Психологическая структура личности по платонову кратко. Психологическая структура личности

(Платонов К.К., 1953). Основана на концепции динамической функциональной структуры личности. Различают четыре подструктуры: I – исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества); II – опыт (знания, навыки, умение, привычки); III – индивидуальные особенности психических процессов или психических функций, понимаемых как формы отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память); IV – биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности). В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.

  • - иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека...

    Этнопсихологический словарь

  • - Этимология. Происходит от греч. arteria - кровеносный сосуд и typos - образ. Авторы. М.Фридман, Р.Роземан. Категория. Характеристики личности. Специфика...
  • - Этимология. Происходит от лат. cancer - рак и typos - образ. Категория. Характеристики личности. Специфика...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - А - тип личности - характеристики личности - , авторы М. Фридман, Р. Роземан...

    Психологический словарь

  • - С - тип личности - характеристики личности - . Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком...

    Психологический словарь

  • - Методика относится к гипносуггестивной психотерапии, предложена К. И. Платоновым как вспомогательный терапевтический прием - внушение сновидения во внушенном сне. Содержание внушенного...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Различаются две группы индивидуальных особенностей: 1) свойства индивида; 2) свойства индивидуальности...
  • - Л.с. раскрывается с позиций психологии отношений и включает в себя: 1. Систему отношений; 2. Психический уровень человека; 3. Динамика реакций и переживаний человека – активность и реактивность; 4...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - : 1. Направленность; 2. Способности; 3. Темперамент и характер...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Основополагающая концепция классического психоанализа, базируется на признании двух основных управляющих человеком влечений – к жизни и к смерти, разрушению...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Структура рыночных долей в отрасли. Эта структура связана с числом фирм на рынке и различиями в их величине...

    Экономический словарь

  • - Совокупность различных общественных групп, среди которых классы и социальные слои играют существенную роль в дифференциации языка, в результате чего появляются вариативные элементы и разновидности языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ли́чности мн. 1. Намёк на определённое лицо II 1. в речи. 2. Замечания, имеющие своею целью задеть, обидеть какое-либо определённое лицо II 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - См. много ли у нас светлых личностей! Конечно, есть, но они рассеяны. Сомкнитесь же и будем сильнее. Достоевский. Бесы. 2, 4, 1. Ср. Ja, hier hat einst die Klerisei Das fromme Werk getrieben, Hier haben die Dunkelmänner geherrscht, Die Ulrich von Hütten beschrieben...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. сплетня.....

    Словарь синонимов

"Личности структура по Платонову" в книгах

2.3.1. Структура психики личности

Из книги Сравнительное богословие. Книга 1 автора Коллектив авторов

2.3.1. Структура психики личности Психика человека обладает определённой структурой. Ставшая общедоступной в последние годы всевозможная оккультная литература своими рассуждениями о «ментале», «астрале», «каузальности» и т. п. повергает в недоумение всякого, кто не

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Индивидуальность человека определяется его жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым путем его отношения к окружающим явлениям и своеобразия его внутренних психических функций.Личность – системное качество,

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Существует два основных научных подхода к формированию личности:1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;2) личность – это продукт в первую

Глава 3 Структура личности

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Глава 3 Структура личности Понятие структуры личности Человек, не прошедший подготовки по транзактному анализу, обычно актуально осознает только одну часть своей личности, считая именно ее всей своей личностью. Часто осознается еще одна часть личности, которую иногда

3. Понятие и структура личности

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

3. Понятие и структура личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Социально-психологические особенности лич-ностиВ процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга,

3.4. «Башенная» структура личности

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

3.4. «Башенная» структура личности Рассмотрим развитие человека с момента его рождения (рис. 1) Рис. 1. Структура личности: «башня»Период «А» – это онто Ин-се, ядро, семя, первые годы жизни (с рождения до девяти лет приблизительно). Период «Б» охватывает возраст с 9 до 14

13. Психологическая структура личности

автора Резепов Ильдар Шамильевич

13. Психологическая структура личности Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.Первый компонент структуры характеризует

3.2. Психотическая структура личности

автора Куттер Петер

3.2. Психотическая структура личности На этом структурном уровне размещается вся группа психозов. Ее основной признак – распад структуры самости и объектов, который должен быть возмещен за счет образования новых единиц, сконструированных в результате бредового

Структура личности

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Структура личности Далее будет представлена попытка интеграции вышеописанных разнородных подходов в единую психоаналитическую модель, охватывающую этиологию, динамику и структуру шизофренных психозов. В русле этого подхода динамические процессы, которые могут

9. Структура личности

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

9. Структура личности Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Структура личности

Из книги Введение в психологию автора Фет Абрам Ильич

Структура личности 1.Уровни достоверности.Крутым поворотом в понимании человека были открытия Фрейда, получившие широкую известность в начале этого века, особенно в двадцатые годы. Споры вокруг имени Фрейда все еще продолжаются в некоторых общественных средах. Особенно

Структура личности

автора Фрейджер Роберт

Структура личности Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того, чтобы справиться с

Структура личности

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Структура личности Структурная модель человека, будучи фундаментальным положением антропософии и учения Генделя, была освещена нами в «Основных понятиях». В настоящем разделе будут рассмотрены те элементы человеческого существа, которых мы коснулись лишь мельком или

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Структура личности по К.Платонову.

Структура личности по К. К. Платонову

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).

Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову

Первая подструктура - это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.

Вторая структура - формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека - его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.

Третья подструктура - жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.

Четвертый уровень личности - ее направленность, которая определяется *-убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.

Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой - активно влияли на них.

К примеру, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всœех успешных предпринимателœей, независимо от пола и возраста͵ отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

47. Понятие ʼʼскриптовʼʼ и их влияние на жизненный путь человека.

крипт (от англ. script – сценарий) - элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.

Представители теории ʼʼскриптовʼʼ в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем (ʼʼскриптовʼʼ), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – ʼʼкодировкиʼʼ часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.

Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.

Наряду с понятием ʼʼжизненный сценарийʼʼ в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как ʼʼжизненный путьʼʼ, ʼʼжизненная стратегияʼʼ, ʼʼварианты жизниʼʼ, ʼʼстиль жизниʼʼ, ʼʼжизненная задачаʼʼ, ʼʼвременная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная перспективаʼʼ, ʼʼжизненная рольʼʼ, ʼʼжизненная позицияʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
(К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.

Структура личности по К.Платонову. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура личности по К.Платонову." 2017, 2018.

В советской психологии обычно различали три группы свойств личности : темперамент, характер и способности. Иногда к этому присоединяли четвертую область - направленность. Структуру личности пытались понять, рассматривая взаимную связь этих групп психических свойств. Однако исходя из ранее изложенных общих положений мы не можем считать эти группы свойств компонентами личности. Под личностью мы понимаем подсистему определенного иерархического уровня в большей системе человек - общество. Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимной многозначной или однозначной зависимости от других иерархических уровней. Исходя из этого критерия мы не можем отнести к компонентам личности и свойства темперамента. Свойство темперамента - это не свойство личности, а свойство индивидуума, так как они относительно независимы от отношений личности.

Свойство характера также не представляют собой особой группы свойств личности, ибо каждое свойство личности, будучи индивидуально своеообразным, является, вместе с тем, и свойством характера. Лишь в процессе исследования, когда нас интересует индивидуально - своеобразная функция свойств личности, мы абстрагируемся от их социально-типичной стороны и называем их свойствами характера. Способности также не представляют собой особой группы свойств личности.

Во- первых, способностями могут быть не только свойства личности, но и свойства индивидуума, например, особенности темперамента или индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления и т.п.

Во- вторых, способностью является каждое свойство личности, если мы его рассматриваем как условие успешной деятельности. Наконец, направленность свойств личности также нельзя рассматривать как особую область психических свойств личности. Направленность характеризуется отношениями личности. Поэтому каждое свойство личности содержит в себе и определенную направленность.

Итак, структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств или из нескольких подсистем. Следует согласиться с К. Платоновым , что знания, умения и навыки (вторая подструктура), индивидуальные особенности психических процессов (третья подструктура) и, наконец, свойства темперамента (четвёртая подструктура) действительно являются относительно самостоятельными подсистемами, каждая из которых имеет свою специфическую структуру и зависит от специфических условий. Но все эти подсистемы не входят в систему свойств личности, ибо находятся в много-многозначных связях со свойствами личности. Компонентами структуры личности являются только такие психические свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от отношений личности.

Не менее необоснованны попытки понять структуру личности как взаимную связь психических свойств, различающихся по происхождению: наследственных и приобретенных. Не существует таких свойств личности, которые человек приобрел бы по наследству или с которыми бы он родился. Но вместе с тем, нет и таких свойств личности, которые совершенно не зависели бы от наследственных задатков.

Неразложимые далее компоненты личности - это ее свойства. Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способностей; оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков.

К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

– отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

– внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

– каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

– объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

– исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств;

– личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры.

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания

2. Подструктура опыта, которая объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее, их переделки, осуществляется путем тренировки. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют.



Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности.

Психоаналитическая теория З.Фрейда.

Движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии. Секс, или инстинкт жизни (эрос), признавался сначала Зигмундом Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения. Впоследствии Фрейд постулировал действия другого инстинкта - танатоса (инстинкта агрессии, разрушения и смерти). Фрейд говорил, что человечество еще не в полной мере владеет тайнами эроса и танатоса и что познание и управление этими инстинктами - задача грядущих поколений.

Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство ее трех составных частей:

а) «ид» (оно) - резервуара инстинктов и импульсов, покоящихся в бессознательном компоненте психики;

б) «эго» (Я) - личной определенности, осознания себя;

в) «суперэго» - моральных аспектов сознания и поведения человека.

Гуманистическая теория а.маслоу.

В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах психолога К. Роджерса. Основоположником второго «мотивационного» направления является американский исследователь А. Маслоу.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребность в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоутверждении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.)

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые потребности.

Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализации - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не станет настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью»

9.Источники активности. Движущие силы развития личности .

Движущие силы развития - Противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.

Движущей силой, источником, мотором роста и развития может быть сам человек, но в человеке есть два начала:

Позитивные или негативные силы внутри человека.

Собственная сознательная инициатива.

Сознательный выбор человека, волевая составляющая, реализация первой и выше позиции восприятия: "Я активно развиваю себя сам».

Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество: родители, школа, представители различных общественных и государственных учреждений («Со мной занимаются»).

Итого: мотором роста и развития может быть:

Естественный внутренний источник "Какой-то мотор внутри меня"

Собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам"

Инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются"

Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности.

Самооценка - это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Структура личности по К.К. Платонову рассматривает личность как динамическую систему. Она построена также по принципу иерархичности и включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Данная структура позволяет охватить в себя и охарактеризовать все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. 1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа социально обусловленной подструктурой, но может более коротко быть названа и направленностью личности. Направленность, взятая в качестве целого, в свою очередь, включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей.

В эту подструктуру включаются различные проявления отношений исходя из пятого приведенного критерия выделения подструктур - общепринятости психологических понятий. Однако отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности. Но более всего активность направленности проявляется через убеждения. Изучение этой подструктуры требует социально-психологического уровня.

Упомянутый термин «убеждение» требует уточнения. В одном значении это синоним уверенности в истинности конкретного факта или положения. В этом значении убеждения являются компонентом мировоззрения, притом наиболее существенным. Но во втором значении, акцентируемом психологами, убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. В этом значении убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур

Краткое название Подструктуры подструктур Соотношение Основные связи с Уровень анализа Виды формиро­вания
биологического отражением сознанием потребностью активностью
Направлен­ность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Биологического почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном от сознания будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Социально-психологический Воспитание
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Динамика форм отражения Необходимость осознания прошлого Через привычки Через волевые навыки Психолого-педагогический Обучение
Особенности психических процессов Вопя, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего личностную нужду Через волю и эмоции Индивидуально-психологический Упражнение
Биопсихи­ческие свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через сипу и подвижность нервных процессов Психофизио­логический Нейропсихо-попмеский Тренировка

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки, а его изучение требует психолого-педагогического уровня.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все психологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие (как и однократное, кратковременное проявление интереса в предыдущей подструктуре или психической функции в следующей), еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности, В этом ведь и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду: кратковременный процесс - состояние - свойство личности.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен. Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.

Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность - к 1-й; начитанность и умелость - ко 2-й; решительность и сообразительность - к 3-й; истощаемость и возбудимость - к 4-й. Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей р аз личных собственных подструктур. Примером может являться морально воспитанная воля как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3-й, 4-й и обычно 2-й подструктур. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1 -и подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!