Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста. Младший школьный возраст

Глава I. Творческие задания на уроках литературы в старших классах

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста

Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст .

Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в них играет стремление к выяснению своей личности, к собственному обнаружению мысли, что обыденные люди не в состоянии понять ее незаурядную натуру. Черта исканий присуща юности как ее типическая черта.

Интерес к субъективному миру, внутренний мир, как большой мир, как постоянное явление, открывается именно в юности .

Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих непросто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.



Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.



В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей. Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности.

В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

Школьный возраст

Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека , который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения . Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.

История

В России вопрос о чётких возрастных рамках школьного возраста возник в 1860-е годы в вязи с постановкой вопроса о введении всеобщего обучения. Тогда основываясь на опыте некоторых стран западной Европы, был введен школьный возраст в рамках 7-14 лет .

Процент детей школьного возраста (8-11 лет) в России по переписям населения .

1897 г. мужского населения - 9,3 %; женского населения - 8,7 % 1920 г. мужского населения - 12,9 % ; женского населения - 10,5 % 1926 г. мужского населения - 8,0 %: женского населения - 7,2 %

Возрастные рамки школьно возраста

Школьный возраст определяется в возрастных рамках от 6-7 до 17-18 лет . Делится на младший школьный возраст и старший школьный возраст.

Первым периодом считается младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) когда ребёнок обучается в начальных классах . В этот период происходит усвоение опыта, и формируется возможность произвольной регуляции психических процессов и внутренний план действий .

Старший школьный возраст , так же именуется как пуберантный период или период полового созревания. Начинается в среднем с 12 лет , у мальчиков с 13 до 17-18 лет, у девочек с 12 до 16 лет

Примечания

Источники

  • Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. - Академия педагогических наук РСФСР, 1948
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268
  • // Малая медицинская энциклопедия.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школьный возраст" в других словарях:

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь

    школьный возраст - mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į jaunesnįjį, vidutinį ir vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas

    Школьный возраст - Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Школьный возраст - период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник

    младший школьный возраст - Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия

    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение … Психологический словарь

    Общение: онтогенез - младший школьный возраст - О. оказывает влияние на развитие психики ребенка в детском возрасте гл. обр. через реальный процесс взаимодействия со взрослым. Младший школьный возраст (М. ш. в.) особый среди детских возрастов. Его изучение всегда было связано не только с… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    младший школьный возраст - jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Детская экспериментальная психология. Школьный возраст , В.А. Артемов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Данное издание является раритетным и представляет собой не только интерес с исторической точки…
  • Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. , . Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. ISBN:978-5-28804-499-1…

Школьный возраст

период жизни с 6-7 до 17-18 лет. Условно выделяют младший Ш. в. (до 11 лет) и старший Ш. в. (с 12 лет), который обычно называют подростковым возрастом, или периодом полового созревания. В связи с индивидуальными колебаниями сроков полового созревания границы старшего школьного и подросткового возраста не всегда совпадают.

Физическое развитие. После периода первого физиологического вытяжения (4-6 лет) до наступления половою созревания отмечается относительная стабилизация скорости роста. Для ориентировочного расчета нормального роста у детей старше 4 лет можно использовать следующую формулу: 100 + 6 (n - 4), где n - в годах. Массу (вес) тела детей до 11 лет рассчитывают по формуле: 10,5 кг + 2n; детей 12 лет и старше по формуле: (n ․ 5) - 20 кг , где n - в годах. Точно оценить соответствие роста и массы тела возрасту ребенка можно только по стандартным ростовесовым таблицам.

Анатомо-физиологические особенности . Кожа и подкожная клетчатка . Строение дермы в Ш. в. примерно такое же, как у взрослых, но коллагеновые волокна тоньше. К 7 годам заканчивается формирование выводных протоков потовых желез, устанавливается адекватное . С наступлением половой зрелости начинают функционировать апокриновые , появляется вторичное оволосение (см. Половое созревание). Интенсивность кровоснабжения кожи высокая.

Степень развития подкожной клетчатки во многом определяется наследственными, конституциональными факторами. Она более выражена у девочек. К 5-7 годам скопления жировых клеток появляются в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве.

Мышечная система . Продолжает увеличиваться масса мышц (в основном мышц конечностей), а также диаметр мышечных волокон. Масса мышц по отношению к массе тела составляет в 8 лет 27,7%, в 15 лет - 32,6%. Диаметр миофибрилл у новорожденных 7 мкм , в 16 лет - около 28 мкм . К 8-10 годам заканчивается развитие и соединительнотканного каркаса мышц. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) с 6-7 лет быстро увеличивается. Показатель мышечной работы, выполняемой за 1 мин , в 7 лет составляет 290 кгм , в 16-18 лет - 1000-1200 кгм . В 7-9 лет отмечается максимальная быстрота восстановления мышечной работоспособности после мышечной работы, но дети младшего Ш. в. еще не способны к длительному физическому напряжению. Мышечная с 7 до 17 лет увеличивается в 2 раза. С 8-9 лет укрепляются , значительно нарастает объем мышц. Совершенствуются двигательные навыки - в 6 лет становится возможной тонкая работа пальцами (например, лепка, письмо); к 10-12 годам достаточно хорошо развита координация движений, к 14 годам - способность к быстрым движениям.

Костная система . Интенсивность обмена в костной ткани несколько уменьшается, но процессы остеогенеза и роста костей продолжаются, увеличивается содержание кальция в костной ткани. Хрящевой ткани еще много, гибкость скелета повышена. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. В младшем Ш. в. происходит смена молочных зубов на постоянные, к 11 годам появляются вторые . Увеличивается объем грудной клетки, она все более активно участвует в дыхании. С 6 до 9-10 лет отмечается относительная стабилизация размеров таза, затем они увеличиваются, появляются половые различия в его строении.

Органы дыхания . К 8-9 годам формируется пещеристая, интенсивно кровоснабжаемая часть подслизистой ткани носа. Быстро развиваются придаточные (околоносовые) пазухи. К 10 годам у мальчиков по форме напоминает мужскую, постепенно расширяется. удлиняется в среднем с 5,7 см (в 6-8 лет) до 6,3 см (в 10-12 лет) и 7,2 см (в 14-16 лет), ширина соответственно - с 10 до 11,3 и 14 мм . Увеличиваются диаметр бронхов и бронхиол, размеры альвеол, дыхательная поверхность легких. Достигает полного развития эластический каркас легких. Примерно к 7 годам структура легочной ткани окончательно формируется, в дальнейшем (примерно до 12 лет) увеличивается только масса легких за счет увеличения линейного размера альвеол. Заметно изменяются функциональные возможности органов дыхания: дыхательный объем с 6 до 14 лет увеличивается 118 мл до 227 мл , минутный объем дыхания - 3200 до 5000 см 3 . Частота дыханий уменьшается с 25 дыханий в минуту (в 5 лет) до 20 (в 12 лет). Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 мл (в 6 лет) до 2700 (в 14 лет), максимальная легких с 42 л/мин до 68 л/ мин , резерв дыхания с 38,5 л/мин до 63,1 л/мин соответственно.

Сердечно-сосудистая система . Масса сердца возрастает со 105 г (в 6 лет) до 175 г (в 12 лет) и 230 г (в 14 лет). В 12-14 лет отмечается второй период интенсивного увеличения массы сердца (первый в 0-2 года, третий в 17-20 лет). К 7-8 годам заканчивается тканей сердца, увеличивается количество соединительнотканных и эластических волокон. Средняя частота пульса с 5 до 12 лет урежается со 100 до 80 ударов в минуту. Повышается ударный и минутный объем крови, скорость кровотока постепенно уменьшается. в 6 лет 105/70, в 11 лет в среднем около 110/70, в 17 лет - 120/75 мм рт. ст.

Органы пищеварения . Возрастает длина пищевода с 16 см (в 5 лет) до 18 см (в 10 лет) и 19 см (в 15 лет). Физиологическое сужения пищевода в младшем Ш. в. сформированы. Постепенно увеличивается расстояние от зубов до входа в желудок: в 5 лет - 26-27,9 см , 10 лет - 27-33 см , 15 лет - 34-36 см (приблизительно этот показатель равен 20 + n, где n - число лет). Функциональная емкость желудка достигает к 10-12 годам 1300-1500 мл ; увеличивается поверхность его слизистой оболочки, количество желудочных желез. К 8 годам завершается формирование кардиального отдела желудка. Возрастает длина тонкой кишки. Увеличиваются и печень, повышается их функциональная . С 7 лет нижний край печени не выходит за пределы реберной дуги по среднеключичной линии, а по срединной линии не должен выходить за верхнюю треть расстояния от пупка до мечевидного отростка. Совершенствуются процессы пищеварения: увеличивается коэффициент расщепления жира; изменяется топография абсорбционных процессов в кишечнике. Частота опорожнений кишечника 1-2 раза в день, оформленный.

Органы мочевыделения . Увеличивается масса и размеры почек; совершенствуется их строение: в основном в Ш. в. структура почечных клубочков и канальцев не отличается от их структуры у взрослых. Диаметр мочеточников относительно больше, чем у взрослых; в мочевом пузыре продолжает увеличиваться число мышечных и эластических волокон. Емкость мочевого пузыря в 5-9 лет - 200 мл , 9-12 лет - 200-300 мл , 12-15 лет - 300-400 мл . Длина мочеиспускательного канала у мальчиков 10-12 см , у девочек - до 2 см . Постепенно нарастает суточное количество мочи: у детей с 5 до 8 лет оно составляет 700 мл , с 8 до 11 лет - 850 мл , с 11 до 15 лет - 1100 мл .

Кроветворная система . Продолжает возрастать масса костного мозга. Изменяется , после 5 лет отмечается нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов (см. Гемограмма , Кровь). Увеличиваются масса и размеры селезенки: масса с 17 г (6 лет) до 94 г (12 лет), размеры с 8×5 см (8 лет) до 11×6 см (12 лет). Показатели свертывающей системы крови не отличаются от таковых у взрослых.

Иммунная система . Совершенствуется местный и общий . Все больше повышается способность к синтезу интерферона. К 6-12 годам масса вилочковой железы достигает максимума - примерно 30 г , затем она постепенно уменьшается. К 10 годам количество лимфатических узлов такое же, как у взрослых, нарастает количество лимфоидных фолликулов в кишечнике. носоглотки хорошо развито. Содержание иммуноглобулинов в крови к 10-12 годам приближается к уровню взрослых.

Эндокринная система . Заканчивается развитие и совершенствование гипоталамо-гипофизарной системы. Увеличивается , совершенствуется ее структура (возрастает число фолликулов). Нарастают масса и размеры паращитовидных желез. В надпочечниках заканчивается дифференцировка, полностью формируется корковый слой. Под действием гонадотропных гормонов гипофиза яички у мальчиков и у девочек увеличиваются в размерах, функционируют все более активно и обусловливают постепенное появление признаков полового созревания.

Нервная система . Масса головного мозга с 6-7 лет нарастает более медленно. В 6-7 лет она составляет у мальчиков в среднем 1313 г , у девочек 1225 г , в 11-12 лет - 1348 г и 1259 г, в 14-15 лет - 1356 г и 1318 г соответственно. Строение коры головного мозга к 8 годам почти такое же, как у взрослых. Продолжается нервных волокон (в основном в коре), еще не покрытых миелиновой оболочкой. Длина спинного мозга к 7-10 годам возрастает вдвое. Совершенствуется и становится более сложной нервно-психическая деятельность. В коре головного мозга развиваются ассоциативные связи, увеличиваются возможности аналитической деятельности. Совершенствуются активные тормозные процессы, легче формируются сложные . Овладение навыками чтения и письма способствует дальнейшему развитию речи, ее образности, передать в ней свои мысли. Вместе с тем в поведении детей младшего Ш. в. еще много игровых элементов, они не способны к длительному сосредоточению, самоконтролю. У некоторых детей затруднена к коллективу, что может сказаться на их психическом развитии.

Особенности заболеваемости. Дети в школьном возрасте болеют реже, чем дети раннего возраста, что связано с развитием иммунитета и совершенствованием адаптационных механизмов. еще ранима, склонна к шелушению, ее интенсивное способствует распространению инфекции. Высокая резорбтивная способность кожи может приводить к нежелательным последствиям при нерациональном использовании мазей и кремов, содержащих биологически активные вещества (например, ). Костно-мышечная , хотя и достигает определенной степени развития, еще неуйсточива к неблагоприятным воздействиям. Чрезмерная быстро приводит к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе ребенка на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развиваются нарушения осанки (Осанка), Сколиоз. В этом возрасте отмечается самая высокая частота травм (например, переломов костей), в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.

С развитием придаточных пазух носа увеличивается частота синуситов (гайморита и др.). Нередко наблюдаются , возникают ангины. Часто у детей Ш. в. выявляются шумы сердца (преимущественно функционального характера). Повышается частота миокардита, ревматизма, нефрита, гастрита, дуоденита, язвенной болезни, холецистита.

Гигиена. Очень важно вырабатывать у детей гигиенические навыки, приучать к чистоплотности. Желательно выделить ребенку Ш. в. отдельную комнату или удобный уголок. Помещение, где находится ребенок, необходимо содержать в чистоте (ежедневно и предметы в комнате протирают влажной тряпкой), проветривать (зимой 3-4 раза в день по 10-15 мин , летом окна держат открытыми целый день). Ребенок должен иметь отдельную кровать. Постельное белье (лучше из хлопчатобумажной ткани) регулярно меняют.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь в преодолении трудностей, вставших перед ним. Нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия ( , расстройство нервной системы и др.). Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин , во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Необходимо правильно организовать школьника. Мебель должна соответствовать его росту. Важно следить за положением ребенка во время занятий; чтобы при письме уменьшилась нагрузка на , сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол, ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову держать с небольшим наклоном вперед, расстояние от до стола 30-35 см . Стол для занятий ставят так, чтобы от окна падал слева; от настольной лампы (60 Вт ) не должен падать в глаза. Неправильное и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Приготовление уроков начинают с письменных работ, а затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный . Детям 6 лет нужно спать не менее 12 ч (из них 2 ч днем), 7-9 лет - 10 ч , 10-12 лет - 9 1 / 2 ч , 13-15 лет - 9 ч .

Питание. Потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергии - см. Питание . Из общей суточной энергетической потребности на должно приходиться 14%, - 31%, - 55%. При этом белков животного происхождения в 6 лет должна составлять 65%, а у детей старше 6 лет - 50-60% от их общего количества; жиров растительного происхождения - 10-15% всех жиров; легкоусвояемых углеводов - не более 20% углеводного рациона. Суточная потребность в воде (включая воду, содержащуюся в пищевых продуктах) уменьшается с 90-100 мл/кг в 5 лет до 40-50 мл/кг в 18 лет. Следует придерживаться определенного режима питания с 4-5-разовым приемом пищи. Примерные часы приема пищи при 5-разовом питании: 1-й завтрак - 7 ч 30 мин , 2-й завтрак - 10-11 ч , обед - 13-14 ч , полдник - 16-17 ч , ужин - 19-20 ч . По калорийности на 1-й (домашний) завтрак должно приходиться 15%, 2-й (школьный) - 20%, обед - 35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%. В группах продленного дня организуется 3-разовое , составляющее 65-70% суточной потребности в питательных веществах и энергии. Завтрак в школе должен состоять из горячего блюда и питья. Обед желателен из 4 блюд: запуска, 1-е, 2-е и 3-е блюда. В полдник обычно дают молоко и хлеб.

Каждое утро детям рекомендуется делать зарядку. Для детей младшего Ш. в. полезны подвижные игры, включающие элементы спортивных игр, эстафеты. В дальнейшем вводят гимнастические упражнения на равновесие, висы, упоры, лазанье, метание и т.д. Рекомендуются лыжный , игра в баскетбол, волейбол и т.д. Степень допустимой физической нагрузки (в т.ч. возможность занятий тем или иным видом спорта) определяет в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и физической подготовленности.

С целью закаливания используют воздушные и солнечные , водные процедуры. лучше начинать с воздушных ванн, которые принимают в помещении в течение 1-2 нед. при температуре воздуха не ниже 16°, продолжительность их вначале 3-4 мин , затем ее увеличивают каждый день на 1 мин , доводя до 10 мин . Хорошо сочетать воздушные с гимнастикой. Закаливающее действие оказывают прогулки и дневной сон на озелененном участке или на открытой веранде. В общей сложности дети должны быть на улице в холодное время года 2-5 ч , летом 10-12 ч ежедневно. В качестве закаливающих водных процедур рекомендуются умывания, обтирания и обливания ног и тела, купание. Обтирание и обливание тела сначала проводят при 35°, через неделю температуру воды начинают снижать (каждые 1-2 дня на 1-2°) и доводят до 24-22°. Для обтираний и обливаний ног начальная температура воды 30°, через неделю ее начинают снижать (каждые 1-2 дня на 1-2°) и доводят до 16-14°. водой проводят в помещении при комнатной температуре воздуха. После процедуры кожу вытирают насухо. Во всех случаях, когда приходится прекращать , а затем через 3-5 дней его возобновлять, должна быть на 2-3° теплее, чем при последней процедуре. Если водные процедуры не проводились более длительное время, их начинают вновь с исходной температуры. Температура воздуха при купании должна быть не ниже 22°, температура воды для детей до 10-12 лет - не ниже 20°.

Солнечные ванны рекомендуется принимать между 10 и 12 часами дня. Начинают их при температуре воздуха в тени не ниже 18°. Продолжительность первой ванны 2 мин ; одну минуту ребенок лежит на спине, вторую на животе. Через день или два прибавляют по 2 мин на процедуру.

Диспансерное наблюдение. Дети Ш. в. должны ежегодно проходить профилактические медосмотры. Состав врачей-специалистов, участвующих в осмотрах, и объем дополнительных исследований определяются в соответствии с инструкциями по диспансеризации детского населения в городах и сельской местности. Так, в сельской местности учащиеся 1-8-х классов 1 раз в год осматриваются педиатром и стоматологом. Кроме того, учащихся 1, 3, 6 и 8-х классов дополнительно осматривает . Осмотры другими специалистами проводятся по показаниям. Профилактические медосмотры предусматривают также проведение антропометрии, клинических анализов крови и мочи, гельминтологических исследований, определение остроты зрения, исследование слуха, измерение . При осмотрах обращают на нервно-психическое и детей, состояние внутренних органов, костно-мышечной системы, зубов. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены на соблюдение гигиенического режима в школе и дома, организацию рационального питания, физического воспитания, выявленных заболеваний.

Библиогр.: Детские болезни, под ред. П.Н. Гузенко, Киев, 1984; Детские болезни, под ред. Л.А. Исаевой, М., 1986; Детские болезни, под ред. А.Ф. Тура и др., М., 1985; Мазурин А.В. и Воронцов И.М. детских болезней, М., 1985; Руководство по педиатрии, под ред. Р.Е. Бермаха и В.К. Вогана, . с англ., т. 1, М., 1987.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Особенности учащихся младшего школьного возраста связаны с важными биологическими и социально-психологическими закономерностями их развития. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма, формирования двигательной сферы, укрепления выносливости. Движения ребенка на музыкальных занятиях становятся разнообразными, ритмичными, пластичными. Положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста оказывает увеличение познавательной, двигательной активности и целенаправленное, точное выполнение движений. Характеризуя этот возраст, А.В. Запорожец отмечает: «Надо учитывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще не закончена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервнопсихических затрат будет ему это стоить» .

Как показывают исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, изменяется социальная позиция ребенка в обществе, происходящее на фоне обострения чувствительности, сензитивности к усвоению культурно-нравственных норм и правил поведения. Содержание Я - концепции делает его уязвимым к любым воздействиям других людей, в связи с чем, по мнению Г.С. Абрамовой, именно защищенное окружение является ресурсом развития младшего школьника .

Середина детства связывается с кризисом семи лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности и приобретения произвольности и опосредованности. Поведение становится многоплановым - разделяется план реальный и вымышленный, и ребенок осознает их несовпадение.

Как пишет В.В. Давыдов, в своей познавательной деятельности дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм, которое человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры .

В процессе учебно-познавательной деятельности младший школьник решает соответствующие ее содержанию задачи: анализирует материал с целью выявления в нем закономерностей, строит на основе этого целостный объект, овладевая общим способом построения изучаемого объекта. При решении учебной задачи мысль ребенка движется от общего к частному, при этом он осуществляет следующие действия:

Преобразование условий задачи с целью выделения всеобщего отношения изучаемого объекта;

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

Преобразование модели для изучения ее свойств;

Посторенние системы частных задач, которые решаются общим способом;

Контроль над выполнением действий;

Оценка усвоения общего способа.

Умение учиться и будет составлять для школьника возможность самостоятельно формулировать учебные задачи, то есть задачи на нахождение общих способов действия и пытаться решать их.

Для младшего школьника отношения с учителем в современной школе лишены того содержания обожания, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30, 20 тому назад. Дело в том, что очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Сегодня у ребенка в первом классе несколько учителей. До этого он, в большинстве случаев, посещал детские дошкольные учреждения, где уже встречался с чужими взрослыми. По традиции студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников большим авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные учителя перестают быть для детей безоговорочным авторитетом очень рано (еще в начале детства). Отношения с учителями строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила ведения переговоров, правила выражения собственной точки зрения, следования ей, пересмотра ее и тому подобное. Они достаточно подробно описаны д. современной психологии управления и могут быть сформулированы следующим образом: определение, обозначение и сохранение дистанции. Определение дистанции, по мнению Г.С. Абрамовой, связано для младшего школьника с восприятием позиции взрослого (кто он для меня?); обозначение дистанции - это правила воздействия (кому что можно и нельзя); сохранение дистанции - удержание границ своего психологического пространства от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится в групповой игре со сверстниками.

Освоение именно этого вида игры является важнейшей задачей развития познавательной активности младшего школьника. Именно игра со сверстниками, где ошибки в определении и сохранении дистанции легко исправляются обеими сторонами, накапливает полезный взаимный опыт переживания и сохранения границ чужого и своего психологического пространства.

Занимательная, игра со сверстниками является для младшего школьника содержанием настоящей жизни - полной и свободной. У детей данного возраста можно наблюдать условия и формы такой настоящей жизни в самозабвенном творчестве, которому они отдаются целиком. Важно, что в этих формах активности, так же, как и в игре со сверстниками, возникает важнейшее переживание собственной полноты и целостности, наполняющее «Я» ребенка новыми силами и активизирующее его познавательную активность. Младший школьник обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели более адекватным путем. Он знает ценность своих достижений, чувства собственной силы, собственной предприимчивости, он готов к экспериментированию над своими возможностями, над многими их проявлениями, он делает это уже ради себя, а не для кого-то. Таким образом, ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Его как бы переполняют чувства собственной умственной и физической силы.

Ребенок в этом периоде жадно готов учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания. Он кажется человеком без устойчивых интересов - ему интересно все, он готов к любому обучению. Только для этого нужно мудрое и опытное руководств.

В отечественной возрастной психологии (Г.С. Абрамова, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.) исследуемый возраст приходится на период младшего - начало среднего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребенка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

В русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни, ребенок овладевает важнейшим человеческим качеством - трудолюбием. Именно в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство, как организующие устойчивые элементы, так как все они связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я.

Школьное детство - новая ступень в формировании познавательной индивидуальности ребенка. Содержание ее кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей; научиться организовывать свое поведение в соответствии с этими свойствами. Все новое - новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребенку надо овладеть.

Вместе с новым типом знания в жизнь ребенка входят, начиная с подготовительной группы, новые книги - учебники. Работа с ними - это одно из первых действий по овладению навыками самообразования. Под руководством учителя школьник научится работать над текстом, так же, как учится понимать учебную задачу, проверять свою работу по образцу, правильно ее оценивать.

В жизнь ребенка входит диалог не только с учителем, но и с научным текстом. Особенность такого диалога в том, что он формирует у ребенка научную картину мира - открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые постепенно становятся элементами его мышления. Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется на свой индивидуальный опыт действия, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге с взрослыми. Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего школьника с учителем открывает для него новые формы сотрудничества. Уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или. в паре с товарищем. К четвертому классу он может поставить перед собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить ее. Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребенка, вносят в нее новое качество - оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. И в этом смысле учение является подлинным трудом для маленького школьника. В.А. Сухомлинский писал: «Учение становится трудом только при условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда - цель, усилия, результаты» .

Когда ребенок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности. Постановка цели основана на личном отношении ребенка к ней - в ее содержании можно увидеть отражение интересов их направленности и степени устойчивости.

По мнению А.В. Петровского, в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогики. Но прежде, чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению .

Под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов младшего школьника должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения.

Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у младшего школьника резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся. Такой интерес можно поддерживать средствами игровых технологий. Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках. Это делает учение для одних слишком легким, для других чрезвычайно трудным и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Достаточно важного уровня познавательной деятельности школьники достигают, если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все.

Особую трудность для детей, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, понимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью: произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Что касается переключаемости внимания, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

С 6 до 10 лет у детей активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации;

вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом запоминания осмысленного материала, фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным . Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случае ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и педагогами-практиками, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка. Нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы его диагностики.

Познавательное развитие школьника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Одна из наиболее ранних форм мышления - наглядно-действенное - возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами младший школьник выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством активизации познания действительности.

Другой характерной для младших школьников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ученик оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями.

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности младшего школьника является логическое мышление, которое складывается к началу данного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь школьник оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

У младших школьников наблюдается особый тип мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием, которое не задается взрослым, а строится самим ребенком.

Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования младший школьник получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке как самих действий, так и представлений ученика об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед младшим школьником его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ученика к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ученику варианты разных способов действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у младшего школьника возникают новые знания, т.е. процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким л. определенным), но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Появлению неясных знаний и постановке новых вопросов способствуют также противоречивые ситуации, в которых один и тот же объект в разные моменты времени обладает противоречивыми, исключающими друг друга свойствами .

Отличительной особенностью познавательной активности школьника является эгоцентризм.

В основе эгоцентрической позиции лежит выделение самого себя и, следовательно, принятие позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм младшего школьника выражается в невозможности встать на другую точку зрения, учитывать разные параметры объекта в отсутствии представления о сохранении количества. Характерным для младшего школьного возраста является феномен эгоцентрической речи, т.е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Мышление происходит в плане речи, которая по своей функции и структуре существенно отличается от внешней: она не направлена на собеседника, предельно сокращена, не повторяет того, что находится перед глазами, предикативна (т.е. в ней преобладают сказуемые и понятна только самому себе). Эгоцентрическая речь младшего школьника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека. Факт исчезновения эгоцентрической речи в среднем школьном возрасте позволяет говорить о том, что после 10 лет она не отмирает, а превращается во внутреннюю речь. Выготский отмечал, что эгоцентрическая речь - есть этап становления внутренней речи, которая является главным средством активизации мышления младшего школьника.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообагащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.

Первое из названных связано с формирование речи у детей, с активным ее использованием при разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если школьников обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мыслей и формулировать полученный результат.

Второе направление успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждения на уровне логико-геометрических абстракций. Если любой из этих аспектов представлен слабо, то происходит одностороннее интеллектуальное развитие ребенка.

С поступлением ребенка в школу, наряду с общением и игрой, в число ведущих, выдвигается учебная деятельность. В развитии познавательной активности младшего школьника этой деятельности принадлежит особая роль. Самостоятельная учебная деятельность складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяется уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования, которые определяют характер других ее видов: игровой, трудовой и общения. Каждый из названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте .

За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. У первоклассников и отчасти второклассников доминирует наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном) .

Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне - своим поведением, и внутренне - своими психическими процессами и чувствами.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд, влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего, комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит познавательная активность и мотивация достижения успехов .

Предпосылки к формированию познавательного мотива начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой.

Важным моментом является также сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая школьнику добиваться их. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда они могут управлять поведением на основе принятого решении, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, кода они увлечены определенной деятельностью.

На мотивацию достижения успехов влияют два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающихся в детских группах по интересам, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний .

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различие того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Параллельно с мотивацией и влиянием достижений познавательных успехов в младшем возрасте совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в основном в учении и в труде .

Очень большое значение для развития личности приобретает вера младшего школьника в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие его действия. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции .

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

Трудолюбие и самостоятельность, способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с педагогами или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными развивающими играми .

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения практически все дети сталкиваются с определенными трудностями. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям младшего школьного возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относятся, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, важно вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует и чаще обращаться к формам морального поощрения. На первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание моральных с материальными способами стимулирования познавательной активности младшего школьника. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполнения действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы .

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов, проведенных нами, группу детей 9-10 лет обучали рассуждать вслух во время музыкальной игры.

Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением задания справилась гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности, как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов

памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга .

В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер познавательной деятельности школьника, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность и на успеваемость. В качестве примера положительных черт характер, которые проявляются в предметной практической деятельности и проявляются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, - контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность.

Становление познавательного характера младшего школьника происходит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется обучение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное - вторую. Обе группы связаны с возникновением и преодолением школьником определенных трудностей.

Трудности, связанные с межличностными отношениями, в которых также формируется характер, иного рода. Они относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости, с которой ребенок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личные и деловые контакты. Подобные характерологические различия можно проиллюстрировать на примерах. Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взрослыми людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно понимали, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не так, то во что бы то ни стало, стараются изменить отношение к себе. Еще один пример - поведение ребенка с характером в сюжетно-ролевой игре. Такой ребенок почти всегда старается сделать так, чтобы между участниками игры возникало и поддерживалось взаимопонимание .

Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребенка в различных видах познавательной деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребенка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности - учению - ребенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодолевать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного возраста .

В выборе формы игры необходимо постепенно переходить от более интересных к менее привлекательным;

Степень трудности учебно-игровой деятельности должна возрастать постепенно;

Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору.

Необходимо включать ребенка в совместную музыкально-ролевую игру, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;

В качестве партнеров для общения и совместной музыкальной деятельности ребенка выбираются такие дети, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения;

Постепенно усложнять музыкально-игровые задачи, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми.

Разумеется, все это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом, переходя от более простых к более сложным задачам межличностного плана.

Большую часть своего времен дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой. В ней идет процесс активизации познавательных процессов в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Изменение роли игры в младшем школьном возрасте связано с тем, что она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд .

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности может незаметно перейти в другой и наоборот. Если педагог замечает, что в обучении, общении или в труде у ученика недостает тех или иных качеств познавательной активности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, познавательная активность личности ребенка хорошо обнаруживается в обучении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед. Установлено, например, что чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, напротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой ученик получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод о высокой оценке учителем его способностей. Иными словами, ученик вполне понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий может быть дополнена развитием способностей . Это обычно происходит в возрасте 10-12 лет. Для того, чтобы достичь данного уровня познавательного развития, младший школьник должен понять, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия и что между усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, компенсирующие отношения. Для правильного воспитания стремления к достижению успеха важно решить вопрос о том, как развитие данного качества личности зависит от стиля и характера общения педагогов и учеников, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в каком-либо виде деятельности.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мыслительном процессе, поиск способов действий, уже в младшем школьном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В связи с этим З.А. Михайлов пишет: «Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятиях, так и в повседневной жизни» . Занимательные игровые моменты содержатся в разнообразном увлекательном музыкальном материале. Формы организации ребят разнообразны: со всем классом, с группами и индивидуально. Педагог должен создавать условия для игр, поддерживать и развивать интерес, поощрять самостоятельность, стимулировать творческую инициативу.

Таким образом, - особенности развития младших школьников проявляются в учебно-коммуникативной, трудовой и учебно-игровой деятельности и важно создавать в образовательном процессе такие ситуации, в которых дети могут сочетать все эти виды деятельности. Младшие школьники реактивны на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чутки, восприимчивы к образно-эмоциональным явлениям, легко переходят от серьезной, умственной деятельности к развлекательной, игровой.

Это переходный период от детства к юности , который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Н. К. Крупская характеризовала душевный мир подростка психологией полуребенка-полувзрослого : в своем развитии он уже ``ушел"" от детей, но еще не ``пристал"" к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма : наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается процесс окостенения скелета , кости приобретают упругость и твердость; значительно возрастает сила мышц; развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает до , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на поведение подростков : они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

Продолжается развитие нервной системы : мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту ; характерная особенность - неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом .

Характерная черта внимания - его специфическая избирательность (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности : мышление становится более систематизированным , улучшается способность к абстрактному мышлению ; мышление приобретает новую черту - критичность (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления . Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи.

Речь : заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям , доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой , речь становится образной и выразительной .

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к ``эмансипации"" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности , однако нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще не приобрели устойчивость (их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни); чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно ; одна из самых серьезных проблем - несогласованность убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления : притягательными для мальчиков-подростков могут стать не только книжные пираты, но и местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у девочек-подростков также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).

К концу подросткового периода перед школьниками встает проблема выбора профессии : большинство подростков понимают смысл честного и добросовестного труда , однако, по данным исследований последних лет, прогрессируют инфантилизм, безразличие, социальная незрелость .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!