Психологический подход. Депрессия

Если говорить о психологии в целом, то одной из ее главных особенностей является политеоретичность – отсутствие единой общепринятой теории, в рамках которой объяснялись бы все изучаемые явления. Этим она принципиально отличается от естественных и точных наук. К примеру, в биологии объединяющую роль играет эволюционная теория, разделяемая подавляющим большинством биологов, предлагающая объяснения ключевым биологическим явлениям и предопределяющая основные направления поиска этой науки. В психологии такая единая концепция отсутствует, в ней существует несколько подходов, ни один из которых не может претендовать на господство. Каждый из них обладает значимым числом сторонников, но при этом у каждого есть и непримиримые противники; каждый, в конечном счете, претендует на исчерпывающее объяснение всех психологических явлений, но на практике сталкивается с препятствиями на пути становления собственной гегемонии; и каждый имеет собственную приоритетную область, изучение которой признается его сторонниками критичным для развития психологической науки в целом.

Можно выделить пять таких подходов.

Биологический – исходит из того, что в основе всех психических процессов лежат изменения в нервной системе человека. Изучение психики и поведения человека, следовательно, должно быть основано на исследовании соответствующих физиологических процессов.

Бихевиористский подход основывается на утверждении, что психика человека не может считаться подходящим для строго научного исследования объектом, так как психические процессы недоступны для наблюдения. Исходя из этого, изучение человека должно основываться на наблюдениях за его поведением, а не на теоретизировании по поводу событий, происходящих в его внутреннем мире. Главным исследовательским инструментом бихевиористы считают экспериментирование на основе сопоставления наблюдаемых фактов – стимулов и реакций.

Психоаналитический подход, напротив, объясняет поведение и психические процессы, опираясь преимущественно на бессознательные глубинные явления психики. Сознание рассматривается психоаналитиками как вторичная структура, определяемая инстинктами человека, действие которых проходит большей частью за пределами осознаваемого. Проникновение в сферу бессознательного и его изучение составляет, по мнению психоаналитиков, важнейшую задачу психологии.

Сторонники когнитивного подхода считают, что основной функцией человеческого мозга является обработка информации. Когнитивные исследования проводятся, основываясь на аналогии между высшей нервной деятельностью человека и работой компьютера: предпринимаются попытки свести сложные психические процессы к простейшим операциями по обработке поступающих данных, а любое поведение рассматривается как реакция, основанная на результатах обработки.

Перечисленные подходы объединяет то, что все они считают сознательный опыт человека ненадежным источником информации. В отличие от них, феноменологический или, иначе, гуманистический подход сосредоточен именно на субъективном опыте человека. Его сторонники считают, что исключение сознательного опыта из сферы интересов психологии неоправданно сужает ее рамки и лишает психологов возможности объяснить духовную сферу человеческой жизнедеятельности - творчество, эстетическое чувство, самопожертвование и другие проявления высоких мотивов, которые составляют основной интерес гуманистической психологии.

В исследовании вопросов управления задействуются все подходы. Естественно, что в некоторых случаях это порождает противоречивые выводы, однако чаще политеоретичность способствует формированию комплекса разносторонних и взаимодополняющих данных.

Психологический подход направлен на выделение человека в политике, на его интересы, потребности, мотивы деятельности, эмоции. Психологическое направление в качестве самостоятельного складывается к началу ХХ века. Пониманию важности изучения человека как "двигателя" политики способствовали такие факторы, как значительное увеличение массы людей, принимающих участие в политических и общественных движениях ХХ века, усложнение политических процессов во многих странах мира, повышение роли индивида и цены его поступка в политической сфере.

Политической науке близок относительно небольшой спектр направлений психологии: бихевиоризм и необихевиоризм (или "теория стимулов – ответных реакций"); фрейдизм и его социологизированные версии.

Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии. Наиболее известные его представители Дж. Уотсон, К. Лешли, Э. Торндайк. Бихевиоризм возник на рубеже XIX-XX вв. под влиянием изучения психики животных (исследование условных и безусловных рефлексов). В основе бихевиоризма лежит анализ психики через исследование поведения. Поведение понимается как реакции – ответы (R) на стимулы внешней среды (S). Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие внешней среды. Бихевиористы искали законы, описывающие взаимодействие между S и R. Представители политического бихевиоризма (Дж. Доллард, Р. Лейн, Б. Скиннер, Р. Уолтерс) предлагали производить исследование по схеме: социально-политические условия порождают определенное политическое поведение. Слабость этой концепции состоит в том, что трудно оценить влияние конкретных политических условий, абстрагируясь от индивидуальных качеств личности. Исходя из этой концепции, человек представал как объект манипуляции политиков.

Как реакция на недостатки бихевиоризма, в 30-х годах ХХ в. в США возник необихевиоризм. Его представители Э. Толмен, К. Халлрасширили традиционную формулу "стимул-реакция", введя между ними понятие "промежуточные переменные". Получилась формула S – O – R. Промежуточные переменные – это факторы, служащие опосредующим звеном между S и R, это наблюдаемые, мотивационные компоненты поведения.

Психологический бихевиоризм в политологии не слишком распространен из-за невозможности объяснить богатство человеческого поведения. Одним из наиболее известных ученых, исследовавших политическое участие с использованием методологии бихевиоризма, является Лестер Милбрат. Он исходил из того, что чем большее количество стимулов получает человек, тем выше вероятность его участия в политике. Однако из этого нельзя понять, от чего все же зависит предрасположенность к участию в политике. Поэтому многие политологи используют другие направления психологии, объясняющие поведение людей из внутренних факторов. Одним из таких направлений является психоанализ.

Теория психоанализа разработана Зигмундом Фрейдом(1856-1939 гг.) и является одним из наиболее влиятельных течений гуманитарной мысли ХХ века. Первоначально психоанализ возник как медико-биологическое учение. Однако с утверждением в науке идей о разделении и взаимодействии неосознанных и сознательных уровней психики, психоанализ становится и социально-политическим учением. Широко распространенные сегодня фрейдистские и неофрейдистские концепции исследуют роль бессознательного в политическом поведении.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющих: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. "Я" – это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Сверх-Я" является итогом воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Сверх-Я – это властный представитель общества в личности.

В психике нет ничего случайного. Помимо осознаваемых процессов, в ней есть и бессознательные. Бессознательные процессы обусловлены "первичными влечениями" (прежде всего либидо – сексуальными влечениями). Эти влечения пытаются проникнуть в сознание, но подавляются и вытесняются им, так как сознание впитало господствующие социальные нормы и запреты. Стремясь избавиться от неприятных психических состояний, человек с помощью "Я" вырабатывает защитные механизмы: неприятие критики в свой адрес, подавление мыслей и желаний, противоречащих принятым нормам, оправдание неспособности сделать что-то.

В работах "Тотем и табу" (1913), "Массовая психология и анализ человеческого "Я" (1921) и др. Фрейдисследует социально-политическую структуру общества. Его схема социальной структуры такова: вождь – элита – массы. Человек в понимании Фрейда – это изолированный атом. Потребность в объединении с другими людьми принуждает человека сдерживать свои естественные устремления. Массы всегда ищут вождя, поклоняются ему и жаждут отказа от самостоятельной ответственности. В основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Отождествление вождя с отцом идет из семейных отношений.

Таким образом, для фрейдизма характерно сведение социальной организации к патриархальному семейству. Эта концепция работает лишь в тех случаях, когда происходит политизация массы, когда идеальный образ лидера проецируется на творимого кумира.

Неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести в некоторые его положения общественно-политический контекст. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Так, Эрих Фроммсчитал, что психика человека социально обусловлена. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни. Там где подавляется свобода личности, возникают патологические проявления: садизм, мазохизм, склонность к разрушению. В работе "Бегство от свободы" Фроммисходит из того, что в капиталистическом обществе человек выделяется из социальной среды. Он предоставлен самому себе, изолирован и свободен. Одни люди стремятся использовать возможности для индивидуального развития, а другие стремятся убежать от свободы. Бегство от свободы характерно для авторитарной личности, которая одновременно стремится и к подчинению, и к господству. Это явление Фроммназвал садо-мазохизмом. Мазохизм проявляется в наслаждении от подчинения сильной деспотической власти. Садизм – в стремлении к господству над другими. Общая черта в мазохизме и садизме – слияние индивидуального "Я" с другими "Я". Формирование авторитарной личности происходит под влиянием социальных условий: экономической и политической нестабильности, падения жизненного уровня.

На основании психоанализа разработан жанр психоаналитического портрета. Впервые этот жанр был применен в совместной работе З. Фрейда и американского дипломата У. Буллита. Ими был создан портрет американского президента Вудро Вильсона. Г. Лассуэллиспользовал этот метод в работе "Психопатология и политика", где он сделал вывод, что стиль политического деятеля напрямую связан с его психологическими особенностями. Лассуэллвыделил три типа политиков: агитатор, администратор, теоретик. Л. Милбрат, проанализировав психику американского президента Р. Никсона, сумел объяснить его отставку.

Многие исследователи критикуют сторонников психоанализа за некорректные аналогии индивидуального и группового поведения, за упрощенческий подход при описании поведения. Другие же, наоборот, считают психоанализ весьма продуктивным методом исследования в политологии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

После фундаментальных методологических основ в книге рассматриваются проблемы сущности и структуры политических процессов

Структура книги базируется на основе системного метода который охватывает основные сферы политического процесса и связывает части политической.. в разделе раскрываются фундаментальные основания политологии.. важным фрагментом системного анализа является предположение что политика может рассматриваться как комбинация..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение политической науки
Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер ч

Политология как самостоятельная дисциплина
Собственно политология как самостоятельная научная дисциплина в современном ее понимании сложилась в конце XIX – начале XX вв. Это стало возможно в результате развития публичной политики как относи

Политология в СССР и СНГ
Что касается бывшего СССР и ряда других социалистических стран, то здесь политология как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные по

Понятие и сущность политики
Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя п

Политика как наука и искусство
Политику можно рассматривать как науку и искусство. Главная задача политики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспек

Предмет политологии
Указав на сферу политики как объект политологии, постараемся определить ее предмет. В научной литературе вопрос о предмете политологии трактуется далеко не однозначно. Имеются существенные разногла

Структура политологии
Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины. В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы: 1) теория и метод

Закономерности и категории политологии
Политология как наука имеет своей целью познание объективных закономерностей, действующих в сфере политики. Закономерности политологии отражают объективно существующие, повторяющиеся связи и отноше

Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляе

Функции политологии
Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, ме

Методы политологии
В современной литературе методология определяется как система норм и связанных с ними методов научного мышления, как постановка проблем и стратегия научного поиска. Научный метод – это систе

Исследовательские подходы в политологии
Наиболее общие, фундаментальные политологические методы часто называют исследовательскими подходами или методологиями. В политологии существуют разнообразные методологические подходы: бихевиоральны

Бихевиоральный подход
Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Фра

Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Л

Системный подход
Системный подход является составляющей общей теории систем и также исходит из ключевого понятия – системы. Система как целостное множество взаимосвязанных элементов не сводится к простой сумме свой

Марксизм как методология анализа политики
Марксизм, как и системный подход, является глобальным подходом к социальной действительности. Преобладание целого над частями образует сущность марксистского метода. В советской социальной

Основные этапы развития марксизма
На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу пришла группа теоретиков, действовавших в период относительного социального затишья – А. Лабриола, Ф. Меринг, К. Каутский, Г. Плеханов. Следующее поколение марксист

Критика марксизма К. Поппером
Серьезной критике марксизм был подвергнут со стороны Карла Поппера – немецкого философа и методолога науки. Марксизм – это чистейшая и наиболее опасная форма историцизма, считает К. Поппер. Под ист

Подходы к пониманию политической системы
В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но вс

Компоненты политической системы
Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической и

Модель политической системы
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются "в

Функции политической системы
Политическая система – это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и

Политическая система и государственная политика
Государственная политика – это выражение целей политической системы и средств, с помощью которых они достигаются. Традиционно государственную политику делят на внутреннюю и внешнюю. Если за основу

Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием – политическая сис

Факторы дифференциации политических режимов
Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев: - характер и мера осуществления власти; - механизм формирования власти; - взаимоотношения общества и

Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демокра

Роль идеологии в обществе.
Всеобщая регламентация жизни осуществляется через идеологию, которая превращается в своеобразную светскую форму религии. Этот режим часто так образно и определяют – "идеология у власти".

Положение средств массовой информации.
Власть осуществляет полный контроль над всеми средствами массовой информации, свободный доступ к информации отсутствует. Тоталитарное общество может существовать только как абсолютно "закрытое

Изменения в политической системе общества.
Между компонентами политической системы общества складываются особые взаимосвязи и взаимодействия. Уничтожаются все политические партии, кроме одной правящей, а также общественные организации в соб

Политическая культура.
Для тоталитарного режима характерно стремление создать "нового человека" с особым политическим сознанием и политическим поведением. Партия, контролируя процесс политической социализации,

Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Среди ученых до сих пор продолжа

Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власт

Исторические формы и модели демократии.
Поскольку понятие демократия шире, чем понятие демократический политический режим, следует более подробно остановиться на исторических формах и моделях демократии. Проблема классификации д

Основные характеристики власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населен

Бихевиоризм как наука о поведении Бихевиоризм как науку о поведении обосновал американ­ский психолог Дж.Уотсон. “С точки зрения бихевиоризма, - пи­сал он, - подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти”.

Поведение в качестве предмета психоло­гии декларировалось как альтернатива психологии сознания. Бихевиоризм ис­ключил сознание из психологии, хотя нали­чие сознания у человека не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изу­чения, “поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознани­ем”. Ввиду того, что традиционно психическое отождествлялось с сознанием, бихевиоризм стали называть “психологией без психики”. Дж.Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражения, идущие из внешней среды. Внешние раздражите­ли, простые или сложные ситуации - это стимулы (S); ответные движения - реакции (R). Поведение - это всякая реакция в от­вет на внешний стимул, посредством которой происходит при­способление индивида к окружающему миру. По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано фор­мулой “стимул-реакция” (S?R). Задача психологии - устано­вить однозначные отношения между стимулами и реакциями. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение че­ловека, контролировать его, управлять им. Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Поведение должно исследоваться такими же методами, которые ис­пользуются в естествознании: наблюдением и экспериментом. Современный вариант поведенческой психологии - ради­кальный бихевиоризм Б.Скиннера - предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы обще­ственной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности.

Психоанализ как учение о бессознательной психике В особой проекции предстает человек в психоанализе как течении психологии. Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд. Это направление называют также его именем - фрейдизмом. З.Фрейд шел к своему пониманию психологии человека от естествознания и медицины: он имел большую практику лечения больных с функциональными нарушениями психики, главным обра­зом невротиков. Медицинская практика позволила ему разработать психологи­ческую концепцию природы неврозов и их лечения, которая стала основой психо­аналитической теории и метода. Согласно представлениям З.Фрей­да, невротическая болезнь развивается в результате действия вытесненных из сознания травмирующих переживаний (“ущемленных аффек­тов”), которые образуют в сфере бессознательного сильно заря­женный очаг - аффективный комплекс. Задача психотерапии за­ключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бес­сознательных аффективных комплексов - анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забывании и т.д. Все эти методы предполагают активную ра­боту психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом кон­цепции - психоанализ. Созданный первоначально как метод ле­чения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормаль­ной психической жизни людей. Ядро психоанализа как нового психологического направле­ния составило учение о бессознательном. Человеческая психоло­гия стала истолковываться как обуслов­ленная бессознательными, иррацио­нальными силами - влечениями, ин­стинктами. Основными из них являют­ся сексуальное влечение и влечение к смерти. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль. Оно выступало как глашатай бес­сознательного. Представляя собой сферу сосредоточения влечений, вытесненных переживаний, бессознательное управляет по­ведением человека. Поэтому часто человек не может дать адек­ватного объяснения своим поступкам или объясняет их, не по­нимая подлинных побудителей своего поведения. Фрейдизм получил широкий отклик и распространение во всем мире. Объясняется это тем, что в психоанализе на первый план выдвигались вопросы, которые затрагивали реальные жиз­ненные нужды и проблемы людей, а главное - предлагались от­веты на них. В психоанализе психическая жизнь человека пред­стала сложной, организованной, расчлененной, динамичной. Психоанализ давал свое истолкование важнейшей сфере челове­ческой жизни - сексуальной, что кардинально отличало его от других течений в психологии. Однако уже с момента объявления своей научной програм­мы и до сего дня фрейдизм подвергается серьезной критике. Критикуются основные постулаты учения психоанализа (роль сексуальных влечений, бессознательного начала в поведении че­ловека), способы обоснования концептуальных положений (ши­рокое привлечение в качестве объяснения умозрительных конст­рукций, художественных образов, метафор и т.п.); произволь­ность в толковании проявлений бессознательного (содержания снов, ошибочные действия и т.д.). Указывается на биологизацию и натурализацию человеческой психологии. Завершающим этапом развития психоанализа стало превра­щение его в философскую доктрину, где основные понятия и теоретические конструкции экстраполировались не только на че­ловеческую природу, но и на все сферы человеческой культуры. Широкое признание у специалистов получила практика психоанализа, построенная на использовании методов и техник, созданных при лечении функциональных расстройств психики и опирающихся на реальные психологические механизмы. Отправ­ным положением в работе психоаналитика-практика признается наличие конфликта между сознанием и бессознательным, вытес­нение травмирующих переживаний в сферу бессознательного, освобождение личности от травмирующих переживаний через осознание вытесненных влечений.

Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению в начале XX в. особого направле­ния - гештальтпсихологии. Видными ее представителями явля­ются М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами ос­нования, и метод психологии сознания - атомизм психического, интросекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным. Основным положением новой школы в психологии стало ут­верждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе невыводимые из об­разующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Гештальтпсихология выступила с новым пониманием предме­та и метода психологии. Целостность психологических структур стало главной проблемой и объясни­тельным принципом в гештальтпсихоло­гии. Методом же стало феноменологи­ческое описание, направленное на непо­средственное и естественное наблюде­ние содержания своего восприятия, сво­его переживания, на выявление в созна­нии образных структур или целостностей. При этом предлага­лось занять позицию “наивного, неподготовленного” наблюдате­ля, не имеющего заранее выработанного представления о строе­нии психических явлений. Многочисленные и тонкие экспериментальные исследова­ния, проведенные гештальтпсихологами преимущественно на про­цессах восприятия и мышления, доказали, что действительно пси­хические образования обладают первичной целостностью. В иссле­довании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: “фигу­ры и фона”, “транспозиции” (реакция не на отдельные раздражите­ли, а на их соотношение), принцип “хорошей формы” и т.п. Ис­следования мышления выявили феномен инсайта как мгновен­ного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации. Эти данные выявили активность субъекта, структури­рующего дискретные события и придающего им смысл. Вме­сте с тем явление целостности психических образований отно­сится не только к восприятию и мышлению. Гештальтпсихология утверждала, что сам человек есть часть целого, особого “пси­хологического” поля, но такая часть, которая сама характеризу­ется целостностью. Динамическая теория личности в гештальтпсихологии спе­циально разрабатывалась К.Левиным. Предметом его исследо­ваний стали потребности, аффекты (эмоции), воля. К.Левин полагал, что базовые потребности лежат в основе поведения человека. Образование и реализация потребности происходит в актуальной жизненной ситуации или в психологическом поле. Именно “по­ле” обусловливает мотивационную силу предмета потребности: он получает положительно или отрица­тельно заряженную валентность, побуждая и направляя пове­дение индивида, понять которое можно лишь анализируя пси­хологическое поле, в котором он находится в данный момент времени. К.Левин ввел в психологический оборот целый ряд широко используемых понятий, таких, как “временная перспектива”, “ква­зипотребность”, “целевая структура”, “уровень притязаний”, “поиск успеха и стремление избежать неудачи” и др. Им была разработана особая геометрическая модель для описания векто­ров движения субъекта в психологическом поле, критически оцененная в психологии как формально-динамическая. Оценивая гештальтпсихологию как научную школу, необхо­димо отметить, что здесь был, по сути впервые, раскрыт прин­цип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. В рамках шко­лы были разработаны оригинальные исследовательские методи­ки, получены уникальные факты, которые легли в основу особо­го направления практической психологии - гештальттерапии.

Самоактуализирующая личность в гуманистической психологии В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманисти­ческая психология как совокупность теоретических воззрений на человека и как психотерапевтическая практика.

С самого на­чала своего возникновения она противопоставила себя бихевио­ризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и редукционистские подходы к человеку. Гуманистическая психология представляет собой комплекс­ную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Г.Олпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мерфи, К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мей. Гуманистическая психология уходит корнями как в гума­нитарные, так и естественные науки. Особое значение прида­ется философии и литературе. Одной из основ гуманистической психологии ста­ло философское течение экзистенциа­лизма с его ориентированностью на про­блемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смыс­ла существования. Предметом исследования гуманистической психологии яв­ляется уникальная и неповторимая личность, постоянно сози­дающая себя, осознающая свое назначение в жизни, регулирую­щая границы своей субъективной свободы. В качестве основ­ных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоосуще­ствления личности, поиска смысла бытия, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к науке о человеке. Гуманистиче­ская психология исходит из положения о том, что человек наде­лен потенциями к непрерывному развитию и реализации твор­ческих возможностей, и считает его способным управлять собст­венным развитием. Для гуманитарной психологии изучение конкретного челове­ка, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей ила обобщение многих случаев и ситуаций. Неоправданна также ориентация на изучение лишь сложившихся форм поведения че­ловека. Человек по своей природе активное, творческое сущест­во, способное к саморазвитию: у него есть не только прошлое, но и будущее. Принципиальным для гуманистической психоло­гии является видение целостной природы психической жизни человека.Гуманистическая психология создала новый подход в практи­ке консультирования и психотерапии, оказала влияние на практику воспитания, психологию производственных отношений, на раз­решение межличностных политических конфликтов. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес К.Роджерс. Он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название “клиент-центрированной терапии”, где в качестве ключе­вого понятия в терапии используется понятие “встреча”. Концепция группо­вой терапии К.Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других. Встреча в группе строится таким образом, что обратившийся за помощью подводится терапевтом к принятию на себя ответ­ственности за решение своих жизненных проблем. Этому способ­ствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересо­ванное, эмпатическое слушание, уста­новление близких межличностных от­ношений. Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и вос­питания. Критикуя существующую научно обоснованную педаго­гическую практику, А.Маслоу указывал, что “99% того, что на­писано по так называемой теории научения, просто непримени­мо к развивающемуся человеческому существу”. Негативную оценку современному образованию дает видный представитель современной гуманистической психологии Т.Грининг: “Традиционное образова­ние с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса ориентировано исключительно на подготовку произво­дителей материальных ценностей и формирует людей, которые должны запол­нить заранее предназначенные для них “ячейки” в обществе. Такое образование уже давно стало тормозом, мешающим эффективно развиваться новому типу обучения, и, следовательно, воспитывать человека во всей полноте его уникаль­ности и своеобразия, его возможностей активно и творчески учиться на всех возрастных этапах”. Гуманистическая психология выступает в качестве мировоз­зренческой и практической основы педагогики, которая исходит из идеи самоактуализации личности, раскрытия творческих воз­можностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы, апеллирует к духовным ценностям, поиску смысла бытия, настаивает на необходимости учета уникальности каждого учащегося в процессе обучения. Приоритет в таком обу­чении отдается собственному движению учащихся в знании, переживанию радости открытия нового знания, ценности межлич­ностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техникам эффективного управления учебной работой. Гуманистическая психология представляет собой одно из наи­более перспективных направлений современной науки о человеке.

Человек познающий в когнитивной психологии Против бихевиористских представлений о человеке выступи­ла и когнитивная психология, которая как научная школа офор­милась в США в середине 60-х гг. Видным представителем ее яв­ляется У.Найссер. Согласно основным идеям когнитивной психологии решаю­щую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, со­хранения и использования человеком своих знаний. Предмет ис­следования когнитивной психологии составляют познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психо­логии рассматривается как активный преобразователь информа­ции, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер. Когнитивная психология накопила уникальный и разнооб­разный фактический материал, который существенно дополняет и уточняет закономерности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познава­тельной деятельности по переработке, хранению и использова­нию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал пси­хологической науки такие термины, как информация, переработ­ка, кодирование, подпрограмма, когнитивная каста и др. Однако предлагаемые ею объяснительные модели когнитивных процес­сов далеки от реальной жизни человека. “Изучение процессов переработки информации, - пишет теоретик когнитивной пси­хологии У.Найссер, - становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе примене­ние за пределами лаборатории”. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Характерной в этом отно­шении является точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно кото­рой “человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды”.

Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии Советская психология имела единую философско-методологическую и мировоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Видный представитель советской психологии А.Н.Леонтьев писал: “Методологическому плюрализму советские психо­логи противопоставили единую марксистско-ленинскую методо­логию, позволяющую проникнуть в действительную природу психики, сознания человека”. Существо марксистского подхода к пониманию психологии человека сводилось к утверждению об­щественно-исторической и социальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования. Одним из первых проблему общественно-исторической обу­словленности психики человека стал разрабатывать Л.С.Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произ­вольное внимание и др.) как о специфически человеческих фор­мах психики и сформулировал закон их развития: “Каждая выс­шая психическая функция проявляется в процессе развития по­ведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологи­ческая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспо­собления, как внутренний процесс по­ведения, т.е. как категория интрапсихологическая”. Иначе говоря, индивиду­альные психологические способности первоначально существуют вовне, в со­циальной форме и лишь затем индивид осваивает их, “переносит” внутрь. Ме­ханизм формирования индивидуальных способностей - интериоризация. Учение об общественно-историческом происхождении чело­веческой психики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралисти­ческих теориях взаимоотношения человека и общества рассмат­риваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологизаторские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека, который формируется по меркам этого социума. В целом для советской возрастной и педагогической психо­логии характерным является утверждение о решающей роли обу­чения и воспитания в становлении человеческой личности, о без­граничной возможности развития человека в благоприятных со­циальных условиях. В педагогической практике эта оптимисти­ческая позиция проявилась в единообразных учебных програм­мах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индивидуальных различий среди школьников (в том числе и трудно воспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались.

Психологические подходы

2.3.1. Возникновение и поддержание панического расстройства

В последнее время было предложено достаточно много психологических моделœей для объяснения панического расстройства. Кларк (Clark, 1986) уже в 1986 году подчеркивал роль катастрофальных оценок физических ощущений при панических атаках. Согласно этой модели, панический приступ возникает из-за того, что интернальные или экстернальные раздражители - на базе не описываемых в этой модели детерминант - воспринимаются прежде всœего как угрожающие. На это угрожающее восприятие индивид реагирует страхом и физическими изменениями, которые сами в конце концов оцениваются как опасные и угрожающие жизни. Интерпретация физических ощущений как признаков физической катастрофы производит, со своей стороны, другие физические симптомы, которые вновь оцениваются как указание на физическую угрозу, и т. д. В случае если данный процесс будет всœе дальше нарастать, произойдет паническая атака. Согласно сложной объяснительной модели Барлоу (Barlow, 1988), паническое расстройство начинает развиваться после возникновения ложного сигнала тревоги на стресс. При этом ложный сигнал тревоги - в противоположность филогенетическим осмысленным сигналам тревоги - содержит элементы дисфункциональной реакции избегания. В результате ассоциации этого ложного сигнала тревоги с интернальными раздражителями, в дальнейшем интернальные раздражители сами могут вызвать уже заученную реакцию тревоги или паники. По Барлоу (Barlow, 1988), клиническое паническое расстройство развивается в том случае, в случае если у индивида возникают тревожные ожидания новых панических реакций. Этими тревожными ожиданиями объясняются вигильность и чувствительность по отношению к интернальным раздражителям, что понижает порог для дальнейших сигналов тревоги или паники.

Особенно хорошо обоснована психофизиологическая модель Элерса и Марграфа (Ehlers & Margraf, 1989, см. также Margraf & Schneider, 1996), тоже подчеркивающая роль интернальных раздражителœей для возникновения панической атаки (рис. 37.2.2).

Рис. 37.2.2. Психофизиологическая модель панического расстройства по Элерсу и Марграфу (Ehlers & Margraf, 1989)

Являясь следствием различных возможных пусковых факторов (возбуждения, кофеина, жара), приступ паники обычно начинается с физиологических (к примеру, сердцебиение, головокружение) или психических (к примеру, быстрая скачка мыслей, затрудненная концентрация внимания) изменений. В случае если индивид воспринимает эти изменения и ассоциирует их с непосредственной чрезмерной опасностью и угрозой, то он реагирует на это тревогой, которая, в свою очередь, вызывает другие физические и когнитивные изменения. И если эта эскалация симптомов вновь воспринимается пациентом и связывается с опасностью, то это приводит к росту тревоги. Эта обратная связь между изменениями, восприятием, ассоциацией с опасностью и тревожной реакцией может возникать многократно и в результате привести к процессу нарастания. Такая обратная связь в конце концов и приводит к панической атаке. Элерс и Марграф (Ehlers & Margraf, 1989) назвали данный процесс ʼʼпсихофизиологическим замкнутым кругомʼʼ; на рис. 37.2.2 представлена внутренняя часть этой модели. Οʜᴎ считают (Ehlers & Margraf, 1989), что крайне важно отделять внутренние раздражители от их восприятия, поскольку прямого соответствия между ними не существует. Так, индивид, находясь в состоянии покоя, к примеру лежа в постели, может чувствовать ускоренное сердцебиение только потому, что в данном положении тела удары сердца воспринимаются отчетливее. В этом случае позитивная обратная связь начнется не при изменении сердцебиения, а при его восприятии. Такое восприятие может ассоциироваться с опасностью, причем при ассоциативных связях задействованы процессы интероцептивного обусловливания и сознательной интерпретации.

Согласно психофизиологической модели, панические атаки могут прекратиться (уменьшение тревоги) в двух случаях: а) благодаря осознанию возможностей их преодоления и б) благодаря автоматически включающимся процессам негативной обратной связи. Как пример процесса негативной обратной связи, можно назвать габитуацию, утомление или респираторные рефлексы при гипервентиляции. Кратковременными, уменьшающими тревогу возможностями преодоления можно назвать, к примеру, избегающее поведение и поведение, связанное с поиском помощи. Другие способы поведения, которые могли бы привести к уменьшению тревоги, - это изменение дыхания, отвлечение от внешних раздражителœей или реатрибуция физических ощущений. В случае если попытка преодоления не удалась, то это может привести к повторному росту тревоги.

Модифицирующее влияние на эти процессы обратной связи может оказать большое число факторов. На рис. 37.2.2 эти факторы приведены вне центральной части модели. Так, на процессах обратной связи, приводящих к росту тревоги, кратковременно могут отражаться актуальные психические и физические состояния (к примеру, общий уровень тревоги, острое аффективное состояние, физическое истощение, гормональные колебания), а также актуальные ситуативные факторы (к примеру, переживание тревоги при физической активности, чрезмерное потребление никотина или кофеина, наркотиков и некоторых лекарственных препаратов). Долговременное воздействие могут оказывать ситуативные факторы (к примеру, длительные тяжелые жизненные ситуации) и индивидуальные диспозиции человека. В качестве индивидуальных диспозиций Элерс и Марграф (Ehlers & Margraf, 1989) называют обостренное внимание к опасным раздражителям, хорошую способность воспринимать физические ощущения и приобретенные в результате научения тенденции истолкования симптомов (к примеру, когнитивные стили / схемы о значении внутренних раздражителœей). Обеспокоенность тем, что паническая атака может повториться, также может привести к повышенному уровню тревоги и возбуждения.

Необходимо отметить, что психофизиологическая модель подкреплена большим количеством доказательств (Margraf & Schneider, 1996). Так, к примеру, было установлено, что панические атаки зачастую начинаются с восприятия определœенных физических ощущений и пациенты с паническим расстройством склонны к тому, чтобы ассоциировать эти ощущения с опасностью. Далее было показано, что пациенты с паническим расстройством по сравнению со здоровыми лицами из контрольной группы или лицами с другими тревожными расстройствами считают более вероятным, что физиологические реакции могут причинить им большой вред. Также было подтверждено, что пациенты с паническим расстройством демонстрируют избирательное внимание к раздражителям, которые могут указывать на физическую опасность. Также существование позитивной обратной связи между воспринятыми физическими симптомами и тревожными реакциями было доказано с помощью неправильной обратной связи частоты сердцебиений. При этом эта модель не может ответить на один существенный вопрос, а именно почему вообще возникает самая первая паническая атака. Играет ли здесь роль специфическое генетическое наследование, нельзя с достаточной убедительностью вывести из выше рассмотренного накопления симптоматики в семье. Возможно, так передается только неспецифическая уязвимость, в то время как на формирование специфического расстройства, скорее всœего, оказывают влияние факторы внешней среды (Andrews, Stewart, Allen & Henderson, 1990; Kendler, Neale, Kessler, Heath & Eaves, 1992). Представление о том, как может происходить психологическая передача панического расстройства, дают исследования Элерса (Ehlers, 1993) и Шнейдера (Schneider, 1995). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эмпирические данные указывают на большое значение для возникновения панического расстройства специфического опыта͵ полученного пациентами в детском и подростковом возрасте. Важным средовым фактором для возникновения панического расстройства должна быть реагирование родителœей на релœевантные для паники симптомы. С точки зрения современной науки, большое значение для передачи имеет научение по моделям.

Другой важной теорией, получившей широкий отклик в научных кругах, является теория гипервентиляции (Ley, 1987). Эта теория предполагает, что причиной возникновения панического расстройства является гипервентиляция. Правда, основные гипотезы не получили эмпирического подтверждения. Ни хроническая, ни актуальная гипервентиляция не проявляется при панических атаках регулярно. Напротив, было замечено, что более существенную роль играют когнитивные факторы. Так, при гипервентиляции с помощью соответствующих инструкций бывают вызваны или устранены субъективные и физиологические тревожные реакции. Маграф и Шнейдер (Margraf & Schneider, 1996) указывают на то, что на сегодняшний день гипервентиляция обладает значимостью не столько как этиологическая теория, сколько как терапевтический подход. Гипервентиляция может использоваться для провокации у лиц с паническими расстройствами пугающих физических симптомов, с целью их переработки путем реатрибуции.

Другие авторы, к примеру Бек и Эмери (Beck & Emery, 1985), в рамках похожих гипотез, напротив, рассматривают когнитивные факторы в качестве решающих для возникновения и развития панического расстройства (когнитивные теории научения). Согласно этой концепции, неопасные ситуации неадекватно интерпретируются пациентами как опасные. В качестве особого фактора для агорафобического избегающего поведения принято называть скрытый страх перед ситуациями, которые и на самом делœе могут оказаться опасными (к примеру, тесное, замкнутое пространство, переполненный покупателями магазин, определœенные социальные ситуации и т. п.). При ситуативных стрессах лицам с паническим расстройством часто бывает сложно привести свои эмоциональные реакции в соответствие с ситуацией и проверить содержание возникающих (чрезмерных) страхов.

2.3.2. Подходы к объяснению агорафобии

В рамках психологических теорий научения наибольшим влиянием среди теоретических подходов к объяснению фобических расстройств, в т.ч. и агорафобии, пользуется, прежде всœего, так называемая ʼʼтеория двух факторовʼʼ (Zwei-Faktoren-Theorie). Еще и сегодня эта теория используется как основа для определœения показаний к терапии агорафобического избегающего поведения. Теория двух факторов (Mowrer, 1960) предполагает, что при фобиях изначально нейтральный раздражитель, возникший в результате травматического события, ассоциируется с основным мотивированным тревогой состоянием (классическое обусловливание) и следующее за этим избегание такого - уже аверсивного - раздражителя подкрепляется исчезновением этого неприятного тревожного состояния (оперантное обусловливание). При этом, несмотря на то, что это хорошо согласуется с данными, полученными в результате экспериментов на животных, эта теория оказалась не достаточной для объяснения клинических фобий и агорафобии. В первую очередь, многие пациенты с фобиями не помнят, чтобы у них происходили травматические события до начала расстройства, а во-вторых, у людей не удалось выработать соответствующей фобии (ср.
Размещено на реф.рф
невозможность повторить эксперимент с маленьким Альбертом из: Watson & Rayner, 1920).

В своей переработанной версии этой теории о возникновении агорафобии Гольдштейн и Чамблес (Goldstein & Chambless, 1978) пришли к выводу, что следует различать две формы агорафобии: 1) простую агорафобию ,связанную с травматическими событиями, и 2) существенно более распространенную комплексную агорафобию ,которую чаще всœего определяют как ʼʼстрах перед страхомʼʼ. Наблюдаемая при этом склонность оценивать физические ощущения как указание на опасность и болезнь и реагировать на это страхом описывается понятием ʼʼчувствительность к страхуʼʼ (Reiss & McNally, 1985). Вместе с тем, Гольдштейн и Чамблес подчеркивали роль интероцептивного обусловливания. Физические ощущения, такие как учащенное сердцебиение, становятся условными раздражителями для панических атак, которые вновь бывают связаны с внешней ситуацией путем обусловливания более высокого порядка. Хотя многие аспекты этого подхода прошли хорошую эмпирическую проверку, гипотеза о специфической предрасположенности и пусковых факторах по-прежнему остается спорной. Такие факторы, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, зависимость и неспособность адекватно идентифицировать пусковой механизм неприятных эмоций вполне способны оказывать диспозиционное воздействие, но всœе же у подавляющего большинства пациентов с этим диагнозом не встречаются. Не находит эмпирического подтверждения также и предположение, что панические расстройства вызываются преимущественно в конфликтных интерперсональных ситуациях. Хотя не всœе компоненты модели эмпирически подтверждены, переработанная теория двух факторов обладает всœе еще большим значением для лечения агорафобии, поскольку представляет собой простую, ориентированную на пациента͵ объяснительную модель, дающую показания к применению методов конфронтации (см. Margraf & Schneider, 1996).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходная нейробиологическая гипотеза о том, что первоначальные неожиданные панические атаки имеют решающее причинное значение для развития агорафобии, остается важнейшей гипотезой, не противоречащей ни когнитивным теориям научения, ни эпидемиологическим данным (Wittchen & Vossen, 1996).

Психологические подходы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические подходы" 2017, 2018.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом.

Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку - невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к...

Прежде чем приступить к любому делу, нужно умело выбрать профессию, одну или две из тех, в которых Ваш успех будет максимальным. В каждой профессии есть одно или два качества, которые являются ведущими для успеха в этой профессии.

Например, в профессии менеджера главное качество - это общительность. Поэтому если Вы не общительный человек, то Вам не стоит начинать свою карьеру в этой сфере.

Кроме того, при большом разнообразии людей их можно разделить на экстравертов и интровертов, на людей...

Основные модели сексуальности

Имеется три основные модели сексуальности.

I. Биологическая модель

Специалисты, придерживающиеся взглядов на сексуальность в рамках этой модели, так или иначе сводят весь спектр сексуальности к биологической проблематике, т. е. видят в человеческой сексуальности лишь физиологическое проявление.

Очевидно, что представителей этого направления больше интересует организм человека, чем его личность. Именно этот подход в сексопатологии, чаще всего...

Когда формируется (или приживается) какая-то традиция, возникает несколько интересных языковых феноменов. Вновь образовавшемуся "цеху" приходится объясняться и с внешним миром, и с неофитами, и с другими аналогичными объединениями профессионалов.

Мы старались отразить в данной публикации эту языковую ситуацию, поскольку она, как ничто другое, может служить зеркалом социально-психологических процессов в сообществе и на его границах. Одним из интересных феноменов, составляющих эту сложную...

Покинутый переживает свою травму преимущественно на уровне "иметь" и "делать", а не на уровне "быть", характерном для отвергнутого. Вот несколько типичных ситуаций, провоцирующих у ребенка травму покинутого.

Малыш может чувствовать себя покинутым:

Если его мама вдруг окажется очень занятой в связи с появлением нового младенца. Особенно острым это чувство бывает в тех случаях, когда новорожденный младенец болеет или требует особого ухода. Покинутому кажется, что мама совсем оставила его и...

Эта травма пробуждается и дает себя знать в ребенке в возрасте от одного до трех лет. Я употребляю здесь слово "пробуждается", поскольку, напоминаю, моя теория основана на том, что мы рождаемся с уже принятым решением о том, какие травмы намерены излечить, даже если после рождения не сознаем этого.

Душа, пришедшая на Землю, чтобы излечить эту травму, притягивает к себе родителей, которые будут ее унижать. Эта травма особенно прочно связана с физическим миром, с миром "иметь" и "делать". Она...

Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий.

Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!