Психология - это просто. Проблема лжи во благо

Добрый день, меня интересует вот какой вопрос… Ложь во благо - может иметь место в нашей жизни? Или же любая ложь противна Господу? Даже мелкая и бытовая? Спасибо! (Антон Р.)

Отвечает Михаил , раввин мессианской общины Винницы:

Шалом, Антон.

Признаться, я не встречал в Писании такого понятия, как «ложь во благо». Везде слово «ложь» в Библии употребляется в отрицательном смысле.

Иешуа, говоря о дьяволе, сказал следующее:

Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи . Ин. 8:44

Мы видим, что всякая ложь является порождением дьявола. Он есть её отец. И, так называемая, ложь во благо – это тоже ложь, и её отцом является сатана. Понимая это сами себе объясните, как то, что берет начало от противника Бога, может быть добром?

Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины . 1Ин. 2:21

Ну, этот стих из 1-го послания Иоанна вряд ли требует расширенного комментария. Посмотрите – любая ложь противопоставляется истине.

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Еф. 4:25

Рабби Шауль призывает нас говорить правду даже тогда, когда это может быть неприятно слушающему.

Ложь во благо – питательная почва для философов и поэтов. Один эстрадный исполнитель когда-то пел – «лучше ласковой лжи – беспощадная правда». Что-то похожее было и у Аллы Пугачевой – «святая ложь, пусть даже ты свята, твоя мне ненавистна доброта, я тебе не верю…». На уровне разума люди давно поняли, что любая ложь – это плохо. Почему же тогда мы нередко слышим от кого-то, что то или иное было сказано «во благо», хотя и является неправдой?

Подписывайтесь:

Тема лжи во благо является попыткой греховной натуры оправдать грех. Плоть разделила ложь на плохую и хорошую, чтобы, когда понадобится, на любую неправду навесить ярлык «лжи во благо». Это очень похоже на то, как незнакомое с Богом человечество оценивает оккультизм. Разве мы не слышали о злых волшебниках и добрых, о черной и белой магии? Ложь во благо – это такое же «добро», как и т.н. белая магия. Девиз плоти таков — если нельзя, но очень хочется, то можно…

Может ли ложь быть большой и маленькой? Наверное, да. Но, при этом вспоминаю слова Юлиана Семёнова, которые он говорил устами разных героев своих произведений – «маленькая ложь рождает большое недоверие». Действительно, ложь – это грех, а всякий грех, даже если он маленький, порождает смерть (Иак. 1:15). Смерть доверию, смерть взаимоотношений и т.д.

Давайте, Антон, будем следовать вышеупомянутому совету Шауля и, «отвергнув всякую ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему

Как часто мы скрываем правду и почему мы делаем это? Может ли ложь быть оправдана? Именно на эти вопросы отвечает русский писатель Александр Иванович Куприн.

Поднятая автором проблема допустимости лжи во спасение, несомненно, важна в наше время. Некоторые считают, что лучше всегда говорить правду, даже если она "горькая", но ведь именно обман может стать для кого-то спасением. Интересно проследить как автор раскрывает данную проблему и приводит нас к понимаю своей позиции.

Рассказчик повествует нам историю о человеке, которого незаслуженно лишили работы, но он до сих пор не может сознаться в этом своей матери.Он навещает ее четыре раза в год, и ради этого визита герой "старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид". С трудом он набирает пятнадцать копеек на то, чтобы привести себя в порядок. Семента, чтобы не расстроить мать, вынужден "лгать развязно и небрежно", придумывать новые истории, которые противоречат тому, что он говорил в плошлый визит. Старушка догадывется, что ее сын обманывает ее, но никогда не скажет об этом. Семенюга тоже видит, что мать не верит ему, но никогда об этом не проговориться, потому что именно эта ложь во благо дает и сыну, и матери надежду на лучшее. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • А.И.Куприн, проблема лжи во благо/белой лжи

Куприн считает, что ложь может быть оправдана, если она "святая"

Я полностью согласен с мнением писателя. Иногда обман может подарить людям надежду, а порой даже и жизнь.

Обратимся к роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Гринев ради спасения возлюбленной. Он скрывает от Пугачева то, что она дочь капитана Миронова и представляет ее как сироту. Герой не мог сказать правду, потому что люди Пугачева могли навредить девушке.С помощью обмана он спасает жизнь своей невесты. Такую ложь, на мой взгляд, можно назвать святой.

Не все разделяют мнение, что ложь может быть спасительной. Многие считают, что нельзя питаться ложными надеждами.Так, например, в произведении Максима Горького "На дне" раскрывается проблема лжи во благо. Главный герой Лука считал, что сладкий обман может облегчить жизнь людям. Ложь может помочь человеку поверить во что-то лучшее, возможно даже, поверить в себя, в свои силы, и тем самым изменить свою жизнь, но герой не отрицал, что иногда правду говорить нужно, ведь жизнь человека состоит не только из радостей, но и из горестей.

Бывает ли на самом деле ложь во благо? Чем можно оправдать ложь, сказанную в лицо? Сторонники честности и открытости определенно заявляют, что ничем. Ложь – это большой грех на душе и тяжесть на совести. Человек, который осмелился врать, должен потом постоянно помнить о своей лжи, искать ей подтверждение, а значит, врать снова и снова. Выйти из порочного круга будет очень тяжело и лучше бы сразу покаяться, рассказать всю правду, очистить совесть.

Когда ложь – спасение

Но жизнь нельзя загнать в рамки только лишь хорошего или плохого, она многогранна и представлена множеством оттенков. Поэтому те, кто мыслит крайностями и следует слишком строгим принципам, в конце концов, оказываются перед настоящей дилеммой. Ложь относится к подобным понятиям. Как можно сказать у постели больного, что жить ему осталось несколько месяцев, если надежда на выздоровление – единственное, что пока помогало ему справляться с болезнью? И как рассказать маленькому ребенку, что его мама неродная ему? Или признаться пожилым родителям, что их сын ведет совсем не ту честную жизнь, о которой рассказывает?

Иногда ложь – это средство защиты для человека, которому врут. Ведь правда нужна далеко не в каждом случае. Иногда правда – это единственное, что может навредить и даже . В этом случае мудрее, милосерднее прибегнуть ко лжи, тем более, если есть надежда, что правду никогда не узнают, а ложь может спасти чью-то жизнь.

Что выбрать – ложь или правду?

Правда должна быть более предпочтительна для всех типов отношений: дружбы, семьи, родственных связей, деловых отношений. В жизни именно правда является спасительной для людей в большинстве ситуаций, она позволяет создавать доверительные отношения, быть открытым и честным, жить в мире с собой и с другими людьми. Но спасительную силу лжи тоже нельзя отметать для некоторых ситуаций. Нельзя разрушать семьи или дружбу одним неосторожно сказанным словом только потому, что слово это правдиво. Оставлять события в прошлом, забывать обиды, молчать о некоторых неприятностях – это тоже часть человеческой жизни, которая позволяет людям долгое время оставаться вместе.

Человек сам должен оценивать каждую ситуацию и принимать решение, как лучше, добрее и милосерднее поступить в каждом конкретном случае: сказать правду или же скрыть ее. Ведь важно не только всегда быть абсолютно правдивым и честным, но и быть, прежде всего, добрым и мудрым человеком, не навредить другому, но сделать все для его блага.

Рано утром Лопатин с Ваниным ушли в первую роту. Сабуров остался: он хотел воспользоваться затишьем. Сначала они два часа просидели с Масленниковым за составлением различной военной отчетности, часть которой была действительно необходимой, а часть казалась Сабурову лишней и заведенной только в силу давней мирной привычки ко всякого рода канцелярщине. Потом, когда Масленников ушел, Сабуров сел за отложенное и тяготившее его дело - за
ответы на письма, пришедшие к мертвым.

Сочинение

Народная мудрость гласит: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Так ли это является на самом деле, и всегда ли ложь имеет за собой только отрицательный подтекст? Проблему лжи во благо поднимает в данном мне тексте К. Симонов.

История знает множество людей, отличившихся когда-то необычайно светлыми, искренними, добрыми поступками, и одним из таких случаев является герой истории, с которой знакомит нас автор. Её герой, Сабуров, находясь в условиях войны, пользуясь затишьем и несколькими минутами свободного времени, часто снимал тяжесть с сердца одним добрым поступком: он отвечал на письма убитых солдат, пришедшие им от родных. Автор обращает наше внимание на то, что большинство на месте Сабурова проигнорировало бы письма, отказываясь брать на себя эту тяжкую ношу. Но герой не мог так просто проходить мимо чужого горя и предпочитал помогать ближнему, превозмогая собственную боль. Однако и в самом процессе написания письма Сабуров сталкивался с трудностями и моральными терзаниями: ответить цинично и коротко, как ответил бы любой равнодушный к чужой беде человек, или солгать во благо, разнообразив ответ нужными для родных и близких подробностями героической гибели их солдата. К. Смирнов делает акцент на том, что сам герой не лгал и считал лишь ложь ради добрых намерений единственно приемлемой. Потому он решился на приукрашенный и полный взаимной скорби рассказ, понимая, что горюющим любая весть об убитом станет чреватой полной перемены жизни, всего будущего, а, значит, им просто необходима была подобная поддержка. Наш герой просто знал, что нужно людям, и давал им это, находя нужные слова и подбирая правильные обороты, считая, что такая ложь сделает только лучше и облегчит страдания горюющих.

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что ложь не считается чем-то негативным и противоестественным, если она совершается с добрыми намерениями. Ложь во благо помогает человеку поверить в лучшее и скрасить своё горе несколькими счастливыми мгновениями, а, значит, иногда лучше солгать, пересилив собственные принципы, нежели оставить человека наедине с правдой, разъедающей его изнутри.

Мне близка позиция К. Симонова тем, что я тоже считаю, что лгать априори плохо, однако если ложь может спасти одного или даже нескольких людей, можно позволить себе оказать подобную помощь. Ложь во благо – это приукрашенные сведения, донесенные лишь с добрыми намерениями, и это спасательный круг для тех, кто не может выносить жестокую правду.

Подобной позиции придерживался герой пьесы М. Горького «На дне». Лука также считал, что в некоторых случаях человеку не стоит подавать правду такой, какая она есть – это может навредить ему. Самообман по мнению героя способен повлиять на многое, в том числе и на моральное и физическое состояние человека, - потому он старался «спасти» Анну добрым словом и поступком и призывал к этому всех жителей ночлежки. Но стоит отметить, что Лука не отрицал и тот факт, что иногда все же стоит произносить «горькую правду», но лишь в том случае, когда она уместна и своевременна.

А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» также поднимает проблему лжи во благо. Писатель раскрывает её на примере ситуации, когда Петру Гриневу нужно было спасти свою возлюбленную от верной гибели, и он не нашел ничего лучше, чем солгать о её происхождении. Петр, узнав о том, что Маше Мироновой, дочери капитана Миронова, грозит смерть и, возможно, жестокие издевательства, представил её Пугачеву как бедную сироту, что и стало «ложью во благо». Стоит отметить, что сам Петр был человеком чести и достоинства и не мирился с ложью и клеветой в любых их формах, но в этом случае он решился на подобный поступок, чем и спас жизнь бедной девушки.

Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в разграничении понятий «ложь» и «ложь во благо». Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда общество захватили циничность и наплевательское отношение к людям, важно помнить о том, что помощь ближнему – это, в первую очередь, искреннее сопереживание его трагедии, и в этом случае ложь во благо принимает совершенно иную форму и иной подтекст.

Наверное, все родители рассказывают своим детям, что лгать - нехорошо. Ни один человек не хочет, чтобы его любимый ребёнок думал, что лгать можно. Однако родители никогда не рассказывают своим детям, что существует ложь во благо, хотя многие из них сами зачастую пользуются этим методом. Нельзя точно сказать, хорошо ли лгать в определённых ситуациях, потому что очень часто можно услышать фразу: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Ложь во благо. Примеры из литературы

Русская литература прошлого века просто пестрит примерами лжи во благо. Эта тема актуальна во все времена, поэтому многие известные писатели тоже затрагивали и развивали её.

Максим Горький написал пьесу «На дне». В ней также была затронута тема лжи во благо. Главный герой пьесы Лука считал, что «сладкая ложь» может облегчить жизнь каждому человеку. Он говорил, что не стоит оглушать человека «обухом» правды. Лука убеждал всех людей вокруг него, что сладкая ложь может помочь человеку поверить во что-то лучшее и тем самым поменять свою жизнь. Он считал, что самообман может помочь переносить любые трудности намного легче. Но стоит отметить, что Лука не отрицал, что даже горькую правду иногда говорить всё же стоит. В пьесе «На дне» часто можно увидеть фразы, которые произносит Лука в адрес ночлежников и других людей, живущих так же, как и они: «Эхе-х… Господа люди! Что же с вами будет?» Несмотря на то, что старец всегда стремился к лучшему, чистому и хорошему, он всё равно с печалью говорил о скорбной жизни человека.

Мнение большинства о лжи во благо

Цитата «ложь во благо» ассоциируется у каждого с чем-то своим. Кто-то может считать, что ложь во благо - единственное правильное решение в сложных ситуациях. Однако другая половина человечества может быть несогласна с этим мнением и утверждать, что лучше всегда говорить правду, даже когда она очень «горькая» и неприятная, чем ложь во благо.

Примеры из литературы открывают читателям глаза на многие вещи. Некоторые люди, которые прочитали пьесу Максима Горького «На дне» могут осудить Луку за то, что он давал жителям ночлежки ложные надежды на светлое и счастливое будущее. Но на эту ситуацию можно взглянуть и с другой стороны. Многие люди в современном мире нуждаются в поддержке своих близких, будь то поступление в университет, женитьба и т. д. Хорошие слова очень часто побуждают людей к каким-либо действиям, пробуждают в них веру в себя и надежду на хорошее будущее.

«Ложь во благо - это хорошо. Но только тому, в чьё благо она совершалась»

Многие задаются вопросом: «Ложь во благо - хорошо или плохо?» На этот вопрос нельзя дать конкретный ответ, потому что он зависит от ситуации и от мотива. Каждый человек по-своему оценивает ложь во благо. Примеры из литературы могут помочь читателям по-другому взглянуть на обман, понять его природу и сформировать мнение, отличное от имевшегося раннее.

В «Капитанской дочери» А. С. Пушкина также встречается тема, касающаяся лжи во благо. В этом произведении можно вспомнить много ситуаций, в которых главным героям приходилось прибегать к обману ради спасения себя и других людей. Примеры к выражению «ложь во благо» в «Капитанской дочке» встречаются несколько раз, и самым ярким из них является обман Гринёва. Он хотел спасти Машу Миронову, которая являлась его возлюбленной, и представил девушку Пугачёву как бедную сироту. Гринёв обманул Пугачёва ради спасения своей возлюбленной, что является ярким примером лжи во благо. Однако стоит отметить, что Гринёв никогда не шёл против чести и лгал, когда оказывался в сложных и опасных для него ситуациях. Но если бы Пугачёв узнал, что Маша - капитанская дочь, над ней бы могли поиздеваться, избить и даже казнить. Поэтому Пётр решил солгать во благо своей возлюбленной для того, чтобы она осталась цела и невредима.

Гринёв и его ложь во благо

Примеры из литературы часто дают почву для размышлений и помогают понять истинное происхождение и характер некоторых эмоций, поступков и действий.

Персонажем, являющимся абсолютной противоположностью Гринёва, является Алексей Иванович Швабрин. Для него не существовало таких понятий, как доброта и правда. Он часто клеветал на Машу Миронову, а также оговорил Гринёва. Враньё Швабрина нельзя назвать ложью во благо, потому что его обман сыграл положительную роль только для него самого, но не для других людей.

Ложь во имя добра и зла

В «Капитанской дочке» есть несколько примеров лжи. Первый - ложь Гринёва ради спасения своей возлюбленной. Второй - ложь Швабрина и клевета на Машу Миронову, которая принесла другим людям только лишь беды. Поэтому можно сказать, что ложь бывает разной: с добрыми и с плохими намерениями.

Возможна ли ложь во благо? Скорее всего, возможна. Иногда обман может стать для кого-то как в произведении «Капитанская дочь». Однако, если вспомнить пьесу «На дне», то ложь во благо не принесла ничего хорошего, а только лишь усугубила и без того нелёгкую ситуацию. Поэтому можно сказать одно: ложь во благо существует только лишь тогда, когда она совершается с добрыми намерениями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!