Презентация к уроку по МХК (9 класс) на тему: Метаболизм-стиль архитектуры. Реферат эстетика метаболизма в архитектуре японии

Метаболизм – это рационалистическое направление в архитектуре, приверженцы которого считали, что архитектура и градостроительство должны основываться не на неизменных концепциях функции и формы, а на представлениях о процессе развития системы и об изменяемом пространстве. Пришел на смену функционализму. Отталкиваясь от идеи постоянного обновления общества, метаболисты предложили сочетание двух структур: стабильной конструктивной основы, подобной древесному стволу, и системы ячеек, способных перемещаться и заменяться. Метаболизм возник в Японии в 1960-е годы и оказал влияние на мировую практику. Новым стал подход к архитектуре как к постоянно изменяющемуся и развивающемуся процессу, который сходен с ростом биоорганизмов, который не создает законченных во времени структур. Для теоретиков метаболизма главной стала идея постоянного изменения архитектурной композиции, ее незавершенность. При этом они выделяли стабильные элементы структуры: структурный каркас, транспортные узлы и коммуникации. В 1960-е годы метаболизм становится ведущим направлением в японской архитектуре.

Рис1)Кисё Курокава – Башня-Капсула в Токио (Nakagin Capsule Tower) – жилой многоквартирный дом. (рис2) арх. Кензо Тангэ – Центр коммуникаций в г. Кофу (1962-1967). Идея открытости проектируемого объекта к возможным изменениям в будущем и к взаимодействию с окружающей средой. (рис3) Префектура в Яманаси в Кофу, арх. К. Тангэ

БИЛЕТ 33 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1920-30 ГОДОВ

Основное направление – модернизм, которое включает в себя:

функционализм - направление в архитектуре требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).

Наиболее полное выражение идеи функционализма нашли в постройках «Баухауза»

Здание «Баухауза» в Дессау, арх. Вальтер Гропиус, 1926г. Архитекторы, работавшие в определенный период творчества в стиле функционализма: -Гропиус (обувная фабрика «Фагус», Баухауз в Дессау, «Образцовая фабрика» для выставки – здесь круглые застеклённые башни лестниц) - Аалто (Туберкулезный Санаторий начало 30 гг, Библиотека в Выборге, Городской центр в Сяюнатсало), Ханнес Майер(ортодоксальный функционалист, был в одно время директором Баухауза).

Интернациональный стиль – наиболее яркие представители это Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ . Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Корбюзье сформулировал принципы новой архитектуры 20-30 гг: 1) дом на столбах; 2) сад на плоской крыше; 3) свободный план; 4) горизонтально протяженные окна; 5) свободная композиция фасада. Вилла «Савой», арх. Ле Корбюзье, Франция(РИС2). Общежитие швейцарских студентов в Париже, 1933. Ле Корбюзье(РИС3) . павильон Германии на выставке в Барселоне(РИС4) – знаковая постройка Миса. По Мису, архитектура – это нейтральная рама, которая оформляет жизнь людей.Вилла в Брно (Чехия) – 1930г. Арх. Мис ван дер Роэ(РИС5). В вилле не было произведений живописи, и эффект декоративности создавался за счёт материалов с природной текстурой.

Экспрессионизм - Экспрессионизм как архитектурный стиль возник в 1920-30е гг. как ветвь общего течения экспрессионизма в искусстве. Суть – поиски выражения эмоционального состояния, реакции на социальную действительность. Экспрессионизм является противоположностью функционализма. башня Эйнштейна в Потсдаме(РИС6) (1920-1921), арх. Мендельсон. дом Моссе в Берлине(РИС7) . Арх. Менделсон

Органическая архитектура – Ф.Л. Райт, Аалто. В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. «Дом над водопадом», 1935г, арх. Ф. Ллойд Райт(РИС8).

Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή - «превращение, изменение») - течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке:

Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.

Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения.

Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял, создавая эту теорию. В понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность» и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе - мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры - её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.

5.Органическая архитектура.

Во все времена архитектуре была свойственна двойственность. С одной стороны, она была органической, ибо следовала законам природы, с другой стороны - искусственной, так как соответствовала идеалам, завещанным Эвклидом.

Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии, динамические, неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью, следствие здравого смысла. А формы неорганической архитектуры основаны на геометрии, правильные. Они - следствие совершенных пропорций, золотого сечения и абсолютной красоты, результат образования. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм, который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы. В противоположность этому любая форма неорганической архитектуры похожа на механизм, все элементы которого расположены в соответствии с классическим ордером и незыблемым законом данной системы.

Сам термин “органический” применяется преимущественно в трех значениях. В первом “органический”обозначает “следующий природе своего назначения и материалов”. При этом под назначением понимают не только практические, но и духовные потребности людей. Второе и наиболее характерное значение термина “органический” означает “подчиненный условиям природного ландшафта”, то есть климатическим условиям среды и совокупности ее эстетических качеств. Третье значение понятия “органический” - “следующий природным формам как образцам”. Такую интерпретацию термина принимают далеко не все

«Solar Hemicycle» - «Солнечный полукруг» - дом для Герберта Якобса, Миддлтон, Висконсин, 1944-1948.

Для создания проекта в северном климате Райт придумал план, который назвал «Solar Hemicycle» («Солнечный полукруг»). Здание спланировано в форме полукруга, северная стена которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная стена скомпонована из окон двухслойного стекла и дверей, чтобы солнечное тепло могло проникать в дом даже зимой. Южный козырек спроектирован таким образом, что летом на стекла падает тень, а в зимнее время солнечный свет попадает прямо в окна, даря желанное тепло. Это одной из преимуществ такой формы здания. Балкон, соединяющий спальни, подвешен под потолком и держится на стропилах, спускающихся вниз через два этажа и закрепленных в полу балками. Таким образом, пространство первого этажа совершенно свободно от каких-либо форм опор,поддерживающих верхний этаж.

Один из главных представителей органической архитектуры Ф. Л. Райт решительно отвергает "архитектуру- дизайн", способную “переехать в любое место”. В одной беседе об архитектуре он сказал: "… Каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от нее. Мы надеемся, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом - не фургон…”. Он постоянно подчеркивает необходимость связи с землей: земля уже имеет форму. Почему бы ни начать сразу с того, чтобы принять ее? Почему бы ни принять дар природы? Поэтому архитектор не приемлет Эвклидовой геометрии, коробчатости: “Большинство новых “современных” домов выглядят так, как будто их части вырезаны ножницами из картона, после чего куски картона сложены и согнуты под прямым углом, а местами, для разнообразия, с кривыми картонными поверхностями... Эти постройки последнего времени - плохо исполненные продукты поверхностной эстетики “плоскости и массы”…

Западный Тейлизин, Скоттдейл, Аризона, 1937-1938.

Еще с момента своего первого длительного пребывания в Аризоне в 1927 году, Райт опасался возвращения в пустынные земли Соноран и прощания с привычно холодными зимами Висконсина. Тем не менее, в 1937 году он с женой отправился на поиски земли под свои новые архитектурные шедевры в направлении городка Феникс. Напротив горного хребта МакДауэлл, что севернее Феникса, они и обнаружили то, что искали. Именно эти земли Райт охарактеризовал не иначе как «край земли». Новые дизайнерские идеи рождались у архитектора с небывалой быстротой. В то время как Райт работал над созданием проекта комплекса сооружений, все условия для его воплощения уже были предоставлены окружающей природой. Камень, песок, территория, деревянные балки уже ждали своего часа.Структура кровли - наклонные балки из красного дерева с закрепленной между ними белой парусиной - уже использовалась Райтом десятью годами ранее в Окотилло, и это упрощало задачу. Последний штрих был внесен добавлением в проект стекла и стали. Он и сделал здание временного характера долговечным, иногда – в ущерб другим связям со средой.

Безусловно, один из самых значительных представителей органической архитектуры - финский архитектор Алвар Аалто. Однако он обращается к природным формам не только как к контексту, но и как к образцам структурной организации и связей со средой. Их он обнаруживает на системном уровне, где налицо определенное единство всех целостных объектов, как природных, так и созданных человеком. Поэтому его произведения не имеют ничего общего с имитацией природных образцов. Общий вид фасада городской библиотеки в г. Тампере

Сегодня в Финляндии органическая архитектура представлена творчеством Рейма Пиетиля, который не считает себя прямым последователем Алвара Аалто. Однако его обращение к природе, безусловно, спровоцировано мыслями его идейных предшествен ников. Он считает, что архитектура должна определяться микрогеографией, климатическими особенностями, материальными ресурсами данной местности. Это, по его мнению, гуманизирует замысел. В то же время его творчество находится под несомненным влиянием мастеров других направлений, которые разделяли принципы органического развития архитектурных форм. К ним можно отнести, в первую очередь, экспрессионистов Бруно Таута и Хуго Херинга.

Наиболее важный аспект деятельности Рейма Пиетиля связан со взглядом на природу как на определенный контекст, и на знания как на элементы, которые должны стать его продолжением. Такое отношение к природе основано у него на философии, которую он называет “экологической семантикой”. Следуя за Райтом, Пиетиля считает, что учет экологических факторов, а также их выражение в архитектурных формах, может привести к исчезновению противоречий между зданиями и природой

Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми

Фрагменты фасада и интерьер вестибюля словно соединяются в мотивах чередований бетона и каменных глыб. Рваный гранит «забирается» на цоколь здания, поддерживает железобетонные перемычки оконных и дверных проемов, вплетается в монолитный железобетон опор и ограждений. Здание, которое вначале шокировало как образец дерзости, стало одним из выдающихся памятников не только финской, но и мировой архитектуры. И главная ценность Диполи в том, что его архитектура - плоть от плоти финского национального пейзажа - гимн финской природе.

6.Интернациональная архитектура

В конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции . Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком , в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке :

Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.

Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения.

Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял, создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран.

Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке.

Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность » и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе - мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры - её модульность , ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).

Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.

Родственные концепции

  • В СССР единомышленниками в области архитектуры и градостроительства японских метаболистов фактически являлись участники проектной группы «НЭР» - А.Гутнов , И.Лежава, И.Смоляр и др.

В отличие от идей японских коллег, концепции вышеназванных групп в реальном проектировании успеха не имели.

Источники