Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.
Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.
Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или
Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.
- Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
- Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши .
- Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
- Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя .
- Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой , (доволен чем?) результатом .
- Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой ; (думаю о чем?) о защите диссертации .
Таблица падежей русского языка с вопросами:
Падежная система
Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.
- Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже . Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
- Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку , (где?) на шифоньере , (где?) в носу.
- Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
- Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
- Отложительный. Он употребляется с предлогом из . Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
- Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
- Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
- Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.
Как определять
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.
Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
- В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
- Задать вопрос к имени существительному.
- у существительного.
Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
- В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
- Главное слово в словосочетании обозначить Х.
- Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
- Над стрелочкой написать вопрос.
- Определить падеж.
- Надписать падеж над существительным.
Падежные окончания
Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.
Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.
Окончания в падежах русского языка:
1 скл. | Наименование | Окончания в единственном числе | Окончания во множественном числе |
Именительный | -а, -я | -ы, -и | |
Родительный | -ы, -и | -, -ей | |
Дательный | -е, -и | -ам,-ям | |
Винительный | -у, -ю | -ы,-и,-ей | |
Творительный | -ой,-ей | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
2 склонение | Именительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и |
Родительный | -а,-я | -, -ов,-ев,-ей | |
Дательный | -у,-ю | -ам,-ям | |
Винительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и | |
Творительный | -ом,-ем | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
3 склонение | Именительный | - | -и |
Родительный | -и | -ей | |
Дательный | -и | -ам,-ям | |
Винительный | - | -и | |
Творительный | -ю | -ами,-ями | |
Предложный | -и | -ах,-ях |
Полезное видео
Подведем итоги
Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.
Название: Дательный падеж .
Дательный падеж
- один из косвенных падежей, в языках мира обычно выражающий какое-либо действие, направленное к предмету и производные от него (например, передача прямого объекта косвенному, откуда и произошло название падежа).
Дательный падеж часто выражает субъект ситуации восприятия.
Основное значение дательного падежа заключается в том, что он выражает косвенный объект, то есть лицо или предмет, к которому направлено действие. Отвечая на вопросы кому? чему?, этот падеж употребляется с глаголами дать, купить, подарить, отправить, говорить, доказывать, содействовать, разрешать (или не разрешать) и др.
В русском языке датив восходит к праславянскому, употребляется самостоятельно или с предлогами к, по, согласно.
Кроме того, дательный падеж употребляется с глаголами, выражающими определенные чувства, направленные на кого-либо или на что-либо, например: доверять товарищу, сочувствовать больному, удивляться содержанию и т. п. В безличных предложениях дательный падеж может относиться к глаголу или к предикативному наречию: часовому не спится, матери нездоровится, мне не хочется с тобой расставаться, ему холодно и т, п.
Дательный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - земле, болоту, полю, кости, дочери, имени, пути;
множественное число - землям, болотам, полям, костям, дочерям, именам, путям;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
единственное число - синему, синей, крепкому, крепкой, лисьему, лисьей, тётиному, тётиной, отцову, отцовой, действующему, действующей, сломанному, сломанной;
множественное число - синим, крепким, лисьим, тётиным, отцовым, действующим, сломанным;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.
Основные значения дательного падежа
- объектное и субъектное, которые
Дательный падеж сочетается с простыми и производными предлогами. В сочетании с простыми предлогами к и по имеет значение объектное (охладеть к приятелю, добр к людям, подготовка к лекции, воля к жизни, скучать по семье, стрелять по воробьям, хлопоты по делам) и разные виды определительного значения (включая функцию сказуемого: Претензии - к качеству товаров; Пирог - к ужину; Экзамен - по физике; Движение - по расписанию); с предлогом к - также включая функцию необходимой информативно восполняющей формы: относиться к передовикам ("входить в число"); Разговор свёлся к пустякам.
Дательный падеж с предлогом по в разных сочетаниях выражает распределенность по нескольким субъектам, объектам, пунктам, моментам: На каждой крыше по аисту; Детям дали по яблоку; По воскресеньям не работаем; Разъехались по деревням; Говорили по многу раз; Тетрадей - по числу учеников;
Этот падеж сочетается со следующими производными предлогами и предложными образованиями: благодаря, в противовес, в противоположность, вопреки, вслед, глядя по, на пути к, навстречу, навстречу к, наперекор, не в пример, по направлению к, по отношению к, подобно, применительно к, смотря по, согласно, сообразно, соответственно, соразмерно, судя по.
В большинстве случаев такие сочетания синтаксически однозначны: они имеют определительные значения, соответствующие лексическим значениям предлога.
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего? » Сейчас пока нет — но «родим, и будет «. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный «. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему? » (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный » — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что? «. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо » — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже .
«Мама ест кашу » — «что?» кашу — винительный падеж . Это слово имеет окончание «у «, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а «.
«Мама положила ложку каши » — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку » — слово «девочка» стоит в винительном падеже . Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа , то и окончание слова «девочка » поменялось бы на «девочки «.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить . Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого? » «винить что? «. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого? » «нет чего? «.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах :
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах :
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж . Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем? » «сделано чем? «. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем? » «сотворено чем? »
Слово «мама» в творительном падеже «мамой». Отвечает на вопрос «сделано кем? » мамой.
Слово «собака» в творительном падеже «собакой». Можно задать вопрос «сделано кем? » собакой.
Слово «груша» в творительном падеже «грушей». Можно задать вопрос «сделано чем? » грушей.
И самый последний падеж «Предложный «. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем? »
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем? » о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком? » о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним . Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже , а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
Например:
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
Определили падеж?
А вот так, когда мы задаем вопрос:
кто? — мышь — именительный падеж
кого? мыши — родительный падеж
кому? мыши — дательный падеж
кого? мышь — винительный падеж
кем? мышью — творительный падеж
о ком? о мыши — предложный падеж
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Р- Рождения
В — Винили
Т — Творили
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Повторим вопросы к падежам — чтобы ребенок легко запомнил
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Именительный — кто? что?
Родительный — нет кого? нет чего?
Дательный — «дать кому?» «дать чему?»
Винительный — «винить кого?» «винить что?»
Творительный — «сделано кем?» «сделано чем?»
Предложный — «о ком?» «о чем?» — перед существительным есть предлог.
Русский язык имеет шесть падежей, которые выражают определенные роли существительных в предложениях: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Одним из является в русском языке дательный падеж. Он занимает особенное место по сравнению с другими косвенными падежами, поскольку он противопоставлен им тем, что имеет свою семантику.
Дательный падеж указывает на объект, к которому направлено действие, на адресата (например, писать сестре, помогать родителям), на предмет (например, радоваться рождению, принадлежать ребенку), на объект состояния и свойства (например, верность сказанному, преданность хозяину). Он выражает отношение, определяющее назначение предмета (гимн труду), употребляется в безличных предложениях для передачи состояния субъекта (ребенку нездоровилось, хотелось поспать). Дательный падеж отвечает на вопрос (можно иногда мысленно подставить слово «дать») «кому?», «чему?», «где?», «куда?».
Дательный падеж, по сравнению с другими косвенными падежами, может употребляться с меньшим количеством первообразных предлогов («к» и «по»). В присловной позиции дательный падеж в русском языке с предлогом «к» может выполнять функцию информативно-восполняющей формы (относиться к самым известным изречениям), иметь объектное значение (уважение к родителям), иметь определительное значение (по месту: подойти к двери; по времени: потепление к полудню; по цели и назначению: еда к обеду).
В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «к» имеет значение предикативного признака (способность к пению), объектное значение при детерминации (к этому платью не хватает чего-то яркого), определительное и обстоятельственное значения места и времени (к вечеру потеплело). При употреблении предлога «по» в присловной позиции дательный падеж имеет следующие значения: объектное (стучать по дереву, скучать по брату), определительное со значениями места (идти по дороге), времени (спать по ночам), причины (сказать по ошибке), цели (вызов по проверке). В неприсловной позиции - это значения предикативного признака (тоска по родительскому дому), субъектное значение (всем осталось по книжке) и определительное значение (по воскресениям магазин не работает).
Дательный падеж сочетается с такими непервообразными предлогами: в противоположность (сказанному), благодаря (маме), вопреки (самому себе), вслед (компании), наперекор (судьбе), по отношению к (профессору), согласно (контракту), сообразно (целям), судя по (количеству). При особо стоит обратить внимание на дательный в котором зависят от самого имени имена I склонения (мужского и женского рода, которые заканчиваются на «-а», «-я») в дательном падеже окончания имеют «-е», «-и» в единственном числе (например, маме, стене, истории, тете) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, мамам, дядям).
Существительные второго склонения (мужской и средний род с и заканчивающиеся на «-о») единственного числа окончания имеют «-у», «-ю» (например, окну, столу) и множественного числа- «-ам», «-ям» (например, окнам, столам) в дательном падеже. Имена же существительные третьего склонения (заканчивающиеся на в дательном падеже окончания имеют «-и» в единственном числе (например, к ночи, по ткани) и «-ам», «-ям» - во множественном (например, по ночам, по тканям).
Дательный падеж (пришло из латинского языка «casus dativus») принадлежит к ряду косвенных падежей. Этот падеж, имеющий свою собственную семантику, противопоставляется таким падежам, как именительный, родительный и винительный. Объясняется такое противопоставление довольно просто: эти самые падежи (в исходной форме) представляют собой некую зависимость имени от того слова, которое им управляет.
Дательному падежу свойственны значения «Получателя» (то есть «Реципиента»). В русском языке существует такое понятие, как экспериенциальный дательный (экспериенцер - это носитель восприятий и чувств), который в синтаксисе ведет себя особенным образом - в этой форме можно увидеть кое-какие свойства, характерные лишь для подлежащего.
Дательный падеж сочетается с такими предлогами, как «по» и «к». Этот падеж может передавать разные значения в зависимости от того, в какой позиции он находится. Например, в присловной позиции с предлогом «к» дательный падеж выполняет следующие функции:
Передает объективное значение: «равнодушная к чужому горю»; «презрение к ленивому»; «принудить к примирению»; «охладел к другу»; «готовиться к переговорам»; «писать к чиновнику»; «привычка к учебе»; «отвращение к еде»; «чувствительность к медикаментам»;
Имеет определительное значение: по времени («прохладный к весне»; «похолодание к осени»), по цели и назначению («подготовиться к проверке»; «годный к погрузке»; «приготовить к обеду»; «продукты к завтраку»; «детали к автомобилю»; «справочник к тексту»), по месту («пройти к окну»; «повернуть к парку»; «дорога к дому»; «полет к Марсу»);
Предстает в роли информативно восполняющей: «сводится к мелочам»; «относился к худшим»; «склонялись к мнению».
Выступая в неприсловной позиции, дательный падеж будет иметь следующие значения:
Определительное (по месту и времени);
Объектное;
Предикативного признака.
В присловной позиции с предлогом «по» у дательного падежа могут быть такие значения, как определительное (уточняющее, по времени, пространству, месту, назначению, способу, причине, соответствию, мере) и объектное.
В русском языке возможно также сочетание распределительных значений с различными значениями дательного падежа в присловной позиции с предлогом «по». Здесь речь идет о значении, показывающем отнесенность как к нескольким или многим субъектам, так и к нескольким или многими объектам.
В неприсловной позиции дательный падеж с предлогом «по» может иметь:
Субъектное значение (в данном случае выступает в роли главного члена в предложении);
Определительное (по месту, времени, ограничению и основанию);
Значение предиката.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что дательный падеж с предлогом «по» имеет массу значений. Стоит еще и отметить, что конструкция такого рода отличается особой продуктивностью. Предлог «по» очень часто может выступать в роли показателя тех или иных отношений.
Помимо предлогов «по» и «к», дательный падеж в словосочетаниях и в предложениях сочетается и с другими предлогами, которые в русском языке называют не иначе как непервообразными. К ним относятся: «по отношению к (кому-нибудь, чему-нибудь)», «не в пример (кому-нибудь, чему-нибудь)», «согласно (чему-нибудь)», «подобно (кому-нибудь, чему-нибудь)», «в контраст (кому-нибудь, чему-нибудь)», «в противовес (кому-нибудь, чему-нибудь)», «благодаря (кому-нибудь, чему-нибудь)», «навстречу (кому-нибудь, чему-нибудь)», «сообразно (чему-нибудь)», «наперекор (кому-нибудь, чему-нибудь)», «соответственно (чему-нибудь)», «по направлению к (кому-нибудь, чему-нибудь)».
Большая часть подобных предложно-падежных форм отличается своей однозначностью. Значения определительно-обстоятельные и предикативного признака производится именно от этих самых значений. У некоторой части подобных форм при переносном употреблении появилось объектное значение.