Пропорциональные отрезки хорд и касательных. IV

V. Итог урока

У. Назоваите все получившиеся вписанные углы (рис. 30).

Д. САВ; АВС; ВС.

У. Назовите все углы между касательной и хордами.

Д. NAB; NBA; KBC; KCB; MCA; MAC.

У. Какие из них будут равны и почему?

Д. NAB = NBA; KBC= KCB; MCA = MAC. У каждой пары этих углов между касательной и хордой заключена одна и таже дуга, поэтому они численно равны половине, то есть равны между собой.

У. Какой их углов треугольника равен каждой из этих трех пар и почему?

Д. NAB = NBA = C; KBC = KCB = A; MCA = MAC = B. Так как угол между касательной и хордой равен вписанном углу,опирающемуся на дугу, заключенную между касательной и хордой.

У. Что можно сказать про вид треугольников ANB; BKC; CMA?

Д. они равнобедренные, так как в каждом из этих треугольников есть по два равных угла.

V I. Домашнее задание

    №656, 663 по учебнику Атанасян.

    Выучить теорию (подготовка к тесту).

Урок 6 – 7

Тема. Пропорциональность отрезков хорд и секущих.

Цели урока. Проверить знания учащихся и понимание темы: «Вписанный угол»; рассмотреть теоретический материал (о хордах и секущих); закрепить навыки решения задач.

I. Вопросы по домашнему заданию

II. Проверка знаний

Проверка теории, проверка знаний учащихся по теме «Вписанный угол» носит характер теста. Тест проверяет не только фактическое зна­ние определений, свойств, но и понимание связей между понятиями. Поэтому некоторые вопросы сформированы не строго в соответствии с учебником. На выполнение отводится 5-7 минут. Работы необходимо оценить. Если ученик не справился, то рекомендуется проверить его на знание формулировок из учебника.

Тест проводится в конце темы, так как необходимо отработать все связи между дугой, центральным и вписанным углами.

Учащимся при выполнении теста нужно написать только соответству­ющие номера. Мы экономим время и заставляем учащихся размышлять.

После проведения теста можно ответить на вопрос, вызвавший инте­рес у большинства учащихся.

Тест (по учебнику Л. С. Атанасян)

Соедините начало и окончание фразы так, чтобы получилось верное утверждение. В ответе укажите номера левой и правой частей задания, например: 2-5.

Вариант 1

    Угол называется вписанным...

    Угол называется центральным…

    Градусная мера дуги…

4.Дуге, величиной 180°, соответствует вписанный угол…

5.Удвоенная градусная мера вписанного угла равна..

6. Вписанный угол равен 90°…

7. Два вписанных угла, опирающихся на одну дугу…

8.Угол между касательной и хордой, проведенной в точке касания…

9. Градусная мера дуги, заключенной между сторонами вписанного угла…

10. полуокружность имеет градусную меру…

1.…градусной мерой дуги, на которую он опирается.

2.…если он опирается на диаметр.

3.…равен половине дуги, заключенной между ними.

4.…имеют одинаковую градусную меру.

5.…в 2 раза больше его градусной меры.

6.…равную 180°

7.…если его вершина является центром окружности.

8.…имеющий градусную меру 90°.

9.…если его вершина лежит на окружности, а стороны пересекают окружность.

10.…равна градусной мере соответствующего центрального угла.

Вариант 2

1. Угол, образованный двумя хор­дами, выходящими из одной точ­ки окружности...

2. Угол, образованный двумя ра­диусами...

3. Градусная мера вписанного угла...

4. Угол, опирающийся на диаметр...

5. Вписанные углы имеют одина­ковую градусную меру, если...

6. Градусная мера дуги...

7. Угол между касательной и хор­дой...

8. Дуга, заключенная между сто­ронами вписанного угла...

9. Касательная к окружности...

10. Градусная мера центрального угла…

1....равен 90°.

2....равен половине дуги, заклю­ченной между ними.

3....равна удвоенной градусной мере этого угла.

4....называется центральным углом.

5....перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания.

6....называется вписанным углом.

7....равна градусной мере дуги, зак­люченной между его сторонами.

8....равна половине дуги, на ко­торую он опирается.

9....равна градусной мере соот­ветствующего центрального угла.

10....они опираются на одну и ту же дугу.

Ответы: 1-6; 2-4; 3-8; 4-1; 5-10; 6-9; 8-3; 9-5; 10-7.

Соедините начало и окончание фразы так, чтобы получилось верное утверждение. В ответе укажите номера левой и правой частей задания, например: 2-5.

Вариант 1

1.Угол является вписанным...

2. Угол является центральным...

3. Два плоских угла с общими сто­ронами...

4.Градусная мера дуги...

5.Градусная мера центрального угла...

6.Удвоенная градусная мера впи­санного угла равна...

7.Вписанный угол равен 90°...

8.Два вписанных угла, опираю­щихся на одну дугу...

9.Угол между касательной и хор­дой, проведенной в точку каса­ния...

10.Градусная мера дуги, заклю­ченной между сторонами вписан­ного угла...

1....равна градусной мере дуги, на которую он опирается.

2....если он опирается на диаметр.

3....имеют одинаковые градусные меры.

4....градусной мере дуги, заклю­ченной между его сторонами.

5....равен половине дуги, заклю­ченной между ними.

6.…в два раза больше его градус­ной меры.

7....если он образован радиусами.

8....называются дополнительными.

9....если он образован хордами, проведенными из одной точки ок­ружности.

10....равна градусной мере соот­ветствующего центрального угла.

Ответы: 1-9; 2-7; 3-8; 4-10; 5-1; 6-4; 7-2; 8-3; 9-5; 10-6.

Вариант 2

1. Угол, образованный двумя хор­дами, выходящими из одной точ­ки окружности...

2.Угол, образованный двумя ра­диусами...

3.Два плоских угла называются дополнительными...

4.Градусная мера центрального угла...

5.Градусная мера вписанного угла...

    Градусная мера дуги...

    Угол, опирающийся на диаметр...

    Два вписанных угла, опираю­щихся на одну дугу...

    Угол между касательной и хор­дой, проведенной в точку касания...

    Дуга, заключенная между сто­ронами вписанного угла...

      Равен половине дуги, заклю­ченной между ними.

      Равен 90°.

      Имеют одинаковую градусную меру.

      Называется вписанным.

      Равна удвоенной градусной мере этого угла.

      Называется центральным.

      Равна половине соответству­ющего центрального угла.

      Если они имеют общие сторо­ны.

      Равна градусной мере соот­ветствующего центрального угла.

      Равна градусной мере дуги, заключенной между его сторонами.

Ответы. 1-4; 2-6; 3-8; 4-10; 5-7; 7-2; 8-3; 9-1; 10-5.

III. Объяснение нового материала

У. Запишем тему урока и раз­берем задачу по готовому черте­жу устно,(рис. 31)

У. В окружности проведены ди­аметр АС , хорды BD , СВ и AD и касательная CN , которая образует с продолжением хорды AD угол 30°.

Найти DBC .

Рассуждения по задаче:

1) Как называется угол DBC , на какую дугу он опирается?

2) Что можно сказать об угле CAN ?

3) Свойство касательной CN.

4) Как можно вычеслить величину угла CAN и почему?

Вывод: DBC = 60°

Во время рассуждений отмечаем на чертеже равные углы, а также ACN = 90 °. Далее предлагаем рассмотреть треугольники ВСМ и AMD. Эти треугольники подобны (можно подсказать, если не увидят сами).

Для доказательства подобия треугольников надо вспомнить призна­ки подобия.

На чертеже уже отмечены равные углы CBM = CAD (опираются на одну дугу). Остается только заметить вертикальные углы:

ВМС = AMD , ВСМ ~ ∆ AMD (по двум углам).

Что нужно сказать про соответственные стороны подобных треугольников? Составьте пропорцию:

BMAM = CMDM = BCAD.

У. . Чем являются в окружности отрезки, которые вошли в пропорцию?

Д. Части хорд и диаметра.

У. То есть можно предположить, что есть связь между пере­секающимися хордами в окружности.

Сформулируем теорему: если две хорды окружности пересе­каются, то произведение отрезков одной хорды равно произве­дению отрезков другой хорды.

Доказательство проводится по учебнику Атанасян, учащиеся подготов­лены к восприятию теоремы, и ее запись не должна занять много времени.

Считаем, что необходимо рассмотреть теорему о секущих.

Готовим чертеж для теоремы и выясняем, что понимаем под секу­щей к окружности: прямая, пересекающая окружность в двух точках.

Записываем формулировку теоремы : если из точки, лежащей

вне окруж­ности, проведены две секущие, то произведения секущей на свои внешние части равны. (Или: если из точки Р к окружности проведены две секущие, пересекающие окружность в точках А, В и С, D соответственно,

то АР BP = = CP - DP .)

Дано: BP и DP - секущие (рис. 32).

Доказать: BP АР = PD PC.

Доказательство:

1. Выполним дополнительное постро­ение: ВС nAD .

BCAD = PC/AP = BP/PD → PC PD = AP BP.

Продолжим рассмотрение взаимного рас­положения секущих и окружности. Если из­менить данный чертеж таим образом, что секущая РВ займет положение касательной, то наша теорема будет формулироваться так: если из одной точки вне окружности проведены секущая и касательная к этой окружности, то квадрат касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть.

P Итак, надо доказать, что BP 2 = PD PC.

Проведем хорды ВС и BD.

BDC = ½ u ВС (как вписанный);

СВР = ½ u ВС (угол между касательной и хордой), следовательно

BDC = CBP .

BPD ~ ∆ CPB по двум углам.

Запишем пропорцию:

BD/BC = BP/PC =PD/BP, значит BP 2= PC PD.

Можно, записав формулировку теоремы, решить задачу № 670 (Ата- насян) и таким образом провести доказательство теоремы. Так как прин­цип доказательства повторяется, во всех трех теоремах он основан на подобии, то можно попросить провести доказательство у доски одного из учащихся.

Задача 1

KL и MN- секущие (рис. №34). Какое свойство можно сформулировать? (Обсуждаем и готовим чертеж, решаем задачу по этому чертежу.)

Хорды MN и КL пересекаются в точке С. Определите длину отрезка CL , если KC = 3см, МС = 3 см; Сн = 9 см. теме "Центральные и вписанные углы ". Обобщить и... . Сегодня у нас заключительный урок по теме : "Центральные и вписанные углы ". Повторяем, обобщаем, приводим...

  • Пояснительная записка 3 стр. Общие положения 3 стр. Общая характеристика учебного предмета. 3 стр. Цели и задачи изучения геометрии в основной школе 4 стр

    Пояснительная записка

    Реальных процессов и явлений. 1.3. Цели и задачи изучения геометрии в основной... теме «Центральные и вписанные углы ». Урок закрепления изученного. Систематизация теоретических знаний по теме . Решение задач. Знать: понятия центрального и вписанного угла ...

  • Урок

    ... . Урок по теме «Формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников" Цели урока : ... центральным углом α. Угол с вершиной в центре окружности называется её центральным углом . Если центральный угол меньше развернутого угла ...

  • Урок № Тема Дата

    Урок

    Урок Тема Дата Формируемые в теме Понятия Знания, умения, навыки Вид... центральные и вписанные углы Фронтальная, индивидуальная. Решение упражнений Глава IX . Векторы (9 часов) Основная цель : Формирование...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (4 класс, реализующий фкгс)

    Основная образовательная программа

    Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. ... углы . Центральный угол и угол, вписанный в окружность. Измерение углов . Транспортир. Построение углов с... -Проведение олимпийского урока в рамках классного часа по теме « Игры 2014года...

  • Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

    Сбор и использование персональной информации

    Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

    От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

    Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

    Какую персональную информацию мы собираем:

    Как мы используем вашу персональную информацию:

    • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
    • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
    • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
    • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

    Раскрытие информации третьим лицам

    Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

    Исключения:

    • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
    • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

    Защита персональной информации

    Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

    Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

    Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

    Теорема 1. Если хорды AB и CD окружности пересекаются в точке S , то (рисунок 1).
    Теорема 2. Если из точки P к окружности проведены две секущие, пересекающие окружность соответственно в точках A , B , C , D , то (рисунок 2).
    То есть произведение секущей, проведенной к окружности из данной точки на ее внешнюю часть, является число неизменно.
    Теорема 3. Если из точки P к окружности проведены касательная, проходящая через точку касания A , и секущая, которая пересекает окружность в точках B и C , то (рисунок 3).

    Рис. 1

    Рис. 2 Рис. 3
    То есть для секущей и касательной, проведенных к окружности из одной точки, квадрат касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть.
    Теорема 4. Хорды, соединяющие концы параллельных хорд, уровне.

    Вписанные и описанные четырехугольники


    Теорема 1. Вокруг четырехугольника можно описать окружность тогда и только тогда, когда сумма его противоположных углов равна .
    На рисунке .
    Из этого следует, что круг можно описать вокруг прямоугольника (рисунок ниже слева), в частности квадрата (рисунок справа), его центром будет точка пересечения его диагоналей. Радиус - половина диагонали.

    Круг можно описать вокруг трапеции тогда и только тогда, когда она является рівнобічною (см. рисунок). Центром окружности является точка пересечения средних перпендикуляров к сторонам. Вокруг параллелограмма и трапеции общего вида описать круг нельзя. (В частности, вокруг ромба можно описать окружность.)

    Теорема 2. Четырехугольник тогда и только тогда можно описать вокруг окружности, если суммы его противоположных сторон равны друг другу.
    На рисунке .

    Итак, круг можно вписать в ромб (в частности в квадрат), но нельзя в прямоугольник или параллелограмм общего вида.
    Центр круга, вписанного в ромб, является точкой пересечения диагоналей (рисунок ниже слева). Радиус окружности равен половине высоты ромба, а в квадрате - половине стороны (рисунок справа).

    Обратите внимание: радиус вписанного в ромб круга (ON ) - это высота прямоугольного треугольника BOC , которая проведена из вершины прямого угла и имеет все свойства высоты прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла.
    Теорема 3. Трапецию тогда и только тогда можно описать вокруг окружности, когда сумма ее оснований равна сумме боковых сторон (рисунок ниже слева). Центр этой окружности - точка пересечения биссектрис углов трапеции. Радиус равен половине высоты трапеции. В случае рівнобічної трапеции центр вписанной окружности лежит на середине высоты трапеции, которая проходит через середины оснований (рисунок справа). Боковая сторона трапеции в этом случае равна ее средней линии.














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: повысить мотивацию к обучению; развивать вычислительные навыки, сообразительность, умение работать в команде.

    Ход занятия

    Актуализация знаний. Сегодня мы продолжим говорить об окружности. Позвольте напомнить определение окружности: что называется окружностью?

    Окружность - это линия, состоящая из всех точек плоскости, которые находятся на заданном расстоянии от одной точки плоскости, называемой центром окружности.

    На слайде изображена окружность, отмечен ее центр - точка О, проведены два отрезка: ОА и СВ. Отрезок ОА соединяет центр окружности с точкой на окружности. Он называется РАДИУСОМ (по-латыни radius - “спица в колесе”). Отрезок СВ соединяет две точки окружности и проходит через ее центр. Это диаметр окружности (в переводе с греческого – “поперечник”).

    Также нам понадобится определение хорды окружности - это отрезок, соединяющий две точки окружности (на рисунке – хорда DE).

    Давайте выясним вопрос о взаимном расположении прямой и окружности.

    Следующий вопрос и он будет основным: выяснить свойства, которыми обладают пересекающиеся хорды, секущие и касательные.

    Доказывать эти свойства вы будете на уроках математики, а наша задача научиться применять эти свойства при решении задач, так как они находят широкое применение на экзаменах и в форме ЕГЭ, и в форме ГИА.

    Задание для команд.

    • Изобразить и записать свойство пересекающихся в точке Р хорд КМ и NF.
    • Изобразить и записать свойство касательной КМ и секущей КF.
    • Изобразить и записать свойство секущих КМ и МF.

    Используя данные на рисунке, найдите х. Слайд 5–6

    Кто быстрее, правильней. С последующим обсуждением и проверкой решения всех задач. Отвечающие зарабатывают для своей команды поощрительные баллы.

    Ну, а теперь приступим к решению более серьезных задач. Вашему вниманию предлагается три блока: пересекающиеся хорды, касательная и секущая, две секущие. Подробным образом разберем решение по одной задачи из каждого блока.

    (Разбирается решение с подробной записью №4, №7, №12)

    2. Практикум по решению задач

    а) Пересекающиеся хорды

    1. E – точка пересечения хорд AB и CD. AE=4, AB=10, СE:ED=1:6. Найти CD.

    Решение:

    2. E – точка пересечения хорд AB и CD. AB=17, CD=18, ED=2CE. Найти AE и BE.

    Решение:

    3. E – точка пересечения хорд AB и CD. AB=10, CD=11, BE=CE+1. Найти CE.

    Решение:

    4. E – точка пересечения хорд AB и CD. ED=2AE, CE=DE-1, BE=10. Найти CD.

    Решение:

    б) Касательная и секущая

    5. Из одной точки проведены к окружности касательная и секущая. Касательная равна 6, секущая – 18. Определить внутренний отрезок секущей.


    Решение:

    6. Из одной точки проведены к окружности касательная и секущая. Найти касательную, если известно, что она меньше внутреннего отрезка секущей на 4 и больше внешнего отрезка на 4.


    Решение:

    7. Из одной точки проведены к окружности касательная и секущая. Найти секущую, если известно, что внутренний её отрезок относится к внешнему, как 3:1, а длина касательной равна 12.


    Решение:

    8. Из одной точки проведены к окружности касательная и секущая. Найти внешний отрезок, секущей, если известно, что внутренний её отрезок 12, а длина касательной 8.


    Решение:

    9. Касательная и секущая, исходящие из одной точки, соответственно равны 12 и 24. Определить радиус окружности, если секущая удалена от центра на 12.


    Решение:

    в) Две секущие

    10. Из одной точки проведены к окружности две секущие, внутренние отрезки которых соответственно равны 8 и 16. Внешний отрезок второй секущей на 1 меньше внешнего отрезка первой. Найти длину каждой секущей.


    Решение:

    11. Из одной точки проведены к окружности две секущие. Внешний отрезок первой секущей относится к своему внутреннему, как 1:3. Внешний отрезок второй секущей на 1 меньше внешнего отрезка первой и относится к своему внутреннему отрезку, как 1:8. Найти длину каждой секущей.


    Решение:

    12. Через точку А, которая находится вне окружности на расстоянии 7 от её центра, проведен прямая, пересекающая окружность в точках В и С. Найдите длину радиуса окружности, если АВ=3, ВС=5.


    Решение:

    13. Из точки А проведены к окружности секущая длиной 12 см и касательная, составляющая внутреннего отрезка секущей. Найдите длину касательной.


    Решение:

    1. 10,5; 17,5
    2. 12;18

    3. Закрепление знаний

    Считаю, что вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы отправится в небольшое путешествие по лабиринтам вашего интеллекта, посетив следующие станции:

    • Соображай-ка!
    • Решай-ка!
    • Отвечай-ка!

    На станции можно находиться не более 6 минут. За каждое верное решение задачи команда получает поощрительные баллы.

    Командам вручаются маршрутные листы:

    Маршрутный лист

    Станция Номера задач Отметка о решении
    Решай-ка! №1, №3
    Соображай-ка! №5, №8
    Отвечай-ка! №10, №11

    Хотелось бы подвести итоги нашего занятия:

    Помимо новых знаний надеюсь, вы лучше познакомились друг с другом, приобрели опыт работы в команде. А как вы думаете, полученные знания находят где-то применение в жизни?

    Поэт Г. Лонгфелло был еще и математиком. Наверное, поэтому яркие образы, украшающие математические понятия, которые он использовал в своем романе “Каванг”, позволяют запечатлеть на всю жизнь некоторые теоремы и их применение. Читаем в романе следующую задачу:

    “Лилия, на одну пядь поднимавшаяся над поверхностью воды, под порывом свежего ветра коснулась поверхности озера в двух локтях от прежнего места; исходя из этого требовалось определить глубину озера” (1 пядь равна 10 дюймам, 2 локтя – 21 дюйму).

    А решается эта задача на основе свойства пересекающихся хорд. Посмотрите на рисунок, и станет ясно, как находится глубина озера.

    Решение:



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!