей очевидностью и соответственно организовать свое поведение, к удивлению своего партнера. Сам того не сознавая, человек подал сценарные сигналы. Окружающие в основном реагируют именно на них, а не на его «персону» или на его представление о самом себе. В результате сценарий может разворачиваться независимо от его желаний. Он, конечно, не может чувствовать себя ответственным за это и говорит, сохраняя иллюзию автономии: «Не понимаю, что это он так себя ведет. Я ведь не подал никакого повода. Странные все-таки люди...» Если его поведение достаточно необычно, окружающие могут реагировать совсем непостижимым для него образом. Так нередко возникают и подкрепляются обманы, различные сложные ситуации.

Справиться с таким положением довольно-таки просто. Изучив с помощью зеркала выражения собственного лица, можно понять, что заставляет людей реагировать на него так или иначе. При желании можно научиться изменять ситуацию. Если Вы не актер, у Вас, скорее всего, такое желание не возникнет. В действительности большинство людей так погружены в свои сценарии, что используют любой предлог, лишь бы не изучать собственное отражение. Некоторые люди заявляют, что это искусственная процедура, будто бы естественно предоставлять сценарию механически порождать заранее предопределенные ситуации.

Клара - очень воспитанная женщина из Латинской Америки. Она являет собой выразительный пример того, как глубоко воздействует подвижность лица на человеческие взаимоотношения. Она появилась в психотерапевтической группе в связи с тем, что ее муж задумал с ней расстаться. По ее словам, ей не с кем было посоветоваться, хотя дома вместе с ними жили их трое взрослых детей. Муж отказался прийти с нею, но двадцатилетний сын с готовностью принял наше приглашение.

«Мне трудно разговаривать с матерью вообще, - сказал он, - и даже сейчас нелегко говорить о ней. Она так ранима, что часто чувствует себя мученицей. Прежде чем сказать ей что-нибудь, я должен трижды подумать, как она это воспримет. Я ничего не могу сказать ей прямо...» Речь сына длилась несколько минут, а мать в это время сидела рядом в несколько напряженной позе, выпрямившись и сложив руки на коленях, как привыкла это делать в детстве. Можно было видеть лишь движения ее лица, головы, шеи. Слушая сына, она сначала удивленно подняла брови, затем насупилась, слегка покачала головой, поджала губы, печально склонила голову, вновь подняла глаза, а потом поникла головой набок в позе мученицы. Эти пластические движения головы и лица длились все время его речи - кинематографическая картина эмоциональной выразительности. Когда сын закончил, психотерапевт задал ей вопрос: «Почему вы так демонстрировали свое отношение к словам сына?» - «Я этого не делала», - удивленно возразила она. «...Но мимика и движения головы». - «Я этого не заметила». - «Все это было, - сказал психотерапевт. - Когда сын говорил, выражение вашего лица было реакцией на его слова. Вот почему ему так трудно к вам обращаться. Вы просите сына говорить все прямо, но если вы даже не произносите ни единого слова, все равно ваши мысли читаются на вашем лице. Причем вы сами об этом, наверное, и не догадываетесь. Вы видите, какое впечатление это производит на сына? А представьте себе, каково было ему в трехлетнем возрасте, когда он старался искать на материнском лице ответа на свои слова и поступки. Вот почему он должен трижды подумать, прежде чем заговорить с вами, вот почему вам не с кем поговорить дома». - «Что же теперь делать?» - спросила она. «Вернувшись домой, встаньте перед зеркалом. Сын будет с вами говорить, а вы следите за своей реакцией... Ну, а сейчас что вы думаете по существу им сказанного?» спросил психотерапевт.

В данном случае Родитель Клары прислушивался к словам сына с материнским вниманием, и это было активное состояние ее Я в тот момент. В то же время ее Ребенок реагировал совсем иначе, причем ни Родитель, ни Взрослый не воспринимали движений ее собственного лица, не чувствовали их. Сыну же реакции ее Ребенка в буквальном смысле слова бросались в глаза. Искренность ее Родителя не проявлялась вовсе, и все в группе, за исключением ее самой, ясно видели, почему сыну так трудно говорить с матерью прямо и откровенно.

Принцип подвижного лица относится и к улыбке матери, и к ухмылке весельчака. Мать может совсем не знать о том, что выражение ее лица очень сильно влияет на ее детей.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Лицо В момент самоовладевания оно должно быть непроницаемо. Такое выражение достигается ощущением маскообразности. Оно тебе хорошо знакомо. Отличие его в данный момент от маскообразности в уроке № 3 только в открытых глазахОсобо следует остановиться на взгляде. Глаза -

Из книги Настольная книга стервы автора Кронна Светлана

КАК НОСИТЬ ЛИЦО Если по правде, я не собиралась писать эту главу. И не писала бы, не вынуди это сделать женщины.Впрочем, рассказываю как было. По порядку.Было утро. Слезливое осеннее утро, от которого хочется спрятаться под ватное одеяло и там переждать до весны.Но позволить

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Лицо Многие мужчины, влюбившись в ямочку на щеке, по ошибке женятся на всей девушке. Ставен Ликок. А вот тут смотри и слушай крайне внимательно. Надеюсь, что ты понимаешь важность внешнего вида твоей товарной витрины, то есть лица. Когда я работал в продажах, лично и на

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ЛИЦО Удобно устройтесь пред зеркалом и начинайте воображаемый диалог с шефом. Следите за выражением своего лица: напрочь уберите выражение испуга, а следовательно, не испуганы и вы сами.Известно, что часто люди от страха и напряжения плотно сжимают челюсти и губы, а

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Лицо Выражение лица Не помню, кто там из нобелевских лауреатов говорил, что, улыбаясь, мы напрягаем всего две мышцы, а нахмуриваясь – 54.Важно другое – ваше лицо должно одновременно излучать безмятежность, загадку, жизнерадостность и уверенность в себе.Всякого рода

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Из книги Большая книга стервы. Полное пособие по стервологии автора Шацкая Евгения

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

А. Пластичное лицо Именно пластичность человеческого лица в первую очередь превращает жизнь из контролируемого эксперимента в приключение. В основе лежит простейший биологический принцип, который имеет огромное общественное значение. Нервная система человека

Из книги Библия стервы. Краткий курс автора Шацкая Евгения

Б. Подвижное Я Не менее чем пластичное лицо на действие сценария оказывает влияние имеющее психологическую природу подвижное Я. Оно основано на том же самом эффекте сознавания. Ощущение Я подвижно. В любой момент оно может сосредоточиваться на любом из трех состояний Я и,

Из книги Манипулятор [Секреты успешной манипуляции человеком] автора Адамчик Владимир Вячеславович

Мое лицо – мое богатство …От уксуса – куксятся…от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что никто об этом не знает… Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес» Тебе нравится, как ты получаешься на фотографиях? Нет, не на

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Лицо мужчины Верхушка уха выше, чем бровь Очень умный человек; его ожидает блестящее будущее. Родинка в губном желобке. Расположена непосредственно выше линии верхней губы Особое внимание следует обратить на это женам, собирающимся родить ребенка, так как при родах,

Из книги Сундук старого принца автора Гнездилов Андрей Владимирович

Лицо женщины Уши, так же как и щеки, сияют и искрятся розовым Это означает, что Бог всегда с вами. Будьте готовы к осуществлению замыслов. Уши выглядят серыми и мрачными Не соблазняйтесь азартной игрой, поскольку удача не с вами. Небольшая крестообразная отметина в

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Лицо Лицо состоит из множества мышц, сокращение и растяжение которых приводит кожу в движение. Разные мышцы отвечают за разные выражения лица и, в свою очередь, за разные эмоции. Семь эмоциональных комбинаций универсальны для всех

Из книги автора

Лицо учителя Свет истины нисходит с небес, говорят преданья. Не потому ли отшельники и мудрецы ищут в горах убежище для своих уединенных трудов и откровений. Вот там, в сердце горных хребтов, некогда прошел Великий Учитель. Стерлись в памяти людей священные слова,

Из книги автора

Лицо Рассматривая все структуры, необходимо помнить, что все относительно. Люди разные, вы можете больше соответствовать то одному, то другому типу. Однако, все-таки, остаются черты, которые привлекают внимание и создают характерный портрет.Мышцы лица связаны с

Анна шла, опустив голову и играя кистями башлыка. Лицо ее блестело ярким блеском; но блеск этот был не веселый — он напоминал страшный блеск пожара среди темной ночи. Увидав мужа, Анна подняла голову и, как будто просыпаясь, улыбнулась. — Ты не в постели? Вот чудо! — сказала она, скинула башлык и, не останавливаясь, пошла дальше, в уборную. — Пора, Алексей Александрович, — проговорила она из-за двери. — Анна, мне нужно поговорить с тобой. — Со мной? — сказала она удивленно, вышла из двери и посмотрела на него. — Да. — Что же это такое? О чем это? — спросила она, садясь. — Ну, давай переговорим, если так нужно. А лучше бы спать. Анна говорила, что приходило ей на уста, и сама удивлялась, слушая себя, своей способности лжи. Как просты, естественны были ее слова и как похоже было, что ей просто хочется спать! Она чувствовала себя одетою в непроницаемую броню лжи. Она чувствовала, что какая-то невидимая сила помогала ей и поддерживала ее. — Анна, я должен предостеречь тебя, — сказал он. — Предостеречь? — сказала она. — В чем? Она смотрела так просто, так весело, что кто не знал ее, как знал муж, не мог бы заметить ничего неестественного ни в звуках, ни в смысле ее слов. Но для него, знавшего ее, знавшего, что, когда он ложился пятью минутами позже, она замечала и спрашивала о причине, для него, знавшего, что всякую свою радость, веселье, горе она тотчас сообщала ему, — для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, что не хотела ни слова сказать о себе, означало многое. Он видел, что та глубина ее души, всегда прежде открытая пред ним, была закрыта от него. Мало того, по тону ее он видел, что она и не смущалась этим, а прямо как бы говорила ему: да, закрыта, и это так должно быть и будет вперед. Теперь он испытывал чувство, подобное тому, какое испытал бы человек, возвратившийся домой и находящий дом свой запертым. «Но, может быть, ключ еще найдется», — думал Алексей Александрович. — Я хочу предостеречь тебя в том, — сказал он тихим голосом, — что по неосмотрительности и легкомыслию ты можешь подать в свете повод говорить о тебе. Твой слишком оживленный разговор сегодня с графом Вронским (он твердо и с спокойною расстановкой выговорил это имя) обратил на себя внимание. Он говорил и смотрел на ее смеющиеся, страшные теперь для него своею непроницаемостью глаза и, говоря, чувствовал всю бесполезность и праздность своих слов. — Ты всегда так, — отвечала она, как будто совершенно не понимая его и изо всего того, что он сказал, умышленно понимая только последнее. — То тебе неприятно, что я скучна, то тебе неприятно, что я весела. Мне не скучно было. Это тебя оскорбляет? Алексей Александрович вздрогнул и загнул руки, чтобы трещать ими. — Ах, пожалуйста, не трещи, я так не люблю, — сказала она. — Анна, ты ли это? — сказал Алексей Александрович тихо, сделав усилие над собою и удержав движение рук. — Да что же это такое? — сказала она с таким искренним и комическим удивлением. — Что тебе от меня надо? Алексей Александрович помолчал и потер рукою лоб и глаза. Он увидел, что вместо того, что он хотел сделать, то есть предостеречь свою жену от ошибки в глазах! света, он волновался невольно о том, что касалось ее совести, и боролся с воображаемою им какою-то стеной. — Я вот что намерен сказать, — продолжал он холодно и спокойно, — и я прошу тебя выслушать меня. Я признаю, как ты знаешь, ревность чувством оскорбительным и унизительным и никогда не позволю себе руководиться этим чувством; но есть известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно. Нынче не я заметил, но, судя по впечатлению, какое было произведено на общество, все заметили, что ты вела и держала себя не совсем так, как можно было желать. — Решительно ничего не понимаю, — сказала Анна, пожимая плечами. «Ему все равно, — подумала она. — Но в обществе заметили, и это тревожит его». — Ты нездоров, Алексей Александрович, — прибавила она, встала и хотела уйти в дверь; но он двинулся вперед, как бы желая остановить ее. Лицо его было некрасиво и мрачно, каким никогда не видала его Анна. Она остановилась и, отклонив голову назад, набок, начала своею быстрою рукой выбирать шпильки. — Ну-с, я слушаю, что будет, — проговорила она спокойно и насмешливо. — И даже с интересом слушаю, потому что желала бы понять, в чем дело. Она говорила и удивлялась тому натурально-спокойному верному тону, которым она говорила, и выбору слов, которые она употребляла. — Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это бесполезным и даже вредным, — начал Алексей Александрович. — Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства — это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой, пред Богом указать тебе твои обязанности. Жизнь наша связана, и связана не людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только преступление, и преступление этого рода влечет за собой тяжелую кару. — Ничего не понимаю. Ах, Боже мой, и как мне на беду спать хочется! — сказала она, быстро перебирая рукой волосы и отыскивая оставшиеся шпильки. — Анна, ради Бога, не говори так, — сказал он кротко. — Может быть, я ошибаюсь, но поверь, что то, что я говорю, я говорю столько же за себя, как и за тебя. Я муж твой и люблю тебя. На мгновенье лицо ее опустилось, и потухла насмешливая искра во взгляде; но слово «люблю» опять возмутило ее. Она подумала: «Любит? Разве он может любить? Если б он не слыхал, что бывает любовь, он никогда и не употреблял бы этого слова. Он и не знает, что такое любовь». — Алексей Александрович, право, я не понимаю, — сказала она. — Определи, что ты находишь... — Позволь, дай договорить мне. Я люблю тебя. Но я говорю не о себе; главные лица тут — наш сын и ты сама. Очень может быть, повторяю, тебе покажутся совершенно напрасными и неуместными мои слова; может быть, они вызваны моим заблуждением. В таком случае я прошу тебя извинить меня. Но если ты сама чувствуешь, что есть хоть малейшие основания, то я тебя прошу подумать и, если сердце тебе говорит, высказать мне... Алексей Александрович, сам не замечая того, говорил совершенно не то, что приготовил. — Мне нечего говорить. Да и... — вдруг быстро сказала она, с трудом удерживая улыбку, — право, пора спать. Алексей Александрович вздохнул и, не сказав больше ничего, отправился в спальню. Когда она вошла в спальню, он уже лежал. Губы его были строго сжаты, и глаза не смотрели на нее. Анна легла на свою постель и ждала каждую минуту, что он еще раз заговорит с нею. Она и боялась того, что он заговорит, и ей хотелось этого. Но он молчал. Она долго ждала неподвижно и уже забыла о нем. Она думала о другом, она видела его и чувствовала, как ее сердце при этой мысли наполнялось волнением и преступною радостью. Вдруг она услыхала ровный и спокойный носовой свист. В первую минуту Алексей Александрович как будто испугался своего свиста и остановился; но, переждав два дыхания, свист раздался с новою, спокойною ровностью. — Поздно, поздно, уж поздно, — прошептала она с улыбкой. Она долго лежала неподвижно с открытыми глазами, блеск которых, ей казалось, она сама в темноте видела.

- Потому что расписался я.

- Почему?

- Потому что деньги приходят мне.

- Я не являюсь наследницей собственного отца? - возмущенно спросила она.

Если бы Пол оставил деньги тебе, их бы отобрали кредиторы. А если они предназначены мне, они останутся с носом. Не волнуйся, пожарный Джек придумает, как обтяпать это дело по документам.

- А зачем? Это же твои деньги. Можешь купить на них новую машину. Никто и слова не скажет.

Его лицо исказилось от боли.

- Как ты только могла подумать, что…

Я не хочу больше думать. Все вышло не так, как я хотела. Я мечтала о том, что получу лицензию, мы будем работать вместе с папой и…

Она рывком встала с места и уткнулась в большое окно, выходящее на парковку. Там человек тащился с сумками, полными покупок, а пудель на поводке мешался у него под ногами, стремясь описать каждое попавшееся по дороге колесо.

Бек встал у нее за спиной.

- Девочка, да мне ни копейки из этих денег не нужно. Они все твои. Твой папа хотел, чтобы я поступил так.

- Он не доверял мне.

- Он не доверял кредиторам. Не хотел позволить, чтобы у тебя ничего не осталось.

Бек робко взял ее за руку и притянул к себе. Она почувствовала, что он слегка дрожит.

Я не дам тебе умереть с голоду, - шепнул он. - Я сделаю все, что в моих силах. Как только деньги поступят, мы откроем тебе банковский счет. Я поклялся на могиле твоего отца.

Папа доверял ему. Почему же я никак не могу?

Они постояли так несколько минут, просто глядя в окно и ни о чем не разговаривая. В конце концов Бек отошел и вернулся к столу с бумагами. Райли заставила себя сесть рядом и продолжить работу: нужно было закончить дело. Остаток времени они молчали.

Когда все документы были заполнены, Бек убрал папки в свою сумку, подхватил с дивана куртку и ушел, бормоча слова благодарности. Райли заперла за ним дверь, понимая, что должна была что-то сказать, но не зная, что именно.

Уже поздно вечером она увидела на столе под стопкой с квитанциями пухлый белый конверт, набитый двадцатидолларовыми купюрами. Она пересчитала их, разложив в стопки по сто. Всего стопок получилось десять.

Тысяча долларов.

Бек, наверное, сунул их сюда, когда она уходила в ванную. Райли уткнулась головой в стол. Ей хотелось умереть от стыда. Она подозревала его в том, что он может украсть деньги, и все это время этот конверт лежал здесь. Он не сказал ей ни слова поперек.

Она вспомнила, как они вдвоем молча стояли у окна. Как он надулся, стыдясь того, что плохо умеет читать и писать. Как ее отец не сомневался в том, что Бек способен поступить правильно.



Денвера Бека было тяжело любить и еще тяжелее было его понять. Но одно было ясно: его слово - золото.

Почему я не могу с этим примириться?

Глава семнадцатая

Да что не так с этим местом? - проворчала Райли, выруливая к Оклендскому кладбищу. Затем она поехала по параллельной улице, выискивая место для парковки. - Почему я должна торчать здесь большую часть своей жизни?

Вселенная не давала ответов на вопросы, почему именно сегодня в ее школе организовали сюда экскурсию, и Райли просто ехала дальше. Она впервые должна была прийти на учебу после событий в Часовне и готовилась к тому, что одноклассники будут забрасывать ее вопросами, желая узнать, «как все было».

К сожалению, разговоры об этом не делали переживания легче и не избавляли от жутких воспоминаний, а ровно наоборот. Каждый раз кошмарные картины с готовностью возникали у Райли в голове и въедались еще глубже в ее память. Если бы ей удалось как-то держаться поодаль от всех любопытных, может, они переключились бы на что-нибудь другое?

Главное, чтобы оно не имело никакого отношения ко мне.

Трижды в год в школах устраивались обязательные экскурсии. Чтобы избежать столпотворения, назначали отдельный день для нескольких классов. Сегодня в Окленд должно было приехать не меньше двухсот учеников, и, поскольку школьная администрация больше не утруждала себя организацией трансфера и чего-либо подобного, свободных мест на парковке не было. Райли удалось пристроить в машину только в трех кварталах от кладбища. График с интервалом в полчаса для прибывающих школьников ничего не изменил, и у входа уже было настоящее столпотворение: ребята уныло, как хорошо одетые зомби, плелись на место сбора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!