Профессиональный стандарт для педагогов. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

(No Ratings Yet)

О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе. Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения.

О профессии педагога часто говорят, как одной из важнейших в современном обществе. Такой подход ставит высокие требования к специалисту, которому доверяется обучение и воспитание подрастающего поколения. Но если прежде учителям в своей работе приходилось руководствоваться лишь должностными инструкциями, то уже с 2016 года нормативная база дополнилась понятием профессионального стандарта педагога.

Профессиональный стандарт: тестирование

Идея ввести профессиональный стандарт в образовательной сфере появилась ещё в 2013 году, когда и был разработан первый пилотный проект документа. Его авторы поставили перед собой цель сформулировать такие требования к личным качествам педагога, его профессиональной подготовке, методикам работы с учащимися и прочим сторонам профессии, которые бы отвечали современным реалиям.


18 октября 2013 года был издан Приказ Министерства труда №544н «Об утверждении профессионального стандарта педагог (воспитатель, учитель)», который предусматривал разработку окончательной версии нормативного документа, а также его апробацию в ряде образовательных учреждений страны. Официальное же утверждение профстандарта изначально планировалось на 1 января 2015 года, но решение чиновников продолжить тестирование перенесло эту дату ровно на 2 года.

Тестирование новых стандартов, которое осуществлялось в 43 субъектах страны, показывает улучшение всех без исключения показателей – такой вывод сделали разработчики нового законопроекта, которые внимательно наблюдали за пробной практикой внедрения профессионального стандарта педагога. Уровень подготовки учащихся, условия труда учителей, итоговые баллы на ЕГЭ и контрольных тестах – по каждому отдельному пункту удалось добиться серьёзных результатов, что позволило чиновникам принять решение о допустимости и своевременности введения профстандарта уже с 1 января 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога: скачать текст

Уже в 2017 году каждому педагогическому работнику пришлось подтверждать своё соответствие , равно как и встраивать свою работу исключительно в соответствии с новым профстандартом. Приказ, наделяющий новый документ юридической силой, а также полный текст «Профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя)» в версии, которая будет разослана Министерством труда во все российские учебные заведения и доведена до всех без исключения педагогов страны, на нашем сайте.

Профстандарт педагога 2018 года: структура

Разработка профессионального стандарта педагога велась на основе тех высоких профессиональных требований, которыми, по мнению экспертов, аналитиков и самих учителей, должен обладать специалист сферы образования. В их перечень сегодня включают универсальную образованность, эрудицию, компетентность (информированность) и прогрессивность. Внимание уделяется и способности педагога находить подход к детям с разным уровнем развития, умению уважать личность ученика, чётко видеть способности каждого из них. Современный учитель – это пример для набирающей опыт молодёжи, а потому нормы затрагивают и внешний вид, и стиль педагога.

Вступивший в силу с 2017 года, профессиональный стандарт имеет чёткую структуру, состоящую из трёх основополагающих направлений. Авторы документа выделяют следующие основные стороны педагогической деятельности:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.

В первых двух разделах собраны те требования к педагогическому работнику, которые затрагивают безупречное знание предмета, владение всеми необходимыми приёмами и методическими техниками для его донесения каждому учащемуся. Третий раздел профстандарта специалисты называют самым сложным, поскольку он значительно расширяет компетенцию специалиста, предполагая, что в лице рядового учителя математики, истории или физики будет представлен человек, обладающий навыками «школьного врача» — психолога, терапевта, дефектолога.


К слову, на такой шаг авторов законопроекта натолкнуло, в том числе решение властей сократить узких специалистов (школьных психологов, логопедов) в рамках программы «оптимизации штатного расписания сотрудников образовательных учреждений и изыскания средств на увеличение размера оплаты их труда». Отметим, что чиновники уже анонсировали серьёзное увеличение размера зарплат учителей, которые сумеют подтвердить свою квалификацию в соответствии с новым стандартом.

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Главная идея нововведения заключается в том, что соответствующий профессиональному стандарту педагог будет отвечать требованиям, перечень которых был сформирован путём более чем 2-летней работы, как теоретической, так и практической. От такого специалиста по-прежнему будут ждать образованности и интеллигентности, доброты, чуткости и внимания к ученикам, понимания их проблем и сложностей. Вместе с тем, развитие технологий, совершенствование обучающих программ, новые возможности, которые открывает IT-сфера, и новые вызовы, которые будут стоять перед уже повзрослевшими учениками – всё это вынуждает постоянно совершенствовать и образовательные процессы. Отсюда и куда более обширные обязанности, которые выходят далеко за рамки предмета специализации учителя.

Возможно, новые стандарты превращают педагога в «универсального человека», который знает ответы на все вопросы и готов не только научить какому-либо предмету, но и научить учиться. Учитель сегодняшнего дня должен помочь ученику понять, что его будущее во многом будет зависеть от самообразования и стремления к познанию мира. Основной посыл – продолжить реформу образования путём совершенствования подхода к работе на местах.

Что говорят учителя?

За время тестирования специалистам удалось собрать большое количество информации относительно эффективности новых мер и требований. Однако на фоне впечатляющих результатов, которые были продемонстрированы на «испытательных площадках», имели место и не всегда положительные отзывы о профстандарте со стороны самих педагогов. Подавляющее большинство претензий затрагивало тему неблагоприятных условий для выполнения требований нового профессионального стандарта. Прежде всего, учителя сетуют на отсутствие достаточной материальной базы в школах, а также огромные нагрузки: уже сегодня многие педагоги работают на 2 ставки, что автоматически делает невозможным индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.

Цели введения Минтрудом профстандарта педагога

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на май 2017 года утверждены стандарты для более чем 35 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

  1. Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  2. Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  3. Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  4. Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов

Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.

Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:

  • дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
  • начальное образование (1-4 классы);
  • основное образование (5-9 классы);
  • среднее (до 11 класса).

В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:

  • для педагога-психолога;
  • педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
  • педагога, занимающегося профессиональным обучением.

С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — для представителей этой профессии обязательность применения профстандартов датирована 01.01.2017.

Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»

Профессиональный стандарт педагога- документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 03.12.2012 №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании» внес изменения, предусматривающие введение в трудовую сферу нового института- профессионального стандарта.

Глава 31 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее ТК РФ) дополнена статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта»

Квалификация работника- уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт- характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты применяются: Работодателями кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; Образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; При разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Три сферы практического применения профессиональных стандартов: Регулирование трудовых отношений Разработка профессиональных программ Разработка ФГОС профессионального образования

Профессиональный стандарт педагога применяется работодателями с 1 января 2015 года: При формировании кадровой политики и в управлении персоналом; Организации обучения и аттестации работников; Заключении трудовых договоров; Разработке должностных инструкций; Установлении оплаты труда.

ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого - педагогический университет» Центр образования №109 г. Москвы (директор-Ямбург Евгений Александрович- руководитель рабочей группы по разработке профстандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России).

Вид профессиональной деятельности- совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Обобщенная трудовая функция (ОТФ)- совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном трудовом процессе. Трудовая функция- система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. Трудовое действие- процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

педагог дошкольного образования должен: Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности (предметно- мунипулятивную и игровую), обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольном возраста;

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и др. специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми особыми образовательными потребностями; Владеть методами и средствами анализа психолого - педагогического мониторинга позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегрированных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе; Владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы.

Постановление правительства РФ от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций »

номенклатуры должностей педагогических работников: Руководитель (заведующий) Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог- психолог Логопед Методист Старший воспитатель Воспитатель Тьютор Помощник воспитателя

Воспитатель (включая старшего) Должностные обязанности. Осуществлять деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях; содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития, нравственного формирования личности; создавать благоприятную микросреду и морально- психологический климат для каждого воспитанника; содействовать получению дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, организуемых в учреждении; соблюдать права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье, безопасность; проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием, в том числе с помощью электронных форм; координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Старший воспитатель координирует деятельность воспитателей, оказывает методическую помощь, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию; возрастную физиологию; методы и формы мониторинга; педагогическую этику; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя- Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2х лет.

помощник воспитателя Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу; совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья; проведение мероприятий; обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования; обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников; взаимодействует с родителями.

Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику; психологию; возрастную физиологию; основы доврачебной медицинской помощи; санитарно- гигиенические нормы содержания помещений и оборудования; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Требования к квалификации. Среде (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Младший воспитатель Должностные обязанности. Участвует в планировании организации жизнедеятельности воспитанников, проведении занятий, организуемых воспитателем. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующие санитарно- гигиеническим нормам их содержания. взаимодействует с родителями воспитанников. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать. законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии; возрастной физиологии; гигиены, доврачебной помощи; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями; правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно- гигиенические нормы содержания помещений, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Тьютор. Должностные обязанности. Организует процесс индивидуальной работы с воспитанниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных процессов; совместно с воспитанниками распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленной цели; организует взаимодействие с родителями; способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности; контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения).

Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию; возрастную физиологию; методы и формы мониторинга; педагогическую этику; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; тьюторские технологии; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

К педагогической деятельности не допускаются лица: Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ; Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

На сегодняшний день дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель) перенесена на 1 сентября 2019г.


Скачать утвержденный может потребоваться как при разработке должностных инструкций, так и для выработки критериев оценки при приеме на работу представителей этой профессии.

Из статьи вы узнаете:

Когда может потребоваться скачать бесплатно профессиональный стандарт педагога

Должностная инструкция с учетом профстандарта педагога учителя: скачать

Скачайте документы по теме:

Утвержденный профессиональный стандарт педагога можно на нашем портале, в нем, по сравнению с действующими на сегодняшний день едиными квалификационными справочниками, дано более полное описание квалификационной характеристики с учетом современных требований образовательного уровня и рынка труда. Требования, сформулированные профстандартом, учитывают взаимозависимость между уровнем знаний педагога, его умениями, профессиональными навыками и опытом работы.

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

Поэтому не случайно профессиональный стандарт педагога , работающего в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, который можно скачать бесплатно на этом портале, был разработан и утвержден первым.

Если требуется профессиональный стандарт педагога утвержденный скачать, необходимо уточнить, какой именно из этих регламентов вам нужен. К настоящему времени утверждено несколько профстандартов в области педагогической деятельности, они представлены в таблице.

Для чего нужно скачать бесплатно профессиональный стандарт педагога

После того, как вы сможете профессиональный стандарт педагога скачать бесплатно на нашем портале, можно будет ознакомиться и с его положениями. В каждом из этих стандартов выделены наборы обобщенных трудовых функций, характеризующих ту или иную должность. Возможные наименования этих должностей, приведенные в профстандарте , обязательны для применения всеми без исключения работодателями, если должность предполагает предоставление компенсаций и льгот или наличие ограничений, устанавливаемых федеральными законами.

Важно! Применение профессионального стандарта педагога обязательно, поскольку требования к квалификации педагогов установлены статьями 46 и 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

А на основании ст.195.3 ТК РФ, если ТК РФ или федеральным законом установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения его работы, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В профстандарте дается подробное описание трудовой функции работника, занимающего ту или иную должность. Для каждой из них приведен перечень конкретных действий и обязанностей, а также требования к тому, какими знаниями и умениями должен обладать сотрудник, занимающий данную должность.

Скачав утвержденный профессиональный стандарт педагога, вы сможете, зная какими знаниями и умениями обладает работник, без труда определить с какой трудовой функцией он справится, какую должность он сможет занять. Поэтому профессиональный стандарт педагога может применяться работодателем для:

формирования кадровой политики, подбора и управления персоналом. В том числе при разработке должностных инструкций , составлении штатного расписания, условий трудовых договоров при определении трудовой функции;

составления программ развития и обучения сотрудников, при проведении аттестационных мероприятий и оценке эффективности их трудовой деятельности. В этих случаях требованиями профстандарта руководствуются, определяя, какие именно навыки работы, опыт и знания нужны специалисту, чтобы выполнять оговоренные должностные обязанности;

тарификации работ и присвоения тарифных разрядов, определяющих уровень оплаты труда с учетом специфики труда и управления в конкретной организации.

Профессиональный стандарт педагога утвержденный скачать нужно будет и тем специалистам, которым поручена разработка образовательных программ и программ повышения квалификации педагогических работников как на федеральном, так и местном уровнях. Эти регламенты, разработанные с участием экспертов практиков, в наибольшей степени отражают реальную потребность системы образования в специалистах, уровень квалификации которых соответствует самым современным требованиям. Применение профстандартов педагогов в процессе обучения студентов позволят подготовить профессионалов самого высокого уровня.

Применение профессиональных стандартов в практике педагогической деятельности поможет:

  • повысить уровень квалификации сотрудников и привести его в соответствие современным требованиям;
  • повысить качество образования при одновременном повышении производительности труда;
  • снизить затраты на поиск персонала и его дальнейшее обучение;
  • установить четкие критерии соответствия работника занимаемой должности ;
  • конкретизировать потребность в дальнейшем обучении и повышении квалификации сотрудников;
  • своевременно и с наибольшей степенью эффективности повышать уровень квалификации педагогического состава, поддерживать его на неизменно высоком уровне.

Конечно, скачать утвержденный профессиональный стандарт педагога потребуется и самим учителям, преподавателям, воспитателям. Изучив требования, изложенные в этом документе, каждый работник сможет самостоятельно.

Специальность учителя одна из самых важных в российском обществе. В его обязанности входит воспитание и развитие наших детей, поэтому и требования к нему должны быть соответствующие. Однако если раньше преподавателю было достаточно просто выполнять должностную инструкцию, то в ближайшее время требования к нему будут регулироваться новым документом.

В чем суть новых требований

Идея создать профстандарт педагога возникла в 2013 году. Тогда же возник и документ, который стал основой будущего проекта. Основатели отразили в нем требования, необходимые преподавателю в современных условиях. Они касались:

  • личностных характеристик;
  • подготовки на профессиональном уровне;
  • методов обучения учащихся.

Министерство труда 18.10.13 издало Приказ No544н о доработке документа и его тестовой проверке в ряде учебных заведений РФ. Окончательное утверждение изменений было намечено на 01.01.2015. Однако, со временем ведомство решило продолжить тестовый режим еще на два года.

Профстандарты для педагогов проверялись в сорока трех регионах России. Они прошли широкое обсуждение в педагогических коллективах всей страны. Проанализировав результаты экспериментального внедрения новых требований, разработчики проекта пришли к выводу, что профстандарт педагога существенно улучшает все показатели образовательного процесса, такие как:

  • баллы ЕГЭ;
  • уровень обучения;
  • условия преподавания.

По каждому из этих критерий были достигнуты существенные результаты. Поэтому, Минтруда принял решение о его внедрении с 2017 года.

Таким образом, теперь каждому преподавателю будет необходимо подтверждать свою квалификацию, согласно нового документа. Кроме этого, они обязаны использовать в своей деятельности новые положения. Утвержденный правительством РФ документ, Минтруда разошлет всем учебным заведениям страны до 01.01.17 года.

Профстандарт педагога — структура

Он разрабатывался с учетом требований, которые необходимы в современных условиях. Сегодня работник просвещения должен обладать:

  • универсальной образованностью;
  • информированностью;
  • эрудицией;
  • компетенцией;
  • прогрессивностью.

Кроме этого, педагогу необходимо уметь находить общий язык с разными детьми, независимо от их способностей и развития. Также будет уместно, если он сумеет проявлять уважение к личности учащегося и будет видеть его возможности. Преподаватель сегодня должен во всем показывать пример подрастающему поколению, начиная с личной жизни и внешнего вида и, заканчивая своими профессиональными данными.

Утвержденный правительством РФ документ обладает четкой структурой, которая имеет три основных направления, связанных с:

  • обучением;
  • воспитанием;
  • развитием.

Разделы, связанные с двумя первыми направлениями содержат педагогические требования, касающиеся знаний предмета, владения нужными приемами и донесения знаний до каждого ученика.

Третье направление, пожалуй, самое сложное, так как оно кардинально увеличивает компетенцию педагога. Предполагается, что современный учитель, например математики или физики может обладать навыками психолога или другого врача. В таком случае он может рассчитывать на существенную прибавку к зарплате, если конечно подтвердит свою квалификацию в смежной области.

Вот так можно представить будущие квалификационные уровни:

Разработчики проекта ввели последний раздел в связи с решением Правительства уменьшить число узкопрофильных специалистов (дефектологов, терапевтов, психологов) в соответствии с программой оптимизации учебных организаций. Таким образом, руководство старается изыскать средства для повышения зарплаты преподавателей. Теперь у педагогов появилась возможность воспользоваться моментом и неплохо заработать, освоив новую близкую к преподавательству специальность, тем более, что правительственные чиновники уже анонсировали возможные зарплаты учителей.

Зачем нужны профстандарты для педагогов

Целью нововведения является формирование в обществе нового взгляда на преподавательскую деятельность. Понятно, что он по-прежнему должен:

  • иметь высокий уровень образованности;
  • быть интеллигентным, добрым, чутким и внимательным к учащимся;
  • понимать проблемы своих подопечных.

Нынешний преподаватель в условиях развития технологий, новых возможностей в IT сфере должен постоянно совершенствоваться, осваивать новые формы подачи учебного материала и уметь выйти за рамки чисто преподавательской специализации. В этих условиях, новые профстандарты для педагогов помогут быстрее превратить обычного учителя в универсального специалиста, ориентирующегося во многих областях современного мира. Такому преподавателю будет легче донести ученику не только о важности образования, как такового, но и о необходимости постоянного совершенствовании своих знаний.

Понятно, что все это произойдет не сразу и с 01.01.17-18 годов все педагоги не станут магами. Однако планка требований уже поднята и задача всех учителей как можно быстрее достичь высот, отвечающих нашему времени. От этого зависит успех и продвижение нашей страны.

Что думают педагоги

В течении тестового периода создатели документа собрали множество материала, подтверждающего эффективность стандарта. В то же время обсуждение новых требований показало, что не все положительно относятся к новшеству. Некоторые педагоги намекали на недостаточное обеспечение учебных заведений для реализации новых задач, а также на большие нагрузки, которые испытывают преподаватели уже сейчас. Давно известный факт, что многие преподаватели находятся на двух ставках, поэтому ни о каком индивидуальном подходе в работе с учеником не может быть и речи.

Заключение

Повсеместный ввод новых требований повлечет за собой массовую переаттестацию учителей, а это займет большое количество времени. Кроме этого Министерство труда не разработало четкой методики проведения проверки. Согласно новым требованиям, ее должна проводить независимая комиссия. Преподавателя, который не дотянул до необходимого уровня, могут уволить. И здесь возникает вопрос, если учебное заведение не смогло обеспечить развитие педагога, то кто в этом виноват? Разве комиссия может уволить его? Например, стандарт обязывает учителя владеть информационными технологиями и применять их в работе. Почему Минтруда не ответил, что делать учителям, в школах которых не слышали про компьютерные классы. В общем, как утверждают многие специалисты документ еще достаточно «сырой». Быстрее всего, его полное внедрение отложат до 01.01.18 года.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!