Простая техника определения удовлетворенности жизнью. Iii

На современном этапе развития общества, в век больших скоростей, больших объемов информации и постоянной нехватки времени, наиболее остро встает вопрос о рассмотрении такого феномена, как удовлетворенность жизнью.

На настоящий момент комплексной и многоаспектной проблеме удовлетворенности жизнью посвящено большое количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Тем не менее их анализ показывает, что единой точки зрения на трактовку понятия «удовлетворенность жизнью» и его структуры в настоящее время не существует. Как и не существует четкого разграничения схожих, но не идентичных понятий. Так, в социально-психологических трудах, посвященных проблеме исследования особенностей оценивания человеком в целом своей жизни, наряду с термином «удовлетворенность жизнью» используются такие понятия, как «счастье», «благополучие», «субъективное благополучие», «качество жизни, «субъективное качество жизни» и другие. Следовательно, возникает необходимость определить само понятие удовлетворённости жизнью и отделить его от других.

Р. М. Шамионов рассматривает удовлетворенность жизнью как «сложное, постоянно изменяющееся социально-психологическое образование, основанное на единении познавательных и эмоционально-волевых процессов, характеризующееся субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладающее побудительной силой, сподвигающей к действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами»

Среди факторов, оказывающих влияние на удовлетворенность жизнью, в основном, выделяют: здоровье, пол, возраст, уверенность в себе, оптимизм, психологическую устойчивость, личную и семейную безопасность, отношения в семье, эффективные социальные контакты (отношения с друзьями, межличностное доверие, частота проведения времени с людьми, возможности душевного общения), плодотворный досуг, творческую самореализацию, работу, достойный социальный статус, достижение поставленных целей, оценку по субъектиным заслугам, материальное положение, уверенность в будущем, социальную стабильность, комфортную среду обитания (климат, экология, развитая социальная инфраструктура), оценку работы системы здравоохранения, правительства, оценку состояния экономической ситуации в стране.

Поскольку, удовлетворённость жизни сложный и комплексный параметр, следует представить ещё некоторые взгляды на то, что может являться составляющими данного понятия. Так, Е.В. Балацкий, в попытках количественно измерить показатель удовлетворённости жизнью, посчитал, что следующие факторы могут быть частью рассмартиваемого нами явления:

  • 1. Субъективная и семейная безопасность.
  • 2. Материальное благополучие.
  • 3. Семейное благополучие.
  • 4. Возможность достижения поставленных целей, которая проявляется в общественной и политической свободе и возможности для реализации потенциала социальной мобильности.
  • 5. Возможности к творческой самореализации.
  • 6. Плодотворный досуг (Наличие свободного времени и возможностей его плодотворного использования).
  • 7. Хороший климат.
  • 8. Субъективная оценка социального статуса как достойного..
  • 9. Эффективные неформальные социальные контакты (Дружба, секс, взаимопонимание, общение).
  • 10. Социальная стабильность.
  • 11. Комфортная среда обитания.
  • 12. Хорошее здоровье.

Так же, по некоторым из теорий считается, что удовлетворенность жизнью определяется преодоленными трудностями, достигнутыми целями и переменами, происходящими профессиональной и личной жизни. А так же, на столько, на сколько она связана с достижениями и желаемыми переменами, Удовлеторённость зависит и от различных внутренних характеристик, таких как вера в себя и собственные силы, умение планировать и оценивать последствия своих действий. Очевидно и то, что удовлетворенность жизнью непосредственно связана с самооценкой. Самооценка не только тесно связана с удовлетворенностью жизнью, но и регулирует влияние на нее других характеристик.

Вместе с тем, низкая амбициозность, попустительское отношение к своим обязанностям и способность получать удовольствие от жизни в настоящий момент, не задумываясь о планах на будущее, тоже способны создать у индивида общее позтивное восприятие жизни. А разделительная линия между удовлетворенными и неудовлетворенными жизнью определяется способностью индивида к адаптации к наличествующим условиям. Иначе говоря, связи между чертами личности и удовлетворенностью жизнью могут быть опосредованы третьими характеристиками.

Можно сказать, что на общий уровень удовлетворенности жизнью влияет огромный комплекс характеристик.

Неоднозначность психологического определения термина «удовлетворенность жизнью» проявляется в том, что он рассматривается в разных контекстах:

  • 1. в тесной связи с понятием счастья
  • 2. в контексте качества жизни
  • 3. как субъективное благополучие личности
  • 4. как результат позитивного отношения к себе и событиям своей жизни
  • 5. как процесс и результат позитивного использования потока - источника психической энергии и мотивации.

До сих пор остаются вопросы в науке о том, зависит ли оценка глобально) удовлетворенности жизнью от субъективных суждений об удовлетворенности различными сферами жизни (так называемый процесс «снизу вверх»)? Или же все происходит наоборот и уровень общей удовлетворенности жизнью влияет на удовлетворенность конкретными сферами жизни (процесс «сверху вниз»)?

Само явление удовлетворённости жизнью рассматривается как субъективно переживаемое состояние, являющееся реакцией на качество взаимодействия индивида с жизненными обстоятельствами. В рамках субъективного восприятия человека, признаками удовлетворённости жизнью принято считать:

  • 1. общее эмоциональное состояние связанное с текущей жизненной ситуацией,
  • 2. динамический компонент жизнедеятельности такой как активность - пассивность, амбициозность, наличие стремлений и желаний,
  • 3. субъективное ощущение насыщенности или пустоты жизни,
  • 4. удовлетворённость, связанная с реализацией планов и удовлетворением потребностей,
  • 5. ощущение стабильности окружающего мира, а так же ожидания от будущего.

Относительно точности измерения такого явления как удовлетворенность часто высказывается большое количество сомнений, поскольку нередко показатели полученные в ходе исследований имеют плохую степень корреляции с объективными характеристиками жизни человека. Как пример можно взять такой показатель как уровень дохода. Считается, что он не имеет сильного влияния на степень удовлетворенности. Ещё одна трудность связана с межкультурными сравнениями: в некоторых странах респонденты отмечают крайне низкие субъективные показатели дохода.

Стоит упомянуть ещё один из аспектов данной проблемы: не известно насколько удовлетворенность определяется такими факторами, как образ мышления индивида. Так же, стоит помнить, что оценка удовлетворенности может быть обусловлена и такими вещами как сравнения с прошлым или с другими людьми. Кроме того, на данные суждения имеет влияние непосредственное эмоциональное состояние на момент измерения, а также самая простая привычка -- адаптация к ситуации и различному видению событий. Стоит упомянуть, что удовлетворенность бывает и иллюзорной, возникающей тогда, когда индивидуумы сами себя вводят в заблуждение, думая о том, что они вполне удовлетворены своей жизнью. Ещё удовлетворенность может зависеть от целей, поставленных человеком самому себе. А иногда и само наличие какой-либо цели может быть непосредственным источником удовлетворённости. Вместе с тем неспособность пребывать в состоянии удовлетворённости, либо же достичь его, часто оказывается причиной противоположного явления - неудовлетворенности. Некоторые из рассмотренных явлений могут быть приняты, и как ошибки суждений и как источники подлинных суждений об удовлетворенности. Если это утверждение является правдивым, на удовлетворённость можно повлиять, не только изменяя непосредственно существующую ситуацию, но отношение человека к ней, например, в ходе терапии.

Ещё один подход заключается в выявлении того, какие сферы, по субъективной оценке людей, являются в их жизни важнейшими источниками удовлетворенности. Холл (На11, 1976) использовал данную методику, проводя опрос в Великобритании, и получил результаты, показывающие, что наиболее часто упоминаемыми областями были следующие:

  • * домашняя и семейная жизнь;
  • * денежная сфера;
  • * жизненный уровень;
  • * общественные ценности и нормы;
  • * социальные взаимоотношения;
  • * жилищные условия;
  • * здоровье;
  • * работа.

Некоторые исследователи, занимающиеся вопросами благополучия, сделали вывод, что объективные факторы не играют важной роли: наиболее важными оказываются индивидуальные различия, а также когнитивные и эмоциональные процессы. Эта точка зрения имеет подтверждение двумя выводами. В первую очередь, люди с серьезными нарушениями оценивают свои счастье и удовлетворённость достаточно высоко. Во-вторых, между удовлетворённостью и финансовыми доходами наблюдается достаточно низкий уровень корреляции.

Согласно некоторым теориям социального сравнения, люди довольно часто, в ситуациях сравнения, оценивают свою жизнь или качества, сопоставляя их с тем, что присутствует у окружающих. В качестве примера можно сказать, что было установлено, что по мере роста общенационального дохода удовлетворенность индивидуумов не имеет существенного прироста -- вероятно, причиной этому служит то, что доходы возросли у всех. Уилле (1981) собрал большое количество данных, которые подтверждают гипотезу, согласно которой, у людей повышается уровень субъективного благополучия, если сравнение производится с менее удачливыми индивидами; а также ещё одну гипотезу, в соответствии с которой, сравнение «сверху вниз» обусловлено снижением субъективного благополучия. На основе этого, ученый делает заключение о том, что люди, в основном, сравнивают своё благополучие по принципу «снизу вверх», но для индивидов с низкой самооценкой характерно обратное явление.

У людей, оцениваемых как счастливые или несчастливые, процесс сравнения осуществляется по-разному. Любомирски и Росс (1997) обнаружили, что самооценку несчастных нередко обуславливает результат напарника, который выполнил схожее задание лучше или хуже их. Однако, на людей, оцениваемых как счастливых, участник, получивший лучшие результаты, не оказывал значимого влияния. Вероятно, партнёр с лучшими результатами выступал в данной ситуации в качестве стимула и увеличивал перспективы, что и делало людей счастливее.

Люди часто выбирают какие-то собственные объекты сравнения: например, индивиды с высокими показателями субъективного благополучия, более позитивным образом сравнивают себя с другими. В результате проведенного сопоставления возможно сделать разные выводы. Бунк и соавторы (1990) доказали, что сравнения по принципу «снизу вверх» имеют влияние на чувства людей, как в положительную, так и в отрицательную сторону, в связи с их здоровьем. Сравнения, обусловленные какими-то непреодолимыми внешними обстоятельствами, не оказывают на удовлетворенность конкретного влияния. «Выбор объекта сравнения -- процесс гибкий, не определяемый исключительно степенью доступности соответствующих "других"», -- отмечают некоторые ученые.

В некоторых исследованиях удовлетворенность, которую пытались предсказывать, опираясь на данные о социальном разрыве, сравнивалась с той, которая ожидается, когда в расчет берутся только реальные достижения или возможности. Порой данный разрыв сам может являться обуславливающей составляющей удовлетворенности, а не наоборот. Хиди и Венховен (1989) получили эти данные при использовании резульатов Викторианского панельного исследования в Австралии: «Разрыв вызывается удовлетворенностью жизнью, а не наоборот». Кэмпбелл с коллегами (1976) опираясь на эту теорию, попытались объяснить феномен повышающейся с возрастом удовлетворенности, отметив, что со временем «разрыв» уменьшается.

Как гласит теория разрыва целей и достижений, большие стремления могут приводить к низкому уровню удовлетворенности. Но некоторые другие теоретики утверждают, что сам факт наличия каких-либо адекватных жизненных целей является благоприятным фактором..

Порой, в мире встречаются люди, которые, не зависимо от обстоятельств, видят все «в солнечном свете». Такие люди оптимистичны, счастливы, а все события представляются им радостными. Они имеют позитивный взгляд на окружающих, имеют множество положительно окрашенных воспоминаний о приятных событиях, а их свободные ассоциации имеют позитивный окрас. Но как у таких людей получается видеть вещи с позитивной стороны? Вероятно, на их уровень счастья имеет влияние иной тип мышления. Выше было пояснено, что сравнения, происходящие по принципу «сверху вниз», улучшают ощущаемое благополучие. Подобный эффект возникает, если напарником оцениваемого субъекта сделать человека, который имеет физические недостатки, или неблагополучен в каком-то ином смысле, или не настолько успешен в выполнении предлагаемых лабораторных заданий. Но не стоит забывать, что мы видели какое влияние может оказывать на настроение счастливых людей успехи их напарника, поскольку в этом случае они, предположительно, могут рассчитывать на то, что сами в будущем смогут улучшить свой результат и добиться больших успехов.

Так же, было замечено, что сам факт наличия мыслей о позитивных событиях способен ободрять, но данный эффект сильно зависит от того, насколько давнее это приятное переживание. Штрак и соавторы (1985) установили, что когда испытуемых просили мысленно воспроизвести приятные события из недавнего прошлого или настоящего, у испытуемых усиливалось ощущение субъективного благополучия. В ситуации с событиями из более далёкого прошлого на оценке благополучия сильнее сказывались мысли о негативных событиях. Прошлый опыт в данном случае выступает в качестве контраста, а позитивные события, что происходят в настоящем, выступают субъективным доказательством благополучия.

Также была отмечена важность того, чему человек приписывает событие. Существуют доказательства того, что люди, страдающие депрессией, часто видят причины плохих происшествий в самих себе: они испытывают чувство вины, направленное на себя, причина, по их мнению, кроется в них, и все дурное случится снова. Нет пока точных данных о том, какое влияние сильнее: или же такой стиль «приписывания» вызывает депрессию, или же все наоборот. Но Финчем и Брэдбери (1993) установили, что наличие похожих приписываний, касающихся поведения супругов, позволяет строить предположения об успехе брака. Если вина за неблагоприятную ситуацию возлагается на недостатки другого, это считается показателем неуспешного супружества. Так же, были получены данные, что для субъективно счастливых людей не характерно такое приписывание причин неудач себе; напротив, они считают что хорошие события в жизни происходят непосредственно благодаря усилиям самого человека.

Стоит так же упомянуть явление внутреннего контроля. Внутренний контроль -- это личностная переменная, имеющая взаимосвязи с удовлетворенностью. Суть данного явления в убежденности в том, что человек способен контролировать текущие события. Это одна из основных составляющих личностной выносливости, характерная для стрессоустойчивых людей. Индивиды с высокой степнью внутреннего контроля интерпретируют стрессовые события как сподвигающие к действию и считаю что у них хватит сил их преодолеть. Как уже было сказано, счастливых людей не расстраивает больший успех подставного напарника по эксперименту в выполнении лабораторных заданий. Это происходит по тому, что они рассматривают неудачу как стимул для дальнейшего самосовершенствования. Хиггинс и соавторы (1997) обнаружили, что люди, имевшие ранее не контролируемые проблемы со здоровьем, в большей степени ожидали их возобновления, чем других неприятностей. Тогда как индивидуумы, у которых проблемы со здоровьем поддавались контролю, были менее подвержены ожиданию их возвращения.

Ещё одним видом позитивного мышления можно назвать юмор, или, точнее, не слишком серьезный взгляд на жизнь. Это означает умение увидеть комическую, не серьёзную, сторону вещей, другую их грань, которая обесценивает их важность и таким образом снижает остроту субъективного восприятия неприятных происшествий.

Определение основных понятий

Явление удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью определяет очень многие стороны жизни субъекта, его поступки, различные виды его деятельности и такие стороны поведения как: бытовая сфера, экономическое и политическое поведение. Эти переживания нередко выступают значимыми факторами состояния общественного сознания, отношений в обществе, а так же групповых настроений и ожиданий. Без их учета практически невозможно строить научно обоснованную социальную политику, социальное управление и планирование.

Большое влияние степень удовлетворенности жизнью оказывает на такие стороны жизни как психическое состояние, настроение и психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознаётся в науке. Однако, во многих научных публикациях явление удовлетворенности жизнью трактуется как довольно простой феномен, являющийся некоторой оценкой, которую использует человек для характеризации своей текущей жизненной ситуации. Не подвергая сомнению возможность получения такой оценки от респондента в ситуациях психологического или социального тестирования, важно отметить, что за ней стоит широкий спектр различных переживаний субъективного ощущения благополучия личности. Однако, различные аспекты субъективного благополучия и внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом конкретного психологического исследования.

Обсуждение причин данного состояния проблемы заслуживает отдельного рассмотрения. Стоит лишь упомянуть, что попытки описания основных проявлений субъективного мира личности математическими методами приводили к тому, что в таких описаниях не было ни психологического, ни математического содержания, что серьёзно сказывалось на результатах.

Для обозначения характеристики состояния субъективного мира человека в аспекте его благоприятности употребляют такие термины как переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.

В философской и психологической литературе часто понятие «счастье» является феноменом принадлежащим в значительной мере экзистенциальному аспекту бытия личности, восприятию и пониманию мира в целом и природы человека. В самом этом понятии заложено огромное множество противоречий. Переживания счастья часто имеет значительную культурально-этническую подоплёку. Так, например, путём социологических опросов, было выяснено, что чаще всего людей, ощущающих себя счастливыми, можно встретить в Индии и реже всего -- в Швеции. Следовательно, можно предположить, что уровень и качество жизни имеют лишь очень малое влияние на субъективное переживание счастливости.

«Удовлетворение (и удовлетворенность)» -- термин с довольно широким значением и весьма распространенный. Следовательно, из-за этого данный термин имеет область определения с размытыми границами. Встречаются публикации, и об удовлетворенности жизнью в целом. и об удовлетворенности взаимоотношениями с конкретным человеком. Считается, что удовлетворение так же можно испытать и от событий весьма различного масштаба. Так получается такая ситуация, когда с использованием одного слова обозначается, и переживание от значимого события, вроде успешного завершения книги, которая писалась несколько лет, и ощущение после неплохого обеда.

Важной психологической особенностью термина «удовлетворенность жизнью» является отсутствие чёткой определённости в предмете оценки, а именно, в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет песпондента. Предмет оценки очень часто оказывается скрыт от наблюдателя. Так существует сильнвя зависимость от того, что именно респондент принимает в расчет при оценке удовлетворённости. Это могут быть, как внешние обстоятельства жизни, так и оценка своих действий, решений и поступков, а так же собственную успешность.

Несмотря на эту неоднозначность, отказаться от этого термина или полностью заменить его другим не представляется возможным, поскольку он занимает прочное место, как в сознании отдельной личности, так и общества в целом, а так же и научного сообщества.

Ещё одним термином, который можно встретить, изучая научную литературу является словосочетание «эмоциональный комфорт». В большинстве словарей понятие комфорта имеет достаточно определённое толкование -- «удобство, удобные условия». Поэтому, применяя его для характеристики эмоциональной жизни личности, приходится использовать его переносный смысл. Для научного термина такое качество должно быть оценено как недостаток. Обычно понятия не имеющие чёткого толкования и основанные на метафорах, затрудняют создание и развитие теорий, включающей их в себя. По этим причинам из числа обсуждаемых, более перспективным можно предположить понятие благополучия.

У понятия благополучия есть достаточно ясное значение, а его трактовки в значительной степени сходны или совпадают в различных научных дисциплинах. Явление благополучия и чувство благополучия являются весьма значимыми для всего внутреннего мира личности. Именно поэтому понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве одного из основных для определения здоровья. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в наибольшей степени зависимо от самооценки и чувства социальной принадлежности, чем от биологических функций организма.

Существуют так же некоторые объективные показатели благополучия. Представление о собственном благополучии, а так же о благополучии других людей и оценка общего благополучия опирается на принятые объективные критерии благополучия, материального достатка, успешности, показатели здоровья, и т. д. Они и оказывают то или иное влияние на переживание благополучия. Но стоит ещё раз упомянуть, что это переживание в значительной мере зависит от особенностей отношения личности к себе и окружающему миру. Все внешние факторы благополучия по самой природе психики не могут воздействовать на переживание благополучия напрямую, но лишь через субъективное восприятие и субъективную оценку.

Иными словами, благополучие личности по самой своей природе является явлением прежде всего субъективным. А значит, объективных внешних показателей качества жизни человека, недостаточно для точного определения и всегда следует учитывать внутренние процессы респондента. Поскольку, для психолога субъективная сторона существования личности, как предмет исследования, имеет первостепенное значение.

Следует также отметить, что не взирая на значительную роль субъективных факторов в благополучии личности, невозможно полностью приравнять понятия благополучия и субъективного благополучия, поскольку за ними стоят различные, хотя и близкие, явления.

На переживание благополучия оказывают влияние различные стороны бытия человека, в нем соотносятся многие особенности самоотношения человека, а так же его отношение к окружающему миру. Принято считать, что благополучие личности складывается из ряда составляющих. Таких как, например, социальное, духовное, материальное и психологическое благополучие.

Социальное благополучие -- это термин, обозначающий удовлетворенность личности своим социальным статусом и текущим состоянием общества, в котором она находится.

Духовным благополучием принято считать ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание своей возможности приобщаться к различным аспектам духовной культуры. А так же, осознание и переживание смысла своей жизни, наличие веры в Бога или в себя, или что-либо ещё.

Физическое благополучие -- хорошее физическое здоровье, отличное самочувствие, ощущение телесного комфорта, субъективное ощущение здоровья, а так же удовлетворяющий человека физический тонус.

Материальным благополучием считается субъективная удовлетворенность материальной стороной своего существования в таких аспектах, как жилье, питание, отдых и пр. А так же ощущение полноты своей обеспеченности и стабильности материального достатка.

Под психологическим благополучием понимается слаженность психических процессов и функций, чувство внутреннего равновесия, ощущение целостности.

Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и имеют непосредственное влияние друг на друга.

В субъективном благополучии, как в целом, так и в его составляющих будет целесообразно выделить два основных компонента. Этими компонентами являются: когнитивный. как представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный, как доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.

Субъективное благополучие конкретного человека объёмное ощущение, которое складывается из частных оценок различных сторон жизни. Затем, оценки отдельных параметров сливаются в комплексное ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Таким образом, благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии.

Определить значимость анализируемого явления для объекта конкретной науки, без сомнения, важно, но еще более ценным является раскрытие совокупностей его связей с другими феноменами, в нашем случае, -- со структурами и процессами, протекающими в личности. Для психологии личности и психологии как науки в целом, особо важно то, что субъективное переживание благополучия является одной из важнейших составных частью преобладающего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные аспекты психического состояния человека и, следовательно, на успешность поведения, эффективность межличностного взаимодействия, продуктивность деятельности и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. Личность является механизмом интеграции всей психической активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного ощущения благополучия личности.

Психологическое благополучие индивида имеет довольно сложную, многокомпонентную структуру. В нем, как и в других составляющих психики, целесообразно выделять когнитивный и эмоциональный компоненты.

Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной относительно непротиворечивой картине мира у субъекта.

Эмоциональный компонент благополучия представляется как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешностью функционирования всех частей личности.

Можно сказать, что благополучие зависит от наличия осознаваемых целей, наличия условий и ресурсов для достижения целей, успешности реализации планов, деятельности и поведения.

На благополучие влияют удовлетворяющие индивида межличностные взаимоотношения, возможности к удовлетворению потребности в эмоциональном тепле, общении и получении от этого положительных эмоций.

Таким образом, субъективное благополучие следует интерпретировать как обобщенное и относительно постоянное переживание, имеющее большую значимость для личности. Оно является важной составной частью преобладающего психического состояния. По этим причинам понятие субъективного благополучия выделено нами среди близких к нему по смыслу и взято в данной работе в качестве одного из основных аспектов.

Согласно пословице: счастье кратковременно, несчастье – бесконечно.
Существует "житейская философия полезного минимализма", которая призывает жить без лишних вещей. Конечно и это возможно если ограничивать свои потребности и нужды.
Многие люди с мизерной зарплатой и пенсионеры утверждают: "Я не бедняк, а я «счастливый бедняк». Я стараюсь покупать минимум вещей, в которых нуждаюсь".
Конечно бедность – это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально и возможно. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, не плакать и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным социальным положением, в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.

"Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе".

Счастливые бедные люди - это люди удовлетворённые своим экономическим положением.
Удовлетворенность - это один из основных компонентов счастья.
Радость - эмоциональная, удовлетворенность - это образное представление счастья и суждение о том насколько всё было и остается благополучным.
Можно быть удовлетворенным жизнью в целом или какими-то отдельными сферами, например, здоровьем, работой, семейной и домашней жизнью, денежным довольствием и ценами, социальными отношениями, социальными ценностями и нормами, жилищными условиями.
Удовлетворённость жизнью у индивида часто определяется образом мысли и обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми.
Удовлетворенными жизнью люди существуют и среди тех, кто отнесен к нижней части доходов, это - "счастливые бедняки". Они адаптировались к своему бедственному положению и свыклись с беззащитностью, поскольку в течении длительного времени ощущали свою неспособность изменить ситуацию.
Рассмотрим насколько удовлетворенность определяется внутренними факторами человека, как образ мысли. Иногда, оценка удовлетворенности обусловлена сравнениями с прошлым или с другими людьми. Помимо этого, на суждение влияет непосредственное эмоциональное состояние, а также простая привычка - адаптация к обстоятельствам и различному видению событий. Удовлетворенность бывает иллюзией, возникающей когда люди сами себя обманывают, думая о том, что они вполне довольны своей жизнью. Или удовлетворенность зависит от целей, которые человек ставит перед собой? Само наличие цели может быть её источником. Вместе с тем неспособность достичь цели оказывается причиной неудовлетворённости. Некоторые явления неудовлетворенности могут быть рассмотрены и как ошибки суждений (которых надо избегать), и как источники не подлинных суждений об удовлетворенности.
Но удовлетворенность можно усилить, не только изменяя фактическую ситуацию, но и изменяя взгляд отрицательный на позитивный (например в ходе психологической консультации, психотерапии).
В одной сказке сказано: "Жил себе бедный человек. Никогда ни на кого не жаловался, всем угождал, неправды не таил. Да только как он ни работал, как ни старался, а из нужды не мог выбиться. Детей имел много, а жена была добрая и трудолюбивая..
Бедняк за работой вечерами пел песни с детьми, и лились те песни рекою по всему дому. Люди рады были песням.
Выходит так, что у бедного человека социальные отношения и дружба сильно влияют на ощущение счастья и другие аспекты благополучия. Не исключено, что они - единственный важнейший источник счастья. Радость социальных отношений и дружеского общения обусловлена теми приятными занятиями, которыми занимаются приятели и друзья при встрече, проводя вместе досуг.. Обычно именно в дружеской компании люди танцуют, играют, доверительно общаются и прогуливаются. Подобное времяпровождение кажется обыденным, но доставляет особую радость, будучи фактором взаимной поддержки.
Сущность социальных событий, вызывающих радость - восприятие невербальных сигналов, особенно улыбок и дружеского тона.
Положительная роль дружеского общения проявляется по-разному. Установлено, что взрослые люди, состоящие в близких отношениях, больше заботятся о нуждах других, чем о своём собственном благе - подобное поведение было названо "общинными" отношениями. Альтруизм и помощь попавшим в беду людям - источник положительных эмоций. Общительность предполагает сотрудничество, то есть учёт интересов других людей как своих собственных. Экстравертам данная черта свойственна в большей степени, чем интровертам. Но и альтруизм и благотворительность имеют некоторые издержки: у человека может появиться тревожность и зависимость, обремененность и разочарование.
Социальное общение с женщинами доставляет большое удовольствие обеим половинам человечества. Судить о том, насколько человек одинок, лучше всего по тому, насколько часто он общается с женщинами; при этом время, проводимое с мужчинами, роли не играет (Wheeler et al.,1983).

Материал https://ru.wikipedia.org/wiki/Бедность
Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:
экономические (безработица, социальное неравенство, в том числе низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),
социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемость),
демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцевв семье, перенаселение),
образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),
политические (военные конфликты, вынужденная миграция),
регионально-географические (неравномерное развитие регионов).
религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)
По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста бедности и социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие:
уклонение состоятельных людей от уплаты налогов,
сокращение зарплаты рабочих,
увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда.

В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности:
Абсолютная
Концепция абсолютной бедности тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности (англ. poverty threshold,poverty line) - это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности.
Если принять черту бедности за необходимые средства для поддержания жизнедеятельности, то можно определить все средства свыше этой черты как дискреционный доход (англ. discretionary income). Иногда применяют несколько черт бедности: собственно для бедности и для крайней бедности (нищеты;англ. extreme poverty).
Всемирный банкв качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1,25 американского доллара в день (курс рассчитывается поППС).В 2015 году Всемирный банк увеличил черту бедности до 1,9 доллара в день.
У черты бедности как показателя есть один существенный недостаток: она не учитывает число домохозяйств, находящихся непосредственно над ней с малым от неё отрывом. Также необходимо отметить, что это позволяет существовать ситуации, когда бедность и неравенство растут, а число людей за чертой бедности снижается.
Относительная
В противопоставление абсолютной приводят относительную бедность. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.
Мера относительной бедности может показывать, например, сколько людей получают доход ниже четверти медиального. Такой подход особенно полезен при выявлении бедности в незнакомых обществах либо там, где сложно осуществить стоимостную оценку некоторого набора благ. Сравнение доходов с долей моды и средним гармоническим - дополнительные инструменты исследования стратификации общества.
Основоположником относительной концепции бедности является (Роберт М.?) П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».
Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.
В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.
В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы - 50 %, в Скандинавии - 60 %.
В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определённых базовых наборов учитываемых лишений.
Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.
Субъективная бедность - это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Индекс жизненной удовлетворенности

Литературный источник: Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. – М.: Прогресс, 1993. – С. 107–114.

Цель: определение отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни.

Оснащение : бланк методики, текст вопросов.

Примечание. активность человека в обучении зависит от того, насколько комфортно он ощущает себя в настоящий момент жизни, насколько он адаптирован к неожиданно возникающим жизненным обстоятельствам.

1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.

11. Ощущение возраста не беспокоит меня.

12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.

18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.

Ключ к ответам:

№ суждения

Согласен

Не согласен

Обработка результатов.

Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу. Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).

Интерпретация результатов

1. Интерес к жизни. Суждения № 1 , 6 , 9 , 11 . Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8 , 13 , 16 , 17 . Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2 , 4 , 5 , 19 . Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12 , 14 , 15 , 20 . Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3 , 7 , 10 , 18 . Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Безусловно, у исследователя не всегда есть возможность для психологической работы с обучаемым. Однако знание особенностей человека может помочь выбрать верную тактику взаимодействия с ним. Кроме этого, можно оценить эффективность обучения и психологического сопровождения, если провести обследования после процесса обучения.

Опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности, отражает общее психологическое состояние человека, степень его психологического комфорта и социально-психологической адаптированности.

Тест "Индекс удовлетворенности жизнью" может быть использован для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека с целью определения, какие из них положительно сказываются на его общем психологическом состоянии, а какие - отрицательно.

Тест "Индекс жизненной удовлетворенности" (Neugarten А.О.), разработанный группой американских ученых, занимающихся социально-психологическими проблемами геронтопсихологии, был впервые опубликован в 1961 году и вскоре получил широкое распространение. Методика была переведена и адаптирована Н. В. Паниной в 1993 году. Опросник ИЖУ состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего психологического состояния человека и его удовлетворенности жизнью. Примерное время тестирования 5-10 минут.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека):

Тестовый материал.

1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.

2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.

3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.

4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.

5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.

6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.

7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.

8. Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела.

9. К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.

10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.

11. Ощущение возраста не беспокоит меня.

12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.

13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.

14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.

15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.

16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.

17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.

18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.

19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.

20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.

Ключ к тесту ИЖУ.

№ суждения

Согласен

Не согласен

Обработка результатов.

Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу.

Интерпретация результатов.

Тест измеряет наиболее общее психологическое состояние человека, определяемое его личностными особенностями, системой отношений к различным сторонам своей жизни. Индекс жизненной удовлетворенности - интегративный показатель, включающий в качестве основного носителя эмоциональную составляющую . Для обладателей высокого значения индекса характерны низкий уровень эмоциональной напряженности, высокая эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, психологический комфорт, высокий уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

  • интерес к жизни как противоположность апатии;
  • решительность, целеустремленность, последовательность в достижении жизненных целей;
  • согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями;
  • положительная оценка собственных качеств и поступков;
  • общий фон настроения.

Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.

В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).

Расшифровка шкал.

1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.

2. Последовательность в достижении целей. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19. Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.

4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.

5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.

Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются "проблемными" для него и принять шаги для коррекции последних.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека - Neugarten А.О.).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ

Р. М. Рахимгараева

В статье рассматривается проблема удовлетворенности студенческой молодежи жизнью. Показаны психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью, которые были получены эмпирическим исследованием.

Ключевые слова: ценность, счастье, удовлетворенность жизнью, психологические факторы удовлетворенности жизнью.

The article shows the problems of youth students ’ life satisfaction. The psychological factors, which were gotten by empirical research, are shown.

Key words: value, happiness, life satisfaction, psychological factors of life

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытовой, экономический, политический. Эти переживания выступают значимым фактором не только состояния индивидуального сознания, но в сумме, и состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Постоянная, полная и обоснованная удовлетвореность человека своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей выступает в современном понимании в качестве идеала счастья.

Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В историконаучной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья - гедонизма

и эвдемонизма. В первой концепции наслаждение рассматривается как «высшая цель и главный стимул человеческого поведения» , а вторая признает «стремление к счастью критерием нравственности и основой поведения человека» . Индивидуально-психологически счастье предстает как переживание удовлетворенности жизнью, полноты бытия.

В различных исследованиях изучаются компоненты счастья и удовлетворенности жизнью. Например, в работе Л. В. Куликова выделены главные составляющие субъективного благополучия: физическое (телесное); материальное; психологическое (душевный комфорт); духовное.

М. Аргайл , анализируя различные исследования счастья, значимыми источниками его называет социальные взаимоотношения (любовь, брак, дружбу), работу и досуг, религиозность и др.

В нашей работе мы попытались выявить объективно-субъективные

факторы удовлетворенности жизнью. Для исследования удовлетворенности жизнью мы основывались на теории оптимизации Р. Х. Шакурова , в которой подчеркивается, что в наиболее генерализованной, глобальной форме смыслом жизни каждого является счастье. На психологическом уровне эта общая, генеральная потребность проявляется в четырех формах - стремлениях: 1) к экономии ресурсов, к удовлетворению потребностей с наименьшей тратой времени, энергии и средств; 2) к динамизации своей жизни, тяге к разнообразию впечатлений, движений, деятельности; 3) к ценностному восхождению, к удовлетворению своих потребностей на все более высоком уровне; 4) к закреплению, стабилизации жизни.

Проявляться данные стремления могут в разных сферах жизни (профессиональная, образование, любовь, семья, друзья, увлечения) и по отношению к разным ценностям (социальные контакты, материальное положение, саморазвитие, признание окружающих, здоровье).

Цель настоящей статьи - показать психологические факторы, обуславливающие разные уровни удовлетворенности жизнью студенчеством в их профессиональном становлении, полученные эмпирическим исследованием.

Исследовано 840 студентов, из них: 559 студентов очного отделения и 281 студент заочного отделения Казанского государственного технологического университета, Казанского государственного техническог университета им. А. Н. Туполева, Татар-

ского государственного гуманитарно-педагогического университета, и в том числе 524 девушки и 316 юношей в возрасте от 17 до 35 лет.

Для исследования удовлетворенности жизнью мы использовали «Тест диагностики удовлетворенности жизнью» А. Б. Белоусовой (ТДУЖ), который построен на основе рассмотренной выше концепции Р. Х. Шакурова.

Статистический анализ проведен с использованием программного пакета <^ТАТКТ1СА». Каждая из исследуемых групп - студенты очного и заочного отделений были разделены методом кластерного анализа на пять подгрупп по уровням удовлетворенности жизнью. Методом факторного анализа, в каждой из выделенных подгрупп были выявлены скрытые от непосредственного наблюдения факторы. Всем факторам, полученным на выборке студентов очного отделения, мы присвоили букву «О» (очное отделение), а факторам, полученным на выборке студентов заочного отделения, присвоили букву «З» (заочное отделение) (таб.1).

Таким образом, для студентов очного отделения удовлетворенность на очень высоком уровне связана с чувством социальной востребованности. У студентов этой подгруппы общий оптимистичный жизненный настрой, они стремятся к достижениям в социальной сфере, связанной с многочисленными коммуникативными контактами (например, участие в студенческом активе); добиваются учебных успехов, затрачивая адекватные их возможностям усилия, без больших энергетических, психоло-

Высокий уровень Очень высокий уровень Уровень

Таблица 1

Факторы удовлетворенности жизнью

Л р 1 -е Очное отделение Заочное отделение

Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-1.1. - «социальные достижения» факторный вес - 2,26; факт. нагрузка - 4,12% Чувство социальной востребо- ванности кумулятивный вес - 5,60; кумулятивная факт. нагрузка - 35,04% З-1.1. - «стремление к радости» факторный вес - 2,97; факт. нагрузка - 19,79% Стремление к самореализации кумулятивный вес 7,27; кумулятивная факт. нагрузка - 48,44%

Фактор 2 О-1.2. - «экономический фактор» факторный вес - 1,74; факт. нагрузка - 10,89% З-1.2. - «самореализация в близких отношениях» факторный вес - 2,36; факт. нагрузка - 15,75%

ГО р о отк а Фа О-1.3. - «стремление к самореализации» факторный вес - 1,60; факт. нагрузка - 10,03% 3-1.3. - «стремление к независимости, самостоятельности» факторный вес - 1,93; факт. нагрузка - 12,89%

р о отк а Фа О-2.1. - «профессиональные перспективы» факторный вес - 2,08; факт. нагрузка - 13,01% Професси- ональная компетент- ность кумулятивный вес 5,25; кумулятивная факт. нагрузка - 32,79% 3-2.1. - «стремление к впечатлениям» факторный вес - 2,62; факт. нагрузка - 17,47% Стремление к приобретению статуса (социальные достижения) кумулятивный вес 6,31; кумулятивная факт. нагрузка - 42,07%

2 р о отк а Фа О-2.2. - «стабильность близких отношений» факторный вес - 1,64; факт. нагрузка - 10,23% 3-2.2. - «интеллектуальная компенсация» факторный вес - 1,97; факт. нагрузка - 13,16%

Фактор 3 О-2.3. - «разнообразие социальных отношений» факторный вес - 1,53; факт. нагрузка - 9,54% 3-2.3. - «социальный нигилизм» факторный вес - 1,72; факт. нагрузка - 11,45%

Низкий уровень Средний уровень Уровень

Продолжение табл. 1

Л р 1 -е Название фактора Обобщенный фактор Название фактора Обобщенный фактор

р о 12 св © О-3.1. - «защита по типу ухода» факторный вес - 2,02; факт. нагрузка - 12,65% Чувство социально-экономической стабильности кумулятивный вес 5,15; кумулятивная факт. нагрузка - 32,19% 3-3.1. - «пассивная жизненная позиция» факторный вес - 2,32; факт. нагрузка - 15,49% Избегание ответственности кумулятивный вес 5,74; кумулятивная факт. нагрузка - 38,23%

(Ч р о 12 се © О-3.2. - «конфликт потребностей и возможностей» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,78% 3-3.2. - «профессиональная компенсация» факторный вес - 1,80; факт. нагрузка - 11,98%

со р о 12 се © О-3.3. - «уверенность в родительской поддержке» факторный вес - 1,56; факт. нагрузка - 9,76% 3-3.3. - «стремление к социальной стабильности» факторный вес - 1,61; факт. нагрузка - 10,77%

р о 12 се © О-4.1. - «стремление к самореализации» факторный вес - 2,74; факт. нагрузка - 17,14% Социальная незрелость кумулятивный вес 6,04; кумулятивная факт. нагрузка - 37,79%. 3-4.1. - «конфликт потребностей» факторный вес - 2,40; факт. нагрузка - 16,00% Конфликт жизненных ценностей кумулятивный вес 6,43; кумулятивная факт. нагрузка - 42,90%

СЧ р о 12 се © О-4.2. - «инфантилизм» факторный вес - 1,81; факт. нагрузка - 11,32% 3-4.2. - «стремление к принадлежности, принятию» факторный вес - 2,09; факт. нагрузка - 13,94%

со р о 12 се © О-4.3. - «социальная компенсация» факторный вес - 1,49; факт. нагрузка - 9,33% 3-4.3. - «доминанта физиологических потребностей» факторный вес - 1,94; факт. нагрузка - 12,96%

Название фактора

Обобщенный фактор

Продолжение табл. 1

Название фактора

Обобщенный

О-5.1. - «компенсация через физическую сферу» (здоровый образ жизни) факторный вес

О-5.2. - «потребность в принятии, любви»

факторный вес

О-5.3. - «социальная отверженность»

факторный вес

Социальная

невостребо-

ван-ность

кумулятивный вес 7,22; кумулятивная факт. нагрузка - 45,10%

З-5.1. - «потребность в полноте, насыщенности жизни»

Чувство отверженности

кумулятивный вес 7,14; кумулятивная факт. нагрузка

З-5.2. - «сублимация» факторный вес - 1,91; факт. нагрузка - 12,72%

3-5.3. - «глубокий пессимизм»

гических и интеллектуальных затрат (например, выполняя домашние задания регулярно, но поверхностно, «для галочки» и получая по большинству предметов зачеты и экзамены «автоматом»); активно участвуют в различных студенческих мероприятиях, реализуя свои способности и творческий потенциал. Для достижения социального успеха студенты этой подгруппы могут жертвовать глубокими дружескими, интимными отношениями, т.к. эти отношения требуют много психологических и временных затрат.

В этой же группе удовлетворенность на высоком уровне связана с чувством профессиональной компетентности. Студенты этой подгруппы

относятся к учебе серьезно, получаемые знания для них - профессиональные знания, вклад в будущую профессиональную компетентность; их удовлетворенность жизнью строится на чувстве уверенности в том, что они владеют ситуацией, контролируют жизнь, и в том, что у них есть дружеская поддержка. Стремятся стать менее зависимыми материально от родителей, часто совмещают учебу с работой, выбирая, в основном, профессиональную деятельность социо-номического типа.

Средний уровень удовлетворенности основывается на чувстве социально-экономической стабильности. Эти студенты выбирают в жизни то, что хорошо знакомо, определено,

не предполагает неясности и новизны, и с чем можно достаточно легко справиться, прибегая к привычным формам поведения и эмоциональным реакциям. Они заботятся о своем здоровье, прежде всего потому, чтобы быть в нем достаточно уверенными, чтобы оно не подвело. Кроме того, их характеризует внутренний конфликт, связанный с любовными отношениями, когда желания превосходят возможности (например, выбирается партнер, с которым заведомо есть психологическая несовместимость). У этих студентов можно отметить большую зависимость от родителей, так как гарантом стабильности жизнью для них выступает родительская семья.

Низкий уровень удовлетворенности жизнью в группе студентов очного отделения обуславливается социальной незрелостью. Эти студенты хотели бы реализовать себя в соци-ально-одобряемой и оцениваемой деятельности, хотя делают это не очень настойчиво, активно и, с их точки зрения, не очень успешно. Они зависимы от родителей как материально, так и психологически, и эмоционально, недовольны этим, но почти не предпринимают усилий, чтобы стать более самостоятельными. Достаточно снисходительны к себе, позволяя себе отдых, предпочитая проводить свободное время в общении с друзьями.

Очень низкий уровень удовлетворенности жизнью в этой же группе студентов связан с чувством социальной невостребованности. Студентов этой подгруппы, в отличие от студентов подгруппы с очень высоким уров-

нем удовлетворенности, отличает общий пессимистический взгляд на жизнь. Вероятно, они пробуют себя в каких-либо видах спорта или занимаются физкультурой и пробуют вести здоровый образ жизни, чтобы быть социально успешными хотя бы в чем-то. Для них характерно непринятие себя, критичность и самокритичность как вытесненная потребность в любви. Но эта потребность не удовлетворяется, так как им трудно строить как формальные, так и неформальные отношения.

Анализ факторов удовлетворенности жизнью в группе студентов заочного отделения показал, что психологическим фактором удовлетворенности жизнью в подгруппе с результатом очень высокого уровня является стремление к самореализации. Студентам данной подгруппы собственная жизнь кажется успешной. Они оптимистичны, жизнерадостны, считают себя везучими, т. к., по их мнению, часто получают какие-то блага как бы само-собой, без приложения усилий. Во многом их жизнь связана с близкими людьми, проблемы которых становятся их проблемами, часто такие студенты - это «душа компании», они эмпатийны, дружелюбны, внимательны. В то же время им хочется большей самостоятельности, они уверены в своих физических возможностях, в своих способностях брать ответственность и принимать решения.

Высокий уровень удовлетворенности жизнью в данной группе детерминируется стремлением к приобретению статуса, социальным

достижениям. Субъекты социально активны, их жизнь разнообразна, в ней происходят события, дни наполнены впечатлениями, поездками, встречами. Кроме того, студенты этой подгруппы отводят значимое место учебе, относясь к ней достаточно серьезно и ответственно, даже, несмотря на то, что здоровье их иногда может подводить. Учеба не рассматривается ими пока как фундамент будущей профессиональной деятельности, а служит, скорее всего, возможностью быть замеченными, выделиться на общем фоне.

Исследование показало, что средний уровень характеризуется избеганием ответственности. Субъекты этой подгруппы предпочитают «плыть по течению», не прикладывая собственных усилий. Удовлетворенность жизнью поддерживается за счет профессиональной компенсации: эти субъекты стараются быть «чуть лучше» или хотя бы «не хуже других» в учебе и профессиональной деятельности. Такие студенты рассматривают учебу как возможность приобретения необходимых в профессии знаний. Кроме того, учеба для них - некая гарантия социальной стабильности.

Низкий уровень удовлетворенности в данной группе студентов обусловлен наличием конфликта жизненных ценностей. У студентов подгруппы выраженное желание получить многое в жизни, но нет представления о способах действия и опыта достижения целей. Ощущение общей неус-пешности они пытаются компенсировать чувством принадлежности к референтной группе. Сосредоточен-

ность на состоянии здоровья, которое оценивается невысоко, возможно, с одной стороны, попытка найти веское оправдание своей неуспешности, а с другой стороны, - следствие, результат ощущения неудовлетворенности.

Основным психологическим фактором очень низкого уровня удовлетворенности жизнью является чувство отверженности. Студенты данной подгруппы характеризуются внутренним конфликтом, между потребностью в полноте и насыщенности жизни и сублимацией, с одной стороны, а также глубоким пессимизмом, с другой стороны. Пессимизм, отсутствие веры в себя, прежде всего в свои силы, в свой потенциал, а также в поддержку близких, приводят к фрустрации потребности в полноте и насыщенности жизни. И сублимация в данном случае не справляется с функцией защиты, т. к. результат деятельности рассматривается как неуспешный. По-видимому, данный конфликт и приводит к тому, что субъекты не удовлетворены различными сторонами жизни и жизнью вообще. Из вышеизложенного следуют выводы:

1. Установлено, что в группе студентов очного отделения:

Очень высокий и очень низкий уровни удовлетворенности жизнью обуславливает один двухполюсный фактор «чувство социальной востребованности - чувство социальной не-востребованности»;

Подгруппы с высоким и низким уровнем удовлетворенности жизнью также похожи в том, что представителей первой (высокий уровень) можно назвать социально и эмоционально

зрелыми, для которых важна профессиональная компетентность как основной «капитал» в будущей взрослой жизни, а представителей второй (низкий уровень) характеризует социальная незрелость;

Средний уровень удовлетворенности жизнью детерминирован чувством социально-экономической стабильности, когда для человека важнее знакомое и определенное, т. е. то, что уже есть, чем нечто новое, пусть даже и лучшее.

2. Определено, что в группе студентов заочного отделения наблюдается больший разброс результатов. Это связано с тем, что данная группа более разнородна по качественным характеристикам (только возраст сту-дентов-заочников варьирует от 17 до 35 лет), чем группа студентов очного отделения:

Очень высокий уровень удовлетворенности жизнью обуславливается стремлением к самореализации, ощущением легкости жизни. Очень низкий уровень связан с чувством собственной отверженности, неус-пешности;

Высокий уровень удовлетворенности жизнью основывается на стремлении к приобретению социального статуса, на желании быть замеченным и отмеченным; низкий уровень детерминирован конфликтом жизненных

ценностей;

Средний уровень характеризуется жизненной стратегией избегания, пассивным принятием существующего, позволяя субъектам балансировать на грани удовлетворенности

Неудовлетворенности.

3. Выявленные факторы в группе студентов-очников в большей степени связаны с социумом, с представленностью собственносго «Я» вовне, т. е. факторы экстравертной направленности, а факторы в группе сту-дентов-заочников в большей степени связаны с внутренними явлениями, со склонностями к изменению «Я», т. е. факторы интровертной направленности.

Литература:

1. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. М. В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

2. Атеистический словарь / Абдуса-медовА. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А.; Под общ. ред. М. П. Новикова. - М.: Политиздат, 1985. - 512 с.

3. Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. Шр://соп8и11 ри. ги/соп1еп1Ме"/101/55/.

4. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. - 624 с.

5. Шакуров Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!