Психофизическая концепция науки (Э. Мах «Механика

Эрнст Мах/ Ernst Mach

Эрнст Мах - выдающийся ученый-физик, многим более известный как философ-идеалист, в пух и прах раскритикованный В.И.Лениным в его знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Мах - один из основоположников эмпириокритицизма, называемого еще по его имени махизмом Он был крупным австрийским физиком, сделавшим много открытий в своей области. Мах стал известен как философ после выступления с рядом работ, в которых пытался разрешить возникший кризис в физике посредством истолкования исходных теоретических понятий классической физики. Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами, и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером.

Основные результаты Маха-физика были получены в таких областях как механика, оптика, акустика, физика ударных волн. В частности, Мах получил фотографии ударных волн при сверхзвуковом обтекании тел газом, установил, что некоторые характеристики течения зависят от отношения скорости течения к скорости звука, позднее названного числом Маха; есть также конус Маха (ударная волна от источника звука, движущегося со сверхзвуковой скоростью), угол Маха. Наиболее широко известен так называемый принцип Маха, согласно которому силы инерции следует рассматривать как действие общей массы Вселенной. Этот принцип впоследствии оказал значительное влияние на Альберта Эйнштейна при построении им общей теории относительности.

Исследования в области физики, психофизиологии, философии, методологии науки тесно переплетались между собой в течение всей жизни ученого. Так в предисловии к русскому переводу своей книги «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886) Мах сам отмечал, что начало исследований ощущений было положено именно экспериментами по проверке эффекта Доплера. Позднее Мах обратился к изучению процессов восприятия световых сигналов, где им были открыты так называемые «полосы Маха» - зрительный эффект, обусловленный взаимным воздействием соседних элементов нервных окончаний на сетчатке и проявляющийся в том, что, например, при вращении раскрашенного диска человек видит не равномерно изменяющееся распределение яркости, а характерные полосы.

Мах неоднократно обращался к вопросам теории познания в самых различных областях науки. В своей книге «Познание и заблуждение» ученый писал: «Познание и заблуждение вытекают из одних и тех же психологических источников…». Он был пламенным поклонником Чарльза Дарвина и потому пытался распространить его учение и на сферу мышления.

Эрнст Мах: ученый и философ

Эрнст Мах родился в 1838 году в Брюнне.

Окончил Венский университет в 1860 г.

Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с 1864), профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Карлова университета в Праге, а с 1882 — Немецкого в Праге. Профессор философии Венского университета (1895—1901).

Будучи в 1879—1880 гг. великим ректором Карлова университета, Мах выступил противником попыток сделать Университет чешским установлением. Им напечатано большое число мемуаров и книг, начиная с 1861 г. по сие время. Его научные исследования касаются главным образом акустики и оптики.

Умер Эрнст Мах близ Монако в 1916 г.

Маху принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления — так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: число Маха, конус Маха, угол Маха, линия Маха и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной (принцип Маха). Был противником атомной теории.

Труды Mаха богаты экскурсами в область философии; у него есть рефераты и речи, всецело посвященные высшим обобщениям.

Философские работы Маха получили широкую известность в конце XIX — начале XX веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению. В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения».

Несмотря на широчайший круг научных интересов (работы Маха относятся к самым разным областям науки, как то философия, история науки, психофизиология, механика) сам Мах считал себя физиком. Он говорил: «…Я должен подчеркнуть, что я не философ, не психолог, а только физик».

Второй этап развития философии науки историки связы­вают обычно с творчеством Э. Маха (1838 - 1916). Его имя оказывается настолько знаковым для эпохи, что нередко всех специалистов этих лет в области философии науки причисляют к лику махистов.

Авторитет Маха был действительно велик. Но, к сожалению, несколько все же преувеличивается его роль, хотя вместе с тем вклад Маха в развитие философии науки часто преуменьшают, заслоняя его изложением некоторых родовых черт махизма, составляющих отнюдь не самую сильную сторону его учения.

Э. Мах выступает как воинствующий адепт феноменализма Гершеля и Милля, модернизируя их взгляды с учетом критики концепции индуктивной науки. Но как физик - теоретик конца XIX века, наделенный умом новатора, он неизбежно должен был откликнуться на «вызов века» и дать более углубленную, чем его предшественники, концепцию основ научного познания.

Как защитник и продолжатель позитивизма, который оказал «действительные услуги более молодым естествоиспытателям своими исследованиями» природы науки, Мах прежде всего стремится опровергнуть Уэвелла и отстоять сенсуалистический эмпиризм в главном, в основном. По его мнению, Уэвелл вследс­твие своей приверженности идеям Канта пришел «к весьма странным воззрениям в очень простых вопросах естествознания. . . То, что мои взгляды не могут совпадать с идеями Канта должно быть ясно с самого начала - в виду различия исходных точек зрения, исключающих даже общую почву для споров».

По сути, его книга «Познание и заблуждение» - это своего рода «Анти - Уэвелл». Но взгляды оппонента Мах детально не рассматривает, а только противопоставляет свою концепцию, основанную на том, что «в опыте заключается последний ис­точник всякого познания природы». Наука, по Маху, это бо­лее чем концептуальные рассуждения о фактах, элементами которых выступают содержания сознания, представленные ощущениями. При этом все эмпирические суждения, включая теоретические положения, могут быть сведены к утверждениям об ощущениях. Научные теории имеют, таким образом, только описательный смысл, а их ценность - лишь в кратком и емком, экономном описании ощущений. Отсюда, «задача всякой на­уки - замещение опыта или экономия его воспроизведения и предвосхищением фактов в наших мыслях». В зависимости от интерпретации элементов - как характеристик наших пережи­ваний или как терминов, описывающих наш внешний опыт, одни и те же элементы и слова, их символизирующие, относятся к «психическому» или «физическому» ряду высказываний. Таким образом, «физическое и психическое имеют общие элементы и, следовательно, между ними нет резкой противоположности», как нет и противоположности между субъективным и объектив­ным. Во всем перечисленном выше Мах, очевидно, «шел назад к Юму», а не увлекал вперед.

Но если Э. Мах мало интересен как философ, он весьма содержателен как методолог, и именно в этом амплуа он дейс­твительно двигает вперед философию науки.

Обоснование К. Бернаром роли идеи детерминизма в методологии опытных наук за­ставляет Маха признать, «что во время исследования всякий мыслитель по необходимости теоретический детерминист. Это имеет место и тогда, когда он рассуждает лишь о вероятном». Ядро научной индуктивной методологии виделось у позити­вистов в канонах Гершеля - Милля, призванных открывать в явлениях механическую причинность.

В свою очередь Мах опровергает утвердившееся обоснование механицизма в физике законом сохранения энергии, который толковался как утверждение о сводимости всех форм энергии к механической. С большим упорством в ряде работ («Принцип сохранения работы», «Современные взгляды на энергию», «При­нцип сохранения энергии», «Механика» и др.) Мах доказывает, что механицизм в своей основе есть не более чем «объяснить механические свойства физических процессов механическими аналогиями», наиболее соответствующими, что доступно наблюдению и исследованию непосредственно с помощью наших органов чувств и потому наглядно для Но когда принципы механики «выставляют в качестве аксиом физики, то это равносильно, собственно говоря отрицанию всех процессов движения. . . Физика, разрабатываемая таким образом, дает нам схему, в которой едва ли можно узнать действительный мир. В. Вундт выступил против позитивистов в вопросе о природе и роли математики в познании, поскольку они «считали подчиненность математики естественным наукам и даже принадлежность к ним. . . несомненным фактом» Мах, учитывая эту критику, соглашается, что кантовский вопрос о том, как возможна чистая математика «содержит зародыш важ­ного исследования», но, считает он, этот вопрос был бы еще важнее, если бы не содержал в себе заранее «предположения, что математические знания получаются априорно». Сам он оказывается под влиянием Г. Грассмана, Дж. Буля, Л. Кутюра и особенно Б. Рассела, доказывавшего, что «чистая математика следует из чисто логических предпосылок и пользуется только теми понятиями, которые определимы в логических терминах. Это было, разумеется, антитезой учению Канта». Мах, таким образом, становится на позиции логицизма, ставившего целью обосновать математику посредством сведения ее исходных понятий к понятиям логики.

Ему, как и Уэвеллу, приходится начать с вопроса о роли идеи в научном познании, и не отвергая достигнутого Уэвеллом, дать им иную интерпретацию. Идеи, по Маху, это – собственные мысли индивида: «Мои идеи непосредственно доступны толь­ко мне, как идеи моего соседа только ему непосредственно известны. Идеи эти принадлежат к области психической». Передать другому их можно лишь в материализованной фор­ме - словами, знаками, жестами и пр. Среди всего множества идей Мах выделяет «идеи, служащие руководящим началом при расширении наших познаний посредством экспериментальных исследований». А это предполагает выход за пределы личного опыта: «прогресс в исследовании может быть достигнут только при взаимном содействии людей, при социальном объедине­нии их, при взаимном обмене сведениями при помощи языка и письма» 3 . Иначе говоря, дело научного познания - дело не индивида, а научного сообщества, по отношению к которому отдельно взятый ученый, хотя и автономен, но не суверенен. Поэтому, хотя идея возникает в голове отдельно взятого ученого, она является его вкладом в исследование, не им начатое и не им, вероятно, предстоящее быть завершенным. В эвристическом отношении, такая идея выступает как прообраз будущего опыта, более или менее соответствующий или не соответствующий имеющемуся. Кроме опытности, для исследователя «требуется сильно развитая фантазия», которая «по необходимости должна заполнять пробелы» в опытной основе для понимания мира и «удовлетворять потребности в таком понимании».

Особое внимание Мах уделяет роли математики и вообще логико-математическому каркасу науки. Сами по себе ни ин­дукция, ни дедукция нового не открывают. Формализация как таковая «может иногда послужить для проверки того или другого хода мыслей, но не для того, чтобы найти новый» ход мыслей, способный привести к открытию. Но, в то же время, без по­мощи математики, математического анализа «величайшие и важнейшие открытия» осуществить невозможно. Однако такие открытия имеют не одномоментный разовый характер, а требуют времени, продвижения в исследовании шаг за шагом методом проб и ошибок, с помощью гипотез, в которых правильное сме­шано с ложным. Более того, «новое всегда вначале принимается за заблуждение. Лишь в течение времени осознается, что новый научный результат постепенно назревал в прошлом конечном счете, этот путь к новому состоит в переборе догадок и поиске адекватной гипотезы, которая дозревает до научной теории.

Суть гипотезы в структуре научного поиска состоит по Maxу в следующем. Обнаружив факт, требующий своего объясне­ния, мы произвольно придумываем условия, которым должна отвечать проблема, чтобы быть решенной, создаем, иначе го­воря, модель исследуемого факта. Если модель, при всей ее условности, оказывается доступной до ее доработки на уровне подгонки формально-логического аппарата описания, и такая подгонка и ее проверка осуществлены, обратный путь рассуж­дения ведет к правильному истолкованию факта и в то же время к очищению модели от всего надуманного и излишнего. Так как то, что подлежит изображению, и средство изображения все же вещи различные, то мы в одном замечаем то, что оставалось бы в другом скрытым», и в этом состоит эвристическая роль математического моделирования как главного инструмента в развитии научной теории.

Рассматривая взгляды Маха на науку и ее рост, нельзя не отметить следующего. Во-первых, в отличие от позитивизма Милля-Гершеля Мах выделяет особую роль теории. От позитивизма сохраняется утверждение, что теория есть экономная форма описания фак­тов. Во-вторых, Мах принимает, что в своем развитии наука устремлена к реализации некоего «идеала науки» - детер­минизма, имеющего нормативный, метаопытный характер. В основе этого априорного по сути идеала науки можно лишь предположить, полагает Мах, «устойчивость фактов», то есть независимость их от сознания. «Существую­щая устойчивость настолько велика, что она достаточна, чтобы служить основой прогрессивного идеала науки». В-третьих, поскольку всякая научная теория есть модель исследуемого, в которой новое дано в комбинации со старым, уже известным и, тем самым, в условно адекватной, временной форме, ни одна теория не является окончательной, и в развитии науки особую роль приобретает обнаружение и исследование возникающих парадоксов, которые хотя и раскрываются с помощью логики, но имеют свое собственное происхождение истории современного состояния науки, теории. В-четвертых, как позитивист, Мах стоит на точке зрения кумулятивизма. Кумулятивизм можно трактовать в узком смысле как утверждение, что рост науки состоит в росте суммы суждений описывающих факты опыта, как это делал Милль. Мах близок к такому пониманию, когда он признает единицей знания суж­дение о факте. В широком же смысле кумулятивизм означает что наука развивается прогрессивно, и в ходе ее развития растет глубина, объем, информационная емкость накопленного фонда знаний. Между двумя смыслами кумулятивизма - лакуна, и чтобы как-то заполнить ее, Мах может только строить догадку, что чем ближе наука к своему идеалу, тем более она будет переходить в простое, прямое описание фактически данного. По его мнению, цель вся­кой науки в том, чтобы изобразить факты в идеях для устранения практи­ческой или интеллектуальной неудовлетворенности. Всякая практичес­кая или интеллектуальная потребность удовлетворена, если наши идеи вполне воспроизводят факты чувственного мира. Это «воспроизведение» и есть задача и цель науки. Причем, исследовать законы связи между представлениями должна психо­логия; открывать законы связи между ощущениями - физика; разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями - психофизика.

Эрнст Мах родился 18 февраля 1838 г. в небольшой деревушке Хирлиц в пригороде Борно, в Моравии, на территории бывшей Австро-Венгрии.

Его отец Иоганн Мах по образованию был филологом, но интересовался и вопросами естествознания. Многие годы он занимался частной педагогической практикой. Первая попытка отдать сына в гимназию оказалась безуспешной, так как Эрнст с трудом и неохотой осваивал древние языки.

Отцу пришлось самому заняться образованием сына. Домашнее обучение проходило весьма успешно, но уже в пятнадцать лет Эрнст читал Канта, что позволило ему поступить сразу в шестой класс гимназии Кремзьера.

В 1855 г. после окончания ее он становится студентом Венского университета. Интересы его определились рано - уже в детстве отдавал предпочтение математике и естественным наукам. В университете наибольшее внимание Мах уделял физике, которой учился у А.Эттингаузена. Позднее, несмотря на то, что у него были написаны работы по философии, истории науки, психике, механике, он заверял: "...Я должен подчеркнуть, что я не философ, не психолог, а только физик".

В 1860 г., защитив докторскую диссертацию, он стал приват-доцентом университета. Начинающий исследователь хотел заниматься только экспериментальной физикой, но на это у него не было средств. Для заработка он читал много лекций, как учебных, так и популярных, приобретая тем самым необходимый педагогический опыт. Несмотря на финансовые трудности, Мах не отказался от исследовательской деятельности.

В 1864 г. Мах был приглашен на должность профессора математики в Грац. Читая математический курс, Мах продолжает заниматься физикой и физиологией. В 1866 г. он переходит на кафедру физики в том же университете.

Работает Мах весьма активно: за три года он опубликовал три книги и двадцать семь статей. Наиболее значительным достижением этого периода является обнаружение нового психофизического эффекта, который сейчас известен под названием полос Маха.

В 1867 г. он становится профессором экспериментальной физики в Праге. Переезд в Чехию укрепил его материальное положение. В том же году он женился. Помимо этого Мах получил возможность работать в собственной лаборатории, имея в своем распоряжении механика и ассистента.

Лучшие дня

В Праге на протяжении тридцати лет Мах читал курс по экспериментальной физике. К этому времени относятся его основные исследования в области оптики, акустики, ударных волн. В его лаборатории было создано немало оригинальных демонстрационных приборов, "волновая машина" до сих пор используется в физических кабинетах.

В 70-80-е гг. Мах много занимался историей науки: в 1833 г. выходит его сочинение "Механика. Историко-критический очерк ее развития", ставшее классическим. В области экспериментальной физики Мах проводил исследования по эффекту Доплера. Он создал простой прибор, с помощью которого продемонстрировал справедливость эффекта.

В 70-е гг. Мах занимался изучением распространения акустических волн в различных средах. Вышла его работа "Оптико-акустические опыты. Спектральное и стробоскопическое исследование звучащих тел" (1873).

В 1894 г. Маха постигает несчастье. Его сын Генрих, с юных лет имевший склонность к науке и уже в двадцать лет защитивший докторскую диссертацию по химии в Геттингене, через несколько недель после защиты кончает жизнь самоубийством. Чувство вины за гибель сына не покидало Маха и он в 1895 г. переезжает в Вену. Успех его лекционной деятельности в Венском университете превзошел все ожидания. Он читал курсы, тематика которых варьирует от истории физики и науки в целом до специальных вопросов психологии.

В 1896 г. выходит книга "Основы учения о теплоте", одновременно он начинает работать над аналогичным сочинением по оптике. Этот взлет прерывается в 1898 г. инсультом, приведшим к частичному параличу, от которого Мах все же оправился. Однако продолжать читать лекции он уже не мог и в 1900 г. уходит в отставку.

На протяжении ряда лет Мах является членом верховной палаты австрийского парламента. Он продолжает заниматься научной работой. В 1908-1910 гг. между ним и М.Планком происходит острая дискуссия по вопросу теории познания. В это же время Мах завершает свою книгу "Оптика", однако начавшаяся война помешала ее изданию.

В одной из последних работ - "Культура и механика", вышедшей в 1915 г., развивается мысль, что наука укоренена в общественной практике и ею формируется.

В 1912 г. Мах переезжает в Германию, к старшему сыну Людвигу. Мах умер в его доме 19 февраля 1916 г.

Ernst Mach (1836-1916)

Основные работы: «Механика. Историко-критический очерк ее развития» 1883, «Познание и заблуждение» 1905

Критика механики Ньютона

Основные принципы механики, установленные Ньютоном касаются пересмотра ряда понятий.

1) Обобщения понятия силы. Ньютон рассматривает тяготение как фактор, определяющий ускорение.

2) Определение понятия массы как количества материи тела, определяющееся произведением объема на плотность. Мах считает это определение мнимым, ведь сама плотность определяется через массу. Ньютон оставляет указания на то, что масса могла бы измеряться посредством веса тела. Мах развивает эту идею и уточняет процедуру измерения. В результате был сформулирован принцип Маха: инерция тел определяется действием всех остальных физических тел во Вселенной.

3) Установление правила параллелограмма сил, предполагающего независимость друг от друга сил и движений, действующих в различных непараллельных направлениях.

4) Установление принципов действия и противодействия, которые при анализе показывает неясность понятия массы: если давление и обратное давление равны, то как установить равенство скоростей для одинаковых масс?

Мах пересматривает все понятия механики и дает им операциональные определения, явно указывая процедуру измерения. Например, определяя понятие массы, Мах указывает на его связь с ускорением: «телами равной массы мы называем такие, которые, действуя друг на друга, сообщают друг другу равные, но противоположные ускорения». Если массу одного из тел принять за единичную, то масса другого выразится как отношение их ускорений. Кроме того, Мах пересматривает базовые понятия механики Ньютона – пространство и время.

Абсолютное и относительное пространство

Работу «Начала натуральной философии» Ньютон начинает с определения понятий количества материи, движения, массы, силы, места, движения, пространства и времени, выделяя абсолютное и относительное пространство и время. Введение абсолютного пространства позволяло обосновать понятие относительного движения. Абсолютное время или чистая длительность обуславливала одновременность событий в любой точке пространства.

«1. Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно, и иначе называется длительностью.

Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения, мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то: час, день, месяц, год.


2. Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным.

Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное… По виду и величине абсолютное и относительные пространства одинаковы, но численно не всегда остаются одинаковыми. Так, напр., если рассматривать Землю подвижною, то пространство нашего воздуха, которое по отношению к Земле остается всегда одним и тем же, будет составлять то одну часть пространства абсолютного, то другую, смотря по тому, куда воздух перешел, и следовательно, абсолютно сказанное пространство беспрерывно меняется».

Абсолютное пространство у Ньютона является пустым вместилищем всех вещей и процессов. Согласно Ньютону, пространство трехмерно, бесконечно, пусто. По Маху понятия абсолютного пространства и время не наблюдаемы. Поэтому они фикции, их нужно изгнать из науки. «Ньютон изменяет своему намерению исследовать только фактическое. Об абсолютном пространстве и абсолютном движении никто ничего сказать не может; это чисто абстрактные вещи, которые на опыте обнаружены быть не могут. Все наши основные принципы механики представляют собою, как это было уже подробно показано, данные опыта об относительных положениях и движении тел. Не следует и невозможно принимать их без проверки в областях, в которых их в настоящее время признают правильными. Никто не в праве расширять сферы действия этих основных принципов за пределы опыта. Такое расширение даже бессмысленно ибо никто бы не смог найти бы ему применения». Мах формулирует принцип экономии мышления :наука имеет целью заменить, т. е. сэкономить опыт, предвосхищая факты.

Эмпириокритицизм Маха

Любое познание есть биологически полезное психическое переживание. И познание и заблуждение вытекают из одних и тех же психических источников и только успех может разделить их. Ясно распознанное заблуждение в такой же мере содействует познанию, как и положительное познание. Источником ошибок является недостаточное внимание к условиям наблюдения, один и тот же факт считается существующим и при уже изменившихся условиях. Для решения вопроса соотношения объективного и субъективного Э. Мах выделил три типа элементов: АВС , соответствующие внешнему миру, KLM , соответствующие восприятию собственного тела, и αβγ, обозначающие психические явления. Элементы, рассматриваемые с точки зрения зависимости от человеческого тела, являются ощущениями, но в тоже самое время они являются и физическими телами, если рассматриваются фундаментальные зависимости между ними. С точки зрения Маха эти комплексы элементов однотипны, граница между ними условна и может быть смещена произвольным образом. «Обыкновенно противополагают комплекс αβγ… KLM … в качестве Я комплексу АВС … Относят обыкновенно к этому Я из элементов АВС … только такие, которые сильнее изменяют αβγ…, как укол, боль и т. д. Но с течением времени наблюдения и рассуждения вроде приведенных выше показывают, что право относить к Я АВС … не прекращается нигде. Таким образом пределы нашего Я могут быть настолько расширены, что они в конце концов включают в себе весь мир. Пределы эти не резко ограничены, а остаются довольно неопределенными и могут быть передвинуты по произволу. Только когда этого не принимают во внимание, когда бессознательно делают эти пределы более узкими и одновременно с тем и более широкими, зарождаются в противоречии точек зрения метафизические затруднения. Раз мы узнали, что мнимые единицы «тело», «Я », суть лишь вспомогательные элементы, необходимые для временной ориентировки и для определенных практических целей (чтобы схватить тела, чтобы оградить себя от боли и т. д.), мы при многих дальнейших научных исследованиях должны отказаться от них, как недостаточных и несоответствующих делу. Противоположность между Я и миром, ощущением или явлением и вещью, тогда исчезает и все дело сводится лишь к связи элементов αβγ… АВС… KLM …, для которой именно эта противоположность была выражением неполным и подходящим лишь отчасти».

Для Маха элементы всех комплексов являются однородными, и вместо метафизических вопросов о природе и сущности этих групп элементов он предлагает изучать их отношения. Элементы внешнего мира АВС связаны с элементами нашего тела KLM и отчасти обусловлены ими. Поэтому то, что метафизик будет называть содержанием сознания, по Маху является видом функционального отношения между элементами разных групп. Таким образом преодолевается пропасть между духовным и физическим. Согласно П. Фейерабенду, «элементы Маха более фундаментальны, нежели атомы».

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838--1916), посвященная историческому развитию механики --- области физики, изучающей движение материальных объектов и взаимодействие между ними. Помимо физических основ, в работе затрагиваются философские вопросы естественных наук. Книга состоит из пяти глав. В первой главе рассматривается развитие принципов статики, а также описывается их применение ...(Подробнее) к жидким и газообразным телам. Во второй главе прослеживается развитие принципов динамики в работах таких известных ученых, как Галилей, Гюйгенс, Ньютон, Герц. Представлен критический обзор основных положений физики Ньютона. В третьей главе описывается дедуктивное развитие механики на основе принципов Ньютона. Приводятся основные обозначения и меры механики. В четвертой главе рассмотрено формальное развитие механики и появление аналитической механики. Освещаются теологические, анимистические и мистические точки зрения в механике. Наконец, в пятой главе рассмотрены отношения механики к другим областям знаний. В приложении представлен хронологический обзор некоторых выдающихся ученых и их сочинений, наиболее важных для обоснования механики.

Предисловiя
Введенiе
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Развитие принциповъ статики
1. Принципъ рычага
2. Принципъ наклонной плоскости
3. Принципъ сложения силъ
4. Принципъ возможныхь перемещенiй
5. Взглядъ назадъ на развитие статики
6. Принципъ статики вь ихъ примененiи кь жидкимъ теламъ
7. Принципъ статики въ ихъ применении къ газообразнымъ теламъ
ГЛАВА ВТОРАЯ
Развитiе принциповъ динамики
1. Работы Галилея
2. Работы Гюйгенса
3. Работы Ньютона
4. Обсужденiе и наглядное доказательство принципа противодействия
5. Критика принципа противодействия и понятiя массы
6. Воззрения Ньютона насчетъ времени, пространства и движенiя
7. Обзоры и критика положенiй Ньютона
8. Взглядъ назадъ на развитiе динамики
9. Механика Герца
10. Различныя точки зренiя на изложенныя здесь идеи
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Дальнейшее примененiе принциповъ и дедуктивное развитие механики
1. Значенiе принциповь Ньютона
2. Обозначенiя и меры механики
3. Законы сохраненiя количества движенiя, сохраненiя центра тяжести и сохраненiя поверхностей
4. Законы удара
5. Принципъ д"Аламбера
6. Принципъ живыхъ силъ
7. Принципъ наименьшаго понужденiя
8. Принципъ наименьшаго действiя
9. Принципъ Гамильтона
10. Некоторыя примененiя принциповъ механики къ ркшенiю задачъ гидростатическихъ и гидродинамическихъ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Формальное paзвитiе механики
1. Проблема изопериметра
2. Теологическiя, анимистическiя и мистическiя точки зренiя в механике
3. Аналитическая механика
4. Экономiя науки
ГЛАВА ПЯТАЯ
Отношения механики кь другимь областямь знанiя
1. Отношенiя механики къ физике
2. Отношенiя механики къ физиологии
Приложенiе
Хронологическiй обзоръ некоторыхъ выдающихся ученыхъ и наиболее важныхъ для обоснованiя механики сочиненiй ихъ
Указатель
Эрнст МАХ (1838--1916)

Выдающийся австрийский физик и философ, один из основателей эмпириокритицизма. Родился в деревне под Брюнном (ныне Брно, Чехия), в семье учителя. В 1860 г. окончил Венский университет. В 1861 г., после защиты диссертации, стал приват-доцентом Венского университета. В 1864 г. был приглашен на должность профессора математики в Грац. С 1867 г. -- профессор экспериментальной физики в Праге; на протяжении почти тридцати лет читал курс по экспериментальной физике. В 1879 г. занял должность ректора Карлова университета; с 1882 г. был профессором Немецкого университета в Праге. В 1895--1901 гг. -- профессор философии Венского университета.

Первые работы Эрнста Маха были посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления -- так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 г. он изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полет тел. Он открыл и исследовал волновой процесс, позже получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха число, конус, угол, линия и другие. Философские работы Маха получили широкую известность благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Он оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма; его идеи легли в основу второй стадии позитивизма, на которой это течение стало называться "эмпириокритицизмом", или "махизмом". Многие его работы были переведены на русский язык: "Введение к учению о звуковых ощущениях Гельмгольца" (СПб., 1879), "Анализ ощущений и отношение физического к психическому" (М., 1908), "Познание и заблуждение" (М., 1909), "Механика: Историко-критический очерк ее развития" (СПб., 1909) и другие.

Мах Эрнст

Выдающийся австрийский физик и философ, один из основателей эмпириокритицизма. Родился в деревне под Брюнном (ныне Брно, Чехия), в семье учителя. В 1860 г. окончил Венский университет. В 1861 г., после защиты диссертации, стал приват-доцентом Венского университета. В 1864 г. был приглашен на должность профессора математики в Грац. С 1867 г. - профессор экспериментальной физики в Праге; на протяжении почти тридцати лет читал курс по экспериментальной физике. В 1879 г. занял должность ректора Карлова университета; с 1882 г. был профессором Немецкого университета в Праге. В 1895–1901 гг. - профессор философии Венского университета.

Первые работы Эрнста Маха были посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления - так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 г. он изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полет тел. Он открыл и исследовал волновой процесс, позже получивший название ударной волны. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: Маха число, конус, угол, линия и другие. Философские работы Маха получили широкую известность благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Он оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма; его идеи легли в основу второй стадии позитивизма, на которой это течение получило название «эмпириокритицизм», или «махизм». Многие его работы были переведены на русский язык: «Введение к учению о звуковых ощущениях Гельмгольца» (СПб., 1879), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (М., 1908), «Познание и заблуждение» (М., 1909), «Механика: Историко-критический очерк ее развития» (СПб., 1909) и другие.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!