Психологическая (немедицинская) психотерапия. Психотерапия медицинская и психологическая

УДК 151.8 ББК 88.48

Т.М. Лавринович

сравнительный анализ взглядов на природу невроза в немедицинской психотерапии

В статье обсуждается трактовка понятия «невроз» с точки зрения медицинской и психологической наук. Обобщены взгляды на природу и развитие невроза теоретиков основных направлений немедицинской психотерапии: психодинамического, бихевиорального, когнитивного, гуманистического, экзистенциального с указанием особенностей внутри каждого направления. Отражена логика развития теоретических взглядов на природу невроза. Осуществлен сравнительный анализ этих точек зрения с указанием ключевых различий и общих моментов.

Ключевые слова: невроз; сознание; бессознательное; механизмы психологической защиты; адаптация;когнитивные процессы; эмоции; поведение; факторы социальной среды; интрапси-хическая детерминация; внутриличностная регуляция.

T.M. Lavrynovych

COMPARATIVE ANALYSIS OF VIEwS ON THE NATURE OF NEUROSIS IN NON-MEDICAL psychotherapy

The article discusses the interpretation of the concept of «neurosis» in terms of medical and psychological science. It summarizes the views of the nature and development of neurosis by the theorists of the main areas of non-medical psychotherapy: psychodynamic, behavioral, cognitive, humanistic, existential, indicating the features of each direction. The logic of theoretical views on the nature of neurosis is reflected. The comparative analysis of these points of view shows the key differences and commonalities.

Key words: neurosis; consciousness; unconsciousness; psychological defense mechanisms; adaptation; cognitive processes; emotion; behavior; factors of the social environment; intrapsychic determination; intrapersonal regulation.

Термин «невроз» впервые был введен в повседневную практику Уильямом Кулленом в 1776 г. (Ш.СиИеп 1710-1790), претерпев впоследствии значительные изменения.Достаточно полное определение принадлежит В.А. Гиляровскому, который рассматривает невроз как болезненно переживаемые срывы личности, сопровождаемые расстройствами в соматической сфере, в общественных взаимоотношениях; вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями . Автором подчеркиваются основные критерии выделения неврозов: психогенный фактор как причина, вегетосо-матические проявления, личностный характер и тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической

травмы. МКБ-10 определяет неврозы как функциональные психические расстройства, возникающие под действием психотравмирующих факторов при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты в условиях невротизирующей социальной ситуации, препятствующейудовлетворению базисных потребностей человека или представляющей субъективно непреодолимую угрозу для его будущего.В психологии невроз понимаетсякак обратимые нервно-психические расстройства, обусловленные воздействием психотравми-рующих факторов, протекающие без нарушений отражения реального мира, и проявляющиеся психогенно обусловленными и соматовегетативными расстройствами, нарушениями социальной адаптации при отсутствии психотических

явлений [Мещеряков, 2014].Немедицин-ская психотерапия относится к области психологических теорий и практики; отдельные ее направления по-разному рассматривают природу невроза. В статье обобщены научные точки зрения относительно природы невроза в немедицинской психотерапии, проведен их сравнительный анализ.

Психодинамическое направление. С точки зрения психоанализа сущность невроза - конфликт между бессознательным и сознанием, между инстинктивными влечениями, составляющими содержание компонента Ид и интериори-зированными социальными нормами и требованиями, являющимися элементами компонента Супер-Эго. Возникающее напряжение регулируется компонентом Эго и механизмами психологической защиты. Компонент Эго в основе своей имеет высшие мыслительные процессы, но система Эго может быть слаба, в силу значительного преобладания психической энергии Ид. Энергия Эго расходуется на подавление импульса Ид, а не на поиски адаптивного механизма реализации желания. Ослабленное Эго не имеет доступа к подавленному материалу, что способствует формированию невротического симптома . Следовательно, невроз - это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности преобразующего влияния Эго и механизмов психологической защиты. Согласно концепции К.Г. Юнга, личность функционирует на трех взаимосвязанных уровнях - сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное . В условиях, когда материал личного и коллективного бессознательного не может быть осознан, он подспудно управляет поведением индивида, вызывая внутреннее напряжение и тревогу . Нарушение циркуляции психической энергии всех трех уровней приводит к нарастанию внутреннего психического напряжения и развитию невроза как диссоциации путем отторжения человеком частей своей личности. В рамках индивидуальной психотерапии А. Адлера, развитие невроза рассматривается

в качестве нарушения социального интереса и стремления к превосходству как ключевых психологических процессов для решения жизненных задач. Обе тенденции служат компенсации нормального чувства неполноценности в раннем детстве . Изначально эти механизмы искажаютсявследствие отвержения или гиперопеки в родительской семье. Далее формируются неадаптивные стили жизни и жизненные цели, которые, в свою очередь, поддерживают искаженный социальный интерес и стремление к превосходству, образуя порочный круг. Невротические личности либо с напряжением продвигаются к целям самовозвеличивания за счет окружающих, либо становятся беспомощными и изолированными. .

Бихевиорально-когнитивное направление. Как таковым понятием «невроз» в ортодоксальной бихевиоральной психотерапии пользоваться затруднительно, поскольку психика рассматривалась как «черный ящик». Личность представляет собой репертуар видов поведения, приобретение которых обусловлено средой. Невроз - это устойчивая привычка к неадаптивному поведению, которое вызывается однотипными обстоятельствами. Невротическое поведение сопровождается тревогой, являющейся автономным паттерном. Критерий выраженности невроза - уровень неадаптивной тревоги, которая мешает нормальному функционированию организма. Основные источники тревоги и соответствующих невротических привычек - классическое или оперантноеобус-ловливание, выражающееся в неадекватном сочетании методов подкрепления или наказания . С точки зрения нео-бихевиорального направления, невроти-зация личности происходит вследствие формирования неэффективных когнитивных моделей поведения, которые затем реализуются. Принимая во внимание модель взаимного детерминизма влияния среды, поведения и особенностей когнитивных процессов, один фактор влечет за собой соответствующие изменения других факторов. Начальную роль играют средовые факторы в

го <и о.1 О т

виде значимых объектных отношений, предлагающих определенные способы поведения и взаимодействия. В процессе научения через наблюдение у индивида, помимо неэффективных моделей поведения, формируется неадекватное самовосприятие, самооценка и самоответ. Таким образом, страдает самоэффективность как важное условие адаптации и развития . В когнитивном направлении психотерапии приобретение потенциала невротического расстройства рассматривается как результат формирования неадаптивных когнитивных схем. Соответствующим образом схемы организуют опыт, восприятие, осмысление, переживания и поведение личности. Производными когнитивных схем являются автоматические мысли, систематические когнитивные ошибки и искаженные фундаментальные эмоции, детерминирующие неадаптивные стратегии поведения. В процессе формирования неадаптивных когнитивных схем играют роль эволюционная история рода и генетические влияния, глубина полученных в детстве травм, несовершенное социальное научение . В контексте рационально-эмотивного подхода невротические нарушения имеют в своей основе формирование жестко требующих иррациональных установок, которые, будучи неосознанными, запускают процессы труднопереносимых эмоциональных реакций и неадаптивных поведенческих паттернов. Рассматривая механизм развития иррациональных когниции, А. Эл-лис выделяет три главных пути: биологические факторы, социальное научение и выбор иррациональных когниций .

Гуманистическое и экзистенциальное направление. По мнению К. Роджерса, поведение человека определяется его Я-концепцией, которая формируется как важнейшая часть феноменологического поля восприятия личности. Пусковым фактором этого процесса становится отражение ребенка значимым окружением, которое удовлетворяет потребность в позитивном внимании или фрустрирует ее путем выдвижения условий ценности. Переживания, находящиеся в конфликте сЯ и его условиями

ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию . Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концепцииявляется напряжение, тревога, замешательство и чувство вины, приводящие в действие механизмы психологической защиты, главная цель которой - сохранить целостность структуры Я [Роджерс, 2009]. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть невроза и степень психологическойдеза-даптации. Согласно мнению теоретиков гештальт-терапии, невроз возникает как неспособность человека удовлетворять свои потребности в связи с полученными психологическими травмами как незавершенными гештальтами, сохраняющими в себе нерастраченную энергию и стремящимися к завершению.Человек воспроизводит аналогичные ситуации на другом содержательном материале, применяя закрепившиеся типы сопротивлений . На этой основе формируются соответствующие привычные способы взаимодействия со средой, которые организуют проблему. Подобный способ адаптации является неврозом, который существует на пяти уровнях: 1) уровень фальшивых отношений как отказ от реализации своего «Я»; 2) фоби-ческий уровень, связанный с осознанием собственного фальшивого поведения и страхом быть собой; 3) уровень тупика и отчаяния; 4) имплозия (внутренний взрыв), переживающийся как смерть всего прежнего; 5) эксплозия или внешний взрыв - сбрасывание лишнего, проявление аутентичной личности . Последние два уровня соответствуют выходу из невроза, например, в процессе психотерапии. В теории транзактного анализа человеческое благополучие в социальной среде выражается формулой «Я - очкей, ты - очкей». Невротические расстройства могут возникать в ситуации, когда человек занимает одну из трех неэффективных позиций: «Я - не очкей, ты - не очкей», «Я - очкей, ты - не очкей» или «Я - не очкей, ты - очкей». Первая из этих позиций связана с переживанием себя как плохого и окружения как враждебного; вторая- это позиция превос-

ходства и высокомерия; третья отражает негативное восприятие собственного Я с принятием на себя вины за происходящие события . Каждая из «не очкей» -позиций поддерживает неадекватное развитие одного из трех эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции поддерживаются соответствующими (пересекающимися или дополнительными) транзакциями в коммуникациях. Следствием являются неконструктивные межличностные отношения, построенные по типу психологических игр и жизненных сценариев. Совокупность вышеназванных факторов препятствует развитию близости и аутентичности . В контексте идей экзистенциальной философии и психологии, невроз есть неготовность человека к встрече с собой и проблемами существования. Экзистенциальные конфликты изначально неразрешимы, поэтому человек использует сознательные и подсознательные психологические операции, чтобы справиться с тревогой, порождаемой экзистенциальными за-ботами.Они обеспечивают относительную безопасность, но за счет снижения потенциала развития и нидуцирования экзистенциальной вины . В. Франкл вводит понятие «ноогенный невроз», определяя его как невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный конфликт. Экзистенциальный вакуум (как ощущение бессмысленности и пустоты), а также экзистенциальная фрустрация (как блокированное стремление к смыслу), рассматриваются В. Франклом как духовное бедствие, ведущее к болезни. Апатия и отчаяние являются симптомами ноогенного невроза. Масштабное воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов; оно лежит в основе «массовой невротической триады»: депрессии, наркомании и агрессии .

Следует отметить логику развития научных психологических взглядов на природу невроза и его механизмы. В психоаналитической традиции определяющими считаются процессы бессознательного как специфического уровня функционирования личности. Теорети-

ки бихевиорально-когнитивного направления в своем понимании законов нормального и патологического личностного функционирования отдают приоритет определяющего влияния факторам социальной среды и когнитивным процессам с учетом их взаимосвязи с эмоциональной сферой личности. Гуманистическая и экзистенциальная традиции в психологии возвращаются к холистической доктрине, при этом ни одна из психических сфер не считается приоритетной в вопросах нормального или патологического личностного развития. Они рассматриваются во взаимосвязи и взаимодетерминации с ситуативным преобладанием каждой.

Сравнивая точки зрения теоретиков психотерапевтических направлений психологии на природу невроза стоит указать ключевые отличия. Так психодинамическое понимание природы невроза делает акцент на определяющей роли содержания сферы бессознательного в развитии и поддержании невроза; подчеркивает значимость ранних объектных отношений, ключевого влияния бессознательного, степени сформиро-ванности механизмов психологической защиты, силы и зрелости компонента Эго. Причем классический психоанализ постулирует неизбежность внутрилич-ностного конфликта между Ид и Супер-Эго и видит его разрешение в укреплении и воспитании Эго. Аналитическая теория делает акцент на определяющем влиянии коллективного бессознательного, в частности архетипа Самости как истинного центра личности и источника психической энергии. В бихевиорально-когнитивном направлении в качестве основного фокуса внимания выбираются неадаптивные реакции (например, тревога) и формы поведения. В их формировании принципиально значимыми являются механизмы подкрепления и наказания, а также когнитивные основания - когнитивные модели, когнитивные схемы, иррациональные убеждения. В клиент-центрированном подходе ключевой является идея формирования неадекватного самоотношения на основе ложного образа Я. Это приводит к отвер-

ш ^ го <и о.1 О т

жению неприемлемых частей феноменологического поля и нарушению внутри-личностной коммуникации. Гештальт-терапия в качестве основы невротизации рассматривает укоренившиеся механизмы срыва развивающего контакта организма со средой, сформировавшиеся в аналогичных условиях контактирования и взаимодействия. В экзистенциальном направлении акцентируется внимание на непреодолимости экзистенциальных конфликтов в силу отказа от авторства собственной жизни и трудностей принятия на себя ответственности вследствие небезопасности такого выбора. Кроме того, этот механизм поддерживают масштабные социальные тенденции, такие как общая невротизация человечества, подавление собственной духовности, разрушение традиций, следование ложным ценностям, чрезмерная сосредоточенности на себе.

В то же время в различных психотерапевтических трактовках природы невроза наблюдается ряд общих моментов. Во-первых, все авторы отмечают влияние неблагоприятных психотрав-мирующих условий социальной среды как этиологических факторов развития невроза: стиль построения отношений с родителями своего и противоположного пола; отношения между сиблингами; отрицательное подкрепление или наказание; неадаптивные примеры поведения; семейные послания и установки; условия ценности личности для близких; плохое обращение в детстве; препятствия экзистенциальному образу жизни. Во-вторых, во всех теориях (за исключением классической бихевиоральной теории) присутствует идея последующей интрапсихиче-ской детерминации процесса развития невроза: внутриличностные конфликты

между желаниями и убеждениями; комплексы и архетипы; ошибочные жизненные цели и стиль жизни; усвоенные неадаптивные модели восприятия, поведения и самоотношения; неадекватные когнитивные схемы; иррациональные убеждения и труднопереносимые эмоции; ложный образ Я; искаженная картина мира и механизмы сопротивления контакту; дисбаланс основных эго-состояний, неэффективные транзакции в коммуникациях; невротическая тревога; механизмы защиты психики перед лицом экзистенциальных проблем; зыбкая духовная и морально-нравственная основа восприятия. В-третьих, повсеместно (кроме бихевиоральной теории) делается акцент на слабости ключевого процесса внутриличностной регуляции: слабость компонента Эго; деформация процессов стремления к превосходству и социального интереса; искажение когнитивно-волевых процессов; недостаток критического мышления; зыбкая Я-концепция; слабость функций Self; неразвитое эго-состояние Взрослого; готовность брать на себя ответственность за свою жизнь. В-четвертых, в большинстве концепций подчеркивается значение процесса осо-знавания как способности делать доступным для сферы сознания, а значит и для возможной ревизии и использования, неосознанного личностного материала. Затрудненное движение психической энергии между компонентами личности, уровнями сознания, различными психическими процессами, разными частями феноменологического поля блокирует процесс нормального личностного функционирования. В-пятых, все авторы отмечают в качестве следствия работы невротических механизмов нарушение поведения и способности адаптации в среде.

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: Академический Проект, 2011. - 240 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - М.: Евразия, 2009. - 320 с.

3. Бек, А. Когитивная терапия расстройств личности [Текст] / А. Бек. - СПб.: Питер, 2009. - 269 с.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М.: ЭКСМО, 2015. - 560 с.

5. Гиляровский, В. Психиатрия [Текст] / В.А. Гиляровский. - М.: Бином, 2012. - 728 с.

6. Ларченко, Н. Словарь-справочник медицинских терминов и основных медицинских понятий [Текст] / Н.А. Ларченко. - М.: Медицина, 2013. - 608 с.

7. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Текст] / Б.А. Мещеряков, В.Н. Зинчен-ко. - М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2014. - 816 с.

8. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. -СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

9. Перлз, Ф Теория гештальт-терапии. Современная психология. Теория и практика [Текст] / Ф. Перлз, П. Гудман - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 320 с.

10. Роджерс, К. Клиент-центрированная терапия [Текст] / К. Роджерс. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 512 с.

11. Франкл, В. Теория и терапия неврозов [Текст] / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2010. - 234 с.

12. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с.

13. Эллис, А. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия [Текст] / А. Эллис. - М.: Феникс, 2008. - 157 с.

14. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: теория и практика. Тавистокские лекции [Текст] / К.Г. Юнг. - СПб.: Б.К.С., 1998. - 211 с.

15. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Текст] / И. Ялом. - М.: Римис, 2008. - 608 с.

1. Adler A. The practice and theory of individual psychology. M.: Akademicheskiy Proekt, 2011. P. 240. .

2. Bandura A. Social learning theory. M.: Evraziya, 2009. P. 320. .

3. Beck A. Cognitive Therapy of Personality Disorders. St. Petersburg: Peter Publ., 2009. P. 269. .

4. Berne E. Games that people Play. People that play games. M.: Eksmo, 2015. P. 560. .

5. Giljarovsky V. Psychiatry. M.: Bean Publ, 2012. P. 728. .

6. Larchenko N. Dictionary of medical terms and concepts of basic health. M.: Meditsina, 2013. P. 608. .

7. Mescheryakov B.A., Zinchenko V.N. Big psychological dictionary. M.: AST, Praym-Evroznak, 2014. P. 816. .

8. Nelson-Jones R. Theory and practice of counseling. Sankt-Peterburg. St. Petersburg, 2010. P. 464. .

9. Perls F., Goodman P. Theory and practice.Theory of Gestalt therapy. Modern psychology. Theory and practice. M.: Institut obschegumanitarnyh issledovany, 2010. P. 320. .

10. Rogers C. Client-centered therapy. M.: Eksmo-Press, 2009. P. 512. .

11. Frankl V. Theory and therapy of neuroses. Sankt-Peterburg: Rech, 2010. P. 234. .

12. Freud Z. Psychology of the Unconscious. Sankt-Peterburg, Piter, 2013. P. 400. .

13. Ellis A. Rational-emotive behavior therapy. M.: Feniks, 2008. P. 157. .

14. Jung C.G. Analytical Psychology: Its Theory & Practice (The Tavistock Lectures). Sankt-Peterburg, BKS, 1998. P. 211. .

15. 17. Yalom I. Existential Psychotherapy. M.: Rimis, 2008. P. 608. .

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологическая диагностика и консультирование», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. Ктай: [email protected]

Information about the

candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor of the Department

of «Psychological Diagnostics and Counseling»

South-Ural State University,

  • 4.Этические принципы работы психологов в России.
  • 5. Правовой, моральный и нравственный регуляторы деятельности практического психолога.
  • 6.«Этический парадокс» психологии и этические противоречия.
  • 7.Основные этические проблемы а работе психолога. «Соблазны» практической психологии.
  • 8.Общечеловеческие ценности в деятельности психолога.
  • 9.Задачи практической психологии
  • 2. Описание задач практической психологии по направлениям практической деятельности
  • 10.Методологические основы психологических задач.
  • 11.Социальный заказ и задачи при работе с клиентом. Определения: клиент, заказчик, пользователь. Задачи взаимодействия клиента с психологом по г.С. Абрамовой.
  • 12.Понятие о психологической помощи, психологическом содействии, психологической поддержке и психологическом сопровождении
  • 13.Структура и основные разделы практической психологии
  • 14.Задачи психопрофилактической работы
  • 15,Определение психодиагностики, ее задачи
  • 16.Определение психокоррекции, основные подходы.
  • 17.Цели и задачи психологического консультирования, основные классификации.
  • 18.Психотерапия в деятельности практического психолога, определение, задачи немедицинской психотерапии.
  • Основные задачи немедицинской психотерапии
  • 19.Психолог в системе образования. Цели, задачи, направления и особенности деятельности.
  • IV. Основные направления деятельности службы
  • 20.Психолог в системе здравоохранения. Цели, задачи, направления и особенности деятельности.
  • 18.Психотерапия в деятельности практического психолога, определение, задачи немедицинской психотерапии.

    Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико–методических подходов. Можно говорить о существовании медицинской, психологической, социологической и философской моделей психотерапии. В узком смысле слова (медицинская модель) психотерапия понимается как комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

    Буквальное значение термина «психотерапия» связано с двумя его толкованиями, базирующимися на переводе греческих слов psyche - душа и therapeia - лечение: «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Д. Тьюком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца XIX в.

    В последние годы условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно–ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. При этом следует помнить о неоднозначном употреблении последнего термина:

    во–первых, как подхода, разрабатываемого Б. Д. Карвасарским, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыковым;

    во–вторых - более широко - как экзистенциально–гуманистического направления в психотерапии;

    в–третьих - в наиболее широком значении - как психотерапии, базирующейся на положениях основных направлений современной психологии: динамическом, поведенческом и гуманистическом.

    Расширительное понимание области психотерапии закреплено в Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 году. В этой декларации зафиксировано следующее:

    1. Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;

    2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;

    3. Гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;

    4. Образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально: оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;

    5. Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

    Даже если рассматривать психотерапию в рамках медицинской модели, следует обратить внимание на отличия от других методов лечения. Речь идет, прежде всего, о том, что при ее проведении используются психологические методы и средства (а не фармакологические, например). Кроме того, в качестве пациентов выступают люди с теми или иными расстройствами психики, а в качестве специалистов - лица, имеющие профессиональную подготовку, среди прочего, в области основ психологии и медицины. В клинически ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения. В личностно–ориентированной психотерапии можно обнаружить огромное разнообразие методов и приемов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

    Тем не менее бесспорно можно говорить о наличии ключевой и ведущей идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии подходы: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.

    Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется во всех типах немедицинской психотерапии, даже в тех, где подобная задача является второстепенной или совсем не ставится и не осознается.

    Психотерапия традиционно рассматривалась как отрасль медицины, поэтому и по сегодняшний день многие клинические психотерапевты считают, что психотерапией имеют право заниматься только врачи. Однако, как было сказано выше, в науке имеет место и психологическая модель психотерапии, а значит, ее (психотерапию) можно рассматривать как направление деятельности практического психолога. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни» 38 .

    38 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1996. - С. 312.

    Практический психолог использует те же методы, что и клинический психотерапевт (краткое описание этих методов см. выше); разница заключается, прежде всего, в их нацеленности. Его важнейшая задача состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании условий для оптимального функционирования личности и ее развития, в частности, в целях улучшения взаимоотношений с другими людьми (с членами семьи, коллегами и пр.).

    В. Ю. Меновщиков (1998) отделяет неврачебную психотерапию и собственно психотерапию, которая, в свою очередь, делится на клинически - и личностно–ориентированную. Такая классификация представляется не вполне правомерной, поскольку для нее используются разные основания. Личностно–ориентированый подход реализуется и в медицинской, и в немедицинской психотерапии. При этом, на наш взгляд, именно в немедицинской психотерапии он становится ведущим.

    Будучи одним из направлений деятельности практического психолога, психотерапия предъявляет особые требования к подготовке и уровню квалификации психолога. Представляется оправданным разделение специализаций практического психолога на психотерапевта, диагноста, консультанта, коррекциониста с тем, чтобы в рамках единой психологической службы каждый выполнял одну из указанных основных функций. В области психотерапии психолог неизбежно использует эклектичный подход, однако желательным является специализация в каком–то определенном психотерапевтическом направлении: психоаналитическом, поведенческом, экзистенциально–гуманистическом или другом.

    Психотерапевтическими методами оказания психологической помощи имеет право пользоваться только дипломированный психолог, имеющий соответствующую квалификацию.

    Военный психолог может использовать в целях оказания психологической помощи различные методы немедицинской психотерапии.

    Основные методы по форме психотерапевтического воздействия делятся на две большие группы:

    Индивидуальная психотерапия;

    Групповая психотерапия.

    Методами немедицинской психотерапии решаются соответствующие цели и задачи:

    Изучение личности клиента, его эмоционального реагирования, мотивации, системы отношений, выявление причин, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния;

    Достижение у клиента осознания и понимания причинно-следственных связей, между особенностями его системы отношений и его психологической проблемой;

    Помощь клиенту в разумном решении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;

    Изменение отношения клиента, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия клиента и к восстановлению его социального функционирования.

    Аутогенная тренировка

    Аутогенная тренировка - это метод самовнушения, при котором первоначально достигается расслабление тонуса мускулатуры (релаксация), затем в этом состоянии проводятся самовнушения, направленные на те или иные функции организма.

    Аутогенная тренировка - может рассматриваться и как метод лечения, и как метод профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. Она может служить весьма действенным средством психогигиены и эффективным средством управления психикой военнослужащего в трудных условиях деятельности.

    Классическая методика аутогенной тренировки

    Она делится на две ступени: 1-я, или начальная (АТ-1) и 2-я, или высшая (АТ-2).

    Техника АТ-1. Перед началом упражнений тренирующимся в доступной форме объясняют физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от выполнения того или иного упражнения.

    Полезно с самого начала ознакомить клиента с планом тренировок.

    Сеансы самовнушения проводятся 3 - 4 раза в день. Первые три месяца длительность каждого сеанса не превышает 1-3 минуты, затем время их несколько увеличивается (АТ-2), но не превышает 30 минут.

    Тренировкой можно заниматься в любое время дня. Первые сеансы желательно проводить в теплом, тихом помещении, при неярком свете. В дальнейшем занимающийся в состоянии не обращать внимания на посторонний шум и при достаточном овладении техникой тренировки может проводить сеансы, даже в перерывах между занятиями.

    На первом этапе обучения необходимо овладеть 6 упражнениями. На тренировку каждого требуется примерно 10-15 дней. После этого наступает 2-й этап обучения (АТ-2), который длится не менее 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9-12 месяцев.

    Во время занятий важно придать телу удобное положение, исключающее какое-либо мышечное напряжение.

    1-е упражнение - вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: «Я совеpшенно спокоен» (1 раз); «Моя пpавая (левая) pука тяжелая» (6 раз); «Я спокоен» (1 раз). После 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».

    2-е упражнение - вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (1 раз); «Мое тело тяжелое» (1 раз); «Моя пpавая (левая) pука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое».

    В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются одной формулой:

    «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

    3-е упражнение - регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Клиент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5 - 6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично». Предварительно клиенту рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиение. Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

    4-е упражнение - регуляция дыхания. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Я спокоен... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично... Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5 - 6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

    5-е упражнение - влияние на органы брюшной полости. Клиенту предварительно разъясняется локализация и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1 - 4, а затем мысленно 5 - 6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое... оно излучает тепло».

    6-е упражнение - вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1-5. Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Мой лоб прохладен». По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен... Тяжесть... Тепло... Сердце и дыхание спокойны... Солнечное сплетение теплое... Лоб прохладный».

    После выполнения упражнения клиентам рекомендуется спокойно отдыхать в течение 1-2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: «Согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза».

    Приведенные 6 упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему.

    Техника АТ-2. К высшей ступени аутогенной тренировки относятся упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.

    В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

    1-е упражнение - медитация на цвете. После исполнения 6 упражнений низшей ступени клиент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины... зеленый луг... синий цветок. Во время упражнений клиент должен стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

    Упражнение повторяется до тех пор, пока клиент не научится визуализировать цветные образы.

    2-е упражнение - медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет - ощущения. Например, фиолетовый - чувство покоя, черный - печаль, тревога и т.д.

    3-е упражнение - медитация на образе. Цель упражнения - научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

    4-е упражнение - медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т.п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны.

    5-е упражнение - медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. В качестве примера можно использовать медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

    6-е упражнение - медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом - на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».

    7-е упражнение – «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, клиент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются вопросы: «Что я хочу от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен вести себя в конкретной ситуации?»

    Рациональная психотерапия

    Рациональная психотерапия проводится в форме диалога между психологом и клиентом, в процессе которого психолог выявляет и демонстрирует клиенту логические ошибки в его рассуждениях или разъясняет причины его теперешнего состояния. При этом психолог знакомит клиента с определенными аргументами из специальной литературы.

    Рациональная психотерапия обращена к уму и рассудку клиента. Опираясь на логику как науку о законах мышления, психолог убедительно демонстрирует клиенту ошибки в его рассуждениях, связанных с неправильной оценкой своего состояния.

    Самой существенной чертой этого метода является воздействие на клиента логическим убеждением, обучение его правильному мышлению (исходя из того, что в основе психического расстройства лежит логическая ошибка, заблуждения человека). Без логической аргументации нет рациональной психотерапии. Она включает в себя внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

    В процессе рациональной психотерапии психолог решает ряд задач, которые на первом этапе его работы с военнослужащим носят преимущественно диагностический характер (выявляется сущность конфликта между личностью и средой, осуществляется всестороннее изучение личности), а на втором – терапевтический (составление и осуществление плана коррекции мышления, разрешения конфликта, закрепления полученных результатов).

    Рациональная психотерапия требует эрудиции психолога не только в своей области, но и в таких науках, как медицина, логика, педагогика, литература, социология и др. Психолог, ставящий перед собой задачу коррекции мышления пациента, должен быть всесторонне развитым человеком.

    Рациональная психотерапия может проводиться индивидуально, но практикуется и в групповом варианте. В этом случае большое влияние оказывает не столько сам психолог, сколько умело направленный им групповой процесс.

    Показаниями к рациональной психотерапии являются, прежде всего, невроз навязчивых состояний, психопатии психастенического круга, сексуальные неврозы, алкоголизм, наркомании, девиантные формы поведения.

    Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что клиент сам активно участвует в процессе оказания психологической помощи; недостаток же метода в том, что эффект наступает относительно медленно.

    Логотерапия или разговорная психотерапия

    Психолог разговаривает с клиентом, вербализируя (т.е. словесно описывает) для него его эмоциональное состояние. С помощью этого клиент сам справляется с трудной ситуацией. Внутренний мир клиента преображается, и он самостоятельно обнаруживает конструктивные изменения в самом себе,

    Что приносит удовлетворение, повышает степень самоуважения, способствует становлению зрелой личности.

    При реализации этого метода психолог особое внимание уделяет созданию особого эмоционального климата в общении с клиентом. Для этого необходима эмоциональная теплота, признание ценности личности клиента и забота о нем как о самостоятельном человеке, готовность к сопереживанию с ним, акцентирование на личных переживаниях, мыслях, чувствах, действиях, желаниях в высказываниях психолога.

    Гештальттерапия

    Основная психотерапевтическая процедура заключается в создании для клиента условий переживания контакта с самим собой, с окружением, повышение осознания различных установок, способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость в настоящем, а также проверка, каковы их значение и функции в настоящее время.

    Главная форма работы - добровольное участие в группе, где психолог индивидуально, поочередно работает с каждым членом группы, много внимания уделяя преобразованию рассказа в действие клиента.

    Приемы гештальттерапии предполагают соблюдение определенных принципов:

    Принцип «здесь и теперь» - это главный принцип. Клиента просят определить, что он делает в настоящее время, что чувствует в настоящее время, что думает в настоящее время, что хочет в настоящее время. События прошлого просят излагать так, как будто они разворачиваются сегодня.

    Принцип непрерывности (континуум сознания) - намеренная концентрация на спонтанном потоке содержания сознания, содержания переживаний, отчет себе в том, что происходит в данную минуту. Таким образом, происходит перенос акцента на анализ «что и как» происходит от анализа «почему» это происходит так, а не иначе. Особенности процесса действий («что и как») имеют важное значение, т.к. их осознание и переживание создают более непосредственные предпосылки для их понимания и попытки управления ими.

    Приемы гештальттерапии предполагают также проведение специальных игр. Это упражнения, направленные на конфронтацию клиента со своими переживаниями, дающие ему возможность экспериментировать с собой и другими людьми. Это, например, игры «незаконченные дела», «у меня есть тайна» и др.

    Существенное место занимает работа со сновидениями. Сновидения обычно анализируются в форме рассказа от первого лица в настоящем времени, так определяется актуальность переживания. Сон оценивается как актуальное, а не прошедшее явление. Работа над сном может быть похожа на театральное действие, если в ней принимают участие несколько клиентов, которые разыгрывают различные части сна.

    Клиенту предлагается домашнее задание, после их выполнения он анализирует представленность в предмете взаимодействия с другими людьми содержания его субъективной модальности. Психолог задает клиенту вопросы, например, о том, говорит ли он о том, что чувствует и чувствует ли он то, что говорит.

    Проективный рисунок

    Этот метод может применяться как в индивидуальной работе с клиентом, так и при работе с группой.

    Тема рисунка задается или же дается свободная тема. На рисование дается 30 минут. Затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке говорит группа, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации.

    Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, каким кажусь окружающим, моя семья, мои родители, я среди людей, мое представление о человеке, страдающем неврозом, мое представление о здоровом человеке, самая большая трудность, самое неприятное переживание (указать период жизни или вообще), моя главная проблема, что мне не нравится в людях, три желания, остров счастья, жизнь без невроза, мой любимый герой, кто-либо из членов группы, мой день рождения и т.п.

    Может быть, и другой вариант рисования - вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования.

    Музыкотерапия

    Считается, что этот метод наиболее эффективен в обстановке доверительности и спонтанного взаимодействия. Этот метод основан на лечебном влиянии общения клиента с искусством.

    Примерная программа для занятий по музыкотерапии:

    1. Бах. Соната соль минор ч.1.; Шопен. Соната N 3.; Рахманинов. 1-й концерт, ч.1.

    2. Шопен. Ноктюрн ми-бемоль мажор, соч. 9, N 2.; Шуберт. 7-я симфония до мажор, ч.2.; Чайковский. Времена года, февраль.

    3. Лист. Ноктюрн N 3.; Моцарт. 25-я симфония. Ч. 2.; Шопен. Вальс N 2.

    Библиотерапия

    Применяется как лечебное воздействие на психику клиента при помощи чтения книг. В ходе чтения клиент ведет дневник, анализ которого помогает объективно оценить состояние клиента. Этот метод можно применять как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Список книг психолог подбирает сам в соответствии с проблемой клиента.

    Арттерапия

    Это терапия искусством. Целесообразно использовать прикладные виды искусства. Занятия при этом проводятся по двум направлениям: задания на определенную тему при работе с заданным материалом и задания на произвольную тему с произвольным материалом (клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты).

    Окончание занятий необходимо сопровождать обсуждением темы, манеры исполнения и пр. Особое внимание уделяется проявлениям негативизма.

    Используются и другие варианты этого метода:

    Использование для психотерапии уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

    Использование произведений искусств и самостоятельное творчество;

    Творчество самого психолога - лепка, рисование, и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

    Дыхательные упражнения

    Брюшное дыхание - способствует сбросу нервно-психического напряжения, восстановлению психического равновесия. В ходе обучения необходимо добиться, чтобы вдох и выдох осуществлялись за счет наполнения нижней трети легких движением брюшной стенки, при этом грудная клетка и плечи остаются без движения.

    Цикл дыхания следует проводить по формуле «4-2-4», т.е. на 4 счета вдох, 2 счета пауза и на 4 счета выдох. При этом рекомендуется дышать медленно, через нос, сосредоточив внимание на процессе дыхания. Можно на начальном этапе подключать образы, представляя, как воздух наполняет легкие и выходит обратно.

    После правильного усвоения данного типа дыхания военнослужащим рекомендуется применять его при появлении первых признаков психической напряженности, приступов раздражительности или испуга.

    Две, три минуты такого дыхания, как правило, способствуют восстановлению психического баланса, либо значительно ослабляют негативные эмоции.

    Ключичное (верхнее) дыхание - осуществляется верхней третью легких с поднятием плеч. Вдох - выдох производится через нос глубокими и быстрыми движениями. Применяется при возникновении признаков усталости, апатии или сонливости в целях активизации психических процессов, восстановления ощущения бодрости.

    Управление мышечным тонусом

    Каждая негативная эмоция имеет свое представительство в мышцах тела. Постоянное переживание отрицательных эмоций приводит к перенапряжению мышц и возникновению мышечных зажимов.

    Поскольку между психикой и телом существует тесная взаимосвязь, то, как психическая напряженность вызывает повышение мышечного тонуса, так и мышечное расслабление приводит к снижению нервно-психической возбужденности. Снижать мышечный тонус можно посредством самомассажа, самовнушения, с помощью специальных растяжек.

    Наиболее простой и эффективный способ - самомассаж. Обучение ему можно проводить в парах, когда один обучаемый выполняет приемы, а второй контролирует правильность их выполнения и оказывает помощь.

    Сначала военнослужащим предлагается перейти на уже освоенное брюшное дыхание и добиться спокойного состояния, при этом как можно больше постараться расслабить мышцы. Партнер контролирует какие группы мышц лица, шеи, плеч, рук остались напряженными и указывает на них.

    В дальнейшем этим местам обучаемый должен уделять постоянное внимание, т.к. это его индивидуальные мышечные зажимы. Затем он приступает к самомассажу мышц лица - подушечками пальцев производит спиралеобразные, похлопывающие движения от центра к периферии, последовательно проходя мышцы лба, щек, скул, затылка, шеи, плеч, предплечий, кистей рук и т.д.

    После самомассажа он несколько минут пребывает в расслабленном состоянии, стараясь запомнить свои ощущения, а затем переходит на ключичное дыхание и проговаривая про себя формулы самовнушения «Я бодр, хорошо отдохнул, готов к дальнейшей работе», возвращается в бодрствующее состояние. При массаже шейно-плечевой зоны можно прибегнуть к помощи товарища. Умение расслаблять мышцы является подготовительным упражнением для обучения вхождению в измененные состояния сознания и использования самовнушения.

    Воздействие на биологически активные точки

    При всем многообразии биологически активных точек достаточно знать местонахождение нескольких, которые можно использовать для психопрофилактики. Большинство из них располагаются на лице.

    Точки скорой помощи (1-я находится во впадине между носом и серединой верхней губы, 2-я находится во впадине между подбородком и нижней губой) наиболее эффективны для выведения человека из обморочного состояния. В случае обморока, потери сознания на эти точки оказывается резкое периодическое давление острым предметом (кончиком штык ножа, острием гвоздя, иголкой) пока к пострадавшему не вернется сознание.

    Под подбородком находится точка называемая «антистрессовой». Для снятия эмоциональной напряженности необходимо плавно и равномерно надавливать на эту точку кончиком большого пальца, при этом может возникнуть ощущение легкой ломоты и жжения. После массирования точки можно спокойно посидеть, затем через 3-5 минут, потягиваясь на зевке, рекомендуется напрячь, а затем расслабить все мышцы тела.

    В качестве общеукрепляющих и тонизирующих используются точки, которые располагаются в местах, где заканчивается складка, образовавшаяся при прижатии большого пальца к указательному. Массаж осуществляется в течение 2-3 минут вибрирующими движениями указательного пальца.

    Идеомоторная тренировка

    Поскольку любое мысленное движение сопровождается микродвижениями мышц, то имеется возможность совершенствования навыков действий без их реального выполнения. По своей сути идеомоторная тренировка это мысленное проигрывание предстоящей деятельности.

    При всей своей выигрышности (экономия сил, материальных затрат, времени) этот метод требует от занимающегося серьезного отношения, способности к сосредоточению, мобилизации воображения, умения не отвлекаться на протяжении всей тренировки.

    Психологу, проводящему данную тренировку необходимо до ее начала четко представлять разыгрываемую ситуацию или действие. Можно даже заранее составить текст описания ситуации. Обратив особое внимание на создание эмоционального фона.

    Обучаемые должны создать предельно точный образ отрабатываемых движений;

    Мысленный образ движения должен быть обязательно связан с его мышечно-суставным чувством, только тогда это будет идеомоторное представление;

    Представляя мысленно движения, нужно сопровождать его словесным описанием в след за руководителем занятия, произносимым шепотом или мысленно;

    Приступая к тренировке нового движения, нужно мысленно его видеть в замедленном темпе, который можно ускорять в процессе дальнейших тренировок;

    Если во время тренировки тело само начинает производить какие-то движения, этому не следует препятствовать;

    Непосредственно перед выполнением реального действия не следует думать о его результате, так как результат вытесняет из сознания представление о том, как нужно выполнять действие.

    Идеомоторная тренировка будет способствовать снижению воздействия фактора новизны, что приводит к более быстрому овладению новыми навыками, формированию образа предстоящих действий и повышает уровень психологической готовности к ним.

    Согласно современным взглядам (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; Б. Д. Карвасарский, 1999; К. Руде-стам, 1997 и др.), в немедицинской психотерапии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

    Исследование психологических проблем клиента и оказание помощи в их решении;

    Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

    Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

    Развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

    Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

    Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений

    Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

    Разновидности психодинамического подхода, наряду с классическим психоанализом 3. Фрейда:

    Индивидуальная психология А. Адлера;

    Аналитическая психология К. Г. Юнга;

    Эго-психология {А. Фрейд, Г. Хартман, Д. Клейн, рассматривавшие эго как творческую адаптивную силу);

    Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен, шедшие по пути Адлера в рассмотрении роли социальной среды в формировании личности);

    Теоретики объектных отношений (М. Клейн, О. Керн-берг, Г. Кохут).

    Эти последние подчеркивают важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и так называемыми «первичными фигурами», обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим в жизни человека является то, как первичные фигуры обеспечивают удовлетворение физических и психологических потребностей ребенка {Александров А. А, 1997).

    В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ, основателем которого является видный британский психоаналитик Зигмунд Фоулкс.

    Были выдвинуты три основные модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии, основные принципы которых очень кратко можно выразить так:

    Психоанализ в группе;

    Психоанализ группы;

    Психоанализ через группу или посредством группы.

    Первую модель разрабатывали американские психологи Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивидуальную аналитическую обстановку на группе.

    Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: анализ поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ведущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев этого подхода, участники группы - наблюдатели происходящего индивидуального психоанализа - не являются пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с которым работает групп-аналитик.

    В настоящее время от этой модели подавляющее число

    Специалистов отказалось.

    М. Клайн и В. Байон использовали иную модель, основная идея которой заключалась в том, что ведущий пытался

    Проводить психоанализ всей группы сразу.

    Сейчас некоторые психоаналитики в США пытаются вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Байона в групп-анализ.

    Основная концепция 3. Фоулкса сводится к взаимодействию ведущего и группы как некой целостности. В этом случае происходит объединение трех указанных выше моделей - психотерапия в группе, группы и через группу.

    Еще одной разновидностью психодинамического подхода является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на психологии отношений В. Н. Мясищева. Ее главная цель - реконструкция системы отношений, нарушенной в процессе развития личности под воздействием социальных факторов, прежде всего искаженных межличностных отношений в родительской семье.

    Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии.

    Гуманистическая психотерапия основывается на следующих положениях:

    Лечение есть встреча равных людей (иногда вместо понятия «встреча» используется калька с английского - термин «энкаунтер»);

    Улучшение у клиентов наступает само, если терапевт создает правильные условия - помогает осознанности, самопринятию и выражению клиентом своих чувств;

    Наилучший способ - создание отношений безусловной поддержки и принятия;

    Клиенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

    При анализе работ представителей экзистенциально-гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франка и др.), возникшего в-начале пятидесятых годов прошлого столетия, следует подчеркнуть, что во многом благодаря именно им понятие «Я» как чрезвычайно важного в личностном развитии феномена (английский термин «self» - «самость») после длительного перерыва вновь оказалось в центре внимания психологов и психотерапевтов. Первым указал на огромное значение «самости» Г. Олпорт, им же впервые было введено понятие «образ самого себя». К безусловным заслугам Олпорта можно с полным правом отнести и его разработку проблемы воздействия будущего на развитие личности и ее самосознание. Он отмечает, что высшие мотивы, порождающие обращение в будущее системы целей, к свободной реализации своих потенций, составляют ядро личности, или «Я». Представители этого направления, объявившие себя «третьей силой» в психологической науке, строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом, делая особый акцент на роль самосознания в стремлении личности к самосовершенствованию, подчеркивали ее уникальность. А. Маслоу утверждал, что наивысшей человеческой потребностью является стремление к самоактуализации.

    Основополагающими идеями этого направления стали представления о человеке как о существе, изначально активном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности позитивного личностного роста. Экзистенциальная сущность человека раскрывается прежде всего в пограничной ситуации между жизнью и смертью. Поэтому центральными категориями человеческого бытия выступают смерть, свобода, изоляция, бессмысленность.

    Одной из главных причин заболевания или серьезных психологических проблем является «блокирование» проявления человеком его подлинности, экзистенции, безуспешный поиск смысла своей жизни. Важнейшими целями психологической помощи человеку выступает создание условий для восстановления аутентичности личности, осуществление ею своих истинных возможностей, освобождение творческого потенциала, раскрытия соответствия ее экзистенции своей истинной природе.

    В психотерапии к экзистенциально-гуманистическому направлению относят: клиент-центрированную психотерапию, гешталытерапию, логотерапию, психодраму, первичную терапию Янова, трансцендентальную медитацию, экзистенциальную психотерапию, дзэн-психотерапию и др.

    Пожалуй, наибольшее влияние из всей зарубежной психологии на современное состояние отечественной психологической науки оказали идеи клиент-центрирован-ной психотерапии К. Роджерса, который развил феномена-листический подход в понимании Я-концепции, опираясь на следующие положения:

    1. Поведение человека зависит от его субъективного индивидуального восприятия;

    2. Всякое восприятие преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;

    3. Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;

    4. Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы поведения.

    Нужно отметить важную мысль Роджерса о том, что очень часто причиной внутренних психологических конфликтов является расхождение между представлением человека о себе реальном и тем? кем он хочет стать. Только настоящие, глубокие человеческие отношения могут, по мнению Роджерса, уничтожить этот разрыв между «реальным» и «идеальным Я». Фундамент лечения по Роджерсу - знаменитая триада: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность.

    Согласно логотерапии В. Франкла, разнообразные формы неврозов возникают как реакции на утрату человеком смысла существования. В отличие от А. Маслоу, Франкл считал самоактуализацию личности не самоцелью, а средством осуществления смысла. Не стремление к самоактуализации по Маслоу, не принцип удовольствия по Фрейду, не воля к власти по Адлеру, а воля к смыслу - вот что определяет человеческую жизнь. Отсюда задачей психотерапевта является помощь людям в обретении смысла в самых сложных ситуациях.

    По многих позициям совпадает с подходом Франкла концепция экзистенциальной психотерапии И. Ялома (1999). Человек страшится неминуемой смерти, стремление к свободе оборачивается отсутствием опоры, одиночество становится неизбежным спутником человека, несмотря на постоянные контакты, непредопределенность жизни порождает проблему ее осмысления.

    Задача психотерапевта состоит в том, чтобы помочь человеку осознать и преодолеть эти экзистенциальные конфликты.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!