Пушкин А.С. Борис Годунов

Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» - одно из выдающихся произведений русской классической литературы. Произведение создано во время ссылки в Михайловское под влиянием от прочтения «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Драма написана в подражание историческим произведениям Шекспира и в основном используется белый стих (т.е стихи, не имеющие рифмы, но с четко определенными размерами) .

Пушкин начал работу над своим новым произведением примерно в ноябре-декабре 1824 года, однако в скором времени он делает «перерыв» и работает над одной из глав романа в стихах «Евгений Онегин». За это время он успевает написать всё вплоть до сцены в келье Чудова монастыря. Примерно через четыре-пять месяцев он вновь возобновляет работу над драмой и летом 1825 заканчивает первую её часть. В это время он пишет письмо своему другу Вяземскому, в котором характеризует своё произведение как «романтическую трагедию». Уже 12 сентября того же года из под его пера выходит вторая часть драмы, а к ноябрю он создает третью, заключительную часть трагедии.

Изначальное название нового произведения должно было быть «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», причем существовало несколько вариантов такого «длинного» названия, но слегка переработав концепцию и убрав деление на части, Пушкин меняет название на простое «Борис Годунов».

Однако на этом история драмы не заканчивается. Осенью 1826 года в Москве Пушкин читает «Бориса Годунова» своим друзьям. Об этом узнает начальник Третьего отделения, органа политического сыска и цензуры, А. Х. Бенкендорф. Шеф корпуса жандармов требует от писателя рукопись произведения, после чего её читает лично император Николай Первый, известный свой строгостью и неприязнью к любому инакомыслию. Политические и социальные проблемы, которые задевает и показывает трагедия пришлись ему не по душе. Государь не одобряет драму и не допускает её к полной печати, к изданию были допущены только лишь небольшие отрывки и некоторые сцены. В 1830 году Пушкин вновь обращается к Бенкендорфу с просьбой разрешить опубликовать всего «Бориса Годунова». Он соглашается, однако при условии того, что книга будет подвержена цензуре, а некоторые сцены будут вовсе вырезаны, и уже к концу 1830 года, в декабре, драма вышла в печать.

Но при жизни Александра Сергеевича «Борис Годунов» так и не будет поставлен на сцене театра. Не смотря на мечту самого писателя, этому мешала не только жесткая цензура, запрещавшая трагедию для представления на сцене вплоть до 1866 года, но и тот факт, что большинство считали драму попросту «несценичной». Лишь спустя почти сорок лет после публикации, 17 сентября 1870 года, с большими сокращениями и цензурными изъятиями,на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра был впервые исполнен легендарный «Борис Годунов».

Вариант 2

Свою знаменитую пьесу А.С. Пушкин писал, находясь в очередной ссылке в селе Михайловском. Идею произведения писатель почерпнул, изучая «Историю Российского государства» Карамзина. Вдохновившись историей, Пушкин решает создать свое произведение в рамках темы, которое позволило бы отразить его точку зрения на многие социальные вопросы.

Формат произведения схож с историческими циклами Шекспира. Сама трагедия написана белым стихом со вставками прозаических фрагментов. Такое построение выделяет пьесу среди других произведений Пушкина.

Работа над произведением шла неспешно. Начав писать в конце 1824 года, Пушкин вскоре делает перерыв на работу над «Евгением Онегиным». Спустя полгода автор снова садится за продолжение трагедии, окончив вторую часть в летом 1825 г. К концу года весь текст романтической трагедии, как называл ее сам Пушкин, был полностью готов.

В первоначальном варианте рукопись носила довольно длинное название «Драматическая повесть, Комедия о беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Позднее автор перерабатывает текст пьесы, убирая трехактную структуру. Название он сокращает до простого «Борис Годунов».

По возвращению в Москву из ссылки, Пушкин читает пьесу на многочисленных встречах с университетскими друзьями. Этот факт привлек интерес тайной полиции, затребовав рукопись для проверки. Лично читавший ее Николай I, остался недоволен содержанием произведения. В итоге трагедию запретили издавать, ограничившись небольшими фрагментами.

Долгое время трагедия оставалась неизданной. Лишь спустя шесть лет после повторной просьбы Пушкина, пьеса была допущена к публикации с изъятием особо спорных сцен, некоторые части трагедии были сильно видоизменены в угоду цензуре. Например, полностью изъята сцена на девичьем поле Новодевичьего монастыря.

Однако на сцене пьесу поставили только после смерти писателя. Реакционная политика императора Николая не позволила Пушкину в полной мере высказаться на социальные и политические темы в своих произведениях.

Несмотря на все препятствия, учиненные правительством, эта трагедия стала одним из ярчайших произведений А.С. Пушкина.

Пеликан в своем роде единственная птица, входящая в состав пеликанообразных. Это большие птицы с огромным клювом, который позволяет им захватывать добычу из воды, и большими крыльями.

  • Акулы - сообщение доклад

    Акулы относятся к классу хрящевых рыб и подклассу пластиножаберных. Выделяется 350 видов акул. Большинство из них – хищники, но некоторые (наиболее крупные китовая и гигантская акулы) питаются планктоном.

  • Трагедия «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.

    Главные герои

    Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).

    Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.

    Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».

    Другие персонажи

    Воротынский – князь из рода Рюриковичей.

    Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.

    Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.

    Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.

    Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.

    Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.

    Николка – юродивый.

    20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты.

    Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились» в монастыре, «покинули все мирское» и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:

    «Народ еще повоет да поплачет,
    Борис еще поморщится немного, <…>
    И наконец по милости своей
    Принять венец смиренно согласится» ,

    Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца» Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.

    Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский – народ начал молить и упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.

    1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года). Ночь. Келья в Чудовом монастыре.

    Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.

    Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна» . Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.

    Палаты патриарха. Чудов монастырь

    Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве» . О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

    Царские палаты.

    После своей «любимой беседы» – общения с колдуном, Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти» , но в его душе нет счастья, его ничего не радует. Годунов делился с людьми золотом, предоставлял работу, выстроил новые жилища, однако народ не был благодарен царю за сделанное: «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых» . Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести: «да, жалок тот, в ком совесть нечиста» .

    Корчма на литовской границе

    Переодетый Григорий с чернцами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика» Гришку Отрепьева, «изловить и повесить» . Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама. Пристав приказывает связать чернца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.

    Москва. Дом Шуйского. Званый ужин

    Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью – сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.

    Царские палаты.

    Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.

    Краков. Дом Вишневецкого.

    Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.

    Замок воеводы Мнишка в Самборе.

    Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя. Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» – Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.

    Царская дума

    На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.

    21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского

    Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об «отчаянном головорезе» .

    Площадь перед собором в Москве

    Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память» . Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича» . Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему в след: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - богородица не велит» .

    Севск

    Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.

    Москва. Царские палаты

    Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:

    «На троне он сидел и вдруг упал -
    Кровь хлынула из уст и из ушей» .
    Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:
    «Ты царствовать теперь по праву станешь.
    Я, я за все один отвечу богу…»

    Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим «начинается обряд пострижения» .

    Ставка

    Пушкин сообщает Басманову, что Лжедмитрий предлагает перейти на его сторону, за что Басманов получит «первый чин в московском царстве» . Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.

    Лобное место

    Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: «целуйте крест законному владыке» . С амвона кто-то закричал «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!» и народ, шумя, направился к Кремлю.

    Кремль. Дом Борисов

    Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: «Отец был злодей, а детки невинны» . В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:

    «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
    Народ в ужасе молчит.
    Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
    Народ безмолвствует» .

    Заключение

    В произведении «Борис Годунов» Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».

    Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.

    Тест по поэме

    Проверьте своё знание краткого содержания трагедии Пушкина:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1205.

    20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:

    Народ ещё повоет да поплачет,
    Борис ещё поморщится немного, ‹…›
    И наконец по милости своей
    Принять венец смиренно согласится...

    Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

    События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

    Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:

    Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
    Ты видел двор и роскошь Иоанна!
    Счастлив!

    Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

    Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

    Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

    Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:

    Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить, ‹…›
    Я отворил им житницы, я злато
    Рассыпал им ‹…›
    Я выстроил им новые жилища...

    Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят ‹…›, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

    Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

    Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный...». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

    Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал ‹…›, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

    Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

    В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

    16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

    На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей ‹…› на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

    21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

    Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают ‹…› Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

    У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

    Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

    Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу...»

    После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

    Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

    Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

    Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

    В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин отобразил исторический факт, характеризующий эпоху, а также настроения России 1824-1825 годов, главным из которых являлось недовольство народа крепостным правом и самодержавием. Кроме того, автор выступил здесь в качестве драматурга-новатора, создавая уникальный жанр. «Борис Годунов» - это историческая трагедия и народная драма одновременно.

    Отношение Пушкина к своему произведению

    Пьеса «Борис Годунов» была окончена А. С. Пушкиным в конце 1825 года в ссылке. Центром литературной жизни поэта в 1825 году было село Михайловское: там он творил и изучал исторические произведения Шекспира. Сам Пушкин в своем письме товарищам в то время сообщал, что его духовные силы «достигли полного развития», а написание «Бориса Годунова» считал одним из самых важных событий своей жизни в Михайловском.

    Беря пример с исторических пьес Шекспира, Пушкин описывает эпоху XVII века в России развернуто, не обращая внимания на детали, без эффектных сцен и пафоса. «Борис Годунов» был его экспериментом, успех которого по замыслу автора мог реформировать существующую русскую драматургию.

    Замысел автора удался, Пушкин остался доволен своей работой. В воспоминаниях самого А. С. Пушкина говорится о том, что после написания «Бориса Годунова» он вслух перечитывал свое произведение, был в восторженном настроении, хлопал в ладоши и говорил: «Ай да Пушкин!». «Любимейшее сочинение» - так называл поэт эту свою работу.

    Сюжет произведения

    По приказу Бориса Годунова был убит наследник престола Дмитрий-царевич. Это дало возможность взойти на престол самому Годунову.

    Свидетелем убийства наследника стал монах Пимен, который, спустя некоторое время, рассказал эту историю иноку Григорию Отрепьеву. Возраст инока совпадал с возрастом царевича Дмитрия. Сетовавший на монашескую жизнь Григорий решил выдать себя за наследника престола. Он бежал из монастыря в Литву, а затем - в Польшу, где собрал войско для похода на Москву.

    Самозванец привел врагов на русскую землю. В результате нескольких боев и предательства московских военачальников победило войско Лжедмитрия. В это время умер сам Борис Годунов, но остался наследник - его сын, которого постигла участь царевича Дмитрия.

    Когда вышедший на крыльцо боярин объявил, что Мария Годунова и ее сын отравили себя ядом, народ в ужасе замолчал, испытывая духовное потрясение. Поэтому и не возникает сомнений при рассмотрении произведения «Борис Годунов». Это какой жанр? Конечно, это народная драма.

    Историческая ситуация

    Главное в пьесе - это отображение определенной исторической ситуации, которая повторяется на разных витках истории. Поэтому жанр произведения «Борис Годунов» и называется исторической трагедией.

    Ведь монархом, который устранил предшественника, был и Наполеон Бонапарт, и Ричард III, описанный Шекспиром. История также свидетельствует о том, как пришедший к власти монарх, желающий вначале быть хорошим для народа, постепенно проявляется как деспот, что отражено и в пьесе. Но тот правитель, который не пользуется поддержкой народа или не имеет на это морального права, обречен на гибель и на разоблачение потомками в будущем.

    А. С. Пушкин любил свое Отечество и посвятил его истории поэму «Борис Годунов», жанр которой заставляет читателя задуматься над извлечением уроков из истории государства.

    Народная драма

    В драме обычно отсутствует описание действующих лиц. Сюжет произведения передается в процессе беседы его героев. Так построен и сюжет поэмы Пушкина «Борис Годунов», жанр которой основан на элементах драмы. Автор только изредка дает скупые ремарки, а основное раскрытие сюжета, тайные мысли героев - все это происходит во время их разговора.

    Размышляя о принципах драматургии, Пушкин задавал вопрос: «Какова цель трагедии? В чем состоит основная тема пьесы?». И автор «Бориса Годунова», и жанр произведения дают такой ответ: «Это народ и его судьба».

    Но современники критично отнеслись к первому опыту поэта над художественным описанием истории. Новаторство его в драматургии не было оценено критиками.

    Действительно, автор использовал много новых приемов: это пятистопный ямб, а также употребление прозы. Произведение включает 23 сцены, оно не разделено на акты, как было принято в то время. Кроме того, основной конфликт трагедии - противоречия между представителями народа и властью - не разрешается, как было принято для написания трагедий современниками. Наоборот, конфликт только усугубляется, так как следующий узурпатор восходит на трон тем же путем, каким взошел его предшественник.

    Трагедия главного героя

    В пьесе утверждается, что Борис Годунов виновен в смерти царевича, хотя доказательств вины соответствующей ему исторической личности не существует. угнетают Годунова, делают его жизнь безрадостной, что очень хорошо подтверждается следующими его словами:

    Как молотком, стучит в ушах упрек,

    И все тошнит, и голова кружится,

    И мальчики кровавые в глазах…

    И рад бежать, да некуда… - ужасно!

    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Поэт понимал, что пишет для сцены, а слова героя должны быть подтверждены игрой актера.

    Автор представил в поэме монаха Григория Отрепьева, авантюриста, который смог использовать уникальную возможность для достижения восхождения на престол. Народ прозвал Лжедмитрия самозванцем, а царь, слыша такое прозвище, понимал, что оно соответствует и ему тоже. Но царь Борис не раскаялся, в результате его судьба закончилась смертью, а затем произошла и смерть наследника.

    Место народа в пьесе

    Народ - это носитель высокой нравственности. Он осуждает преступление своего царя и хочет справедливой власти. Обманом власть делает народ соучастником своих преступлений. Например, в пьесе толпа, подстрекаемая сообщниками Лжедмитрия, расправляется с наследником царя, надеясь на торжество справедливости. Но в результате народ получает очередного самозванца. В этом и заключается его трагедия.

    Поняв это, народ безмолвствует. Что же скрывается за этим безмолвием? Это и растерянность народа, и осуждение преступников, и немая угроза. Жанр «Бориса Годунова» - народная историческая трагедия, он способствует изображению народа выразителем высшей нравственной истины и справедливым судьей любой власти.

    Опера Модеста Мусоргского

    В 1869 году Модест Мусоргский закончил работу над оперой «Борис Годунов». Текст А. С. Пушкина был им использован для написания либретто. Поставить оперу на сцене автору удалось только в 1874 году. Но в 1882 году ее сняли со сцены. Публика отзывалась об опере двояко: часть ее с восторгом говорила о воплощенном на сцене народном духе, о правильности описания эпохи, живости образов, но другая часть публики отмечала технические недостатки произведения, к которым нужно отнести, в частности, неудобство партий и обрывочность фраз.

    Н. А. Римский-Корсаков, будучи другом Мусоргского и ценя его талант, сделал несколько технических обработок оперы, что не повлияло на замысел автора.

    Какой жанр оперы «Борис Годунов»? Это жанр музыкальной драмы, которая, являясь оперой, подчиняется законам драматического театра.

    Пушкина, как настоящего сына своего Отечества, всегда волновала судьба народа и государства. Не давая в этом произведении никаких рекомендаций, Пушкин-драматург реалистично показывает проблемы всех социальных слоев и конкретного человека. Поэтому жанр «Бориса Годунова» отнесен к исторической трагедии и народной драме, использование которой в литературе было революционным явлением того времени.

    Воротынский
    Так, родом он незнатен; мы знатнее.

    Шуйский
    Да, кажется.

    Воротынский
    Ведь Шуйский, Воротынский...
    Легко сказать, природные князья.

    Шуйский
    Да, боле,
    Чем Годунов.

    Воротынский
    Ведь в самом деле!

    Шуйский
    Что ж?
    Когда Борис хитрить не перестанет,
    Давай народ искусно волновать,
    Пускай они оставят Годунова,
    Своих князей у них довольно, пусть
    Себе в цари любого изберут.

    Воротынский
    Не мало нас, наследников варяга,
    Да трудно нам тягаться с Годуновым:
    Народ отвык в нас видеть древню отрасль
    Воинственных властителей своих.
    Уже давно лишились мы уделов,
    Давно царям подручниками служим,
    А он умел и страхом, и любовью,
    И славою народ очаровать.

    Шуйский
    (Глядит в окно.)
    Он смел, вот все – а мы... Но полно. Видишь,
    Народ идет, рассыпавшись, назад –
    Пойдем скорей, узнаем, решено ли.

    Д в а с т о л ь н и к а. Первый
    Где государь?

    Второй
    В своей опочивальне
    Он заперся с каким-то колдуном.

    Первый
    Так, вот его любимая беседа:
    Кудесники, гадатели, колдуньи. –
    Все ворожит, что красная невеста.
    Желал бы знать, о чем гадает он?

    Второй
    Вот он идет. Угодно ли спросить?

    Первый
    Как он угрюм!

    У х о д я т.

    Царь
    (Входит.)
    Достиг я высшей власти;
    Шестой уж год я царствую спокойно.
    Но счастья нет моей душе. Не так ли
    Мы смолоду влюбляемся и алчем
    Утех любви, но только утолим
    Сердечный глад мгновенным обладаньем,
    Уж, охладев, скучаем и томимся?..
    Напрасно мне кудесники сулят
    Дни долгие, дни власти безмятежной –
    Ни власть, ни жизнь меня не веселят;
    Предчувствую небесный гром и горе.
    Мне счастья нет. Я думал свой народ
    В довольствии, во славе успокоить,
    Щедротами любовь его снискать –
    Но отложил пустое попеченье:
    Живая власть для черни ненавистна,
    Они любить умеют только мертвых.
    Безумны мы, когда народный плеск
    Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
    Бог насылал на землю нашу глад,
    Народ завыл, в мученьях погибая;
    Я отворил им житницы, я злато
    Рассыпал им, я им сыскал работы –
    Они ж меня, беснуясь, проклинали!
    Пожарный огнь их домы истребил,
    Я выстроил им новые жилища.
    Они ж меня пожаром упрекали!
    Вот черни суд: ищи ж ее любви.
    В семье моей я мнил найти отраду,
    Я дочь мою мнил осчастливить браком –
    Как буря, смерть уносит жениха...
    И тут молва лукаво нарекает
    Виновником дочернего вдовства
    Меня, меня, несчастного отца!..
    Кто ни умрет, я всех убийца тайный:
    Я ускорил Феодора кончину,
    Я отравил свою сестру царицу,
    Монахиню смиренную... все я!
    Ах! чувствую: ничто не может нас
    Среди мирских печалей успокоить;
    Ничто, ничто... едина разве совесть.
    Так, здравая, она восторжествует
    Над злобою, над темной клеветою.–
    Но если в ней единое пятно,
    Единое, случайно завелося,
    Тогда – беда! как язвой моровой
    Душа сгорит, нальется сердце ядом,
    Как молотком стучит в ушах упрек,
    И все тошнит, и голова кружится,
    И мальчики кровавые в глазах...
    И рад бежать, да некуда... ужасно!
    Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

    Варлаам
    Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; дело, брат, дело! у всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим.

    Мисаил
    Складно сказано, отец Варлаам...

    Григорий
    Да кого ж им надобно? Кто бежал из Москвы?

    Хозяйка
    А господь его ведает, вор ли, разбойник – только здесь и добрым людям нынче прохода нет – а что из того будет? ничего; ни лысого беса не поймают: будто в Литву нет и другого пути, как столбовая дорога! Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий мальчишка доведет до Луёвых гор. От этих приставов только и толку, что притесняют прохожих, да обирают нас, бедных.

    Слышен шум.

    Что там еще? ах, вот они, проклятые! дозором идут.

    Григорий
    Хозяйка! нет ли в избе другого угла?

    Хозяйка
    Нету, родимый. Рада бы сама спрятаться. Только слава, что дозором ходят, а подавай им и вина, и хлеба, и неведомо чего – чтоб им издохнуть, окаянным! чтоб им...

    Входят п р и с т а в ы.
    Здорово, хозяйка!

    Хозяйка
    Добро пожаловать, гости дорогие, милости просим.

    Один пристав
    (другому)
    Ба! да здесь попойка идет: будет чем поживиться. (М о н а х а м.) Вы что за люди?

    Варлаам
    Мы божии старцы, иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню христианскую на монастырь.

    Пристав
    (Григорию)
    А ты?

    Мисаил
    Наш товарищ...

    Григорий
    Мирянин из пригорода; проводил старцев до рубежа, отселе иду восвояси.

    Мисаил
    Так ты раздумал...

    Григорий
    (тихо)
    Молчи.

    Пристав
    Хозяйка, выставь-ка еще вина – а мы здесь со старцами попьем да побеседуем.

    Другой пристав (тихо) Парень-то, кажется, гол, с него взять нечего; зато старцы...

    Первый
    Молчи, сейчас до них доберемся.– Что, отцы мои? каково промышляете?

    Варлаам
    Плохо, сыне, плохо! ныне христиане стали скупы; деньгу любят, деньгу прячут. Мало богу дают. Прииде грех велий на языцы земнии. Все пустилися в торги, в мытарства; думают о мирском богатстве, не о спасении души. Ходишь, ходишь; молишь, молишь; иногда в три дни трех полушек не вымолишь. Такой грех! Пройдет неделя, другая, заглянешь в мошонку, ан в ней так мало, что совестно в монастырь показаться; что делать? с горя и остальное пропьешь; беда да и только.– Ох плохо, знать пришли наши последние времена...

    Хозяйка
    (Плачет.)
    Господь помилуй и спаси!

    В продолжение Варлаамовой речи первый пристав значительно всматривается в Мисаила.

    Первый пристав
    Алеха! при тебе ли царский указ?

    Второй
    При мне.

    Первый
    Подай-ка сюда.

    Мисаил
    Что ты на меня так пристально смотришь?

    Первый пристав
    А вот что: из Москвы бежал некоторый злой еретик, Гришка Отрепьев, слыхал ли ты это?

    Мисаил
    Не слыхал.

    Пристав
    Не слыхал? ладно. А того беглого еретика царь приказал изловить и повесить. Знаешь ли ты это?

    Мисаил
    Не знаю.

    Пристав
    (Варлааму)
    Умеешь ли ты читать?

    Варлаам
    Смолоду знал, да разучился.

    Пристав
    (Мисаилу)
    А ты?

    Мисаил
    Не умудрил господь.

    Пристав
    Так вот тебе царский указ.

    Мисаил
    На что мне его?

    Пристав
    Мне сдается, что этот беглый еретик, вор, мошенник – ты.

    Мисаил
    Я! помилуй! что ты?

    Пристав
    Постой! держи двери. Вот мы сейчас и справимся.

    Хозяйка
    Ах, они окаянные мучители! и старца-то в покое не оставят!

    Пристав
    Кто здесь грамотный?

    Григорий
    (Выступает вперед.)
    Я грамотный.

    Пристав
    Вот на! А у кого же ты научился?

    Пристав
    (Дает ему указ.)
    Читай же вслух.

    Григорий
    (Читает.)
    «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал он, окаянный Гришка, к границе литовской...»

    Пристав
    (Мисаилy)
    Как же не ты?

    Григорий
    «И царь повелел изловить его...»

    Пристав
    И повесить.

    Григорий
    Тут не сказано повесить.

    Пристав
    Врешь: не всяко слово в строку пишется. Читай: изловить и повесить.

    Григорий
    «И повесить. А лет ему вору Гришке от роду... (смотря на Варлаама) за 50. А росту он среднего, лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое...»

    Все глядят на Варлаама.

    Первый пристав
    Ребята! здесь Гришка! держите, вяжите его! Вот уж не думал, не гадал.

    Варлаам
    (вырывая бумагу)
    Отстаньте, сукины дети! что я за Гришка? – как! 50 лет, борода седая, брюхо толстое! нет, брат! молод еще надо мною шутки шутить. Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит. (Читает по складам.) «А лет е-му от-ро-ду... 20».– Что, брат? где тут 50? видишь? 20.

    Второй пристав
    Да, помнится, двадцать. Так и нам было сказано.

    Первый пристав
    (Григорию)
    Да ты, брат, видно, забавник.

    Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.

    Варлаам
    (Продолжает.)
    «А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Да это, друг, уж не ты ли?

    Григорий вдруг вынимает кинжал; все перед ним расступаются, он бросается в окно.

    Приставы
    Держи! держи!

    Все бегут в беспорядке.

    Царь
    А это что такое
    Узором здесь виется?

    Феодор
    Это Волга.

    Царь
    Как хорошо! вот сладкий плод ученья!
    Как с облаков ты можешь обозреть
    Все царство вдруг: границы, грады, реки.
    Учись, мой сын: наука сокращает
    Нам опыты быстротекущей жизни –
    Когда-нибудь, и скоро, может быть,
    Все области, которые ты ныне
    Изобразил так хитро на бумаге,
    Все под руку достанутся твою.
    Учись, мой сын, и легче и яснее
    Державный труд ты будешь постигать.

    Самозванец
    Он жив еще?

    Самозванец
    Великий ум! муж битвы и совета!
    Но с той поры, когда являлся он,
    Своих обид ожесточенный мститель,
    С литовцами под ветхий город Ольгин,
    Молва об нем умолкла.

    Курбский
    Мой отец
    В Волынии провел остаток жизни,
    В поместиях, дарованных ему
    Баторием. Уединен и тих,
    В науках он искал себе отрады;
    Но мирный труд его не утешал:
    Он юности своей отчизну помнил,
    И до конца по ней он тосковал.

    Самозванец
    Несчастный вождь! как ярко просиял
    Восход его шумящей, бурной жизни.
    Я радуюсь, великородный витязь,
    Что кровь его с отечеством мирится.
    Вины отцов не должно вспоминать;
    Мир гробу их! приближься, Курбский. Руку!
    – Не странно ли? сын Курбского ведет
    На трон, кого? да – сына Иоанна...
    Всё за меня: и люди и судьба.–
    Ты кто такой?

    Самозванец
    Хвала и честь тебе, свободы чадо!
    Вперед ему треть жалованья выдать.–
    Но эти кто? я узнаю на них
    Земли родной одежду. Это наши.

    Xрущов
    (Бьет челом.)
    Так, государь, отец наш. Мы твои
    Усердные, гонимые холопья.
    Мы из Москвы, опальные, бежали
    К тебе, наш царь,– и за тебя готовы
    Главами лечь, да будут наши трупы
    На царский трон ступенями тебе.

    Самозванец
    Мужайтеся, безвинные страдальцы,–
    Лишь дайте мне добраться до Москвы,
    А там Борис расплатится во всем.
    Ты кто?

    Карела
    Казак. К тебе я с Дона послан
    От вольных войск, от храбрых атаманов,
    От казаков верховых и низовых,
    Узреть твои царевы ясны очи
    И кланяться тебе их головами.

    Самозванец
    Я знал донцов. Не сомневался видеть
    В своих рядах казачьи бунчуки.
    Благодарим Донское наше войско.
    Мы ведаем, что ныне казаки
    Неправедно притеснены, гонимы;
    Но если бог поможет нам вступить
    На трон отцов, то мы по старине
    Пожалуем наш верный вольный Дон.

    Поэт
    (Приближается, кланяясь низко и хватая Гришку за полу.)
    Великий принц, светлейший королевич!

    Самозванец
    Что хочешь ты?

    Поэт
    (Подает ему бумагу.)
    Примите благосклонно
    Сей бедный плод усердного труда.

    Самозванец
    Что вижу я? Латинские стихи!
    Стократ священ союз меча и лиры,
    Единый лавр их дружно обвивает.
    Родился я под небом полунощным,
    Но мне знаком латинской музы голос,
    И я люблю парнасские цветы.
    Я верую в пророчества пиитов.
    Нет, не вотще в их пламенной груди
    Кипит восторг: благословится подвиг,
    Его ж они прославили заране!
    Приближься, друг. В мое воспоминанье
    Прими сей дар.
    (Дает ему перстень.)
    Когда со мной свершится
    Судьбы завет, когда корону предков
    Надену я, надеюсь вновь услышать
    Твой сладкий глас, твой вдохновенный гимн.
    Musa gloriam coronat, gloriaque musam.
    Итак, друзья, до завтра, до свиданья.

    Все
    В поход, в поход! Да здравствует Димитрий,
    Да здравствует великий князь московский!

    К н я з ь К у р б с к и й и С а м о з в а н е ц, оба верхами.
    Полки приближаются к границе.

    Курбский
    (прискакав первый)
    Вот, вот она! вот русская граница!
    Святая Русь, Отечество! Я твой!
    Чужбины прах с презреньем отряхаю
    С моих одежд - пью жадно воздух новый:
    Он мне родной!.. теперь твоя душа,
    О мой отец, утешится, и в гробе
    Опальные возрадуются кости!
    Блеснул опять наследственный наш меч,
    Сей славный меч, гроза Казани темной,
    Сей добрый меч, слуга царей московских!
    В своем пиру теперь он загуляет
    За своего надёжу-государя!..

    Самозванец
    (Едет тихо с поникшей головой.)
    Как счастлив он! как чистая душа
    В нем радостью и славой разыгралась!
    О витязь мой! завидую тебе.
    Сын Курбского, воспитанный в изгнанье,
    Забыв отцом снесенные обиды,
    Его вину за гробом искупив,
    Ты кровь излить за сына Иоанна
    Готовишься; законного царя
    Ты возвратить отечеству... ты прав,
    Душа твоя должна пылать весельем.

    Курбский
    Ужель и ты не веселишься духом?
    Вот наша Русь: она твоя, царевич.
    Там ждут тебя сердца твоих людей:
    Твоя Москва, твой Кремль, твоя держава.

    Самозванец
    Кровь русская, о Курбский, потечет!
    Вы за царя подъяли меч, вы чисты.
    Я ж вас веду на братьев; я Литву
    Позвал на Русь, я в красную Москву
    Кажу врагам заветную дорогу!..
    Но пусть мой грех падет не на меня –
    А на тебя, Борис-цареубийца! –
    Вперед!

    Курбский
    Вперед! и горе Годунову!

    Скачут. Полки переходят через границу.

    Ц а р ь, п а т р и а р х и б о я р е.

    Царь
    Возможно ли? Расстрига, беглый инок
    На нас ведет злодейские дружины,
    Дерзает нам писать угрозы! Полно,
    Пора смирить безумца! – Поезжайте
    Ты, Трубецкой, и ты, Басманов: помочь
    Нужна моим усердным воеводам.
    Бунтовщиком Чернигов осажден.
    Спасайте град и граждан.

    Басманов
    Государь,
    Трех месяцев отныне не пройдет,
    И замолчит и слух о самозванце;
    Его в Москву мы привезем, как зверя
    Заморского, в железной клетке. Богом
    Тебе клянусь.
    (Уходит с Трубецким.)

    Царь
    Мне свейский государь
    Через послов союз свой предложил;
    Но не нужна нам чуждая помога;
    Своих людей у нас довольно ратных,
    Чтоб отразить изменников и ляха.
    Я отказал. Щелкалов! разослать
    Во все концы указы к воеводам,
    Чтоб на коня садились и людей
    По старине на службу высылали;
    В монастырях подобно отобрать
    Служителей причетных. В прежни годы,
    Когда бедой отечеству грозило,
    Отшельники на битву сами шли.
    Но не хотим тревожить ныне их;
    Пусть молятся за нас они – таков
    Указ царя и приговор боярский.
    Теперь вопрос мы важный разрешим:
    Вы знаете, что наглый самозванец
    Коварные промчал повсюду слухи;
    Повсюду им разосланные письма
    Посеяли тревогу и сомненье;
    На площадях мятежный бродит шепот,
    Умы кипят... их нужно остудить;
    Предупредить желал бы казни я,
    Но чем и как? решим теперь. Ты первый,
    Святый отец, свою поведай мысль.

    Патриарх
    Благословен всевышний, поселивший
    Дух милости и кроткого терпенья
    В душе твоей, великий государь;
    Ты грешнику погибели не хочешь,
    Ты тихо ждешь – да прóйдет заблужденье:
    Оно пройдет, и солнце правды вечной
    Всех озарит. Твой верный богомолец,
    В делах мирских не мудрый судия,
    Дерзает днесь подать тебе свой голос.
    Бесовский сын, расстрига окаянный,
    Прослыть умел Димитрием в народе;
    Он именем царевича, как ризой
    Украденной, бесстыдно облачился:
    Но стоит лишь ее раздрать – и сам
    Он наготой своею посрамится.
    Сам бог на то нам средство посылает:
    Знай, государь, тому прошло шесть лет –
    В тот самый год, когда тебя господь
    Благословил на царскую державу,–
    В вечерний час ко мне пришел однажды
    Простой пастух, уже маститый старец,
    И чудную поведал он мне тайну.
    «В младых летах,– сказал он,– я ослеп
    И с той поры не знал ни дня, ни ночи
    До старости: напрасно я лечился
    И зелием и тайным нашептаньем;
    Напрасно я ходил на поклоненье
    В обители к великим чудотворцам;
    Напрасно я из кладязей святых
    Кропил водой целебной темны очи;
    Не посылал господь мне исцеленья.
    Вот наконец утратил я надежду
    И к тьме своей привык, и даже сны
    Мне виданных вещей уж не являли,
    А снилися мне только звуки. Раз,
    В глубоком сне, я слышу, детский голос
    Мне говорит: – Встань, дедушка, поди
    Ты в Углич-град, в собор Преображенья;
    Там помолись ты над моей могилкой,
    Бог милостив – и я тебя прощу.
    – Но кто же ты? – спросил я детский голос.
    – Царевич я Димитрий. Царь небесный
    Приял меня в лик ангелов своих,
    И я теперь великий чудотворец!
    Иди, старик. – Проснулся я и думал:
    Что ж? может быть, и в самом деле бог
    Мне позднее дарует исцеленье.
    Пойду – и в путь отправился далекий.
    Вот Углича достиг я, прихожу
    В святый собор, и слушаю обедню,
    И, разгорясь душой усердной, плачу
    Так сладостно, как будто слепота
    Из глаз моих слезами вытекала.
    Когда народ стал выходить, я внуку
    Сказал: - Иван, веди меня на гроб
    Царевича Димитрия. - И мальчик
    Повел меня - и только перед гробом
    Я тихую молитву сотворил,
    Глаза мои прозрели; я увидел
    И божий свет, и внука, и могилку».
    Вот, государь, что мне поведал старец.

    Общее смущение. В продолжение сей речи Борис несколько раз отирает лицо платком.

    Я посылал тогда нарочно в Углич,
    И сведано, что многие страдальцы
    Спасение подобно обретали
    У гробовой царевича доски.
    Вот мой совет: во Кремль святые мощи
    Перенести, поставить их в соборе
    Архангельском; народ увидит ясно
    Тогда обман безбожного злодея,
    И мощь бесов исчезнет яко прах.

    Молчание.

    Князь Шуйский
    Святый отец, кто ведает пути
    Всевышнего? Не мне его судить.
    Нетленный сон и силу чудотворства
    Он может дать младенческим останкам,
    Но надлежит народную молву
    Исследовать прилежно и бесстрастно;
    А в бурные ль смятений времена
    Нам помышлять о столь великом деле?
    Не скажут ли, что мы святыню дерзко
    В делах мирских орудием творим?
    Народ и так колеблется безумно,
    И так уж есть довольно шумных толков:
    Умы людей не время волновать
    Нежданною, столь важной новизною.
    Сам вижу я: необходимо слух,
    Рассеянный расстригой, уничтожить;
    Но есть на то иные средства - проще.
    Так, государь,- когда изволишь ты,
    Я сам явлюсь на площади народной,
    Уговорю, усовещу безумство
    И злой обман бродяги обнаружу.

    Царь
    Да будет так! Владыко патриарх,
    Прошу тебя пожаловать в палату:
    Сегодня мне нужна твоя беседа.

    Уходит. За ним и все бояре.

    Один боярин
    (тихо другому)
    Заметил ты, как государь бледнел
    И крупный пот с лица его закапал?

    Другой
    Я - признаюсь - не смел поднять очей,
    Не смел вздохнуть, не только шевельнуться.

    Первый боярин
    А выручил князь Шуйский. Молодец!

    Воины
    (Бегут в беспорядке.)
    Беда, беда! Царевич! Ляхи! Вот они! вот они!

    Входят к а п и т а н ы М а р ж е р е т и В а л ь т е Р о з е н.

    Другой
    Ква! ква! тебе любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича; а мы ведь православные.

    Входят немцы.

    Входит ю р о д и в ы й в железной шапке, обвешанный веригами, окруженный мальчишками.

    Старуха
    Отвяжитесь, бесенята, от блаженного.- Помолись, Николка, за меня грешную.

    Юродивый
    Дай, дай, дай копеечку.

    Стapyxa
    Вот тебе копеечка; помяни же меня.

    Юродивый
    (Садится на землю и поет.)
    Месяц светит,
    Котенок плачет,
    Юродивый, вставай,
    Богу помолися!

    Мальчишки окружают его снова.

    Один из них
    Здравствуй, Николка; что же ты шапки не снимаешь? (Щелкает его по железной шапке.) Эк она звонит!

    Юродивый
    А у меня копеечка есть.

    Мальчишка
    Неправда! ну покажи.

    (Вырывает копеечку и убегает.)

    Юродивый
    (Плачет.) Взяли мою копеечку; обижают Николку!

    Народ
    Царь, царь идет.

    Ц а р ь выходит из собора. Б о я р и н впереди раздает нищим милостыню. Б о я р е.

    Юродивый
    Борис, Борис! Николку дети обижают.

    Царь
    Подать ему милостыню. О чем он плачет?

    Юродивый
    Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.

    Бояре
    Поди прочь, дурак! схватите дурака!

    Царь Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
    (Уходит.)

    Пленник
    Рожнов, московский дворянин.

    Самозванец
    Давно ли ты на службе?

    Пленник
    С месяц будет.

    Самозванец
    Не совестно, Рожнов, что на меня
    Ты поднял меч?

    Пленник
    Как быть, не наша воля.

    Самозванец
    Сражался ты под Северским?

    Пленник
    Я прибыл
    Недели две по битве - из Москвы.

    Самозванец
    Что Годунов?

    Пленник
    Он очень был встревожен
    Потерею сражения и раной
    Мстиславского, и Шуйского послал
    Начальствовать над войском.

    Самозванец
    А зачем
    Он отозвал Басманова в Москву?

    Пленник
    Царь наградил его заслуги честью
    И золотом. Басманов в царской Думе
    Теперь сидит.

    Самозванец
    Он в войске был нужнее.
    Ну что в Москве?

    Пленник
    Все, слава богу, тихо.

    Самозванец
    Что? ждут меня?

    Пленник
    Бог знает; о тебе
    Там говорить не слишком нынче смеют.
    Кому язык отрежут, а кому
    И голову - такая, право, притча!
    Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты.
    На площади, где человека три
    Сойдутся,- глядь - лазутчик уж и вьется,
    А государь досужною порою
    Доносчиков допрашивает сам.
    Как раз беда; так лучше уж молчать.

    Самозванец
    Завидна жизнь Борисовых людей!
    Ну, войско что?

    Пленник
    Что с ним? одето, сыто,
    Довольно всем.

    Самозванец
    Да много ли его?

    Пленник
    Бог ведает.

    Самозванец
    А будет тысяч тридцать?

    Пленник
    Да наберешь и тысяч пятьдесят.

    Самозванец задумывается. Окружающие смотрят друг на друга.

    Самозванец
    Ну! обо мне как судят в вашем стане?

    Пленник
    А говорят о милости твоей,
    Что ты, дескать (будь не во гнев), и вор,
    А молодец.

    Самозванец
    (смеясь)
    Так это я на деле
    Им докажу: друзья, не станем ждать
    Мы Шуйского; я поздравляю вас:
    Назавтра бой.
    (Уходит.)

    Все
    Да здравствует Димитрий!

    Лях
    Назавтра бой! их тысяч пятьдесят,
    A нас вceгo едва ль пятнадцать тысяч.
    С ума сошел.

    Другой
    Пустое, друг: поляк
    Один пятьсот москалей вызвать может.

    Пленник
    Да, вызовешь. А как дойдет до драки,
    Так убежишь от одного, хвастун.

    Лях
    Когда б ты был при сабле, дерзкий пленник,
    То я тебя
    (указывая на свою саблю)
    вот этим бы смирил.

    Пленник
    Наш брат русак без сабли обойдется:
    Не хочешь ли вот этого,
    (показывая кулак)
    безмозглый!

    Лях гордо смотрит на него и молча отходит.
    Все смеются.

    Л ж е д и м и т р и й, П у ш к и н.
    В отдалении лежит конь издыхающий.

    Лжедимитрий
    Мой бедный конь! как бодро поскакал
    Сегодня он в последнее сраженье
    И, раненный, как быстро нес меня.
    Мой бедный конь!

    Пушкин
    (про себя)
    Ну вот о чем жалеет!
    Об лошади! когда все наше войско
    Побито в прах!

    Самозванец
    Послушай, может быть,
    От раны он лишь только заморился
    И отдохнет.

    Пушкин
    Куда! он издыхает.

    Самозванец
    (Идет к своему коню.)
    Мой бедный конь!.. что делать? снять узду
    Да отстегнуть подпругу. Пусть на воле
    Издохнет он.
    (Разуздывает и расседлывает коня.)

    Входят несколько л я х о в.

    Здорово, господа!
    Что ж Курбского не вижу между вами?
    Я видел, как сегодня в гущу боя
    Он врезался; тьмы сабель молодца,
    Что зыбкие колосья, облепили;
    Но меч его всех выше подымался,
    А грозный клик все клики заглушал.
    Где ж витязь мой?

    Лях
    Он лег на поле смерти.

    Самозванец
    Честь храброму и мир его душе!
    Как мало нас от битвы уцелело.
    Изменники! злодеи-запорожцы,
    Проклятые! вы, вы сгубили нас -
    Не выдержать и трех минут отпора!
    Я их ужо! десятого повешу,
    Разбойники!

    Пушкин
    Кто там ни виноват,
    Но все-таки мы начисто разбиты,
    Истреблены.

    Самозванец
    А дело было наше;
    Я было смял передовую рать -
    Да немцы нас порядком отразили;
    А молодцы! ей-богу, молодцы,
    Люблю за то - из них уж непременно
    Составлю я почетную дружину.

    Пушкин
    А где-то нам сегодня ночевать?

    Самозванец
    Да здесь в лесу. Чем это не ночлег?
    Чем свет, мы в путь; к обеду будем в Рыльске.
    Спокойна ночь.
    (Ложится, кладет седло под голову и засыпает.)

    Пушкин
    Приятный сон, царевич!
    Разбитый в прах, спасаяся побегом,
    Беспечен он, как глупое дитя;
    Хранит его, конечно, провиденье;
    И мы, друзья, не станем унывать.

    П у ш к и н идет, окруженный н а р о д о м.

    Народ
    Царевич нам боярина послал.
    Послушаем, что скажет нам боярин.
    Сюда! сюда!

    Пушкин
    (на амвоне)
    Московские граждане,
    Вам кланяться царевич приказал.
    (Кланяется.)
    Вы знаете, как промысел небесный
    Царевича от рук убийцы спас;
    Он шел казнить злодея своего,
    Но божий суд уж поразил Бориса.
    Димитрию Россия покорилась;
    Басманов сам с раскаяньем усердным
    Свои полки привел ему к присяге.
    Димитрий к вам идет с любовью, с миром.
    В угоду ли семейству Годуновых
    Подымете вы руку на царя
    Законного, на внука Мономаха?

    Народ
    Вестимо нет.

    Пушкин
    Московские граждане!
    Мир ведает, сколь много вы терпели
    Под властию жестокого пришельца:
    Опалу, казнь, бесчестие, налоги,
    И труд, и глад - всё испытали вы.
    Димитрий же вас жаловать намерен,
    Бояр, дворян, людей приказных, ратных,
    Гостей, купцов - и весь честной народ.
    Вы ль станете упрямиться безумно
    И милостей кичливо убегать?
    Но он идет на царственный престол
    Своих отцов - в сопровожденье грозном.
    Не гневайте ж царя и бойтесь бога.
    Целуйте крест законному владыке;
    Смиритеся, немедленно пошлите
    К Димитрию во стан митрополита,
    Бояр, дьяков и выборных людей,
    Да бьют челом отцу и государю.
    (Сходит.)

    Шум народный.

    Народ
    Что толковать? Боярин правду молвил.
    Да здравствует Димитрий, наш отец!

    Мужик на амвоне
    Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!
    Ступай! вязать Борисова щенка!

    Народ
    (Несется толпою.)
    Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
    Да гибнет род Бориса Годунова!

    Ф е о д о р под окном.

    Нищий
    Дайте милостыню, Христа ради!

    Стража
    Поди прочь, не велено говорить с заключенными.

    Феодор
    Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле.

    К с е н и я под покрывалом подходит также к окну.

    Один из народа
    Брат да сестра! бедные дети, что пташки в клетке.

    Другой
    Есть о ком жалеть? Проклятое племя!

    Первый
    Отец был злодей, а детки невинны.

    Другой
    Яблоко от яблони недалеко падает.

    Ксения
    Братец, братец, кажется, к нам бояре идут.

    Феодор
    Это Голицын, Мосальский. Другие мне незнакомы.

    Ксения
    Ах, братец, сердце замирает.

    Г о л и ц ы н, М о с а л ь с к и й,
    М о л ч а н о в и Ш е р е ф е д и н о в. За ними т р о е с т р е л ь ц о в.

    Народ
    Расступитесь, расступитесь. Бояре идут.

    Они входят в дом.

    Один из народа
    Зачем они пришли?

    Другой
    А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.

    Третий
    В самом деле? - слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся...

    Народ
    Слышишь? визг! - это женский голос - взойдем! - Двери заперты - крики замолкли.

    Отворяются двери. М о с а л ь с к и й является на крыльце.

    Мосальский
    Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.

    Народ в ужасе молчит.

    Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!