Урок 90. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Щ (закрепление)
03.05.2013 9897 0Урок
90. чтение слов с
БУКВОЙ Щ
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о мягком, глухом, согласном звуке [щ’], букве щ ; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
● Игра «Узнайте звук».
а) Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:
пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
б) Сколько звуков [щ’] в поговорке:
Щи да каша – пища наша.
● Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком[щ’], которые встретятся в рассказе.
КАТИН ЩЕНОК
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и начал играть.
Вопрос ы:
– Кого подарили Кате?
– Куда посадила Катя щенка?
– Где уснул щенок?
– Что сделал щенок, когда проснулся?
1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением ящика, щетки, клещей, плаща .
Называют вещи и объясняют, для чего они нужны.
Физкультминутка
▲ Чтение текста о щенках, с. 189.
Вопрос ы:
– Что делают щенки?
– Как они это делают?
– Что есть у щетки?
– Чем недовольны щенки?
– В каком настроении они ушли?
2. Разгадывание загадок про овощи, с. 188.
– Какие еще овощи вы знаете?
– Какие еще загадки знаете про овощи?
▲ Чтение текста «Овощи», с. 190–191.
Вопрос ы:
– Откуда пришла хозяйка?
– Что она принесла?
– О чем спорили овощи на столе?
– Что тем временем сделала хозяйка?
– Что в итоге получилось?
Физкультминутка
3. Проговаривание чистоговорок.
Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.
Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
4. Прослушивание сказки.
СКАЗКА ПРО ШИПЯЩИЕ
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Но очень дружат и стоят в парах:
жи – ши, ча –ща, чу – щу!
Дети делают выво д: нет слияний шипящих с гласными Ы, Ю, Я.
III. Итог урока.
– Что повторяли на уроке?
Урок обучения грамоте по теме «Буква Щ и звук [щ] . Закрепление.»
Цели и задачи урока:
- продолжить знакомство со звуком [щ] и буквами Щ щ.
- обучить письму заглавной буквы Щ, слогов и слов с этой буквой;
- учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
- развивать фонематический слух, память, речь, внимание, орфографическую зоркость;
- формировать самооценку учащихся, самостоятельность.
План урока:
- Орг. Момент.
- Ребус.
- Разминка.
- Постановка темы и целей урока.
- Повторение.
- Работа в парах.
- Игра «Угадай-ка».
- Работа в прописи.
- Сказка.
- Работа с предложением.
- Физ.минутка для глаз.
- Деформированный текст.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Орг.момент. Психологический настрой. Мотивация.
Ребята! У нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть на вас, какие вы стали большие, как вы учитесь. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.
Здравствуйте – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет!
Теперь садимся на свои места и начинаем урок. Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
У нас сегодня необычный урок, мы отправимся в гости. А вот куда, вы узнаете, разгадав ребус.
РЕБУС (работа в парах)
У вас на столах лежат две карточки. Зачеркните одинаковые буквы, а из остальных составьте слова.
Вы узнали, куда мы отправляемся? В Лесную школу. Слайд 1
А позвал нас в гости Михайло Потапыч.
Жил себе Михайло Потапыч и был он всю жизнь школьным учителем. Вот однажды переехал он на новое место жительства в волшебный лес. И обнаружил он, что местные обитатели леса не умеют ни читать, ни писать и совсем не знают математики. И тогда медведь решил открыть Лесную школу. И пришли к нему на урок белки, зайцы, волки. А нас он позвал неслучайно.
Как вы думаете, зачем нас позвал Михайло Потапыч?
- Правильно, он позвал нас помочь ему провести урок, т.к. мы уже многому научились, умеем читать, писать, выучили много букв. А вы знаете, что нужно всегда помогать своим товарищам. Даже если это лесные звери.
Поможем? И поделимся своими знаниями.
- Разминка.
Начнём мы наш урок, как всегда с разминки.
а) дыхательная гимнастика
б) чистоговорка с разным настроением (мордочки) Слайд 2
Ща-ща-ща выловили мы леща
Щу-щу-щу я его не отпущу
Ще-ще-ще мечтает котик о леще
в) скороговорка Слайд 3
Щука щекотала щёткою щегла.
Чтение вслух с чётким проговариванием 1звука
Чтение с выделением ударного слога
Чтение с выделением каждый раз нового слова
Чтение в разном темпе (день, ночь)
3. Постановка темы и целей урока.
Ребята, а вы заметили, какой звук чаще всего встречался?
А кто подскажет лесным зверятам, какая тема урока, с какой буквой мы продолжим знакомиться. Слайд 4
Чему же мы будем учиться на уроке? (будем учиться читать слоги и слова с буквой щ, учиться грамотно писать слова и предложения с буквой щ, вспомним хар-ку звука, учится отличать звук щ и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв)
Мы уже начали знакомиться с этой буквой на предыдущем уроке, а вот лесные зверята ничего о ней не знают. Давайте вспомним всё, что мы знаем и расскажем.
- Повторение. Слайд 5
На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Какие звуки мы называем гласными?
Какие звуки мы называем согласными?
Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые
Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие
Расскажите правило про букву щ и дайте характеристику звуку (буква ща обозначает один согласный звук, мягкий, глухой щ)
А на какую букву похожа буква щ (на ш), как её отличить (хвостик)
А чем отличается звук ш от щ?
Молодцы, вот мы и познакомили лесных учеников с буквой ща.
Но вот незадача, лисёнок прослушал и теперь не может выполнить задание Михайло Потапыча. Слайд 6
Вы поможете лисёнку? Михайло Потапыч раздал слова, вам нужно выбрать слова с буквой ша, а соседу с буквой ща. (работа в парах)
Шапка, щётка, шашка, пища, роща, шишка (проверка сигналом)
- Игра «Угадау-ка»
Я думаю, теперь лисёнок будет внимательней.
А кто из вас самый внимательный, мы узнаем, поиграв в игру. (девочки встают услышав звук ш, а мальчики звук щ)
Камыш, шалаш, щука, ландыш, щель, щавель, шина, штаны, клещ, лещ, шиповник, ночь, кошка, щека, шелк.
- Работа в прописи. Слайд 7
Для выполнения следующего задания, Михайло Потапыч приготовил элементы букв и попросил зверят собрать букву ща, но они запутались. Давайте соберём букву ща и подскажем зверятам из каких элементов она состоит. Слайд 8
Откройте пропись и проверьте, правильно ли вы собрали букву.
Из скольких элементов она состоит?
Закрасьте эти элементы.
Как-ие элементы букв вам знакомы. У каких букв они встречались?
Напишите эту букву в воздухе.(под счёт)
Обратите внимание на параллельность наклонных линий, правильное написание малой опущенной петли, мы уже писали её у строчной буквы щ.
Пропишите образец в рамочке и первую строку.
Посмотрите внимательно на соединения и скажите, какое правило нам поможет, чтобы писать без ошибок? (ща, щу)
Пропишите соединения. Сказка. Слайд 9
Теперь вы знаете, почему ща пишется с а, щу с у.
- Работа с предложением.
Михайло Потапыч предложил лисятам прочитать в прописи предложения, но лисята не знают ничего о предложениях. Давайте им поможем.