Профессия лингвист. Условия эффективности бытового общения

Выполнила

студентка 3 курса

Казакова Резеда

Вопросы к зачету

1. Функции языка. Вербальное и невербальное общение как вид взаимодействия людей. Язык как языковая система передача информации. Виды общения. Условия эффективности бытового общения.

2. определение понятия «культуры речи». Понятие о языковой норме.

3. Виды норм современного литературного языка. Разновидности русского национального языка, устная и письменная формы литературного языка.

4. Орфоэпические нормы.

5. Морфологические нормы.

6. Синтаксические нормы.

7. Лексические нормы.

8. Стилистические нормы.

9. Орфографическая норма. Основные принципы русской орфографии. 10.Качество грамотной речи (точность, логичность, чистота, успешность,

выразительность, богатство языковых единиц).

11 .Функциональные стили современного русского языка (научный,

официально-деловой, газетно-публицистический, разговорный стиль). 12.Подстили: научно-технической, научно-популярной и учебной

литературы. Их особенности.

13.Стилистическая окраска языковых единиц (экспрессивы,

эмоционально-оценочные слова, книжная лексика, разговорная

лексика).

14. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления

(диалектизмы, жаргонная и арготическая лексика, специальная лексика

или профессионализмы).

15.Русский язык среди других славянских и индоевропейских языков.

Исконная лексика русского языка, заимствования, кальки.

16. Речевая коммуникация, коммуникативные стратегии и тактики,

успешность речевого воздействия, адресант и адресат. Максимы

Грайса, конфликты максим.

17.Свойства и единицы языка. Понятия и слово. Многозначность и

омонимия, паронимы, перенос значений, окказионализмы, историзмы,

архаизмы, синонимы.

18.Риторика, истоки риторики, риторические традиции в России. 19.Подготовка речи (выбор темы, цель, поиск материала). Начало,

завершение и развертывание речи. Способы словесного оформления

публичного выступления.

20.Официально-деловая письменная речь. Типы документов. Требование

к оформлению реквизитов документов. Унификация языка деловых

1 Вопрос.

Язык. Функции языка.

Язык - естественно возникающая в человеческом обще­стве и развивающаяся система облеченных в звуковую фор­му знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого systema- целое, составленное из частей; соединение) объединение элемен­тов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Язык состоит из единиц:

Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

- слово;

Фразеологическая единица (устойчивое словосочета­ние);

Свободное словосочетание;

Предложение (простое, сложное);

Функции языка: коммуникативная, познавательная, аккумулятивная, эмоциональная (выражает чувства и эмо­ции), волюнтативная (функцию воздействия).

Язык по своей природе полифункционален. Он служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как-то реагировать (при­нимать к сведению, соглашаться, возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Таким образом, язык участвует в формировании мышления ин­дивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Это познавательная функция.

Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летопи­си, документы, мемуары, газеты, художественная литера­тура), в устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей данного языка. Функ­ция - аккумулятивная.

Виды общения.

Общение - явление далеко не однозначное. Особенности поведения людей, применение ими тех или иных методов и приёмов, использование разнообраз­ных вербальных и невербальных средств определяются видом общения. В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а скорее, дополняют друг друга.

Лингвисты кладут в основу классификации: 1) вид дея­тельности человека (общение деловое и бытовое), 2) положе­ние коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное), 3) наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непос­редственное и опосредованное), 4) используемая форма языка (устное и письменное), 5) постоянство или изменчивость по­зиций «я говорящий» - «ты слушающий» (диалогическое и монологическое), 6) количество коммуникантов (межличност­ное и массовое).

Психологи классифицируют общение по степени общнос­ти коммуникантов, выделяя следующие его виды:

1) предельно низкая степень общности - «контакт ма­сок», манипулятивное;

2) средняя степень общности - примитивное, формально-ролевое, светское;

3) высокая степень общности - деловое, духовное.

Цель манипулятивного общения - извлечение односто­ронней выгоды одним из коммуникантов. Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонст­рации показной добродетели и т.п. Близко по целям к мани-пулятивному общение примитивное, однако здесь коммуни­канты, как правило, знают друг друга лично.

«Контакт масок» как разновидность общения необходим жителям больших городов, где, че­ловек ежедневно видит до 10 тысяч лиц. Именно этот тип следует применять, если мы стал­киваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком.

В формально-ролевом общении строго регламектированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач - пациент, продавец - поку­патель, кондуктор - пассажир, кассир - зритель и т.д. Од­нако формально-ролевое общение приобретает особые черты, если мы рассматриваем, как проявляется этот тип взаимодей­ствия людей в небольших населенных пунктах. Таким образом, формально-ролевое общение приобретает черты делового.

При деловом виде общения коммуниканты учитывают осо­бенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом доминируют над возможными лич­ностными симпатиями или антипатиями интересы дела.

Один из самых сложных видов общения - общение ду­ховное. Степень близости коммуникантов очень велика, и они понимают друг друга не только при помощи слов, но и по выражению лица, интонации, жестам. Духовное общение воз­можно между родными, друзьями, влюблёнными, единомыш­ленниками. Цель духовного общения - максимальное взаи­мопонимание, сотрудничество в деятельности, удовлетворение потребности человека в привязанности.

Условия эффективности бытового общения.

Бытовое общение - самый распространённый вид взаимо­действия людей. Сфера бытового общения - это семья, дру­зья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Прак­тика показывает, что именно здесь человека подстерегает наи­большее количество неудач и даже конфликтов. Как избе­жать их и сделать такое общение эффективным? Научитесь несложным правилам поведения, которые опираются на изве­стные вам единицы (компоненты, слагаемые) общения.

Выясните, есть ли в данный момент у вашего потенциаль­ного коммуниканта желание общаться. Он может быть чем-то расстроен, устал, его заботит, какая-то проблема, он обду­мывает ту или иную ситуацию, которая никак не связана с вами. В этом случае вам не удастся установить двустороннюю связь с коммуникантом. Подождите, когда у него возникнет необходимость в общении с вами.

Правильно подбирайте предмет общения, так как двусто­ронняя связь устанавливается только тогда, когда предмет общения интересует обоих коммуникантов и каждому есть что сказать по избранной теме.

Находите общие вербальные и невербальные средства. Бес­ценным учебником, который помогает овладеть навыками эффективного бытового общения, является русская класси­ческая литература. Анализируя их с целью выяснения причин успешного или неудачного акта об­щения, мы можем научиться корректировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.

Невербальные средства общения.

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих язы­ковых средств) можно общаться при помощи средств невер­бальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественным, то есть не изобре­тенным человеком, а данным ему от природы инструментом общения. Невербальные средства общения подразделяются на груп­пы. Наиболее обширная - кинесические (от греч. kinetis- движение) - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения. Мимика (от греч.mimikos- подражающий) - движение лицевых мышц. Основной элемент мимики - мимический код. Это особое сочетание частей и элементов лица: положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и яркость глаз, которые пере­дают одно из эмоциональных состояний. Психологи намечают шесть основных мимических кодов и множество оттенков пере­хода от одного к другому. К основным относятся гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх. Наиболее подвижными элементами лица являются брови и область вокруг рта. Исключительно важное значение в общении имеет взгляд - комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного со­стояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» гла­за. Источником информации о состоянии и намерениях парт­нёра по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние. Поза (фр.pose- положение тела) - вид более или менее устойчивого пространственного положения человека.

Важным кинесическим средством общения является жес­тикуляция. К жести­куляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значе­ние произносимых слов. Основная функция жеста - зрительно способствовать лучше­му восприятию речи. Дополнительные - уточнение и ожив­ление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочета­нии со словами. В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, сим­волические, указательные, изобразительные. Ритмические жесты связаны с ритмикой речи - подчер­кивают логическое ударение, замедление и ускорение темпа, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств. Указательные жесты служат для выделения предмета из ряда однородных, указания места их расположения, порядка следования. Очень часто без использования указательного жеста речь становится совершенно непонятной. Изобразительные жесты употребляются людьми тогда } ког­да нет времени или возможности быстро сформулировать мысль и можно изобразить предмет или действие, показать их.

К невербальным средствам общения относятся просодичес­кие и экстралингвистические средства. Просодика (от греч, prosoidia- ударение, припев) - ритмико-интонационные осо­бенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр го­лоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректиро­вать систематической работой. Тесно связаны с просодическими средствами сред­ства экстралингвистические (лат.extra- вне, сверх, лат.lingua- ясык) - включенные в речь психофизиологические прояв­ления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просо­дические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения.

Следующая группа невербальных средств общения - сред­ства такесические (лат. taktus- прикосновение, ощущение), Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, по­хлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикоснове­ния телом.

Очень редко отмечается в ка­честве невербального средства общения запах, издаваемый партнёрами. Это результат потери человеком той особой роли обоняния, которое оно имеет в дикой природе.

К невербальным средствам оценки и принятия решения относят прижатую к щекэ ближе к губам руку, подъём голо­вы и взгляд вверх, наклон головы с сосредоточенным внима­нием, различные действия с очками.

Защитные (оборонительные) невербаль­ные средства: скрещенные руки и ноги, поза человека, стре­мящегося занять как можно меньше места в пространстве, взгляд искоса или исподлобья и т.д. Эти невербальные сред­ства очень действенны, и если один из трех-четырех партнё­ров использует их, через некоторое время можно ожидать, что все коммуниканты последуют его примеру. Выйти же из данного состояния крайне затруднительно, хотя и возможно.

Язык как знаковая система передачи информации.

Язык - это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (обеспечи­вающую общение) функции в процессе человеческой деятельно­сти. В самом общем плане языки подразделяются на естествен­ные и искусственные. Естественный язык - это язык повсе­дневной жизни, являющийся формой выражения мыслей, чувств и формой общения людей. Искусствен­ный язык - это язык, создаваемый людьми для удовлетво­рения своих определённых, узких потребностей. К искусствен­ным относятся языки математических символов, физических теорий, химических формул, системы сигнализации и т.д. Язык представляет собой средство мысленного абстрагиро­вания и обобщения, служит для обозначения и наименования объектов. Языковые зна­ки и формировавшиеся языковые системы обозначали преж­де всего чувственно-наглядные свойства и отношения объек­тов. Знаки соотносились с внешними явлениями через цепоч­ки наглядных образов, которые они одновременно и выража­ли. Первые языковые знаковые системы сами часто являлись изображениями. Развитие языковых знаковых систем связано с проникновением чело­века в сущность объектов, с ориентацией на обобщение их свойств не по чисто внешним признакам, а с учетом выявле­ния внутренних отношений этих объектов. Знаковые системы шаг за шагом становились выражением средств коммуника­ции. Постепенно знаковые системы стали соотноситься с внутренними связями объектов, пред­ставлять их, превратившись в носителей абстрактных обра­зов. Это вело и к преобразованию их формы. В результате знак и знаковая система, приобретя черты большей абстракт­ности, стали схематическими. Впервые анализ языка как системы знаков был дан в диа­логе древнегреческого мыслителя Платона «Кратил». В нем был поставлен вопрос, соответствуют ли имена природе вещей или же они являются лишь услов­ными знаками, установленными по соглашению. Одним из первых перешёл от фонетического описания зву­ков к анализу функциональных отношений элементов языко­вой системы Ф. де Соссюр Языковой знак, по Соссюру, есть единство означающего (или акустический образ, план выражения) и означаемого (план содержания, понятие). Изучение знаковых систем является предметом специаль­ной науки, которая называется семиотикой (от греч. semeiotike- учение о знаках). Познавательные интересы семиотики со­средоточены на исследовании производства, строения и функ­ционирования различных знаковых систем, хранящих и пе­редающих информацию. Семиотика держит в своем поле зре­ния естественные и искусственные языки, все типы визуальных знаковых систем. Семиотика занимается изучением общих принципов, лежащих в основе структуры всех знаков. Термин «семиотика» был возрождён Ч.С. Пирсом. Он предпринял первую попытку классификации знаков, подразделив все знаки на: 1) знак сам по себе, тот, который обозначает какое-либо качество; 2) знак, могущий выступать репрезентантом всякого объекта; 3) знак, являющийся маркером ссылки на некий закон или духовную конвенцию. Исследова­ние различных знаков и законов их сочетания позволило вы­делить три основных раздела семиотики: синтактику {от греч.syntaxis- составление), или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функ­циям; семантику (от греч.sema- знак), изучающую знако­вые системы как средство выражения смысла, и прагматику (от греч.pragma- дело, действие), постигающую отношение знаковых систем к тем, кто их использует. С позиций семиотики основными функциями знаковой сис­темы являются, во-первых, передача определённого сообще­ния или выражения смысла и, во-вторых, обеспечение пони­мания слушателем (читателем) передаваемого сообщения, так­же эмоциональное воздействие, побуждение к действию и т.п. В выработку и системати­зацию идей и принципов семиотики внес американский ис­следователь Ч. Моррис. По Моррису, можно выделить пять глазных видов знаков: 1) знаки-идентификаторы (вопрос «где»); 2) зкаки-десигнаторы {вопрос «что такое»); 3) оценочные знаки (вопрос «поче­му»); 4) прескриптивные знаки (вопрос «как»); 5) знаки сис­тематизации (формирующие отношения толкователя с ины­ми знаками).

Лингвист- это специалист, по языкознанию, языковедению. Занимается историей образования и развития языков, их характерные особенности и структуры. Лингвистика делится на практическую и теоретическую деятельность.

Основная задача лингвистов- разобраться в строении диалекта, его происхождении. До сих пор не раскрыто происхождение алфавитов, слов, речи. Ведутся исследования, выдвигаются теории, помогающие раскрыть многие языковые вопросы.
Лингвисты делятся на несколько квалификаций.

Есть ученые, специализирующиеся на конкретном языке — русисты, англисты, японисты, татароведы.

Специалисты по группе языков - германисты, тюркологи, романисты

Специалисты по языкам региона - американисты, африканисты.

Есть смежные разделы лингвистики, к примеру, с психологией: паралингвистика, нейролингвистика, социолингвистика. Эти науки изучают язык в его связи с человеческим мышлением, физиологией. Существует группа ученых, изучающих современный сленг - говор в современной трансформации.

Существует еще прикладная лингвистика. Занимается созданием программ распознавания слов, речи, моделированием человеческих языковых способностей.

Лингвисты, занимающиеся непосредственно наукой, работают в высших учебных заведениях и исследовательских институтах. Ученые-практики работают в различных организациях над разработками программ компьютерного анализа, машинного перевода, над созданием искусственных языков, распознавания текста, разработкой лингвистического программного обеспечения.

Стоит отметить также, что работа по профессии лингвист переводчик, подразумевает работу с текстами. Одновременно может быть педагогом, корректором, журналистом, переводчиком. Языковед найдет применение своему труду в любой сфере, где требуются профессиональные навыки работы с текстом.

Личные качества, которые должны быть у лингвиста:

  • внимательность,
  • хороший слух, память,
  • терпение,
  • усидчивость,
  • внимание к деталям,
  • организованность, самодисциплина,
  • концентрированность внимания,
  • стремление к профессиональному совершенству,
  • умение запоминать надолго большие объемы информации,
  • грамотно выражать свои мысли,
  • упорство,
  • склонность к исследовательской деятельности.

Профессия лингвист плюсы и минусы.

Плюсы профессии лингвиста:

1) Главным плюсом является востребованность специалистов данного профиля. Поэтому проблем с трудоустройством не возникает. На сегодняшний день лингвисты требуются в сфере информационных технологий, связях с общественностью, средствах массовых коммуникаций и рекламе. Достигнув успеха в исследовательских разработках, лингвист может рассчитывать на повышение по карьерной лестнице, и соответственно, увеличение заработной платы.

2) Лингвисты, владеющие иностранными языками, могут иметь возможность работать за границей и больше шансов на повышение. Также могут свободно общаться с людьми в путешествиях и изучать культуры других стран.

3)Еще один плюс- это возможность работать удаленно.

Минусы профессии:

1) К минусам профессии можно отнести ненормированный график работы. Вместе с этим огромная ответственность и большая нагрузка.

2) Второй минус- работа может превратиться в рутину. Так как не все люди могут стать профессиональными лингвистами. Работа требует таланта к преподавательской деятельности и большого терпения.

3) Задержка зарплаты, которая поступает когда приходит оплата от заказчика.

Так же предлагаем ознакомиться с профессиями PR-менеджер , визажист и бармен .

Итак, перед выбором данной профессии стоит подумать, подходит ли она. Если человек привык ежедневно заниматься рутинной работой для достижения определенных целей, то вполне возможно, что работа будет приносить удовольствие.

Хотите узнать больше? Смотрите видео:

- (нем. Linguist, от лат. lingua язык). Знаток языков, языковед; занимающийся лингвистикою. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИНГВИСТ изучающий лингвистику; знаток языков. Полный словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

ЛИНГВИСТ, а, муж. Специалист по лингвистике, языковед. | жен. лингвистка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

лингвист - а, м. linguiste m. Специалист по лингвистике; языковед. БАС 1. Решаюсь обратиться к вам, как сведущему человеку во всем, и особенно как к известному лингвисту с вопросом: что значит встречаемое мною частенько в иностранных газетах слово: agent… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (языковед) учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению). Профессиональные лингвисты работают в вузах и исследовательских институтах, а также в прикладных областях (компьютерная лексикография, автоматический анализ текста,… … Википедия

лингвист - (линвистыр, лингвистхэр) лингвист Бзэр научнэу зэгъэшIэгъэнымкIэ сэнэхьат зиIэр ары Ар лингвист дэгъу … Адыгабзэм изэхэф гущыIалъ

Языковед Ср. Он учил эту молодую девочку языкам, так как он, при хорошем общем классическом образовании, был большой и довольно просвещенный лингвист. Лесков. Загадочный человек. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковед (langue язык). Ср. Lingua (lingere … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Языковед. Заимств. через франц. linguistе (XVII в.), книжное производное от лат. linguа язык … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Лингвистъ языковѣдъ. Ср. Онъ училъ эту молодую дѣвочку языкамъ, такъ какъ онъ, при хорошемъ общемъ классическомъ образованіи, былъ большой и довольно просвѣщенный лингвистъ. Лѣсковъ. Загадочный человѣкъ. 5. Ср. Linguiste (фр.) языковѣдъ, (langue) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

М. Специалист в области лингвистики; языковед. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Словосочетание в научно-лингвист. и дидакт. аспектах , Тер-Минасова С.. В настоящей книге рассматриваются актуальные вопросы теории словосочетания на широком фоне таких важных общетеоретических проблем, как онтогенез речи, мотивированность и внутренняя форма,…
  • Из лягушек - в принцы Нейро-лингвист. прогр. , Бендлер Р., Гриндер Д.. Книга знакомит с новым эффективным методом психотерапии - нейро-лингвистическим программированием. НЛП - это ясная эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя…

Лингвист — это ученый, который занимается изучением языка как структуры и явления. Лингвистика делится на теоретическую и практическую, как и деятельность специалистов. Раньше науку считали частью филологии, сегодня они лишь частично соприкасаются по разным аспектам.

Лингвистика, в отличие от филологии, не касается культурного аспекта носителей языка, не всегда работает с текстами, историческими документами. Современные специалисты изучают основы математического моделирования, на основе которого разрабатываются системы автоматизированного перевода.

Немного поясним, что значит «лингвистика не всегда имеет дело с текстами». До появления письменной и разговорной речи, к которой мы привыкли, были другие способы коммуникации – пиктограммы, символы, рисунки. Определенная группа специалистов изучает подобные языки, не имеющие видимой связи с современным языком, который является предметом изучения филологов. Но эти исследования очень важны для понимания развития языка, его механизма, воссоздания процесса зарождения.

Описание профессии лингвист

Задач у лингвистов много, но основные – это разобраться в структуре диалекта и его происхождении. Так остается до сих пор не раскрытым вопрос о происхождении речи, слов, алфавитов. Выдвигаются теории, ведутся исследования, проливающие свет на многие языковые вопросы.

Лингвисты делятся на разные квалификации. Есть ученые, специализирующиеся на конкретном языке (русист, арабист, японист), семье диалектов (семитологи, германисты, слависты) или регионе (кавказоведы, американисты и т.д).

Есть смежные разделы лингвистики, например, с психологией: социолингвистика, паралингвистика, нейролингвистика. Эти науки изучают язык в его связи с человеческим мышлением, физиологией. Существует группа специалистов, которые изучают современный сленг — говор в современной трансформации.

Кроме теоретической, есть прикладная лингвистика, связанная с компьютерными системами: моделирование человеческих языковых способностей, создание программ распознавания речи, слов и т.д. Также специалисты работают над созданием словарей, учебной литературы.

Чем занимается лингвист

Лингвисты, которые занимаются собственно наукой, работают в исследовательских институтах, ВУЗах. Ученые-практики работают в организациях над разработками программ машинного перевода, компьютерного анализа, распознавания текста, над созданием искусственных языков, разработкой лингвистического программного обеспечения.

Кроме этого, профессия лингвист, как и филолог, предполагает работу с текстами. Специалист может одновременно быть корректором, журналистом, пиарщиком, педагогом, переводчиком. Языковед найдет себе применение в любой сфере, где необходимы профессиональные навыки работы с текстом.

Не пропустите

Профессия лингвист плюсы и минусы

Преимущества:

  • широкие возможности для самореализации. Грамотные специалисты требуются во многих сферах;
  • владение иностранными языками открывает перспективы карьерного роста и высокой оплаты труда;
  • возможность удаленной работы.

Недостатки:

  • нередко работа может превратиться в рутину;
  • распределение нагрузки может быть неравномерным (сегодня работы на 2 часа, завтра – на 12);

Лингвистику можно отнести к самым сложным, но одновременно с этим к самым интересным гуманитарным наукам. Почему? Во-первых, потому что без знания иностранных языков сегодня сложно добиться успеха на профессиональном поприще. Во-вторых, современное общество стремиться правильно говорить на родном языке. И в-третьих, очень многих сегодня интересуют не только "живые" (, но и "мертвые" языки. Именно поэтому профессию лингвиста можно смело отнести к одним из наиболее востребованных и интересных.

Лингвистику можно отнести к самым сложным, но одновременно с этим к самым интересным гуманитарным наукам. Почему? Во-первых, потому что без знания иностранных языков сегодня сложно добиться успеха не только на профессиональном поприще, но порой и на личном фронте. Во-вторых, современное общество стремиться не только правильно говорить на родном языке, но и знать историю его происхождения. И в-третьих, очень многих сегодня интересуют не только "живые" (те, которыми мы пользуемся), но и "мертвые" языки, которыми когда-то пользовались наши предки. Именно поэтому профессию лингвиста можно смело отнести к одним из наиболее востребованных и интересных.

Вполне естественно, что одновременно с востребованностью растет и популярность этой профессии среди абитуриентов. Причем, подавая документы в ВУЗ на специальность "лингвист" очень многие только приблизительно понимают, что это за профессия, какими личностными качествами должен обладать настоящий профессионал, и какие "дивиденды" эта профессия может принести в будущем. А ведь осознанный выбор профессии – это первый шаг на пути к благополучной и счастливой жизни. И у вас есть все шансы сделать этот первый шаг, после ознакомления со всеми особенностями профессии лингвист.

Кто такой лингвист?


– высококвалифицированный специалист по языкознанию и языковедению, который досконально разбирается в истории формирования и развития языков, знает их структуру и характерные особенности: смысловую структуру слов, сочетаемость лексических единиц, фразеологизмы, фонетический и грамматический строй и т.д. Отметим, эти специалисты изучают не только действующие языки мира, но и те, которые уже давно не используются.

Название профессии произошло от латинского lingua (язык, речь), что прямо указывает на сферу деятельности лингвиста. Первые упоминания о лингвистах относятся к 5 веку до нашей эры. Предположительно именно в этот период в Индии были заложены основы современного языковедения. Но бурное развитие лингвистики, как науки, началось только в первой половине 21 века.

Необходимо сказать, что языковедение и языкознание продолжает активно развиваться и сегодня. Ну а поскольку лингвистика охватывает все вопросы, так или иначе касающиеся языков, которые в рамках одной специальности изучить практически нереально, современных лингвистов принято квалифицировать по:

  • разделу или теме лингвистики (например, морфологи – специалисты занимающиеся изучением морфологии языка, фонетисты – специализирующие на исследовании фонетики и т.д.);
  • изучаемому языку или группе языков (например, германисты, русисты, татароведы, американисты, кавказоведы и т.д.);
  • теоретическому направлению (структуралисты – специализируются на изучении формального строения и организации языка, когнитивисты – занимаются исследованием проблем соотношения языка и сознания человека и т.д.).

Основными обязанностями лингвиста, независимо от специализации и направления деятельности, является: участие в составлении образовательной литературы (в том числе, словарей и грамматик), изучение языка в рамках специализации, формулирование языковых "норм", сопоставление языков, выделение отдельных говоров и выявление исторических или территориальных сходств и различий, оказание консультативных услуг, исследования на предмет влияния языка на общество и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать лингвист?

Лингвистика – это не просто изучение иностранных языков и их истории. Одновременно с изучением языка, нужно постигать его структуру, характерные тонкости и особенности в контексте отдельных культур. То есть, в процессе обучения (да и во время работы) лингвисту необходимо "охватить" огромнейшее количество информации, а потому ему понадобятся такие личностные качества, как:


Кроме того, для того чтобы стать лингвистом , нужно знать литературу, основы языкознания, философию, экономику, этнографию, культуру и историю тех стран, чьи языки изучаются, владеть компьютерными технологиями на высоком уровне (особенно если сфера деятельности специалиста направлена на изучение искусственных языков), проявлять большой интерес к таким наукам, как история, право и философия.

Преимущества профессии лингвиста

Основным преимуществом профессии лингвист является ее универсальность. Лингвистическое образование "открывает" двери в достаточно широкий круг профессий: референт, переводчик, переводчик-референт, преподаватель, исследователь языка, специалист по межкультурным коммуникациям и т. д. Естественно, что каждая из этих профессий не относится к узконаправленным и подразумевает широкий простор для дальнейшего развития.

К преимуществам этой профессии также можно отнести возможность изучения культур других стран во время путешествий и общения с самыми разными людьми. При этом специалисту совсем необязательно устраиваться на какую-то определенную работу – квалифицированный лингвист с легкостью может обеспечить себе безбедное существование, находясь на "вольных хлебах" (то есть, работая фрилансером).

И самое главное, безупречное владение хотя бы одним иностранным языком открывает практически неограниченные возможности как для карьерного роста, так и для решения личных вопросов (например, переезд в другую страну на постоянное место жительства).

Недостатки профессии лингвиста


Говоря о недостатках профессии лингвист , прежде всего, необходимо отметить некоторую монотонность и нудность работы. Особенно это касается научных работ, суть которых в большинстве своем сводится не только к проведению собственных исследований, но и к систематизации и изучению уже опубликованных работ по лингвистике. Кстати, специалисты, работающие в научно-исследовательской сфере, как правило, не могут похвастаться высокой заработной платой, что также является существенным недостатком этой профессии. Те же лингвисты, которые предпочли использовать свои навыки в бизнесе, хоть и получают более чем приличную оплату своих услуг (до 70 тысяч рублей в месяц), не всегда могут рассчитывать на своевременную выплату гонорара.

Нельзя умолчать и о том, что для большинства специализаций лингвиста характерны напряженные условия труда. В частности, работа переводчика практически всегда связана с очень высокой ответственностью и большими физическими нагрузками (порой переводчику приходится проводить на ногах по 8-10 часов в день), а преподавательская деятельность неразрывно связана с высочайшей моральной и психологической нагрузкой.

Где можно получить профессию лингвиста?

Получить профессию лингвиста можно в любом высшем учебном заведении, где имеется факультет филологии или проводится обучение по специальности "лингвист". Однако, это только первая ступенька к освоению этой профессии. Поскольку лингвист – это высококвалифицированный специалист, то заявить о себе, как о настоящем профессионале можно будет только после окончания аспирантуры. Ну и, конечно же, любой уважающий себя лингвист постоянно занимается самообразованием и не забывает повышать свою квалификацию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!