Программа по русскому языку рамзаева.

Книга представляет собой авторскую рабочую программу по русскому языку для 1-4 классов. Программа соответствует Примерной основной образовательной программе начального общего образования.
Курс обеспечивается учебно-методическим комплектом, состоящим из учебников, рабочих тетрадей, тестов, справочника, поурочных разработок и методических пособий. Учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень.
Программа адресована учителям и методистам начальной школы.

Морфология.
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 1-4 классы, Рабочая программа, Рамзаева Т.Г., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Следующие учебники и книги.

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

(для четырёхлетней начальной школы)

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Русский язык - основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.

До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.

Введением в курс русского языка является обучение грамоте - интегри-рованный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык».

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета .

Линии, общие с курсом литературного чтения:

Овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

Овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов

Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»

Приобретение и систематизация знаний о языке;

Овладение орфографией и пунктуацией;

Раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Азбука, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс русского языка в 4 классе составляет 170 часов (5 часов в неделю)..

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита-

ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ц енность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,

технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы .

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»

является сформированность следующих умений:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но ), в сложных предложениях из

двух частей (без союзов, с союзами и, а, но ), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

170 ч (5 часов в неделю)

Лексика

Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.

Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы (злость – злоба; ходьба-хождение; старик-старче; близко-близехонько; тигриный-тигровый; вымазать-измазать; выкупать-искупать; напугать – испугать).

Слова однокоренные, противоположные по значению (домик-домище; открыть-закрыть; уснуть-проснуться).

Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).

Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.)

Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.)

Морфемика (состав слова)

Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.

Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов, глагольные суффиксы как признак спряжения глаголов. Формообразующий суффикс - л- в глаголах прошедшего времени.

Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме (вода – сущ., ж.р., 1 скл.; сено - сущ., ср.р, 2 склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильная – ж.р., тв. основа; большой – м.р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (белеет – 3-е л., ед.ч., наст. время и др.).

Роль приставок в образовании глаголов (ходить – уходить – переходить – заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила – отговорила; прибежать – убежать; приходить – уходить и др.).

Морфология (120 ч)

Имя существительное (40 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, 3 склонения.

Склонение имен существительных 1,2 и 3 склонения.

Правописание безударных личных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на – мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.

Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительные как член предложения.

Употребление мен существительных в речи.

Имя прилагательное (25 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.

Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.

Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.

Прилагательное как член предложения.

Употребление имен прилагательных в речи.

Личные местоимения. (7ч)

Местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.

Личные местоимения я. Ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

Личные местоимения как член предложения.

Употребление личных местоимений в речи.

Глагол(45 ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределённой формы - стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся–-ться . Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Наречие (3ч)

Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Употребление в речи. Наречие как член предложения.

Синтаксис и пунктуация (30ч)

Предложение. Главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).

Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но . Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.

Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.

Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.


Пояснительная записка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012; базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; учебного плана МС(К)ОУ С(К)ОШ №8, программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» (Программа для общеобразовательных учреждений (1-4 классы), 2 класс.
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык» (для 2 класса в 2 частях). М., Дрофа, 2011.
На русский язык отведено 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.

Цели и задачи:
Цель:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формировать у детей чувство языка;
воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
сообщать необходимые знания и формировать умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Образовательный компонент.

Основными разделами программы являются:
«Фонетика и графика» (звуки и буквы)
«Морфология»
«Лексика»
«Речевое развитие»
«Орфография»
«Чистописание»
Фонетика и графика Основными понятиями, умениями и навыками в этой области учащиеся овладевают уже в букварный период. Во втором классе учащиеся получают более глубокие сведения о звуках и буквах, гласных и согласных и их различии, о слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих и звонких, мягких и твердых согласных, делают звукобуквенный анализ слов.
В дальнейшем эти знания систематизируются и конкретизируются, включаются в решение новых познавательных задач, в формирование навыков грамотного письма. Дети учатся различать звуки речи на слух и обозначать их на письме в соответствии с правилами (обозначение мягкости согласных гласными буквами и мягким знаком, употребление разделительного мягкого знака и т. д.).
Цель этой части программы на основе звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова привлечь внимание детей к звуковой стороне родного языка, его мелодичности, возможности через звук и сочетание звуков отразить те или иные явления
действительности (например, шорох осенней листвы); всемерно способствовать развитию фонематического слуха второклассников как основы речевого развития и формирования навыков грамотного письма.
Морфология (части речи). Части речи. Лексическое значение, употребление в предложении частей речи:
имя существительное;
имя прилагательное;
глагол;
предлог
Лексика. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом планах. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.
Речевое развитие. Развитие речевой активности и обогащение мотивов речевой деятельности второклассников, развитие интуитивного владения детьми родным языком, осознанным отношением к нему как предмету познания. Формирование понимания того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем грамматический и коммуникативный смысл интонационной стороны речи; углубление и развитие чувства языка.
Орфография. Знакомство с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционный, или исторический, основанными на запоминании (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу): морфологический (общие для родственных слов значимые части морфемы сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетический (написание соответствует установке «пиши, как слышишь»).
Чистописание. Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст (3 ч)

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение (8 ч)

Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова (10ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (48 ч)

Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.

Повторение. Календарно-тематическое планирование.

4 часа в неделю. Всего 136 часов.

Дата
Тема

Текст и предложения в нашей речи. Слово и предложение- единицы речи.

Слово и слог. Гласные и согласные звуки.

Деление слов на слоги. Звуковой и слоговой состав слова.

Речь в жизни человека. Речь устная и письменная.

Выделение предложений в устной и письменной речи.

Звуки речи. Буквы.

Гласные и согласные звуки.

Гласные звуки и буквы.

Слова с буквой Э в начале слова.

Письменные ответы на вопросы к тексту.

Слова-приветствия.

Согласные звуки и буквы.

Согласный звук и буква Й.

Диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе».

Работа над ошибками.

Шипящие согласные звуки. Сочетания ЖИ, ШИ.

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

Слова с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ.

Обобщающий урок «Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ.

Проверочная работа № 1.«Гласные И, А, У после шипящих».

Работа над ошибками.

Слово и слог.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Перенос слов.

Перенос слов с буквой –й- в середине.

Диктант №2 . «Гласные И, А, У после шипящих.»

Работа над ошибками.

Предложение как единица речи. Знаки препинания в конце предложения.

Общее понятие о главных членах предложения.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Текст, связная речь

Общее понятие о тексте. Контрольное списывание № 1.

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение

Структурные части текста-повествования

Изложение№1

Работа над ошибками.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами.

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.

Правописание и перенос слов с Ь.

Проверочная работа №2 «Обозначение мягкости согласных».

Работа над ошибками. Обобщение знаний о Ь как показателе мягкости согл.

Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости.

Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов.

Способ проверки парных согласных на конце слова.

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слов.

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слов..

Ударение. Ударный и безударный слог.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.

Особенности проверочного слова.

Связь между предложениями в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение.

Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

Проверка безударных гласных в двусложных словах.

Диктант №3 по теме «Правопи,°сание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Работа над ошибками

Понятие о разделительном Ь.

Сопоставление Ь показателя мягкости согласного и разделительного Ь.

Упражнения в написании слов с разделительным Ъ.

Контрольное списывание №2.

Слова, в которых пишутся удвоенные согласные.

Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение.

Изложение №2

Работа над ошибками.

Понятие о словах, называющих предметы.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Заглавная буква в именах собственных

Обобщение знаний об имени существительном. Контрольное списывание.

Изложение №3

Работа над ошибками.

Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное»

Понятие о словах, обозначающих действие предмета.

Глаголы в единственном и множественном числе.

Употребление глаголов в разных временных формах.

Составление рассказа по картинкам.

Работа над ошибками.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Упражнения в употреблении глаголов в речи.

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

Различие слов, отвечающих на вопросы какой? Какая? Какое?

Различие прилагательных в единственном и множественном числе.

Прилагательные- антонимы.

Употребление прилагательных в речи.

Обобщение знаний об изученных частях речи.

Закрепление изученного об имени прилагательном

Диктант №4 по теме «Части речи»

Работа над ошибками.

Предлог как слово и его роль в речи.

Раздельное написание предлогов со словами.

Единообразное написание предлогов.

Обобщение знаний о предлоге.

Проверочная работа №4 по теме «Предлог».

Общее понятие о родственных словах.

Признаки однокоренных слов.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Сочинение по картине и опорным словам.

Работа над ошибками.

Единообразное написание корня в однокоренных словах

Обобщение изученного об однокоренных словах.

Способы проверки безударных гласных в корне.

Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять.

Проверка безударных гласных в корне.

Упражнения в написании безударных гласных в корне.

Закрепление изученного о безударных гласных.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

Упражнение в написании слов с парными согласными в корне.

Изложение №4 по опорным словам.

Работа над ошибками.

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

Проверочная работа№5 «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Работа над ошибками.

Главные члены предложения. Связь слов в предложении.

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи.

Обобщение знаний об алфавите.

Правописание слов с разделительным –ь-.

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Повторение об изученных частях речи.

Диктант№5. «Повторение пройденного во 2 классе».

Работа над ошибками.

Правописание безударных гласных, парных согласных в корне.

Повторение об изученных частях речи

Урок-игра.

Учебно-методическое обеспечение.

Для учителя
Для учащихся


Методическое пособие «Русский язык. 2 класс.Книга для учителя»
Справочник «Русский язык в начальной школе».
Т.Г.Рамзаева «Русский язык». Учебник 2 класс. Части 1 и 2.
Упражнения по русскому языку: 2 класс/ Е.М.Тихомирова. М.,Экзамен, 2010г.

Коррекционный компонент.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

· развитие мелкой моторики и пальцев рук;

· развитие навыков каллиграфии;

· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

· коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

· коррекция и развитие памяти;

· коррекция и развитие внимания;

· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

· развитие пространственных представлений и ориентации;

· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:

· развитие наглядно-образного мышления;

· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:

· развитие умения сравнивать, анализировать;

· развитие умения выделять сходство и различие понятий;

· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

· формирование умения преодолевать трудности;

· воспитание самостоятельности принятия решения;

· формирование адекватности чувств;

· формирование устойчивой и адекватной самооценки;

· формирование умения анализировать свою деятельность;

· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:

· развитие фонематического восприятия;

· коррекция нарушений устной и письменной речи;

· коррекция монологической речи;

· коррекция диалогической речи;

· развитие лексико-грамматических средств языка.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

Воспитательный компонент.
На уроках русского языка решаются следующие воспитательные задачи:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Контроль уровня обученности.

Диктанты.

Тема
Дата

1
Повторение пройденного в 1 классе.

2
Гласные И, А, У после шипящих.

3
Правописание безударных гласных в корне слова.

4
Части речи.

5
Повторение пройденного во 2 классе.

Изложения.

Тема
Дата

1
Правда всего дороже.

2
Лиса.

3
Ёжик.

4
Кошка и котята.

Контрольные списывания.
1
Знаки препинания в конце предложения.

2
Написание слов с разделительным ъ.

3
Заглавная буква в именах собственных.

Достижения обучающихся.

К концу обучения во втором классе обучающиеся должны знать:
-звуки речи;
-изученные части речи, их лексические признаки;
-признаки простого предложения, главных членов предложения.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
-буквы и звуки;
-гласные и согласные звуки;
-гласные ударные и безударные;
-согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог
-виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные);
-виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
-грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое)
Обучающиеся должны уметь:
-делить слова на слоги;
-соотносить число звуков с числом букв в словах;
-находить ударный слог; переносить слова;
-различать однокоренные слова и формы слова;
-различать предлоги;
-устанавливать связи между словами в предложении;
-разборчиво и аккуратно списывать и писать под диктовку текст с изученными правилами графики, орфограммами.

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол от_________2014 года №______
Председатель ШМО _________/_____________/
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
____________/.../
«_____»_____________20 _____года

В настоящее время в школах осуществляется обучение русскому языку по вариативным авторским программам. Нами были проанализированы учебно-методические комплексы по русскому языку для начальных классов авторов Т.Г. Рамзаевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.

Программой "Русский язык" (автор Т.Г. Рамзаева) обозначена основная задача - "развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью" . Наряду с основной выделяются конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах, среди которых предусматривается "усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики, элементов словообразования".

Согласно программе, учащиеся должны получать не только соответствующие знания из разных областей языкознания, но и "обогащать и уточнять словарь, уметь пользоваться словарями различных типов".

Основываясь на взаимосвязи всех сторон языка (фонетической, грамматической, словообразовательной, лексической), программой предполагается изучение всех подсистем языка, "при этом каждая из них изучается не изолированно, а как основная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык" . Таким образом, основная установка программы- овладение языком как целостным явлением, системой.

Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей. В этих целях курс русского языка по программе Т.Г. Рамзаевой строится таким образом, чтобы дети осознали, что "изучают они те самые единицы, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из этих единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей". .

Рассматривая проблему изучения системных отношений в лексике, нас, прежде всего, интересуют программные требования по изучению лексических понятий и явлений.

Так, во всех классах начальной школы большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова. В качестве составной части в раздел "Слово. Части речи" входит материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении. .

Программой выдвигается требование "учить детей исправлять друг у друга речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями".

Во 2 классе в разделе "Слово" предполагается знакомство с лексическим значением слова, а также наблюдение над многозначностью слова. При изучении частей речи рассматриваются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Но к концу обучения в этом классе не предъявляется никаких требований к лексическим знаниям и умениям.

3 класс по программе Т.Г. Рамзаевой является центральным в изучении лексических понятий. Учащиеся продолжают знакомство с лексическим значением слова, многозначностью, синонимами и антонимами. При изучении лексико-грамматических разрядов слов школьники учатся выбирать наиболее точные слова для выражения мысли и употреблять в своих высказываниях прилагательные-антонимы и глаголы как близкие, так и противоположные по смыслу. Кроме того, учащиеся 3 класса приучаются пользоваться толковым словарем, словарем синонимов и антонимов. Основное требование к концу этого класса - научиться распознавать и употреблять в тексте синонимы и антонимы (без знания терминов).

В 4 классе закрепляются знания о прилагательных-синонимах и антонимах, а также совершенствуется умение пользоваться в текстах глаголы, близкие и противоположные по значению.

Итак, по программе Т.Г. Рамзаевой предусмотрена пропедевтическая подготовка по теме "Лексика", которая проводится при изучении грамматики. При этом значительное место отводится коммуникативно-деятельностной направленности обучения, знакомству с лексическими словарями. Однако системного рассмотрения понятия "слово" и семантических отношений между лексическими единицами данной программой не предусматривается.

Нами были проанализированы также упражнения учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения характера лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии.

В учебнике-тетради "Русский язык" за 1 класс предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщение элементов лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов (практически).

Анализ упражнений по русскому языку для 2 класса позволил установить характер лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, и их количество.

Заданий на изучение близких и противоположных по значению слов всего 8, при этом все они разнообразны по характеру.

В теме "Алфавит, или азбука" в одном из упражнений содержится толкование близких по значению языковых понятий: "Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука- из названий двух первых славянских букв: аз, буки ".

Это упражнение помогает понять происхождение слов-синонимов и способ их образования (лексико-синтаксический - сращение), а также связывает синонимическую работу с семантикой слов.

Работа над явлениями синонимии представлена в учебнике еще двумя упражнениями. В теме "Мягкие и твердые согласные звуки" дан текст, в котором использован глагол охранять: "...Он (Дима) собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от детей". После чтения текста требуется сравнить два слова (охранять и сторожить) по значению . Данное задание позволяет пронаблюдать близость семантики глаголов, их оттенки значения.

Градуальные отношения внутри синонимического ряда демонстрирует пример из упр. 255 в разделе "Глагол". Предлагается следующее задание: "Подбери подходящее по смыслу слова, отвечающие на вопрос что? Напиши.

Моросит, льет, хлещет (что?)....

О каком дожде говорят моросит, о каком - льет, о каком - хлещет?" .

Ученики могут проследить на этом языковом материале нарастание действия сходных по значению глаголов.

Итак, в учебнике Т.Г. Рамзаевой "Русский язык" за 2 класс задания, направленные на осознание сходства и близости значения слов, рассредоточены по разным темам и носят эпизодический характер. Представления о противоположных по значению словах формируются в разделе "Имя прилагательное".

Анализ учебника "Русский язык" для 3 класса позволил установить характер работы над явлениями синонимии и антонимии, а также формируемые у младших школьников лексические учебно-языковые умения.

В учебнике представлено 36 лексических заданий различного характера.

Знакомство со словами, близкими и противоположными по смыслу (без введения терминов), проводится в темах "Имя прилагательное" и "Глагол".

Основное количество упражнений, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, выполняется учащимися при изучении имени прилагательного и глагола. Лексические задания способствуют формированию умений сравнивать близкие и противоположные по значению слова, подбирать к предлагаемому языковому материалу слова-синонимы и слова-антонимы. Например:

"Каждое имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.

Преданный друг, отзывчивый человек, знаменитый писатель, прилежный ученик, пытливый мальчик" .

Выполнение таких заданий способствует обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся.

Особого внимания заслуживают упражнения на наблюдение над стилистически точным употреблением слов в текстах в зависимости от цели высказывания. Этому способствует анализ слов-синонимов. Так, в упр.242 дается следующее задание:

" Прочитай рассказ девочки.

Я шла по лесной дорожке. Взглянула на куст репейника и удивилась. Почему он качается? Пригляделась. Маленький воробей сидел на нем. Вдруг воробушек прыгнул на землю и скрылся в траве. Наверное, птенец не умел летать. Я тихо отошла в сторонку.

Сравни слова: птенец- птенчик - птаха, пригляделась - присмотрелась, скрылся - исчез - спрятался. Они близки или противоположны по смыслу друг другу? Чем отличаются друг от друга?" .

Задание этого упражнения помогает пронаблюдать над систематизацией слов по близости и противоположности их значений. Школьники осознают и тот факт, что к одному и тому же слову можно подобрать слова как близкие, так и противоположные по значению.

Итак, в 3 классе у младших школьников формируются представления о словах, близких и противоположных по значению (без введения терминов). Большинство анализируемых упражнений носит морфолого-лексический характер. При изучении грамматических тем ученики сравнивают значения слов, близких и противоположных по смыслу, заменяют слова их синонимами или антонимами в контексте, обосновывают выбор лексики при составлении предложений.

Характер анализируемых заданий в 4 классе остается прежним. Количество упражнений, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии, сокращается (14 упражнений).

Задания морфолого-лексических упражнений преследуют цель закрепления лексических знаний, полученных в 3 классе. К сожалению, нами не было обнаружено упражнений, задания которых предполагали бы работу с толковым словарем.

Таким образом, учебно-методический комплект по русскому языку Т.Г. Рамзаевой реализует задачу знакомства младших школьников с явлениями синонимии и антонимии на практической основе в ходе изучения грамматических тем. Однако работа над лексическими понятиями проводится не систематически и сводится в основном к подбору или замене слов. В то же время в учебниках мало упражнений, помогающих осознать функциональные особенности слов с близким или противоположным значением, недостаточное количество и заданий творческого характера.


Тематический план базового курса «Русский язык» в 4 классе.


п/п Раздел
программы Всего
часов Содержание Контрольные,
творческие Требования к уровню подготовки
учащихся
1 Повторение 23 Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.
Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст - повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.
Звуки и буквы. Слог. Ударение.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание - зна¬чимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки ор¬фограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставле¬ние).
Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаго¬лов: общее значение, вопросы, постоянные и из-меняемые категории, роль в предложении. Правописание родо¬вых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).
Ь после шипящих на конце су-ществительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопро¬сы что делаешь? что сделаешь? Словарные
диктанты – 2

Контрольная
работа – 3

Развитие
речи - 3
Обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла¬гол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
слова с непроверяемыми написаниями.
Обучающиеся должны уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предло¬жении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: опреде¬лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
2 Однородные члены предложения 10 Главные и второстепенные члены предложения (общее поня¬тие). Предложение с однородными чле¬нами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях. Словарные
диктанты - 1
Контрольная работа – 1
Развитие речи - 1
Обучающиеся должны знать:
признаки однородных членов предложения;
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.
3 Текст 4 Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: те¬ма и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложе-ниями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (пове¬ствование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразитель¬ные средства текста. Развитие речи - 1 Обучающиеся должны уметь:
определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
распознавать тексты: повествование, описание, рассужде¬ние - и использовать их в речи.
4 Имя существительное 44 Склонение имен существительных в единственном числе. Осо¬бенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Три типа склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существитель¬ных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в раз-личных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Кам¬чатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и роди¬тельного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок Словарные диктанты – 3
Контрольные диктанты - 3
Развитие речи – 4 Обучающиеся должны знать:
определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);
Обучающиеся должны уметь:
склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;
определять падеж имени существительного;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;
правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.
5 Имя прилагательное 33 Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро¬сы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.
Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, жен¬ском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).
Склонение и правописание имен прилагатель¬ных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. Словарные диктанты – 3
Контрольный диктант – 2
Контрольное изложение- 1
Развитие
определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);
Обучающиеся должны уметь:
склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

6 Местоимение 7 Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Словарные
диктанты – 1
Развитие
речи - 1 Обучающиеся должны знать:
определение местоимения и его признаки;
Обучающиеся должны уметь:
находить местоимения в предложениях;
склонять местоимения в единственном и во множественном числе;
определять падеж местоимения;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;
правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;
использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.
7 Глагол 37 Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.
Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Правописание безударных личных окончании глаголов.
Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать - слышал, увидеть - увидел.
Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). Словарные диктанты – 4
Контрольный диктант – 2
Развитие
речи - 3 Обучающиеся должны знать:
определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);
глаголы-исключения
Обучающиеся должны уметь:
отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
спрягать глаголы;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

8 Повторение в конце учебного года 11 Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово - единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. Проверочные работы – 1
Словарные диктанты – 1
Контрольный диктант – 1
Контрольное изложение- 1
Полный текст материала Рабочая программа по русскому языку 4 класс Рамзаева смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!