Психология управления кратко о главном. Психологические особенности взаимоотношений руководителя и подчинённых

Итак, психология управления занимается изучением психологических механизмов управления. Психология интересна и полезна в основном потому, что, управляя персоналом, менеджеры убеждаются в том, что в большинстве случаев даже ясно выраженное, прямое и конкретное распоряжение в рамках условий подписанного контракта может быть выполнено по- разному разными людьми, в разные сроки, с разным качеством, а иногда не выполняется вообще. Сами субъекты управления, наблюдая за собой и другими менеджерами, чувствуют, что распоряжения и инструкции для подчиненных нередко содержат эмоциональные, личностные компоненты, казалось бы не требуемые в контексте делового взаимодействия.

Таким образом, реальная практика управленческого взаимодействия содержит выраженный психологический компонент, и менеджеры рассчитывают на то, что психологическая наука предоставит им такие знания и технологии, которые позволят более эффективно реализовать профессиональную управленческую деятельность.

В соответствии с теорией психического отражения, имеющей глубокие корни в отечественной психологической традиции, изменение характеристик системы может происходить и происходит вследствие взаимодействия системы с внешней средой, а также подсистем внутри системы. В данном случае будет рассматриваться второй случай. Результатом взаимодействия является взаимное отражение, т.е. фиксация в своих состояниях взаимодействующими подсистемами некоторых характеристик друг друга.

В ситуации управления управляющую подсистему (менеджеров) интересуют технологии такого взаимодействия, которое бы обеспечило приобретение управляемой подсистемой (персоналом) некоторых целенаправленно заданных характеристик. В более удобном для понимания виде задача менеджмента состоит в том, чтобы знать характеристики персонала на данный момент, знать и организовать взаимодействие так, чтобы произошло нужное изменение. Но персонал состоит из разных людей, имеющих свои индивидуальные особенности. К тому же управление чаще осуществляется в отношении группы в целом, а не каждого отдельного лица, и эта группа имеет свои социально-психологическе особенности вследствие групповой принадлежности предприятию, гендерные, этнические, религиозные и прочие характеристики. Следовательно, задача управления становится очень сложной.

В психологии известен ряд форм психологического воздействия, в которых реализуются прямые и косвенные методы, используемые менеджером при решении задач управления персоналом. Характер влияния формы управленческого взаимодействия обычно не анализируется менеджерами, хотя такой анализ позволил бы как оценить эффективность управленческого воздействия в разных ситуациях, так и оптимизировать работу менеджеров.

Существует множество причин психологического порядка, обусловливающих отрицательный результат управленческого воздействия. Вот только некоторые из них:

  • непонимание (неполное понимание) исполнителем содержания инструкции, распоряжения;
  • непонимание (неполное понимание) того, что можно было бы назвать духом распоряжения, т.е. представлений менеджера о форме исполнения персоналом распоряжения;
  • превышение в требованиях возможностей исполнителя (общекультурных, коммуникативных, скоростных, интеллектуальных и др.);
  • бессознательное сопротивление из-за несоответствия требования глубинной мотивации исполнителя;
  • сознательное уклонение из-за несоответствия требований целям исполнителя;
  • дезорганизация деятельности, вызванная стрессом, утомлением, иными неблагоприятными состояниями, испытываемыми исполнителем до поступления распоряжения или спровоцированными самим менеджером;
  • сознательное уклонение вследствие давления, оказываемого значимой группой.

Если бы руководитель в каждом отдельном случае управленческого взаимодействия знал заранее, на какие барьеры натолкнется его распоряжение, он смог бы достаточно легко их обойти. Но поскольку часто он не знает о них, а иногда барьеры возникают непредвиденно в процессе работы, руководитель попытается добиться выполнения своего распоряжения, исходя из своих представлений о персонале и используя те способы воздействия, к которым он привык и (или) которые хорошо зарекомендовали себя в его жизненном и профессиональном опыте. Эти виды воздействия при всем их многообразии можно сгруппировать по двум основаниям: открытость или закрытость намерений менеджера для персонала и преимущественное использование эмоциональных или рациональных средств в управленческом взаимодействии. Этот подход можно представить с помощью мэппинг-технологии, которая неоднократно будет использоваться в пособии (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Д - давление; М - манипуляция; В - влияние; У - собственно управление

Прежде чем дать характеристику этих видов психологического воздействия, обозначим общую структуру воздействия в последовательности этапов:

  • 1) намерение субъекта воздействия;
  • 2) организация воздействия, т.е. основной способ воплощения намерения в деятельности;
  • 3) реализация намерения в тех или иных способах и в тех или иных формах;
  • 4) принятие воздействия реципиентом;
  • 5) изменения характеристик установок или поведения реципиента;
  • 6) восприятие и оценка результатов произведенного воздействия субъектом управления;
  • 7) изменения в состоянии субъекта воздействия как следствие воспринятых эффектов осуществленного воздействия.

Таким образом, на этапе организации воздействия вопрос о том, раскрывать ли свои намерения (мотивацию, цели, их обоснованность) реципиентам, является ключевым. Этот вопрос может быть решен сознательно или по сложившейся привычке к открытости или закрытости взаимодействия (за исключением особых случаев, например дефицит времени, когда руководство осуществляется обычно директивно без разъяснения намерений и это нормально воспринимается реципиентами). Гораздо важнее причины, по которым решение о закрытости или открытости намерений принимается в обычных условиях. Можно с достаточной степенью уверенности полагать, что это решение зависит от отношения субъекта управления к человеку. Если человек в системе производства и управления воспринимается как винтик, фактор, средство, то тратить силы и время на раскрытие перед ним смысла требований необязательно - основными видами воздействия при этом будут давление и манипуляция. Если же человек рассматривается как ресурс, а тем более как капитал, ценность, то выбираются такие формы воздействия, как влияние и собственно управление.

Здесь пока не рассматривается вопрос, как и насколько адекватно могут воспринимать реципиенты намерения субъекта управления. Это отдельная задача. Пока охарактеризуем формы воздействия со стороны субъекта управления.

  • 1. Психологическое давление. Субъект управления не обнаруживает своих подлинных намерений, его распоряжения высокоэмоциональны. Закрытость - следствие отношения к исполнителю (низкая оценка, недоверие, пренебрежение). Эмоциональность - следствие личностной, а не деловой позиции, неуверенности (часто закрытость - следствие неуверенности в силе собственных аргументов), желания внести дополнительный энергетический импульс в работу исполнителя, напугать, преодолеть начавшееся или предполагаемое сопротивление.
  • 2. Манипуляция. Субъект управления сознательно скрывает свои подлинные намерения, дает ложные основания своим распоряжениям, инструкциям. Иногда, когда говорят о манипуляции, подчеркивают односторонность интересов субъекта воздействия. Это не всегда так. Дело в том, что за манипуляциями всегда стоит убежденность субъекта манипуляции в собственном превосходстве над реципиентом. И он в принципе может исходить из соображений пользы и для реципиента. Но тот, по мнению субъекта, из-за возрастной, интеллектуальной или иной ограниченности не в силах понять замысел субъекта или свою собственную выгоду, поэтому приходится просто заботиться о нем, не вступая в конструктивный диалог.
  • 3. Психологическое влияние. В случае осуществления психологического воздействия такого рода субъект воздействия не скрывает своих намерений, но, так как преобладает эмоциональная компонента, они могут не излагаться содержательно, детализированно - о них реципиент может легко догадаться. Акцент на эмоциональной составляющей делается субъектом в силу личной вовлеченности в цели и содержание деятельности, о которой идет речь, а также желания сделать эту деятельность эмоционально привлекательной для реципиента, исполнителя.
  • 4. Собственно управление. Намерения субъекта управления открыты. Он уверен в своих аргументах, имеет позитивные цели, готов к конструктивному диалогу с исполнителем, которого воспринимает как человека, способного понять идеи и аргументы, принять цели, способствующие развитию организации. Субъект управления мыслит рационально, разрабатывая надежные алгоритмы работы. Так же как давление нередко поддерживает манипуляцию, с помощью влияния может быть усилена действенность того воздействия, которое здесь называется собственно управлением.

В реальной практике управления вряд ли часто встретятся воздействия, построенные в чистом виде по одному из перечисленных типов. Более распространены, безусловно, смешанные типы, образно представить которые можно, воспользовавшись рис. 1.4.

Рис. 1.4. Экспертная оценка реального психологического воздействия по типу собственно управления (а) и по манипуляционному типу (б)

В заключение отметим, что психологическое воздействие в управлении может быть спонтанным, привычным, стереотипным и планируемым, реализуемым на основе предварительно созданной модели. Процесс такого моделирования полезен и интересен, так как строится по определенным правилам и включает в себя не только слова и действия субъекта управления, но и специально организованные социально-психологические, дизайнерские, сенсорные факторы, усиливающие управляющее воздействие за счет психологических составляющих.

«Изучив людей, управляют лучше, нежели изучив книги».

Франсуа Фенелон.

Управление в обществе всегда подразумевает взаимодействие определённого количества людей. Небольшая организованная группа или крупное социальное образование - это своего рода вселенная, на жизнь которой влияет бесконечное число факторов, − начиная с нюансов рабочего процесса и заканчивая сложнейшими переплетениями человеческих отношений. Быть руководителем означает быть «богом»: он направляет, организовывает, контролирует, корректирует жизнь этой «вселенной». И на помощь ему приходит психология как одна из универсальных космических законов человеческого бытия.

Психология управления даёт в руки ключ к сердцу каждого участника группы или организации, помогает задействовать скрытый потенциал человека, включённого в систему. Знание теоретических основ этой науки приоткрывает дверь в необъятную бездну человеческой психики, проявляющейся в процессах управления и производства.

Что такое управление

Термин «управление» имеет множество трактовок. В сущности, они, вместе взятые, передают наиболее полное содержание этого понятия.

Например, Джозеф Месси , британский политический экономист XVIII века, считал: «Управление это процесс, посредством которого организация, группа направляет действия на достижение общих целей».

Джеймс Л. Ланди , американский политик XX века, подразумевал под управлением принципиальную задачу планирования, координации, мотивации и контроля усилий для достижения конкретных целей.

Отец классической школы управления Анри Файоль утверждал: «Управлять - значит прогнозировать, планировать, организовывать, командовать, координировать и контролировать».

Американский учёный Питер Ф.Друкер (1909-2005) , один из влиятельнейших теоретиков менеджмента, понимал под менеджментом «многоцелевой орган, который управляет бизнесом, руководителями, работниками и работой» .

Некоторые учёные рассматривают управление как искусство наиболее эффективно аккумулировать человеческие усилия для достижения целей крупной социальной группы.

Понятия «менеджмент» и «управление» трактуются по-разному; первое употребляется в узком смысле, второе - в широком.

В сферу менеджмента входят теоретический фундамент и практическая работа , направленные на очерчивание и достижение целей компании путём рационализации использования ресурсов , в т.ч. человеческих.

Под термином «управление » понимается более общее явление, а именно организация выполнения работы другими людьми , включающая планирование, распределение прав и обязанностей элементов данной социальной системы, мотивация и контроль за процессами для осуществления общих целей оптимальным образом .

Субъект и объект управления

Субъект управления - это лицо (физическое или юридическое), осуществляющее функцию управления . В организации под это определение попадает как один руководитель, так и несколько руководителей, например, совет директоров. Психологии управления подразумевает под субъектом такого воздействия, прежде всего, личность руководителя со всеми её особенностями.

Необходимо отличать субъекта управления от субъекта управленческой деятельности, который может быть только человеком, индивидом.

Персонифицированным объектом управления является лицо (физическое или юридическое), в отношении которого осуществляется функция управления. В организации объектами управления можно назвать работников различных сфер деятельности и менеджеров низшего или среднего звена. Психология управления рассматривает следующие объекты воздействия:

  • личность сотрудника;
  • формальная и неформальная группа;
  • социальная группа, коллектив, подразделение;
  • уровень управления;
  • организация.

Явления-объекты управления:

  • Процессы управления и иные виды человеческой деятельности;
  • Корпоративный микроклимат;
  • Корпоративная мораль;
  • Стиль руководства;
  • Системы управления, организации, контроля, регуляции, мотивации;
  • Регламенты, правила, нормы, планы, установленные в организации, и т.д.

Психология управления как научное знание

Данное направление являет собой гибрид двух теоретических баз - психологии как науки о свойствах человеческой психики и управления как науки обо всех аспектах организации целенаправленно и оптимально функционирующей социальной системы. Поиск наиболее удачного соотношения пропорции между психологическими и непсихологическими особенностями в процессе управления считается наиболее актуальным вопросом в психологии управления.

Эта наука оперирует такими важнейшими процедурами формирования методологии познания, как обобщение и систематизация фактов и явлений, данных, полученных экспериментальным и статистическим методами в сфере человеческих измерений и управления.

Область знания в психологии управления определяется:

  • Степенью актуальности той или иной проблемы современного управления;
  • Необходимостью выработки наиболее эффективных методов управления;
  • Распространением тенденции воспринимать работника, прежде всего, как индивидуальность со своими социальными правами и обязанностями; такой подход требует от начальства использования человеческих ресурсов с учётом всех психологических особенностей каждого члена группы, но наиболее эффективными для организации способами;
  • Требованиями по организации оптимизированной системы управления группой, предприятием и т.д. .

Поэтому, можно сказать, что психология управления - это отрасль психологии, аккумулирующая достижения других наук для изучения психологической стороны управления, его оптимизации и повышения уровня эффективности управленческой деятельности .

Смежные психологические дисциплины

Пограничными науками для психологии управления являются следующие.

Социальная психология . Исследует закономерности деятельности и поведения людей, включённых в социальные группы, и психологические особенности социальных групп. В каждой группе есть формальная и неформальная иерархия, при этом, вторая существенно влияет на производительность всего коллектива. Кроме того, известно, что группа может влиять на мнение её отдельных членов и восприятие ими той или иной ситуации.

Психология управления использует данные, полученные этой наукой, для того, чтобы выявить для себя закономерности и факторы, влияющие на успешное руководство коллективом.

Психология личности . Изучает психологические составляющие, качества, черты, особенности личности, их влияние на поведение, деятельность, общение и восприятие действительности индивидом. Эта наука накопила на сегодняшний день достаточный объём теоретического и эмпирического материала. Существует множество теорий личности, расшифровывающих и прогнозирующих различные стороны человеческого поведения в разных ситуациях.

Психология управления на основе данных, полученных в этой научной области, определяет для себя список именно тех свойств и качеств личности, приёмов поощрения и наказания, которые делают эффективнее систему руководства организацией и профессиональную деятельность сотрудников.

Психология развития и акмеология . Изучают ход развития и формирования человеческой психики на разных жизненных этапах (от новорождённости до старости).

Психология управления смотрит на человека как на работника определённой сферы деятельности и потому имеет свой взгляд на проблему развития личности, формирования профессионально значимых качеств и уровня компетентности руководителя .

Предмет изучения психологии управления

Данная область психологии изучает психологические особенности, проявляющиеся в управлении организацией и профессиональном общении.

В узком понимании предмета изучения стоит выделить следующие объекты и явления:

Психологические особенности управленческой деятельности:

  • Психологические проблемы труда руководителя вообще, его отличительные черты в тех или иных сферах деятельности;
  • Психологический анализ роли и личности руководителя, требования к ним;
  • Психологические тонкости принятия управленческих решений;
  • Стиль руководства и способы его корректировки.

Психологические особенности функционирования организации:

  • Возможности применения психологических приёмов в управлении;
  • Правила формирования благоприятного и устойчивого внутрикорпоративного микроклимата;
  • Факторы создания оптимальных межличностных связей в коллективе, проблемы психологической совместимости;
  • Особенности сосуществования формальной и неформальной структур в организации;
  • Применение мотивационных методик в труде организации;
  • Ценностные установки в коллективе, создание своей корпоративной культуры.

Психологические особенности взаимоотношений руководителя и подчинённых:

  • Факторы создания и функционирования коммуникационной системы организации;
  • Тонкости управленческого общения;
  • Выбор наилучшей системы взаимодействия руководителя и подчинённых;
  • Повышение уровня информированности как показателя эффективности управления .

Цели и задачи психологии управления

Перед психологией управления стоят главные цели :

  • Повышение психологической грамотности руководителей в области управления;
  • Создание необходимой теоретической базы для понимания психологических процессов в сфере управления, в частности, особенностей поведения работников, развития межличностных отношений и закономерностей, определяющих создание трудового коллектива и его внутренние изменения;
  • Формирование практического руководства для начальников с целью применения его в психологической сфере управления организацией.

Данное психологическое направление призвано решить следующие задачи:

  • анализ и отображение психологической среды и её особенностей в той или иной системе управления;
  • систематизация психологических аспектов управления;
  • выявление закономерностей и причинных связей между психологическими аспектами;
  • разработка практических методик для использования их в управлении организацией .

Психологические закономерности управленческой деятельности

Знание следующих закономерностей в психологии управления позволяет понимать нюансы протекания многих процессов в организации:

Закон неопределённости отклика гласит: одновременно разные люди либо один человек (в разные промежутки времени) могут действовать в ответ на одинаковое воздействие иначе в зависимости от различий в психологической структуре личности .

Закон неадекватности отображения человека человеком подразумевает: один человек неспособен в полной степени познать другого для принятия объективного решения в отношении него.

Закон неадекватности самооценки : большинство людей имеют либо заниженную, либо завышенную самооценку.

Закон расщепления смысла управленческой информации . Существует тенденция к изменению контекста директив, приказов, постановлений и т.п. по мере их продвижения по уровням вертикали управления.

Закон самосохранения имеет в виду следующее утверждение: сохранение собственного социального статуса, самостоятельности проявления личностных качеств, чувства собственного достоинства является доминирующим мотивом поведения субъекта управленческой деятельности.

Закон компенсации . Если человек попадает в социальную среду, в которой либо завышены требования к нему, либо достаточно высок уровень стимулов, то он возмещает свой недостаток умений, знаний для этого статуса другими навыками или способностями. Однако, этот принцип не работает, если занимаемая должность имеет слишком высокий уровень сложности управленческой деятельности .

Психологические аспекты основных функций управления

Чтобы увидеть, насколько все секторы и уровни управления пропитаны психологией, необходимо рассмотреть следующие психологические аспекты, проявляющиеся в таких функциях управления, как:

Функция планирования предсказывает восприятие и поведение конкретных людей и, таким образом, делает успешным их совместную деятельность, достижимыми цели и задачи организации.

Психологические аспекты планирования можно разделить на 3 группы факторов:

I группа - задачи разного типа, решаемые во время составления и осуществления планов;

II группа - особенности механизмов, которые выявляют причины процессов выработки планов;

III группа - процесс оформления смыслов в деятельности руководителя, образования личностного контекста в зависимости от его интересов.

Психологические проблемы реализации этой функции включают в себя:

  • проблемы принятия решения (проблемы управленческого мышления);
  • проблемы мотивации;
  • проблемы волевой регуляции деятельности .
  • Функция организации создаёт и поддерживает систему ролей на предприятии; такая система создана при условии разделения труда, кооперации действий.

Выделают три группы психологических аспектов, являющихся комплексом проблем, при учёте которых реализуется функция организации:

I группа злоупотребление установленным в организации порядком, так называемое «мелочное регламентирование», когда вышестоящее звено управления необоснованно вмешивается в дела нижестоящего, когда происходит размывание контуров ответственности. В итоге снижается эффект от воздействия, персонал испытывает недостаток мотивации и перегрузку.

II группа чрезмерная жёсткость организационных структур большинства организаций, что идёт в разрез с потребностями рабочих групп и отдельных работников, препятствует реализации их собственных настоящих и будущих целей.

Чтобы решить этот комплекс проблем функции организации, выработаны следующие меры:

  • Поставленные цели должны поддаваться проверке;
  • Контуры обязанностей или областей деятельности должны быть чётко очерчены;
  • Должна существовать определённая степень свободы полномочий и действий; это требование особенно необходимо для исправления второй группы психологических проблем (чрезмерной жёсткости организационной структуры).
  • Информирование должно быть полноценным .

Функция контроля

Психологическими аспектами, препятствующими оптимальному осуществлению функции контроля, являются:

  • Неадекватная мотивация контроля - искажение направленности контроля, когда в качестве целей выбраны узкие групповые или индивидуальные. Здесь можно привести пример проявления этой группы аспектов: когда контроль становится методом психологического давления на подчинённого.
  • Психологические разногласия субъектов деятельности в отношении критериев контроля в определённой ситуации;
  • Сочетание чрезмерной установки на контроль с низкой профессиональной самооценкой первичного и среднего уровня управления;
  • Недостаточная систематичность, глубина проведённых мероприятий контроля и коррекционных процедур;
  • Нарушение эффективного баланса распределения полномочий по контролю между руководством и подразделениями контроля;
  • Возложение на руководителя ответственности за конкретную ситуацию, наделение функцией контроля за ситуацией вообще при условии, что делегирование полномочий по принятию решений и осуществлению коррекции является неполным. В этом случае руководитель испытывает чувство собственного бессилия и имеет прочие негативные последствия такой модели управления.

Г.Шредер, немецкий специалист по вопросам менеджмента, выделил негативные аспекты контроля:

  • Нахождение сотрудника под наблюдением принуждает его к самоконтролю, он начинает задумываться над своими автоматическими действиями и потому теряет уверенность в себе;
  • Контроль свидетельствует о разнице в статусе и препятствует реализации человеческой потребности в самореализации и признании;
  • Контроль чаще всего неприятен тогда, когда сотрудник не знает, что именно контролируется;
  • Узаконивание контроля не позволяет как-то защититься от него, и это отрицательное чувство может «вылиться» в других ситуациях;
  • Контроль часто воспринимается наблюдаемым как необоснованные придирки;
  • Контроль может быть воспринят как проявление недоверия руководства к сотруднику, что мешает налаживанию хороших и конструктивных отношений между ними .

Функция регулирования обеспечивает направленность управляемых процессов в соответствии с заданными регламентом, программой, планом; это достигается благодаря следованию ряда принципов воздействия: минимизации, комплексности, системности и внутренней непротиворечивости:

  • Минимизация воздействия предполагает своевременность и оптимальная дозированность вмешательства, поскольку его избыточность мешает нормальному течению процессов в организации;
  • Системность воздействия рассматривает регулируемый ход дел в рамках системы;
  • Комплексность воздействия соблюдается при условии, что в процессе регуляции деятельности сотрудника руководитель использует стимулы, наиболее соответствующие мотивационной структуре работника;
  • Внутренняя непротиворечивость воздействия существует тогда, когда использование комплекса стимулов не вызывает взаимоисключающих эффектов .

Стоит отметить, что существуют и другие функции управления:

  • Целеполагания
  • Прогнозирования
  • Принятия решений
  • Мотивирования
  • Коммуникации
  • Работы с кадрами
  • Производственно-технологические
  • Производные (комплексные) .

Научные подходы в психологии управления

С 50-х гг. прошлого века благодаря развитию кибернетики, теории систем, компьютеризации управления и другим новшествам сложилось несколько подходов в области психологии управления. Таковыми являются:

Системный подход . Его сторонники считают изъяном предшествующих теорий акцентирование внимания лишь на одной стороне управления. Применение же этого подхода позволяет руководству видеть всю организацию в единстве и взаимозависимости всех её элементов. Подразумевается, что всякая организация или иная управляемая социальная группа является системой, которая, подобно живому организму, функционирует лишь при условии взаимозависимости всех её «органов». Это означает, что каждый такой «орган» вносит необходимый вклад в жизнедеятельность всего «организма». Организация являет собой открытую систему, взаимодействующую с внешней средой , которая сильно влияет на выживаемость предприятия (подразделения и др. социальной группы).

Ситуационный подход (с начала 70-х гг. XX в.) выдвинул теорию о равноправном использовании всех систем управления - от жёстко регламентированных до опирающихся на относительную внутреннюю свободу. Выбор системы зависит от обстоятельств, которые влияют на работу организации в данный промежуток времени. Суть подхода сводится к двум тезисам :

  • отсутствие универсального рецепта эффективного управления во всех случаях;
  • прямая зависимость между уровнем эффективности управления, мобильности и приспособляемости к среде или ситуации, в которой находится организация.

Эмпирический, или прагматический, подход , в основе которого лежало изучение сферы управления фирмами и военными учреждениями, занялся активным распространением полученных знаний. Сторонники подхода понимали, что теория управления важна и необходима, но доказывали бо́льшую пользу именно от практических навыков руководства. Проанализировав управленческий опыт, они выработали специальные методологии обучения управлению на основе определённых ситуаций. Представители этого подхода, которые особенно сильно повлияли на распространение понятий «менеджер», «менеджмент», продвигали идею об обязательной профессионализации управления, т.е. превращении его в отдельную профессию.

Количественный подход разработал управленческие приёмы на основе математических, кибернетических, статистических знаний, полученных в результате последних достижений науки и техники, благодаря развитию компьютеризации, которая в значительной мере освободила управленческий труд от рутинных технических процедур.

Данный подход внёс весомый вклад в развитие следующих концепций :

  • концепция операционного менеджмента (о требованиях к менеджеру не только как к обладателю знаний теории управления, но и как знатоку математики, социологии, психологии, экономики, теории систем и т.п.);
  • концепция управленческих решений (утверждает, что управленец, прежде всего, должен уметь принимать взвешенные, наиболее эффективные решения; обучение управлению должно сводиться к приобретению этого качества);
  • концепция научного или математического управления (считает, что современное положение дела в мире предполагает, что управлению должно подкрепляться достижениями науки; это достигается применением математических моделей и теорий).

Наиболее распространёнными подходами стали количественный и статистический .

На протяжении всего XXвека психология управления всё больше приобретала черты сложного научного знания, и в наши дни смогла оформиться в виде богатой теоретической базы, включившей в свой арсенал познаний опыт широкого спектра других наук. Этому направлению свойственна, как и психологии в целом, такая черта, как плюрализм взглядов на изучаемый предмет, что хорошо видно на примере разнообразия научных подходов. Однако, при этом трудно спорить с утверждением, что истина лежит где-то посередине.

Использованная литература:
  1. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика [электронное издание]. СПб.: Речь,2010.
  2. Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие [электронное издание]. М.: Гардарики, 2005.
  3. Левченко Е. А. Психология управления. Текст лекций [электронное издание]. Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Гомель, 2011.
  4. Науменко Е.А.Психологияуправления. Учебно-методическийкомплексдля дистанционного обучения [электронное издание]. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002.
  5. Петров В. В. Школы менеджмента. Учебное пособие для вузов [электронное издание], М., 2005.
  6. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие [электронное издание]. Серия «Библиотека практической психологии». Мн.: Харвест, 2003.
  7. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы» [электронное издание]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  8. электронноеиздание]. BharathiarUniversity, Coimbatore, NewDelhi, 2007.
  9. http://studopedia.ru/7_53234_ob-ekti-i-sub-ekti-upravleniya.html

Поэтесса, прозаик
Балтийский федеральный университет им. И. Канта


Прочитано 9346 раз

Управленческая психология - это сфера психологической науки, которая изучает психологические закономерности в управленческой работе. Это - структура, особенности и специфика , способы использования психологических аспектов для решения разнообразных задач менеджера. Руководитель каждый день сталкивается с самыми разными делами, задачами, проблемами. Запутаться в этом водовороте совсем несложно, а трудности, как известно, нередко поджидают в самый неподходящий момент, и нужно постоянно быть готовыми к их разрешению.

Примечательно, что в возникновении и непредвиденных обстоятельств нет абсолютно никакой системы, однако, если задаться целью, можно разработать алгоритм действий для того случая, когда что-то пойдет не так. Косвенно сюда относят составление рабочего плана, содержание в порядке всех текущих дел, чтобы при нежелательной ситуации не возникли заминки, которые можно было предвидеть и предотвратить.

Сложность работы менеджера, по большому счету, состоит в том, что ему постоянно нужно упорядочивать и систематизировать моменты и действия, которые необходимы для успешной работы компании. Управленец понимает, что ему каждый день надо принимать множество решений, и они должны оказаться верными. Психологически это очень сложно.

Управленческая психология учит овладевать своей деятельностью, осознавать себя ее частью. Деятельность каждого человека состоит из небольших компонентов, и их нужно знать в совершенстве, в том числе - их психологическую структуру. Руководитель, который хорошо знаком с главными компонентами психологической обладает рядом преимуществ. Например, он видит главное, что нужно сделать для достижения той или иной цели. Также он знает, как близко цель и сколько осталось до того времени, когда она будет достигнута. Опытный менеджер может подкорректировать ход решения задачи и получить нужный результат наиболее выгодным для себя и компании путем.

Психология предполагает следующие компоненты:

  • Доходчивая постановка понятных целей, в идеале - перед всеми работниками. Каждый сотрудник должен четко представлять, какой конкретно вклад именно он должен сделать для достижения общей цели.
  • Мотивация - то, без чего рядовые сотрудники не станут прилагать усилий для решения любой задачи. Дело в том, что обычно любая компания - это дело руководителя, его амбиции, а для большинства сотрудников - способ заработка.
  • Делегирование полномочий - передача контроля хода исполнения задания в каждом подразделении.
  • Рефлексия.

Управленческая психология учит создавать условия для подчинения основных компонентов деятельности менеджера. Такие условия могут быть выражены в виде требований к навыкам менеджера.

Контроль - это, пожалуй, основной момент, которого требует управленческая психология. Причем контролировать нужно как работу всех сотрудников, так и собственную деятельность.

Целеполагание - понимание психологической весомости целей, умение четко сформулировать и правильно донести до сотрудников предстоящие цели, умение эффективно планировать свою деятельность и внедрение этого полезного умения на предприятии.

Мотивация - в идеале нужно знать характер и особенности своих подчиненных, быть в курсе их жизни, чтобы определить, что интересно каждому и что может увлечь группу работников.

Постановка задачи - необходимо знать, что нужно для плодотворной работы, что может понадобиться в будущем и насколько помогли выполненные ранее задачи. Нужно также определить этапы работы и их временные рамки, знать, как согласуется достигаемая цель с другими возможными, как впишется в работу фирмы.

Делегирование предполагает передачу части полномочий руководителям на местах, однако не все полномочия можно доверить другим.

Таким образом, деятельность руководителя требует широкой базы знаний и умений и постоянного их совершенствования.

Психология управления

Дисциплина ОПД. Р.05 «Психология управления» относится к дисциплинам специализации учебного плана подготовки национально-регионального (вузовского) компонента высшего профессионального образования. Курс рассчитан на подготовку специалистов по специальности 020400 «Психология». Ее структура и содержание согласованы с выпускающей кафедрой.

Цели дисциплины «Психология управления»: формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков применения современной психологической методологии к изучению психических процессов людей, причастных к управлению; введение в основные теоретические и практические понятия психологии управления; формирование практических навыков решения проблем управления трудовым коллективом.

Задачи дисциплины «Психология управления» способствуют развитию у студентов осознанных представлений о психологической сущности процесса управления; овладению практическими навыками анализа управленческой деятельности, социально-психологического анализа производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений людей в них; формированию умений оценки психологических процессов принятия индивидуальных и групповых решений. Задача курса обеспечивается лекционной, семинарской и практической частью.

Место дисциплины в учебном процессе. Дисциплина «Психология управления» является существенной составляющей социально-психологического направления подготовки студентов. Подготовка специалистов по данному курсу предполагает комплексное усвоение обучающимися знаний по психологии, менеджменту и смежным областям, их фундаментальных теоретических концепций, прикладных аспектов применительно к задачам подготовки этих специалистов. Методика курса содержит лекционные, семинарские занятия.

Тема 1

Предмет и методы психологии управления

Учебные вопросы:

1. Общее представление о психологии управления и предмет современной психологии управления.

2. Связь психологии управления со смежными науками

3. Основные методы психологии управления, их краткая характеристика.

Современная психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии. В современной психологической науке выделяются два основных направления - психология теоретическая и психология практическая (прикладная). В наши дни и теоретическая и практическая психология не являются единым целым. Каждая представляет собой набор разрозненных теоретических построений, неких исходных принципов, взглядов, подходов, языков описания разнообразных явлений психики и человеческих взаимоотношений. Все сказанное в полной мере относится и к психологии управления. Можно констатировать, что на сегодняшний день она представляет набор общих подходов к пониманию проблем. С другой стороны, в современной психологии управления накоплен колоссальный объем фактического, статистического и экспериментального материала, позволяющий делать достаточно точные выводы и разрабатывать конкретные рекомендации для специалистов в области менеджмента. Различия в подходах в данном случае, по-видимому, не являются фактором, осложняющим дело, наоборот, они способствуют новым поискам в попытках понять то, что называется человеческим измерением в менеджменте


Чем вызвана разобщенность в подходах?

1. Психология управления как специфическая отрасль практической психологии возникла почти одновременно с появлением профессии менеджера и профессиональных управленцев. Она появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриального общества. Этот социальный заказ можно выразить в виде следующих вопросов:

Как сделать управление эффективным?

Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Можно сказать, что психология управления возникла в свободном обществе (несвободные общества с господствующей в них жесткой системой принуждения в виде кнута и пряника в ней не нуждаются), для свободных людей, стремящихся наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела.

Таким образом, психология управления с самого начала была ориентирована не на создание теории, а на решение конкретных практических задач. Это же можно сказать и иначе: современная психология управления построена на осознании того, что использование человеческого фактора в производстве, человеческого измерения в менеджменте вы годно экономически. Не важно, как это выглядит в теории, важно, что это работает на практике и приносит пользу, такой весьма прагматический и, конечно, не бесспорный взгляд предопределил развитие психологии управления как отрасли практической психологии. Шутка профессиональных психологов: «У нас много разных средств для решения проблем - что-нибудь кому-нибудь время от времени помогает» - обрела реальный смысл.

2. Сам предмет психологии - человек и его психика, внутренний мир, поведение, деятельность, общение - явление неоднозначное и неодноплановое. Сегодня мы вряд ли понимаем природу человека лучше (несмотря на попытки ее искусственного изменения), чем древнегреческие философы. Она остается такой же тайной, какой является происхождение жизни. Человек с его внутренним миром - существо очень сложное, грубо говоря, не вмещающееся в теоретические концепции и построения. Это лишает нас возможности получить какие-то окончательные ответы на поставленные вопросы. Так что отсутствие единого взгляда, единой концепции человека в психологии вызвано вполне объективными причинами.

Предмет психологии управления

Психология управления - это отрасль практической психологии. Предметом практической психологии является проблема человеческих взаимоотношений. Следовательно, современная психология управления рассматривает проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента, и в этом - специфика ее предмета. Раскроем данное положение более подробно и рассмотрим, какие именно проблемы человеческого измерения в менеджменте находятся в поле зрения психологии управления. Это:

1. Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.

2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности.

3. Коммуникативные умения менеджера.

4. Конфликты в производственном коллективе и роль менеджера в их преодолении.

Психология управления рассматривает эти проблемы с практической точки зрения. Познакомимся с ними поближе.

1. Личность менеджера, его самосовершенствование

и саморазвитие

Здесь важны два обстоятельства. Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность. Можно сказать, что данная отрасль знаний изучает не личность вообще, а личность руководителя-управленца, организатора, менеджера. Нельзя сказать, что психологию управления вообще не интересуют проблемы личности как таковой и что она сосредоточивается только и исключительно на анализе сильных и слабых сторон личности руководителя. В поле зрения этой отрасли науки попадают также и рядовые сотрудники. Руководитель должен знать особенности личности своих подчиненных для более эффективного взаимодействия с ними, а иногда и для воздействия на них.

Во-вторых, рассматривая личность руководителя, психология не ограничивается только описаниями, сравнительным анализом и констатацией фактов. В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководите любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей целенаправленно развивать в себе качества лидера. В этом и проявляется практический, приклад ной характер психологии управления. Она учит руководите ля самое малое тому, как не совершать очевидных ошибок, а самое большое - как совершенствовать себя в менеджменте. Что будет взято на вооружение - минимум или максимум - дело личного выбора.

2. Организация управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности

Любая деятельность должна быть организована - без этого она превращается в набор хаотических действий, которые, несмотря на все старания и искреннее желание чего-то достичь, заканчиваются весьма посредственными (и это в лучшем случае) результатами. Управленческая деятельность имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что менеджер, действуя сам, организует деятельность других людей, решает не только производственные, но и управленческие задачи.

Управленческая деятельность строится по определенным правилам, которые и исследуются психологией управления.

Можно сказать, что управление производит очень важный продукт - порядок из хаоса. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных неизменно приносит успех. И наоборот, неумелая организация дела может привести фирму к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. «Кто производит - тот не управляет, кто управляет - тот не производит» - в этом, может быть, слишком прямолинейном девизе явно отражается важность организации деятельности вообще и управленческой в частности. Эффективно работающий менеджер не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять - он постоянно рефлексивно анализирует свою деятельность и совершенствует ее.

Знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет, кроме всего прочего, компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что, конечно же, имеет практическое значение.

3. Коммуникативные умения менеджера

Как связаны и как соотносятся между собой общение и управление? Что такое коммуникативная культура и коммуникативные умения менеджера? Как организовать общение с подчиненными самым эффективным образом? Как провести переговоры? Как научиться говорить публично? Вот далеко не полный перечень проблем, касающихся вопроса взаимосвязи управления и общения. В том, что роль общения в эффективном управлении огромна, едва ли нужно кого-то убеждать. Но понимать роль общения и уметь использовать его - совсем не одно и то же. Вот почему психология управления включает конкретные практические проблемы организации эффективного управленческого общения.

Коммуникативные качества личности не даются от рождения - они, подобно умению ездить на велосипеде или плавать, вырабатываются в результате специальных упражнений. Нужны только желание и время. Специалисты в области психологии управления давно и успешно разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но фактором управления. Все, что делает менеджер, должно быть нацелено на результат. А результатом является решение поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил и денег. Добиться такого результата помогает правильная организация управленческого общения в целом и каждого из его видов.

4. Конфликты в производственном коллективе

и роль менеджера в их преодолении

Любой коллектив - это группа людей, представляющая единый социальный организм, члены которого преследуют свои цели, решают свои задачи, стремятся сохранить или изменить свой формальный и неформальный статус. Люди в коллективе связаны друг с другом системой порой невероятно сложных отношений. Как любой организм, коллектив может переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти когда угодно под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправляемым и распадается). Конфликтология как часть современной практической психологии, имеющая непосредственное отношение к психологии управления, - наука еще молодая, но все же имеющая в своем активе достаточное количество материалов, позволяющих менеджеру относительно успешно справляться с кризисами в развитии коллектива.

1. Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке конфликта. Дело руководи теля, его профессия - управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого нужны не только знания, но и конкретные навыки.

Что такое конфликты и какими они бывают? Каковы психологические механизмы развития различных видов и типов конфликтов? Можно ли предотвратить конфликт, и если да, то как? Что делать и чего не делать, если конфликт уже происходит? Как минимизировать последствия конфликта и сохранить коллектив? Какую цену заплатить, чтобы она не оказалась чрезмерной? Эти вопросы весьма практического свойства и составляют суть искусства управления конфликтом, которым обладает или, по крайней мере, стремится обладать профессиональный менеджер. Искусство управления конфликтом - то, чем профессиональный менеджер отличается от руководителя (от «водить руками») - дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками, первый берет за дело и действует с максимальной пользой и минимальными потерями.

Просмотр текста файла: index.html (представлен текст без форматирования)

Введение…………………………………………………….……………………………….

1. Психология управления: ее объект и

предмет………………………………………

2. Психологические закономерности

управленческой деятельности……………….

2.1. Психология управления на пороге третьего

тысячелетия………………………

3. Личность как объект

управления…………………………………………………….

1. Понятие личности и

ее структура………………………………………………….

2. Некоторые

психологические школы изучения личности………………………

3. Мотивация как фактор

управления личностью…………………………………

4. Психология конфликта

………………………………………………………………..

4.1. Природа и социальная роль конфликтов.

Причины их возникновения……..

4.2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей

в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………………….

Введение

Психология

управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при

решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

Личность

работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая

психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая

группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической

психологией.

Отличительную

особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является

организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это непросто

совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями,

симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну

организацию,

подчиняющихся правилам и

нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в

соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и

корпоративными требованиями.

нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические

отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это

управленческие отношения людей.

Социально-психологические

отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами

и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность,

делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с

деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент

целого, т.е. социальной группы, вне которой его поведение не может быть

психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив

выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ

в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в

организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру

и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность моей

работы подтолкнувшие меня к более

тщательному изучению психологии управления.

1. Психология

управления: ее объект и предмет

психологии управления, в отличие от психологии труда, например, актуальна не

проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального

отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника

организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении

особенностей данной организации.

психологии управления, в отличие от социальной психологии труда, объектом

изучения становятся не просто отношения людей в коллективе или социальной

группе, а отношения людей в организации, т.е. в условиях, когда действия

каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему

порядку работ,

когда участники связаны друг с

другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и

ответственностью перед законом.

изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и

юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых

ориентирована на корпоративно полезные цели.

к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере

свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л.

И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

Психология деятельности

руководителя; - психология личности руководителя; - психологические проблемы

подбора руководящих кадров; - психолого-педагогические проблемы подготовки и

переподготовки руководящих кадров.

Психологи

В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в предмет психологии управления включают:

функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов

и взаимоотношений в них людей;

психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и

все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления - это

совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений; -

психологические проблемы лидерства; - проблемы мотивации поведенческих актов

субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в

предмет изучения психологии управления органично входят традиционные

социально-психологические явления (лидерство, психологический климат,

психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности

(психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей

психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория

развития), и других прикладных направлений психологии.

специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении

представления о наиболее актуальных для организации психологических проблем. К

их числу относят следующие:

повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех

уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения,

принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление

стрессов и другое;

повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого

персонала;

Поиск и активизация

человеческих ресурсов организации; - оценка и подбор (отбор) менеджеров для

нужд организации; - оценка и улучшение социально-психологического климата,

сплочение персонала вокруг целей организации.

Психология

управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую подготовку

менеджеров, сформировать или развить их психологическую управленческую

культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и

практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует

отнести: - понимание природы управленческих процессов; - знание основ

организационной структуры; - четкое представление об ответственности менеджера

и ее распределении по уровням ответственности; - знание способов повышения

эффективности управления; - знание информационной технологии и средств

коммуникации, необходимых для управления персоналом; - умение устно и письменно

выражать свои мысли; - компетентность в отношении управления людьми, отбора и

подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и

межличностных взаимоотношений среди работников организации;

способность планировать и прогнозировать деятельность организации с

использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать

свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в

Развитое

представление об особенностях организационного поведения, структуре малых

групп, мотивах и механизмах их поведения.

2. Психологические

закономерности управленческой деятельности

Как известно,

управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в

своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику

психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. К

числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие. Закон

неопределенности отклика. Другая

его формулировка - закон

зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их

психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в

разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может

приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов

управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной

конкретной деловой ситуации и как результат - к использованию моделей

взаимодействия,

неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому

состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.

Закон неадекватности отображения человека

человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может

постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы

достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Это объясняется

сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в

соответствии с законом возрастной асинхронности. В самом деле, в разные моменты

своей жизни даже взрослый человек определенного календарного возраста может

находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального,

эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения. Более

того, любой человек осознанно или неосознанно защищается от попыток понять его

особенности во избежание опасности стать игрушкой в руках человека, склонного к

манипулированию людьми.

значение даже то обстоятельство, что нередко сам человек не знает себя

достаточно полно.

образом, любой человек, каким бы он ни был, всегда что-то скрывает о себе,

что-то ослабляет, что-то усиливает, какие-то сведения о себе отрицает, что-то

подменяет, что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и

т.п. Пользуясь подобными защитными приемами, он демонстрирует себя людям не

таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким бы он хотел, чтобы его

видели другие.

менее любой человек как частный представитель объектов социальной реальности

может быть познан. И в настоящее время успешно разрабатываются научные принципы

подхода к человеку как к объекту познания. Среди таких принципов можно

отметить, в частности, такие, как принцип

универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди,

занятые не своим делом"); принцип

развития ("способности развиваются в результате изменения условий

жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок"); принцип

неисчерпаемости ("ни одна

Закон неадекватности самооценки. Дело

в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность

двух компонентов - осознаваемого

(логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного,

интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой

так, как надводная и подводная части айсберга.

Закон расщепления смысла управленческой

информации. Любая управленческая информация (директивы,

постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную

тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице

управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями

используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению

различий толкования информации, с другой - различиями в образовании,

интеллектуальном

развитии, физическом и,

тем более, психическом

состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение

смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она

проходит.

Закон самосохранения. Его

смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта

управленческой деятельности является сохранение его личного социального

статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства.

Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой

деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Закон компенсации. При

высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к

человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности

возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм

часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и

ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не

срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой

деятельности.

управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими

законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых

принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи

имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера,

законы Мерфи и другие.

2.1. Психология

управления на пороге третьего тысячелетия

мировых социально-экономических процессов с неумолимой логикой дает понять, что

проблемы современного управления уже не решаются на основе жестко

дифференцированных дисциплинарных подходов, что старый стиль управления уже не

дает даже удовлетворительных результатов.

Уходящая

в прошлое парадигма (модель) управления доминировала несколько сотен лет. Ее

основу составляла уверенность в том, что для понимания динамики поведения любой

сложной системы достаточно

изучить свойства ее частей.

Новая парадигма требует понимания отдельных элементов на основе анализа

динамики системы в целом.

Традиционная

модель управления внимание менеджера нацеливала почти исключительно на

экономические цели. Новая модель, отражая растущую интеграцию экономических и

социальных процессов, ставит в фокус внимания, вводит в круг целей менеджера и

социальные задачи - обеспечение

занятости, гуманизацию условий труда, расширение участия в управлении и другое.

система мышления оперировала принципами неограниченного роста, который

понимался в чисто количественных терминах - как максимализация прибыли и

увеличение валового

национального продукта. Новая система мышления оперирует понятием

"равновесие", т.е. такого состояния общества, при котором

удовлетворение нынешних потребностей не должно уменьшать шансы будущих

поколений на достойную жизнь. Менеджер, действующий в рамках новой концепции

мышления, будет исследовать влияние любых действий с точки зрения их

последствий для состояния равновесия.

3. Личность как объект управления

3. 1. Понятие личности и ее структура

вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого

менеджер имеет в виду прежде всего - личности или группу? Трудно однозначно

ответить на этот вопрос, а может

быть, верно и то и другое?..

Во многих пособиях по

менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения,

так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу,

организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп

и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные

характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

Крупнейшей

заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его

личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь

использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении

личности.

подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед

производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения.

Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему

без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский

менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он

получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало

помогли ему в его всемирно известной карьере. Теперь уже одной интуиции, личной

заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о

личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в

ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу

управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Так, в

70-е годы кадровая служба на предприятиях США преобразована в "Службу

человеческих ресурсов". Суть этих изменений в том, что люди - персоны, личности

Рассматриваются как конкурентное богатство

компании, которое надо создавать, беречь и умножать. Создаются и существуют

оценочные центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно

как личностей. Совсем не случайно лозунгом известной фирмы "Мацусита"

является: "Фирма сначала производит квалифицированных людей, а потом

продукцию".

Личность

человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и

волнующих не только выдающиеся умы. К примеру, известный русский философ

Н.А.Бердяев писал: "Истоки человека лишь частично могут быть поняты и

рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до

конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир.

Человек - микрокосм и заключает

в себе все".

претендуя на раскрытие этой тайны, можно все-таки привести некоторые

общепринятые положения.

следует, пожалуй, показать различие понятий: "человек",

"личность", "индивидуальность".

Человек - это

родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на

отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому

роду. Человек - это специфическое, уникальное единство

биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется

биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть

социума и продукт общественного

развития.

Личность - это

самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек -

носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в

котором проявляется

его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к

определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Индивидуальность - это

единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также

своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические

данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание

семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие

жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак

личности.

интересно происхождение самого слова "личность". В русской

литературной речи первоначально оно означало негативную и даже оскорбительную

характеристику человека. В Академическом словаре 1847 г. можно прочесть, что

этим словом обозначается

"отношение одного лица к другому". Тут же дается норма того времени:

"Никакая личность не должна быть терпима в службе". Дано и второе,

видимо сохранившееся и до сих пор, значение слова "личность" - "колкий отзыв на

счет, оскорбление" (вспомним, в ходе споров иногда звучит призыв "не

переходить на личности").

Этимологический анализ

происхождения термина в ряде языков дает любопытный результат. В русском слово

"личность" восходит к корню "личина", маска,

"накладная харя", которую надевали на себя скоморохи. Personality в английском,

personnalite во французском, Personlichkeit в немецком - все эти термины

происходят от латинского persona, а оно - от этрусского phersu - маска,

характерная для бога

потустороннего мира. Латинское слово "persono" означает "произносить", говорить

отверстие в маске. Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре.

Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и

одновременно предопределяла роль. В древнем Риме этим словом уже обозначалось

гражданское "лицо". Однако раб не был персоной, не был носителем

прав, не имел никакой роли, никакого признаваемого обществом характера - он не

имел общественной маски.

с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных. В

психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно

личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от

животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития,

т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная отличительная

характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного

сказать, что до сих пор понятие "личность" на Востоке и на Западе

трактуется по-разному. В европейской культуре, основанной на христианстве,

личностью считался святой, праведник, подвижник. В восточной культуре

собственно о личности заговорили со времен Конфуция (554 - 479 гг. до н.э.),

для которого

личностью был "благородный муж", т.е. активно участвующий в

управлении государством, пекущийся о его благе. В новое время западная личность

Это прежде всего индивидуальность, как бы

стоящая над обществом, а идеал восточной личности - человек, добровольно

отдающий себя служению

обществу.

В целом, структура личности

может быть - в

теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же,

весьма условна:

1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия,

мышление, память, воля, эмоции);

2) социально-специфические черты (социальные

установки, роли, ценностные ориентации);

3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент,

сочетание ролей, самосознание).

3. 2. Некоторые психологические школы изучения

личности

Проблема

личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов.

Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и

применимыми для управления считаются теории трех главных школ:

1) психоанализ 3. Фрейда (эту школу прошли Карл

Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Харри Салливан, Эрих Фромм и другие выдающиеся

психологи);

2) теория научения, или поведенческая школа (к

теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б.

и Б. Ф. Скиннера);

3) теория роста, или "гуманистическая

психология" (яркими представителями которой являются американские

психологи Абрахам Маслоу и Карл Роджерс).

Психоанализ

основан на идеях австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (185G

1939). В последние годы в России,

после отмены цензурного "табу" на произведения Фрейда, часть его

работ издана на русском языке, хотя многие остаются еще малодоступными нашему

читателю (наиболее полное собрание его сочинений - Лондонское - включает в себя

24 тома). Тем, кто желает глубже понять и усвоить

его идеи, следует, конечно, проработать такие его произведения, как

«"Я" и "Оно"», «Введение в психоанализ», «Тотем и табу»,

«Толкование сновидений».

Психоанализ - одно из наиболее полных учений о человеческой

индивидуальности. Кратко говоря, он основан на двух доктринах 3. Фрейда. Первая

Доктрина психического детерминизма. Она гласит,

что в душевной жизни нет никакой непоследовательности. Каждая мысль, возникшее

воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие,

даже если кажется, что оно возникло спонтанно, вызывается сознательно или

бессознательно и определяется предшествующими событиями. Уметь увидеть причины,

разобраться в них - значит понять действительные мотивы человека. Итак, любое

психическое явление

имеет под собой определенную причину.

доктрина Фрейда состоит в том, что бессознательные процессы играют более

значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные, и

вообще большая часть сознания бессознательна. Именно здесь скрыты основные

детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и

инстинкты. Человек часто сам не знает своих подлинных желаний и мотивов. Исходя

из этого, фрейд разработал метод свободных ассоциаций, с помощью которого и

выявлял скрытые стремления. Кажущийся хаос инстинктов в человеке он пытался

упорядочить. Так родилась "структурная гипотеза" организации

психической жизни личности. Структуру личности, согласно Фрейду, составляют три

ипостаси, инстанции: "Ид" (Id), или "Оно", "Эго" (Ego), или "Я", и "Супер-Эго"

(Super-Ego), или "Сверх-Я".

первоначальная, основная, наиболее центральная часть структуры личности, она

содержит все унаследованное при рождении. Содержание "Ид" почти

целиком бессознательно. "Эго", наоборот, подчиняется принципу

реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и вырабатывает

эффективные способы общения с внешним миром. "Супер-Эго" - это собственно

моральные принципы человека,

определяющие приемлемость или неприемлемость для него того или иного способа

поведения. Развивается эта последняя часть структуры не из "Ид", а из



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!