Пробуждение. Практики самонаблюдения которые я использую

Что отличает человека, живущего бессознательно по отношению к себе, от человека, приучившего себя к внутреннему вниманию? Мы уже с вами знаем: активизация энергии жизни по сути является единственным, что объединяет фитнес, физкультуру и спорт с восточными системами здоровья и гармонии человека с самим собой. Дальше идут принципиальные отличия, из-за непонимания которых массовые системы здоровья не дают по настоящему ни здоровья, ни долголетия, ни гармонии жизни.

Первое отличие – это отношение к роли внутреннего внимания. На первый взгляд, ничего нового в этом нет. Что бы мы не хотели понять, изучить, или сделать, — на все это мы направляем свое внимание. Внимание переориентирует энергию вашего тела, души, духа и сознания на то, что вы хотите понять, изучить, сделать. Внимание – способ мобилизации внутренних ресурсов. Почему –то этот факт упускается, когда речь идет о самом человеке. Внутреннее внимание – это внимание к тому, что происходит внутри нас. Ведь единственный человек, который может исследовать нас – это мы сами! И нет другого способа, как сделать себя предметом своего внимания.

Что же происходит в человеке при повороте внимания от мира внешнего к миру внутреннему? На биохимическом уровне – почти ничего. И кардинально новое возникает именно на электромагнитном уровне. Внимание переориентирует всю электромагнитную матрицу человека в точку, на которую направлено наше внимание. И не играет роли, куда именно – внутренние органы, функциональные системы, душа, сердце, мозг или ваше собственное сознание. В точке внимания электромагнитная матрица «встречается» сама с собой. Так возникает резонансный генератор, выделяющий «энергию из ниоткуда», благодаря чему в этой точке и появляется ощущение. Достаточно всего несколько минут зафиксировать внимание в любой точке боли для того, чтобы убедиться: боль начинает растворяться, отдавая свою энергию человеку. Точно так же с состояниями депрессии и угнетения. Иногда достаточно просто понаблюдать за ними, чтобы получить облегчение.

Все было бы ничего, если бы не один странный факт. Когда вы наблюдаете мир внешний, у вас не возникает вопроса о том, кто наблюдает (субъект наблюдения) и на что направлено наблюдение (объект наблюдения). Когда вы повернули внимание к себе, понятно, вы сами стали объектом наблюдения. Кто же тогда субъект, который наблюдает за вами? Конечно, скажете вы, это снова мы сами! Не сомневаюсь! Вы, наблюдающий свое тело, душу, мозг и сознание, свой собственный дух… Вы, осознающий всего себя в процессе наблюдения…Чувствуете неувязку? На биохимическом уровне эту ситуацию невозможно описать. Психология, описывая внимание как функцию психики, все сводит к нейрофизиологии. И…все. Нейрофизиологии нечем описать факт появления «энергии из ниоткуда». Психолог может сказать что-нибудь про раздвоение личности, но снова мимо. Ибо в состоянии раздвоения, человек теряет цельность сознания, при наблюдении себя наоборот, — обретает чувство этой самой цельности! Возникает впечатление, что вы как Наблюдатель – можете исследовать всего себя как бы со стороны, при этом не будучи ни телом, ни душой или духом, ни вашим сознанием! Но ведь именно вы как Наблюдатель организуете резонанс электромагнитной матрицы на самого себя! Чем дольше наблюдение, тем сильнее в резонансе производится энергия. Мною этот факт установлен в сотнях исследований. Раздвоение личности, рождающее чувство цельности! На самом деле тут никакой тайны нет. Нет, если вспомним, что у человека обычного электромагнитная матрица имеет расплывчатую (колеблющуюся) форму нашего тела. При наблюдении энергоматрица перестраивается, создавая резонансный генератор (точка, генерирующая энергию). Приобретая опыт наблюдения, и научившись расширять поле внимания, мы уже обнаруживаем себя работающим как трансформатор, сердечником которого становимся мы сами. Многочисленные сознательные опыты людей обнаруживают этот феномен всегда!

Кто же тогда Наблюдатель, благодаря которому мы можем исследовать и осознавать себя? Это – виртуальная Личность, которую наша разумная электромагнитная матрица создает сама исходя из задач наблюдения. Тем самым, к наличию от природы четырем своим аспектом (тело, душа, дух и сознание), вставший на путь осознания себя человек приводит в действие пятый аспект (Пятый элемент), — за которым открываются перспективы эволюции человека просто космического масштаба!

Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие. Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями - мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать). Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части - первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием. Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя». Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится. Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить. Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны. Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным. Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

P.S. Буду благодарна всем, кто поделится со мной своими практическими методами внутренней работы, или даст оценку моим собственным. Я отвечу на все конкретные вопросы, если кого-то заинтересует практика самонаблюдения.

Упражнение «внутренний наблюдатель» является продвинутой формой медитации на «разотождествление». Сложность состоит в том, что нужно научиться не терять достигнутого состояния «Я» в бытовых жизненных ситуациях, более того, использовать внутреннее «Я» как наблюдателя, наблюдающего за вашими действиями, эмоциями, мыслями, а также за реакциями окружающих вас людей и предметов. Описываемое состояние и есть состояние осознанности, к которому призывали ведущие Учителя нашего.времени.

Легче всего практиковать данную медитацию в ситуациях, не имеющих эмоциональных нагрузок. В дальнейшем следует выбирать более сложные и опасные для вас ситуации. Заметим, что разрушение состояния «внутреннего наблюдателя», т. е. вовлечения «Я» в процесс («бхава» по буддийской терминологии) происходит, когда энергетическая емкость эмоций выше энергетической емкости вашего «Я».

Для того чтобы освоить медитацию «внутренний наблюдатель», проделайте все упражнения, описанные в главе «Актуализация», сохраняя состояние «Я».

«Я есмь»

Медитация «Я есмь» принадлежит классической йоге, может быть использована как вспомогательная для кристаллизации сознания.

Повторяйте не напряженно, как формулу самовнушения, фразу «Я есмь*. При регулярном и упорном труде вы, возможно, также достигнете состояния «Я».

Подпитка сознания

Медитация «подпитка сознания» может помочь вам, если вы испытываете такие состояния, как эмоциональная усталость, разочарование, нежелание жить и самое главное - уменьшение осознанности существования. Все это симптомы так называемого «истощения сознания», которое является следствием пренебрежения человека к своей природе, прежде всего, своими желаниями. Эти симптомы могут наступать очень быстро, если мы делаем что-либо потому что «надо», а не потому что «хочется». Ведь «надо» является сверхсозна- тельной установкой, которая слабо подкрепляется энергетически. За «хочется» стоит вся энергия нашей биологической природы. Истощение сознания может проявляться и на соматическом уровне в виде заболеваний или неприятных физических ощущений, возникающих тогда, когда вы занимаетесь «нежеланными» делами.

Целью настоящей медитации является подпитка сознания энергией нашеї о подсознания - энергией желаний, поэтому перед чтением дальнейшего текста, ознакомьтесь с Приложением 2.

Актуализируйте основные потребности, описанные в Приложении 2. Когда вам удастся почувствовать соответствующие энергии, попытайтесь осознать, какие именно из первичных потребностей вы удовлетворяете при совершении нелюбимых действий.

Критерием правильности выполнения медитации является общее повышение энергопотенциала, появлением позитивной эмоциональной установки по отношению к рассматриваемым делам, в идеале - ощущение осознанности и осмысленности бытия.



Медитации, направленные на расширение сознания

Если вам удалось кристаллизовать свое внутреннее «Я* - свое сознание, вы можете приступать к процессу его расширения. Расширение сознания включает в себя следующие этапы.

1. Актуализация различных процессов психической жизни, не принадлежащих сознанию - подсознательных, сверхсознательных или параллельных сознанию.

2. Интерпретация, т. е. отнесение к одному из известных типов, выдача имени. Поскольку инструментом сознания является язык (или, точнее, знаковая система), сознание может оперировать только с объектами определенными, названными. Именно этот факт лежит в основе известного правила магии - «Если ты знаешь имя объекта, значит, ты можешь им управлять». Чем точнее удалось интерпретировать или определить тот или иной объект бессознательного, тем больше шансов на успех.

3. Принятие ответственности на себя, т. е. устранение внутренней дуальности «Я» - не «Я».

Принятие желаний

Осознайте, что все, что вы делаете, вы делаете только потому, что вам так хочется. Если у вас возникнет внутреннее сопротивление, проанализируйте: какие именно из первичных потребностей удовлетворяются вами в процессе выполнения тех дел, которые вам якобы не хочется делать

Критерием правильности выполнения медитации является появление чувства расслабленности, удовлетворенности. Это связано с тем, что многие физические зажимы связаны с попытками постоянного принуждения себя к совершению каких-либо действий и борьбой с этими попытками.

Одной из эффективных медитаций, направленных на расширение сознания является < расширение*. Эта медитация имеет различные разновидности. Наиболее интересными из них являются: «пространственное расширение», «временноерасширение», «абстрактноерасширение». Последний вариант является особенно сложным, однако именно он способствует расширению сознания в психологическом смысле. Два первых варианта можно рассматривать как вспомогательные, хотя они тоже могут дать интересные эффекты.

Практики пратьяхары необходимы для подготовки сознания к практике однонаправленной концентрации дхараны и дхьяны. Цель практики – пробуждение поверхностных слоёв сознания и создание устойчивости в нём. На сознание воздействуют 2 источника нестабильности. Первый – это внешний мир (включая физическое тело), в котором постоянно всё движется и меняется, ум соединён с этим источником через органы чувств. Второй – внутренний: это мысли и эмоции, где также всё неустойчиво. Ум обычного человека практически полностью поглощён этими источниками нестабильности, и говорить об устойчивости сознания не приходится.

Для того, чтобы сделать сознание устойчивым, практиками пратьяхары нарабатывается в уме Присутствие Наблюдателя. Этот Наблюдатель может воспринимать как внешний мир, так и всё происходящее в сознании, и кроме того, он может осознавать своё собственное Присутствие (Наличие, Существвование, Бытиё). Эта способность и используется в практиках пратьяхары. В зачаточной форме он пробужден в каждом человеке.

Основные качества Наблюдателя – неизменность, постоянство, неподвижность, и это создаёт в уме источник стабильности в случае наработки и закрепления в сознании аспекта Присутствия. Хотя почувствовать эти качества без интенсивного ощущения Присутствия непросто. Кроме того, по своей природе Наблюдатель как бы пуст, но в то же время полон, поскольку в ней находится полное содержимое и потенциал индивидуального сознания. Это «Существо» можно назвать Осознающей Пустотой. Почувствовать природу этой Пустоты (Полноты) тоже непросто, этому будут мешать мысли и эмоции.

Суть пратьяхары хорошо описана в шлоке Бхагавад-Гиты: «Когда Он (йог), как черепаха, втягивающая в себя все конечности, отрывает чувства от объектов чувств, тогда его сознание становится стойким».

На начальных этапах практики можно использовать зрение, слух и объекты внешнего мира. Отделённость физического тела от внешних объектов и тот факт, что Наблюдатель локализован в области тела, – очень благоприятный фактор для практики. От внешних объектов (визуальных или звуковых) внимание переносится в область тела, цель – почувствовать Присутствие Наблюдателя, то есть самого себя. Через внимание вы «накачиваете» энергией это собственное Присутствие, всё более проявляя его. Кроме того, этой простой практикой нарабатывается очень полезный навык отделения Наблюдателя от наблюдаемого, что потом очень пригодится для работы с внутренними объектами в сознании. Именно из этого отделения возникает вайрагья (непривязанность, отрешённость), которая часто упоминаемая в йогических текстах. Эта практика должна быть доведена до автоматизма.

Далее, используя практики многообъектности, когда вы пытаетесь осознавать много объектов (визуальных, звуковых или и тех, и других), не забывая чувствовать собственное Присутствие, нарабатывается мощь каналов восприятия. Это увеличивает ресурсы и возможности внимания. Ресурсов внимания обычного человека недостаточно для практики йоги. Уже на этой стадии происходит знакомство с Безмолвием (Пустотой). Поскольку восприятие и мышление связаны, при интенсивном восприятии мышление прекращается, то есть отсутствие мышления – показатель полного включения внимания. Но когда это будет происходить, не нужно отвлекаться на Безмолвие – лучше продолжать работать с объектами и больше проявлять Присутствие Наблюдателя, поскольку Пустота может поглотить очень много внимания, а смысл практики в том, чтобы контролировать много объектов одновременно. Для большего знакомства именно с Пустотой используются практики работы с пространством.

Это можно практиковать на любых больших открытых пространствах, поскольку Пустота очень похожа на пространство. Вы пытаетесь воспринимать весь объём пространства перед вами и ментально чувствовать пространство за вами, соединяя это в единое пространство, ощущая в центре своё Присутствие. Пространство – очень объёмный объект, и он задействует полностью внимание, прекращая мышление. Это позволяет лучше почувствовать и изучить Пустоту, и укореняться в ней, а также создавать пространственно-расширенные состояния сознания. В дальнейшем, после хорошей наработки отдельных аспектов – Присутствия, больших ресурсов внимания и укоренённости в пространственно расширенном состоянии Пустоты – становятся возможными более сложные практики с одновременным проявлением этих аспектов. Это выводит устойчивость сознания на совершенно новый уровень, одновременно существенно увеличивая возможности контроля.

Все эти практики можно выполнять в обычных жизненных ситуациях, например, во время уединённых прогулок (только не нужно ничего практиковать за рулём автомобиля – это опасно). Конечно, в начале новые состояния не будут устойчивыми, а будут похожи на «вспышки». Устойчивость увеличивается по мере практики. При всей кажущейся простоте эти практики очень мощные, и ими легко перенапрячь ум (особенно практикой многообъектности), вызвав негативную реакцию в нём, поэтому необходимы постепенность и осторожность. Неплохо иметь учителя уже на этом уровне, хотя не обязательно, чтобы он был полностью Просветлённым – всё-таки это поверхностные уровни сознания. Не стоит забывать, что практики пратьяхары – это практики не для начинающих. Предполагается, что практикующий уже имеет опыт работы с вниманием во время телесных практик и пранаямы. Практики пранаямы особенно важны, поскольку ум связан с праной. Успешная практика пранаямы очищает и подготавливает каналы «тонкого» тела, умение управлять праной, позволяет контролировать ум. Патанджали в «Йога Сутрах» рассматривал йогу как целостную систему: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Игнорирование отдельных этапов практики приводит к трудностям или полной невозможности реализовать последующие ступени практики. Первые пять этапов – это по сути подготовка для реализации трёх последних. Естественно паралельно реализуется программа развития ментальной осознанности, подробно описанная в статье , в которой наработки вышеописанных практик используются уже для работы с мыслями и эмоциями. Кроме того, необходимо развивать специфический вид осознания – осознание действия, то есть понимание происходящего: «Я иду», «Я сижу», «Я медитирую» и тому подобное. Об этом не упоминалось в статье.

В результате успешной практики пратьяхары пробуждаются и совершенствуется осознание поверхностных слоёв сознания, развивается умение работать с мыслями и эмоциями, ум становится более спокойным и устойчивым благодаря проявлению и закреплению в сознании качеств Наблюдателя и растворяющему воздействию Пустоты. Кроме того, автоматически происходит разъотождествление себя с телом, мыслями, эмоциями и личностью (ложным эго), поскольку всё это можно наблюдать будучи отделённым, находясь как бы в «другом измерении», и начинается новая жизнь уже в этом «измерении», и оно гораздо ближе к Духу. При этом намного увеличиваются возможности контроля ума, которые также развиваются этими практиками. Контроль и отличает йогов от сумашедших, и если его не развивать, то очень легко перейти из одной категории в другую.

На этом же этапе необходимо пробудить внутренний источник Любви – это позволяет эмоционально балансировать ум и пробуждает в практикующем ответное чувство любви и преданности (бхакти), что очень помогает в жизни и практике. Для этого также можно использовать обычную жизнь, в которой достаточно много проявлений Любви. Когда вы испытываете чувство любви, симпатии или дружбы к кому-то (это может быть и любимая собака) или наслаждаетесь красотой природы или произведением исскуства, нужно поискать внутри себя источник, из которого это чувство приходит к вам. Из источника Любовь вначале идёт к вам, а затем уже во внешний мир. Ваша Любовь к кому-то создаётся из Любви к вам, идущей из источника Любви. Мы все любимые дети наших Духовных Родителей. Когда вы обнаружите этот источник, вы сможете наполнять себя Любовью и Радостью и без внешних объектов, хотя на начальном этапе возможно придётся использовать чей-то образ.

Это самый легко достижимый Божественный Аспект. И хотя источник Любви и Творчества находится за пределами личности, этими силами буквально пропитаны (освещены) даже поверхностные слои Безмолвия (Пустоты) сразу за мыслями. Хотя, чтобы почувствовать это, возможно, придётся изменить некоторые программы личности, что не сложно сделать на уровне практик пратьяхары. Многие творческие люди хорошо чувствуют эти силы, даже не умея входить в Пустоту. Именно из этих состояний и об этих состояниях написано много вдохновляющих, полных Любви и Света произведений исскуства. И зачастую описание состояний этого уровня принимают за йогическое Самадхи, что конечно же не так. Достигнуть аспекта Любви можно и без полного пробуждения всей глубины индивидуального сознания, но с этого уровня невозможно достичь других Божественных аспектов: тех уровней Знаний, Осознания и Силы, к которым получает доступ человек, полностью пробудивший сознание и достигший Самадхи. Практики разных уровней Самадхи через контакт со Сверхсознанием трансформируют человеческое существо в Сверхчеловека, выводя его на совершенно новую ступень эволюции Духа. Но то, что происходит на уровнях Самадхи, зачастую невозможно описать словами.

В принципе, успешно практикуя первые пять ступеней йоги, о которых упоминалось выше, и пробудив внутренний источник Любви, дальше в практики однонаправленной концентрации (дхарану и дхьяну) можно и не ходить в этой жизни, если у вас нет Учителя с очень высоким уровнем личной практики, нет подготовленного тела, способного выдерживать длительные практики сидя с прямой спиной, нет проработанного «тонкого» тела, способного выдерживать повышенную энергитическую нагрузку, нет времени для достаточно длительных ежедневных практик, нет «внутреннего зова» к более глубокому познанию самого себя. Всё вышеперечисленное – необходимые условия для успешной практики дхараны и дхьяны. Первых пяти ступеней вполне достаточно для счастливой «внутренней» жизни. Вы можете жить, наслаждаясь пробужденностью и нарабатывая осознанность, используя в жизни огромный творческий потенциал Пустоты, читать многочисленную духовную литературу, которая будет притягивать вас. Пробужденное чувство Любви будет откликаться радостью на всё прекрасное.

Но если у вас есть «внутренний зов» к более глубокому самопознанию, это вас не удовлетворит.

Владимир Ожогин – инструктор по йоге, ученик гуру-йоги Шри Шалендра Шарма.

Фото: lushmalabeads/instagram.com

Мы все обладаем внутренней субличностью, « внутреннем наблюдателем» - объективной и независимой частью нашего « Я» . Он помогает не проваливаться целиком в травму. Он - та часть, которая сохраняет нейтралитет и просто наблюдает происходящее, безэмоционально, безоценочно. Благодаря своей нейтральности «внутренний наблюдатель» объективен и способен на конструктивный анализ происходящего. Его девиз: «Моя травма, эмоция, переживание - это еще не весь (вся) я».

История

Недавно я консультировала женщину с послеродовой депрессией. Почему это состояние возникает у молодых матерей?

Пока нет детей, мы занимаемся только собой, у нас есть время и силы на любимую работу, развлечения, интересы. Когда в семье появляется ребенок, реальность резко меняется. Теперь женщине надо заботиться в первую очередь о ребенке. Некоторые воспринимают эти изменения как крах всей жизни, ощущают себя жертвой обстоятельств, особенно если ребенок нежеланный, незапланированный.

Но даже если вы давно ждали ребенка, реальность часто не соответствует ожиданиям. С детьми приходят не только радостные, но и негативные чувства: усталость, стресс, иногда ухудшение отношений с партнером, потеря работы.

И если женщина сливается с негативным переживанием, своим разочарованием, с ощущением потери былого счастья, то она может войти в глубокую депрессию.

Что делать?

Практикуйте осознанное присутствие, как можно чаще возвращая себя в момент «здесь и сейчас». В момент переживания признайте, что вы испытываете сильные эмоции, захвачены ими полностью.

Выделите эмоцию или переживание как отдельную внутреннюю фигуру, назовите ее «Переживание». Представьте рядом с ней фигуру «внутреннего наблюдателя», обратите внимание, на ощущения в теле.

Работа с «внутренним наблюдателем»

Чтобы справиться с переживаниями, можно выполнить последовательно следующие упражнения:

1. Локализуйте в теле Переживание и Наблюдателя. Важно ограничить то место, где размещается Переживание, чтобы не быть им захваченным целиком. Например, от волнения у вас дрожит кисть правой руки. Пусть Переживание размещается там, а Наблюдатель, например, в голове. Осознайте и почувствуйте, что другие части тела, кроме кисти правой руки, здоровы и в покое.

2. Опишите на листе бумаги Переживание, как можно более подробно. А потом прочитайте из роли Наблюдателя и напишите от него, что он видит.

3. Нарисуйте Переживание и Наблюдателя. Посмотрите, в каких образах они проявляются. Нравятся ли вам эти образы?

4. Сделайте расстановку на столе. Выберите фигурку на роль Переживания и фигурку на роль Наблюдателя. Пусть они поговорят. Пусть Переживание расскажет о себе. Наблюдатель может задавать ему вопросы. А потом пусть Наблюдатель поделится тем, что он видит и слышит, даст какие-то советы. Касайтесь пальцем той фигурки, за которую в данный момент говорите.

5. Станьте целиком Наблюдателем, а картинку Переживания представьте на комфортном расстоянии перед собой, будто в телевизоре. Расскажите из позиции Наблюдателя, что видите и как можно снизить Переживание, решить проблему.

После проделанной работы еще раз прислушайтесь к ощущениям - что изменилось в теле. Как и где ощущается сейчас Переживание, как оно трансформировалось и где находится Наблюдатель.

***

Выполнив это упражнение, клиентка смогла по-новому взглянуть на свою ситуацию. Она обнаружила, что помимо болезненного Переживания, в жизни много вещей, которым можно радоваться: природа, солнце, помощь родственников и мужа, прогулки, вкусная еда, возможность наблюдать и участвовать в развитии ребенка, быть сопричастной.

«Внутренний наблюдатель» видит картину жизни целиком. Он помог ей найти новые ресурсы и научил ими распоряжаться. Рассказал, как приспособиться к новой реальности, получать от нее удовольствие.

Леля Чиж - психолог, психотерапевт, консультирует индивидуально и ведет терапевтические группы. Подробнее на ее сайте .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!