Психодиагностические методики. Виды и формы психодиагностических методик

Направленность, сфера исследования Форма применения Способы применения
Направленность, интересы Наблюдение Аналитические тесты
Личностные методики Беседа Синтетические тесты
Социометрия Опросники и анкеты Комплексные методики (моделирующие целостные компоненты профессиональной деятельности)
Психические процессы Социометрические методики Пролонгированные методики психодиагностики (многократное тестирование после воздействия различных факторов, обучения, адаптации)
Творческие способности Бланковые тесты
Общая осведомленность, профессиональные знания, умения Аппаратурные тесты
Психофизиологическая сфера, типологические особенности Обследование на тренажерных устройствах
Координация и точность движений, соразмерность усилий, психомоторика Специальные контрольные физические упражнения
Глазомер, пространственные признаки Комплексные методики (включающие в себя также физические, биохимические и другие измерения)
Эмоционально-волевая сфера, эмоциональная устойчивость
Психические состояния

По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний:

· методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.);

· личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (карта личности К. К. Платонова, опросники ЧХТ, Айзенка и др.);

· социометрия (исследование личности спортсмена в системе общественных отношений);

· методики изучения особенностей мышления;

· методики для выявления патологических особенностей психики, характера;

· методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Popшаху и др.);

· общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления);

· методики для изучения психических процессов: памяти,

· внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);

· методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);

· психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);

· изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты);

· изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений);



· оценка психических состояний (опросники Спилбергера – Ханина, САН и др.).

По форме применения:

· наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования);

· беседа (индивидуальная и групповая);

· опросники и анкеты (открытые и закрытые);

· социометрические методики;

· применение бланковых тестов (индивидуальные и групповые) ;

· применение аппаратных тестов (индивидуальные и групповые) ;

· обследование на тренажерах и тренажерных устройствах;

· специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.);

· комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения).

По способам применения:

· аналитические тесты (для оценки отдельных психических процессов, качеств, функциональных показателей);

· синтетические тесты (направленные на блоки свойств);

· комплексные методики (моделирующие важные компоненты деятельности);

· пролонгированные методики (многократное тестирование, в том числе после воздействия различных факторов, периодов обучения и тренировки, адаптации).

В данном сборнике представлено более 100 методик психодиагностики в спорте (не считая вариантов одной и той же методики). Эти методики направлены на изучение трех основных объектов психодиагностики: личности спортсмена, его спортивной деятельности и взаимодействия, без которого спорт, где главным содержательным элементом является соревнование, быть не может.

В свою очередь, личность спортсмена диагносцируется по трем главным аспектам: личностные процессы, состояния и свойства личности. Спортивная деятельность рассматривается со стороны обучения навыкам и умениям (учебная) как деятельность по повышению спортивного мастерства (тренировочная) и как соревновательная, являющаяся квинтэссенцией всех видов спортивной деятельности. Взаимодействие изучается прежде всего в межличностном плане. Имеющиеся методики направлены на изучение межличностных взаимодействий спортсмена и его тренера, членов одного спортивного коллектива, а также рассматривается противоборство соперников в условиях соревнований.

Требования к психодиагностическим методикам

Подводя итоги по вопросу отбора, суммируем и перечислим ряд требований к методам и тестам, применяемым для оценки профессиональных качеств.

1. Прогностическая ценность. Заключается в требовании, чтобы результаты обследования нашли свое выражение в последующих успехах, в профессиональной деятельности, к которой отбираются и готовятся обследуемые лица. Ценность теста обычно измеряется коэффициентом корреляции результатов его выполнения и внешними критериями, для предвидения которого применяется тест.

Вполне приемлемо применение тестов, ценность которых характеризуется коэффициентом 0,20 – 0,50.

2. Надежность, стабильность результатов у одного и того же испытуемого. Достаточная надежность необходима для того, чтобы можно было использовать результат данного теста как стабильный результат суммарной оценки. Надежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных по одному и тому же тесту. Иногда так называемый нечетно-четный коэффициент внутритестовой надежности определяется как коэффициент корреляции между суммами результатов, полученных в течение нечетных рабочих периодов, и суммами результатов, полученных в течение четных периодов. Надежность тестов обычно повышается с его продолжительностью.

Минимально допущенным значением коэффициента надежности следует считать.величину 0,7.

3. Научность, обоснованность и убедительность. Применение теста должно основываться на каких-либо достаточно определенных чертах профессиограммы. Должно быть ясно, какая именно черта подвергалась изучению и почему ее следует оценивать. Полученные данные должны подвергаться научному анализу и интерпретироваться в связи с определенными научными положениями.

4. Уникальность и дифференцированность. Методика должна быть направлена на определенную черту, на определенное качество или группу качеств. Желательно, чтобы была меньше корреляция между результатами избранного теста и результатами других тестов, направленных на изучение заведомо иных качеств.

5. Адекватность тем качествам, на оценку которых направлен тест, общность применяемого теста и раздела изучаемой деятельности в отношении их психологической структуры.

6. Объективность, характеризуемая наибольшей стандартизацией теста. Условия обследования должны быть таковы, чтобы на результаты теста не влияли посторонние факторы (индивидуальные особенности экспериментатора, настроение испытуемого, ошибки аппаратуры и др.). Должна быть исключена предвзятость мнения экспериментатора, особенно при производстве записей результатов тестирования. По каждому тесту должны быть подготовлены специальные инструкции, четко определяющие, что делать и что говорить экспериментатору и испытуемому.

7. Достоверность. Должны проводиться объективные численные измерения.

8. Сочетание методов численной оценки тестов с данными педагогического наблюдения, с анализом характеристик и анкетных данных.

9. Наличие эффективных внешних критериев (т. е. критериев в практике).

10.Практичность тестов, характеризуемая их доступностью, простотой и быстротой выполнения, массовостью, возможностью применения с ограниченным количеством персонала.

Психодиагностика: конспект лекций Алексей Сергеевич Лучинин

ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности

Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов . К числу таких факторов относятся:

1) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (времени суток, освещенности, температуры в помещении, наличия посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.);

2) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость наступления утомления и т. п.);

3) информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).

Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как стандартная ошибка измерения (Se) . Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.

Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R) согласно общепринятой психометрической теории связаны следующей формулой:

R = 1 – Se 2 / S x 2 , (1),

где S x – дисперсия тестовых показателей Х.

Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя подсчитать надежность теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный их них – метод перетестирования («тест-ретест») или метод измерения ретестовой надежности . На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, 2 недели, что гарантирует забывание вопросов теста.

Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается, например, линейный коэффициент корреляции, или ранговый коэффициент корреляции :

где S x , S y – стандартные отклонения X и Y, t;

Cov (X, Y ) – ковариация двух переменных X и Y.

Для сути теории надежности методов важна возможность определить ошибку измерения, после того как подсчитана корреляция «тест – ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):

Se = S x ? V1 – R . (3)

Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция «тест – ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:

Se = 10 ? V1-0,5 ~ 7.1.

Оказывается, что ошибка измерения перекрывает большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков! И, если испытуемый набрал на 6 очков больше, чем средний испытуемый, мы не можем с достаточной уверенностью (статистической достоверностью) говорить о том, что он значимо превзошел среднего испытуемого, так как это отклонение оказывается в пределах стандартной ошибки измерения.

Таким образом, низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит о том, что случайные факторы существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью и его нельзя использовать как измерительный инструмент.

Показатель надежности R, который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8–0,9.

Метод измерения ретестовой надежности пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамические установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы расщепления теста на отдельные пункты.

Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность и валидность являются важнейшими характеристиками методики как инструмента психодиагностического исследования. Любое изменение ситуации исследования усиливает влияние одних и ослабляет воздействие других факторов на результат теста. Общий разброс (дисперсию) результатов тестового обследования можно, таким образом, представить как результат влияния двух групп причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факторов нестабильности измерительной процедуры.

В самом широком смысле надежность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В более узком, методическом смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и вторичном его применении у одних и тех же испытуемых в различные моменты времени с использованием разных (но сопоставимых по характеру) наборов тестовых заданий или при других изменениях условий обследования.

Разновидностей характеристик надежности теста так же много, как условий, влияющих на его результаты. Наиболее широкое практическое применение находит несколько типов характеристик надежности: надежность ретестовая, надежность параллельных форм, надежность частей теста.

Из книги Хорошие мышцы – путь к здоровью и процветанию автора Геннадий Петрович Малахов

Глава 3 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ПО РАБОТЕ С МЫШЦАМИ И УПРАЖНЕНИЙ В зависимости от состояния здоровья, желания и склонности заниматься физическими упражнениями можно в любом состоянии и положении. Это могут быть постельные гимнастики, утренние гимнастики, специальные

Из книги Медицинская физика автора Вера Александровна Подколзина

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик 1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С

Из книги Портреты гомеопатических препаратов, (часть 2) автора Кэтрин Р. Култер

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках Более развернутую классификацию психодиагностических методик можно предложить, лишь выделив общие критерии, в соответствии с которыми различные методы

Из книги 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика автора Светлана Валерьевна Дубровская

4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик Существование множества психодиагностических методик объясняется не только большим количеством свойств, которые с их помощью приходится оценивать, но также тем, что практически все

Из книги Чистые сосуды по Залманову и еще чище автора Ольга Калашникова

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической

Из книги Лечение болезней глаз + курс лечебной гимнастики автора Сергей Павлович Кашин

3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки Надежность параллельных форм – характеристика надежности психодиагностической методики с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые в выборке определения надежности

Из книги Полный справочник анализов и исследований в медицине автора Михаил Борисович Ингерлейб

4. Относительность деления валидности на типы. Понятие комплекса валидности. Обоснование необходимости периодической валидизации психодиагностических методик В психологической диагностике не существует универсального подхода к характеристике валидности. Для

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Владимир Иванович Звягин

4. Основные схемы валидизации психодиагностических методик Решение проблемы прогностической валидности под силу только крупным научно-методическим центрам. Ведь к психометрическому исследованию по проверке прогностической валидности надо привлекать на порядок

Из книги автора

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны) В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться

Из книги автора

НАДЁЖНОСТЬ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ Natrum muriaticum - это сама противоположность самодовольству, опирающемуся на чувство стабильности и безопасности. Даже если всё идёт хорошо в его жизни, он редко бывает удовлетворён. Боясь поворота судьбы, он начинает суеверно думать: «Всё это

Из книги автора

Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик Несмотря на то что регулярные занятия гимнастикой для глаз помогают повысить остроту зрения, при близорукости высокой степени рекомендуется терапевтическое лечение в стационаре. В настоящее время существуют

Из книги автора

Глава 3 РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДИК Помимо скипидарных ванн существуют и другие методики физиотерапевтического воздействия на капилляры. Все они уходят корнями в давнее прошлое, то есть их безопасность и эффективность проверены временем. Многие древние методики в наши дни

Из книги автора

Повышение остроты зрения с помощью аппаратных методик Несмотря на то что регулярные занятия гимнастикой для глаз помогают повысить остроту зрения, при близорукости высокой степени рекомендуется терапевтическое лечение в стационаре.В настоящее время существуют

Из книги автора

Алфавитный указатель анализов, методик и определяемых веществ A-Z 17-гидроксипрогестерон 9617-кетостероиды 993D УЗИ 4794D УЗИ 479CA 15-3 162CA 19-9 162CA 72-4 163CA 125 161Cyfra 21-1 163C-реактивный белок 31D-димер 82HLA антигены 94IgA 86IgE 86IgG 87IgM 87MAR-тест 91pH мочи

Из книги автора

ЭРМы – это надежность! Психотехники системы СОС позволяют практически любому человеку стать очень хорошим гипнотизером для себя. Однако превращение себя в него с помощью только этой книги (вспомните для сравнения, как некоторые энтузиасты обучаются игре на музыкальных

МетодИКИ диагностики ПАМЯТИ
Методика «Память на числа»
Методика «Смысловая память»
Методика «Память на образы»
МетодИКИ изучения мышления
Методика «Исключение слов»
Тест «Простые аналогии»
Тест «Сложные аналогии»

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

ТЕСТ «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ («Метод Джекобса»)

Ход опыта . Испытуемым зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» испытуемые должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Бланк протокола для экспериментатора (для испытуемого бланк не должен включать стимульный материал)

№ п/п Стимульный материал Ответ испытуемого в 1- 4 опытах Количество ошибок Баллы
4 397
39 532
427 318
6 194 735
59 174 236
981 926 473
3 829 517 461
Всего:

В каждом опыте заготавливается 7 рядов цифр (в каждом опыте различные), содержащие последовательно 4,5,6,7…10 элементов. Элементы ряда не должны быть связаны друг с другом логическими связями. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда через 2-3 секунды по команде «Пишите» испытуемый письменно воспроизводит в заготовленном заранее протоколе элементы ряда в том порядке, в котором они зачитывались экспериментатором. Независимо от результатов читаются все семь рядов. Опыт должен быть повторен 4 раза для получения более надежных результатов. Материал зачитывается громко, отчетливо и монотонно с интервалом в 1 секунду между элементами ряда. Промежуток между предъявлениями каждого ряда зависит от длины ряда; они должны быть достаточными для воспроизведения. Интервалы между опытами 5 -7 минут.

Обработка результатов.

1.Сверить результаты каждого опыта с предъявляемым материалом. Знаком «+» отмечаются правильно воспроизведенные ряды. Ряды не воспроизведенные полностью или воспроизведенные с ошибками, или не в той последовательности, отмечаются знаком «-».

2.Составить сводную таблицу по результатам 4-х опытов и вычислить % правильно воспроизведенных рядов каждой длины за все опыты.

3. Вычислить (точность вычисления =0,5) объем памяти по формуле:

V = A + m
n

где А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел верно;

n – число опытов (n= 4); m – количество правильно воспроизведенных рядов > А.

4. Начертите график зависимости запоминаний от количества материала (по % правильно воспроизведенных рядов за все опыты).

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования.

МЕТОДИКА «Смысловая память»

Материал. Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Ход опыта. Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « - ».

Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.

Ход опыта. Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»

Обработка результатов. По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты занести в таблицу:

Вывод. Для успешности запоминания надо включить материал в систему, которая отражает объективные связи.

Методика «Память на образы»

Методика предназначена для изучения образной памяти и может применяться при профотборе. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.

Инструкция: Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили.

Оценка результатов: тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умения обобщать. Она аналогична методике «Классификация», поскольку исключение предполагает предварительную классификацию. Отличие состоит лишь в том, что методика «Исключение слов» в меньшей степени выявляет работоспособность и устойчивость внимания, а в большей степени - логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.

В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления.

Методика наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления - к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Второе состоит в том, что хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными.

Менее чувствительна методика к. нарушениям динамики мыслительной деятельности - лабильности и инертности.

Третий вид патологии мышления - нарушение мотивационного компонента - можно выявить прежде всего в объяснениях больными своих ответов, в типичных для них разноплановости и резонерстве.

Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой), секундомер и заранее подготовленный протокол.

СТАНДАРТНЫЙ БЛАНК

Методика «Исключение слов»

1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана

5 скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

6) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

7) лист, почка, кора, дерево, сук

8) дом, сарай, изба, хижина, здание

9) береза, сосна, дерево, дуб, ель

10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

12) гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

13) неудача, крах, провал, поражение, волнение

14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

15) минута, секунда, час, вечер, сутки

Ключ

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер

ПРОТОКОЛ

Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________

Возраст______________________Образование________________________

Исследование мышления по методике «Исключение слов»

Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы.

Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.

Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка , состоящая в следующем:

1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;

2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:

А = В + Т,

где В - количество баллов за правильно выполненные задания, Т - поправка на время.

Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»

Время, с Т (В > 26) Время, с Т (В < 26)
< 91 +3 <250
91 - 250 250 - 330 - 3
> 250 -3 > 330 - 6

Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:

1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;

2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное - на земле».

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа-об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:

б) функциональные - отнесение к классу на основе функциональных признаков;

в) конкретные - отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые - перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.

Особенности ответов в различных нозологических группах: - при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам;

- при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;

- при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.

Тест «Простые аналогии»

Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.

Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.

лошадь корова
жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык
яйцо картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха
ложка вилка
каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда
коньки лодка
зима лед, каток, весло, лето, река
ухо зубы
слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать
собака щука
шерсть овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
пробка камень
плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
чай суп
сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка
дерево рука
сук топор, перчатка, нога, работа, палец
дождь мороз
зонтик палка, холод, сани, зима, шуба
школа больница
обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
песня картина
глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной
нож стол
сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть
рыба муха
сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина
птица человек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом
хлеб дом
пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь
пальто ботинок
пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
коса бритва
трава сено, волосы, острая, сталь, инструменты
нога рука
сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
вода пища
жажда пить, голод, хлеб, рот, еда
электричество пар
проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение
паровоз конь
вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
алмаз железо
редкий драгоценный, железный, твердый, сталь
бежать кричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
волк птица
пасть воздух, клюв, соловей, яйцо, пение
растение птица
семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
театр библиотека
зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель
утро зима
ночь мороз, день, январь, осень, сани
железо дерево
кузнец пень, пила, столяр, кора, листья
нога глаза
костыль галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, ‑ говорят испытуемому, ‑ здесь написано два слова ‑ сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок ‑ детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово ‑ корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева ‑ яйцо ‑ скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа ‑ картофель и внизу пять слов на выбор.

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил.

В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2‑3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3‑4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.

Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

испытуемый выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3‑4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости испытуемых, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

Тест «Сложные аналогии»

Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.

Для проведения опытов нужен бланк:

1. Овца ‑ стадо

2.Малина ‑ ягода

3.Море ‑ океан

4.Свет ‑ темнота

5.Отравление ‑ смерть

6.Враг – неприятель

Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со средним и высшим образованием.

Инструкция : «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет ‑ темнота» ‑ противоположные понятия, «отравление ‑ смерть» имеют причинно-следственную связь, «море ‑ океан» имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2‑3 попыток самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2‑3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму "физика ‑ наука" соответствует паре "малина ‑ ягода", потому что физика ‑ одна из наук, так же как малина ‑ это один из видов ягод. Или: «испуг ‑ бегство» соответствует «отравление ‑ смерть», потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.

Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг ‑ бегство» соответствует паре «враг ‑ неприятель», потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что «физика ‑ наука» соответствует понятиям «свет ‑ темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

Тест эббингауза

(Заполнение пропущенных в тексте слов)

Методика, предложенная Эббингаузом, применялась для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления.

Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст.

Над городом низко повисли снеговые……………… Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной и глухой……………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое................ с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то……………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………. и своими посиневшими от…….……ручонками стала …………………. .по сугробу.

Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск ‑ только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.

При оценке работы следует учесть скорость подбора слов, затруднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (например: холодный ветер выл как.... или начала что-то...), а также критичность испытуемого, т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом. Некоторые испытуемые производят этот контроль, прежде чем заполнят пропуск, другие ‑ исправляют и переделывают уже написанное. Однако если испытуемый заполняет текст, а затем беззаботно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении критичности.

Больной К. Над городом низко повисли снеговые туча. Вечером началась перестрелка. Снег повалил большими пятакам хлопья. Холодный ветер выл как собака, дикий... На конце пустынной и глухой горе вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с тарелкой пробиралась по столовой. Она была худа и бедно выглядела. Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и тяжело ей идти. На ней было плохое одеяло с узкими рукавами, а на плечах мешок. Вдруг девочка испуганно и наклонившись начала что-то кричать у себя под ногами. Наконец, она стала на ноги и своими посиневшими от озноба ручонками стала прыгать по сугробу.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

МетодИКИ диагностики ПАМЯТИ
Тест «Объем кратковременной памяти»
Методика «Память на числа»
Методика «Смысловая память»
Тест «Долговременная память»
Методика «Заучивание десяти слов»
Методика «Память на образы»
МетодИКИ изучения мышления
Тест «Классификация предметов»
Методика «Исключение слов»
Тест «Существенные признаки»
Тест «Простые аналогии»
Тест «Сложные аналогии»
Методика «Сравнение понятий»
Методика « Соотношение пословиц, метафор и фраз»
Тест Эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов)
Методика «Исследование быстроты мышления» Методика «Гибкость мышления»

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ

Психодиагностические методики - это методики, которые позволяют количественно выражать и оценивать различные особенности людей, определяющие состояние их внутреннего природы и взаимоотношения с окружающим миром. Количественное выражение достигается через организацию специальной стимульной среды, в которую помещается испытуемый, регистрацию его показателей и реакций и преобразование данных показателей в оценку диагностируемых свойств.Психодиагностика включает широкий спектр научных подходов. Многообразие этих подходов ведет к функционированию различных типов классификаций психодиагностических методик в зависимости от атрибутов, выделяемых разными авторами в качестве релевантных и значимых для классификации.

Рассмотрим некоторые из них. По К.М. Гуревичу, средства, которыми коррелирует психодиагностика, по своему качеству разделяются на две группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные .

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Характерная черта данной группы - жесткая регламентация процедуры обследования (дословное соблюдение инструкций, строгие способы презентации стимульного материала, невмешательство исследователя в работу испытуемого), стандартизация (присутствие норм или других критериев оценки), а также валидность и надежность. Они просты и не требуют спецподготовки от экспериментатора.

Проанализируем формализованные методики в разбивке по подгруппам:

    Тесты:

    по форме проведения: индивидуальные и групповые;

    по форме ответов: устные и письменные;

    по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

    по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

    по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

    Опросники:

    личностные (открытые, закрытые, полуоткрытые);

    Проективные техники:

    методики структурирования – формирование стимулов из набора фактов (предметов, личного опыта) и придание им смысла;

    методики конструирования – создание целого из деталей;

    методики интерпретации – объяснение события или ситуации;

    методики дополнения – завершение рассказа, картинки;

    методики катарсиса – игровая деятельность, моделирование ситуации;

    методики изучения экспрессии – рисование на заданную тему;

    методики изучения импрессии – предпочтение стимулов в предлагаемой последовательности раздражителей.

К малоформализованным методикам относятся такие техники, как наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности. Они предоставляют очень ценные сведения об испытуемом, в частности при анализе таких психических явлений, которые с трудом поддаются объективизации (переживания, мотивация, личностные принципы и т.д.) или постоянно подвергаются изменениям (настроение, изменение целей и т. д.). Минус формализованных методик – их трудоемкость (наблюдения осуществляются в течение долгого времени) и основаны на опыте и интуиции психодиагноста.

В общем и целом, более или менее развернутую классификацию психодиагностических методик можно составить, лишь выявив общие критерии, в соответствии с которыми различные психодиагностические методики будут объединены в отдельные группы. Такими критериями являются следующие:

1) тип применяемых в методике тестовых заданий;

2) адресат, на которого направлен используемый в методике тестовый материал;

3) форма презентации тестового материала испытуемым;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики;

5) наличие в методике тестовых норм;

6) внутреннее строение методики.

Попробуем рассмотреть каждую группу методик отдельно. По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на:

    опросные (испытуемому задаются определенные вопросы),

    утверждающие (используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться), продуктивные (делается акцент на вид творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной и т.д.),

    действенные (испытуемому дается задание выполнить ряд практических действий, по характеру которых выполняется оценка его личности),

    физиологические (данная психодиагностика основывается на анализе непроизвольных физических или физиологических реакций человеческого организма).

Таким образом, для оценки психологического портрета определенного человека можно использовать его ответы на прямые или косвенные вопросы, его согласие или несогласие с некоторыми утверждениями, продукты его устной, письменной, моторной, сенсорной, изобразительной, технической или другой деятельности, его произвольные и непроизвольные реакции в ответ на специальные стимулы и т.д.

По адресату тестового материала методы психодиагностики можно поделить на:

    сознательные , которые обращаются к сознанию испытуемого

(опросники),

    бессознательные , которые направлены на неосознаваемые

реакции человека (проективные методики).

По форме презентации тестового материала психодиагностические методики подразделяются на:

    бланковые (тестовый материал в письменном или какой-либо ином знаковом формате: в виде рисунка, схемы и т. д.),

    технические (тестовый материал в аудио- или видеоформате, а также посредством иных технических оборудований и компьютера),

    сенсорные (материал в виде физических стимулов, направленных на органы чувств человека).

По характеру данных методики психодиагностики делятся на:

    объективные (данные, не зависящие от сознания и желания как испытуемого, так и экспериментатора);

    субъективные (данные, полностью зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого, имеющие отношение к их опыту и зависящие от него). К методикам объективного типа относятся тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или реальных продуктов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективная оценка сведена почти к нулю. Примером же методики субъективного типа является та техника, которая в частности опирается на выводы, производимые на основании интуиции и внутреннего опыта. По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на:

    имеющие подобные нормы ;

    не располагающие ими .

По внутренней структуре методики психодиагностики можно разбить на:

    мономерные ;

    многомерные .

Для первых характерно то, что в них диагностируется и оценивается единственное свойство личности, а для вторых – то, что они применяются для оценки сразу нескольких психологических качеств человека (будь то однотипных или разнотипных). В последнем случае методика диагностирования психологии личности делится на несколько специальных методик – подшкал, которые оценивают частные психологические качества. Примером мономерной методики является известный тест Спилбергера-Ханина, а примером многомерной - личностный тест Кеттела.

При этом необходимо помнить, что одна и та же психодиагностическая методика может рассматриваться и квалифицироваться с точки зрения разных аспектов и по различным критериям. Отсюда следует, что любую методику можно отнести не к одной, а сразу к нескольким классификациям. Как следствие, выявленные и определенные выше категории классификации методик психодиагностики важно рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга, как возможные и реально существующие аспекты их анализа и разделения на классы.

Отдельно от остальных классификаций стоят психодиагностические методики, базирующиеся на качественном и количественном анализе тестовых данных. При первом виде анализа диагностируемое свойство определяется известными научными понятиями, а во втором случае – путем сравнения развития данного человека с другими людьми. В некоторых случаях количественные и качественные виды анализа сочетаются в пределах одной и той же методики, что в итоге дает двойную характеристику – количественно-качественную.

Вдобавок ко всему все методы психодиагностики можно разделить на научные и практические . Нужно отметить, что данная классификация условна, поскольку большинство наиболее применимых психодиагностических методик используется как в практике, так и в научных исследованиях. Разница между ними состоит в том, что научно-исследовательские методики ориентированы в основном на выявление и изучение какого-либо психологического качества в сугубо научных целях, а практические – на оценку степени развития личности и использования полученных данных в практических целях. Вдобавок ко всему, научная методика зачастую является затратной, трудоемкой, дорогостоящей и используется только в рамках исследования, оказываясь по вышеуказанным причинам непригодной для повсеместной практической психодиагностики. Практическая методика, наоборот, проста в применении, универсальна.

Рассмотрев различные критерии и виды классификаций, давайте перейдем к рассмотрению отдельных видов психодиагностических методик, а именно тестов по критерию содержания.

Тесты интеллекта - тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. В западной и отечественной школах психодиагностики существуют свои отдельные тесты. Шкала Бине представляет собой проверку коэффициента интеллектуальности (IQ). В нем определены границы нормы, которые свидетельствуют о нормальном интеллектуальном развитии человека определенного возраста - от 84 до 116 (ниже 84 - показатель низкого интеллекта, выше 116 - показатель высокого развития). Тесты интеллекта широко распространены в западных странах: в системе образования, а также при приеме на работу.

Школьный тест умственного развития – ШТУР (разработан Психологическим институтом РАО) для учащихся 7-9-х классов является примером отечественной шкалы интеллекта. Следом за ним идет специальный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников – АСТУР (основан на материале школьных программ и учебников для изучения уровня умственного развития выпускников средней школы). Он включает в себя ряд субтестов на проверку таких умений и знаний как: осведомленность, двойные аналогии, лабильность, классификации, обобщение, логические схемы, числовые ряды и геометрические фигуры.

Тесты способностей представляют собой выявление потенциальной предрасположенности индивида к успешному выполнению определенного вида деятельности. Они широко применяются в практике, в частности в психологической профориентации. Тесты способностей разделяются: а) по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты, б) по видам деятельности - технические и профессионализированные тесты.

Моторные тесты проверяют ловкость, координацию движений, моторику и т.д.). К данной группе можно отнести тест ловкости Стромберга, тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда, тест М. И. Гуревича и Н. И. Озерецкого и т.д.

Сенсорные тесты используются для определения остроты органов чувств: зрения, слуха, тактильности и т.д. Здесь выделяют таблицу Снеллена, тест музыкальной одаренности Сишора, тест Винга и т.д.

Тесты технических способностей анализируют особенности, которые позволяют эффективно работать с разнообразным оборудованием или его компонентами. Наиболее яркий пример - тест Беннета.

Тесты достижений рассматривают учебные достижения индивида. Их еще называют тестами успешности, дидактическими тестами, тестами учителя. Тесты достижений оценивают успешность овладения определенными знаниями, они более объективно показывают уровень обученности, чем оценка.

Тесты достижений стоят отдельно от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта):

    с их помощью анализируется успешность овладения конкретным учебным материалом, который ограничен определенными рамками;

    тесты различаются целями их применения. Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта тем, что последние не направлены на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от испытуемого умения обращаться с понятиями, совершать определенные умственные действия, такие как классификации, обобщение, аналогии и т.д.

Выделяют три вида тестов достижений:

1) тесты исполнения (тесты действия),

2) образцы выполнения работы,

3) письменные и устные тесты.

Тесты действия – это ряд заданий, наиболее значимых для успешного осуществления определенной профессиональной деятельности (тренажеры, моделирование реальной трудовой деятельности). Сюда относятся Блэкстонский тест оценки квалификации стенографисток, тест адаптации к конторской работе Пурдье, тест изучения навыков печатания на машинке Терстона и т.д.

Письменные тесты нацелены на то, чтобы проверить специальные знания, информированность (узкая профессиональная направленность), осведомленность и представляют собой комплекс вопросов, которые представлены испытуемому на специальных бланках. Преимущество данного метода - это возможность одновременной проверки целой группы людей.

Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний, которые задаются в форме интервью. Они удобны в применении, универсальны и просты в интерпретации.

Личностные тесты – это психодиагностические тесты и процедуры, специально нацеленные на изучение личностных структур. Они изучают особенности мотивации, личностные черты, установки, саморегуляции, особенности внутреннего мира человека, систему его ценностей или побуждающих факторов. К большинству личностных тестов невозможно применить критерии надежности, валидности и стандартизации. На самом деле личностных тестов множество, рассмотрим лишь самые известнее из них:

1) Шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF - измерение 16 факторов личности – личностных черт;

2) Опросник Г. Айзенка - трехфакторная модель, включающая шкалы Р, Е и N, по первым буквам английских названий терминов «психотизм», «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм»;

3) Диагностика мотивационных тенденций или тест А.Эдвардса - опросник на основании 225 пар суждений, образующих 15 шкал: мотивация достижений, принятие авторитетов, любовь к порядку, демонстративность, автономия, терпимость, самовосприятие, принятие опеки, доминирование, чувство вины, готовность опекать других, радикализм, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессивность.

4) Тест репертуарных решеток Келли – методика исследования индивидуальной категориальной структуры личности (24 ролевых персонажей: учитель, жена, руководитель, отец, мать и т.д., относящиеся к семи группам: «Я», «семья», «отношения», «близкие», «авторитет», «ситуативные персонажи», «ценности»);

5) Методика распределения времени - С. Я. Рубинштейн – определение предпочтений, интересов и установок личности посредством свободного распределения времени опрашиваемым по его усмотрению.

Проективные техники предназначены для диагностики личности. Это самая сложная и одновременно интересная группа методик, для которых характерен комплексный подход к оценке личности, а не выявление отдельных черт.

Испытуемый должен сам интерпретировать, развивать и определять стимулы. При этом диагностируются такие качества, как интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и т.д.

Для данной группы методик характерно следующее:

1) неоднозначность стимульного материала, который испытуемый должен решать;

2) малая стандартизованностъ проведения процедуры обследования;

3) проективные методы требуют большого опыта, высокой профессиональной квалификации, творческого подхода.

Группы проективных методик:

1) Методики структурирования: интерпретирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха).

Тест Роршаха: Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс.

2) Методики конструирования: создание из деталей единого целого (тест мира). Тест мира: обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (людей, животных, машин, домов и т.д.), и он создает из моделей некий мир.

3) Методики интерпретации: истолкование события, ситуации (тематический апперцептивный тест (ТАТ)). ТАТ: обследуемому дается набор картинок, его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации.

4) Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности (проективная игра, психодрама). Психодрама: терапевтический групповой процесс, в котором используется драматическая импровизация для изучения внутреннего мира человека, развития потенциала человека и расширения возможностей. Исследуются особенности человека, отражающиеся в определенном написании букв и слов.

5) Импрессивные методики: предпочтение одних стимулов другим (тест Люшера). Тест Люшера: из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится.

6) Адаптивные или методики дополнения: завершение неоконченного предложения, рассказ (тест Сакса-Леви). Тест Сакса-Леви: обследуемому дается задача закончить предложения.

Психодиагностика: возникновение, сущность, цели и методики

Психодиагностика - раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

История психодиагностики . Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.

Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.

Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт, основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.

В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.

Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства.

Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности. Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма). Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов.

Цель и применение психодиагностики . Психодиагностика применяется в таких областях практики как: 1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации; 2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке); 3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека; 4) профориентация, консультация при подборе персонала; 5) судебная психиатрическая экспертиза; 6) организация воспитания и обучения; 7) анализ межличностных отношений и психологии личности. Главная цель психодиагностики - помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения психодиагностике.

Почему нужна психодиагностика и насколько велика вероятность ситуаций, нуждающихся в помощи психодиагностики? Человек может свести к минимуму вероятность принятия неправильного решения в двух случаях:

1) Не принимать абсолютно никаких решений (иначе говоря, сидеть, сложа руки). Данный вариант нам не подходит, так как он делает невозможным достижение успеха. Невозможно достигнуть чего-либо, не предпринимая никаких действий.

2) Быть по-настоящему высококвалифицированным профессионалом во всех сферах деятельности, с которыми человеку приходится сталкиваться на пути к успеху. Однако, как известно, человек очень редко, практически никогда не бывает одинаково сведущ во всех сферах жизни. Но жизнь - изменчивая дама, и человек никогда не знает наверняка, в какой сфере ему придется реализовывать собственные знания. Причем это касается не только работы. Возьмите в пример мужчин, которые недавно стали молодыми папами - многие ли из них абсолютно готовы к этому?

Неготовность встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть человеку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения человека и существует психодиагностика.

Если разбить термин “психодиагностика” на составляющие, нетрудно догадаться, что предметом исследования в психодиагностике является: а) душа человека, его внутренний мир; б) детальный анализ этого внутреннего мира. Термин “диагноз” определяется как распознание отклонения человека от его нормального развития и функционирования. Для того, чтобы выявить эти отклонения, врач-психодиагностик производит анализ причин, как внутренних, так и внешних, заставляющих человека поступать так, а не иначе, а также в ходе исследования анализирует психические характеристики человека.

Задачи психодиагностики решаются различными способами. Первый способ - наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ - наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками, такими как существенная трудоемкость, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений). Вследствие данных недостатков в психодиагностике были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида. Помимо этого к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.). Именно о данных методиках пойдет речь в дальнейшем.

Методики психодиагностики. Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека (см. рис. 1). Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности. Согласно субъективного подхода анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация. При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.


Рисунок 1 - Методики психодиагностики в зависимости от подхода

В объективном подходе представлены два основных вида методик - методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей. Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера). Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.

Диагностика уровня развития интеллекта человека представлена “тестами интеллекта”. Основными видами интеллектуальных тестов являются:

1. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) . Данный тест был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды. Интересным примером данного теста является диагностика уровня интеллекта среди детей и взрослых, не имеющих высшего образования. Все задания в тесте представлены в виде графических изображений. Тест состоит из двух частей, имеющих по 4 субтеста. Каждому испытываемому выдается бланк тестов с заданиями, в каждом из заданий присутствуют по пять вариантов ответа, а правильный ответ всего лишь один - именно его и должен выбрать испытуемый. На каждую из частей теста дается строго определенное время (см. таблицу 1).

Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4
1 часть 4 мин. 4 мин. 4 мин. 3 мин.
2 часть 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин.

Табл. 1. Время выполнения заданий теста CFIT

По истечению данного времени экспериментатор просит испытуемого отложить ручку в сторону и начинает подсчет балов путем сверки выбранных вариантов ответов с ключом. По статистике уровень средней нормы IQ достигается при наборе 90-110 баллов. Показатель выше данной отметки является признаком наличия в человеке умственной одаренности, показатель ниже этого уровня, напротив, свидетельствует о том, что человеку еще есть куда расти интеллектуально.

2. WISC (Тест Векслера) . Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Данный тест производит диагностику общего интеллекта и его составляющих - вербального и невербального интеллекта. Как и тест CFIT, тест Векслера разделен на 2 части - в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй - 5 невербальных. Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур. В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки). В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ. Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:

130 баллов и выше - очень высокий уровень IQ
. 120-129 баллов - высокий уровень IQ
. 110-119 баллов - хорошая нормальный уровень IQ
. 90-109 баллов - средний уровень IQ
. 80-89 баллов - низкий уровень
. 70-79 баллов - предельная зона
. 69 баллов и ниже - умственное отклонение.

3. Прогрессивные матрицы Равена. Данная методика диагностики интеллекта была представлена в 1936 году известным английским психологом Джоном Равеном. Автор методики был абсолютно убежден в том, что наилучшим методом измерения “фактора g” (фактора общего интеллекта человека) является нахождение взаимосвязей между абстрактными фигурами. При создании методики основой задачей психолога было изобретение таких тестов, которые были просты для понимания и удобны для обработки результатов, и в то же время были теоретически обоснованными.

В начале теста испытуемому предоставляются связанные между собой определенной зависимостью рисунки с фигурами, при этом одна из фигур отсутствует и дается как один из вариантов ответа на тест среди 4-8 прочих фигур. Задача испытуемого заключается в определении логической последовательности между фигурами и выборе правильного варианта, соответствующего закономерности расположения фигур, а также отражение номера выбранного варианта в листе-опроснике.

Тест Равена состоит из пяти блоков, в которых содержится 60 таблиц. С каждым переходом на очередной блок задание усложняется.

В блоке А содержатся задания на дополнение отсутствующей части изображения путем выбора варианта среди приведенных в таблице. Выполнение задания требует от испытуемого проанализировать компоненты изображения и найти сходные черты с одним из фрагментов, после чего посредством воображения соединить изображение с фрагментом в одно целое.

В блоке B от испытуемого требуется умение проводить аналогию между парами фигур. При решение блока B необходимо найти принцип, согласно которого построена фигура, и на основании этого подобрать недостающий фрагмент.

Блок С основан на принципе изменений в фигурах. Новые фигуры усложняются в процессе своего развития, наполняясь новыми элементами. Задача испытуемого - определить принцип, согласно которому происходит наполнение фигуры новыми элементами.

Блок D построен по принципу перегруппировки фигур, и заключается в нахождении данной перегруппировки.

Блок Е содержит в себе задание по разложению целостного изображения на отдельные элементы.

Время прохождения данного теста - 20 минут, выполнение заданий сверх этого времени недопустимо. Выбор верного ответа на задание приносит испытуемому один бал. По окончанию тестирования балы суммируются и делаются выводы относительно степени развития интеллекта человека - при наборе 0-20 баллов развитие оценивается как очень слабое, граничащее с идиотизмом, а при показателе 140 баллов и более - как высокий уровень развития интеллекта.

4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Данный тест разрабатывался с целью определения общего уровня способностей, так как профессиональная диагностика испытывала определенные трудности. При создании теста Амтхауэр опирался на мнение, что интеллект есть ни что иное как подструктура в общей структуре личности, имеющая тесную взаимосвязь с эмоциональной сферой жизни человека, его интересами и потребностями. Структура теста состоит из 9 разделов, в каждом из которых содержится по 16-20 заданий. Время на выполнение заданий каждого из разделов строго оговорено - от 6 до 10 минут в зависимости от сложности раздела. За столь короткий промежуток времени человек вряд ли успеет выполнить все задания, а потому оптимальной стратегией является быстрый переход от задания, в правильности ответа на который человек не уверен, к следующему заданию.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра дает возможность провести подсчет результатов на трех уровнях:

А) Общий уровень интеллекта. Данный показатель определяется путем суммирования результатов по каждому разделу и дальнейшего переведения показателя в стандартный показатель. Несмотря на универсальность метода расчета общего уровня интеллекта следует учитывать определенные его особенности по отношению к испытуемым, а именно:

Результаты теста зависят от культурных и социальных условий развития испытуемых;

На успешность прохождения тестирования влияет уровень полученного человеком образования. Так человек, получивший высшее образование, со значительной долей вероятности покажет лучший результат, нежели испытуемый, окончивший среднюю школу.

В связи с этим более целесообразным будет сравнение людей с одинаковым уровнем образования;

Тест предполагает быстроту мышления как один из ключевых факторов успешного прохождения теста;

Тест в большей степени подходит испытуемым с математическим и естественнонаучным складом ума, нежели гуманитарным.

Б) Определение группы разделов теста, близких друг к другу по принципу факторности. К примеру, все разделы можно разделить на такие группы:

Математические разделы (5 и 6). Высокие результаты по данному разделу показывают испытуемые с ярко выраженным математическим складом ума.

Вербальные разделы (1-4). Предполагают навыки эффективного оперирования словами и словосочетаниями. Люди, проявившие себя в данных разделах наилучшим образом, обладают вербальным мышлением. Ориентация на изучение иностранных языков и общественные науки.

Теоретические (2 и 4) и практические (1 и 3) способности. Для получения более корректных результатов тестирования данные разделы следует сравнить попарно.

Конструктивные разделы (7 и 8). Предполагает высокий уровень развития пространственных способностей. Хорошие показатели по данной группе свидетельствуют об общенаучной одаренности, практической направленности человеческого разума.
В) Определение результативности по каждому из разделов.

Раздел 1 предполагает наличие у человека значительного запаса знаний. Ведущую роль играет способность человека проводить анализ поставленной задачи и находить пути ее решения. Данный раздел содержит вопросы из различных областей знаний, включая школьную программу. Раздел призван заинтересовать человека, вызвать у него желания пройти остальные разделы до конца.

Раздел 2. Смысл данного раздела состоит в выборе “лишнего” слова из пяти приведенных, которые не связаны с остальными словами по смыслу. В процессе выбора лишнего слова человек проводит анализ общих и различных для слов признаков. В дальнейшем производится сопоставление объектов. Тест предназначен для выявления способностей человека к аналитической деятельности, к способности определять отношения между сравниваемыми объектами.

В разделе 3 на основании выявленной взаимосвязи между двумя словами испытуемому следует из 5-7 слов выбрать одно слово, которое дополнит по смыслу взаимосвязь первых двух слов. Залогом успешного прохождения данного раздела теста является наличие у человека способности к обобщению, а наличие большого объема знаний отходит на второй план. Данный тест предоставляет информацию о потенциальных возможностях человека.

Раздел 4. Человеку называется пара слов, и он должен выделить в них общие признаки. Общих признаков у слов, как правило, множество, что дает возможность разделить их на первоочередные и второстепенные. Соответственно, если испытуемый назовет больше первоочередных признаков, ему будет присвоено большее количество баллов. Тест направлен на определение способности испытуемого к абстрагированию, наличие большого словарного запаса является одним из ключевых факторов успеха при прохождении данного раздела.

Раздел 5. Основой этого раздела являются арифметические задания. Данные задания предполагают достижение четко сформулированной цели, и потому требуют от испытуемого наличия развитой способности к умозаключениям. Также для достижения высокого результата по итогу прохождения теста человек должен обладать аналитическими способностями, потому что исходные условия задания могут быть пересмотрены, и решающему задачу нужно будет выделить основные ее элементы и систематизировать их. В дальнейшем следует разработать стратегию решения математической задачи, после чего на основании стратегии решения выделяются конкретные операции, выполнение которых позволяет достичь поставленной цели. Качество выполнения данных операций в значительной степени зависит от вычислительных способностей испытуемого. Раздел 5 прекрасно демонстрирует способности человека к математическому анализу и синтезу, математической грамотности, логическому мышлению.

Раздел 6. Задание заключается в нахождении такого числа, которое будет служить логическим продолжением предыдущего ряда чисел. Например, логическим продолжением для ряда чисел: 2, 4, 8, 16 является число “32”. Для правильного решения задания испытуемый, первым делом, должен обнаружить правило, по которому строится логический ряд чисел. Для успешного решения задания важное значение имеет способность к аналитическо-синтетической деятельности, а также способность обобщения на основе анализа отношений между числами в ряде.

Раздел 7. Предполагает работу с разрезанными частями одной целой фигуры. Перед испытуемым располагают несколько частей фигуры, являющихся ее элементами, а человеку следует собрать фигуру. Главной задачей теста является диагностика способностей человека к пространственному и логическому мышлению, а также способности к оперированию двумерными образами.

Раздел 8. Человеку предоставляют объемный рисунок кубика и несколько образцов этого же кубика. Задача испытуемого - определить, какой из кубиков находится в повернутом, а какой в перевернутом состоянии. Подобно разделу 7, этот раздел также определяет способность человека к оперированию пространственными изображениями.

Раздел 9. Испытуемому предлагается наизусть выучить ряд слов, после чего ответить на поставленные вопросы. В данном разделе выделяется два этапа тестирования - этап заучивания и этап воспроизведения. Цель раздела - диагностировать уровень развития краткосрочной памяти испытуемого.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!