Про планеты солнечной системы для детей. Конспект НОД «Большая звезда и ее планеты

Юлия Амрахова

Конспект НОД "Солнечная система"

Программное содержание:

а) обучающая:

повторить знания о составляющих частях космического пространства;

б) развивающая:

развивать любознательность, фантазию, воображение; мелкую моторику рук;

в) воспитывающая:

воспитывать интерес к стремлению больше узнать о космосе, вселенной.

Словарная работа:

Вселенная, пространство, комета, галактика.

Материалы:

иллюстрации, фон из листов черного картона, картонные модели планет, клеенка, клей, салфетки разных цветов,.

Предварительная работа:

Беседа о космосе;

Чтение рассказов, стихотворений о космосе;

Загадки о космосе;

Знакомство с энциклопедией для любознательных «Все о космосе»;

Заучивание наизусть стихотворений;

Заучивание песен на музыкальном занятии;

Выставка поделок и рисунков на тему «Космос».

Ход занятия:

Воспитатель задает загадки.

Доброе, хорошее, на всех

глядит, а на себя не велит. (Солнце)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.

Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).

А где находится Солнце? (в космосе, в небе).

А сейчас отгадайте ещё одну загадку:

"Черная дорожка

Усыпана горошком. " (звёзды.)

А когда мы можем увидеть звёзды?

Где они находятся?

Как вы думаете, почему кажутся маленькими?

Что ещё есть в космосе? (метеориты, метеоры, кометы.)

А как мы называем Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система).

СОЛНЦЕ – это самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг солнца вращаются девять планет и получают от неё свет и тепло. Они расположены в следующем порядке от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Самомассаж массажными мячиками

Давайте с вами возьмём по маленькому мячику и покатаем его в руках.

Солнце катится по небу,

Словно жёлтый мячик.

Солнцу рады все, все, все,

Лишь сосулька плачет.

Ребята вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе. (показ изображения планет)

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Воспитатель: Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей.

Воспитатель: Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? (Ответы детей)

Воспитатель:

В честь богини красоты

Названа Венера ты,

В облаках летаешь,

Красотою озаряешь.

На Венере нет ни воздуха, ни воды, ее можно увидеть на ночном небе. А на этой планете есть жизнь? (Ответы детей) А почему? Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера - самая яркая планета на небе.

Воспитатель:

Есть одна планета – сад

В этом Космосе холодном

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Вы догадались, что это за планета? На этой планете есть вода, суша, атмосфера, на ней обитают животные, птицы, растут деревья, цветут цветы, живут люди. Земля имеет свой спутник - Луну.

Луна – единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать. Слово «луна» обозначает «светлая». В древности люди считали Луну богиней – покровительницей ночи.

Воспитатель:

Я – Марс.

Над планетой красной кружат

Каменюки, Страх и ужас

Нет горы нигде на свете,

Выше, чем здесь, на планете.

На Марсе нет жизни.

Воспитатель:

Юпитер больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер - гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Воспитатель:

Сатурн непременно узнаешь в лицо,

Его окружает большое кольцо.

Когда то давно там замерзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Ребята, как вы думаете, может ли кто- то существовать на этих двух планетах? (Ответы детей). Почему? (Здесь очень холодно) Сатурн - это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Воспитатель:

Я уже, который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь Космоса тоску

Мчусь я, лежа на боку.

Это планета Уран. Единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». Температура на поверхности Урана – газовой планеты-гиганта – очень низкая и составляет от -208 до -212 градусов по Цельсию.

Дети, на этой планете есть жизнь? (Ответы детей)

А почему? (Ответы детей)

Воспитатель:

Я – Нептун.

На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера.

Воспитатель:

Я - Плутон.

Нужно 5 часов, чтоб свету

Долететь до сей планеты,

И поэтому то я

В телескопы не видна.

Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель: На этих самых удаленных от солнца планетах тоже никто не живет, они безжизненные.

А теперь мы с вами отправимся в путешествие на ракете.

Физминутка «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)

Три, четыре – (основная стойка)

Вот летит ракета ввысь.

Давайте посмотрим, что же ещё есть в космосе помимо планет. (Показ иллюстрации)

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета - небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Кто мне назовёт имя первого космонавта?

Ответы детей.

Космонавт должен вести здоровый образ жизни, заниматься зарядкой по утрам. Сегодня мы и узнаем – готовы ли стать космонавтами.

“На зарядку становись!”

Руки в стороны на ширине плеч. Правая рука делает в воздухе круги. Левая рука делает точно такие же круги, но в обратную сторону.

Правая рука движется вверх. Левая рука делает круги.

Правая рука делает в воздухе треугольники. Левая рука – круги.

Правая рука делает круги. Левая рука треугольники. Нога рисует на полу квадрат.

Внимание! Займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1-пуск! Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот вырвались мы из притяжения земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте испытаем это состояние.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком

(Стоя на одной ноге, удерживают равновесие, помогая руками).

Воспитатель: Теперь я вижу, что вы стали сильными и ловкими и готовы смоделировать нашу солнечную систему.

Воспитатель предлагает детям разделиться на команды, раздает командам круги картона и дети с помощью салфеток обклеивают картон, придавая им вид планет.




Затем каждую планету помещают на фон, выстраивая планеты в определённом порядке.

Анализ занятия:

Посмотрите, какая прекрасная работа получилась. Что вы изобразили?

Планеты, кометы, звезды…

Итог занятия:

Вам понравилось путешествие в космическое пространство? Что интересного, вы, узнали? Что больше всего вам понравилось? На этом занятие окончено, молодцы.

При создании конспекта использовались интернет ресурсы:

http://csdbf7.narod.ru/index.files/page0009.htm

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia151.htm

http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex26.htm

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Образовательные области : (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)

Ход занятия:

1ч. Дети сидят за столами.

Восп.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Загадка:

По темному небу

Рассыпан горошек,

Цветной карамели

Из сахарной крошки.

И только тогда,

Когда утро настанет

Вся карамель

Пропадет и растает.

Дети: Звезды.

Восп.: Молодцы. Правильно.

Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.

Восп.: Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)

Дети: Карта ночного звездного неба.

Восп.: Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?

Дети: Во Вселенной, в космосе,в Галактике, в космическом пространстве.

Восп.: А кто знает, что такое Галактика?

Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.

Восп.: Кто может сказать, что такое звезды?

Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.

Восп.: Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.

На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы

Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.

Восп.: Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.

(прикрепляет солнце на магнитную доску)

2ч. Восп.: Как вы думаете, что такое Солнце?

Дети: - Солнце – это большая звезда.

Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.

Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.

На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.

Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).

Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.

Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?

Дети : Девять.

Восп.: Названия каких планет вы знаете?

Дети: Меркурий, Земля, Сатурн.

Восп.: Какая планета самая ближайшая к солнцу?

Дети: Меркурий.

Восп.: Какая по счету находится планета Земля?

Дети: Третья от Солнца.

Восп.: Какая планета считается самой красивой?

Дети: Сатурн.

Восп.: Молодцы.

3ч. Восп.: А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).

Какая самая ближайшая планета от Солнца?

Дети: отвечают:

1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.

Восп.: Какая следующая планета?

2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Хорошо. Какая следующая планета?

3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Отлично. Какая планета будет следующей?

4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.

(прикрепляет планету на свою орбиту)

Восп.: Что вы скажете о следующей планете?

5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Кто назовет следующую планету?

6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.

(прикрепляет свою планету на доску)

Восп.: Какая планета будет следующей?

7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Хорошо. А что насчет следующей планеты?

8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.

(прикрепляет планету на доску)

Восп.: Ну, и, последняя планета?

9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.

(прикрепляет на доску)

Восп.: Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.

4ч. Физкультминутка.

Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.

Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.

Дети: выполняют зарядку:

По порядку – правая рука вверх,

Все планеты – левая рука вверх,

Назовет любой – правая рука виз,

Из нас – левая рука вниз,

Раз – Меркурий – правая рука на пояс,

Два – Венера – левая рука на пояс,

Три – Земля – правая рука на плечо,

Четыре – Марс – левая рука на плечо,

Пять – Юпитер – правая рука вверх,

Шесть – Сатурн – левая рука вверх,

Семь – Уран – правая рука на плечо,

За ним – Нептун – левая рука на плечо,

Он восьмым – правая рука на пояс,

Идет по счету – левая рука на пояс,

А за ним – правая рука вниз,

Уже потом – левая рука вниз,

И девятая планета – маршируют на месте,

Под названием – Плутон – маршируют на месте.

Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.

Дети: Садятся за столы.

5ч. Восп.: Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.

Восп.: Показывает ход работы:

Действие воспитателя

Действие детей

Вырежем ровный круг из картона.

Вырезают

Наметим карандашом центр и проткнем его.

Намечают,

Протыкают

Вставим в середину карандаш.

Вставляют карандаш

Восп.: Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.

Эксперимент:

Воспитатель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.

Дети: Выставляют на стол часы и выполняют работу.

Восп.: А сейчас Варя прочитает нам стихотворение «Земля».

Варя:

Давайте будем любить планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Воспитатель подводит итоги:

Восп.: Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.

Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.

(раздает медали)

Восп.: Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы,

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля — планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле — это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду —

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник — Луна.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана — холодный туман.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

Цель : Познакомить с названиями планет Солнечной системы

Задачи :

Обогатить словарь (орбита, названия планет);

Развивать логическое мышление, фантазию;

Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Материал :

1. Схема «Солнечная система», девять эллипсов, выложенных на полушерстяными нитками или нарисованных мелом; нагрудные знаки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце; воздушные шары и маркеры; пластмассовый шарик; пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой.

Ход занятия:

Воспитатель: Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Какое оно? (Солнце - это огромны раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?

У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.

(Воспитатель читает стихотворение и выставляет на схему изображения Солнца и планет солнечной системы.)

Мы тему беседы давайте наметим:

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети.

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы:

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Сколько же планет в семье Солнца? (Девять планет). Семью Солнца называют Солнечной системой. Давайте повторим названия планет солнечной системы. (Воспитатель произносит первый слог названия планеты, дети – остальные слоги).

Разминка . По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» дети двигаются под музыку: бегают, прыгают. Как только музыка прекращается – замирают. Воспитатель по очереди дотрагивается до детей и задает им вопросы: Как тебя зовут? Кто живет на Земле? Кто летает в космос? На чем летают в космос? Что есть в космосе? Назови планеты Солнечной системы, которые ты запомнил? и т д. Ига повторяется 3 раза.

В семье Солнца царит идеальный порядок: никто не толкается, не мешает друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей).

Да, столько же сколько и планет – девять.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине).

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Чтобы узнать это, проведите соревнование:

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу: «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из четверых детей пришел первым, а кто последним и почему?

(Ответы детей) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами: быстрее других вокруг Солнца движется планета, у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему: установим на дорожки - орбиты планеты.

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты, указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети надевают нагрудные знаки, обозначающие планеты, встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с нагрудным знаком, обозначающим Солнце).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты, в путь! (Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Молодцы! Вспомним ещё раз названия планет. Я буду их называть, а вы по очереди подходите ко мне и выстраиваетесь в ряд. (Называет планеты. Дети выполняют задание, затем снимают нагрудные знаки.)

Хочу открыть вам ещё один секрет. Вы знаете: если подбросить предмет вверх, он упадет, потому что его притягивает Земля. Но, оказывается, и Солнце притягивает к себе планеты. Это явление называется солнечным притяжением. Почему же планеты не падают на Солнце? Покажу вам один фокус. (Можно привлечь к опыту ребенка)

Опыт: Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро-шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Вы хорошо сегодня потрудились – познакомились с планетами солнечной системы. Жители одной из планет прислали вам угощение.

Самсонова Наталья Викторовна – Воспитатель МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Ефремов, Тульская область
Дата поступления работы на конкурс: 14.02.2017г.

КОНСПЕКТ

непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» подготовительная к школе группа

Тема: «Большая звезда и ее планеты».

Цель: Уточнить и систематизировать у детей полученные знания, элементарные представления о Солнце, Солнечной системе.

Задачи:

- Закрепить знания о планетах, их последовательном расположении от Солнца.

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опыта определить годовое вращение планет вокруг Солнца и почему на Земле происходит смена дня и ночи.

- Развивать общую, мелкую моторику.

- Активизировать словарный запас детей по теме «Солнечная система»: планета, Солнце, Солнечная система, орбита, название планет.

- Развивать связную речь.

- Развивать логическое мышление и воображение детей.

- Способствовать формированию коммуникативных навыков.

- Воспитывать интерес к Солнцу, Солнечной системе.

- Обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями, совершенствовать умения работать в коллективе.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материалы: плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца, макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы, мягкое солнце со шнурками-лучиками. ТСО-аудиозаписи: Е. Крылатов - Музей Института Времени, Воскрешение (Космическая музыка).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке за солнцем, чтение рассказа «Где ночует Солнце?», энциклопедии «Почемучка», работа с глобусом и картой мира, заучивание считалки-запоминалки «Планеты Солнечной системы».

I . Дети встают полукругом к гостям лицом .

Воспитатель: Ребята, поприветствуйте наших гостей (дети здороваются). Подарите им свое хорошее настроение, улыбнитесь.

Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце!)

Чтение стихотворения про солнце.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку).

Воспитатель: Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем? (Что эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные.)

Воспитатель: Назовите природные источники света (солнце, луна, костер).

Воспитатель: Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце! Кто из вас знает загадки и пословицы о Солнце! (Дети называют и определяют, что это загадка или пословица)

Дети: 1) Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

2) Красная девушка по небу ходит.

3) Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

4) Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору,

И человек, и зверь возрадуется.

5) Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит.

6) На весь мир глядит, на себя глядеть не велит.

7) Без меня не будет света,

Без меня не будет лета.

По утрам стучусь в оконце:

Просыпайтесь, вышло Солнце!

8) Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце).

Пословицы: При солнышке тепло, при матери добро.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце встанет, так и утро настанет.

II . Беседа о Солнце.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?

Дети: Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.

Воспитатель : Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)

Воспитатель: Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)

Воспитатель: А на самом деле Солнце какое? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)

Воспитатель: А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)

Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу. Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.

В одном небесном доме жила женщина и было у нее восемь детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит прибежали только шесть. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание восемь непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу восемь планет и никуда убежать от него не могут.

Вопрос: Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок: никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы). Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – восемь.

Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)

Какие планеты вы знаете?

III . Игра «Солнечная система».

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе.

А сейчас Лиза расскажет стихотворение:

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там восемь различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце-звезда преогромнейший шар

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Воспитатель : А теперь проверим правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз… Меркурий (отвечает ребенок).

Два (воспитатель)… Венера (отвечает ребенок).

Три …Земля,

Четыре … Марс.

Пять … Юпитер,

Шесть … Сатурн,

Семь … Уран,

За ним … Нептун.

Он восьмым идет по счету.

Воспитатель: Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца.) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год». Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?

Дети: Чем ближе к Солнцу находится планета, тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога ее будет длиннее.

Воспитатель: На Земле год продолжается кто знает сколько суток (365) или сколько месяцев (12). В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.

Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?

Как вы думаете, Солнце движется? (предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.

IV . Опыт «День-ночь».

Воспитатель: Мы должны узнать, чему равен один оборот Земли вокруг соей оси. На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будут изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси. Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь). А часов? (24).

V . Игра «Заплести косички».

Воспитатель: Ребята, Солнышко мне по секрету сказало, что ему хочется сделать прическу. Давайте ему заплетем косички. У Солнышка будет новая прическа, которая все равно напомнит лучики.

VI . Итог.

Что вы нового узнали? Что же такое Солнце? Сколько планет?

Литература.

1.Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2012.

2.Энциклопедия «Почемучка».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!