Приднестровье 1993 год. Приднестровский конфликт

19 июня в Приднестровской Молдавской Республике вспоминают Бендерскую трагедию – события 24-летней давности. Тогда, в июне 1992 года, развернулись кровопролитные бои между приднестровскими ополченцами и молдавскими вооруженными формированиями за контроль над городом Бендеры. В эти события вошли как Бендерская трагедия. Жертвами этих трагических событий стали сотни людей, еще сотни получили ранения различной степени тяжести, примерно 100 тысяч человек были вынуждены покинуть город, став беженцами. Повреждения получили тысячи жилых домов, десятки предприятий, образовательных и медицинских учреждений города Бендеры.


Предыстория Бендерской трагедии уходит в период распада Советского Союза. Тогда в целом ряде советских республик активизировались националистические силы, выступавшие за отделение от Советского Союза, под антикоммунистическими и русофобскими лозунгами. При этом союзные власти фактически закрывали глаза на деятельность националистических группировок, а если вмешивались в конфликтные ситуации, то делали это крайне непродуманно. В Молдавии активизировались прорумынские националисты, которые выступали за признание идентичности молдавского и румынского языков, перевод молдавского языка на латинскую графику, провозглашение молдавского языка государственным языком республики. Образовалась большая политическая организация молдавских националистов – Народный фронт Молдовы, который поддерживался республиканским руководством. В свою очередь, коммунисты и интернационалисты республики образовали Интердвижение, выступавшее против националистической истерии.

Следует учитывать, что Молдавия не была мононациональной республикой – в Приднестровье проживало многочисленное русское и украинское население, в Гагаузии – гагаузы. И в том, и в другом регионах молдавский национализм встречал жесткое неприятие, поскольку жители прекрасно понимали, что последует за удовлетворением требований молдавских националистов. Дальнейшее усугубление конфликта между молдавскими националистами, к 1989 г. доминировавшими в руководстве республики, и жителями Приднестровья и Гагаузии, было вызвано принятием в марте 1989 г. законопроекта «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Предусматривалось признание молдавского языка государственным языком республики, лишение родителей права выбора языка обучения детей, административная ответственность за использование иного языка, кроме государственного, в официальной документации и официальном общении. Естественно, что этот законопроект фактически превращал все остальное население Молдовы, кроме молдаван, в людей «второго сорта», поскольку лишал их возможности занятия руководящих должностей, дискриминировал при обучении подрастающего поколения.

Ситуация обострилась после путча ГКЧП в августе 1991 г. 25 августа в Тирасполе была принята Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики, а 27 августа свою государственную независимость провозгласила Молдавия. К этому времени в Молдавии уже действовали собственные вооруженные формирования – полиция, Отряды полиции особого назначения, т.н. «карабинеры». В свою очередь, в Приднестровье формировались отряды ополчения. Для поддержки приднестровских ополченцев начали прибывать добровольцы из России, прежде всего – казаки. В марте 1992 г. начался вооруженный конфликт в Приднестровье. События в Бендерах стала одной из его самых кровавых и трагических страниц.

Город Бендеры расположен в 10 км. к западу от Тирасполя, на другой стороне реки Днестр. С остальной территорией Приднестровья Бендеры связаны автомобильным и железнодорожным мостами через Днестр, а также объездной дорогой через Меренешты и Кицканы. Бендеры – крупный экономический центр и второй по численности населения город Приднестровья. Весной 1992 г. Бендеры на 90% контролировались приднестровскими силами и на 19% - молдавской полицией и молдавскими националистами. Поэтому в городе одновременно действовали отделы приднестровской милиции и молдавской полиции. Понятно, что в рамках конфликта в Приднестровье город представлял стратегическое значение для обеих сторон. Молдавские власти стремились захватить Бендеры, превратив его в плацдарм для дальнейших действий против Приднестровья. Захват г. Бендеры планировался еще 15-16 июня 1992 г.

Формальным поводом к вводу молдавских вооруженных формирований в Бендеры стала перестрелка у городской типографии, расположенной по соседству с молдавским полицейским участком. Сотрудники полиции окружили автомобиль, перевозивший тираж газеты «За Приднестровье» и задержали находившихся в нем водителя и майора Игоря Ермакова, перевозившего газеты. На помощь к майору прибыли приднестровские гвардейцы, по которым открыли огонь молдавские полицейские. На звуки выстрелов к зданию молдавской полиции направились бойцы Территориального сводного отряда. Начальник молдавского полицейского отдела Бендер Виктор Гусляков позвонил руководству в Кишинев и затребовал немедленной помощи. В ответ министр внутренних дел Молдовы Константин Анточ распорядился ввести в город силы МВД Молдавии, а министр обороны Ион Косташ – войска молдавской армии. Для операции по взятию Бендер были отряжены 1-й, 3-й и 4-й пехотные батальоны и бригада полиции. В сторону города направились колонны бронетехники армии и полиции. Взять город планировалось двумя группами. Первая, под командованием полковника А. Гамураря и включавшая бригаду полиции, должна была войти в Бендеры с юга и пробиться в центр города. Вторая, которой командовал полковник Л. Карасев – бывший российский офицер, перешедший на сторону Молдовы, включала в себя бригаду молдавской армии. Перед группировкой Карасева ставилась задача войти в город с севера и блокировать мост между Бендерами и селом Парканы.

Молдавская бронетехника преодолела заграждения, выстроенные в марте – мае приднестровскими ополченцами и местными жителями. Одновременно около 21.00 молдавские националисты и полицейская бригада ОПОНа ворвались в город, в результате двухчасового боя сломив сопротивление ополченцев. Городской исполком Бендер отдал распоряжение о мобилизации ополченцев и добровольцев. Бои шли у зданий горисполкома и типографии. Весь вечер в город стягивались подкрепления, причем со стороны ПМР прибыли лишь десять казаков. Молдавские войска, в свою очередь, прибыли с колонной бронетехники. На помощь ополченцам пришли два батальона, сформированных болгарами из села Парканы.

Столь малая численность приднестровских сил в городе объяснялась тем, что Тирасполь, следуя договоренностям о мирном урегулировании конфликта, вывел из города за Днестр все вооруженные формирования ПМР, кроме милиции и территориально-спасательных отрядов. В частности, гвардия Бендеры была передислоцирована в село Парканы. Отказался выполнять приказ об отводе войск только 2-й бендерский батальон под командованием подполковника Костенко. Отведенные в район Дубоссар и Григориополя отряды казаков и гвардии были не в состоянии оперативно прибыть на помощь Бендерам. Поэтому в ночь с 19 на 20 июня сопротивление молдавским войскам оказывали только отряды народного ополчения из числа жителей Бендер и рабочие местных предприятий. В боях на площади у здания исполкома города погиб походный атаман Черноморского казачьего войска Приднестровья Семен Дриглов. На помощь жителям Бендер выступил отряд ополченцев из села Гыска, которое хоть и находилось под контролем Молдавии, но его жители поддерживали власти ПМР.

Бои в Бендерах вызвали массовый отток мирных жителей. В Тирасполь устремились десятки тысяч беженцев, выбиравшихся из города по железной дороге в товарных вагонах. Лишь ранним утром 20 июня в Тирасполе была объявлена мобилизация. Все это время в Бендерах продолжались бои между многочисленными молдавскими силами и разрозненными отрядами ополченцев. Наконец, на помощь к жителям Бендер прибыли гвардейцы и милиционеры из Тирасполя и спецназ МГБ ПМР «Дельта». Тем временем, молдавские войска захватили ряд предприятий города и приступили к форменному грабежу, вывозя оборудование и продукцию в сторону Кишинева.

Как известно, в районе Днестра дислоцировались части российской 14-й армии, которые соблюдали строгий нейтралитет. Однако 20 июня российским частям все же пришлось вмешаться в конфликт – после того, как молдавская полиция попыталась взять штурмом Бендерскую крепость, в которой размещались ракетная бригада и химический батальон 14-й армии. Военнослужащие нападение молдавской полиции отбили. Кроме того, молдавскими формированиями был открыт артиллерийский огонь по расположению 14-й армии. Командование армии потребовало от молдавского командования немедленно прекратить боевые действия.

Приднестровские гвардейцы завладели три танка Т-64 59-й мотострелковой дивизии 14-й армии, затем – еще пятью танками, после чего начали наступление на Бендеры. На мосту произошло сражение между молдавскими и приднестровскими частями с использованием танков и артиллерии. В селе Парканы воинская часть 14-й армии перешла на сторону Приднестровья и приняла присягу на верность ПМР. Удалось разгромить и принудить к бегству молдавскую воинскую часть, находившуюся у Бендерского моста. Из молдавских подразделений дезертировал практически весь рядовой состав, поэтому в боях участвовали почти одни офицеры. Полковник Карасев и его начальник штаба подполковник Чиходарь были ранены во время боев на мосту и доставлены в госпиталь. Позже полковник Карасев скончался от полученных ранений. Молдавские части бросали бронетехнику и отступали на окраины города. Тем не менее, уличные бои в Бендерах продолжались до 23 июня. 22 июня два самолета ВВС Молдовы провели бомбардировку моста, но бомбы упали в селе Парканы, причинив разрушения нескольких жилых домов. Несколько жителей села Парканы в результате бомбардировки погибли. В конце концов, один из самолетов был сбит силами противовоздушной обороны 14-й армии – после того, как попытался разбомбить нефтяной терминал.

7 июля в Приднестровье прибыли представители российской стороны, было подписано соглашение о прекращении огня. Спустя две недели, 21 июля, в Москве встретились президенты России и Молдовы Борис Ельцин и Мирча Снегур. На встрече присутствовал также руководитель ПМР Игорь Смирнов. В результате переговоров было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». 1 августа 1992 г. конфликт был заморожен, в Приднестровье разместились миротворческие силы в составе 3100 российских, 1200 молдавских и 1200 приднестровских военнослужащих. Война в Приднестровье носила справедливый народно-освободительный характер со стороны приднестровского многонационального населения, не побоявшегося выступить против превосходящих сил молдавского националистического правительства. В результате боевых действий Приднестровская Молдавская Республика стала фактически самостоятельным государственным образованием, которое, тем не менее, не признано большинством стран мира. Сегодня, спустя 24 года после вооруженного конфликта, ПМР – настоящее государство со своими органами власти, вооруженными силами, образовательными учреждениями и прочими необходимыми атрибутами.

В результате Бендерской трагедии погибли 320 военнослужащих молдавской армии и 425 приднестровских военнослужащих. По данным молдавской стороны, погибло 77 человек, включая 37 гражданских лиц. Раненых – 532 человека, в том числе 184 – мирные жители. Естественно, что бои в Бендерах не могли не причинить существенного вреда городской жилой и хозяйственной инфраструктуре. Было повреждено 1280 жилых домов, в том числе 60 домов полностью разрушены. Также разрушенными оказались 15 медицинских и 19 образовательных учреждений, 46 промышленных и транспортных предприятий, 603 государственных дома получили частичные повреждения, 5 многоэтажных жилых домов были разрушены. Зверства молдавских националистов в Бендерах стали известны всему миру, хотя западные средства массовой информации всячески старались умолчать или исказить информацию о причинах, ходе и последствиях этих трагических событий. Позиция России в отношении Бендерской трагедии также не может быть воспринята однозначно. Ведь вроде как Россия способствовала разрешению вооруженного конфликта и стала гарантом фактической политической независимости Приднестровской Молдавской Республики, но с другой стороны, не желая ссориться с официальным Кишиневом, российское правительство продолжало поддерживать отношения с молдавским руководством. Несмотря на то, что в действиях молдавской стороны в отношении мирного населения Приднестровья имелись все признаки совершения военных преступлений, политические и военные руководители Молдовы не понесли никакой ответственности за свои преступные действия против приднестровского народа.

События в Приднестровье стали одним из первых конфликтов на постсоветском пространстве, в которых друг другу противостояли открыто прозападные силы молдавских националистов (и пришедших им на помощь румынских наемников и добровольцев) и русские (и советские) патриоты. Есть много общего у событий в Приднестровье в 1992 году и событий в Новороссии (Донецкая и Луганская республики) в 2014-2016 гг. Не случайно, спустя 22-24 года после событий в Бендерах и других районах Приднестровья, против друг друга в Новороссии оказались фактически те же самые силы. С одной стороны – националисты Украины, выступающие за единый украинский язык в качестве государственного, подавление русскоязычного населения на юге и востоке страны, а с другой стороны – патриоты самых разных убеждений, от монархистов и русских националистов до коммунистов.

Приднестровский конфликт - это противостояние, начавшееся между Молдавией и Приднестровьем, которое является на её территории непризнанным государственным образованием. Под контролем этой самостоятельной республики находится все левобережье Днестра, где проживают этнические русские и украинцы.

Приднестровский конфликт возник еще в 1989 году, а уже в 1992 началось военное противостояние, которое, конечно же, привело к многочисленным жертвам с двух сторон.

Вернемся назад, в далекий 1988 год. В Молдавии все чаще слышны призывы объединиться с Румынией. На очередной сессии молдавского Верховного Совета принимается закон, согласно которому в республике должна была функционировать латинская графика, ущемляющая права всех жителей немолдавской национальности.

Политика Кишинева вызывала протесты, в основном, в двух регионах: на юге Молдавии, где проживают гагаузы, и в Приднестровье. Именно здесь на многих предприятиях начинают создаваться Советы от а затем созывается и их объединенный съезд.

Именно на нем в 1990 году решается вопрос о создании независимого государства, именуемого Республика Приднестровье.

Это решение обосновывалось тем фактом, что в 1940 году при создании на территории нынешнего Приднестровья уже существовала автономная республика, входившая в состав Украины.

Однако официальный Кишинев отменил решение съезда.

Фактически, приднестровский конфликт начался осенью 1990 года, когда молдавский ОМОН попытался ликвидировать все органы самоуправления в

В свою самую активную фазу война в Приднестровье перешла в марте-июле 1992 года, когда конфликтующие стороны перешли к самым настоящим боевым действиям. В бендеровском и дубоссарском районах началась полномасштабная война, в которой участвовали танки и артиллерия. Именно после этого противостояние было названо конфликтом.

Сейчас эта полоска земли на левом берегу Днестра, где в 1992 году было так горячо - непризнанная Приднестровская республика.

И только вмешательство России смогло остановить дальнейшее кровопролитие. Четырнадцатая российская армия, которой командовал легендарный заняла позицию «вооруженного нейтралитета», что и положило конец процессу дальнейшей эскалации.

Как и всякое военное действие, приднестровский конфликт тоже стал причиной гибели людей: в 1992 году погибло около трехсот военнослужащих и почти шестьсот мирных жителей.

Приднестровская тема особенно актуальна для российской стороны, ведь народ этого непризнанного образования совершенно четко определился в сторону тесного союза с ней, о чем высказывался на плебисцитах. При этом республика однозначно положительно относится к сохранению и даже упрочению российского военного присутствия на ее территории.

Среди причин, породивших приднестровский конфликт, есть и исторические, и экономические, и идеологические, и этнополитические, при этом позиции ни одной из противоборствующих сторон не поддаются однозначным оценкам.

Сегодня там находятся миротворческие Молдавии и России, а также украинские военные наблюдатели. Однако даже после многократных переговоров, во время которых в качестве посредников присутствовала ОБСЕ, а также Россия и Украина, достигнуть окончательного соглашения относительно статуса непризнанного Приднестровья так и не удалось.

Отношения между противоборствующими сторонами и по сей день остаются напряженными, и даже перейдя в стадию невооруженного, мирного урегулирования, этот конфликт наряду с карабахским является на территории одним из сложнейших.

Вашингтон зашел с молдавских козырей, что делать нам?

Признаться, я ждал именно такого шага. Особенно после истории с Рогозиным . Для сохранения давления на Россию у Вашингтона остается не так уж много вариантов . Санкции это красиво, броско и пафосно для журналистских пресс-конференций, однако практика показала, что России они, что слону дробина .

Нет, конечно определенный эффект от санкций есть. Ибо нельзя сказать, что они на нас не действуют вообще никак. Свои сложности возникают безусловно. Однако, вместо бесславной гибели под их гнетом, российское руководство продолжает проводить весьма интересный мастер-класс по «русскому стилю», представляющему собой эффективный микс из айки-до, тонкого троллинга, несимметричной геометрии с ломом, толстого пофигизма и изрядной примесью «с ноги по фаберже» (в том числе, с помощью «ихтамнетов», «калибров» и визитов ВКС). В результате Европа в печали, Америка в истерике, а у русских ширина довольной лыбы только увеличивается. Из Вашингтона аж смотреть противно.

И самое главное, все ранее предпринятые меры так и не смогли заставить Путина прийти на войну . Хоть на какую-нибудь из навязываемых. На выбор предлагалось много вариантов, хотя основным конечно рассматривался украинский. Но вместо войны, Москва изящно взяла Крым и заперла Украину в железную клетку «Минского процесса» . Хоть все сегодня и сетуют на неработоспособность «минских договоренностей», однако после их заключения ни одна батальонная тактическая группа, а их у ВСУ все еще имеется более полутора десятков, за пределы линии разграничения так и не сдвинулась ни на пол трака. И на этом все. Ни тебе выхода русских танковых клиньев к Киеву. Ни тебе массированного десанта «голубых беретов» в Галиции. Ни тебе высадки российских «черных беретов» на одесские пляжи. Просто возмутительно!

Зато русские нагло, как к себе домой, приперлись в Сирию , куда американцы их не звали, и буквально за три месяца им там всю малину обсиренили. Да так лихо, что два из трех спонсоров бузивших там местных бармалеев - Турция и Катар - сегодня этих бармалеев сами же и сдают под раздачу буквально в товарных количествах. Дело дошло до того, что уже почти сросшийся американский план по созданию «ближневосточного НАТО» с треском и грохотом накрылся медным тазом.

Так что попытки какого-нибудь удара с нового направления шахматная позиция буквально требовала. Но их выбор оставался предельно узким. Либо дестабилизировать Среднюю Азию , либо… расконсервировать последний оставшийся неразрешенным «старый постсоветский конфликт» в Приднестровье . Первое требовало много времени на подготовку, а этот ресурс у США сегодня уже в остром дефиците. Путин по пол года не давать ответной реакции на дипломатический беспредел Госдепа позволить себе может, а вот Трамп пару - тройку лет угрохать в подготовку качественного майдана в Киргизии, Туркмении или Таджикистана уже нет. Да и после Украины не факт, что рецепт вообще сработает. В отличие от Януковича, местные президенты излишним мягкосердием и нерешительностью не отличаются . Ониждетей в асфальт закатают быстрее, чем в американской столице успеют произнести слово - гамбургер.

Вот так, методом простого исключения и локализовалась единственно возможная в данных условиях точка американского удара. Приднестровье.

Полторы тысячи российских военных в Приднестровье - это не «миротворцы», а группировка для поддержания нестабильности вокруг Украины, заявил командующий армией США в Европе Бен Ходжес. На фоне объявления вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина персоной нон грата в Молдавии это звучит как угроза. Кишинев открыто рвет отношения с Москвой и открывает офис НАТО .

Молдова еще менее самостоятельна, чем Украина. А уж в части здравомыслия ее правящих элит - так и подавно. В свою очередь, само направление, на западный взгляд, смотрится весьма привлекательно. Типичный регион с отрицательной связностью. Это значит, что его защищать нужно, но крайне затруднительно, если вообще возможно. В данном случае ситуация для нас осложнена геополитически. Приднестровье не имеет собственного выхода к морю и полностью окружено украинской и молдавской территориями. То есть фактически находится в полной изоляции. Просто идеальная мишень для атаки.

Бросить его на произвол судьбы Россия не может по целому ряду важных причин. От банально имиджевых до прямо геополитических. В том числе - внутренних. Поддержка действий российских властей растет по мере накопления очевидных успехов реализуемой ими стратегической линии . Но, как всегда это бывает, крупное публичное поражение способно низвергнуть нацию либо в тотальное уныние, либо в не менее безудержную истерику. Плохи оба варианта. Первый существенно снижает способность общества сопротивляться давлению противника и продолжать борьбу, считая свое дело правым. Второй… еще хуже, так как создаст истерическое требование народа к власти немедленно начать войну. Чтобы показать… Чтобы наконец дать им знать… Чтобы «да сколько можно терпеть их наглость!»… А война русских против любого из бывших братских советских народов это как раз именно то, к чему США и толкают Россию начиная с августовских событий 2008 года.

В общем, США попытались зайти с козырей, однако возникает вопрос - насколько нам этого их заявления следует пугаться?

На грани «горячей фазы»: Приднестровье «под эскалационным куполом» НАТО. Попытки диалога исчерпаны!

Исходя из событий последних дней, можно сделать весьма неутешительный вывод о том, что был запущен худший сценарий развития событий вокруг временно тлеющего молдавско-приднестровского конфликта, и что уже в обозримом будущем мы можем столкнуться с достаточно масштабным многосторонним военным столкновением как в окрестностях Днестровского лимана, так и на территории всей юго-западной части «незалежной», включая Одесскую, Николаевскую и Херсонскую области . Эскалация может произойти либо во временной увязке с обострением на донбасском театре военных действий, где армией ДНР ужа начато медленное и уверенное оттеснение украинских боевиков из окраин Донецка и Мариуполя, либо независимо от тактической обстановки в Новороссии. И в первом, и во втором случаях команда «фас» прозвучит из Вашингтона или Брюсселя в строго выверенный западными спецами момент, интерпретированный в качестве очередного и неопровержимого «casus belli». Именно этим активно и занимается Запад на протяжении последнего века.

Выбор Молдавии в качестве одного из главных геостратегических «полюсов» противостояния российскому влиянию в Восточной Европе обуславливается совокупностью выгодного географического положения государства (под боком у более мощного, в плане боевого потенциала, антироссийского государства-марионетки - Украины) с крайне удачной формой правления - парламентская республика. Данные факторы создают для Запада уникальную благодатную почву для ускорения реализации плана по выведению всех постсоветских государств «на тропу смуты и войны» в отношениях с РФ , что в конечном счёте должно привести к вовлечению ВС нашего государства в несколько крупных и затяжных конфликтов на восточноевропейском ТВД, которые вполне способны ослабить оборонительные возможности Южного и Западного военных округов.

Абстрагироваться от этих конфликтов у Москвы нет возможности, ведь в этом случае ситуация лишь усугубится. Во-первых, нас будет ожидать полная потеря дружественных и союзных территорий с полностью разочарованным и частично истреблённым вражескими режимами пророссийским электоратом . Во-вторых, на этих территориях незамедлительно будут развёрнуты отборные подразделения Объединённых ВС НАТО , которые уже сегодня получают лучшие образцы бронетехники для проведения операций штурмового и наступательного характера. Ярким примером подготовительных работ Североатлантического альянса к широкомасштабным боевым действиям на европейском ТВД является спешное обновление основных боевых танков M1A2 «Abrams» на 7-м полигоне ВС США в немецком Графенвоере до высокозащищённой версии TUSK («Tank Urban Survival Kit»), предназначенной для успешного оперирования на участках ТВД, насыщенных противотанковыми средствами противника.

Вернёмся к ситуации вокруг Приднестровской Молдавской Республики . Как указывалось выше, парламентская форма правления в Молдавии практически полностью ограничивает возможности новоизбранного президента республики. В частности, несмотря на более-менее пророссийский вектор нынешнего президента Игоря Додона, прозападная позиция Кишинёва только усиливается, и что-либо противопоставить парламенту и кабмину Молдавии Додон не имеет юридической возможности . К примеру, на апрельской пресс-конференции, полностью пронатовский премьер-министр Молдавии Павел Филип заявил, что подписанный Додоном меморандум о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС не имеет абсолютно никакой юридической силы. Более того, вне компетенции президента Додона находятся такие процедуры, как: назначение или снятие с поста министров, назначение судей Конституционного суда, ратификация любых международных договоров (включая экономическое и военно-техническое сотрудничество) без подтверждения со стороны парламента и т.д. Другими словами, на фоне законодательно подкреплённого националистического проевропейского большинства (имеющего решающую юридическую силу) в молдавском парламенте, президент воспринимается в роли обычной «оппозиционной выскочки». К огромному сожалению, именно так и происходит сегодня на деле.

Взять, к примеру, недавний нашумевший инцидент с запретом использования румынского и венгерского воздушных пространств, а также аэропорта Кишинёва для транзита в Молдавию авиалайнера с высокопоставленной делегацией во главе с вице-премьером, куратором ВПК и спецпредставителем президента России по Приднестровью Дмитрием Рогозиным . Экипажу борта, на котором находилась ещё и группа артистов, направляющаяся на торжества в честь 25-летия миротворческой операции в Приднестровье, пришлось делать «крюк» через Минск, затрачивая последние остатки топлива. Дело в том, что Дмитрий Рогозин находится в так называемом «санкционном списке» ЕС, который очень исправно курируют такие прихвостни и «подстилки НАТО», как Бухарест, Будапешт и Кишинёв в лице молдавского кабмина.

Что касается ситуации с бортом S7 «Airlines», то она стала очень показательной. Всё, что смог сделать Додон, - гневно пожурить молдавское правительство, назвав его действия «дешевым шоу и геополитической игрой с целью выслужиться перед США и НАТО». Но если бы всё было так просто и безобидно... В реальности Москве было показано, кто в доме хозяин, также эту неадекватную акцию можно интерпретировать как предупреждение о более жёстких действиях в отношении российского миротворческого контингента в ближайшем будущем . И это далеко не выдумки и больная милитаристская фантазия, а настоящая реальность.

Вполне очевидно, что официальный Кишинёв ни на секунду не представляет мирного сосуществования с Тирасполем и почти в открытую анонсирует будущий силовой сценарий подчинения Приднестровской Молдавской Республики. Остаётся ликвидировать единственный весомый тактический заслон - Оперативную группу российских войск в Приднестровском регионе (ОГРВ ПРРМ). В данный момент молдавская «верхушка» уже задействовала некоторые инструменты для усложнения процесса ротации российской группировки численностью 1412 военнослужащих, относящихся к одному батальону миротворческих сил и двум батальонам войсковой части №13962 (ОГРВ), а также блокирования доставки дополнительного вооружения бортами военно-транспортной авиации. Мало того, что единственным вооружением армии ПМР и нашего миротворческого контингента остаются лишь артиллерийские арсеналы в н.п. Колбасна, для осуществления ротации теперь необходимо использовать самолёты гражданской авиации, выполняющие рейсы в аэропорт Кишинёва, что становится всё менее безопасным , поскольку молдавская погранполиция более дотошно «пробивает» документацию пассажиров, прибывающих из РФ и, зачастую вычисляет и депортирует наших миротворцев обратно в Россию. Наиболее запомнившийся инцидент произошёл 21 мая 2015 года, когда после проверки документов из Молдавии был депортирован сержант запаса Евгений Шашин, направляющийся в Тирасполь на службу в 13962-й войсковой части в должности стрелка МСО.

Как мы видим, в данный момент наша ОГРВ находится крайне сложном положении , которое сродни тактическому «котлу». В случае малейшей провокационной акции на границах ПМР может произойти крайне неприятная ситуация: территория маленькой республики может быть стёрта с лица земли всего за несколько первых часов эскалации конфликта. Дело в том, что максимальные глубины тыловых зон ПМР достигают порядка 20-30 км , а в районе трёх тактических «перешейков» близ н.п. Рашково, Журка и Нововладимировка не превышают 4-5 км . Это говорит о том, что даже центральные участки Приднестровской Молдавской Республики находятся в радиусе уверенного поражения крупнокалиберной ствольной и реактивной артиллерии ВС Молдавии и Украины. Против ВС ПМР и российских миротворцев могут быть применены десятки боевых машин РСЗО 9К51 «Град» и 9К57 «Ураган», гаубицы Д-30, «Мста-Б» и «Акация», взявшие непризнанную республику в плотное кольцо с территории Молдавии и Украины. В районах вышеуказанных тактических «перешейков», численно превосходящие молдавские войсковые формирования, при поддержке румынских и украинских националистов с натовскими инструкторами, получат возможность разделить территорию ПМР на 4 участка, для зачистки которых потребуется не более двух недель с использованием молдавско-украинских войсковых ресурсов, и всего 4 - 5 дней - с румынской военной поддержкой, в которой можно не сомневаться.

В распоряжении ВС Молдавии также находятся 152-мм дальнобойные пушки 2А36 «Гиацинт-Б», способные вести огонь на дальность 33,5 км в случае применения активно-реактивных снарядов ОФ-59

Тирасполь сможет неплохо «огрызнуться », ведь в распоряжении армии ПМР имеется около сотни «Градов» , 30 100-мм противотанковых пушек 2А29 «Рапира» и 85-мм дивизионных пушек Д-44, а также большое количество противотанковых ракетных комплексов и РПГ; ничего более существенного ПМР предпринять не сможет по причине отсутствия должного вооружения и необходимой его численности, а также малой численности личного состава войсковых подразделений; в сравнении с Корпусами народной милиции ЛДНР армия ПМР выглядит очень и очень блекло. Не стоит забывать и о том, что в грядущей бойне будет участвовать множество западноевропейских ЧВК , обладающих отличным опытом в выполнении молниеносных тактических военных операций, что потребует от Москвы быстрых и решительных действий по защите нашего военного контингента и дружественной республики.

Важным моментом является то, что значительную поддержку Молдавии в подготовке силового сценария «реинтеграции» Приднестровской Молдавской Республики «незалежная» оказывает уже сегодня . Во-первых, как было сказано ранее, это переброска артиллерийских подразделений ВСУ к границам ПМР. Во-вторых, это размещение молдавских пограничников, таможенников и военного контингента на украинских КПП в Одесской области. Так, первый молдавско-украинский контингент планируют разместить на КПП «Кучурганы - Первомайск» уже в 2017-м году. Третьей, наиболее опасной и провокационной, акцией Киева стало развёртывание в окрестностях Днестровского лимана и Одессы двух зенитно-ракетных дивизионов средней дальности С-300ПС и ещё нескольких дивизионов «Бук-М1». Вместе с размещёнными близ румынско-украинской границы модернизированными румынскими ЗРК «Hawk PIP-3R», украинские комплексы полностью перекрывают все воздушные подлётные рубежи к ПМР со стороны нейтрального воздушного пространства над Чёрным морем. Совсем скоро к ним можно будет прибавить ещё и 8 закупленных Бухарестом ЗРК «Patriot PAC-3 », что приведёт к потере единственного и простого пути переброски к берегам Днестра подразделений ВДВ России, а также доставки современных противотанковых комплексов и контрбатарейных радаров артиллерийской разведки для создания высокоэффективного оборонительного рубежа ПМР, способного быстро подавить огневые позиции украинской и молдавской артиллерии.

Если рассуждать более объективно, всё современное вооружение для защиты ПМР необходимо было доставить в регион ещё задолго до начала создания прочного рубежа ПВО над Одесской областью, но время было потрачено впустую, и теперь для сохранения статуса влиятельной сверхдержавы России придётся прибегнуть к радикальным мерам. Для «расчистки» наземного и воздушного коридоров к Тирасполю потребуется проведение комплексной наступательной операции на южном участке Одесской области . Ключевая роль здесь будет принадлежать ударной компоненте Черноморского флота ВМФ России (дизель-электрическим подлодкам классов «Палтус» и «Варшавянка» и фрегатам пр. 11356), которая нанесёт стратегическими крылатыми ракетами 3М14Т «Калибр-ПЛ» кинжальные удары по украинским и молдавским войсковым подразделениям южнее Черноморска (именно на этом направлении будет возведён мощный оборонительный форпост, представленный молдавско-румыно-украинским контингентом для блокады ПМР).

Учитывая наличие закрывающих воздушное пространство над Днестровским лиманом украинских «Трёхсоток», может возникнуть необходимость в проведении противорадиолокационной операции. Для этих целей будут задействованы сверхманевренные многоцелевые истребители Су-30СМ 38-го истребительного авиаполка, развёрнутого на крымской авиабазе Бельбек. В их арсенале находятся такие высококлассные средства воздушного нападения, как 4-мховые противорадиолокационные ракеты Х-58У с дальностью действия до 250 км при высотном пуске, семейство многоцелевых тактических ракет Х-38 и высокоточные тактические ракеты Х-59МК2 , оснащённые «умной» корреляционно-оптической головкой самонаведения. После нанесения массированных противорадиолокационных ударов по радарам подсвета 30Н6 украинских С-300ПС , будет возможность открыть воздушный коридор для переброски подразделений ВДВ к южным границам Приднестровской Молдавской Республики; также появится возможность «зачистки» оставшихся формирований молдавской армии и ВСУ силами штурмовой авиации ВКС России .

Ситуация вокруг молдавско-приднестровского конфликта будет усложняться не по дням, а по часам, прямопропорционально усугубляющейся обстановке на Донбассе. Более того, нарастает вероятность предоставления Киеву противотанковых ракетных комплексов и средств ПВО малой дальности, что только увеличит степень безбашенности украинской «верхушки». Наиболее верную тактику по Приднестровью обозначил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Его идея заключается в выдвижении молдавским властям жёсткого ультиматума, в соответствии с которым Кишинёв не должен препятствовать работе «транзитного коридора» для ротации ОГРВ в ПМР. В случае же его невыполнения Россия получит полное право на силовой асимметричный ответ. Иного подхода к разрешению данной ситуации сегодня не предвидится (есть варианты см. первую статью прим. РуАН

Молдавия в конце XX века. Война в Приднестровье

История независимой Молдавии началась с эффектного успеха. Молдаванам удалось арестовать на украинской территории приднестровского лидера Смирнова. Могло показаться, что и без того подавленное поражением ГКЧП Приднестровье скоро сдастся. Такое впечатление оказалось ложным – молдаване натолкнулись на серьезное сопротивление, а сами проявили слабость и нерешительность. 5 сентября 1991 г. Женский забастовочный комитет Тирасполя блокировал железную дорогу Кишинев – Одесса, освобождения Смирнова потребовали националистические депутаты российского парламента, и, наконец, за это высказались молдавские депутаты-аграрии. И Молдавия вернула приднестровцам президента, не получив взамен никаких уступок.

Подобная нерешительность могла бы быть отражением желания оставить Приднестровье в покое и заняться вхождением в состав Румынии. В сентябре 1991 г. премьер-министр Роман заявил, что Румыния готова к объединению с Молдавией, если молдавский народ тоже готов к этому. Убравший Романа Илиеску в свою очередь был не против получить лавры собирателя румынских исторических земель. В ноябре он повторил приглашение Молдавии войти в состав Румынии.

Молдавский народ не откликнулся. В 1991 г. за объединение с Румынией высказались 3%, в 1992 г. – 9%. И это был пик унионистских настроений, в 1993 г. объединяться хотели только 5%. После 150 лет пребывания в составе России – СССР население Восточной Молдавии чувствовало себя отдельным от румын народом. Элита республики не собиралась переубеждать его. Полученная независимость позволяла ей удобно обустроиться в административном аппарате нового государства, проводить приватизацию согласно собственным интересам (в частности, румынская радикальная аграрная реформа явно не внушала энтузиазма молдавским председателям колхозов). С этими выгодами явно не стоило расставаться ради присоединения к бедному, нестабильному и не занимавшему сильных позиций в мире государству.

Так что как только независимость была достигнута, аграрии поспешили оформить собственный, не только не связанный с Народным фронтом, но и противостоявший ему политический центр – 19 октября создается Аграрно-демократическая партия. А для Народного фронта после блестящего выполнения первой части его программы – достижения независимости – настало время жестоких разочарований. Стоило пасть внешним преградам для объединения Молдавии с Румынией, как неожиданно выяснилось, что по-настоящему непреодолимыми являются препятствия внутренние. Аграрии были категорически враждебны унионизму. Снегур высказывался уклончиво и при этом назначил всеобщие выборы президента, что явно свидетельствовало о намерении сохранить молдавское государство надолго.

В ответ Народный фронт в октябре объявил об уходе в оппозицию и призвал бойкотировать президентские выборы. Но теперь, когда председатели колхозов отвернулись от национального движения, оно располагало лишь меньшинством в парламенте и возможностью поднять на демонстрацию несколько тысяч кишиневских студентов. Для того чтобы изменить ход событий в стране, этого было недостаточно.

Народный фронт отказался выдвигать кандидата на пост главы государства, которое, по его мнению, не имело права на дальнейшее существование, а аграрии поддержали президента. Так что Снегур оказался единственным кандидатом и выиграл выборы с «коммунистическим» результатом 98%. Если в 1990 г. у Молдавии было много общего с Прибалтикой, теперь политический пейзаж страны начинает напоминать Среднюю Азию. Голосование состоялось 8 декабря. Как раз в те дни, когда агония империи вступила в завершающую фазу.

1 декабря украинцы, в марте высказавшиеся за сохранение Советского Союза, теперь в ходе национального референдума столь же дружно поддержали провозглашенную 24 августа независимость. В тот день прошел еще один, менее известный плебисцит – жители Приднестровья высказались за независимость своего государства. От Молдавии, разумеется. Что касается СССР, то они еще долго любили говорить о своем крае как о «последней советской территории».

Остальные земли между Кишиневом и Чукоткой советскими и в самом деле быть перестали. 8 декабря 1991 г. президенты России и Украины и председатель парламента Белоруссии подписали соглашение о роспуске Союза Советских Социалистических Республик. Молдавия, вместе с восьмью республиками Средней Азии и Закавказья, автоматически получила признание своей независимости. 21 декабря президент Снегур, не обращая внимания на яростные протесты Народного фронта, подписывает учредительные документы Содружества Независимых Государств. 25 декабря Горбачев уходит в отставку с поста президента.

История СССР завершается. История социалистической экономики тоже. С первых дней 1992 года Молдавия вместе с Россией отменила государственный контроль над большей частью цен.

Президент Снегур с энтузиазмом берется за консолидацию «своего» государства. Независимость страны может быть гарантирована только при условии установления контроля над расположенными на молдавской территории частями советской армии. Кроме того, их потенциал нужен для борьбы с сепаратистами. Молдавия вместе с Украиной выступает против сохранения единых вооруженных сил бывшего СССР. 14 ноября 1991 г. молдаване объявляют о национализации имущества советской армии на своей территории, но сразу выполнить это решение не удалось. До марта 1992 г. армия СССР - СНГ на территории Молдавии продолжала подчиняться центральному командованию и, отдавая отчет в неминуемости перехода под молдавский контроль, вывезла из нового независимого государства до 900 грузовиков оружия и другого имущества, тем самым существенно ограничив возможности ведения войны с приднестровцами.

3 марта Молдавию принимают в ООН. 20 марта на саммите СНГ в Киеве достигается договоренность о передаче Молдавии частей бывшей советской армии, находящейся на ее территории. Несколькими днями ранее, в Кишиневе молдавские военные въезжают в опустевшее здание командования юго-западного стратегического направления, слишком огромное и помпезное для военного руководства страны с армией, насчитывающей чуть больше пяти тысяч человек. После 20 марта расположенные на территории республики части приводятся к присяге на верность Молдавии. Отказавшиеся сделать это офицеры увольняются. В крупных частях – артиллерийской в Унгенах, авиационной в Маркулештах – таких оказалось большинство. Стоящий в Кишиневе десантный полк присягать Молдавии отказывается в полном составе, так что надо договариваться с Россией о его выводе. Это приходится делать в сложных условиях – начинается война.

Тогда же, в марте, уже под аккомпанемент первых выстрелов на Днестре, в Молдавии вводится всеобщая воинская обязанность.

Раз уж молдавской элитой было принято решение строить собственное государство, пренебрегать землями восточнее Днестра, составлявшими его значительную часть с точки зрения географии и населения, а особенно по промышленному потенциалу, было неправильно. Поэтому полученную к марту 1992 г. реальную независимость президент Снегур поспешил использовать для того, чтобы попытаться покончить с сепаратистами.

На восточном берегу Днестра к войне тоже готовились, причем примерно также как в Молдавии. В январе 1992 г. приднестровские власти заявили, что переводят под свою юрисдикцию расположенную на территории региона советскую 14-ю армию, которая на тот момент насчитывала 20 тыс. человек. Приднестровью было легче. Если молдаване при создании собственной армии сталкивались в бывших советских частях с заметным сопротивлением, приднестровскому делу военнослужащие в основном сочувствовали. Значительная часть офицеров 14-й армии была жителями региона, и такие стороны приднестровской государственной идеи, как защита славянских и народов и неприятие распада СССР, были близки большинству советских военных. Так что не исключено, что весной 1992 г. в распоряжении приднестровского руководства могла бы оказаться группировка, способная не только защитить регион от молдавских атак, но и без особого труда захватить всю Восточную Молдавию.

Такое неблагоприятное для республики развитие событий предотвратила Россия, 1 апреля объявившая о взятии 14-й армии под свой контроль. Хотя, сказать, что молдаване остались этим довольны, было бы большим преувеличением. Во-первых, российское командование как минимум не смогло, а, возможно, и не захотело воспрепятствовать вовлечению 14-й армии в конфликт на стороне Приднестровья. Приднестровские вооруженные силы получили от нее значительное количество оружия, что позволило восточному берегу подготовиться к войне лучше, чем западному. Наиболее известной историей является «угон» приднестровцами из 14-й армии нескольких танков, в то время как молдаванам из советского наследия столь мощной боевой техники вовсе не досталось.

Во-вторых, Россия теперь оказалась непосредственно вовлеченной в конфликт и обеспечила Приднестровью военно-политическое прикрытие, делавшее захват края молдаванами делом крайне затруднительным даже в случае, если бы они имели военное превосходство над приднестровской армией. Вообще-то в Кишиневе не могли не понимать этого обстоятельства. И война могла бы закончиться быстрее или вовсе не начаться, если бы граница проходила точно по Днестру.

Но было две местности со сложной границей, порождавшей множество конфликтных ситуаций. Первая – Дубоссары. Этот городок на восточном берегу Днестра в основном перешел под приднестровский контроль во время известных нам событий ноября 1990 г., но там сохранилось отделение молдавской полиции. Дубоссары окружали несколько деревень, оставшиеся верными молдавским властям и просившие у них помощи против приднестровцев. Помимо этого, город находится в середине той узкой полосы вдоль восточного берега Днестра, на которой расположена приднестровская территория, что порождало соблазн разрубить владения сепаратистов пополам. Это могло бы поставить Приднестровье в затруднительное положение и вынудить его согласиться на предложение Снегура о создании двух автономных районов с центрами в Тирасполе и Дубоссарах.

2 марта 1992 г. разгром приднестровцами молдавского отделения полиции в Дубоссарах положил начало приднестровской войне. Столкновения молдаван и приднестровцев, в ходе которых Молдавия укрепила свою власть в нескольких деревнях на восточном берегу Днестра, но так и не смогла завладеть Дубоссарами и разрубить надвое приднестровскую территорию, продолжались до начала июля.

Второй проблемной местностью были Бендеры – город важный для приднестровцев в силу того, что он является вторым по величине населенным пунктом их государства, составляет единую агломерацию с приднестровской столицей Тирасполем и прикрывает последний с запада, со стороны Молдавии. Но вместе с тем, он расположен на западном берегу Днестра и является частью молдавских исторических земель, так что молдаванам очень хотелось отобрать у приднестровцев хотя бы его.

Картину противостояния в Бендерах делало крайне сложной наличие в городе отряда молдавской полиции и части российской 14-й армии. Последняя сыграла решающую роль во время молдавской атаки на город 1 апреля. Ее офицеры заявили о готовности вступить в бой на стороне приднестровцев, после чего молдаване отошли и не возобновляли попыток захватить Бендеры в течение следующих двух месяцев.

Армии противостоящих сторон насчитывали примерно по пять тысяч человек, но и эти небольшие силы ни одном этапе войны не были полностью вовлечены в боевые действия. Столкновения то вспыхивали на несколько дней, то сменялись длительными периодами затишья и попытками договориться о мире. С молдавской стороны их инициировали депутаты парламента от аграрной партии, теперь обретшей самостоятельную роль и противодействовавшей воинственному настрою президента Снегура.

Лишь незначительная часть молдавской армии – в основном добровольцы, призванные Народным фронтом – рвалась в бой. Остальные воевали без подлинной ненависти к неприятелю. Молдавские солдаты на позициях часто по собственной инициативе договаривались с приднестровскими о прекращении огня, офицеры устанавливали телефонную связь через линию фронта, чтобы мирно улаживать конфликтные ситуации.

Этот миролюбивый настрой оказался большой удачей не только для Молдавии и Приднестровья, но и для более крупных стран. Потенциал эскалации приднестровской войны был впечатляющим. За Приднестровье, как мы уже знаем, переживала Россия, где националистическая и коммунистическая оппозиция, поддержанная вице-президентом Руцким, обвиняла власти в предательстве славянского населения региона. Помимо вовлеченности в конфликт 14-й армии, в войне приняли участие несколько сотен приехавших из России казаков.

Зеркальным отражением ситуации в России было отношение к приднестровской войне в Румынии. Там Демконвенция требовала от правительства более активной поддержки Молдавии. Румыния помогала оружием, посылала инструкторов для обучения находившейся в процессе формирования молдавской армии. Есть слухи об участии в боях румынских спецподразделений, но на эту тему утверждать что-то определенное сложно.

После мартовской вспышки боев, в начале апреля был создан первый международный переговорный механизм по Приднестровью с участием Молдавии, России, Румынии и Украины. Но он пал жертвой обострения ситуации, произошедшего в конце мая. Тогда возобновились бои в районе Дубоссар. 19 мая командование 14-й армии заявило, что будет силой отвечать на атаки молдаван против своих объектов, на следующий день президент Снегур обвинил Россию в агрессии против Молдавии и потребовал вывода российских войск. 25 мая он заявил о намерении объявить войну России.

Молдавский парламент решительно воспротивился войне с Россией, вялые перестрелки на фронте к 30 мая утихли, была урегулирована и неприятная ситуация в Кишиневе, где молдавские демонстранты блокировали российский десантный полк (тот, что отказался присягнуть Молдавии). Блокаду сняли после достижения договоренности о выводе десантников в Россию. 9 июня парламент Молдавии принял решение о прекращении боевых действий, но самая серьезная вспышка войны была еще впереди.

В Бендерах помимо уже упомянутых военных сил в декабре 1991 г. сформировался батальон Костенко, формально приднестровский, но на самом деле никому не подчинявшийся и прославившийся наиболее жестокими акциями против молдаван, а также грабежами. Ранним утром 19 июня атакованные в Бендерах бойцами Костенко молдавские полицейские вызвали подкрепление из Кишинева. На помощь были направлены значительные силы молдавской армии. Похоже, Снегур поддался соблазну захватить город до окончательного наступления мира, чтобы при урегулировании не оставить приднестровцам никаких территорий западнее Днестра. Не исключено, что на таких условиях молдаване были бы готовы признать приднестровскую независимость.

Приднестровцы не ожидали такой серьезной атаки, так что к исходу дня 19 июня большая часть Бендер оказалась в руках молдаван. Но 20 июня приднестровские подкрепления из Тирасполя контратаковали молдавскую армию. После нескольких атак с использованием тех самых «угнанных» танков они сумели отбросить молдаван с позиций у въезда в город с моста через Днестр и начали постепенно оттеснять их из Бендер. Сражения достигли невиданного за время этой в основном вялой войны ожесточения. Уличные бои причинили Бендерам значительные разрушения и привели к гибели большого числа мирных жителей. Молдаване вели себя в городе как на завоеванной территории, грабя захваченные кварталы.

21 июня молдавская армия была вынуждена оставить большую часть Бендер. Крупнейшее сражение приднестровской войны, унесшее жизни 203 человек, молдаванами было проиграно.

8 июля боевые действия прекратились, начался отвод молдавских и приднестровских сил с линии противостояния. А 21 июля Снегур подписал с президентом России Ельциным соглашение об основах приднестровского урегулирования. Линия разграничения между Молдавией и Приднестровьем почти не изменилась – территориальным итогом войны 1992 г. стал переход под молдавское управление нескольких сел на восточном берегу Днестра около Дубоссар. Безопасность на непризнанной, но, тем не менее, существующей границе отныне обеспечивали посты российских миротворцев.

В Бендерах батальон Костенко сразу по заключении мира разогнали сами приднестровцы, российская часть вскоре была выведена, но молдавское присутствие сохранилось. Молдаване удержали предместье Варница, из-за чего на севере Бендер граница проходит через городские кварталы. Наряду с местной милицией, в городе продолжает существовать отделение молдавской полиции, и что совсем забавно, имеется находящаяся под молдавской юрисдикцией тюрьма, так что часть осужденных в Молдавии преступников мотает свои срока на территории фактически другого государства. В таком странном и неудобном положении, в чем-то напоминающем ситуацию в Берлине в годы раскола Германии, Бендеры живут уже 20 лет и неизвестно, сколько будут жить еще.

Соглашение 1992 г. положило начало бесконечным переговорам о политическом урегулировании приднестровской проблемы. Они ведутся при посредничестве России, Украины и ОБСЕ, Румынию к участию в делах СНГ больше не допустили. Молдавия по-прежнему хочет восстановиться в границах советского времени. Ради этого она готова предоставить восточным регионам самоуправление с правом иметь в качестве официальных русский и украинский языки, но не согласна на равноправное объединение в федерацию, при котором регион имел бы право вето при принятии Кишиневом любых важных решений. Навязать что-либо силой молдаване не могут, пока Россия осуществляет начатое в апреле и договорно оформленное в июле 1992 г. военно-политическое прикрытие Приднестровья.

Но и для России вовлеченность в приднестровские дела стала запутанной ловушкой. Признание независимости Приднестровья означало бы нарушение слишком многих международных правил и создание плохого прецедента для слишком многих ситуаций внутри России. Кроме того, все коммуникации между Россией и Приднестровьем проходят через Украину, так что поддерживать регион можно только в сотрудничестве с ней, которое далеко не гарантировано. Но и отказать в помощи русскому и украинскому населению Приднестровья тоже трудно. Россия нашла спасительную формулу – Приднестровье следует использовать как якорь, который удержит Молдавию от присоединения к Румынии, или, в более поздней интерпретации, от интеграции в западное сообщество. С этой целью регион надо поддерживать, но подталкивать не к независимости, а к созданию какой-либо формы равноправного сообщества с Молдавией.

Последняя серьезная вспышка страстей в ходе приднестровской войны и вообще всей молдавской антикоммунистической и национальной революции произошла 24 июля. В этот день 120 молдавских бойцов, занимавших позиции на недавней линии фронта недалеко от Дубоссар, сочли условия подписанного тремя днями ранее соглашения о приднестровском урегулировании неприемлемыми для Молдавии, взбунтовались и прибыли в Кишинев. Но продолжения история не имела – немного помитинговав, солдаты вернулись в расположение своей части. Что и было последней точкой в войне, которую молдавский народ вел с явной неохотой.

В ней погибло 284 человека с молдавской стороны и 425 – с приднестровской. В разгар боевых действий из Приднестровья бежали порядка 100 тыс. жителей региона, но по заключении мира они получили возможность вернуться. Конфликт был межэтническим, но и с идеологической составляющей борьбы молдавских противников и приднестровских сторонников сохранения Советского Союза. И из-за национальной ненависти, и ради торжества великих идей человечество пролило такие моря крови, что на их фоне павшие на берегах Днестра 700 человек – это немного. Молдаване, казалось бы, уже вступили в кровавую схватку со славянскими народами, но проникнуться к ним по-настоящему сильной ненавистью так и не смогли. Война угасла, причинив лишь умеренный вред и не оставив глубокого следа в сознании сражавшихся народов.

Актуальность урегулирования приднестровского конфликта по-прежнему остается высокой для Российской Федерации: во-первых, народ Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), сформировавшейся в процессе развала Советского Союза и последующего вооруженного противостояния с Республикой Молдавия, неоднократно и недвусмысленно изъявлял свое желание идти в сторону наиболее тесного союза с РФ.

Как минимум, в самоопределившейся, но до сих пор не признанной мировым сообществом республике многонациональное население выступает не только за сохранение, но и увеличение военного российского присутствия. Игнорировать мнение сотен тысяч людей Россия не может.

Кроме того, не будем забывать, что только благодаря существованию Приднестровской Молдавской Республики на важном геостратегическом юго-западном направлении на левом берегу Днестра сохраняется российское военное присутствие. Дальше - только Балканы, где наше влияние в конце девяностых было сведено к минимуму усилиями Североатлантического альянса.

До последнего времени сам конфликт и вопросы его справедливого для всех заинтересованных сторон разрешения в российских СМИ и, зачастую, в самом российском обществе оценивались весьма формально. Чего, например, нельзя сказать об Украине, власти которой откровенно и неоднократно заявляли о своих стратегических интересах в этом регионе. Более того, украинские власти активно реализуют здесь свои интересы.

Говоря о приднестровско-молдавском конфликте, не следует забывать, что исторически земли днестровского Левобережья никогда ни принадлежали не только Румынии, но и не входили в Молдавское княжество. В 1792 г. великий русский полководец граф Александр Суворов основал русский город Тирасполь - крепость на левом берегу Днестра, которая была противовесом турецкой крепости Бендеры.

По итогам гражданской войны по реке Днестр прошла пограничная линия между образовавшимся на территории Российской империи Советским Союзом и Румынией. В 1924 г. левобережное Приднестровье было оформлено в качестве Молдавской АССР в составе Украинской ССР. После присоединения Бессарабии к Советскому Союзу в 1940 г. была создана новая союзная республика - Молдавская ССР, к ней советская власть и присоединила приднестровское Левобережье.

Летом 1990 г. политические события в республике Молдавия были весьма схожи с тем, что происходило на территории Грузинской ССР. Парламент республики объявил о ликвидации Молдавской ССР. Кишинев объявил своей стратегической задачей воссоединение с Румынией. В ответ народ, населяющий территорию левее Днестра, объявил о своем нежелании выходить из состава Советского Союза. Избранные всеобщим голосованием представители многих национальностей Левобережья в начале сентября 1990 г. провозгласили Приднестровскую Молдавскую Республику. Конфликт вступил в свою решающую фазу.

Краткая история приднестровского конфликта

Уже к концу 80-х гг. в Молдавии стремительно растут прорумынские настроения и появляются призывы к "историческому объединению" с этой страной, тем более, что расстрел без суда и следствия в 1989 г. Николае и Елены Чаушеску поставил точку в истории коммунистической диктатуры в Румынии.

На XIII сессии Верховного Совета МССР принимается Закон "О функционировании языков", в котором без учета интересов и гражданских прав немолдавского населения была введена латинское написание.

Политика Кишинева не остается без ответа: наиболее значительны протесты среди гагаузов на юге республики и в Приднестровье. Там для защиты прав населения на предприятиях создаются Советы трудовых коллективов. Прошел I съезд Объединенного Совета трудовых коллективов (ОСТК).

Июнь 1990 г. - в с.Парканы состоялся I съезд народных депутатов Приднестровья всех уровней, на котором была высказана идея создания независимого государства. Однако 5 июня 1990 г. молдавские власти объявили съезд незаконным.

В это время союзные власти занимают (как и с Грузией) отстраненную позицию. Перестроечная пресса одобрительно называет молдавскую власть демократической, а приднестровцев именует не иначе как "коммунистами", причем, самого ортодоксального толка. Таким образом, общество было дезориентировано. Нарастающий конфликт подавался как борьба передовых демократических воззрений с отжившей свое коммунистической идеологией.

На II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья принимается Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Республики. В качестве правового обоснования Декларации заявляется, что в момент образования Молдавской ССР в 1940 г. на территории Левобережья существовала Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР, образованная 12 октября 1924 года.

Осень 1990 г. - начало вооруженного противостояния между Молдавией и ПМР. Уже 2 ноября силы молдавского ОПОНа (отряд полиции особого назначения) предпринимают попытку.ликвидации местных органов власти в г.Дубоссары. По информации приднестровской стороны в вооруженных акциях на стороне Молдавии принимали участие молдавские и румынские националисты с ведома и под руководством кишиневских силовых ведомств.

В ПМР через год после дубоссарских событий образована Республиканская гвардия и создан Комитет по Обороне и безопасности. Еще через год, 8 сентября 1992 г. правительство ПМР определило структуру и сроки формирования вооруженных сил провозглашенной республики. Исполняющим обязанности министра обороны 23 сентября 1992 г. назначен полковник С.Хажеев.

Март-июль 1992 г. - основные и наиболее кровавые события в молдавско-приднестровском конфликте, когда противоборствующие стороны вели активные боевые действия. В районах Бендер и Дубоссар шли полномасштабные бои с применением танков и артиллерии. Только жесткая позиция командования 14-й армии, лично командарма Александра Лебедя и офицеров российского Генштаба, занявших недвусмысленную позицию "военного нейтралитета", предотвратила дальнейшее развитие вооруженного конфликта.

По официальным данным властей Приднестровской Молдавской Республики в ходе вооруженного конфликта погибли 284 военнослужащих (с учетом умерших от ранений - 364) и более 600 мирных жителей Левобережья.

Приднестровская Молдавская Республика

Общие сведения

В настоящее время на территории, подконтрольной властям ПМР, проживает 31% молдаван, 29% русских, 26% украинцев. В национальной политике республики главенствует принцип равноправия всех наций. На левом берегу Днестра отсутствует понятие "государственный язык", приднестровское законодательство определяет три официальных языка: русский, молдавский и украинский.

Внутриполитическая ситуация

Как отмечают наблюдатели, политическое и государственное устройство ПМР сохранило много элементов советского образца. Изменить это государственное устройство в условиях военного противостояния и мощного внешнеполитического давления в ПМР было невозможно. Советская система очень подходила для того, чтобы "существовать во вражеском окружении многие годы".

ПМР как суверенное государство могло сохраниться на протяжении 10 лет только при высокой централизации власти и государственном контроле за многими сферами общественной жизни. Впрочем, по всеем формальным признакам ПМР - демократическое государство с парламентом, Конституцией и сильной президентской властью.

Эксперты отмечают отсутствие на ее территории каких-либо значительных политических разногласий, явно выраженной и сильной оппозиции в Приднестровье просто нет. Руководство и политическая элита республики объединены "военным прошлым" и ориентированы на Россию.

Экономика

ПМР имеет собственную банковскую систему и выпускает собственную валюту - рубль. Серьезный удар по приднестровской экономике нанес российский дефолт 1998 г., поскольку значительная часть финансовых средств Приднестровья была размещена в ГКО РФ. В настоящее время основные финансовые потоки идут через украинские банки-корреспонденты.

Основными экспортными предприятия ПМР, приносящими доход в бюджет, являются металлургический комбинат (ММЗ) в г. Рыбница и коньячный завод "Квинт". ММЗ - это вполне современное предприятие европейского уровня, проводящее самостоятельную экономическую политику.

Приднестровье полностью обеспечивает себя электроэнергией от Дубоссарской ГРЭС, которая работает на газе, получаемом из России.

Левый берег Днестра – это еще и сельскохозяйственный регион. Благоприятные климатические условия (по два урожая в год многих видов овощей и фруктов) и хорошая аграрная культура в потенциале позволяет экспортировать большие объемы продукции садоводчества и виноградарства. Государство ежегодно выделяет дотации для сельского хозяйства. Однако основные рынки сбыта были потеряны, а их восстановлению мешает сложное экономическое положение и неопределенность международного статуса ПМР.

Переговорный процесс

В июле 1995 г. подписано Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций, которое стало первым международным документом и было одобрено на саммите ОБСЕ.

8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", определивший основные принципы во взаимоотношениях Приднестровской Молдавской Республики и Республикой Молдова.

Этим документом был закреплен ряд достигнутых ранее договоренностей и предоставлено право ПМР самостоятельно устанавливать и развивать экономические, научно-технические и культурные связи с другими государствами.

Меморандум закрепил новый подход сторон к проблеме урегулирования, обязав cтороны к взаимосогласованному рассмотрению проблем.

В ходе переговорного процесса стороны, на основании двустороннего обращения, выразили пожелание превратить посредников в гарантов выполнения достигнутых договоренностей.

Российская Федерация и Украина стали гарантами выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ, отказавшись от участия в переговорном процессе в качестве гаранта, сохранила за собой статус посредника.

В результате этого в Меморандуме "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" появились следующие статьи:

Стороны переговорного процесса являются взаимными гарантами;

Российская Федерация и Украина гарантируют выполнение соглашений, достигнутых сторонами в ходе переговорного процесса.

24 мая 1997 г. руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 г., подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений этого документа.

МЕМОРАНДУМ об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем

Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые в дальнейшем сторонами,

исходя из необходимости скорейшего и полного урегулирования отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем исключительно мирными, политическими средствами;

подтверждая приверженность принципам ООН, ОБСЕ и общепризнанным нормам международного права, а также договоренностям, ранее достигнутым между Республикой Молдова и Приднестровьем;

сознавая ответственность за обеспечение гражданского мира, межнационального согласия, укрепление стабильности и безопасности в данном регионе Европы; придавая первостепенное значение реализации основных прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий;

считая, что объединение их духовных и материальных ресурсов ускорит решение общих экономических и социальных проблем и откроет перспективу построения совместными усилиями современного процветающего общества; при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ, договорились о нижеследующем:

1. Стороны подтверждают свои обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путем переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации и Украины, как стран-гарантов выполнения достигнутых договоренностей, ОБСЕ и при содействии СНГ.

2. Стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений. Документ, определяющий эти отношения, статус Приднестровья, будет основываться на принципах взаимно согласованных решений, включая разграничение и делегирование полномочий, и взаимно обеспеченных гарантий. К разработке данного документа стороны приступят сразу же после подписания настоящего Меморандума с учетом всех ранее достигнутых принципиальных договоренностей, в том числе достигнутых 17 июня 1996 года.

3. Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях - по согласию сторон.

4. Стороны обращаются к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ с просьбой о продолжении их посреднических усилий в достижении прочной и всеобъемлющей нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем.

5. Республика Молдова и Приднестровье становятся взаимными гарантами полной и безусловной реализации договоренностей об отношениях между ними.

6. Стороны приветствуют заявление Российской Федерации и Украины об их готовности стать государствами-гарантами соблюдения положений определенного соответствующими документами статуса Приднестровья и договоренностей, зафиксированных в настоящем Меморандуме.

7. Стороны обращаются к ОБСЕ с просьбой продолжить содействие соблюдению договоренностей между ними.

8. Стороны заявляют о необходимости выработки механизма гарантий всеми участниками переговорного процесса.

9. Стороны подтверждают, что действия по поддержанию мира, осуществляемые Совместными миротворческими силами в зоне безопасности в соответствии с соглашением между президентами Республики Молдова и Российской Федерации от 21 июля 1992 года "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", будут продолжены.

10. В случае нарушения достигнутых договоренностей стороны вправе обратиться к гарантам для проведения консультаций с целью принятия мер по нормализации ситуации.

11. Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!