Презентация на тему "земледельцы аттики теряют землю и свободу". Аристотель

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опор­ные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему неболь­шая по территории Греция, разделённая на десятки государств, су­мела дать отпор могущественной Персидской державе?

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо.

Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла. В Греции стали возникать небольшие са­мостоятельные государства - полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлеб­ные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.

В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции по­явилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на ос­нове финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые

1 Полис - по-гречески «город».

в истории греки стали обозначать буквами гласные зву­ки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.

1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

В VIII-VII (8-7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, са­пожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земле­дельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.

2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлённы­ми стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упав­шие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осто-


Афинского

Аттика в древности.

государства

Важнейший район

земледелия

рожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок вы­давливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиня­ный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натира- Сбор оливок, ли им тело перед спортивной борьбой, от­чего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьян­ство резко осуждали.

3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой на­род, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Арёсу, заседал совет знати - ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство

Законы Дракбнта

Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.

Некото­рые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же посту­пали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепи­цейеё вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти виногра­да или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.

1 Черепица - пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.



Сапожник снимает мерку с ноги Кузнечная мастерская. С рисунков на женщины. вазах.

присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Дракбнта).

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими зем­лями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и камени­стые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давал­ся им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет

Миф о споре Афины с Посейдоном

Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекрдп основал в Ат­тике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывисты­ми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем горо­да?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и по­бедит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон - забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же от­даст за пользование землёй новому её владельцу.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-долж­ника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, зем­ледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.

Э

Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?

Подготовьте сообщение по древнегреческим мифам (спор Афины с Посейдоном; см. текст на с. 142). Почему Афину признали победитель­ницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике? Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?

Еще по теме §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу:

  1. VI Эклектические теории ответственности. - Относительная свобода воли (ограниченная свобода - идеальная свобода - практическая свобода - противодействующий мотив - индивидуальный фактор). - Свобода разума. - Волеопределяемость. - Устрашимость. - Нормальность. - Индивидуальное тождество и социальное сходство. - Состояние преступности. - Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. - Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 27.

КАРТОЧКА № 27

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»

Для этого вспомни:

— Где жили древнегреческие боги?

— Какие боги считались у них главными?

— Какие боги покровительствовали ремеслам?

— Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

— Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

У древних греков, как и у многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс — бог дождя и грома, Посейдон — бог моря и Аид — бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест — кузнечному делу, Дионис — виноделию, Деметра — земледелию… Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).

В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 10 (с. 9) или карточка № 1.

— Какие выводы можно сделать из приведенного отрывка:

«Одиссея», XVIII

Так, ему отвечая, сказал Одиссей многоумный:
«Если б с тобой, Евримах, состязаться пришлось мне в работе
В дни весенней поры, когда они длинны бывают,
На сенокосе, и нам по косе б, изогнутой красиво,
Дали обоим, чтоб мы за работу взялись и, не евши,
С ранней зари до темна траву луговую косили;
Если б также пахать на волах нам с тобою пришлося
Огненно-рыжих, больших, на траве откормившихся сочной,
Равных годами и силой — и силой немалой, если б
Четырехгийный участок нам дали с податливой почвой,
Ты бы увидел, плохую ль гоню борозду я на пашне…

Примерный ответ учащегося

Из отрывка можно получить информацию о занятиях жителей Древней Греции.

б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 11 (с. 9) или карточка № 2.

Реши задачу:

— Почему все известные греческие ученые жили после Гомера?

— Было ли что-то подобное в русской литературе и науке?

Примерный ответ учащегося

Крупные поэты обычно появляются в эпоху формирования народа, крупные политики — позднее, когда этот народ строит свое государство, а крупные ученые — еще позже, когда в этом государстве формируется цивилизация. Например, в Элладе сначала был Гомер, потом Солон, потом Евклид; в России сначала были сложены былины, потом были реформы Петра I, а затем появились Лобачевский и Менделеев.

3. Работа с классом.

— Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

— Кто прочитал мифы о подвигах Геракла? (Дети поднимают руки.)

— Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

— Расскажите коротко о каждом из них (см. урок 33)

4. Устный ответ ученика по карточке № 27 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

— Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы

План

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

Па доске: тема урока, новые слова: Аттика — область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

1. Рассказ учителя.

Полис — город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его — город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место — акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции — Спарта, на побережье Малой Азии — Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

— Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)

3. Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

2 …В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей…

… Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

— Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

— Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

— Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

— За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

— Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

— Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

— К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных…)

5. Работа с новыми терминами.

Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг — совет знати государства.

Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.

V. Закрепление изученного материала

Дайте определение понятиям «полис», «демос», «архонты», «ареопаг», «агора», «акрополь».

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 29 Вигасина или § 25 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние греки в своих полисах?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 16 (с. 13); для любознательных: что обозначает выражение «драконовские законы»? Воспользуйся лингвистическим словарем.

Дополнительный материал

Основным источником существования в Древней Греции было сельское хозяйство. Даже городские жители часто имели хозяйство в деревне и пользовались тем, что оно давало. Греческое крестьянское хозяйство было очень небольшим и давало ровно столько продовольствия, сколько нужно для одной семьи. В хозяйстве работал хозяин, его семья и несколько наемных работников либо рабов. Если хозяин жил по большей части в городе, он брал слугу, который присматривал за хозяйством и получал за это плату.

Многие крестьяне держали домашний скот: лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней и домашнюю птицу. Как правило, лошадей привозили из Фессалии, богатой пастбищными землями. В других местах разводить их было слишком дорого. На плодородных землях коровы давали много молока; быков использовали при вспашке, а мулов — для перевозки грузов; от овец и коз получали молоко, мясо употребляли в пищу, а из шкур выделывали кожи.

Зерновые культуры выращивали на плодородных землях. Это самые главные культуры, так как хлеб был основным продуктом питания у греков. Зерновые сеяли в октябре, чтобы он успели вырасти в течение самого влажного периода года. Работали в паре: один направлял деревянный плуг, который тащили быки, другой шел за ним, бросая семена в землю. В апреле или мае урожай собирали закругленными ножами, которые называются серпами. Затем поле оставляли под пар (незасеянным) на какое-то время, чтобы восстановилось плодородие почвы. Зерно обмолачивали (отделяли от стеблей), гоняя мулов по вымощенной камнем площадке, устланной колосьями. Некоторые площадки были устроены так, чтобы ветер мог сдувать всю шелуху, которая покрывала зерно. Зерно отделяли от мусора, подбрасывая его в воздухе, чтобы всю мякину выдуло ветром. Это называется — веять зерно. Затем толкли зерно в ступе, чтобы удалить шелуху.

Также греки выращивали виноград и оливки. Виноград собирали в сентябре и большую часть урожая использовали для приготовления вина. Сначала виноград давили ногами в больших чанах. Из этого сока получалось вино самого лучшего качества. Затем давленую виноградную массу помещали под пресс, отживали и разливали сок в большие кувшины-пифосы, где он постепенно превращался в вино.

Оливки собирали вручную или стряхивали с деревьев при помощи палок. Плоды шли в пищу, но большая часть — под пресс для получения масла. Оливковое масло было одним из основных продуктов питания. Его использовали также для освещения и в косметических целях. В афинском государстве считалось преступлением погубить оливковое дерево.

Большинство жителей Греции питалось хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, так как пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной пищей были сыры, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность употреблять мясо. Очень популярными приправами были кориандр и кунжут. В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древнего грека. Богатые люди питались более разнообразно. Они ели больше рыбы и мяса и могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994. С. 24-25.

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Цели урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с географическим положением природой Аттики ; занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев, причинами недовольства;

Развивающая:

Продолжить формирование картографических умений на материалах темы; умения составлять план; добывать знания с карты и иллюстраций; умения самостоятельно работать с книгой;

Воспитательная:

царства мертвых

________________ - старшая из богинь, супруга

главного бога

________________ - богиня красоты и любви

________________ - богиня-воительница

________________ - бог – покровитель

виноградарей и виноделов

________________ - богиня плодородия и

земледелия

________________ - бог – вестник богов

________________ - низшие божества, населявшие

леса, реки и горы

Сегодня мы узнаем как жили греки, только в одном греческом полисе.

Для начала объясните, что такое полис? С. 133

Полис – город государство

III. Изложение нового материала.

Мы сегодня познакомимся с одним полисом. Записываем тему урока

«Земледельцы Аттики теряю землю и свободу»

_ С каким полисом вы познакомитесь?

_ Ребята, а как вы думаете о чем вы узнаете на сегодняшнем уроке?
На сегодняшнем уроке вы узнаете о географическом положении полиса Аттики , природе, занятиях населения, как земледельцы потеряли землю, которая их кормила и самое дорогое, что есть у человека свободу. Итак, как озаглавим первый пункт нашего плана. О чем вы узнали сейчас?


  1. Что такое полис.
А сейчас мы с вами познакомимся с общей характеристикой Аттики. Я вам скажу, что Аттика расположена в Средней Греции. Откройте с.135 Изучите легенду карты.

_ Что окружает Аттику?

Со всех трех сторон Аттику омывают морские воды, значит она расположена на полуострове.

_ Ребята, а поверхность какая? Правильно большая часть покрыта горами.

­_ А для земледелия все ли районы пригодны?

Нет только низменности. Значит, самого главного продукта питания для населения Аттики будет не хватать. Какого?

_ А что вы можете сказать о реках? Такие же, как Тигр, Нил и Евфрат? Конечно же нет, более мелкие.

_ На всей ли территории есть реки?

Нет. Поэтому с водой было очень трудно. Греки брали воду из вырытых колодцев.

_ А чем еще богата Аттика?

Да действительно оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме оливок греки выращивали еще и виноград.

_ Что изготавливали из винограда?

Да действительно на склонах Аттики,как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага.

Итак, ребята как озаглавим второй пункт нашего плана. О чем вы сейчас узнали?


  1. Общая характеристика Аттики.
Сюда входит и географическое положение и природа, занятия населения: ремесло, земледелие.

Ну,а теперь мы узнаем каков был состав населения Аттики?

Кто жил в Аттике по занятиям? Земледельцы, ремесленники, портовые служащие , поденщики, торговцы.

А по происхождению население Аттики делилось на две части: Знать и Демос.

Что такое знать? От какого слова происходит? (знатный, знаменитый т.е потомки знаменитых людей.) Обязательно богатые? Конечно же нет. Многие из них обеднели, но гордились своим происхождением

Демос – в переводе на русский язык означает народ.

_ Кого вы отнесете к демосу ? (земледельцы, ремесленники, поденщики, портовые служащие, торговцы , матросы)

_ Как вы думаете кого было больше?
Итак, третий пункт нашего плана.


  1. Состав населения
_ У кого же была власть?

Кто управлял Афинами?

Правильно власть в Аттике принадлежала знати, простой народ в управлении не участвовал. На холме посвященному богу Аресу (богу войны) заседал совет знати.

Ареопаг


(совет знати)
Архонты

(9 правителей- высшие должностные лица в греческих полисах)


Знать Демос

(не участвовал в управлении)

Ареопаг принимал законы, следил за порядком, судил жителей Аттики. Ареопаг ежегодно избирался из числа знатных и богатых, выбирал 9 правителей - архонтов. Они разбирали ссоры, следили за торговлей, делили земли. Однако знатные судили и принимали решения не по правде, а выгодные им самим.

Итак, о чем вы узнали? Как озаглавим четвертый пункт?

IV. Управление Аттикой.

Ну, а теперь о самом главном. Как называется тема нашего урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу? Ведь греки жили родовым строем , все вместе обрабатывали землю, и вождь и старейшины.

Итак, я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы:

Кто был недоволен?

Чем был недоволен?

Землевладелец часто наблюдал за полевыми работами. Свои земли знать обрабатывала не сама, а с помощью чужого труда

Кто же обрабатывал земли знати? Поденщики – бедняки, которые не имели своего участка земли, бродили по деревням и чтобы не умереть с голоду нанимались на работу к знати.

Земледельцам доставались участки на склонах гор, холмов, где земля была каменистая. Нередки были камнепады. Придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их , крестьянину вмести, со старшим сыном, понадобится целый день. Вот участок подготовлен для пахоты. Плуг деревянный, а земля твердая, приходилось пахать два три раза. После пахоты крестьянин должен мотыгой разбить жесткие комья земли. Почву на горных участках уносило ветром, вымывало дождевой водой.

Крестьянин брал мешок, лопату и шел в долину. Накапает хорошей земли и на себе принесет его в горы. Вывалит на участке, пойдет во второй раз, в десятый. Пот льет с него ручьем. Много раз спустится крестьянин вниз и поднимется в горы

Мог ли горный участок прокормить земледельца и всю его семью.

Конечно нет, поэтому земледельцы часто голодали и у многих не хватало семян даже для посева. Поэтому им приходилось идти к богатому соседу и брать в долг серебро или зерно. Знатный человек даст в долг 6 мешков зерна, но вернуть нужно 12. И на крестьянской земле появляется камень долговой. С надписью имя давшего в долг, взявшего в долг серебро или зерно, и срок возврата. Если не возвращался долг то земледелец вынужден отдавать детей или самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину.

Вот как земледельцы теряли землю и свободу.

Ребята не трудно догадаться довольны ли такой жизнью земледельцы?

В чьих интересах законы?

Значит ремесленники, торговые работники, моряки, торговцы тоже были недовольны своим положением.

Какие требования выдвигали они? Демос требовал:

отмены долгового рабства и передела земли;

участие в управлении государством.

Итак, пятый пункт нашего плана.

V. Разорение крестьян.
VI. Закрепление материала, изученного на уроке .
Отгадай загадки


  1. Как в Греции звать
Простой народ

Не зовет его знать

Страной управлять?

(демос)


  1. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда

И судом несправедливым

В историю вошла.

Как же звали тот совет-

Выдай правильный ответ.

(ареопаг)


  1. В Афинах площадь есть,
Куда весь день народ

Приходит как на сход.

Одни- чтоб что-либо купить.

Другие, в портиках засев,

Не прочь с друзьями поболтать

Обо всем, все сплетни обсудив.

Когда же день пойдет на убыль,

Решают дружно все: Идти пора!

С той площади, которая зовется …..

(агора)


  1. Когда-то в Греции в отдельных областях
Они создали типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали.

На городок с предместьем они похожи были

И по своим законам там весь люд судили.

(полис)


  1. У вас на столах лежат смайлики. Выберите один из смайликов соответствующих вашему настроению.

  2. Домашнее задание.§29 документ на с. 138.

Приложение №1

Соотнесите понятия
Фараон -

Каста -

Налог

Бронза

Жрецы

Чиновник

«Троянский конь»

«Ахиллесова пята»
Приложение № 2
Карточка № 1


  1. Подумайте, почему греки особенно почитали бога Зевса и Посейдона , а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молнии, ни бога моря с чем это связано?

  2. В каком году были завоевания Тутмоса III?

Карточка № 2


  1. Соотнесите богов и символы:
Боги: символы:

1. Аид а) молния, орел, гранат,павлин

2. Гермес б) копье, ястреб, дерево, лавр

3. Афродита в) жезл увитый виноградной лозой

4. Гера г) крылатый шлем, сандалии

5. Артемида д) кипарисовое дерево, лань, собака

6. Арес е) колосья пшеницы

7. Посейдон ж) молот наковальня

8. Гефест з) сова, оливковое дерево

9. Аполлон ж) дельфины , рыбы, бараны

10. Афина и) трезубец, дельфины
Карточка № 3

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров , лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что , не могу жить одновременно с ними обоими!



- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови , взмахну жезлом , налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.

Карточка № 3

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?-

Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими!
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра.
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве.
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.

Учебник А.А. Вигасина и др. М.: Просвещение, 2014. Урок: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу разработан в соответствии с ФГОС ООО, сопровождается дидактической презентацией. Учащиеся в группах выясняют проблему: почему в Аттике не хватало хлеба? По итогам урока оценивают свою работу.

Просмотр содержимого документа
«земледельцы Аттики»

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна.

Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учебник:Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, Просвещение, 2013.

Цель: Начать формирование у обучающихся представления о Греции, как особой цивилизации Средиземноморья.

Задачи:

Образовательные:

Проанализировать географию, природу и ландшафт Аттики;

Охарактеризовать основные занятия населения Аттики;

- дать оценку положению знати и демоса в афинском полисе.

Развивающие:

Продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

Способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики;

Характеризовать основные занятия населения Аттики;

Выделять признаки цивилизации, греческого полиса;

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Метапредметные:

(познавательные, регулятивные ,

коммуникативные УУД)

Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

Выработка умений работать с учебной информацией;

Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

Готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

Личностные: (личностные УУД)

Понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Ход урока.

1.Оргмомент. Актуализация знаний

Беседа по вопросам:

Историю, какой страны изучаем?

Покажите на карте, где она расположена.

Назовите полуостров и моря, ее омывающие.

В какой части Греции расположена Аттика?

(Актуализация знаний, мотивация познавательной деятельности- познавательные УУД; находить на карте и устно комментировать положение Греции, Аттики- предметные УУД)

2.Изучение нового материала.

1)Создание проблемной ситуации.

Продолжаем изучение Греческой цивилизации.

Какие древние цивилизации нами уже были изучены? Вспомните признаки цивилизации.

Получается, если каждая цивилизация обладает этими признаками, они ничем не отличаются друг от друга?

Но ученые утверждают, что греки создали совершенно уникальную цивилизацию. В чем ее уникальность?

Учащиеся называют признаки цивилизации; высказывают предположения;

формулируют противоречия и записывают их на доске:«все цивилизации одинаковы»,

«греческая цивилизация уникальна »;

Формулируют проблему урока:

«Отличается ли греческая цивилизация от восточной?»

(Определение цели, проблемы в учебной деятельности, выдвижение предположений, версий- познавательные, регулятивные УУД;

выделение признаков цивилизации- предметные УУД;

высказывание личных предположений – личностные УУД;

сотрудничество в совместной деятельности по выдвижению проблемы- коммуникативные УУД).

2)Планирование деятельности.

Чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос урока, что нам надо узнать?

Учащиеся предлагают найти признаки цивилизации древних греков и посмотреть, отличаются ли они от цивилизаций Древнего Востока.

(Построение логически обоснованных суждений,оценка степени и способов достижения цели в учебной ситуации- познавательные, регулятивные УУД)

3)Поиск решения проблемы

Работа в группах с опорой на учебник и карту:

Группа1: Сравнивает природно-климатические условия Востока и Греции, используя карту.

Группа2: Сравнивает хозяйство Греческой и Восточной цивилизации, используя текст учебника (с.133-135).

Группа 3: Анализирует положение основных групп населения Греции, используя текст учебника (с.135-136).

Группа 4: Рассматривает систему управления Греции, используя текст учебника (с. 133, 135)

(Стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; сравнивать объекты; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников- познавательные УУД;

распределение действий в группе готовность к сотрудничеству с соучениками - коммуникативные УУД;

сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность- личностные УУД).

4)Динамическая пауза.(формирование сознательного отношения к своему здоровью -коммуникативные, личностные УУД)

5)Осмысление результатов работы групп.

Представители каждой группы озвучивают свои пути решения проблемы и фиксируют результаты на доске в виде опорной схемы (запись в тетрадях).

Предполагаемые результаты:

Древняя Греция занимала территорию Балканского полуострова, главной особенностью которого является гористая местность. На территории Древней Греции нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия изрезана различными бухтами, что свидетельствует о хорошо развитой морской торговле. Возможные вопросы:

– Каковы особенности береговой линии этого полуострова?

– Наличие полноводных рек.

– Природные условия.

– Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков?

Хозяйство Греции: Железные орудия. Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.

Восток: Ирригационное земледелие. Неразвита морская торговля.

Возможные вопросы: Какие занятия были характерны для жителей Древней Греции?

Какие из них нам уже встречались при изучении Востока?

Группа 3: Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения

Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство.

Возможные вопросы:

Чем отличалось положение аристократов и демоса?

На что приходилось идти беднякам, чтобы прокормить свою семью?

К чему это могло привести?

Группа 4: Объединение родовых общин в большие поселения – города-полисы.

Город, полис -община граждан:аристократы (знатные люди)- ареопаг,архонты;

демос(простолюдины),не участвовали в управлении.

Возможные вопросы

Что такое полис?

Определите систему управления полисом?

Все ли граждане имели право участвовать в управлении?

Как назывались органы управления полисом?

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Предполагаемый вывод по проблеме:

Цивилизация Древней Греции в чём-то отличается от цивилизаций Древнего Востока, а в чём-то имеет сходства.

(Представление информации в различных формах: находить на карте и устно комментировать положение Аттики; характеризовать основные занятия населения Аттики; выделять признаки цивилизации, греческого полиса; характеризовать греческий демос, общество в целом- предметные УУД;

аргументировано оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности- личностные УУД;

готовность к сотрудничеству с соучениками; излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами- коммуникативные, регулятивные УУД).

3.Диагностика результатов урока. Рефлексия.

Индивидуальная работа: заполнение учащимися листа самооценки

(Определение уровня усвоения изученного материала -регулятивные УУД;

анализ, самооценка- личностные УУД ).

4.Итог урока. Домашнее задание.

Оценки за урок.

Сегодня на уроке мы выяснили, что демос Афин был недоволен своим положением.

Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести?

Прочтите дома параграф 30 и проверьте свои предположения.

Урок окончен.

Просмотр содержимого презентации
«§ 29.Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Л.А. Синяева

Земледельцы Аттики § 29

17.10.16


Что мы знаем

Территория Древней Греции

Греция расположена..

Европе на юге Балканского п-ва

Сама природа разделила

Грецию на 3 части:

СЕВЕРНУЮ СРЕДНЮЮ ЮЖНУЮ

Покажите на карте территорию Греции, её части, Аттику, Афины

Растущему населению Афин требовалось все больше хлеба, а его в Аттике не хватало

Сформулируйте, тему и проблему урока.

Тема: Земледельцы Аттики


Земледельцы Аттики § 29

Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба?

  • Открываем новую тему:

1. Население Древней Аттики

I II . Применяем новые знания. Контроль: с. 143

2 балла – в. 2.

1 балл – в. 1.

I V . Домашнее задание: § 29,


Открываем

новую тему

1. Население Древней Аттики

  • Покажите на карте Аттику, город Афины.
  • Допишите предложения.

1). В аттике много удобных для стоянок кораблей…………

2). Жители Аттики занимались…

земледелием,

кузнечным делом,

изготовлением сосудов, сапожным делом

3). Земледельцы страдали от..

малоземелья,

неплодородных почв,

частых засух


2. Разведение оливок и винограда (1-я группа)

лечили ожоги

освещение

натирались спортсмены

ВИНОГРАД

Пили разбавленным. Пьянство осуждалось


3. Знать и демос в Афинском полисе (2-я группа)

9 АРХОНТОВ

(правителей)

Законы Драконта с. 141.

ПРАВИТЕЛИ, СУДЬИ

АРЕОПАГ (совет знати)

ИЗБИРАЛ АРХОНТОВ

ПРИНАДЛЕЖАЛА ВСЯ ВЛАСТЬ

ДЕМОС (НАРОД)

В УПРАВЛЕНИИ НЕ УЧАСТВОВАЛ

В V ІІ веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ в управлении не участвовал.


4. Бедственное положение земледельцев (3-я группа)

ДОЛГОВОЙ

ДОЛГОВОЕ

ТРЕБОВАНИЯ ДЕМОСА

ОТМЕНИТЬ ДОЛГОВОЕ РАБСТВО

ПЕРЕДЕЛИТЬ ЗЕМЛЮ


Проблема: почему в Аттике не хватало хлеба?

МАЛОЗЕМЕЛЬЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ

НЕПЛОДОРОДНЫЕ ПОЧВЫ

ЛУЧШИЕ ЗЕМЛИ У ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ

ДОЛГОВОЕ РАБСТВО


Применяем новые знания. Контроль

2 балла – в. 2.

1 балл – в. 1.

ОЦЕНИ ВАЕМ СВОЮ РАБОТУ

Устные ответы

Выполнение задания

контроль

Итоговая


Использованная литература

Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: - М., Просвещение, 1999

Уколова В.И. История Древний мир: - М., Просвещение, 2010

Атлас История Древнего мира: - М., Дрофа, 2011

Использованные рисунки

Рис. 1, 3, 4 Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: - М., Просвещение, 1999

Рис. 2 Атлас История Древнего мира: - М., Дрофа, 2011



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!