Прохождение агент а 2 часть. Agent A: головоломка под прикрытием

Сегодня обзор мини-квеста, который я умудрился без подсказок пройти за 2 часа и получил при этом море удовольствия.

В вы становитесь этим самым «Агентом А», который пытается поймать неуловимую, хитрую и кровожадную шпионку Руби… В самом начале нам показывают мини-мультфильм, в котором мы видим, что Руби не остановится ни перед чем, чтобы достигнуть своей цели.

Нас оставляют перед домом Руби, полным секретов…

Игровой процесс - типичный квест. По жанру, механике и атмосфере больше всего он напоминает популярную серию «The Room» . Игроку необходимо решать несложные задачки: взламывать сейфы, искать предметы, применять их на другие предметы… Также нужно внимательно искать подсказки, чтобы потихоньку продвигаться по сюжету.

Всё управление сводится к перемещению между локакциями, приближению/отдалению отдельных областей и взаимодействию с окружением. Все тексты в игре переведены на русский язык. Задачки при этом на 99% логичны (пожалуй, лишь одно применение предмета меня смутило). Если читать все подсказки, внимательно изучать локации, то проблем с прохождением не будет никаких.

Я прошёл игру за 2 часа, но не думаю, что кто-то сделает это быстрее или наоборот задержится больше, чем на 3 часа. Купил Agent A на распродаже за 15 рублей. И это смешная цена за столь великолепно исполненное приложение. Если бы брал по обычной цене за 3 доллара, то был бы недоволен продолжительностью…

И большой плюс, что игра обновилась до версии 3.0. 20-го декабря, в которой добавлена дополнительная глава минут на 45-50. Без неё прохождение занимало бы совсем смешные час-полтора…

Вывод: Agent A: головоломка под прикрытием - качественный атмосферный мини-квест! Гарантированно понравится поклонникам The Room и несложных, но эффектных головоломок. 5 из 5.

Зачастую игры, развязка которых заставляет кардинально пересмотреть отношение к ним в целом, вызывают оправданные опасения. Вот и Agent A для iPhone и iPad, вплоть до финала представляет собой необычайно стильную и захватывающую головоломку в жанре «point-and-click», лишенную большинства недостатков, которыми нередко грешат проекты данной категории.

Вконтакте

В головоломке Agent A игроку предлагают примерить на себя личину тайного агента, чтобы найти и обезвредить хитрую и опасную шпионку Руби Ля Руж. Последняя, возможно, задумывалась создателями, как некая вариация «роковой женщины», однако послужной список ее бесчинств лишает ее всякого намека на очарование. В частности, в самом начале игры становится известно, что она взорвала целое судно и отправила на тот свет без малого отряд ни в чем неповинных людей.

Несмотря на то, что окна ее виллы выходят прямиком на берег моря, волны которого все еще носят обломки той самой взорванной лодки, спецслужбы никак не могут напасть на след преступницы. И только Агент А, кажется, способен найти исток дерзких шпионских козней.

Как и во всех «point-and-click» адвенчурах, в Agent A игроку предстоит искать предметы, собирать их и, время от времени, соединять с другими вещами, чтобы решать загадки. Все действие будет проходить в особняке Руби Ля Руж, многочисленные комнаты и помещения которого необходимо будет обыскивать, пытаясь найти как саму злодейку, так и доказательства ее причастности к шпионажу и убийствам.

Что действительно впечатляет в игре, так это какая-то внутренне присущая ей гармония – кажется, что в ней нет ничего лишнего. Впрочем, нет в Agent A и сложных загадок, однако каждая из них напрямую связана с сюжетом и направлена на сам процесс поимки злодейки, что несколько смещает акцент непосредственно с головоломок. При этом из встречаемых на пути элементов нет ни одного лишнего, идущего вразрез с логикой повествования и игры в целом. Управление также максимально продуманное и потому чрезвычайно простое в освоении.

И именно по причине этой всеобщей складности и отсутствия шероховатостей, данный проект вряд ли порекомендуешь тем ценителям жанра, которые видят основную его прелесть в сложнейших загадках. Здесь таковых не будет, как не будет в Agent A и взрывных поворотов сюжета. Тишь, гладь и образцовый «плавный» геймплей, где каждая мелочь находится на своем месте и не предрекает никаких неожиданностей – хороших или плохих.

Полное прохождение головоломки Agent A: Глава 2 — Погоня продолжается. Прохождение Agent A: Глава 1 — Головоломка под прикрытием 1….

Полное прохождение головоломки Agent A: Глава 2 — Погоня продолжается.

1. Выйдете на улицу. Возьмите стакан, опрокиньте стол, под ним призма. Откройте доску с рисунком капли. Это фильтр.
2. Спускайтесь по ступеням, каменная дверь закроется. Открутите вентиль и подберите карточку от почты.


3. Выйдите за территорию дома. Тут есть почтовый ящик.


4. Справа от него труба, поставьте вентиль на место и перекройте воду.
5. Сбоку почтового ящика есть ещё один символ, уже третий, но мы вернёмся, когда найдем четвертый.
6. Следуйте к каменной двери. Под мостиком красная кнопка — нажмите. Появится секретная панель, заберите призму.


7. Проследуйте в ванную, клацните переключатель и посмотрите на экраны, там видно какие кнопки нажимала Руби.

8. Идите к каменной двери, жмите кнопки как на скриншоте. Следуйте в секретный гараж.


9. Заберите вантуз, откройте все ящики, получите пробку и масленка. Вторая пробка находится в горшке на верхней полке.
10. С помощью масленка откройте решетку на полу и поднимите призму.
11. Вернитесь к двери, внизу три отверстия, два из которых пустуют, заткните их пробками.


12. Идите снова к вентилю на улице и откройте воду. Прежде чем зайти в дом, наполните стакан водой из фонтана при входе.
13. В гостиной потушите камин, заберите плитку.
14. Над камином картина, сдвиньте ее, решите головоломку с сейфом. Поставьте недостающую плитку. Решите новую задачу. Дальше нас встречает стекло, разбейте его. Пока кода от замка у нас нет. К этому вернёмся позже.



15. Идите в ванную, наполните раковину водой. Слив забит, почистите его вантузом, достаньте трехгранный ключ.
16. Следуйте в гостиную. Давайте решим головоломку в журнальном столике. Нажмите на кнопки в такой последовательности, как на скриншоте. Откроется отверстие под трехгранный ключ. Отоприте ним замок. Появится шахматная доска, некоторые из квадратов подсветились, необходимо запомнить какие именно и нажать на них. Возьмите жёлтую призму. Обратите внимание на символ под ней.


17. Возвращайтесь к почтовому ящику, вставьте выше знаков почтовую карту и выберите символы как на скриншоте. Открыв ящик, получите небольшой ключ и призму.


18. Идите к каменной двери, в воде плавает рыбий скелет, подберите его.
19. Следуйте в гараж, отоприте ключом ящик для инструментов и возьмите молоток, призму, ключ с биркой.
20. Вернитесь к почтовому ящику, откройте коробку сбоку него, заберите предохранитель.
21. Разбейте молотком при входе в дом лампочку и получите странный мигающий предмет.


22. Двигайтесь в спальню, вставьте призмы в сундук. Покормите кошку рыбьим скелетом, заберите с ее места круглую линзу.
23. Идите к телескопу, поместите в него линзу, посмотрите, на маяке цифры 1771. Руби следила за кораблем.
24. Следуйте в комнату с пианино. Сдвиньте среднюю подушку на диване. Вставьте в сейф странный мигающий предмет, заберите из него телефон.
25. Введите в сейф над камином цифры 7667, циферблат сломан, поэтому он напечатает 1771. Откроется новая загадка, крутите шестерни в таком порядке как на скрине. К появившемуся сканеру отпечатка пальца мы вернёмся позже.


26. Идите в гараж, откройте щиток на стене и вставьте предохранитель в пустое место. Решите задачу с помощью видео ниже.

27. Пройдите к фильтру бассейна, в нем находится последняя жёлтая призма. Поместите ее в сундук, получите рубин.
28. Разместите его в голове яка, за это появится валик для пианолы.


29. Поместите его над клавишами в пианино. Будет играть три мелодии по очереди, вам необходимо их повторить, после неверной попытки мелодии начинаются с первой. Ниже скриншот покажет последовательность нажатия клавиш. По прохождению появится рычаг, потянув который откроется скрытая область за шкафом.



30. Возьмите в ней устройство для взлома и изучите папку.
31. Используйте устройство для взлома сканера отпечатка пальца. Запустится головоломка похожая на игровые автоматы, где нужно останавливать цифры. В нашем случае они белого цвета, это 31185. Возьмите из сейфа взрывчатку с-4, нажмите красную кнопку, вода из бассейна уйдет.
32. Поместите взрывчатку на дверь в бассейне, сверху положите телефон, он показывает цифры 921981.
33. Отправляйтесь в кабинет, наберите на телефоне номер. Дверь внизу взорвана, пройдите в нее.

Agent A головоломка под прикрытием Прохождение. Это просто шикарная головоломка, в которой вы станете агентом и будете решать различные логические задачи и находить предметы. Игра сделана на высшем уровне. Сюжет игры также вам придется по вкусу. Игра полностью погрузит вас в мир шпионов и агентов секретных служб. Игра разделена на уровни, которые представляют из себя главы. Игра будет затягивать сильнее. Самое главное что нужно запомнить - в игре нет подсказок. Все вам нужно будет делать самому.

Разработчик: Yak & Co

Agent A Ответы

Могу посоветовать вам игру которая понравится не меньше. игра викторина про популярную выживалку. Угадай предмет из Last Day . Вы наверняка слышали про нее. В ней нужно угадывать предметы. Есть три подсказки, чтобы решить сложную задачу-уровень. Уровеней достаточно.

Agent A Как пройти? Чтобы пройти игру нужно присесть удобно а лучше прилечь. Игра вас не отпустит и вы сами не захотите уйти. Нужно будет находить спрятанные предметы, искать подсказки и ключи. Ими нужно открыть двери или сейфы. Нужно быть внимательным. Мест куда вы можете пойти будет очень много. Самое приятное все сделана красочно и сцены анимированы. Игра обречена понравиться вам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!