Предметы на звук п. Звук П(П, Буква П) план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.
Данное пособие адресовано логопедам , воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:


  1. Артикуляция звука.

  2. Постановка звука.

  3. Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).
Методические рекомендации

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе , обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук П

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию.

  2. способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.
Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки?
Что растут под кленами,
Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!
Звук ПЬ

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию.

  2. способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.
Практический материал по автоматизации звука ПЬ

1. Повтори слоги.

Пя - пя - пя Пя - пю - пи апь - опь - упь

Пю - пю - пю Пи - пе - Пя ипь - епь - юпь

Пи - пи - пи Пю - пе - пи япь - ипь - юпь

Пе - пе - пе Пи - пя - пю ыпь - апь - опь

Пё - пё - пё Пё - пи - пя упь - юпь - ипь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова :

Пядь, пять, пятак, пятка, пятна, пятилетие; пить, пиво, пион, писк, письмо, пища, пила, пилот, пингвин, пир, пирог; пень, петь, печь, пена, Петя, пение, петух, песня, песок, печка, печенье, пенал, пеликан, перо, перчатка, перемена; пюре. Звук в середине слова :

Опять, опята, топят, кипяток, кипятить, храпят; допить, выпить, капитан, дописать, исписать, опилки, копилка; допеть, напеть, сопеть, испечь, запеть, капель, капельки, храпеть, наперекор; наперёд, тапёры, сапёры, напёрсток; капюшон.

Звук в конце слова :

Топь, сыпь, зыбь (пь).

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Тпи; спя, спи, спе; пле, плё, плю.

Отпить; спят, спячка; спит, спина, спинка, спираль; спеть, спеленать, сперва, спереди; плен, пленник, плеск, плескать; плёнка, плётка; плюхать, топлю, соплю, плюшка, храплю.

3. Повтори предложения.

Бабушка испекла пирожки. Мы пили чай с печеньем. Петух рано запел. Мы запели любимую песню. Эта печка хорошо печет. Мы устроили пир на песке. Петя, не сыпь песок. Хочется спеть. Дети пилили пень. У Пети пять опят. У петуха красивые перья. Петя пилот. У Пети в рюкзаке пенал. От мыла осталась пена. Эти пироги из печки. Петя несет пионы. Опята растут на пеньке. В школе перемена. На льдине пингвин. Петя отметил пятилетие.

4. Повтори чистоговорки.

Пе-пе-пе - соринки в крупе. Пей-пей-пей - воду допей!

Пи-пи-пи - не сопи. Пи-пи-пи - знания копи.

5. Повтори пословицу.

Пишут не пером, а умом.

6. Повтори скороговорки.

Петя пилил пилой пень. У пеньков опять пять опят. Из-под пилки летят опилки.

7. Повтори загадки.

Веселятся Коля, Лена - Всех я во время бужу,

Это значит - ... (перемена). Хоть часов не завожу. (Петух)

Стоит изба из кирпича, Древесину ест едок,

То холодна, то горяча. (Печь) Сто зубов в один рядок. (Пила)

8. Выучи стихотворения:

Петя, Петя, Петушок Петуха спросили дети:

Целый день учил стишок - Почему зовут вас Петей?

А запомнил он строку, Так ответил Петя детям:

Лишь одну - ку-ка-ре-ку. - Хорошо умею петь я.

(Р. Фархади) (Я. Коньков)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце стихотворений.

Это самолет, Я взял муку и взял творог,

В нем летит... (пилот). Испек рассыпчатый... (пирог).

Если все ты будешь знать, Вдруг видят: стоит у колес,

То получишь в школе... Огромный взъерошенный...

(пять). (пес).

10. Игра «Дополни предложение».

Взрослый называет предложения, предлагает ребенку их закончить подходящими по смыслу словами со звуком ПЬ. В саду распустились красивые... (пионы). Мальчик положил в почтовый ящик... (письмо). После уроков начинается... (перемена). Рано поутру закукарекал... (петух). Пироги пекутся в... (печке).

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ПЬ, которые в нём встречаются.

Оля и Петя отдыхают в деревне. Петя с дедушкой пилят дрова. Дрова нужны для печки, чтобы её растопить. Мама испечёт в печке пироги. Оля сделает для пирогов начинку из варенья. Какие вкусные пироги из печи!

Дифференциация звуков П -- ПЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки П, ПЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребе­нок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков П - ПЬ

1. Повтори слоги.

Па - пя Пы - пи Пу - пю По - пё

Пя - па Пи - пы Пю - пу Пё - по

Пя - па - пя Пи - пы - пи Пю - пу - пю Пё - по - пё

Па-пя-па Пы - пи - пы Пу-пю-пу По-пё-по

2. Повтори слова.

Пой - пей Палец - пяльцы Капать - капельки

Пол - пел Пони - пень Купать - купить

Полка - пилка Полет - пилот Пылить - пилит

Пышка - пешка Поиск - писк Тропа - тропинка

3. Повтори предложения.

Павел поет песню. Петя пылесосит пыль. Петя смастерил пугало для огорода. Павел познакомился с капитаном. На почте много писем. Петя купил тюльпаны. Петух хлопает крыльями. Петух пропел рано утром. У нашего капитана но­вые сапоги. Петя порезал палец. Павел сидел возле печки. Поля села на пенек. По радио прозвучала знакомая песня. Петя сидел на последней парте. У Пети папа - капитан. Петя плавал в пруду. Поля покупает петуха. Папа пилит пилой дрова. Поля надела перчатки. В лесу нам попались опята.

4. Повтори чистоговорки.

Пы - пи - пы - сделали подкопы. Пи - пы - пи - печку затопи. Па - пя - па - идет папа. Па - пя - па - упала шляпа. Пи - пы - пи - не хрипи.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Переливать из пустого в порожнее.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

6. Повтори скороговорки.

За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

7. Повтори загадки.

Пять братьев вместе родятся, А росту разного. (Пальцы)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

8. Выучи стихотворения.

Петрушка - озорник привез

На самый полюс

Он в пять минут почистил льдину,

Ну а потом -

Пиджак пингвину.

(Г. Сатир)

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Берестов

9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый , находится твердый звук П, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ПЬ - зеленый квадратик.

Переход, пони, поле, пень, пенал, паровоз, пили, пуля, Поля, пирог, пушка, пена, пальцы, паук, пятится.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

Поля - пирог. Паша - опята.

Почтальон - письма. Капитан - пароход.

Петя - помидоры. Петя - поезд.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

У Пети есть друг Паша. Он живет в другом городе. У Паши скоро день рождения. Петя решил поздравить друга. Маль­чик сел за стол, достал бумагу, ручку из пенала и стал пи­сать. Письмо получилось длинное. Сколько в нем было поже­ланий Паше!

- Отнесу-ка я поскорее письмо на почту. Вот Паша обра­ дуется, когда получит его!
Звук Б

Артикуляция звука

См. звук П. Разница заключается в том, что мягкое нёбо опу­щено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

  2. способ: на базе звука П путем добавления голоса. Ребе­нок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.

  3. способ: Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллель­но ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.
Практический материал по автоматизации звука Б

1. Повтори слоги.

Ба - ба - ба Ба - бо - бу - бы

Бу - бу - бу Бо - ба - бу - бы

Бы - бы - бы Бу - бо - бы - ба

Бо - бо - бо Бы - бу - бо - ба

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Бак, бал, баян, баня, бант, база, банан, батон, банка, башдя, багаж, балет, балык, баланс, багор, баран, базар, барсук; бок, боб, боты, боль, ботинки, бор, Боря, борода; бунт, бусы, буря, букет, бумага, буква, будка, булка, бугор, будильник; бык, быт, был, быль, былина, бычок.

Звук в середине слова: Люба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьба; губы, зубы; хобот, альбом, соболь, автобус, забота, забор, работа; азбука.

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Бво, бви, бни,бду, бде, бго; бла, бло, блу, бли, блю; бра, бры, бро,бря,бри.

Обводить, обвить, обними, обниматься, обдумать, обделить, обгонять; бланк, вобла, блаж; блок, блокада, блокнот, блондин, обложка; заблудиться, блуждать; блик, блины, блюдо, блюдце; бра, брат, браво, обратно, брасс, зебра, братец; обрыв, брыкаться; брод, бронь, брови, брошка; брякать, бритва, абрикос.

3. Повтори предложения.

У Любы красивая шуба. У Любы большой бант. У слона длинный хобот. У Бори болят зубы. Люба ест бананы. У брата блокнот. Брат бреется бритвой. Катя очень обрадовалась брошке. Блины лежали на блюдечке. На блузке висела брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест сдобу. Бабушка сварила грибы. За забором кабан. Собака лает на жабу. Люба учит азбуку. Боря увидел зебру. Рядом с быком бычок. Боря обводит картинки. В альбоме нарисована башня. У Бори борода.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - ба - ба - звонкая труба. Бы - бы - бы - идет бык.

Бы-бы-бы-крашу столбы. Бо - бо - бо - надела сабо.

Бу - бу - бу - купите мне трубу. Бо - бо - бо - отлежала бок.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Была бы охота, закипит работа. Если бы, да кабы, на печи росли грибы. Люблю греться, кабы не обжечься. Бояться несчастья , так и счастью не бывать. Не было бы снегу, не было бы и следу.

6. Повтори скороговорки.

У Бори были бобы, а у бабы были грибы. Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба Боре бобы.

Все бобры добры для своих бобрят.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

Идут бобры в сыры боры.

Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок!

7. Повтори загадки.

У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылёк, не птичка -Держит две косички. (Бант)

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

8. Выучи стихотворения.

Маленький бычок, Барабан боднул баран.

Рыженький бочок, Бух! - и лопнул барабан.

Ножками ступает,

Головой мотает.

Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

(В. Берестов).

9. Игра «Подскажи словечко».

Список использованной литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2001.


  1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

  2. Занимательное азбуковедение/Сост. В. В. Волина.- М.: Просвещение,
1991.

  1. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

  2. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

  3. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового вос-
приятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.

  1. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвеще­ние, 1982.

  2. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художе­ственная литература, 1988.

  3. Сборник загадок/Сост. М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

  1. СухинИ.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. -Ярос­лавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  2. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2000.
12. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб.: Лань, 1998.

Введение 2

Дифференциация звуков П - ПЬ 10

Дифференциация звуков Б - БЬ 20

Дифференциация звуков Б - П 23

Разделы: Логопедия

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука [П].

2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

3. Познакомить с буквой П.

4. Обучать чтению слогов с буквой П.

5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка) , картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук ), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

Давайте надуем шарики с помощью щёк:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.

Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

П! – мы губы сложим вместе.

Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].

Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра “Будь внимательным!”

У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра “Живые звуки”.

Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

Назовите первый звук, второй,...

Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?

6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз(логопед показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

На что похожа буква П? (Ответы детей).

Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.

Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).

Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.

Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.

Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).

10. Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

Почему звук [П] согласный?

Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].

Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки ).

Прежде чем мы приступим к интернет уроку, отгадайте загадку…

Разноцветный Акробат
Забавляет всех ребят.
Он клюёт горох из миски
И болтает по – английски…..

Верно, попугай.

Попугаи – одни из самых красивых птиц, которые приручил человек. Они удивляют своими умственными способностями и веселым нравом. А вы знаете, что…

  • Попугаи могут подражать совершенно разные звуки: от голоса человека до шума работающих бытовых приборов.
  • В Красную книгу был занесен попугай Жако. Это самая говорливая птица. Он знал около 400 слов, говорил целыми предложениями да еще и на нескольких языках!


А это самый крупный попугай ара. Зовут Петя.

Вы догадались, почему мы заговорили о попугаях? … мы сегодня изучаем звук [п] . Произнесите вместе звук. Опишите его.

А кто запомнил как зовут нашего попугая? Какой первый звук? Верно, мягкий звук [п`].

1. Найдите слова на звук [п] и [п`]

2. «Кто больше?»

Сначала перебираем все слова со звуком [п] , находящиеся на полу (плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).

3. «Светофор» . Если твердый звук, поднимите вверх синий карандаш, если мягкий звук — зелёный.

Паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.

4. «Профессии». Назовите десять профессий на [п] . (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

5. «Доскажи словечко»

  • И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка)
  • Вперевалку шел со льдин к нам на утренник…
  • Он круглый и красный, как глаз светофора.Среди овощей нет сочней…
  • Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
  • Я – хозяйка разных снов про дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
  • Твои помощники – взгляни – десяток дружных братцев.Как славно жить, когда они работы не боятся.И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик)
  • На цветы она садится, не устав с утра трудиться.Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).

6. Рассмотри картинки и назови все предметы, сначала в названии которых есть звуки [п] , затем со звуком [п`] .

7. Рассмотри картинки, назови их. Определите наличие и место в слове звука [п] [п`] .

8. Посчитай количество слогов в словах и обведи в кружок нужную цифру.

9. Посчитай количество букв в слове и обведи соответствующую цифру в квадрат.

10 . Расставь слова в два столбика: парта, петух, пингвин, посуда, пила, пальто

П’________________ П_________________
_________________ _________________
_________________ _________________

11. Рассмотри картинки. Вставь пропущенные буквы, чтобы получилось слово подчерки мягкий [п`] в словах.

12. Добавьте слоги , прочитай получившиеся слова.

13 . Запиши в клеточках первые звуки названий предметов. И узнаешь, чем любит лакомиться Дельфинёнок.

14. Слова рассыпались, из слогов составь слова и прочти. Подчерки твёрдый звук [п] синей пастой, зелёной пастой мягкий звук в словах.

А вот и буква П в летней панаме. Буква П любит лето — п есок, п ляж, п утешествия…

1. «Слова-невидимки»

– Я – самый лучший ткач на свете.

П – – –

– Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –

– Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –

– Из-за меня рассохлись кадки.

– – – –

О т в е т: паук, парк, пара, жара.

2. «Лесенка»

3. «Выпусти пар!»


4. «По одной букве»

А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.

1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.

П – – – – т

2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.

П – – – т

3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.

П – – т

4. Это слово знает любой шахматист.

П – т

5. Это слово ищите в танце.

О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.

5. «Волшебная цепочка»

Замените одну букву в словах:

палка – галка – балка;

печка – речка – сечка;

печка – пачка – почка;

пень – день – тень – лень;

порт – сорт – корт – торт;

пол – вол – кол – кон – кот – кит.

6. «Найди слово в слове»

Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).

7. «Составь новые слова»

Из букв данного слова составьте новые слова.

8. Начинай с буквы П

О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.

9. Допиши слова.

О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос

10. Найди спрятанные буквы П . Обведи их.

11. Выдели знакомую букву.

12. Добавь недостающий элемент буквы.

13 . Обведи в кружок все буквы П .

14. Раскрась петушка где буква П в красный цвет.

15 . Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй букву П по образцу. Найди и раскрась букву П с правой стороны рисунка.

16. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков [п] и [п`].


17. Нарисуй постепенно увеличивающиеся буквы П справа. Обведи в кружок все буквы П слева.

18. Клоун. Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.

О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю, н о когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)

На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы П .
20.
Читаем…

21 . Пишем…

22.









Пословицы и поговорки

  • Пишут не пером, а умом.
  • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
  • Правда глаза колет.
  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • Признание – половина исправления.

Словарь

  • Павильон — небольшая постройка для отдыха и развлечений.
  • Погода — Состояние атмосферы в данном месте в данное время.

Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.

  • Пай — часть, доля.
  • Палитра — небольшая доска, на которой художник смешивает краски во время работы.
  • Пандус (или рампа ) — наклонная площадка, служащая для въезда детскиx и инвалидныx колясок в дома; для подъема автомобилей в гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы.
  • Панорама — Вид местности (обычно с возвышенного места)
  • Пантомима — представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.
  • Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие.
  • Позоло`та — нанесение на предмет тонкого слоя золота.
  • Политика — государственное управление.
  • Прибыль — доход от деятельности компании или предприятия.
  • Профессор — учёное звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника.
  • Психология — наука изучающая внутреннее состояние человека.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Переливать из пустого в порожнее — пустословить ИЛИ заниматься бесцельным и безрезультатным делом.

Порожний — это пустой, ничем не наполненный.

  • Плавать как топор — тонуть, не уметь плавать (о человеке).
  • Плевать в потолок — бездельничать.
  • Побывать в чьей-либо шкуре — пережить ощущения, которые испытывает другой человек.
  • Поджать хвост — испугавшись, утратить самоуверенность.
  • Похожи как две капли воды — очень сильно (похож, похожий, схож и т.п.). Говорят о сходстве лиц, предметов, явлений.
  • Припереть кого-либо к стенке — разоблачить кого-либо.
  • Пройти сквозь огонь и воду — о человеке, которому выпало на долю много трудностей, испытаний.

Тема: Звуки «П», «ПЬ». Буква П.

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение звуков «П», «ПЬ». Задачи:

Образовательная: вырабатывать навык четкого произношения звуков [п],[п " ]. Упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова) . Формировать понятие «согласный звук», «твердый и мягкий», «глухой и звонкий» звуки. Закрепить обозначение звука и слова символами. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Познакомить с буквой П, читать слоги, слова.

Развивающая: развивать фонематический слух, слуховое внимание и слухо-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы: куклы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем, карточка с изображением буквы П , счётные палочки, рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход занятия

I . Организационный момент

Постановка цели занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это куклы Пик и Пак. Они познакомят нас новыми звуками.

II. Основная часть

1. Знакомство с новой темой.

Пак и Пик принесли с собой загадки и просят вас помочь их отгадать.

В тёмном уголке живёт, Кто имеет пятачок,

Тоненькую нить прядёт. Не зажатый в кулачок?

Он тайком сюда забрался, На ногах его копытца,

Строить новый дом собрался. (Паук) Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Холода их так пугают, Железные избушки

К тёплым странам улетают. Держатся друг за дружку.

Петь не могут, веселиться, Одна, с трубой,

Собрались все в стайки …. (Птицы) Тянет всех за собой. (Поезд)

Скажите, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

- Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

2. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

- Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, я знаю, что вы научились различать согласные твердые и согласные мягкие звуки. Пак, Пик - в каком слове звук [п] твердый, а в каком мягкий?

В слове Пик звук [пь] мягкий, потому что после него стоит гласный звук [и]. Он всегда делает согласные мягкими.

Звук [п"] – согласный, мягкий, глухой.

Звук «П» согласный, твердый, обозначать мы его будем синим цветом.

Звук «ПЬ» согласный, мягкий, обозначать мы его будем зеленым цветом.

3. Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Выделение звуков на слух: Игра «Светофор».

Дети поднимают цветные семафоры, если звук мягкий – зелёный, если звук твёрдый – синий. Слова: паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица.

4. Игровое упражнение «Дополни предложение».

Дополнить предложение, чтобы последнее слово начиналось на звук [п] или[п " ].

На огороде выросли красные … (помидоры)

Мама испекла вкусный … (пирог)

Мальчик на почте отправил … (письма)

Полина сняла … (пальто).

5. Звукослоговой анализ слов: ПАУК, ПИЛА.

- Помогите Пику выложить слово ПИЛА с помощью цветных кружочков.

П-п-пила. Какой первый звук? (Звук [пь])

Он какой? (Согласный, мягкий)

Каким цветом обозначим? (Зеленым)

П-и-и-ила. Какой следующий звук? (Звук [и])

Пи-л-л-ла.Какой следующий звук?(Звук [л])

Он какой? (Согласный, твердый)

Каким цветом обозначим? (Синим).

И последний звук: пила-а-а? (Звук [а])

Он гласный или согласный? (Гласный)

Каким цветом обозначим? (Красным)

Сколько всего звуков в слове ПИЛА? (Всего 4 звука)

Сколько гласных? (2)

Назовите их: ([и], [а])

Сколько согласных? (2)

Назовите их: ([пь], [л])

Пак просит, чтобы вы выложили цветными кружочками слово ПАУК. (Один ребенок работает у доски, остальные за столами самостоятельно).

- Проверьте, у всех получилось, так как на доске. Молодцы. Пик и Пак, довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

III . Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головками кивают

И тихо приседают.

(Движения выполняются в соответствии с текстом).

IV . Знакомство с буквой П.

    Ребята, а вы знаете, что звуки [п],[п " ] обозначаются одной буквой?

Они обозначаются буквой П (показ на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Из скольких элементов состоит буква П?

Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

2. Работа в тетрадях

Печатаем букву П в Тетради по образцу.

    Чтение слогов и слов.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП, ОП, УП, ЫП, ИП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Слова: ПАПА, ПУМА, ПАУК. (Дети читают).

IV . Итог занятия.

С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

- Ребята, чтобы наши друзья - Пик и Пак не забыли, какими звуками обозначается буква П, давайте хором им напомним.

Пик - Звук [п"], согласный, мягкий, глухой.

- Пак - Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П"], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласных звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Узнай по голосу» (развитие слухового внимания).

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Продолжи строчку». Взрослый предлагает ребенку продолжить строчку:

○○○○○…

○○○…

▲○▲○▲…

Задание 3 . Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [П]:

Вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит».

Символ звука: самовар кипит: ППППП...

Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»:

п, м, т, м, п...; па, ма, мы...; an, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка,..

Назвать полные и уменьшительные имена, начинающиеся на звук [П].

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать и повторить серию слогов со стечением согласных: пта-пто-пту-пты; пты-пта-пто-пту...

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

па-ап; по-...; ...ап-па; оп...

Задание 8 . Работа с картинками: - четко назвать все картинки в ряду

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало? »;

Ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которыхнет звука [П];

Перечислить оставшиеся предметы, в названии которых есть звук [П], определить место звука в словах — начало, середина, конец слова (в случае затруднения использовать карточку и синий кружок);

Помнить названия всех предложенных к рассмотрению картинок.

Задание 9 . Взрослый просит ребенка добавить к слову первый звук [П]. Какое новое слово получилось?

Ушки — пушки, Юля — ..., Оля — ...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [П]

Задание 11 . Взрослый предлагает ребенку подобрать слова по заданию: звук [П] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова. полка, лопата, суп.

Задание 12 . Выучить чистоговорки:

Па-па-па — на столе крупа.

Пы-пы-пы — нет крупы.

Оп-оп-оп — все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — мы ели суп.

Задание 13. Знакомство со звуком [П"].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто это?... (Петушок )

Взрослый задает ребенку вопрос: «Какой первый звук в слове-отгадке?» Символ звука: маленький чайник кипит: пьпьпь...

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 14 . Фонетическое упражнение. Птенцы пищат: пи-пи-пи!

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если слышишь звук [П"]»

пь, ть, мь, пь...; пя, мя, пи, ти...; перо, пила, молоко, пироги корова...

Задание 16 . Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, Запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 17 . Подобрать слова по первому слогу:

ПИ: -ла, -рог...;

ПЕ: -рец, -чень, -карь...

Задание 18 . Выучить чистоговорку:

Пи-пи-пи — пирожок купи.

Задание 19 . Дифференциация звуков [П] —[П"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, пь, пь, п...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: па-пя, по-...; пя-па, пи...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук )

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка )

Подобрать слова со звуками [П] и [П"].

Выучить скороговорки:

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Пара птиц порхала, порхала — да и выпорхнула.

Задание 20 . Знакомство с буквой П.

По тропинке из ворот

Детский сад пошел в поход.

О. Гофман

На что похожа буква П?

Буква П из пальцев: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы — сжаты в кулак.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуковой анализ слова папа (составление схемы из кружков, нахождение повторяющихся звуков),

Составление слова из букв разрезной азбуки, нахождение одинаковых букв.

Чтение, письмо печатными буквами под диктовку.

Составление предложений по опорным словам. Взрослый называет слова по порядку и просит ребенка составить из этих слов предложение. При этом следует обратить внимание ребенка на правильный порядок слов в предложении.

папа, газета, читает; папа, гвоздь, молоток, забивает; картошку, папа, чистит.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!