Представление информации. Естественные и формальные языки

Воспринимая информацию с помощью органов чувств, человек стремится зафиксировать ее так, чтобы она стала понятной и другим, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт мо­жет воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник - в картине.

Человек выражает свои мысли в виде предложений, составленных из слов. Слова, в свою очередь, состоят из букв. Это - алфавитное представление информации. Форма представления одной и той же информации может быть различной . Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. С подобными операциями вы сталкиваетесь на уроках математики и физики, когда представляете решение в разной форме. Например, решение задачи: «Найти значение математического выражения у = 5х + 3, при х = -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3» можно представить в табличной или графической форме.
Для этого вы пользуетесь визуальными средствами представления информации: числами, таблицей, рисунком.
Таким образом, информацию можно представить в различной форме:

  • знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять:
  • символьную в виде текста, чисел, специальных символов (на­
    пример, текст учебника);
  • графическую (например, географическая карта);
  • табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);
    • в виде жестов или сигналов (например, сигналы регулировщика
      дорожного движения);
  • устной словесной (например, разговор).
Форма представления информации очень важна при ее передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя; если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разные времена люди пе­редавали информацию в различной форме с помощью: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефо­на, факса. Независимо от формы представления и способа передачи информации, она всегда передается с помощью какого-либо языка.
На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого - цифры, знаки арифметических действий и отношений. Они составляют алфавит языка математики. На уроках физики при рассмотрении какого-либо физического явления вы используете характерные для данного языка специальные символы, из которых составляете формулы. Формула - это слово на языке физики.
На уроках химии вы также используете определенные символы, знаки, объединяя их в «слова» данного языка.
Существует язык глухонемых, где символы языка - определенные знаки, выражаемые мимикой лица и движениями рук.
Основу любого языка составляет алфавит - набор однозначно оп­ределенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные. Алфавит естественных языков зависит от национальных традиций. Формальные языки встречаются в специальных областях человеческой деятельности (математике, физике, химии и т. д.). В мире насчитывается около 10 000 разных языков, диалектов, наречий. Многие разговорные языки произошли от одного и того же языка. Например, от латинского языка образовались французский, испанский, итальянский и другие языки.Естественные и формальные языки.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена информация.

В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков. Примеры языков:

  • · разговорные языки (в настоящее время в мире их насчитывают более 2000);
  • · языки мимики и жестов;
  • · языки чертежей, рисунков, схем;
  • · языки науки (математики, химии, биологии и т.д.);
  • · языки искусства (живописи, музыки, скульптуры, архитектуры и т.д.);
  • · специальные языки (азбука Брайля для слепых, азбука Морзе, Эсперанто, морской семафор и т.д.);
  • · алгоритмические языки (блок-схемы, языки программирования).

Язык –– это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Основой большинства языков является алфавит – набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка.

Язык характеризуется:

  • · набором используемых знаков;
  • · правилами образования из этих знаков таких языковых конструкций, как “слова”, “фразы” и “тексты” (в широком толковании этих понятий);
  • · набором синтаксических, семантических и прагматических правил использования этих языковых конструкций.

Все языки можно разделить на естественные и искусственные.

Естественными называются “обычные”, “разговорные” языки, которые складываются стихийно и в течение долгого времени. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им. Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:

  • · почти все слова имеют не одно, а несколько значений;
  • · часто встречаются слова с неточным и неясным содержанием;
  • · значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения (контекста);
  • · распространены синонимы (разное звучание - одинаковый смысл) и омонимы (одинаковое звучание - разный смысл);
  • · одни и те же предметы могут иметь несколько названий;
  • · есть слова, не обозначающие никаких предметов;
  • · многие соглашения относительно употребления слов не формулируются явно, а только предполагаются и для каждого правила есть исключения и т.д.

Основными функциями естественного языка являются:

  • · коммуникативная (функция общения);
  • · когнитивная (познавательная функция);
  • · эмоциональная (функция формирования личности);
  • · директивная (функция воздействия).

Искусственные языки создаются людьми для специальных целей либо для определенных групп людей: язык математики, морской семафор, язык программирования. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования выражений и правил придания им значений.

Любой язык –– и естественный и искусственный –– обладает набором определенных правил. Они могут быть явно и строго сформулированными (формализованными), а могут допускать различные варианты их использования.

Формализованный (формальный) язык –– язык, характеризующийся точными правилами построения выражений и их понимания. Он строится в соответствии с четкими правилами, обеспечивая непротиворечивое, точное и компактное отображение свойств и отношений изучаемой предметной области (моделируемых объектов).

В отличие от естественных языков формальным языкам присущи четко сформулированные правила семантической интерпретации и синтаксического преобразования используемых знаков, а также то, что смысл и значение знаков не изменяется в зависимости от каких-либо прагматических обстоятельств (например, от контекста).

Большинство формальных языков (созданных конструкций) строится по следующей схеме. сначала выбираетсяалфавит , или совокупность исходных символов, из которых будут строиться все выражения языка; затем описываетсясинтаксис языка, то есть правила построения осмысленных выражений. Буквами в алфавите формального языка могут быть и буквы алфавитов естественных языков, и скобки, и специальные знаки и т.п. Из букв, по определенным правилам можно составлять слова и выражения . Осмысленные выражения получаются в формальном языке, только если соблюдены определенные в языке правила образования. Для каждого формального языка совокупность этих правил должна быть строго определена и модификация любого из них приводит чаще всего к появлению новой разновидности (диалекта) этого языка.

Формальные языки широко применяются в науке и технике. В процессе научного исследования и практической деятельности формальные языки обычно используются в тесной взаимосвязи с естественным языком, поскольку последний обладает гораздо большими выразительными возможностями. В то же время формальный язык является средством более точного представления знаний, чем естественный язык, а следовательно, средством более точного и объективного обмена информацией между людьми.

Формальные языки часто конструируются на базе языка математики. Веком бурного развития различных формальных языков можно считать XX век.

С точки зрения информатики, среди формальных языков наиболее значительную роль играют формальный язык логики (язык алгебры логики) и языки программирования .

Возникновение языков программирования приходится на начало 50-х годов XX века.

Языков программирования и их диалектов (разновидностей) насчитывается несколько тысяч. Классифицировать их можно по-разному. Некоторые авторы разбивают все многообразие языков программирования на процедурные и декларативные. В процедурных языках преобразование данных задается с помощью описания последовательности действий над ними. В декларативных языках преобразование данных задается посредством описания отношений между самими данными. Согласно другой классификации, языки программирования можно разделить на процедурные, функциональные, логические, объектно-ориентированные. Однако любая классификация несколько условна, поскольку, как правило, большинство языков программирования включает в себя возможности языков разных типов.Особое место среди языков программирования занимают языки, обеспечивающие работу систем управления базами данных (СУБД). Часто в них выделяют две подсистемы: язык описания данных и язык манипулирования

Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека - возможность общаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходилось его лишаться, долгое время оставаться в одиночестве. Человеческое общество не мыслимо без связи между членами общества, без общения. Общение – это прежде всего обмен информацией, коммуникация (от лат. communiсatio - ‘делать общим’). Это обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д., это обмен информацией, инфовзаимодействие.

Одной из первых информационных потребностей человека является получение информации от другого человека или передача ему информации, т.е. обмен информацией . Само формирование информации нередко происходит в процессе обмена информацией между людьми. Информационные потоки пронизывают все виды деятельности человека - социальную, научную, познавательную и др.

В сознании каждого человека накапливаются два слоя информации: научная и обыденная. Выделяются также такие два вида информации, как информация, которая составляет часть общественного сознания и информация, обладающая уникальностью, неповторимостью, принадлежащая только данному индивиду.

Понятие информации применимо тогда, когда налицо система и некоторое взаимодействие, в процессе которого передаются определенные сведения. Без учета потребителя, пусть даже воображаемого, потенциального нельзя говорить об информации. Информацию иногда понимают как сообщение. Однако нельзя говорить об информации безотносительно к процессу восприятия сообщения. Только соединяясь с потребителем, сообщение “выделяет” информацию. Само по себе оно информационной субстанции не содержит. Одно и то же сообщение одному потребителю может дать много информации, а другому мало.

Информация имеет производителя и потребителя, субъекта и объекта. В ХХ в. получила распространение информационная модель коммуникации. Стали использоваться автоматические (кибернетические) системы, использующие (де) кодирующие устройства



Благодаря коммуникации вводимая информация воспроизводится на другом конце цепочки. Информация преобразуется в сигналы кода, который транслируется через канал связи.

В человеческой коммуникации участвуют отправитель (говорящий) и получатель (слушающий). Говорящий и слушающий владеют языковым (де)кодирующим устройством и мыслительными процессорами. Это упрощенное понимание человеческой коммуникации.

Информационное общение человека с внешним миром носит двусторонний характер: человек получает необходимую информацию и сам в свою очередь вырабатывает ее. Сам человек как общественный индивид развивается благодаря взаимодействию двух информационных потоков, генетической информации и информации, которая непрерывно поступает к человеку на протяжении всей его жизни из окружающей среды.

Сознание не передается по наследству. Оно формируется в процессе общения с другими людьми, усвоения их опыта, а также опыта, накопленного многими поколениями. Человек получает и живую, сиюминутную информацию, и информацию, накопленную, сохраненную в виде книг, картин, скульптур и других культурных ценностей. Приобретение такой информации делает человека общественным существом. Информация, которая наследуется таким образом, называется социальной информацией.

Лингвисты рассматривают вербальную информацию, информацию, извлекаемую из речевых сообщений.

Естественным (хотя и не единственным) путем обмена информацией является речевое общение . Речь материализует сознание, делая его достоянием не одного человека, но и других членов коллектива, превращает индивидуальное сознание в часть социального, индивидуальную информацию в общественную, а также раскрывает информацию всего общества для его отдельных членов.

Среди лингвистов распространена схема речевого общения, описанная Р. Якобсоном. Коммуникативный акт, согласно Р.Якобсону, включает следующие компоненты: 1) сообщение, 2) адресант (отправитель), 3) адресат (получатель). Оба партнера пользуются 4) кодом, «полностью или хотя бы частично общим». За сообщением стоит воспринимаемый адресатом 5) контекст (или референт, денотат). Наконец, необходим 6) контакт, понимаемый как «физический канал и психологическая связь между адресантом и адресатом, обусловливающая возможность «установить и поддержать коммуникацию».

Согласно Р.Якобсону, каждому из выделенных факторов коммуникации, соответствует особая функция языка.

Обмен информацией означает ее распространение. Приобретая информацию, мы не лишаем этой информации ее прежнего владельца.

Фиксация информации в материальных носителях имеет двойную функцию: напоминать первичному владельцу содержание информации и служить средством передачи информации.

Речь является материализацией информации. Однако речь быстротечна и недальнодейственна. В настоящее время изобретены средства передачи информации на расстояния, средства фиксации информации.

Коренной революцией в развитии средств фиксации и передачи информации стал переход к передаче письменными средствами плана выражения языковых знаков.

Общение людей - это знаковое взаимодействие коммуникантов. В процессе общения устанавливается контакт между людьми, осуществляется обмен идеями, интересами, оценками, происходит усвоение общественно-исторического опыта, социализация личности.

Общение определяют как процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей и их групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение – это “одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности” (Философский энциклопедический словарь, 1983). Общение включает психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга, а также обмен информацией посредством вербального или невербального общения и взаимодействие и взаимовлияние друг на друга..

Общение – это процесс, протекающий по многим каналам: звуковому, зрительному, вкусовому, обонятельному, осязательному (улыбка, пожатие руки, поцелуй, запах духов, пищи и т.д.). Война, дуэль – это антиобщение. Обмен деятельностью здесь направлен на взаимное уничтожение, на прекращение взаимодействия, на разрушение контакта. Эти виды взаимодействия можно назвать общением со знаком “минус”.

Для речевого акта нетипична ситуация, когда и передачу и прием сообщения осуществляет одно лицо (например в случае заучивания наизусть, репетиции и т.п.). Иногда возможно общение одного и того же лица с самим собой на временной оси. Иногда люди могут в поиске собеседника обращаться к кому-то существующему в представлении говорящего, или к предмету, животному. В этом случае для говорящего важно изложить свои мысли в конкретный адрес.

Типичным случаем общения является общение двоих. Однако достаточно часты и большие, чем из двух человек, кортежи (упорядоченные ограниченные множества) общающихся. В условиях свободного регламентированного общения оптимальным является кортеж из двух- четырех человек. В случае регламентированного общения (когда имеется координатор. например, председательствующий, тамада и т.п.) возможны и большие кортежи общающихся (см. Супрун 1996)

Биокоммуникация

Человеческое общение качественно отличается от общения животных (биокоммуникации ). Общение животных основывается на врожденных реакциях на определенные стимулы. Общение животных имеет место только при наличном стимуле, оно инстинктивно. Способность к коммуникации наследуется животными и не видоизменяется. У животных имеется сигнальная система, с помощью которой особи одного вида или разных видов могут общаться. Животные не выходят за рамки первой сигнальной системы. Они реагируют на звуковой сигнал как на физический раздражитель.

Звуки, издаваемые животными, не имеют содержания, значения. Они ничего не сообщают о внешнем мире. Они дают лишь инструкцию, какой из возможных вариантов поведения надо избрать в данный момент, чтобы выжить.

Каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, речь попугая), оно всегда соответствует по своей психофизиологической организации речи, выученной наизусть. Попугай произносит слова, как магнитофон, а не как человек. Издаваемые животным крики лишь присоединяются к поведению уже существующему и без звука.

Понимают ли животные человеческую речь? Например, собака, кажется понимает человека. Однако, оказывается, собака совершенно не понимает слова в человеческом смысле. Она не слышит в слове всех составляющих его звуков, а реагирует на общий звуковой облик слова, на место ударения и, главное, на интонацию, с которой мы говорим.

Американские психологи супруги Гарднеры пытались обучить шимпанзе Уошо человеческому языку. Они обучали Уошо жестовому языку глухонемых. Она научилась использовать 132 знака, причем использовала эти знаки в ситуациях все менее и менее сходных: вода, жидкость, пить, дождь. Уошо научилась употреблять сочетания знаков. Например, чтобы получить лакомство из холодильника, она воспроизводила три знака: “открыть - ключ - пища”.

Знаковая коммуникационная деятельность обезьян развилась преимущественно на мимико-жестикуляторном фоне, потому что гортань обезьян плохо приспособлена к произнесению звуков. Подтверждением этому могут служить эксперименты супругов Гарднеров, обучавших шимпанзе языку глухонемых. Шимпанзе Уошо изучила 90 фигур в качестве знаков предметов, действий и событий. Глухонемые знакомые Гарднеров могли безошибочно распознать до 70 % ее жестов.

Немецкий ученый Кёллер описал свои наблюдения за поведением шимпанзе. Он отмечает, что интеллект шимпанзе - это практический интеллект, он проявляется только в непосредственной деятельности. Человек же планирует свою деятельность. Его интеллект, хотя и связан с практической деятельностью, но не вплетен в нее непосредственно, не совпадает с ней. У взрослого человека практическое мышление соединено с теоретическим.

Изучая поведение слонов, исследователи с помощью высокочувствительной аппаратуры выяснили, что животные общаются при помощью “инфразвукового языка”. Оказалось, что при “разговоре” слоны, кроме обычных звуков применяют и сигналы на частоте 14 герц, которые не воспринимает человеческое ухо. С помощью такого языка слоны могут общаться на таких расстояниях, на которых даже самый мощный рев бессилен. Это сразу объясняет две старые загадки: как самцы обнаруживают молчащую самку, находящуюся вне пределов видимости, и как стадо может без явной ”слышимой” команды дисциплинированно совершать “поворот все вдруг”, срываться с места, останавливаться, покидать район предполагаемой опасности.

Муравьи обладают широким набором врожденных поз и сигналов, позволяющих передавать информацию. С помощью поз муравьи могут “поведать” о голоде, пище, требовать помощи, подчинить кого-либо и т.д. Муравьи достаточно хорошо обучаются и способны улавливать логические связи.

Наблюдения К. Фирша так называемых танцев пчел доказали, что с помощью подобных танцев пчелы передают информацию о направлении и расстоянии до источника пищи. Пчелы могут опознавать классы фигур вне зависимости от их размера и взаимного поворота, т.е. обобщают фигуры по признаку формы.

Домашняя кошка имеет много звуковых сигналов для выражения своих чувств. Короткие отрывистые звуки выражают готовность общения или желание познакомиться. Сдавленные звуки свидетельствуют об обиде. Высокие тона, вопли говорят об агрессивности, готовности к драке. Нежные, ласковые интонации издают мамы-кошки в общении с котятами.

Интересной и очень разнообразной формой знакового общения служит ритуальное общение животных, достигшее весьма большого разнообразия у птиц. Очень сложны и разнообразны позы ухаживания, включающие украшение гнезда, “преподнесение подарков” и под. Используемые в ритуальном общении различные позы представляют собой информационные сигналы, характеризующие эмоциональный настрой и намерения партнеров. При изучении “языка птиц” на помощь несовершенному человеческому уху приходят вычислительные машины, позволяющие орнитологам мгновенно идентифицировать пение птицы и расшифровать смысл ее послания. В настоящее время удалось понять многие птичьи музыкальные фразы. Например, стал понятен язык дроздов, состоящий из 26 базовых фраз, которые в различных комбинациях составляют различные музыкальные темы. Ученые выяснили, что у птиц тоже имеются свои диалекты. Зяблик из Люксембурга, например, плохо понимает своего собрата из Центральной Европы.

Количество сигналов, которыми пользуются животные, ограничено; каждый сигнал животного передает законченное сообщение; сигнал нечленоразделен. Языковое общение людей основывается на усвоении (стихийном или сознательном) того или иного языка, не на врожденном, а на приобретенном знании. Язык человека состоит из конечного набора языковых единиц разных уровней, которые способны комбинироваться. Благодаря этому человек может продуцировать практически неограниченное количество высказываний. Человек может говорить об одном и том же по-разному. Речь человека творческая. Она носит осознанный характер и не является только прямой реакцией на непосредственный стимул. Человек может говорить о прошлом и будущем, обобщать, воображать. Человеческая речь - это не просто сообщение каких-либо фактов, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.

24 .Паралингвистика

Человеческое общение может быть вербальным, т.е. общением с помощью звуковых или графических языковых знаков, и невербальным, осуществляемым в форме смеха, плача, телодвижений, мимики, жеста, некоторых изменений звукового сигнала - темпа, тембра и т.п. Средства невербального общения человек использует с первых дней жизни. У человека, овладевшего искусством вербального общения, невербальное общение сопровождает вербальное.

Средства невербального общения не дают возможности обмениваться мыслями, абстрактными понятиями, составлять тексты и т.д. Все неязыковые факторы лишь сопутствуют речи, играют вспомогательную роль в общении.

Неязыковые факторы, сопровождающие человеческое общение и участвующие в передаче информации, изучаются паралингвистикой. Сфера паралингвистики – несловесная (невербальная) человеческая коммуникация.

Одним из разделов паралингвистики является кинесика, изучающая жесты, пантомимы, т.е. выразительные телодвижения, участвующие в процессе коммуникации.

Привлечение паралингвистических средств к участию в коммуникации диктуется не ущербностью языковой системы, а лишь обстоятельствами внешнего порядка, связанными с характером коммуникации.

Использование паралингвистических средств свойственно конкретной речевой деятельности, но паралингвизмы можно изучать как типизированные внеязыковые средства, используемые в коммуникации.

К паралингвистическим явлениям относят фонацию. Тембр голоса, манера говорить, интонация могут рассказать многое о человеке. Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, торжествующий и т.п. Можно выделить сотни оттенков голоса, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека. Область экспрессивной фонации не входит в структуру языка, является надстроечной. В каждом языковом коллективе складывается определенный стереотип просодических признаков коммуникации, связанный с выражением таких сторон коммуникации, как грубость, деликатность, уверенность, сомнение и т.п. Такие стереотипные фонации – предмет рассмотрения в паралингвистике.

Другой раздел паралингвистики – кинесика, язык телодвижений. Устное общение широко пользуется физическими проявлениями говорящего субъекта, направленными на ориентацию слушающего однозначно воспринимать высказывание. К этим средствам относятся прежде всего жесты (телодвижения) и мимика (выражение лица говорящего). Жесты могут иметь интернациональный и национальный характер. Например, жест солидарности – поднятие руки, сжатой в кулак, жест согласия/несогласия – кивок головы. К жестам относятся такие телодвижения, как пожимание плечами, покачивание головой, разведение рук, щелкание пальцами, махание рукой и т.д.

Паралингвистический компонент общения может приобрести самостоятельное значение, может использоваться и без текста. Таковы, например, жесты, заменяющие слова: поклон, приподнятие шляпы, кивок головой, покачивание головы, указывание рукой направления и др. В каждом социуме (общественном, социальном коллективе) складывается своя система паралингвистических средств. Они используются в комплексе с собственно речевыми актами. Набор самостоятельно функционирующих паралингвистических знаков касается в основном следующих понятийно-коммуникативных кругов: приветствия и прощания, указания направления, призыва к движению и указания на остановку, выражения согласия-несогласия, запрета, одобрения и некоторых других.

На письме также используются специфические паралингвистические знаки, например, подчеркивания, скобки, кавычки, стрелки.

25. Речевая деятельность

Речевая деятельность большей частью – это деятельность по передаче информации. Сущность речевой деятельности в том, что она служит общению людей, передаче информации. Речевая деятельность имеет свою специфику по отношению к другим видам деятельности. Процесс речи сводится к тому, что определенная мысль одного человека материализуется в виде произнесенных или написанных этим человеком фраз, которые воспринимаются другим человеком, извлекающим из материальной оболочки идеальное содержание, заложенное в нее первым участником общения.

В процессе речевой деятельности происходит передача образов-смыслов. Смысл – это всегда личностное отношение конкретного индивида к содержанию, на которое в данный момент направлена его деятельность (Тарасов 1977). Значения – это единицы содержания языка, а смыслы – это единицы содержания речи (текста). В речевой деятельности происходит передача смыслов, а не значений, точнее воплощение смысла в значениях.

Содержание речи не сводится к комбинаторике языковых значений, а представляет собой систему образов, нагруженных определенным смыслом. Эти образы не являются фиксированными отражениями предметной действительности, закрепленными за какими-то языковыми значениями, существующими в виде застывших языковых форм (знаков). Эти образы выступают как отображения каких-то конкретных фрагментов действительности, они каждый раз складываются в особую динамическую систему, соотносясь с разными языковыми значениями. Но должны быть какие-то универсальные характеристики, иначе языковое общение было бы невозможным.

Речевая деятельность предполагает, что субъект деятельности должен иметь мотив деятельности и осознавать цель деятельности. Цель речевой деятельности заключается в том, чтобы передавать кому-то (точнее, возбудить в сознании кого-то) мысль, какой-то образ, нагруженный смыслом. Эта мысль воплощается в слове, в языковых значениях. Необходимо сопоставить результат с целью, т.е. посмотреть, соответствует ли результат намеченной цели, т.е. эффективно ли (результативно ли) речевое действие. Если субъект чувствует, что намеченная цель не достигнута или достигнута не полностью, он может скорректировать действие. О результативности действия субъект может судить по реакции на него со стороны адресата.

Итак речевое действие предполагает:

Постановку цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности);

Планирование (составление внутренней программы);

Осуществление плана;

Сопоставление цели и результата.

Речевая деятельность может происходить параллельно с другой деятельностью или автономно.

Как и большинству других действий, речевой деятельности обучаются, хотя способность обучиться ей заложена в человеке.

Речевая деятельность не направлена сама на себя: мы говорим, как правило, не для того, чтобы просто говорить, а для того чтобы передать какую-то информацию другим. И слушаем мы чужую речь обычно не просто ради удовольствия слушать, а ради того, чтобы получить информацию.

Речевая деятельность может протекать совместно с другой деятельностью, не требующей размышлений, сосредоточенности. Это обычно механическая, стандартная деятельность, привычная и знакомая говорящему, не отвлекающая его от разговора, т.е. процесса, включающего не только собственно речевой акт как таковой, но и его мыслительную основу.

Не совместимы две речевые деятельности. Трудно читать один текст, а слушать другой или говорить и одновременно слушать, участвовать в двух диалогах одновременно. Умственная деятельность возможна совместно с речевой, когда обе эти деятельности протекают с очень малым напряжением.

Речевая деятельность нередко происходит совместно с движениями рук, глаз, разными телодвижениями, что составляет паралингвистический компонент речевой деятельности.

Речевой компонент общения является его важнейшей составной частью. Но это не должно отрицать или принижать значение других составляющих общения. Чрезвычайно важен видеоряд . Нам очень не хватает зрительного канала, например, при общении по телефону.

Чем полнее контакт, чем более раскрыты друг другу общающиеся, чем больше у них эмоциональных и рациональных предпосылок для общения, тем более полноценна и захватывающа “роскошь человеческого общения” (по выражению Антуана де Сент-Экзюпери). В полифоническом оркестре общения речевое общение исполняет партию первой скрипки (Супрун 1996). Оно занимает настолько бесспорно ведущую роль, что порой под общением понимают именно речевое его проявление. Когда общение происходит в ансамбле различных средств, включая и речевую форму, именно на нее падает наиболее весомая часть межсубъектного взаимодействия. Речевой компонент общения по праву считается важнейшим.

Речевая деятельность есть объект изучения теории речевой деятельности, или психолингвистики.

Минимальной реализацией речевого общения (коммуникации) является речевой акт . Совокупность речевых актов составляет речевую деятельность. В процессе речевого акта осуществляется передача речевого (словесного) сообщения от одного или нескольких участников общения другому или другим участникам общения.

Коммуникативная природа речевого акта предполагает его двусторонний характер. Речевой акт имеет две стороны: производство и прием речевого сообщения. Соответственно этому, можно говорить о двух участниках речевого акта: говорящем и слушающем, пишущем и читающем, адресанте и адресате. Адресат (говорящий, пишущий) производит речевое сообщение и передает его адресату (слушающему, читающему), который принимает (воспринимает) его и понимает. Первый кодирует, зашифровывает, а второй декодирует, расшифровывает сообщение; первый превращает замысел сообщения в речевую цепочку, а второй извлекает из него смысл.

В речевом акте роль говорящего и слушающего (адресанта и адресата) обычно непостоянны. Адресант превращается в адресата и адресат становится адресатом. В некоторых случаях у одного из говорящих преобладает роль говорящего, у другого – слушающего. Чем демократичнее отношения в данном обществе, в данном коллективе, между данными участниками речевого акта, тем естественней смена ролей и тем чаще она происходит (см. Супрун 1996).

Речевые акты исследуются в рамках теории речевых актов, разработанной Дж. Остиным, Дж. Серлем и П. Стросоном. Теория речевых актов исходит из того, что основной единицей коммуникации является не предложение или какое-либо другое выражение, а выполнение определенного рода деятельности: утверждения, просьбы, благодарности, извинения и др.

Речевой акт представляется в рамках теории речевых актов как состоящий из трех звеньев:

Локуционного акта – акта высказывания;

Иллокуционного акта – манифестации цели высказывания;

Перлокуционного акта – распознания коммуникативного намерения, интенции, адресатом и его реакции на речевой акт говорящего.

Иллокутивная сила высказывания иногда может быть выражена иллокутивным глаголом, например: Я прошу тебя сделать это . Глагол прошу выражает иллокутивную силу просьбы.

Высказывания, содержащие иллокутивные предикаты типа клянусь, обещаю, объявляю и др., называются перформативными высказываниями. Они как бы создают ситуацию. Без произнесения высказывания Я обещаю , не может иметь место акт обещания. Такие высказывания не описывают ситуацию, а выражают намерение говорящего. Перформативную силу такие предикаты имеют только в том случае, если они употреблены в 1-м лице, ед. числа, настоящего времени, т.е. если они соотнесены с Я-говорящим. Высказывание Он обещал сделать это – не имеет перформативной силы обещания, оно является констатацией факта принятия обещания каким-то другим лицом.

Некоторые высказывания обладают иллокутивной неоднозначностью. Такие высказывания используются в косвенных речевых актах, под которыми понимаются такие речевые акты, которые выражаются языковыми структурами, предназначенными для другого типа речевых актов, например: Не могли бы Вы сказать, как проехать на вокзал? Естественно, говорящий не ждет ответа: Могу . Речевой акт имеет силу вежливой просьбы, хотя имеет форму вопроса. Адресат правильно устанавливает иллокутивную силу высказывания и адекватно реагирует на высказывание как на просьбу.

| Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Представление информации

Урок 6
Представление информации

1.4.1. Знаки и знаковые системы





Ключевые слова:

знак знаковая система естественные языки формальные языки формы представления информации

Информация, полученная человеком из опыта, наблюдений или путём размышлений, должна быть некоторым образом зафиксирована в материальной форме для сохранения и сообщения (передачи) другому человеку.

Всю свою йсторию для сохранения и передачи информации человечество пользуется разнообразными знаками.

Знак представляет собой заменитель объекта - предмета, явления, действия, свойства или отношения. Знак (набор знаков) позволяет передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта .

Знак - это явное или неявное соглашение о приписывании некоторому чувственно воспринимаемому объекту определённого смысла . Соглашение явное, если форма знака позволяет догадаться о его смысле; знаки в этом случае называют пиктограммами (рис. 1.6). Если связь между формой и значением знака устанавливается по договорённости (неявное соглашение), то такие знаки называют символами (рис. 1.7).

Если соглашения о связи формы и значения знаков неизвестны, то невозможно выяснить смысл сообщений, представленных такими знаками. До сих пор не разгаданы письмена острова Пасхи, надписи на Фестском диске и других археологических находках. Но некоторые древние письмена учёные всё же смогли расшифровать. О том, как им это удалось, можно узнать из электронного образовательного ресурса «Клинопись и иероглифы» (191729), размещённого на сайте http://sc.edu.ru/.

Люди используют отдельные знаки и знаковые системы.

Знаковая система определяется множеством всех входящих в неё знаков (алфавитом) и правилами оперирования этими знаками.

Примером знаковой системы является язык, которым человек пользуется для выражения своих мыслей, в общении с другими людьми.

§ 1.4. Представление информации

1.4.3. Естественные и формальные языки

Языки, используемые для общения людей, называются естественными языками . Их насчитывается несколько тысяч. Самым массовым естественным языком считается китайский язык, являющийся родным более чем для миллиарда человек. К числу наиболее распространённых в мире относится английский язык, используемый более чем в ста странах. Естественные языки характеризуются:

    Широкой сферой применения - естественный язык известен всему национальному сообществу;

    Наличием большого количества правил, одни из которых сформулированы явно (правила грамматики), другие неявно (правила смысла и употребления);

    Гибкостью - естественный язык применим для описания любых, в том числе новых, ситуаций;

    Открытостью - естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки (слова), а также использовать существующие знаки в новых значениях;

    Динамичностью - естественный язык быстро приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей.

Развитие науки и техники повлекло создание формальных языков , применяемых специалистами в профессиональной деятельности. При этом многие формальные языки имеют международное употребление.

Формальный язык - это такой язык, в котором одинаковые сочетания знаков всегда имеют одинаковый смысл. К формальным языкам относятся системы математических, химических символов, нотная грамота, азбука Морзе и многие другие. Формальным языком является используемая повсеместно десятичная система счисления, позволяющая именовать и записывать числа, а также выполнять над ними арифметические операции. К формальным языкам относятся языки программирования, с которыми вы будете знакомиться на уроках информатики.

Особенностью формальных языков является то, что все правила в них задаются в явной форме; это обеспечивает однозначность записи и восприятия сообщений на этих языках.












Язык знаковая система, используемая человеком Язык знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми для выражения своих мыслей, общения с другими людьми Язык знаковая система, используемая человеком Язык знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми для выражения своих мыслей, общения с другими людьмиФормальный язык язык:одинаковые сочетания сочетания знаков имеют одинаковый смысл Формальный язык язык:одинаковые сочетания сочетания знаков имеют одинаковый смысл ЕстественныйязыкЕстественныйязык азбука Морзе азбука Морзе ноты ноты система счисления система счисления язык программирования язык программирования азбука Морзе азбука Морзе ноты ноты система счисления система счисления язык программирования язык программирования ФразаФраза Устная речь ФонемаФонема СлогСлог СловоСлово СимволСимвол ПисьменностьПисьменность Буквенно-знаковаяБуквенно-знаковая СлоговаяСлоговая ИдеографическаяИдеографическая


Человек может представить информацию в знаковой или образной форме: знаковой или образной форме знаковое представление информации дискретно; образное представление информации непрерывно. Кодирование - представление информации в той или иной форме. Формы представления информации



Человек для сохранения и передачи информации другому человеку фиксирует её с помощью знаков. Знак (набор знаков) - заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта. Язык - знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми: естественные языки используются для общения между людьми; формальные языки применяются специалистами в профессиональной деятельности. Человек может представить информацию на естественных языках, на формальных языках, в различных образных формах. Самое главное Кодирование - представление информации в той или иной форме.


Что такое знак? Приведите примеры знаков, используемых в общении людей. Что такое знаковая система? Попытайтесь описать русский язык как знаковую систему. Опишите десятичную систему счисления как знаковую систему. К какой разновидности языков (естественных или формальных) может быть отнесена морская флажковая азбука? В каких случаях можно знаки формальных языков включать в тексты на естественном языке? Где вы с этим встречались? Вопросы и задания
Опорный конспект Формы представления информации Формы представления информации Формы представления информации Формы представления информации Знаковая Образная информация на естественном на естественном языке информация на естественном на естественном языке информация на формальном на формальном языке информация на формальном на формальном языке изображение звук ax2 + bx + c2 = 0 ax2 + bx + c2 = 0 d = b2 - 4ac d = b2 - 4ac ax2 + bx + c2 = 0 ax2 + bx + c2 = 0 d = b2 - 4ac d = b2 - 4ac языки, используемые для общения для общения между людьми между людьми называются естественными языками языки, используемые для общения для общения между людьми между людьми называются естественными языками


§1.2 (стр) РТ 7, 9, 10, 11, 12 (стр. 8) Домашнее задание



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!