Прорыв днепрогэс. История строительства днепрогэс

Определить точное число погибших в результате подрыва ГЭС практически невозможно, имеющиеся источники позволяют оценить лишь приблизительные потери воюющих сторон. Известно о вероятной гибели 1500 немецких солдат [Мороко В.Н. Днепрогэс: черный августа 1941 / / Научные работы исторического факультета Запорожского национального университета. - М.: ЗНУ, 2010. - Вип.XXИХ. - С.200].



С советской стороны в зоне поражения наводнением находилась большая часть из 200 тыс. ополченцев области, стрелковая дивизия (один из ее полков оставался на о. Хортица), полк НКВД, два артиллерийских полка, а также более мелкие подразделения. Личный состав этих частей суммарно насчитывает более 20 тыс. бойцов. Кроме того, в ночь на 18 августа в широкой полосе от Никополя до Каховки и Херсона начался отход на левый берег двух общевойсковых армий и кавалерийского корпуса. Это еще 12 дивизий (150-170 тыс. солдат и офицеров). Кроме военных, от внезапного наводнения пострадали жители низинных улиц Запорожья, сел на обоих берегах Днепра, беженцы. Ориентировочная цифра людей в зоне поражения - 450 тыс. человек. Исходя из этих данных, численность погибших красноармейцев, ополченцев и гражданского населения с советской стороны в исторических исследованиях оценивается от 20-30 тысяч (Ф. Пигидо, В. Мороко) до 75-100 тысяч (А. Руммо) [Мороко В.Н. Днепрогэс: черный августа 1941 / / Научные работы исторического факультета Запорожского национального университета. - М.: ЗНУ, 2010. - Вип.XXИХ. - С.201; Руммо А.В. Скажите людям правду / / Социологические исследования. - Москва, 1990. - No.9. - С.128]. Кстати, толчком к исследованию вопроса для А. Руммо был и личный мотив: его дед был среди советских граждан, погибших тогда на о. Хортица. Итак, подрыв ДнепроГЭСа было осуществлено уполномоченными Генштабом Красной Армии военными инженерами. Оценка количества жертв различными исследователями колеблется от 20 000 человек (Ф. Пигидо, В. Мороко) до 75-100 тысяч (А. Руммо).

Из воспоминаний непосредственного исполнителя:
ЭПОВ Борис Александрович
Родился 31 октября 1900 года. Инженер-полковник. Окончил Казанские Военно-Инженерные Курсы (последующем 4-я Инженерная школа) в 1919 году, Военно-Инженерную Академию - в 1937 году. Кандидат технических наук. Автор многих научных работ по взрывному делу. Лауреат Сталинской (впоследствии Государственной) премии за 1942-1943 годы (вместе с П.Г. Радевич и Н.И. Ивановым). В Красной Армии с 1919 года (командир взвода прожекторной роты Запасного Инженерного батальона, затем служил в инженерном батальоне 13 стрелковой дивизии Южного фронта, в 1-м учебном Инженерный батальон в минно-подрывной роте). С 1927 года старший техник минно-подрывной лаборатории Научно-Испытательного Инженерно-Технического (НИИТ) Полигона в Нахабино. С 1939 года по 1941 год - на преподавательской работе в Военно-Инженерной Академии. Участник Советско-Финской войны 1939-1940 годов. В первые дни Великой Отечественной войны выехал в Ленинград с целью испытания дистанционного управления противотанковых миннозаградительных средств. С середины июля 1941 года участвовал в рекогносцировке и проектировании системы инженерных заграждений на подступах к Москве. С 1946 по 1950 руководитель спецлаборатории Удара и взрыва. С 1950 по 1955 - начальник кафедры взрывного дела и заграждений Военно-Инженерной Академии.

Вот что вспоминает об этих днях Борис Александрович:
14 августа меня вызвал начальник инженерных войск генерал Л.З. Котляр и предложил дать соображения о выводе из строя Днепровской ГЭС путем разрушения плотины, моста через аванкамеру и машинного зала и необходимых для этого материалах, а также приказал вылететь утром специальным самолетом в Запорожье для подготовки намеченных разрушений, придав мне двух младших лейтенантов и дав необходимые указания начальнику инженерных войск Южного фронта полковнику Шифрину.
Прибыв в Запорожье и убедившись, что другим самолетом необходимые материалы доставлены и находятся на аэродроме, я явился к начинжу фронта и находившемуся в Запорожье члену военного совета фронта Т. Коломийцу, а затем приступил с помощью упомянутых младших лейтенантов и выделенного одного батальона к подготовке выполнения полученного задания. Начальник ДнепроЭнерго в это время занимался подготовкой и эвакуацией генераторов станции. Охрану подготовительных работ вел полк НКВД.


Прибывший вместе с начинжем Шифриным начальник штаба фронта генерал Харитонов дал указание выполнить разрушение после того, как немцы выйдут на правый берег Днепра. Правом на выполнение задания будет отход охранного полка НКВД и специально выделенного для связи подполковника А.Ф.Петровского.
К концу дня 18 августа немцы вышли на правый берег Днепра и начали обстрел левого берега; полк НКВД также отошел на левый берег и командир полка, отходя вместе со связным подполковником Петровским, дали команду на приведение в исполнение разрушения, что мною совместно с приданными младшими лейтенантами и было выполнено. В результате взрыва в теле плотины было вырвано около 100 метров по ее длине (из общей длины плотины равной 600м).
Докладывать об исполнении разрушения пришлось начальнику политотдела фронта генералу Запорожец, так как весь состав Военного Совета фронта находился в войсках и в штабе фронта.


Запорожец был старшим из офицерского состава; но он находился в паническом настроении, так как располагался со штабом фронта на левом берегу, тогда как немцы уже достигли правого берега, и, кроме того, он не был в курсе постановления ГОКО о выводе Днепрогэса из строя. Поэтому его реакцией было: «Сдать оружие». Досужий адъютант, отобрав у меня револьвер и не зная, что со мной делать, ввиду поступившего уже распоряжения о передислокации штаба вглубь обороны, передал меня в ведение фронтового СМЕРШ’а (органы ОГПУ в войсках во время войны). СМЕРШ, конечно, также не зная о распоряжении ГОКО, предъявил мне обвинение в измене Родине и в течение десяти дней допытывался у меня - чье вредительское задание я выполнял; а за тем, поняв истинное положение дела, не знал, как ему выйти из создавшегося казуса.

В это время генерал Котляр попал на прием к товарищу Сталину и доложил ему об этом случае; Сталин тут же вечером дал указание НКВД, а утром в 6 часов я уже был освобожден из-под ареста; начальник фронтового СМЕРШ’а принес мне извинения и принял меры к приведению меня в порядок и передаче в штаб инженерных войск фронта, а оттуда я самолетом вернулся 20 сентября в Москву.
В 41 году были особые отделы, а СМЕРШ появился в 1943 году - Смерш(примечание СК)


Из показаний бывшего помощника начальника Политуправления Южного фронта по комсомолу Б.С. Мельникова:
Руководящие работники политуправления Южного фронта«…В ночь с 17 на 18 августа обстановка на Запорожском направлении Южного фронта резко изменилась. Противник прорвал нашу оборону и город, по сути, оставался неприкрытым. Вот что сообщалось о сложившейся обстановке Политическим Управлением Южного фронта в донесении на имя начальника Главного Политического Управления РККА тов. Мехлиса : —…Утром 18 августа противник силами до пехотной дивизии с танками повел наступление на город Запорожье. Оборонявшая Запорожский плацдарм плохо вооруженная, только что введенная в бой 274 с[трелковая] д[ивизия] под натиском противника начала отход… Для восстановления порядка в дивизию Военным Советом был послан генерал-майор Харитонов (в то время он был зам[естителем] нач[альника] штаба фронта…), а политуправлением фронта - 20 политработников, которые были разбиты на две группы по десять человек. Одна группа действовала под руководством помощника начальника политуправления Южного фронта по комсомолу, батальонного комиссара тов. Мельникова, другая под руководством начальника отдела политуправления, батальонного комиссара тов. Усова. …19, 20 и 21 августа работники политуправления принимали активное участие в организации боя, снабжении дивизии боеприпасами и продовольствием, эвакуации раненых…

Перед нашей группой членом Военного Совета т. Запорожец и руководством Политуправления т. Мамоновым и Брежневым была поставлена задача: любой ценой сдержать беспорядочно отходящие части через остров Хортица, создать из них поспешную оборону по старому руслу Днепра, надежно прикрывая мост. Остановить продвижение противника и держаться до подхода подкрепления. Вторая группа должна была действовать в районе плотины Днепрогэс.
Через несколько минут мы спешились с грузовой машины на мосту, соединяющем город с островом Хортица, так как проехать машиной дальше уже было невозможно. Мост был забит людской лавиной: машинами, повозками и скотом. Потребовались нечеловеческие усилия от каждого из нас, чтоб[ы] под огнем противника сдержать бегущих в панике и повернуть их в сторону врага…
Здесь мы встретились с генерал-майором Харитоновым, который одобрил наши действия и сам лично помогал формировать боевые отряды и уточнял боевые задачи им. Противник был остановлен. На мосту было подбито три вражеских танка. Все воспрянули духом, лелея надежду, что скоро к нам подойдет подкрепление.
Но через некоторое время обстановка на острове Хортица стала просто критической и, казалось, безвыходной. Произошел потрясающий взрыв, а вскоре и другой. Взорвана была перемычка плотины и подорван мост, соединяющий остров с г. Запорожье. Мост же через старое русло остался целехонек и, по сути, стал открытым для фашистской нечисти.


Изучение имеющихся документов 157-го полка войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, охранявшего и оборонявшего Днепрогэс до последней минуты, позволяет с точностью до часов установить время подрыва плотины: 20.00-20.30 18 августа 1941 года.
Именно в это время Днепрогэс, Днепровские плотины, железнодорожный мост через Днепр были взорваны.
Военные транспорты и люди, которые в то время двигались по дамбе, естественно, погибли. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который переправлялся в это время на восточный берег.
В теле плотины образовалась большая брешь, пошел активный сброс воды. В результате возникла обширная зона затопления в нижнем течении Днепра. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много фашистских подразделений, укрывшихся в плавнях. Но вырвавшаяся на свободу вода не разделяла людей на «своих» и «чужих».



В мемуарах Шпеера, который с сентября 1930 года был руководителем военного строительства Рейха, а с февраля 1942-го - имперским министром вооружения, сообщается: «…Посетил я и взорванную русскими электростанцию в Запорожье. В ней, после того, как крупная строительная часть сумела заделать брешь в плотине, были установлены немецкие турбины. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения и всего — простым поворотом рукоятки одним человеком!» .

Почти тридцатиметровая лавина воды пронеслась Днепровской поймой, заливая все на своем пути. Всю нижнюю часть Запорожья с огромными запасами разных товаров, военных материалов и десятками тысяч тонн пищевых продуктов и другого имущества за какой-то час было снесено. Десятки судов, вместе с судовыми командами, погибли в том ужасном потоке. Сила образовавшейся при подрыве плотины ДнепроГЭСа волны была такова, что монитор "Волочаевка" был выброшен на берег и затем мог использоваться в качестве оборонительного сооружения лишь на суше.


В плавневой зоне острова Хортицы и Днепровских плавнях на десятки километров к Никополю и дальше стояли на позициях военные части. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших под Николаевом войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Эти войска были «отрезаны» при переправе, частью пополнили число группировки войск, попавших в окружение и плен, а частью сумели переправиться в неимоверно тяжелых условиях, бросив артиллерию и военное снаряжение.

Вот как описывают это событие очевидцы:
«И вдруг дрогнула земля. Мишка посмотрел на запад и ахнул: там, где-то у Днепра беззвучно вырастал, поднимался огромный, агромаднейший чёрный гриб... Плотина! Взорвали плотину!
— Мама, открой шире рот!!
— Что?
— Открой! Шире! Рот!
И рвануло! Ох, как рвануло! Гордость наша, любовь наша, красавец наш Днепрогэс, Днiпрельстан ти наш рiдний, какой же болью в наших сердцах отозвалась твоя боль, твоя смертельная рана, что ой как не скоро зарубцуется! А сколько же ещё впереди таких ран?»

Илья Коган. Вот так это было…



Вот что в своих мемуарах пишет бывший заместитель предсовнаркома СССР М. Г. Первухин:

Во второй половине дня, когда почти была закончена укладка взрывчатки, прибыл представитель штаба фронта, который вручил представителям военного командования на Днепрогэсе телеграмму главнокомандующего войсками Юго-западного направления маршала С. М. Будённого, уточнявшую срок взрыва. В ней было указано, что в случае опасности занятия плотины немцами, она должна быть выведена из строя. Смеркалось, через потерну перешли на левый берег бойцы, так как сверху по плотине проходить было уже нельзя, ибо она была под сильным артиллерийским огнем противника. Настал момент, когда командир воинской части, обороняющей Днепрогэс, замкнул контакты аккумуляторной батареи, глухой взрыв потряс плотину.

Вечером 18 августа окрестности Запорожья огласились звуком взрыва огромной силы. Двадцатитонным зарядом тротила была взорвана плотина ДнепроГЭСа. В результате взрыва моста и плотины на острове Хортица остался отрезанным полк пехоты, который успешно оборонялся, а затем переправился на восточный берег. Взрыв плотины резко поднял уровень воды в нижнем течении Днепра, где в это время началась переправа отходивших войск 2-го кавалерийского корпуса, 18-й и 9-й армий. Переправа 9-й и 18-й армий через Днепр.



…18-го августа….когда я добиралась до пристани, то видела, что вся Дубовая Роща и прибрежные дома были залиты днепровской водой, потому что в ночь под 17-е наши взорвали плотину (перемычку) ДнепроГЭСа, и вода хлынула сильным валом и снесла все на своем пути. А в плавнях ниже города оставалось много скота и людей. В городе стояла зловещая тишина и опустение, с часу на час ждали немцев - народ по случаю устроил грабеж мельниц и магазинов. Власть опомнилась и через пару дней в городе был восстановлен порядок.

Швидкая Зоя. Я - Зоя... (Воспоминания Швидкой Зои Петровны)




Леонид Сосницкий утверждает, что приказ на разрушение Днепрогэса отдал командующий Юго-Западным направлением Буденный С.М. «Еще днем 18 августа в Запорожье видели Семена Буденного (все известные исторические источники об этом молчат), и вероятно, это он принял решение подрывать Днепрогэс. К тому времени гитлеровцы уже были хозяевами положения на острове Хортица, развернули артиллерию. Попали они на остров "за компанию" - абсолютно мирно, вместе с окруженными, ополченцами, эвакуировавшимся мирным населением и колхозным скотом. Никто никому, по воспоминаниям, ни в чем не препятствовал, немцы тоже вели себя "культурно". Так мост через Старый Днепр достался врагу, а через Новый Днепр (второй рукав речки, которая омывает Хортицу - возле левого берега) удалось подорвать. Делалось это так поспешно и суетливо, что войска, бросив технику и вооружения, на каких-то досках, бочках форсировали очень значительное водное препятствие ».



18.08.2015 11:00

"Подрыв ДнепроГЭС – большая глупость"

Андрей Шароградский

Историк Борис Соколов – о последствиях подрыва ДнепроГЭС 18 августа 1941 года отступавшей Красной армией

Ровно 74 года назад, 18 августа 1941 года, отступавшие советские войска вывели из строя Днепровскую ГЭС, а затем подорвали ее плотину. Насколько оправдан был такой шаг с военной точки зрения и какими были его последствия для воюющих армий? Есть ли основания считать, что те, кто отдавал приказ о подрыве, действовали против собственного народа? Мнение историка Бориса Соколова:

– Итак, август 1941 года, война с Германией идет почти два месяца, очень тяжелое время для Советского Союза. Принимается решение взорвать ДнепроГЭС. Насколько с оборонительной, с военной точки зрения был оправдан этот шаг?

Погибли те советские солдаты, которые в этот момент переправлялись по плотине ДнепроГЭС

​​Здесь надо разделять. Уничтожение турбин ДнепроГЭС, разрушение машинного зала это одно. И второе взрыв плотины ДнепроГЭС. Первое было вполне оправданно. Было выведено из строя оборудование достаточно эффективным способом, которым, в частности, восхищался министр вооружения Германии Альберт Шпейер. Переключили режим распределения смазки при работающих на полную мощность турбинах, они раскалились и очень быстро превратились в металлолом. Немцам турбины уже было не восстановить, и они поставили свои. А что касается подрыва плотины, это была, по большому счету, большая глупость. Потому что немцы эту брешь в плотине все равно заделали. И ДнепроГЭС саму по себе эксплуатировали. А в результате взрыва плотины погибли те советские солдаты, которые в этот момент переправлялись по плотине, плюс было затоплено еще занятое в тот момент советскими войсками Запорожье, были затоплены значительные части советских войск, которые находились ниже по течению, или они были отрезаны водой и вынуждены были сдаться в плен. То есть это была бессмысленная глупость.

​​

– Получается, что приказ о взрыве был настолько секретным, что о нем даже не предупредили части, которые находились на плотине?

Это была бессмысленная глупость

Он был секретным. Взрыв осуществила часть НКВД, которая занималась охраной особо важных объектов, в том числе ДнепроГЭС. Армейское командование, по крайней мере, на том уровне, который был необходим, чтобы предотвратить переправу, не было предупреждено. Но все же тогда делалось очень быстро, в течение одного дня практически.

– А какой-то осязаемый ущерб нанес этот взрыв плотины немецким войскам? И каковы потери среди мирного населения?

Дело было в выполнении сталинского приказа о "выжженной земле"

​​ Сколько-нибудь заметного ущерба немецким войскам это не нанесло. Советским войскам ущерб был гораздо больший. Количество погибших мирных жителей, естественно, никто не знает, но я думаю, что оно было значительное. Это, считай, как потери при крупном наводнении. Я думаю, что как минимум сотни людей погибли.

​​​– Не раз я сталкивался с публикациями о том, что люди, отдававшие приказ о взрыве плотины, чуть ли не сознательно пытались уничтожить мирное население, которое могло оказаться в оккупации. Ваше мнение по этому поводу?

Я не вижу оснований для таких обвинений. Дело было в выполнении сталинского приказа о "выжженной земле", об уничтожении всех промышленных объектов, которые оставались на оккупированной территории, которым была и ДнепроГЭС. А то, что это делали быстро и бестолково, ну, это, в общем, обычная советская практика. Специально уничтожать кого-то из советских граждан, естественно, не планировали при этом.

Радио Свобода © 2015 RFE/RL, Inc. | Все права защищены.

Хочу рассказать вам о самых масштабных стройках времен Советского Союза, которых было очень-очень много. Одним из них является детище первой пятилетки - ДнепроГЭС, один из символов отечественной энергетики

ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция— пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Электростанция находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов. Входит в состав «Укргидроэнерго».

Сегодня Днепрогэс как объект энергетики не воспринимается всерьез. Чего стоит его мощность 650 МВт по сравнению, например, с мощностью 18200 МВт китайской ГЭС под названием « », которая, правда, еще только строится. Да что там современный Китай, даже построенная в США в 1936 году ГЭС под названием «Дамба Гувера » имеет мощность 2074 МВт, причем поглазеть на это индустриальное чудо высотой 221 метр каждый год приезжают около миллиона человек. А вот поехать полюбоваться на памятник первым советским пятилеткам Днепрогэс почти никого не тянет. Видимо, время его прошло безвозвратно.


Однако история строительства Днепрогэса очень интересна. С проектом строительства Днепрогэса связано множество мифов и легенд. Утверждается, например, что первый проект Днепрогэса, подготовленный инженером Генрихом Графтио, в 1905 году оказался на столе императора Николая ІІ, но царь недооценил перспективы гидроэнергетики. Казалось бы, что тут особенного? На то он и царь, чтобы тормозить научно-технический прогресс. Это еще что, вот в 1913 году епископ Самарский и Ставропольский Симеон докладывал графу Орлову-Давыдову: «На ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии».
Почему епископ считал строительство самарской дамбы крамолой? Потому что при этом были бы затоплены церкви и кладбища, что на протяжении всей истории человечества считалось кощунством. Царь отказался от строительства Днепрогэса по той же причине, хотя проект инженера Генриха Графтио предусматривал сооружение трех последовательных плотин и затопление сравнительно небольшой территории.
Но пришли другие времена — в 1920 году тот самый Глеб Кржижановский, которого епископ Симеон назвал богоотступником, возглавил комиссию по разработке государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). Этот план, рассчитанный на 10 — 15 лет, предусматривал строительство тридцати районных электростанций общей мощностью 1,75 млн. КВт, в том числе десяти ГЭС. Насколько можно судить, строительство такого грандиозного сооружения, как Днепрогэс, план не предусматривал. Когда же родилась идея строить плотину высотой 62 метра, под которую понадобилось затопить не только церкви и кладбища, но даже поселки и поля? Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП(б). Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы. Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: «Какое ваше мнение, товарищи?» После недолгих размышлений начальник строительства Шатурской ГРЭС Александр Винтер ответил: «Нужно строить своими силами». Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: «Хорошо, будем строить сами».

Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа? А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами? Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени? На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс:

И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио? Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги.
На самом деле речь на заседании политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой живут около 50 тысяч человек. Генрих Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио — Иван Александров. Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер.
Почему же Сталину пришелся по душе именно Днепрогэс? Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленьких? Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше. Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще. И кстати, судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями. Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи. Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин. Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром. Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он «лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина». Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы.

8 марта 1927 года первые строители прибыли в Запорожье, а через неделю на правобережной скале Любви (сейчас там расположен машинный зал ГЭС) затрепетало красное полотнище с надписью «Днепрострой начат!».

И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. Когда же за ней ехали в окрестные села, Винтер отправил телеграмму правительству УССР: ”Прошу запретить продажу водки во всем районе”. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.

В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог. Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими. На фото группа ударников-плотников из бригады Щербакова, которые работали на строительстве

Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве «Дамбы Гувера», где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал.

Строительство Днепрогэс

За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии. Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. человек, а уволили — 60 тыс.

Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На пуск прибыли председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета Михаил Калинин, нарком промышленности Серго Орджоникидзе, первый секретарь ЦК КП(б) В Станислав Косиор, французский писатель Анри Барбюс. Из воспоминаний свидетеля, ”два дня шли банкеты в ресторанах на правом и левом берегу. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает!”

На фото: приглашение на открытие Днепрогэса, агитплакат и толпы народа на демонстрации

— Я никогда не забуду минуты, когда монтаж машин Днепрогэса был закончен и Винтер взялся за рубильник, чтобы пустить первый ток, — вспоминал американский консультант Хью Томпсон. — Я сказал ему: ”Мистер Винтер, суп готов”. На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю.

К слову о супе — на приобретение турбин фирмы «Ньюпорт Хьюз» пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма. Между прочим, нигде и никогда не указывалась колоссальная стоимость этого объекта — в нынешних ценах около $200 миллиардов. На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу.

В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы. Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона. Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: «Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание. Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого». Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт.

В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время.

В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться. Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже. Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают «Надежда», «Людмила», «Виктория» и реконструированная турбина «Валентина».

Фото Днепрогэса ночью

В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту -30 км в час. К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института «Проектстальконструкция», которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили.

В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу «гордости советской электрофикации». 77-летний Днепрогэс все чаще преподносит неприятные сюрпризы. Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье «старика».

Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину. Якобы, геологи «по косвенным признакам» установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом. И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры. Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Ведь ниже по течению Днепра находится Запорожская АЭС…Поэтому не исключают, что Днепрогэс придется разрушить. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной. А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям. Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой «нормальное состояние». Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. «Но, как свидетельствуют расчеты, даже в самом неблагоприятном случае авария на гидросооружении не вызовет затопления Запорожской атомной электростанции, расположенной ниже по течению Днепра. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности».

Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. Особенно после аварии, которая произошла на Саяно-Шушенской ГЭС. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине.

На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало. Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k.com.ua, фото искал по крупицам в инете. Если тема вам интерестна, в дополнении на следующей странице очень интерестные свидетельства очевидца стройки.

В дополнение приведу выдержки из дневника участника строительства плотины - Бориса Вейде.

Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика". После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу (недавно умершему), который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Тот и разрешил корреспонденту "ФАКТОВ" ознакомиться с дневниками.

Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию

Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции. Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. "Учрабсила" находилась в помещении бывшей часовни на холме. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно. Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел. Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал. Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей. Это была более осмысленная работа, и ее результаты мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц".
Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем. Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. "В конторе бытовали патриархальные дореволюционные нравы, — пишет Борис Вейде. — Начальник отдела А.В. Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. На работу сюда принимали только "своих". Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г.С. Веселаго и Ф.С. Салов. На стройке говорили, что оба они — сыновья царских адмиралов. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина — недобитые аристократы (Растопчина — бывшая графиня). На местных жителей они смотрели, как на туземцев. Коммунистов в конторе было очень мало, и их иронически называли "товарищами". Было похоже, что я попал в дореволюционное царское учреждение".
Борис Вейде описал банкет, организованный как-то в медсанчасти Днепростроя: "В углу большого зала горит лампадка перед иконой святого Николая. На противоположной стороне — портреты Николая II и его супруги. Посередине комнаты — роскошно сервированный стол. Масса дорогих вин и закусок. Вокруг стола — гости в костюмах 1915 года, дамы в шелках и бриллиантах. Сплошное столбовое дворянство. Выпили, пропели "Боже, царя храни". Как будто и не было революции 1917 года. Однако этот тайный банкет, со слов очевидцев, стал известен широким массам".

В бараках, где жили строители, процветали пьянство и воровство

Размах строительства поражал: в марте, когда стройка только начиналась, работало всего 650 человек, а когда в ноябре 1927 года была официальная закладка Днепровской ГЭС, трудилось уже более 10 тысяч человек. Торжественный митинг по поводу закладки станции состоялся 7 ноября 1927 года, в годовщину Октябрьской революции. На нем присутствовали члены украинского правительства. Чугунную мемориальную доску с текстом на русском и украинском языках забетонировали на месте будущей станции. К концу года задымили трубы временной тепловой станции, поднялось бетонированное здание управления Днепростроя, железные дороги прорезали окрестные холмы. Механизмов было мало, хотя строительство Днепровской ГЭС считалось самым механизированным. Земляные работы в основном выполнялись вручную — грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей. Народ на стройке, как записывал Вейде, был разный: бывшие заключенные, бандиты, петлюровцы, воры всех мастей, бывшие белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, сектанты, участники мятежей, аристократы.
Все рабочие жили в темных бараках. Бригады пополнялись так стремительно, что не успевали строить новые бараки. Появились женщины, отмечает автор записок. Наряду с подготовительными работами по возведению гидростанции развернулось строительство жилья. На правом и левом берегах Днепра заложили сразу несколько поселков для семейных и холостяков: Земельный, Мельничный, 159-й версты. Специалисты, приехавшие из Соединенных Штатов, жили отдельно в специально выстроенных для них в американском стиле коттеджах, с гаражами и площадках для тенниса. Для них был открыт магазин "Торгсин".
Руководили стройкой специалисты высокого класса. Многие из них прошли Волховстрой: Гарин, Шредер, Иванов, Марков, Васильев. Главным инженером был крупный ученый в области энергетики, участник составления плана ГОЭЛРО Веденеев, начальником Днепростроя — Винтер, инженер и ученый в области строительства и эксплуатации электростанций и энергосистем, волевой, целеустремленный человек.
Говоря о рабочих и руководителях, Вейде пишет, что стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов (паспортов у крестьян тогда не было). В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли.
Особый контингент на стройке составляли грабари — рабочие, выполнявшие земляные работы. Они нигде не оформлялись, отказывались жить в бараках, а селились без документов в землянках и мазанках на левом берегу в поселке "Кавказ". Однажды милиция задержала двух строителей, у которых были найдены два больших чемодана, набитые печатями и штампами. Оказалось, задержанные представляли целую группу изготовителей фальшивых документов. Так была раскрыта тайна поселка грабарей. Но была еще одна большая беда, фиксирует Борис Вейде, — кулачество.
Кулаки, пишет автор дневника, шли "в народ", читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: "Днепрострой — это выдумка большевиков", "За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец" и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии. Одна из крупных аварий произошла весной 1928 года: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что "всему конец". Когда выяснилось, что причина аварии — кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена.

В результате кадровой чистки с работы сняли сотни человек, "чуждых великому всенародному строительству"

Огромные массы бетона в котлованах рабочие уплотняли ногами

Бородатые мужики в лаптях, молодежь со значками КИМа (коммунистический интернационал молодежи) на косоворотках, мужчины и женщины показывали чудеса самоотверженности и неутомимости, удивляя даже американцев. В течение 1929 года предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке — 106 тысяч кубометров. Если бы это не удалось, стройка потеряла бы целый год. Представители немецкой консультации заявили: можно уложить максимум 75-80 тысяч кубометров. Американцы считали, что люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Но главный инженер Веденеев, которого поддержал весь коллектив строителей, приступил к выполнению своего плана. Работа в три смены была налажена, программа бетонирования выполнена досрочно.
В то время не было механизмов по укладке бетона. Массы бетона уплотняли ногами. Этим тяжелым трудом занимались в основном женщины. В 1930 году нужно было уложить 500 тысяч кубометров бетона. На это мобилизовали весь коллектив. На стройке часто бывали выездные редакции "Правды" и "Коммуниста".
Для "завоевания" среднего протока реки потребовалось 800 каменоломов. Их не было. Механизмы оказались под угрозой бездействия. Могло промыть перемычки. Был создан штаб по ликвидации прорыва, объявлен сбор добровольцев. На помощь пришли рабочие запорожских заводов, студенты, крестьяне, чекисты, партработники. Многие ежедневно отрабатывали по четыре часа после основной смены. Закончив уборку камня в котловане, каждый мог получить в столовой тарелку пшенной каши с салом (хлеба не было). Американцы, стоя на площадке у спуска в котлован, изумлялись невиданному энтузиазму людей и однажды, следуя всеобщему порыву, спустились в котлован и сами отработали традиционные четыре часа.
К середине мая 1931 года все бычки плотины были построены до верха. Проложенные по ним с обоих берегов железнодорожные пути сомкнулись. В это же время на правом берегу шел монтаж турбин в машинном зале. В строительстве было задействовано много кранов, дерриков, паровозов, сложных механизмов камнедробильного и бетонных заводов. Впервые в стране начал работать экскаватор по разработке скалы. Широкое распространение получили автогенная резка и сварка, электросварка, электростыковые аппараты для стыковки арматуры и другие механизмы, пишет Борис Вейде в своем дневнике.
Для ликвидации дефицита кадров организовали много разных курсов и школ. Были созданы рабфак и два института — строительный и энергетический. Школы, курсы, институты трудящиеся посещали в основном без отрыва от производства. "Как-то в "Правде" за 2 августа 1932 года мне попалось высказывание Бернарда Шоу: "Все, что пишут буржуазные газеты о СССР — вранье, вранье и еще раз вранье", — пишет Вейде. И дальше рассуждает о том, что заграничным трепачам и болтунам неведомо, что на Днепрострое создана школа новых методов организации работ крупного строительства, что, кроме крупнейшей ГЭС, в степи вырастает комплекс современных металлургических предприятий.
По рекомендации Сталина, пуск ГЭС приурочили ко дню рождения начальника Днепростроя.
Утром 28 марта 1932 года ударниками Днепростроя последняя бадья бетона была привезена с завода и уложена в гребенку плотины. Перед наполнением водохранилища оказалось, что между 32-й и 33-й бычками плотины, на 30 метров ниже бетонной кладки — гнилая скала. Это могло вызвать усиленную фильтрацию и гибель плотины. Возникла опасность задержки подъема воды в водохранилище. Американцы предлагали одно, немцы — другое. Инженер Росинский прогнал иностранцев с площадки и принял предложение бурить площадку и скалу до материка, а затем нагнетать туда цемент под давлением. Так и сделали. Достигнув скалы, вогнали в нее 60 вагонов лучшего новороссийского цемента и навек ликвидировали плавун.
10 октября 1932 года состоялся митинг по случаю пуска ДнепроГЭС . Прибыло 118 представителей прессы, из них 36 зарубежных. На пусковой площадке толпились тысячи делегатов крупнейших фабрик и заводов Союза, колхозники, представители советской общественности, иностранные гости. Присутствовали также партийные вожди: Орджоникидзе, Калинин, Косиор, Чубарь. Вот как описывает Вейде продолжение торжеств:

"Два дня шли банкеты в ресторанах правого и левого берега. Был богатый выбор блюд, были и вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. М.И. Калинин сидел во главе стола. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Любой мог выпить, закусить по своему вкусу и потребностям. А затем в клубе на правом берегу в дружеской обстановке, без помпезности Калинин вручил ордена многим руководителям стройки и передовым работникам. Вручение наград Калинин сопровождал народными присказками и прибаутками. Например, вручая А.Г. Штумпфу грамоту о присвоении ему звания инженера-механика, он сказал: "Ну, вот, не учившись, в люди вышел!". Он был подкупающе прост".
Далее в дневнике идет речь об окончании работ по судоходному шлюзу. Первый пароход по нему — "Софья Перовская" — прошел 1 мая 1933 года. К тому, что рассказал Вейде, стоит добавить: пуск Днепрогэса мог состояться на месяц-полтора раньше. Сталин, которого пригласили присутствовать на событии, ответил, что очень занят. И посоветовал совместить пуск станции с днем рождения начальника Днепростроя. А родился Александра Винтер 10 октября 1878 года.

ДнепроГЭС всегда был своеобразным рекламным плакатом в СССР. В принципе в 30-е так оно и было - крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, ударные темпы строительства. И если Волховстрой был ударным только в первые годы своей работы, то ДнепроГЭС оставался таковым и позднее.
Во время войны эти места были ареной ожесточненных боев. При отступлении советские войска взорвали кусок плотины. Немцы, обосновавшись в Запорожье, сразу принялись восстанавливать плотину, а в 1944 году попытались ее взорвать уже собственноручно. Но благодаря подвигу наших саперов основная часть плотины выстояла. Уже 3 марта 1947 ДнепроГЭС дал первый ток. А в 1969 году началась масштабная реконструкция плотины. Появился новый однокамерный шлюз взамен старого трехкамерного (сейчас он не действует), появилось новое здание машинного зала (т.н. ДнепроГЭС-2).
Под катом - фотографии сделанные немецкой аэрофотосъемкой в годы окупации Запорожья. же можно увидеть свежие фотографии, а так же почитать о круизе по Днепру (автор - riverpilgrim )


так выглядел ДнепроГЭС в 1941 году



вид на водосливную плотину ГЭС после взрыва 18 августа 1941 года (съемка с самолета 8 мая 1942 года)


вид со стороны верхнего бьефа


вид со стороны правого берега Днепра, у берега - машинный зал


апрель 1943 года - плотина восстановлена - хзорошо видны мели, образовавшиеся после спуска воды через разбитую часть плотины


машзал ГЭС


блокировочная сеть выше плотины - возможно это была защита от диверсантов и торпед. Лед такую сеть снесет моментально


в 1942 году станция вновь заработала - немцы установили свое оборудование. Это съемка или 1942, или 1943 года - станция вновь действует


сброс воды в паводок


вид с воздуха на трехкамерный шлюз


камера шлюза


вид на комплекс сооружений ГЭС с воздуха, апрель 1943 года


машинное здание, апрель 1943 года


вид на плотину с югозапада, сентябрь 1943 года


вид со стороны нижнего бьефа


водохранилище заполнено до проектной отметки, сентябрь 1943 года, вид со стороны верхнего бьефа


шлюзы и водосливная плотина, сентябрь 1943 года


вид с северо-востока, верхний бьеф, сентябрь 1943 года


вид с юга на железнодорожный мост


как я понял - вид повреждений, полученных в результате бомбардировки 29 сентября 1943 года


за день до взрыва, 14 октября 1943 года

к октябрю 1943 года немцы сдавали свои позиции на Украине. В ночь с 12 на 13 октября 1943 года Красная армия начала наступдление, а уже в ночь с 13 на 14 начался штурм города. В этой ситуации немецкое коммандование принимает решение о взрыве плотины. Задача состояла в том, что бы снести взрывом всю плотину. В ночь с 14 на 15 октября генерал Макензен отдает приказ о взрыве плотины. Но советским сапернымм группам удалось повредить часть проводки, соединявшей заряды. В результате была взорвана только часть плотины. Всего внутрь сооружений ГЭС было заложено около 300 тонн взрывчатки.




последствия подрыва плотины 15 октября 1943 года


машинное здание ГЭС и плотина по состоянию на 21 октября 1943 года


общий вид плотины с воздуха после подрыва, 6 ноября 1943 года


9 ноября 1944 года. Судя по всему это один из последних пролетов над плотинов немецкого самолета-разведчика. В 1944 году началось восстановление станции

Фотографии взяты здесь -

Уже несколько лет бандеровская и либеральная пропаганда с подачи их карманных историков рассказывают басни о взрыве ДнепроГЭСа 18 августа 1941 года.

Итак, что же утверждают «историки» и «очевидцы»? Привожу цитату этого бредового «апокалипсиса». Обратите внимание, что спикером очередного «разоблачения преступления Сталина» является руководитель запорожской неонацистской организации ВО «Свобода». Впрочем, один из авторов на которого ссылаются как на «авторитетного историка», Владислав Мороко, – также является членом этой организации и потребителем различных западных грантов. Вот отсюда и весь шум.

Панихида по людям, погибшим 69 лет назад от гигантской днепровской волны, спровоцированной взрывом плотины Днепровской гидроэлектростанции, проводится в Запорожье впервые. Чтобы помянуть невинных жертв несколько десятков запорожцев собрались в Украинской греко-католической церкви Святого апостола Павла, сообщил один из организаторов мероприятия, глава запорожской областной организации ВО "Свобода" Виталий Подлобников.

По свидетельству историков, спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года, советские войска не смогли удержать оборону Запорожья и начали отступление. Поспешно покидая город, они взорвали главный стратегический объект – "ДнепроГЭС" 20 тоннами взрывчатки – аммонала. Гигантская пробоина в плотине спровоцировала волну высотой несколько десятков метров, которая, по словам очевидцев, смыла прибрежную городскую полосу, плавни Хортицы. Вода дошла и до соседних городов – Никополя и Марганца. Советское командование не предупредило горожан об опасности. В результате, тонны днепровской воды обрушились на мирных жителей.

"В Советском Союзе предпочитали не распространяться о трагических событиях в Запорожье, связанных со взрывом ДнепроГЭСа. Уничтожение, на тот момент, самой мощной гидроэлектростанции в Европе советская пропаганда поясняла "враждебной диверсией". И только сейчас украинские историки получили документальные доказательства, что днепровская волна поглотила около ста тысяч человек: 80 тысяч запорожцев, беженцев с соседних регионов, около 20 тысяч советских солдат, не успевших покинуть город. Мы не берем цифры с потолка, ученые Запорожья, Днепропетровска и Никополя уже имеют доказательства массовых человеческих жертв после взрыва плотины. И самое страшное, что от взрыва ДнепроГЭСа пострадал только наш народ. Германские войска, находившиеся на высоком Правом берегу, волна не достала", - сказал Подлобников.

Итак, в советское время, оказывается, умалчивали о том, что взорвав ДнепроГЭС злобные большевики убили 100 тысяч человек! И вот поклонники немецких холуев Бандеры, Шухевича и прочих – решили рассказать правду и даже устроили потешную панихиду с помощью своего религиозного крыла (какое имеют отношение греко-католики к православным запорожским казакам - сами догадайтесь). Вообще-то, конечно, если бы такие масштабы трагедии имели место быть, то о ней бы трубили уже с 1991-1993 годов, когда антикоммунистическая мифология достигла пика своего маразма. Слишком большая цифра жертв, чтобы её вот так просто можно было забыть. Но эта странная история вдруг всплыла в период президентства Ющенко и связана с активностью украинских неонацистов, которые используют её для оправдания своей деятельности.

Но так ли это? Была ли в результате подрыва ДнепроГЭСа масштабная трагедия со 100 тысячами жертв? Давайте разберёмся.

Итак, согласно утверждениям «историков» взрыв ДнепроГЭСа спровоцировал волну высотой «несколько десятков метров»… А пропагандисты от украинских националистов всё время рассказывают о 30-ти метровой волне, которая «всех убила». Возможно ли это?

Сохранились фотографии плотины разрушенного этим взрывом, сделанные с борта немецкого военного самолёта. Внимательно их рассмотрим.



Поскольку панам бандеровским историкам физика неведома, придётся им объяснять некоторые вещи, которые не зависят от жёлто-голубой «свидомости» их сознания.

Перепад высот на ДнепроГЭС 37 метров. Объем напорного водохранилища 3,3 куб. км. Высота плотины 60 метров, напорный фронт водохранилища 1200 метров. Судя по фотографии, взорвана была перемычка около 110 метров (т.е. менее 10% фронта!), причем не у самого основания, и даже не на срезе воды, а 15-20 метров выше (на глазок). Итого образовалась брешь самое большее площадью 110х20 м. Возьмём перепад уровня максимальный – 20 метров. Скорее всего высота волны составила 60% от перепада – 12 метров. Сразу после взрыва волна прорыва высотой 12 метров и максимальной шириной 110 метров начинает радиально рассеиваться на 1200 метровую ширину поймы с приблизительной скоростью от 70 до 90 км/час. Примерно через 20 секунд, когда волна достигает берегов острова Хортица, она составляет 1,5 метра, снижаясь ещё больше со временем и вниз по течению. Приблизительная скорость подъёма воды вниз по течению от 4 до 5 сантиметров в минуту.


Элементарные расчёты показывают, что максимальная высота волны через 20 секунд составила 1,5 метра. Но никак не 30 метров – как пропагандируют украинские нацисты со своими карманными историками. К плавням быстрый подъём воды составил максимум 1 метр, и больше был похож на наводнение. В итоге, с точки зрения науки физики, утверждение неких «историков» о тридцатиметровом цунами – бред воспалённого сознания. Учитывая факт, кто пропагандирует эту очередную страшилку – то мы имеем дело с антикоммунистическим сифилисом головного мозга, жаждущего любой сенсации.

Таким образом совершенно очевидно враньё синдиката местных историков из Запорожского национального университета и неонацистских политиков. До начала периода правления Ющенко (2004 год) никаких аутентичных свидетельств о масштабных жертвах в результате подрыва ДнепроГЭСа в 1941 году не было. И не потому что «злобные большевики» скрывали правду. Просто факта не было.

P.S. А тут ещё вот что оказалось. В статье Владимира Линикова вообще рассказывается, что сливные пролёты 18 августа, перед взрывом были открыты. Сотрудники электростанции сливали воду из водохранилища, а значит уровень воды был ещё меньше, а значит и высота волны у Хортицы вообще была точно не более 1,5 метров. Кроме того, из-за слива воды из водохранилища в начале дня 18 августа уровень воды ниже плотины уже был повышенный - оценочно до 0,5 метров. А взорваны пролёты были около 20-00. Так что всё говорит о надуманности цунами и количестве жертв - которые высосали из госдеповских грантов...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!