Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Из русской литературы XVII века Г. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении »

    Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.

Н. В. Гоголь

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

      Воскресни, Боже! Боже правых!
      И их молению внемли:
      Приди, суди, карай лукавых,
      И будь един царем земли!
      («Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

В. И. Федоров

Признание

      Не умел я притворяться,
      На святого походить,
      Важным саном надуваться
      И философа брать вид;
      Я любил чистосердечье,
      Думал нравиться лишь им:
      Ум и сердце человечье
      Были гением моим.
      Если я блистал восторгом,
      С струн моих огонь летел, -
      Не собой блистал я, Богом:
      Вне себя я Бога пел.
      Если звуки посвящались
      Лиры моея царям, -
      Добродетельми казались
      Мне они равны богам.
      Если за победы громки
      Я венцы сплетал вождям, -
      Думал перелить в потомки
      Души их и их детям.
      Если где вельможам властным
      Смел я правду брякнуть вслух, -
      Мнил быть сердцем беспристрастным
      Им, царю, отчизне друг.
      Если ж я и суетою
      Сам был света обольщен, -
      Признаюся, красотою
      Был плененным, пел и жен.
      Словом: жег любви коль пламень,
      Падал я, вставал в мой век. -
      Брось, мудрец! на гроб мой камень,
      Если ты не человек.

На птичку

Последние стихи Державина

      Река времен в своем стремленьи
      Уносит все дела людей
      И топит в пропасти забвенья
      Народы, царства и царей.
      А если что и остается
      Чрез звуки лиры и трубы,
      То вечности жерлом пожрется
      И общей не уйдет судьбы.

Вопросы и задания

  1. Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?
  2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи...» и четверостишие «На птичку»?
  3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.
  4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Развивайте дар слова

  1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие - к разговорным, какие - к просторечным? Что их сочетанием достигается?
  2. Как вы понимаете строки:

      «Я любил чистосердечье,
      Думал нравиться лишь им:
      Ум и сердце человечье
      Были гением моим.»;

      «Падал я, вставал в мой век»?

  3. Подготовьте «похвальное слово Державину - поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от-крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти-лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо-ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

...Ум и сердце человечье Были гением моим.

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль-но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод-ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Материал с сайта

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи...» — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду-маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • державин река времен в своем стремленьи анализ
  • сделать анализ стихотворения река времен державин
  • сочинение по стихотворению державина река времен
  • стихотворение державина признание анализ
  • река времен в своем стремлении краткое содержание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из русской литературы XVII века Г.Р. Державин «Признание », «На птичку», «Река времен в своём стремлении » Смирнова М.С. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Лицей № 554

«Ум и сердце человечье были Гением моим»

Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна Божества. Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я Бог!

Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины 18 и первой четверти 19 столетия Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия Васильевича Темного, выехал из Большой Орды на службу к великому князю, был крещен и получил при этом имя Ильи. У одного из сыновей его, Димитрия, был сын Держава, начавший службу в Казани. От него и пошел род Державин ых, служивших «по городу Казани», почему они и называются в актах Казанцами..

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения.

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державин а скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фёкла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романович а, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот. Детство

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии. «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникали еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу. Нас научали тогда: вере - без катехизиса, языкам - без грамматики, числам и измерению - без доказательств, музыке - без нот и тому подобное. Книг, кроме духовных, почти никаких не читали, откуда бы можно было почерпнуть глубокие и обширные сведения» (соч. Державин а, Академич. изд. VII, 629-630). Учеба

Служба Не умел я притворяться 1762г. – Преображенский полк 1777г. –перевод на стат-скую службу 1783г.- губернатор Оло-нецкой губернии 1785г. – губернатор Там-бовской губернии 1791г. – статс-секретарь имп. Екатерины 1798-1803 – «служба у двух государей

Стихотворение- исповедь пожилого человека, прошедшего нелегкий жизненный путь Своеобразие стиля - в соединении «высокого» и «низкого». Развитие реалистического языка В стихотворении отражается логика христианского понимания человека «как образа и подобия Божьего» Осознание избранности и греховности Человека: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек.» «Признание»

Одно из последних стихотворений поэта В нем поэт размышляет о сущности человеческого бытия Основная мысль: «Все в этом мире тленно, всему уготована участь быть потопленным в «пропасти забвенья» «Река времен в своем стремленьи …»

Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворений Наизусть – «Река времен…» Индивидуально: подготовить сообщение о Василии Андреевиче Жуковском Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух». В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта: ...Ум и сердце человечье Были гением моим. Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе. Философское произведение «Река времён в своём стремленьи...» - попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

Краса пирующих друзей,

Забав и радостий подружка,

Предстань пред нас, предстань скорей,

Большая сребряная кружка!

Давно уж нам в тебя пора

Пивца налить

Ура! ура! ура!

Ты дщерь великого ковша,

Которым предки наши пили;

Веселье их была душа,

В пирах они счастливо жили.

И нам, как им, давно пора

Счастливым быть

Ура! ура! ура!

Бывало, старики в вине

Свое все потопляли горе,

Дралися храбро на войне:

Вить пьяным по колени море!

Забыть и нам всю грусть пора

Отважным быть

Ура! ура! ура!

Бывало, дольше длился век,

Когда диет не наблюдали;

Был здрав и счастлив человек,

Как только пили да гуляли.

Давно гулять и нам пора,

Здоровым быть

Ура! ура! ура!

Бывало, пляска, резвость, смех

В хмелю друг друга обнимают;

Теперь наместо сих утех

Жеманством, лаской угощают.

Жеманство нам прогнать пора,

Но просто жить

Ура! ура! ура!

В садах, бывало, средь прохлад

И жены с нами куликают,

А ныне клоб да маскерад

И жен уж с нами разлучают;

Французить нам престать пора,

Но Русь любить

Ура! ура! ура!

Бывало, друга своего

Теперь карманы посещают:

Где вист, да банк, да макао,

На деньги дружбу там меняут.

На карты нам плевать пора,

А скромно жить

Ура! ура! ура!

О сладкий дружества союз,

С гренками пивом пенна кружка!

Где ты наш услаждаешь вкус,

Мила там, весела пирушка.

Пребудь ты к нам всегда добра,

Мы станем жить

Ура! ура! ура!

(если б милые девицы)

Если б милые девицы

Так могли летать, как птицы,

И садились на сучках,

Я желал бы быть сучочком,

Чтобы тысячам девочкам

На моих сидеть ветвях.

Пусть сидели бы и пели,

Вили гнезда и свистели,

Выводили и птенцов;

Никогда б я не сгибался,

Вечно ими любовался,

Был счастливей всех сучков.

Задумчивость

Задумчиво, один, широкими шагами

Хожу, и меряю пустых пространство мест;

Очами мрачными смотрю перед ногами,

Не зрится ль на песке где человечий след.

Увы! я помощи себе между людями

Не вижу, не ищу, как лишь оставить свет;

Веселье коль прошло, грусть обладает нами,

Зол внутренних печать на взорах всякий чтет.

И мнится мне, кричат долины, реки, холмы,

Каким огнем мой дух и чувствия жегомы

И от дражайших глаз что взор скрывает мой.

Но нет пустынь таких, ни дебрей мрачных, дальных,

Куда любовь моя в мечтах моих печальных

Не приходила бы беседовать со мной.

Потопление

Из-за облак месяц красный

Встал и смотрится в реке,

Сквозь туман и мрак ужасный

Путник едет в челноке.

Блеск луны пред ним сверкает,

Он гребег сквозь волн и тьму;

Мысль веселье вображает,

Берег видится ему.

Но челнок вдруг погрузился,

Путник мрачну пьет волну;

Сколь ни силился, ни бился,

Камнем вниз пошел ко дну.

Се вид жизни скоротечной!

Сколь надежда нам ни льсти,

Все потонем в бездне вечной,

Дружба и любовь, прости!

Разные вина

Вот красно-розово вино,

За здравье выпьем жен румяныx.

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст багряныx!

Ты тож румяна, xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Вот черно-тинтово вино,

За здравье выпьем чернобровыx.

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст пунцовыx!

Ты тож, смуглянка, xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Вот злато-кипрское вино,

За здравье выпьем светловласыx,

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст прекрасныx!

Ты тож, белянка, xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Вот слезы ангельски вино,

За здравье выпьем жен мы нежныx.

Как сердцу сладостно оно

Нам с поцелуем уст любезныx!

Ты тож нежна и xороша,

Так поцелуй меня, душа!

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я - богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям,

Добродетельми казались

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям,

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен,

Признаюся, красотою

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

И ну сжимать ее рукой.

Тебе числа и меры нет!

Не могут духи просвщенны,

От света твоего рожденны,

Исследовать судеб твоих:

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,

В твоем величьи исчезает,

Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну

Из бездн ты вечности воззвал,

А вечность, прежде век рожденну,

В себе самом ты основал:

Себя собою составляя,

Собою из себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый всe единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, ты есть, ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,

Ее содержишь и живишь;

Конец с началом сопрягаешь

И смертию живот даришь.