Презентация на тему: "что такое текст? все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. и до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами."

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели - и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Ёлочки листьями украсились.

Папоротники под листьями пригрелись.

Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

ШВЕЙНЯ

Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки - на валенки. Задумались звери: где шубу достать? А Лисица тут как тут:

Ко мне, ко мне, желанные, торопитесь. У меня швейня "Семь шкур". На всех угожу!

Первым прискакал Заяц:

Поторопись, Лиса, снег со дня на день того и гляди, а я в летней безрукавке. Зуб на зуб не попадёт, да не от холода, а от страха: хорош я буду в тёмном-то на белом снегу! Можешь ты мне раздобыть шубку защитную - беленькую, как снежок?

Это мне что хвостом вильнуть! - отвечает Лиса. - Только вот мерку сниму, скачи ко мне ближе…

Какую ещё мерку? - насторожился Заяц. - А ты на глазок.

Без мерки не могу, - отвечает Лиса. - Глазам я не верю, мне надо пощупать. Кто следующий?

Белка на ёлке стрекочет:

Мне, Лиса, сделай шубку на беличьем меху, тёплую, зимнюю. И хвостик чтоб попушистей, да на ушки кисточки не забудь, да на грудку белый передничек. Моя-то летняя рыжая пообносилась. Зябну…

Фу-ты, ну-ты, франтиха какая! - проворковала Лиса. - Кисточки ей, хвостик, передничек… И кому на тебя в лесу-то смотреть? Ну да ладно, слезай с ёлки, мерку снимать буду.

А без примерки разве нельзя? - испугалась Белка.

Без примерки я только Ежу делаю: иголок натыкаю, и готово. Есть там ещё кто?

Из воды высунулась Выдра:

Мне, Лиса, нужна шуба тёплая и непромокаемая, из водоотталкивающей шерсти. Я ведь и зимой в воде-сырости, мне в шубе и нырять и плавать!

Могу и непромокаемую, - обещает Лиса. - Я всё могу! Вылезай на берег, мерку с тебя сниму.

Только мерку снимешь?

А что же ещё?

Мне бы лучше без мерки… - упирается Выдра.

И чего это вы все недотроги такие? - не понимает Лиса. - Или вы щекотки боитесь? Видали на мне лисью шубу - какая работа! Пушнина, мягкое золото! Охотники прямо глаз с неё не сводят. А всё потому, что по мерке. И медвежью шубу шила, и волчью доху - нахвалиться не могут!

Так-то оно так… - жмутся звери. - Да мы-то не волки и не медведи. Как бы в твоих "Семи шкурах" свою последнюю не потерять. Вместе с меркой-то, гляди, и голову снимешь. Лучше уж мы, Лиса, без твоей помощи обойдёмся, сами выменяем майку на телогрейку.

И разбежались во все стороны. Лиса только зубами щёлкнула.

СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил травы.

Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.

Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.

Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!

Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.

А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!

ФАЗАНИЙ БУКЕТ

Фазана я подстрелил ещё осенью. Нагнулся, чтоб взять его, и не мог. Руку боюсь обжечь! Перо горит: медью, бронзой, пурпуром!

Жар-птица, да и только.

Моя дочка-первоклассница подняла фазана за крыло и говорит:

Ой, папа, что ты наделал!

А я уж и сам не рад.

Фазана не оживишь, - говорю дочке, - пусть он хоть науке послужит! Давай запишем его размеры и окраску и посмотрим, чем он питается?

Зоб у фазана был туго набит насекомыми, ягодами и семенами. Всё это я разложил на отдельные кучки и стал смотреть, чем питается фазан осенью. Насекомых я определил быстро. Были там кузнечики, кобылки и муравьи. Ягоды тоже узнать было нетрудно - одна лиловая ежевика. А вот семена - беда! Попробуй-ка определи, от каких они растений!

Жаль было, но пришлось семена ссыпать в спичечный коробок и положить на стол. Написал я на коробке "семена" и оставил до лучших времён. Может, найдётся специалист, определит.

Прошла зима. Только к весне вспомнил я про коробок с семенами. Открыл коробок - пусто!

Спрашиваю дочку:

Ты взяла семена?

Валежник собираешь - оно скрипит, рогульки для котелка вырубаешь - скрипит, лапник стелешь - всё скрипит, скрипит…

И за треском костра слышен скрип, и за бульканьем чая. Сквозь дремоту, всю ночь - скрип да скрип.

К утру уже знаешь, почему скрипит.

То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями, одно другое отталкивает, отпихивает - вот и скрипит. Бывает, ветер повалит одно другому на плечи - тоже оба скрипят.

Иное на вид живо-здорово, да сердцевина трухлява: чуть ветерок - скрипит. А то снег зимой в дугу скрючит - за всё лето распрямиться не может. Стоит гнутое, голова лохматая в землю уткнута, - тоже скрипит.

Наслушался я по лесам скрипа. Ни рощи нет, ни бора и ни дубравы, где бы дерево не скрипело. И каждое по-особому. И каждое о своём…

Тип урока: Развитие речи.

Цели:

Структура урока:

  1. Интрига.
  2. Контрольно-подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».
  3. Движение темы.
  4. Осмысление результатов работы.

Ход урока

I. Интрига.

Вступительное слово учителя.

Ребята, надеюсь, что вы с большим интересом ждете уроков развития речи, уроков, на которых мы учимся мыслить и говорить. Сегодня мы поработаем с небольшим рассказом Николая Сладкова – человека, страстно влюбленного в природу. Мы увидим, как развивается сюжет, как художник слова ведет читателя по неизведанным тропам к раскрытию великих тайн природы. Не просты эти дороги. Сегодня мы отправимся в этот трудный путь. Многое объяснит любознательным исследователям и любителям красоты природы рассказ-зарисовка «Золотой дождь».

II. Контрольно-подготовительный этап «Повтор с расширением знаний».

Учитель. Прежде чем приступить к работе над текстом, необходимо повторить пройденный материал, т. е. повторить то, что уже знаем о языке и речи. Попробуем сделать выводы из проделанной ранее работы и ответить на вопросы:

– Зачем человеку нужен язык? (Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания).

– Есть ли разница между языком и речью?

– В чем смысл изучения языка?

– Какие формы речи вы знаете?

– На какие типы речи разделяется монологическая речь?

– Что имеет в виду каждый тип речи?

– Что, по-вашему, называется темой текста? (События, явления, характеры, взятые писателем из жизни и описанные правдиво или в форме сказочного, аллегорического сюжета).

– Что называется идеей произведения? (Идея – это мысль, выраженная словами)

III. Движение темы.

1. Чтение текста.

(Текст размножен для каждого ученика).

Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли.
Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг полетит – закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломиться в ветви, хлынет сверкающий водопад.
По колено в листьях деревья стоят.
Елочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались.
Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Листья летят, качаются и бегут.
Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.

Учитель. Нет сомнений, что перед нами текст, и все же по каким условиям мы это узнали? Предполагаемый ответ.

Прежде всего, потому, что это законченное высказывание. В нем есть изложение событий и конец. Все вместе это единое целое. Отвечает и второму условию текста: все предложения в нем связаны грамматически и по смыслу. Зарисовка повествовательный текст: в ней говорится о действиях, которые идут друг за другом.

Словарная работа.

Повествование – повествовать, весть, известие, извещение, вещунья .

2. Задание.

  • Выписать из первого абзаца слова с безударным гласным в корне и написать рядом проверочные.
  • Выписать глаголы 1 и 2 спряжения по два на каждое.
  • Выписать существительное с предлогом и доказать раздельное написание.

Учитель. Ребята, какова же тема этого рассказа? Отвечая на этот вопрос ошибиться нетрудно. Легче всего сказать: «Золотой дождь» – таково название рассказа, такова и тема его».
Прочитаем в «Школьном толковом словаре» словарные статьи, посвященные слову «Золотой».

Золотой, – ая, ое.

  1. см. золото.
  2. в знач. сущ. золотой, - ого, м. Монета из золота, червонец.
  3. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотые кудри. Золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья).

А теперь подумаем, какова же основная мысль этого текста? Совсем не просто сразу понять главную мысль произведения, которая вытекает из многих деталей сюжета, чтобы выразить ее, мы должны выявить мысль автора, как видит он это уникальное время года – осень, и вернуться к некоторым деталям, которые мы, может, упустили.

Итак, в любом произведении есть:

  • второстепенные, побочные мысли;
  • главная идея, которую хочет донести до читателя автор.

Учитель. Я назову некоторые мысли, а вы подумайте, какая из них главная, а какая второстепенная.

  1. Хорошо бродить по извилистой тропинке осеннего леса, и слушать, как под ногами шуршат листья.
  2. И все-таки грустно, что наступила осень. Вскоре деревья лишаться своего пышного убранства.
  3. Медленно кружатся в воздухе листья. Интересно наблюдать за листопадом и ощущать радость от осенней красоты, несущей в мир.
  4. Трава пожелтела и наклонилась к земле, только золотые листья радуют глаз.

Учитель. Итак, запишем движение сюжета: от «листья летом пропитались солнцем» – к «налились, отяжелели и потекли». От «полетели, запрыгали и понеслись» – к «зашумел в лесу золотой дождь».

Основная мысль рассказа – не в том, как лес лишается своего нарядного убранства, а в человеческом удовлетворении, ощущать радость от волшебной красоты осени, что в такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле.

Учитель. Ребята, если тема «золотой дождь», то писателю нужно было показать, какие изменения произошли в природе. Как изменил листопад лес? (По колено в листьях деревья, елочки украсились, папоротники пригрелись, грибы спрятались). А вы когда-нибудь наблюдали за листопадом? (Ребята делятся своими наблюдениями и впечатлениями).

Для передачи своего впечатления писатель прибегнул к художественным средствам выразительности эпитетам, сравнению, метафоре, олицетворению.

Запись.

  • Эпитет – образное, красочное определение предмета или действия.
  • Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (лица).
  • Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства (скрытое сравнение).
  • Сравнение – сопоставление двух предметов, присоединяемое союзами как, точно, словно, как будто и другие; помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.
  • Сравнение – это художественный прием изобразительности и выразительности нашей речи.

А теперь еще раз внимательно перечитаем текст и найдем средства художественной выразительности. Какой цели они служат?

(Составление таблицы с помощью учителя)

Тропы Примеры выразительных средств Какой цели они служат
Сравнение Листья как солнышки Здесь уподобление листьев солнышку основано на сходстве цвета.
Метафора Листья – ладошки и щечки Сходство округлой формы листьев и щечек и ладошек у детей;
сопоставление листьев со спинками и животиками вызывает в памяти загорающих на солнышке детишек.
Эпитеты Багряные, золотые Красивые, нарядные;
помогают автору выделить предмет, сделать его не похожим на другие.
Метафора Налились, отяжелели – и потекли Метафорические глаголы, вызывающие в памяти образ расплавленного, текущего металла: меди, золота.

Учитель. Ребята, понравился ли вам язык Н. Сладкова? Чем? (Красочностью, образностью, нестандартностью, мастерским владением фантазией).

IV. Подытожим урок.

Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова и огромную любовь к родной природе.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Н.Сладков Н.Сладков












Средства грамматической связи предложений в тексте: - порядок предложений в тексте; - порядок предложений в тексте; - порядок слов в предложении; - порядок слов в предложении; - интонация; - интонация; -повторы слов; -повторы слов; - замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению. - замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению.


Золотой дождь. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Н.Сладков Н.Сладков


Признаки текста: Единство темы. Единство темы. Главная мысль. Главная мысль. Заголовок. Заголовок. Связность изложения (по смыслу и грамматически) Связность изложения (по смыслу и грамматически) Законченность, завершенность, полнота. Законченность, завершенность, полнота. Наличие автора. Наличие автора.


Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями.






Фигуры речи Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений (леса, как багряные пожары) Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений (леса, как багряные пожары) Метафора – скрытое сравнение (листья- ладошки) Метафора – скрытое сравнение (листья- ладошки) Творительный сравнения – выражается существительным в творительном падеже (Летит листик парашютиком, мотыльком, винтиком) Творительный сравнения – выражается существительным в творительном падеже (Летит листик парашютиком, мотыльком, винтиком)



Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если неуклюжий лось с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

(По Н. Сладкову)

Задания

  1. О чём рассказывается в тексте?
  2. Составьте план.
  3. Напишите подробное изложение. Создайте свою миниатюру об осени: представьте осень художницей или почтальоном, злюкой-проказницей или доброй волшебницей, скромной труженицей или богатой и щедрой барыней.

Ответы

  1. В тексте рассказывается о листопаде.
  2. План.
    1. Что делали листья летом.
    2. Зашумел в лесу золотой дождь.
    3. Описание листопада.
    4. Шумит золотой дождь.
  3. Осень-разбойница

    Осень - ужасная разбойница. За одну ночь подожгла клёны, и несколько недель уже горит пожар багровых кленовых листьев. Она и лужи расплескала на дорогах! Теперь всем надо обувать резиновые сапоги. Дунула осень холодным ветром - раздела все деревья, расшвыряла листья, сорвала с прохожих шляпы, заставила всех поднять воротники. А то ещё снегом посыплет неожиданно. Бр-р-р!

Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.


Смотрите также: Изложение-описание: «На прибрежном лугу»

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели - и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач с лёту вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Ёлочки листьями украсились.

Папоротники под листьями пригрелись.

Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

ШВЕЙНЯ

Зима на носу, майку на шубу пора менять, босоножки - на валенки. Задумались звери: где шубу достать? А Лисица тут как тут:

Ко мне, ко мне, желанные, торопитесь. У меня швейня "Семь шкур". На всех угожу!

Первым прискакал Заяц:

Поторопись, Лиса, снег со дня на день того и гляди, а я в летней безрукавке. Зуб на зуб не попадёт, да не от холода, а от страха: хорош я буду в тёмном-то на белом снегу! Можешь ты мне раздобыть шубку защитную - беленькую, как снежок?

Это мне что хвостом вильнуть! - отвечает Лиса. - Только вот мерку сниму, скачи ко мне ближе…

Какую ещё мерку? - насторожился Заяц. - А ты на глазок.

Без мерки не могу, - отвечает Лиса. - Глазам я не верю, мне надо пощупать. Кто следующий?

Белка на ёлке стрекочет:

Мне, Лиса, сделай шубку на беличьем меху, тёплую, зимнюю. И хвостик чтоб попушистей, да на ушки кисточки не забудь, да на грудку белый передничек. Моя-то летняя рыжая пообносилась. Зябну…

Фу-ты, ну-ты, франтиха какая! - проворковала Лиса. - Кисточки ей, хвостик, передничек… И кому на тебя в лесу-то смотреть? Ну да ладно, слезай с ёлки, мерку снимать буду.

А без примерки разве нельзя? - испугалась Белка.

Без примерки я только Ежу делаю: иголок натыкаю, и готово. Есть там ещё кто?

Из воды высунулась Выдра:

Мне, Лиса, нужна шуба тёплая и непромокаемая, из водоотталкивающей шерсти. Я ведь и зимой в воде-сырости, мне в шубе и нырять и плавать!

Могу и непромокаемую, - обещает Лиса. - Я всё могу! Вылезай на берег, мерку с тебя сниму.

Только мерку снимешь?

А что же ещё?

Мне бы лучше без мерки… - упирается Выдра.

И чего это вы все недотроги такие? - не понимает Лиса. - Или вы щекотки боитесь? Видали на мне лисью шубу - какая работа! Пушнина, мягкое золото! Охотники прямо глаз с неё не сводят. А всё потому, что по мерке. И медвежью шубу шила, и волчью доху - нахвалиться не могут!

Так-то оно так… - жмутся звери. - Да мы-то не волки и не медведи. Как бы в твоих "Семи шкурах" свою последнюю не потерять. Вместе с меркой-то, гляди, и голову снимешь. Лучше уж мы, Лиса, без твоей помощи обойдёмся, сами выменяем майку на телогрейку.

И разбежались во все стороны. Лиса только зубами щёлкнула.

СТРАШНЫЙ НЕВИДИМКА

Страшный невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно содрал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал и положил травы.

Бесследно исчезли птицы - пеночки, зяблики и дрозды.

Вчера ещё видели и слышали их, а сегодня нет ни одной.

Звери и птицы испуганно прятались в чаще.

Но невидимка находил их и там. Он делал всё что хотел, всё перекраивал на свой вкус и лад. Взял и выкрасил зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые трусы надел. Рыжих белок сделал серыми, пёстрых куропаток - белыми. Барсуков, ежей и енотов до того запугал, что попрятались они в норы, забились под корни деревьев и носа не кажут. Перетрусили лесные жители. Что ни день, в лесу страшные новости. Исчезли куда-то лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.

Больше всех перетрусили сеголетки, те, кто только нынче на свет появились. Ничего подобного они не видели; вот натерпелись страху!

Да что сеголетки, если старый медведь и тот стал берлогу облюбовывать, чтобы спрятаться от страшного невидимки.

А невидимка бродит по лесам и полям, гнёт деревья, свистит, волны на берега выплёскивает. То землю дождём размочит, то морозцем закуёт. Все дороги, мосты поломал, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его, невидимка он!

ФАЗАНИЙ БУКЕТ

Фазана я подстрелил ещё осенью. Нагнулся, чтоб взять его, и не мог. Руку боюсь обжечь! Перо горит: медью, бронзой, пурпуром!

Жар-птица, да и только.

Моя дочка-первоклассница подняла фазана за крыло и говорит:

Ой, папа, что ты наделал!

А я уж и сам не рад.

Фазана не оживишь, - говорю дочке, - пусть он хоть науке послужит! Давай запишем его размеры и окраску и посмотрим, чем он питается?

Зоб у фазана был туго набит насекомыми, ягодами и семенами. Всё это я разложил на отдельные кучки и стал смотреть, чем питается фазан осенью. Насекомых я определил быстро. Были там кузнечики, кобылки и муравьи. Ягоды тоже узнать было нетрудно - одна лиловая ежевика. А вот семена - беда! Попробуй-ка определи, от каких они растений!

Жаль было, но пришлось семена ссыпать в спичечный коробок и положить на стол. Написал я на коробке "семена" и оставил до лучших времён. Может, найдётся специалист, определит.

Прошла зима. Только к весне вспомнил я про коробок с семенами. Открыл коробок - пусто!

Спрашиваю дочку:

Ты взяла семена?

Валежник собираешь - оно скрипит, рогульки для котелка вырубаешь - скрипит, лапник стелешь - всё скрипит, скрипит…

И за треском костра слышен скрип, и за бульканьем чая. Сквозь дремоту, всю ночь - скрип да скрип.

К утру уже знаешь, почему скрипит.

То растут два дерева тесно, упёрлись друг в друга сучьями, одно другое отталкивает, отпихивает - вот и скрипит. Бывает, ветер повалит одно другому на плечи - тоже оба скрипят.

Иное на вид живо-здорово, да сердцевина трухлява: чуть ветерок - скрипит. А то снег зимой в дугу скрючит - за всё лето распрямиться не может. Стоит гнутое, голова лохматая в землю уткнута, - тоже скрипит.

Наслушался я по лесам скрипа. Ни рощи нет, ни бора и ни дубравы, где бы дерево не скрипело. И каждое по-особому. И каждое о своём…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!