Метаболизм – это рационалистическое направление в архитектуре, приверженцы которого считали, что архитектура и градостроительство должны основываться не на неизменных концепциях функции и формы, а на представлениях о процессе развития системы и об изменяемом пространстве. Пришел на смену функционализму. Отталкиваясь от идеи постоянного обновления общества, метаболисты предложили сочетание двух структур: стабильной конструктивной основы, подобной древесному стволу, и системы ячеек, способных перемещаться и заменяться. Метаболизм возник в Японии в 1960-е годы и оказал влияние на мировую практику. Новым стал подход к архитектуре как к постоянно изменяющемуся и развивающемуся процессу, который сходен с ростом биоорганизмов, который не создает законченных во времени структур. Для теоретиков метаболизма главной стала идея постоянного изменения архитектурной композиции, ее незавершенность. При этом они выделяли стабильные элементы структуры: структурный каркас, транспортные узлы и коммуникации. В 1960-е годы метаболизм становится ведущим направлением в японской архитектуре.
Рис1)Кисё Курокава – Башня-Капсула в Токио (Nakagin Capsule Tower) – жилой многоквартирный дом. (рис2) арх. Кензо Тангэ – Центр коммуникаций в г. Кофу (1962-1967). Идея открытости проектируемого объекта к возможным изменениям в будущем и к взаимодействию с окружающей средой. (рис3) Префектура в Яманаси в Кофу, арх. К. Тангэ
БИЛЕТ 33 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА 1920-30 ГОДОВ
Основное направление – модернизм, которое включает в себя:
функционализм - направление в архитектуре требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице).
Наиболее полное выражение идеи функционализма нашли в постройках «Баухауза»
Здание «Баухауза» в Дессау, арх. Вальтер Гропиус, 1926г. Архитекторы, работавшие в определенный период творчества в стиле функционализма: -Гропиус (обувная фабрика «Фагус», Баухауз в Дессау, «Образцовая фабрика» для выставки – здесь круглые застеклённые башни лестниц) - Аалто (Туберкулезный Санаторий начало 30 гг, Библиотека в Выборге, Городской центр в Сяюнатсало), Ханнес Майер(ортодоксальный функционалист, был в одно время директором Баухауза).
Интернациональный стиль – наиболее яркие представители это Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ . Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Корбюзье сформулировал принципы новой архитектуры 20-30 гг: 1) дом на столбах; 2) сад на плоской крыше; 3) свободный план; 4) горизонтально протяженные окна; 5) свободная композиция фасада. Вилла «Савой», арх. Ле Корбюзье, Франция(РИС2). Общежитие швейцарских студентов в Париже, 1933. Ле Корбюзье(РИС3) . павильон Германии на выставке в Барселоне(РИС4) – знаковая постройка Миса. По Мису, архитектура – это нейтральная рама, которая оформляет жизнь людей.Вилла в Брно (Чехия) – 1930г. Арх. Мис ван дер Роэ(РИС5). В вилле не было произведений живописи, и эффект декоративности создавался за счёт материалов с природной текстурой.
Экспрессионизм - Экспрессионизм как архитектурный стиль возник в 1920-30е гг. как ветвь общего течения экспрессионизма в искусстве. Суть – поиски выражения эмоционального состояния, реакции на социальную действительность. Экспрессионизм является противоположностью функционализма. башня Эйнштейна в Потсдаме(РИС6) (1920-1921), арх. Мендельсон. дом Моссе в Берлине(РИС7) . Арх. Менделсон
Органическая архитектура – Ф.Л. Райт, Аалто. В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. «Дом над водопадом», 1935г, арх. Ф. Ллойд Райт(РИС8).
Метаболи́зм (фр. métabolisme от греч. μεταβολή - «превращение, изменение») - течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.
Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке:
Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.
Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения.
Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял, создавая эту теорию. В понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.
Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность» и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе - мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры - её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).
Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.
5.Органическая архитектура.
Во все времена архитектуре была свойственна двойственность. С одной стороны, она была органической, ибо следовала законам природы, с другой стороны - искусственной, так как соответствовала идеалам, завещанным Эвклидом.
Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии, динамические, неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью, следствие здравого смысла. А формы неорганической архитектуры основаны на геометрии, правильные. Они - следствие совершенных пропорций, золотого сечения и абсолютной красоты, результат образования. Вместе с тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм, который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы. В противоположность этому любая форма неорганической архитектуры похожа на механизм, все элементы которого расположены в соответствии с классическим ордером и незыблемым законом данной системы.
Сам термин “органический” применяется преимущественно в трех значениях. В первом “органический”обозначает “следующий природе своего назначения и материалов”. При этом под назначением понимают не только практические, но и духовные потребности людей. Второе и наиболее характерное значение термина “органический” означает “подчиненный условиям природного ландшафта”, то есть климатическим условиям среды и совокупности ее эстетических качеств. Третье значение понятия “органический” - “следующий природным формам как образцам”. Такую интерпретацию термина принимают далеко не все
«Solar Hemicycle» - «Солнечный полукруг» - дом для Герберта Якобса, Миддлтон, Висконсин, 1944-1948.
Для создания проекта в северном климате Райт придумал план, который назвал «Solar Hemicycle» («Солнечный полукруг»). Здание спланировано в форме полукруга, северная стена которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная стена скомпонована из окон двухслойного стекла и дверей, чтобы солнечное тепло могло проникать в дом даже зимой. Южный козырек спроектирован таким образом, что летом на стекла падает тень, а в зимнее время солнечный свет попадает прямо в окна, даря желанное тепло. Это одной из преимуществ такой формы здания. Балкон, соединяющий спальни, подвешен под потолком и держится на стропилах, спускающихся вниз через два этажа и закрепленных в полу балками. Таким образом, пространство первого этажа совершенно свободно от каких-либо форм опор,поддерживающих верхний этаж.
Один из главных представителей органической архитектуры Ф. Л. Райт решительно отвергает "архитектуру- дизайн", способную “переехать в любое место”. В одной беседе об архитектуре он сказал: "… Каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от нее. Мы надеемся, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом - не фургон…”. Он постоянно подчеркивает необходимость связи с землей: земля уже имеет форму. Почему бы ни начать сразу с того, чтобы принять ее? Почему бы ни принять дар природы? Поэтому архитектор не приемлет Эвклидовой геометрии, коробчатости: “Большинство новых “современных” домов выглядят так, как будто их части вырезаны ножницами из картона, после чего куски картона сложены и согнуты под прямым углом, а местами, для разнообразия, с кривыми картонными поверхностями... Эти постройки последнего времени - плохо исполненные продукты поверхностной эстетики “плоскости и массы”…
Западный Тейлизин, Скоттдейл, Аризона, 1937-1938.
Еще с момента своего первого длительного пребывания в Аризоне в 1927 году, Райт опасался возвращения в пустынные земли Соноран и прощания с привычно холодными зимами Висконсина. Тем не менее, в 1937 году он с женой отправился на поиски земли под свои новые архитектурные шедевры в направлении городка Феникс. Напротив горного хребта МакДауэлл, что севернее Феникса, они и обнаружили то, что искали. Именно эти земли Райт охарактеризовал не иначе как «край земли». Новые дизайнерские идеи рождались у архитектора с небывалой быстротой. В то время как Райт работал над созданием проекта комплекса сооружений, все условия для его воплощения уже были предоставлены окружающей природой. Камень, песок, территория, деревянные балки уже ждали своего часа.Структура кровли - наклонные балки из красного дерева с закрепленной между ними белой парусиной - уже использовалась Райтом десятью годами ранее в Окотилло, и это упрощало задачу. Последний штрих был внесен добавлением в проект стекла и стали. Он и сделал здание временного характера долговечным, иногда – в ущерб другим связям со средой.
Безусловно, один из самых значительных представителей органической архитектуры - финский архитектор Алвар Аалто. Однако он обращается к природным формам не только как к контексту, но и как к образцам структурной организации и связей со средой. Их он обнаруживает на системном уровне, где налицо определенное единство всех целостных объектов, как природных, так и созданных человеком. Поэтому его произведения не имеют ничего общего с имитацией природных образцов. Общий вид фасада городской библиотеки в г. Тампере
Сегодня в Финляндии органическая архитектура представлена творчеством Рейма Пиетиля, который не считает себя прямым последователем Алвара Аалто. Однако его обращение к природе, безусловно, спровоцировано мыслями его идейных предшествен ников. Он считает, что архитектура должна определяться микрогеографией, климатическими особенностями, материальными ресурсами данной местности. Это, по его мнению, гуманизирует замысел. В то же время его творчество находится под несомненным влиянием мастеров других направлений, которые разделяли принципы органического развития архитектурных форм. К ним можно отнести, в первую очередь, экспрессионистов Бруно Таута и Хуго Херинга.
Наиболее важный аспект деятельности Рейма Пиетиля связан со взглядом на природу как на определенный контекст, и на знания как на элементы, которые должны стать его продолжением. Такое отношение к природе основано у него на философии, которую он называет “экологической семантикой”. Следуя за Райтом, Пиетиля считает, что учет экологических факторов, а также их выражение в архитектурных формах, может привести к исчезновению противоречий между зданиями и природой
Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми
Фрагменты фасада и интерьер вестибюля словно соединяются в мотивах чередований бетона и каменных глыб. Рваный гранит «забирается» на цоколь здания, поддерживает железобетонные перемычки оконных и дверных проемов, вплетается в монолитный железобетон опор и ограждений. Здание, которое вначале шокировало как образец дерзости, стало одним из выдающихся памятников не только финской, но и мировой архитектуры. И главная ценность Диполи в том, что его архитектура - плоть от плоти финского национального пейзажа - гимн финской природе.
6.Интернациональная архитектура
В конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции . Метаболизм не сто́ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком , в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.
Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке :
Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.
Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения. Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял, создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир. Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран. Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке. |
Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность » и открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство (иначе - мезопространство), которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается вре́менная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры - её модульность , ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин» (Nakagin Capsule Tower) (архитектор К. Курокава).
Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта.
Родственные концепции
- В СССР единомышленниками в области архитектуры и градостроительства японских метаболистов фактически являлись участники проектной группы «НЭР» - А.Гутнов , И.Лежава, И.Смоляр и др.
- В Великобритании - проектная группа «Аркигрэм » (англ. Archigram ).
В отличие от идей японских коллег, концепции вышеназванных групп в реальном проектировании успеха не имели.
Источники
Архитектурный модернизм | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ар-деко (1925–1939) Ар-нуво (1890–1905) Арт-модерн (1926-1950-е) Баухаус (1919–1933) Био-тек (1920-е-1960-е) Блобитектура (1960-е-) Брутализм (1950-е-1980-е) Гуги (1940-е-1960-е) De Stijl (1917-1931) Деконструктивизм (1980-е-) Интернациональный стиль (1920-е-1960-е) Конструктивизм (1920-1932) Критический регионализм Метаболизм (1950-е-) Модерн mid-century (1940-е-1960-е) Модернизм (1888-1911) Неомодерн (1990-е-) Новый объективизм (1922-1933) Органическая архитектура (1920-е-) Постконструктивизм (1930-е-) Постмодернизм (1960-е-) Сталинская архитектура (1930-е-1950-е) Структурализм (1959-) Школа прерий (1890-е-1920-е) Экспрессионизм (1910-) Архитектура фашизма (1920-е-1930-е) Функционализм (1920-е-1970-е) Футуристическая архитектура (1920-) Хай-тек (1970-е-) Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое "Метаболизм (архитектура)" в других словарях:Метаболизм: Метаболизм (биология) обмен веществ и энергии в живых организмах. Метаболизм (архитектура) направление в архитектуре, зародившееся в Японии … Википедия метаболизм - Концепция, возникшая в японской архитектуре в 50 х гг. XX века, использующая биологические закономерности развития живого организма: зарождение (анаболизм) и распад (катаболизм), придающая особое значение структурным связям между элементами… … Справочник технического переводчика – (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в. , пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг. Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства». Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид (сравн. необрутализм; новый экспрессионизм; органическая архитектура; футурологическое проектирование). Метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В 90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хай-тека. Саратовский Государственный Технический Университет им. Ю.А.Гагарина Обзор по эстетике архитектуры и дизайна Эстетика метаболизма в архитектуре Японии Работу выполнил студент Введение.
4 ВВЕДЕНИЕ МЕТАБОЛИЗМ - направление в архитектуре и градостроительстве, развивающееся с 1960-х гг. (японские архитекторы Кэндзо Тангэ, Киенори Кикутакэ и др.). Стремясь преодолеть кризис современных городов, метаболизм выдвигает принцип динамической изменчивости, органического роста как систем расселения, так и архитектурных ансамблей и сооружений, сочетания долговременных структур с недолговечными заменяемыми элементами (проекты "плавающего города", "города-башни", "капсульного дома"). Метаболисты предлагали
смотреть на архитектуру как на живой
организм. Развитие архитектуры они
уподобили процессам саморазвивающегося
органического мира с его последовательно
сменяющими друг друга циклами. Элементы
городского организма, на их взгляд, могут переживать процессы,
аналогичные тем, которые происходят в
живой природе, т. е. рождение, созревание,
старение, смерть и перерождение. Метаболизм - течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма и коэволюции. Метаболизм не стоит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования. Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке: Башня «Накагин», архитектор К. Курокава« Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации. Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения. Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял,создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир. Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран. Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке. » Особенностями архитектурного языка метаболистов стали незавершенность, «недосказанность», открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное пространство, которое согласно теории метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой и окружающим хаосом изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта. В структуре как отдельных зданий, так и их комплексов и даже целых городов, разработанных под влиянием идей метаболизма, всегда чётко прослеживается временная и постоянная составляющие. Ещё один признак такой архитектуры - её модульность, ячеистость, нагляднее всего иллюстрируемый на примере башни «Накагин». Следует, однако, заметить, что алгоритмы, заложенные в проектах метаболистов, на практике не всегда воспроизводятся и срабатывают должным образом. Тем не менее, эти заранее разработанные «сценарии» жизни зданий и городов играют существенную роль в обосновании проектных решений, а их наглядное представление в виде видеороликов и т.п. служит эффектным дополнением к архитектурной визуализации проекта. Вопросу национальной самоидентификации
архитектуры в настоящее время
во всем мире, в том числе и
у нас в стране, не случайно уделяется
повышенное внимание. Эпоха глобализации
грозит стереть границы не только
между национальными архитектур ами, но и между национальными
культурами в целом, что вряд ли можно
рассматривать как перспективу, к которой
стремится человечество. Так что поиски
путей сохранения особенного в архитектуре
различных стран и регионов становятся
сегодня все более актуальными. Нельзя сказать, что современная архитектура
России является примером удачного решения
«национального вопроса». Наоборот, несмотря
на обилие «башенок» и других как бы национальных
декоративных признаков в той же московской
архитектуре, нынешняя российская архитектура
скорее интернациональна, с поправкой
на более низкое качество строительства
и применяемых конструктивных и инженерных
решений по сравнению с Западом, чем национальна,
и очень часто оказывает разрушительное
влияние на среду тех населенных мест,
особенно исторических, в которых она
формируется. В связи с этим безусловно имеет смысл
пристально посмотреть на архитектуру
тех стран, где применение самых современных
методов строительства, конструктивных
и инженерных систем и очевидное знакомство
со всеми актуальными тенденциями в развитии
мировой архитектуры не мешает сохранять
и приумножать собственные национальные
особенности в архитектуре. О современной японской архитектуре
как феномене в общемировой архитектуре
можно говорить с относительно недавнего
времени, со времени окончания Второй
мировой войны. До этого она представляла
собой практически изолированное явление,
не имеющее сколько нибудь существенных
точек соприкосновения с западной архитектурой.
То есть становление современной японской
архитектуры пришлось на период широкого
и весьма «агрессивного» распространения
«интернационального стиля» в мировой
архитектуре, что вместе с фактической
оккупацией страны американцами позволяло
ожидать безоговорочного принятия этого
стиля как образца для подражания при
поиске новых путей развития архитектуры
собственной. Однако модернизация
японской архитектуры, как и культуры
в целом, стала происходить совсем
по другому сценарию. Вероятно, не последнюю
роль в этом сыграло вполне понятное
желание японцев сохранить, несмотря
на поражение в войне и крушение имперских амбиций, свое
национальное достоинство и самоидентификацию.
Что нашло свое отражение и в архитектуре,
как одной из важнейших
частей культурного самосознания. 7 Экспозиционный объект на Всемирной выставке в Осаке, арх. К. Куракава, 1970 г. 8 - 8 Жилой многоквартирный дом в Токио, арх. К. Куракава, 1972 г. Вместо прямого копирования западных
образцов, японские архитекторы нашли
пути сочетания заимствованных передовых
для своего времени западных строительных
технологий (очень скоро сами став на позиции
лидеров в области строительной индустрии)
с вековыми традициями в отношении к формированию
пространства, во взаимодействии архитектуры
с природой, в отношении к историческому
и культурному наследию и в отношении
к расходованию наличествующих (как правило,
скудных) ресурсов, что с первых шагов
современной японской архитектуры позволило
говорить о ее «не общем лице» в ряду архитектур
других стран, называемом в архитектурных
исследованиях «регионализмом». 12 Административное здание в Токио, арх. К. Куракава, 1989 г. Одним из первых японских архитекторов, получивших международное признание, был Кендзо Танге. Его дебютной постройкой стал Мемориальный комплекс мира в Хиросиме (1949-1956 гг.), посвященный памяти жертв атомной бомбардировки этого города американцами. Другая характерная для Танге ранняя постройка – его собственный жилой дом (1952-1953 гг.), который представлял собой фактически переосмысление традиционного японского жилища с его кратностью единому модулю – татами и перетекающими пространствами, разделенными легкими трансформирующимися перегородками, в современных материалах. Всемирную известность архитектору принес проект Олимпийского спортивного комплекса Йойоги в Токио (1961-1964 гг.). В этом комплексе, построенном для проведения XVIII летних Олимпийских игр, К. Танге продемонстрировал умение сочетания монументальной простоты, характерной для традиционной японской архитектуры, с самыми современными для того времени конструкциями – вантами, которые поддерживают перекрытия всех сооружений комплекса. Также принципы размещения объектов по территории парка Йойоги явно наследуют приемы, характерные для исторических японских храмовых комплексов. Вообще, К. Танге был выдающимся знатоком не только истории, но и философии исторической японской храмовой архитектуры. По этой тематике он опубликовал многочисленные эссе, часть которых вошла и в посвященную архитектору монографию, вышедшую в СССР в 1976 г. Что было делом крайне необычным, почти исключительным, так как публикация монографий о зарубежных архитекторах в СССР была большой редкостью. В этом можно увидеть объективную невозможность замолчать гений архитектора и интереснейший феномен быстро развивающейся современной японской архитектуры в том числе и у нас в стране, не говоря уже о странах Запада, где К. Танге с начала шестидесятых годов прошлого века стал одним из самых публикуемых архитекторов, а интерес к японской архитектуре только растет с каждым годом. Философия архитектуры исторических синтоистских японских храмовых комплексов, в частности, характерное для них единство искусственной и природной среды и открытость к дальнейшему развитию, к трансформациям, стала важнейшей составляющей частью философии К. Танге как архитектора, что нашло свое отражение в формировании им вместе с другими японскими архитекторами особого, чисто японского направления в архитектуре и градостроительстве - «метаболизма». Своеобразным манифестом метаболизма можно считать построенный по проекту К. Танге Центр коммуникаций в г. Кофу (1962-1967 гг.). Если повсеместно распространенная в это время во всем мире «интернациональная архитектура» оперировала своего рода «идеальными» объектами, замкнутыми в себе и противостоящими окружению и быстро текущему времени, то Центр в Кофу как бы принципиально незакончен и демонстрирует интенцию к дальнейшему изменению как с учетом изменения окружающей среды, так и собственной программы. Эти же идеи – открытость проектируемого объекта к взаимодействию с окружающей средой и к возможным изменениям в будущем нашли свое отражение и в одном из наиболее масштабных градостроительных проектов К. Танге – проекте реконструкции Токио с активным выходом города в акваторию Токийского залива (1960 г.). Идеи метаболизма оказали большое влияние и на все последущие поколения японских архитекторов, которые, возможно, не продолжали их в прямую, но всегда уделяли и продолжают уделять повышенное внимание вопросам взаимодействия проектируемых объектов с окружающей средой (природной и антропогенной) и их гибкости, способствующей адаптации к возможным изменениям как окружения, так и собственной программы. Нельзя не остановиться на особенном отношении японских архитекторов к природе, что также имеет глубокие национальные корни в синтоизме. Естественная природа никогда не объект конфронтации, что в известной степени характерно для европейской (за исключением, пожалуй, скандинавской) архитектурной традиции, а, наоборот, источник особого вида духовной и эстетической гармонии. В результате либо сами архитектурные объекты становятся частью естественного природного окружения, либо включают бережно сохраняемые и культивируемые природные элементы в интерьер и экстерьер зданий. Исключительное внимание архитекторы
в Японии уделяют выбору строительных
материалов и разработке деталей зданий
и благоустройства. Широко применяются
природные материалы – камень и дерево,
в том числе бамбук, а железобетон обрабатывается
так, чтобы фактура его поверхностей также
напоминала бы природный строительный
материал. Опыт развития послевоенной японской архитектуры убедительно показывает, что сохранение национальных традиций в архитектуре возможно и в условиях всеобщей глобализации. И в основе этого «национализма» в архитектуре должно лежать не копирование внешних форм исторической национальной архитектуры, а следование философии национальной архитектурной традиции, что гораздо более сложно и требует от архитекторов не просто знания истории архитектуры своей страны, а умения мыслить и чувствовать в русле национальной культурной традиции, умения разговаривать на языке собственной страны, осознавая всю глубину его исторического развития. Кендзо Тангэ. Традиционный футуризм. Едва ли не известнейшим именем в японской архитектуре является Кензо Тангэ. Кензо Тангэ родился в 1913 в Осаке. Среди людей, оказавших на него наибольшее влияние, Тангэ-сан называл Ле Корбюзье и Микеланджело. Однако в его творчестве через нарочитую футуристичность проглядывает влияние традиционной японской архитектуры. В творчестве Тангэ очень часто урбанист брал верх над архитектором. Мастеру было гораздо интереснее создавать архитектурные ансамбли и изменять окружающую среду, чем строить отдельные здания. Проектируя здания, Тангэ держал в уме не только то, как они будут выглядеть в глазах прохожего или посетителя, но и встраивал их в окружающий ландшафт. Например, построенный мастером Токийский Кафедральный собор, напоминает о своем религиозном предназначении только с высоты птичьего полета. С неба силуэт здания напоминает крест. То же двойственное восприятие отличает и Олимпийский стадион, спроектированный мастером Тангэ в 1964 году. От внимания наблюдателей часто ускользает тот факт, что стадион находится на участке, вплотную примыкающем к крупнейшему историческому парку Токио - Йойоги. И вся атмосфера этого японского парка с храмом в центре плавно и незаметно перетекает в футуристический ансамбль Танге. И не взирая на внешний футуризм и нарочитый модернизм, вся среда вокруг спортивных залов сохраняет дух и характер типичного японского сада, с его композициями из камня, с его культом отдельных деревьев и кустов. В творчестве Тангэ постоянно реализуется принцип, когда архитектура становится элементом искусственной природы. И в этом одна из особенностей современной японской архитектуры, созданной Кензо Тангэ. Невозможно представить многие из его произведений вне Японии. В творчестве Тангэ чётко прослеживается двойственность, так характерная для японской культуры вообще. Способность к ассимиляции европейского художественного и культурного опыта и преломлению его через японские традиции и созерцательность. Весьма удачным примером такого союза европейской идеи и японского воплощения можно считать здание Токийской Мэрии. Это целый комплекс из трех зданий в токийском районе небоскребов Синдзюку. Основное здание с двумя башнями (высота 243 метра) своим силуэтом напоминает футуристический готический собор. Вообще многие создания мастера выглядят, как будто сошли с экрана фантастического фильма, рассказывающего о жизни внеземных цивилизаций. Человек, впервые попавший в Токио, не может оставить без внимания здание Фудзи ТВ. Огромное здание очень легкой конструкции, издалека напоминает космический корабль. Расположена штаб-квартира одной из крупнейших японских телекомпаний также в знаковом месте. На Одайба. Одайба – искусственно созданный остров в Токийском заливе. В то время как мегаполис задыхался от нехватки свободной земли, на градостроительном совете было принято решение создать несколько искусственных островов в заливе. Одайба и Теннозу – самые известные из таких островов. Творческим кредо Кензо Танге было достижение гармонии между природой и искусственной средой, к которой он стремился во всех своих работах. Так, в здании Токийской мэрии, даже вид со смотровых площадок Северной и Южной башни располагает к созерцательности. С 43-го этажа открывается потрясающий вид на город, невдалеке ковром расстилается парк Йойоги (один из крупнейших городских парков Японии), а в хорошую погоду (обычно осенью и зимой) видно гору Фудзи. Конечно, при строительстве этого ансамбля в 1981 году, мастер не забывал встроить в архитектурный ландшафт весь этот набор архетипичных японских символов. Здания Кензо Тангэ настолько органично вписаны в окружающий ландшафт, что иногда воспринимаются как часть природы, а не как произведение человеческого гения. Своеобразное обращение к семантическим знакам национальной культуры отчасти заметно в здании штаб-квартиры школы икебана Согэцу в Токио (1956 г.), где сама композиция здания вызывает ассоциации с минималистичностью искусства составления букетов. Одна стеклянная стена здания асимметрично выступает над другой, а интерьеры внутри напоминают пространство традиционного японского дома. Пространство это полностью выражает значение и роль личности в японской культуре. Интерьер дома с помощью внутренних перегородок - фусума легко может быть разделен на отдельные помещения, которые можно использовать по-разному в зависимости от ситуации. Но он (интерьер) всегда лишен стабильных замкнутых ячеек, где человек мог бы ощутить себя изолированным от других. Даже глава семьи никогда не имел собственного обособленного помещения. Структура дома, ориентированного на природные ритмы, не предусматривает личностных интересов его обитателей. Иначе говоря, в традиционном доме не было личностного пространства, что соответствовало самоощущению человека лишь как органичной части вселенной. Идея традиционного дома в ее знаковой функции чрезвычайно важна для японского архитектора и не исчезает даже при всей своей конфликтности с принципами современного градостроительства. В начале 70-х годов
образовалось движение группы японских
архитекторов, называющих себя «метаболистами». Отрывок из книги Танге
«This is Japan»(1965): Кендзо Танге. «Пространственный
город и искусственная земля» Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться в Facebook
Читайте также
Наверх
|