Психотип личности: классификация и описание. Типы «непростых» личностей и способы общения с ними

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также особенности развития, связанные с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос; как и кто его воспитывал; в какой школе он учился; кто он по профессии и какое у него окружение. Люди отличаются друг от друга независимо от того, как такое отличие возникает. Как внешность одного человека отличается от внешности другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей. Однако некие схожие черты, по которым человека можно включить в определенную категорию подобных личностей, можно отследить у многих. Типологию людей полезно знать при любых обстоятельствах, особенно в кризисы и критические времена. Какие личности окружают нас? Общение к кем создает для нас наибольшую нагрузку? Разберем наиболее типичные категории «непростых» личностей.

1. Истероидные личности

Резкая смена настроения - от оглушительного хохота до визгливого крика по любому пустяку, демонстративное поведение и вечное недовольство. «Истерик» или «истеричка» - говорят за спиной такого человека. Однако истерия - это не однократное неуместное поведение человека, игнорирование чужих прав и интересов. Она - пример сложного психического расстройства.

Человек, страдающий истерией, характеризуется чрезмерной эмоциональностью, самодраматизацией, театральностью и стремлением привлечь к себе внимание. Такие люди постоянно ищут или требуют поддержки, одобрения или похвалы от других. Истерики активно добиваются внимания других через яркое, привлекающее поведение. Они чрезмерно обеспокоены своим внешним видом, часто привлекательны и чувствуют себя наиболее комфортно, когда находятся в центре внимания. Их эмоциональность кажется неадекватно преувеличенной, лабильной и поверхностной, они склонны к общим высказываниям и имеют импрессивный стиль речи и поведения. Они чрезмерно, до навязчивости, инициативны, интенсивны и напористы, эмоционально возбудимы и жаждут стимуляции, часто отвечая на незначительные раздражители (как отрицательные, таки положительные) неоправданно сильными эмоциональными вспышками. Их речь часто энергична, эмоционально насыщена, театральна, сопровождается драматической жестикуляцией и включает много преувеличений. Из-за зависимости от внимания окружающих личности с истерией особенно склонны к тревоге расставания и могут идти на различные уловки и манипуляции, едва почувствовав его угрозу.

Женщина с истерическим расстройством личности определяется скорее как карикатура на то, что принято считать женственностью: тщеславие, поверхностность, демонстративность, незрелость, чрезмерная зависимость и эгоцентризм. Истерию можно рассматривать как карикатуру на сексуальные роли вообще, относя к нему не только крайне выраженную женственность, но и крайне выраженную мужественность - например, образ ярко выраженного «мачо», который демонстративен, ищет острых ощущений, поверхностен, тщеславен и эгоцентричен. У мужчин характерными масками истероидности часто выступают антисоциальные тенденции, у женщин истерия прячется за психосоматическими реакциями и болезнями.

Одна из основных идей человека с истерией такова: «Я неадекватен и неспособен жить самостоятельно». Истероидные личности приходят к выводу, что поскольку они неспособны заботиться о себе, то должны найти способ устроиться так, чтобы другие заботились о них. Затем они начинают активно искать внимания и одобрения, для того чтобы убедиться, что окружающие достаточно удовлетворяют их потребности. Убеждение, что для их выживания все окружающие должны любить их, приводит к сильному страху отвержения.

Необходимость искать одобрения часто выражается в чрезмерном проявлении своей сексуальной роли. Истероидные женщины с раннего возраста вознаграждались за изящность, физическую привлекательность и обаяние, а не за компетентность или любые усилия, требующие систематического мышления, планирования и терпения. Истероидные мужчины научились играть крайне маскулинную роль, получая вознаграждение за мужество, крутость нрава и силу, а не за фактическую компетентность или способность решать проблемы. Стремление понравиться само по себе не обязательно патологично. Однако истероидные личности настолько увлечены этой стратегией, что на самом деле используют ее далеко не эффективно. Увлеченные своей ролью и привлечением внимания, они теряют из вида свою реальную цель и начинают искать возбуждения и драматизации ради них самих.

Истероиды считают себя людьми общительными, дружелюбными и приятными. В начале отношений их часто воспринимают как очень обаятельных. Но постепенно обаяние теряется, и таких начинают считать чрезмерно требовательными и нуждающимися в поддержке. В стремлении к принятию и одобрению они склонны прибегать к различным хитростям, часто используют манипуляции. Если более тонкие методы терпят неудачу, они прибегают к принуждению, шантажу, вспышкам раздражения и угрозам самоубийства. Они особенно подвержены дихотомическому («черно-белому») мышлению. Они реагируют интенсивно и спонтанно, поспешно делая крайне негативные или крайне позитивные выводы.

2. Педантические личности

Так называемые педантические личности были в свое время блестяще описаны немецким психиатром Карлом Леонгардом в его известной книге «Акцентуированные личности». Эту категорию отличают:

  • чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;
  • озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;
  • перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;
  • чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;
  • повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;
  • ригидность (неготовность к изменениям) и упрямство;
  • необоснованные настойчивые требования того, чтобы другие все делали в точности, как и он сам; неблагоразумное нежелание позволять другим людям что-либо выполнять;
  • появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

Подобные люди часто вязнут в деталях, затрудняясь выделить главное или принимая за главное почти все. Излишняя тщательность выполнения различных по важности и значимости дел заставляет такие личности всегда находить себе много работы. Если поступки истериков характеризуются отсутствием разумного взвешивания, то педанты тянут с решением, даже когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена.

Вообще такие лица очень серьезно страдают под бременем ответственности: невозможность все выполнить так, как требует их добросовестность, делает их несчастными. Вследствие этого они могут не только не стремиться к повышению по службе, но иногда даже отказываться, когда им предлагают более ответственную высокооплачиваемую должность. Педант часто добровольно работает сверхурочно, чтобы наверстать потерянное время.

Ключевые слова и ведущие мотивы для обсессивно-компульсивных личностей: «контроль» и «должен». В рамках этих идей структурируется вся их жизнь и поведение. Они воспринимают большинство других людей как слишком легкомысленных, нередко безответственных, потакающих своим желаниям или как некомпетентных, неопытных. Поэтому под огнем их критики многие чувствуют себя некомфортно в общении.

В попытке потворствовать собственным слабостям педанты щедро применяют слово «должен» к другим. Они упрекают многих из своего окружения за недостаточное соблюдение правил, норм и обязательств, навязчиво требуют соблюдения массы условностей и нередко избыточных действий. Из-за своих перфекционистских стандартов эти люди особенно склонны к долгим сожалениям, разочарованию и наказанию себя и других. Наиболее частой их эмоциональной реакцией, особенно в случае ожидания несоответствующего стандартам выполнения работы, является тревога. Когда же случается серьезная «неудача», у них может развиться выраженная депрессия.

В целом можно сказать, что поведение педантической личности обычно не выходит за пределы разумного. В этих случаях окружающие часто выигрывают - сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. На производстве хорошо знают работника с этой стороны: на него можно положиться, ему всегда и охотно доверяют работу, при выполнении которой необходима большая точность, тщательность или аккуратность. Позитивное начало педантической личности проявляется и в том, что такой человек любит свое производство, хорошо осознает обязательства по отношению к нему и не меняет место работы без веских оснований. Нередко такие люди много лет, а иногда и всю жизнь, работают на одном и том же предприятии. Педанты в большинстве случаев верны традициям, правилам, семье.

3. Возбудимые личности

Личности, обладающие такими чертами характера, обычно отличаются недостаточной управляемостью. Это выражается в том, что типичными для образа жизни и поведения возбудимого человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а импульсивные влечения, инстинкты, трудно контролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, обычно не принимается во внимание, направляют такого человека его текущие желания, идеи и интересы. Само понятие влечения можно свести у возбудимых личностей, главным образом, к стремлению разрядки в большей мере физического плана, чем психологического свойства.

Реакции возбудимых личностей очень импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. В мимике и словах они дают волю раздраженности, жестко или со злостью заявляют о своих требованиях, а иногда со скандалом удаляются. В результате такие личности по самому незначительному поводу вступают в ссору с начальством и сотрудниками, грубят; они агрессивны. Причины недовольства могут оказаться самыми разными: то им не нравится, как с ними обращаются, то зарплата мала, то рабочий процесс их не устраивает.

По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как такие люди не склонны обмениваться мнениями. Импульсивность патологического характера относится также и к влечениям. Возбудимые личности могут быть совершенно неразборчивы в еде и неумеренны в ее количестве, полностью поддаваясь своему текущему желанию. Многие из них становятся хроническими алкоголиками.

Признаки возбудимой личности могут несколько сглаживаться наличием природного ума, однако оно не снимает движущую силу инстинкта. Особенно это заметно у возбудимых детей. Ни в одном из случаев акцентуации воспитательное воздействие не является столь труднодостижимым. Впрочем, по мере созревания личности наблюдается некоторое улучшение ситуации. При различных возбуждениях и соблазнах повседневной жизни у этих людей оказывается достаточно самоконтроля, чтобы удержаться от безрассудства.

4. Избегающие личности

Люди с избегающим расстройством личности хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Поэтому они избегают общения или активного участия в чем-либо. Они воспринимают себя как социально неприспособленных и некомпетентных. Других же людей они воспринимают обычно как весьма критически настроенных, незаинтересованных и унижающих.

Люди с этим расстройством часто имеют такие внутренние твердые убеждения: «Я плохой, никчемный, непривлекательный». Эти убеждения питают следующие суждения: «Если люди приблизятся ко мне, они обнаружат «настоящего меня» и отвергнут, что будет невыносимо и ужасно». Или: «Если я предприму что-либо новое, но у меня не получится, это будет катастрофой».

Следующий уровень, который определяет их поведение, состоит из внутренних незаметных инструкций самому себе, таких как «Лучше не участвовать в рискованных делах», «Я должен любой ценой избегать неприятных ситуаций», «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом, отвлекшись или приняв дозу чего-то, что меня успокоит или отвлечет».

Главной угрозой им представляется то, что люди будут считать их обманщиками, некомпетентными или ничтожествами; их осудят, унизят или отвергнут. Они стараются избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. Так, они склонны держаться особняком в социальных группах и не привлекать к себе внимание. На работе они избегают новых обязанностей и продвижения по службе из-за опасения неудачи и последующих репрессий со стороны других.

Основная и типичная эмоция избегающих личностей - дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль - отсутствие близких отношений и успехов.

Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения.Их низкая терпимость к своим переживаниям наряду с повышенной чувствительностью к неудаче и отвержению влияет на все их действия и определяет их характер. Избегающие личности просто понижают свою планку и избегают любой активности и деятельности, которые связаны с риском неудачи или отвержения.

5. Зависимые личности

Люди с зависимым расстройством личности считают себя беспомощными и поэтому пытаются привязаться к более сильному человеку, который обеспечит их средствами для выживания и счастья.

Они чувствуют себя остро нуждающимися в поддержке и опоре, слабыми, беспомощными и некомпетентными. Такие личности идеализируют образ сильного опекуна, воспринимая его как заботливого, благосклонного и компетентного во всем. В отличие от избегающей личности, которая остается свободной от сложных отношений и не получает социальной поддержки, зависимая личность может действовать довольно успешно, пока рядом находится сильный человек. Зависимые личности полагают: «Я нуждаюсь в других сильных людях, чтобы выжить. Без "защитника" я пропаду». Они уверены, что их счастье зависит от наличия такого человека. Они полагают, что нуждаются в устойчивом и непрерывном потоке поддержки и поощрения. От зависимых женщин, к примеру, часто можно услышать: «Я не могу жить без мужчины» или «Я не могу быть счастлива, если меня не любят».

Поведением такого человека руководят внутренне неосознаваемые инструкции типа: «Не обижай своего защитника», «Держись к нему ближе», «Поддерживай как можно более близкие отношения», «Будь зависимым, чтобы привязать его или ее». Главная угроза или травма связана с отвержением или отказом.

Основная стратегия зависимых личностей состоит в том, чтобы культивировать зависимые отношения. Они часто будут делать это, подчиняясь сильному человеку и пытаясь успокоить этого человека или угодить ему. Их ведущей эмоцией является тревога - беспокойство по поводу возможного разрыва зависимых отношений. Они периодически испытывают сильную тревогу, когда чувствуют, что отношения действительно напряженные. Если человек, от которого они зависят, исчезает, они могут погрузиться в депрессию. С другой стороны, они испытывают радость или эйфорию, когда их зависимые желания удовлетворены.

6. Параноидные личности

Ключевое слово для параноидного расстройства личности - «недоверие». Параноидная личность занимает эту позицию в большинстве ситуаций в жизни, включая даже наиболее благоприятные и безопасные.

Параноидные личности полагают, что они добродетельны и с ними незаслуженно плохо обращаются. По сути, они воспринимают других людей как заблуждающихся, нечестных, вероломных и скрыто манипулирующих. Полагая, что окружающие хотят вмешиваться в их дела и критиковать их, параноики относятся к ним пристрастно и делают все это скрытно и под маской невинности.

Скрытые внутренние убеждения параноидных личностей состоят из представлений типа: «Я уязвим для других людей», «Людям нельзя доверять», «Их мотивы подозрительны», «Они замышляют недоброе», «Они обманщики», «Они что-то скрывают и настроены против меня», «Они собираются навредить мне или унизить меня». Их поведение определяется идеями типа: «Если я не буду осторожен, люди будут управлять, злоупотреблять или пользоваться мною», «Если люди настроены дружелюбно, они пытаются использовать меня», «Если люди ведут себя сдержанно, это доказывает, что они недружелюбны и скрывают что-то». Инструкции параноидной личности самому себе: «Будь начеку», «Не доверяй никому», «Ищи скрытые мотивы».

Главные страхи связаны с тем, что ими тайно манипулируют, их контролируют, унижают или относятся к ним пристрастно. Считая, что другие люди настроены против них, параноидные личности вынуждены всегда оставаться начеку. Они осторожны, подозрительны и все время ищут признаки «коварных планов» своих противников. Время от времени они могут обвинять этих противников в причинении вреда и, следовательно, вызывать некоторую враждебность к себе со стороны окружающих, что лишь подкрепляет болезненные убеждения.

Их ведущая эмоция - гнев по поводу предполагаемых бесчинств и козней, направленных против них. Но некоторые параноидные личности дополнительно могут также испытывать постоянную тревогу и по поводу воспринимаемых угроз.

7. Антисоциальные личности

Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы. Проявление этого поведения может варьироваться - от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямой агрессии.

Люди с таким расстройством считают себя одинокими, независимыми и сильными. Некоторые из них полагают, что общество и отдельные его представители злоупотребляют ими или обращаются с ними жестоко. Они считают себя притесняемыми и оправдывают этим притеснение окружающих со своей стороны.

Другие могут принимать на себя роль хищника в «жестоком» мире, где нарушение правил общества является нормальным и даже желательным. Они воспринимают окружающих людей либо как эксплуататоров (и поэтому «заслуживающих» эксплуатации), либо как слабых и уязвимых (и поэтому «заслуживающих» роли жертвы).

Убеждения людей с антисоциальным расстройством личности носят эгоцентрический характер и в сути своей таковы: «Я должен быть начеку», «Я должен быть агрессором, иначе я буду жертвой». «Если я не буду помыкать людьми (манипулировать ими, эксплуатировать их, даже нападать на них), я никогда не получу то, что заслуживаю», «Ты заслуживаешь всего, чего хочешь», «Возьми это, ты это заслуживаешь».

Такой человек считает, что он вправе нарушать правила, которые, по его мнению, произвольны и предназначены для защиты имущих от неимущих. Эти взгляды отличаются от представлений людей с нарциссическим расстройством личности, считающих себя настолько особенными, уникальными, что они стоят выше правил - привилегия, которую все должны признавать и уважать.

Единственное открытое проявление эмоций у таких личностей - гнев по поводу того, что окружающие люди имеют что-то такое, чего у них нет, но чего они, по их мнению, заслуживают гораздо больше.

8. Нарциссическое расстройство личности

Ключевое поведение для такого типа личностей - возвеличивание себя. Нарциссические личности искренне воспринимают себя как особенных и уникальных. Такое отношение к себе возникает у нарциссической личности без каких-либо биологических, социальных или родовых предпосылок. Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей и общепринятых правил. Себя они рассматривают как лучших представителей рода людского, которые имеют право на особое расположение и благосклонное обхождение.

Всех прочих людей нарциссы считают хуже себя, но иначе, чем антисоциальные личности. Нарциссы расценивают других людей как своих подчиненных или почитателей. В то же время им приходится становиться зависимыми от окружающих, поскольку они ожидают и даже ищут их восхищения. Последнее им жизненно необходимо для подтверждения собственного величия и сохранения своего имиджа.

Ведущие нарциссические убеждения таковы: «Так как я особенный, я заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Я выше других и выше правил. Остальные должны признавать это», «Если люди не признают моего особого положения, они должны быть наказаны», «Всегда стремись настаивать на своем превосходстве или демонстрировать его».

Главные стратегии нарциссов состоят в том, чтобы делать все возможное для укрепления своего более высокого положения и расширения своего влияния. Они склонны соперничать с теми, кто претендует на такое же высокое положение. Они также весьма часто прибегают к манипуляционным стратегиям, чтобы достичь своих целей. В отличие от антисоциальной личности у них отсутствует циничное отношение к правилам поведения: они просто считают себя свободными от них. Они рассматривают себя как часть общества, но всегда относят себя к высшему слою.

Их самая частая эмоция - раздражение или гнев, возникающие, когда другие люди не проявляют восхищения ими или уважения к ним, либо когда люди спорят с ними или перечат им. Если их стратегиям препятствуют, нарциссы склонны впадать в депрессию.

Как взаимодействовать с «непростыми» людьми

Предлагайте сотрудничество. Люди редко меняются. Вы не можете изменить их внутреннюю сущность. Если вы примете этот постулат, ваша эффективность повысится. Опираясь на сотрудничество, вы можете помочь им изменить поведение. Если вы пытаетесь изменить людей, вы провоцируете обиду и раздражение у обеих сторон, когда ваши усилия не срабатывают. Если же вы принимаете человека и работаете с ним, ваш собеседник начинает чувствовать, что его понимают и уважают. Это первый и самый важный шаг к сотрудничеству.

Развивайте свои навыки. Возможно, такой человек счастлив оттого, что он «сложен», поскольку собственное поведение его устраивает. Поэтому вам надо вооружиться необходимыми навыками. Первый из них - это решительность: обращение с другими людьми как с равными себе, а также признание своего права на обращение как с равным со стороны других. Простой способ стать решительным - искренне выражать свои чувства, быть честными и стоять на своем. Такое поведение, конечно, не разрешит любую сложную ситуацию незамедлительно. Однако оно будет иметь два ключевых последствия: сократит количество возникающих у вас проблем с окружающими и позволит вам постоять за себя, когда нужно разобраться со сложными людьми.

Сохраняйте спокойствие. Даже когда вы уже раздражены, рассержены или огорчены, напомните себе, к какому состоянию вам следует стремиться. Проявление ваших эмоций приведет лишь к конфликту и нарастанию враждебности. Вы можете выразить свое отношение так, чтобы собеседник не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество. Используйте различные техники общения, чтобы избежать серьезных конфликтов.

Есть также ряд общеметодологических подходов для общения со всеми типами сложных людей:

  • будьте позитивны;
  • чаще улыбайтесь;
  • проявляйте заботу о других людях;
  • активно слушайте;
  • сопереживайте;
  • отмечайте успехи других людей;
  • демонстрируйте уважение к другим людям;
  • просите совета и участия других людей;
  • не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
  • старайтесь не жаловаться, а предлагать решения;
  • рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных.

Aндpeй Геннaдьeвич Kaмeнюкин - врач-псиxoтеpaпевт, соавтор программ повышения стрессоустойчивости в системе МЧС России, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

  • Психология: личность и бизнес
(7)

С точки зрения психологии деление темперамента на типы - это одна из систем определения психологических особенностей.

Истоки этой типологии лежат в древней науке, однако современная трактовка типов темперамента основана на характерных психологических проявлениях человека, в первую очередь психической активности и эмоциональности.

Данная статья лишь немного приоткрывает "занавес", рекомендуем также отдельную статью, целиком посвященную темпераментам человека "".

Так человека с ярко выраженной психической активностью, подвижного, быстро реагирующего на все события, довольно легко переживающего неудачи и стремящегося к новым впечатлениям называют сангвиником .

Если человек впечатлителен и раним, склонен к глубоким переживаниям, остро реагирует на внешние события, но внешне эти реакции проявляет слабо, то его называют меланхоликом .

Человека быстрого, энергичного, порывистого, неуравновешенного, склонного к резким сменам настроения и ярким эмоциональным вспышкам, называют холериком .

И, наконец, если человек чаще всего невозмутим и спокоен, имеет устойчивое настроение, склонность к глубоким чувствам и внешне слабо выражает то, что происходит в его душе, то такого человека называют флегматиком .

Яркими представителями каждого типа темперамента являются герои известного произведения А. Дюма. Портос, весельчак и оптимист, несомненно сангвиник, Атос, спокойный и рассудительный - флегматик, Арамис, тонко чувствующий и эмоциональный, конечно меланхолик, а Д’Артаньян с его горячностью и неудержимой жаждой приключений, безусловно, холерик.

Тип темперамента можно определить по внешним проявлениям человека - походке, речи, выражению лица. Например, у холериков быстрая, требовательная, внушающая речь, очень выразительная мимика, а движения резкие и стремительные. Кроме внешних проявлений тип темперамента выражается в манере общения, стиле взаимоотношений, особенностях стремлений и деятельности. Так, холерик в общении властен и стремится доминировать, а меланхолик нуждается в защите, флегматик спокоен и невозмутим, а сангвиник весел и непринужден. Представители разных типов темперамента могут по-разному вести себя в дружбе и любви. Флегматик предпочитает приятельство и спокойную привязанность, холерик страстен и склонен к ревности, у меланхоликов глубокие и стойкие чувства, а сангвиник легко влюбляется и так же легко расстается.

Конечно, эти индивидуально типические свойства, характерные для какого-либо типа темперамента, влияют и на выбор деятельности человека. Человеку будет проще добиться хороших результатов и успехов в любой жизненной сфере, если она будет максимально соответствовать его особенностям.

Следует учитывать, что типы темпераменты не могут быть разделены на «хорошие» и «плохие», как это может показаться на первый взгляд. Свойства темперамента человека могут проявиться как с отрицательной, так и с положительной стороны. Например, легкая адаптация к внешним условиям сангвиника является его положительным качеством, а поверхностность, непостоянство чувств и разброс в деятельности - отрицательным свойством. Страстный и активный в работе холерик может оттолкнуть агрессивностью и раздражительностью. Меланхолик, который всегда принимает взвешенные решения, может быть не совсем привлекательным из-за своей замкнутости и застенчивости. Флегматик впечатлит глубиной чувств и тщательно выполненной работой, но в то же время может не понравиться излишней медлительностью.

Темперамент составляет лишь биологическую основу личностных качеств, которые в конечном итоге развивает и воспитывает в себе человек. Знание себя, своих особенностей позволит выбрать тот стиль деятельности и взаимодействия с окружающим миром, который принесет успех и реализует личностный потенциал человека.

Начало статьи .

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современную антропологическую лингвистику интересует, прежде всего, человек говорящий в его модусах и отношениях. Одним из модусов бытия человека в языке является человек смеющийся (Homo Ridens) – участник комического (или юмористического) дискурса.

Проблема комизма и смеха в языке давно привлекает внимание исследователей. Существует большое количество исследований, посвящённых теории комического, однако предметом пристального изучения большинства исследователей являются в основном механизмы и жанры комического, сам же комический дискурс как тип общения исследован недостаточно.

В данном исследовании впервые делается акцент на изучении участников юмористического дискурса, а именно его основного участника – адресанта, говорящего, ведущей интенцией которого является продуцировать комический дискурс, в расчете на смеховую реакцию партнера.

Концепция исследования опирается на идею о существовании различных видов смеха: В.Пропп разграничивает насмешливый, добрый, злой, циничный, жизнерадостный, разгульный смех [Пропп 2002]. В проведенном исследовании мы исходили из гипотезы, что каждому виду смеха соответствует свой тип шутящего, а разграничение типов шутящих наиболее продуктивно с позиций теории коммуникативного поведения.

В коллективном сознании социума любой лингвокультуры существуют концепты, отражающие представление о разных типах коммуникативного поведения и вербализованные в таких номинациях, как Молчун, Крикун, Демагог, Резонёр, Сквернослов, Зануда и др. К числу такого рода коммуникативных типов личностей, выделяемых на психологических основаниях, относится и шутник – «человек шутящий».

Итак, объектом анализа в диссертации является коммуникативная личность, а предмет исследованиясоставляет коммуникативное поведение шутника.

Актуальность исследования обусловлена общей антропологической ориентированностью современной лингвистики, что предполагает всестороннее изучение человеческого фактора в языке, в частности, различных модусов человека говорящего. Отсутствуют чёткие критерии описания коммуникативной личности, недостаточно разработана типология коммуникативных личностей. Понятие коммуникативного типажа находится в стадии становления. Данным исследованием открывается изучение коммуникативных типажей, одно из направлений дискурсивной прагмалингвистики.

Целью исследования является изучение особенностей коммуникативного поведения шутников различных типов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

· уточнить характеристики ситуации юмористического общения;

· разработать параметры описания коммуникативного поведения шутников;

· выделить основные типы шутников на основании ролевых номинаций

· проанализировать проявление характеристик шутника, отрефлексированых языковым сознанием (на основании паремий и текстовых употреблений ролевых номинаций)

· описать специфику коммуникативного поведения выделенных типов шутников с учётом предложенныхпараметров

· выявить отношение социума к шутникам

Обозначенные задачи решались с помощью следующих методов :

Гипотетико-дедуктивного;

Контекстуального анализа;

Сопоставительного анализа;

Метода интроспекции;

Контент-анализа;

описательного метода с его основными компонентами: наблюдением, описанием и обобщением.

Научная новизна исследования заключается в выборе предмета исследования; определяется постановкой целей и задач в области разработки типологии адресантов в рамках юмористического дискурса; выявлении особенностей коммуникативного поведения различных типов шутников.

Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в дальнейшем развитии и углублении теории языковой личности и науки о коммуникативном поведении. Предложен подход к изучению типов языковой личности с учётом параметров коммуникативного поведения. Работа вносит определенный вклад в теорию юмористического дискурса. Впервые дан комплексный анализ агента юмористического дискурса.

Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных учёных в области теории дискурса (G. Brown and G. Yule, M. Coulthard, D. Schiffrin, В.В. Дементьев, В.И. Карасик, М.Л. Макаров, Е.И. Шейгал), лингвоэтологии (В.В. Красных, А.К. Михальская, И.А. Стернин), прагмалингвистики (G. Leech, P. Brown, S. Levinson, J. Searle, Ю.А. Караулов, В.П. Нерознак, В.И. Шаховский), социолингвистики (О.Б. Сиротинина, Л.П. Крысин, D. Hymes,), психолингвистики (К.Ф. Седов, C.А. Сухих, Ю.А. Сорокин), теории культуры (Й. Хейзинга, М. М. Бахтин В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг), теории комического (Ю.Б. Борев, М.Р. Желтухина, В.И. Карасик, М.А. Кулинич, А.Д. Шмелев, S.J. Alexander, S. Attardo).

Практическая ценность работы заключается в том, что её результаты могут найти применение в вузовских лекционных курсах по языкознанию, в спецкурсах по лингвистике текста и дискурса, прагмалингвистике, социолингвистике, коммуникативной лингвистике.

Положения, выносимые на защиту :

1. Основными характеристиками юмористического дискурса являются следующие: юмористическая тональность, юмористическое коммуникативное намерение, театральность и игровой характер общения, участники (шутник и его аудитория). Шутник является агентом/адресантом ситуации юмористического общения, «автором» (производителем) или «исполнителем» (воспроизводителем) комического текста какого-либо жанра.

2. Интегральными признаками, общими для «человека шутящего», являются: общительность, коммуникативная эмоциональность, способность к комическому восприятию мира и спонтанной реакции на ситуацию общения, настроенность на юмористическую тональность, преобладание фатической и развлекательной интенций в мотивации общения.

3. Шутник является своеобразным обобщением – инвариантом ряда реально существующих типажей: шут, шут гороховый, весельчак, циник.

4. Типология шутников строится на следующих основаниях: а) противопоставление институционального шута и «неинституционального» шутника; б) противопоставление по количественной градации (постоянное/частное шутовство – шутовство время от времени); в) отношение социума к шутнику; г) различия в мотивационной доминанте шутников; д) объекты шутовства; е) виды и жанры комического.

5. Институциональный Шут, воплощенный в произведениях В. Шекспира, характеризуется как элитарная и нестандартная языковая личность

6. Коммуникативное поведение типов шутников описывается на базе следующих параметров: общительность, формальность/неформальность общения, учёт специфики ситуации общения, степень конфликтности общения, учёт реакции собеседника, запланированность/спонтанность шутовства, мотивация.

Материалом исследования послужили тексты политических дискуссий и интервью, литературные произведения В.Шекспира, К.Брауна, М.Фрая, А.Аверченко, Б.Акунина, Э.Макбейна, художественные кинофильмов, публикации в Интернете, а также картотека записей устной речи.

Апробация работы . Основные положения и результаты исследования докладывались автором на научных конференциях Волгоградского государственного педагогического университета (2005 г.), на региональных конференциях молодых учёных (Волгоград, 2002; Волгоград 2004), результаты исследования обсуждались на конференции на VII и IX региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2002, 2004 гг.); на научно-практической конференции «Аксиологическая лингвистика: проблемы изучения культурных концептов и этносознания» (Волгоград, 2002 г.), а также на заседании научно-исследовательской лаборатории «Язык и личность» при кафедре языкознания ВГПУ отражены в трех публикаций по теме исследования.

Объём и структура работы . Диссертация включает введение, три главы, заключение и список литературы, а также список лексикографических источников и источников примеров.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Юмористический дискурс и параметры коммуникативного поведения» рассматриваются основные характеристики юмористического дискурса, понятие коммуникативного поведения и коммуникативной личности в современной лингвистике, определяются параметры изучения коммуникативного поведения шутников.

Общение – это неординарная способность индивида, можно даже назвать её талантом. Неоднократно проводимые, разноплановые психологические исследования позволили установить, что общительность как уникальное свойство индивида подразумевает ярко выраженную, постоянную потребность в коммуникативных контактах с другими индивидами, стремление пребывать среди людей и ощущение социальной общности с ними.

У всех людей имеется потребность в общении, но представлена она у каждого индивида по-своему, различается по степени выраженности и характеру. В зависимости от этих параметров психологи подразделяют индивидов на несколько основных коммуникативных типов.

Талант мы угадываем по одному-единственному проявлению,
но чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение.
Генрих Гейне

Общительный тип

Индивиды, относящиеся к данному типу, с лёгкостью, непринуждённо вступают в новые контакты. Они способны в кратчайший срок правильно и позитивно организовать процесс общения, а также вызвать к себе необходимое расположение партнёра по общению.

Люди общительного типа без труда создают нужный психологический настрой в общении – причём не только со своей стороны, но и передающийся собеседнику. Им несложно заговорить с совершенно незнакомым человеком, а также в течение длительного времени поддерживать любую беседу, независимо от оппонента и темы.

Таких индивидов называют ещё «эмоциональными магнитами». По сути, это идеальный коммуникативный вариант.

Неинициативный тип

Люди, которых можно отнести к данному типу, сами редко первыми проявляют инициативу в процессе коммуникации. Но общение с ними получается очень приятным и лёгким, поскольку они органично находятся внутри коммуникативного контекста. Их основная функция – поддерживать общение, и это удаётся им практически идеально.

С индивидами неинициативного типа общаться легко, несмотря на их определённую пассивность, поскольку они являются отличными слушателями, направляя и «разжигая» общение репликами типа: «Правда?», «Ну да?!» и т. п., проявляя при этом искреннюю заинтересованность в реакции собеседника. Особенность людей этого типа общения – отлично развитое умение чувствовать своего партнёра по общению и создавать благоприятный эмоциональный фон для коммуникативного процесса.

Гиперкоммуникативный тип

О людях такого типа говорят, что желание постоянно общаться буквально накрывает их с головой, захлёстывает, как волна. Такие индивиды всегда стремятся находиться в самом центре любых коммуникативных связей, сами начинают разговор буквально на любую тему.

Они постоянно демонстрируют безусловную готовность к общению с любым человеком и в любой момент. Люди этого типа самостоятельно ищут и предлагают темы для разговора, но при этом практически не могут грамотно слушать, все время перебивают. По сути, они выступают очень плохими собеседниками и слушателями.

Такие индивиды демонстрируют неприкрытое раздражение, если им мешают высказать в данную минуту все, что они хотят, создают, как выражаются психологи «девятый вал общения», который накрывает их слушателей и является весьма трудным для восприятия любыми собеседниками.

Людям гиперкоммуникативного типа оппонент нужен для самовыражения и «выпускания пара», мнение же этого оппонента их интересует в последнюю очередь. Такой тип также получил в социальной психологии название «коммуникативные эгоисты».

Необщительный тип

Индивиды, относящиеся к данному типу, чаще всего полностью погружены в себя. Их образно можно сравнить с улиткой, забравшейся в глубину своей раковины.

С такими людьми завязать и поддерживать общение крайне сложно, поскольку они предпочитают идти на контакт только тогда, когда им это действительно необходимо. Они никогда не являются отражением эмоций собеседника, поскольку не умеют и не хотят чувствовать своего коммуникативного партнёра, не стремятся понять его психологический настрой, да и сами не могут ясно выразить собственное отношение во время общения.

Необщительный тип неправильно будет назвать негативным типом, но он всегда очень труден в плане организации коммуникативной связи. За счёт своей закрытости и нежелания общаться, такие индивиды способны оказывать отрицательное воздействие на других участников процесса коммуникации.

Вывод

В зависимости от того, к какому типу общения принадлежит ваш коммуникативный партнёр, необходимо организовывать определённый стиль взаимодействия с ним, искать эмоциональные и психологические «точки соприкосновения», а также формировать уровень коммуникативных ожиданий. Это позволит сделать любое общение максимально комфортным и избавит от возможных разочарований.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!