Пятибалльная система оценивания критерии в начальной школе. Десятибалльная система: значения отметок

В советское время была разработана пятибалльная система оценивания знаний учащихся. Критерии ее четко оговаривались в специальном положении, доводились до сведения учеников, родителей и, конечно, педагогов. А на современном этапе развития образовательной системы России возникла необходимость ее модернизации. Давайте подробнее рассмотрим данную систему.

Особенности современной системы оценивания

Задачей педагога является развитие у школьников желания к самообразованию, создание у учащихся потребности в получении знаний и приобретении навыков мыслительной деятельности. Но для оценки такой ученической деятельности 5-балльной системы бывает маловато. Поэтому проблема поиска новых критериев оценивания в настоящее время является особенно актуальной.

Можно отметить несколько причин тому:

  1. В первую очередь пятибалльная система оценок не подходит для определения уровня общекультурных навыков и специальных знаний. А без них невозможна полноценная адаптация выпускников школы к реалиям социума.
  2. Кроме того происходит активное развитие информационных систем, возможность индивидуального роста в осваивании которых также трудно оценить в 5 баллов.

Требования к выпускнику

Из стен общеобразовательных учреждений должны выходить настоящие творцы, способные брать на себя ответственность, умеющие решать практические и теоретические задачи разной степени сложности. А классическая пятибалльная система в школе давно устарела, так как она не сочетается с теми требованиями новых федеральных стандартов, которые введены на начальной и средней ступени школьного обучения.

От чего зависит результативность обучения

Заключение

Повторимся, что пятибалльная система оценивания, критерии которой разрабатывались в советское время, утратила свою актуальность и признана ведущими педагогами несостоятельной, неподходящей для новых образовательных стандартов. Необходима ее модернизация, использование новых критериев для анализа личностного роста школьников и их учебных достижений.

Только в случае приведения отметочной шкалы в соответствие с основными педагогическими принципами, можно вести речь об учете индивидуальности каждого ребенка. Среди приоритетов, которые должны быть учтены при модернизации оценочной системы, выделим использование многоуровневой градации отметок, благодаря чему учебные достижения школьников будут оцениваться адекватно.

От пятибалльной системы оценок уже отказались многие страны, признав подобный вариант несостоятельным для современной В настоящее время решается вопрос об ее изменении и в России. Так, по ФГОС в начальной школе уже убраны традиционные баллы, чтобы ребята могли развиваться, самосовершенствоваться, не испытывая психологического дискомфорта.

Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.

Такая система оценивания позволяет:

· расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;

· более объективно оценивать достижения обучающихся;

· содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;

· более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;

· ориентировать обучающихся на успех;

· формировать интерес к учёбе.

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.

Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.

Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.

Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы (хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».

А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.

Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.

Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.

10-балльная шкала

Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся)

Обученность в %

1 балл- очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.

Различие, распознавание (уровень знакомства)

2 балла- слабо

Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

3балла- посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4балла- удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 10% до 16%

5баллов- недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 17% до 25%

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов- хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам.

От 26% до 36%

7 баллов- очень хорошо

Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 37% до 49%

Элементарные умения (репродуктивный уровень)

8 баллов- отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

1. Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.

2. Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».

3. Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.

4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.

Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

Пятибалльная шкала

1 балл- очень слабо

«2+» (очень слабо)

3балла (удовлетворительно)

2 балла- слабо

«3-» (слабо)

3балла- посредственно

«3» (посредственно)

4балла- удовлетворительно

«3+» (удовлетворительно)

5баллов- недостаточно хорошо

«4-» (недостаточно хорошо)

4 балла (хорошо)

6 баллов- хорошо

«4» (хорошо)

7баллов- очень хорошо

«4+» (очень хорошо)

8 баллов- отлично

«5-» (отлично с минусом)

5 баллов (отлично)

9 баллов- великолепно

«5» (отлично)

10 баллов-прекрасно

«5+» (прекрасно, как исключение)

Эта таблица позволяет (пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема оценивания учебных достижений

Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.

Такая система оценивания позволяет:

  1. расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;
  2. более объективно оценивать достижения обучающихся;
  3. содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;
  4. более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  5. ориентировать обучающихся на успех;
  6. формировать интерес к учёбе.

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.

Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.

Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.

Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы (хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».

А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.

Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.

Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.

Структура и содержание десятибалльной системы оценки степени обученности учащихся, которая служит основой для разработки таких шкал по различным учебным предметам.

10-балльная шкала

Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся)

Обученность в %

Уровни.

1 балл- очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.

Около 1 %

Различие, распознавание (уровень знакомства)

2 балла- слабо

Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

От 2%до 4 %

3балла- посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

От 5% до 9%

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4балла- удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 10% до 16%

5баллов- недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 17% до 25%

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов- хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам.

От 26% до 36%

7 баллов- очень хорошо

Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 37% до 49%

Элементарные умения (репродуктивный уровень)

8 баллов- отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

Использование на практике десятибалльной шкалы позволяет:

  1. Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.
  2. Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».
  3. Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.
  4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.

Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с существующей и суррогатной шкалами.

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

Пятибалльная шкала

1 балл- очень слабо

«2+» (очень слабо)

3балла (удовлетворительно)

2 балла- слабо

«3-» (слабо)

3балла- посредственно

«3» (посредственно)

4балла- удовлетворительно

«3+» (удовлетворительно)

5баллов- недостаточно хорошо

«4-» (недостаточно хорошо)

4 балла (хорошо)

6 баллов- хорошо

«4» (хорошо)

7баллов- очень хорошо

«4+» (очень хорошо)

8 баллов- отлично

«5-» (отлично с минусом)

5 баллов (отлично)

9 баллов- великолепно

«5» (отлично)

10 баллов-прекрасно

«5+» (прекрасно, как исключение)

Эта таблица позволяет (пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]


«Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности»

М. Эбнер-Эшенбах


Важным этапом в самообразовании стали для меня - новая, полюбившаяся традиция Ассоциации. Урок Татьяны Адольфовны Ваховской побудил другими глазами посмотреть на проблему оценивания достижений учащихся.

Оценка достижений ученика является стратегическим звеном образования, от правильной постановки которой во многом зависит не только образовательная успешность школьника, но и жизненный успех человека. Нормативным выражением оценки предметных результатов на протяжении веков является школьная отметка.

Каждый новый министр образования Российской Федерации поднимает вопрос об изменении существующей пятибалльной системы . Но всё остаётся по-прежнему. Может быть это не случайно?

Сравнивая критерии оценивания в разные исторические эпохи Кубани, России, мира, предположу, что пятибалльная система оценивания может изначально признаваться достаточной, поскольку долгие годы использовалась многими поколениями учителей.

С течением времени учителя стали использовать четырехбалльную, и даже трехбалльную систему оценивания. Таким образом, негласно «2» выводилась из обихода: итоговые, экзаменационные, годовые отметки. Она расценивалась как подбалл предельно низкий, поскольку отметка «1» не использовалась, т.к. была сильно эмоционально-окрашенной. «1» - можно сказать, эмоционально-окрашенная «двойка». Таким образом, «1» имеет не оценивающую функцию, а воспитательную, порицательную. Другими словами, за «единицей» не стоит ничего! Чаще «1» - это показатель, что у учителя сдали нервы от нетерпимости сложившейся ситуации.

По признанию большинства учителей ближнего зарубежья имеются сложности в оценивании результатов детей при многобалльной системе, и они мысленно приравнивают имеющийся результат к 5-бальной системе, после чего в уме переводят в 10-, 20-, 50-, или 100-бальную систему (мировая практика), т.е. уходя от 5-балльной системы оценивания, педагоги мысленно ставили 5 баллов, а потом умножали на соответствующий коэффициент.

Это также, на мой взгляд, доказывает, что необходимости в большом количестве баллов нет. Даже появляются сложности: многое количество баллов очень склоняет учителя вольно, нескрупулезно взвешивать в баллах тот итог, который ему необходимо оценить.
Вот почему в итоге, по моему мнению, долгие годы уход от пятибалльной системы то замолкает, то поднимается вновь, но не уходит с повестки дня. НО система оценивания остается прежней.

Реально пятибалльная система заменена на четырехбалльную систему, а скорее трехбалльную. Но если следовать изначальным объяснениям, что за что выставлять ученикам, если следовать им в полном объеме, то мы получим более удачную и справедливую систему.
Даже используя "зачет/незачет", особенно в старших классах, учитель точно способен определить, что это у старшеклассника - знания или незнания, тем более, при наличии 5-бальной шкалы это можно делать очень точно.

Предлагаю определить критерии отметок пятибалльной системы следующим образом:


"1" – ученик не обнаруживает знания для дальнейшего осуществления образовательного процесса;

"2" - выставляется в том случае, если у ученика выявляются разрозненные знания, но невозможно дальнейшее прохождение программы (имеются серьезные пробелы, знания крайне недостаточны);

"3" - имеются отдельные знания, которые при усилиях с обеих сторон, учителя и ученика, могли бы привести к успешному прохождению программы.
Здесь хотелось бы отметить сложность выставления отметки «три» - которая имеет разную окраску: «посредственно» или «удовлетворительно». Это обстоятельство делает «тройку» многострадальной:
«3» - родная сестра «2»,
«3» - родная сестра «4».
Ни одна другая отметка не требует такого взвешенного и продуманного учителем выставления. Можно сказать, что «3» – это тревожный рубеж между неуспевающей «2» и добротной «4».

"4" – правильный ответ содержит незначительные неточности или ошибки, которые не могут в конечном итоге сказаться на результате (приведу пример: не грубая арифметическая ошибка в задаче при правильном ходе решения)

"5" – так же понятна, как и идеал, к которому мы стремимся.

Предложенная разбалловка, когда «1» является не эмоцией учителя, а измерением обученности ученика, основывается на изучении истории школьной оценки. На мой взгляд, отношение к школьной отметке - содержательная и эмоциональная - в наши дни разошлась с первоначальной позицией. И это плохо, т.к. резко сузило возможности оценки, резко огрубило весь образовательный процесс. Эти изменения дают возможность говорить о несправедливости школьной отметки.

На мой взгляд, выработка ответственного, подчеркнуто-внимательного отношения к «3» приведет к снижению необъективности этой самой массовой оценки и уменьшит разрушительную роль этого многострадального балла.

Любая система оценивания имеет свет и тень. Не существует абсолютной хорошей системы оценивания. Увеличение баллов в системе оценивания, на мой взгляд, приведет к новым неприятностям и ошибкам.

Любая система оценки требует четкого прописывания критериев, определения, с какого балла следует неуспех. А главное, чтобы учителя следовали этим критериям. Многобалльная система смягчает, но не снимает проблемы. И здесь важно победить традиционные взгляды учеников, родителей, учителей на пятибалльную систему оценивания.

Проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.

Первый уровень (низкий): 1−2 балла

Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.

Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла

Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, т. е. на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.

Третий уровень (средний): 5−6 баллов

Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.

Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов

Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.

Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов

Претенденты на «9» и «10» применяют знания в незнакомых, нестандартных ситуациях. Причём для решения качественно новых задач. Они самостоятельно описывают, объясняют и преобразовывают объекты изучения.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Десятка в дневнике. Школу перейдут на более дробную оценку знаний

Подруга пожаловалась: "В дневнике у сына четыре и пять, а учителя ругают его за лень и плохие знания. Стала разбираться — оказалось, у них в школе эксперимент, теперь вместо пятерки ребенку десятку ставят!" Да уж, родителям, привыкшим к пятибалльной системе оценки знаний, не позавидуешь: мало того, что ЕГЭ оценивается по 100-балльной шкале, так еще осенью прошлого года министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил об эксперименте по более дробной оценке успеваемости в российских школах. Правда, окончательный переход на нее ожидается не раньше, чем через четыре-шесть лет.

— Конечно, она (более дифференцированная шкала) нужна. Хотя бы потому, что ребят надо приучать к тому, что на выходе у них будет на ЕГЭ 100-бальная шкала. Их нужно подготовить к более дифференцированной оценке своих знаний, — сказал министр. — Но никаких революций в этом вопросе быть не может. И ребята должны признать новую шкалу оценок, и родители, и учителя должны для себя точно оценить, что за что ставится.

Поэтому министр ждет предложений от экспертов. Пока что они считают наиболее оптимальной 10-балльную шкалу.

Вообще-то дискуссия о достоинствах и недостатках привычной для нас 5-балльной шкалы успеваемости ведется уже лет десять, если не больше. Но дебаты шли ни шатко ни валко, пока в канун Дня учителя в прошлом году президент РФ Д.А.Медведев не поддержал идею введения более дробной системы оценки знаний в школе. Произошло это во время финала конкурса "Учитель года". Тогда педагог из Ногинска пожаловался, что системы оценок в аттестате и свидетельстве ЕГЭ очень разнятся. В общем, президент решил, что "нужно подумать о более дробной оценке знаний в школе", и чиновники взяли под козырек.

Почему пятерки мало?

Так чем же не угодили нашим учителям привычные "тройки", "четверки" и "пятерки"? Ведь пятибалльная шкала существует в России уже почти 170 лет, и вроде бы всех всегда это устраивало. Правда, до 1917 года учителя оценивали знания школяров еще и словесно: "1" соответствовало определению "слабые успехи", "2" — "посредственные", "3" — "достаточные", "4" — "хорошие", "5" — "отличные". В 1918 году баллы отменили, оценки заменили характеристиками, в которых учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественная активность ученика в школе и за ее стенами. Но в 1939 году словесные оценки вернулись, правда, теперь учителя ставили "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо" и "отлично". В 1944 году к ним добавили привычные пятерки и тройки.

Увы, сейчас выяснилось, что существующая пятибалльная система фактически превратилась в трехбалльную . В самом деле — какой учитель поставит нерадивому ученику в четверти "1"? "Двойку", правда, встретить можно, но отнюдь не как итоговую (годовую), а как промежуточную оценку. Да и, честно говоря, внятно объяснить, чем единица отличается от двойки, по-моему, еще никто не смог.

В результате учитель говорит: "чуть-чуть не дотянул до четверки" и ставит "твердую тройку". Ту же самую тройку, только "слабую" он поставит и другому ученику. В дневниках же будут красоваться одинаковые оценки — поди разбери, кто прилежнее, у кого знаний больше. И опять-таки за отличные знания пятерку получит и одаренный школьник — победитель олимпиады, и тот, кто просто выучил урок. При десятибалльной шкале победитель городской олимпиады получит 10, а усердный зубрила — 8. Вот учителя и говорят, что нынешняя система не стимулирует ученика и не позволяет учителю точно и объективно оценивать знания школяров.

"Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться — заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра — пять, послезавтра — шесть. Для сильных детей такая отметка является более объективной, а слабых мотивирует к дальнейшему совершенствованию. Так, ученик получил "семерку" и понимает, что до "восьмерки" ему всего ничего. А так бы ему поставили "четверку". А до "пятерки" еще тянуться и тянуться", — считают педагоги.

— То, что диапазон оценок станет шире, — лучше для школы . Не поставишь ведь ученику пять с минусом или четыре с двумя плюсами в журнал или аттестат. Пятерки тоже разные. У одного — натянутые, у другого — честные. Пять с минусом превращается в пятерку, четыре с минусом — в четверку. Но разница-то между этими оценками, согласитесь, есть, — говорит педагог Людмила Тимчишина из Московской области.

Кроме того, 10-балльную систему проще соотнести со шкалой ЕГЭ. Получил 80 баллов — все равно что в школе 8. Значит, результат отличный. Получил 50 — это 5 баллов, то есть тройка. И никому не придет в голову доказывать, что, набрав 50 баллов, он успешно сдал ЕГЭ. Правда, существует опасность, что в новой системе оценки знаний десятки практически никто получать не будет. Ведь эту оценку можно получить только за выдающиеся знаний, выходящие за рамки школьной программы.

Первопроходцы

В России есть опыт оценивания по 10, 12 и даже 100-бальной шкале. Но в аттестате у всех учеников экспериментальных школ стоят привычные "пятерки" и "четверки". Например, в школе Шалвы Амонашвили с 1966 года идет эксперимент по безоценочному обучению. По такой же схеме работают несколько школ Магнитогорска — там учителя ограничиваются "зачетами" и "незачетами". В московской школе 1804 действует 12-балльная система оценки ("восьмерка" — уже неплохая оценка). В отдельных школах Алтайского края используется 100-балльная система (меньше 50 баллов — "неудовлетворительно", 50-70 баллов — "удовлетворительно", 70-90 баллов — "хорошо", 90-100 баллов — "отлично").

Скажем, в гимназии в московском районе Марьино такой эксперимент длится уже одиннадцатый год . 10 баллов по русскому языку здесь ставят тому, кто не только демонстрирует отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе, "читает артистично, пишет без единой ошибки, чисто и аккуратно". Десятку по физике получает ученик, если его познания шире рамок школьной программы. Но из-за этого никто особо не огорчается. В аттестат все равно пойдет пятерка, и не важно, сколько у тебя баллов — 8, 9 или 10.

10-балльная шкала оценки знаний с 2004 года используется и в Пролетарской средней школе Серпуховского района. Начиналось все с 5"б". В 2004 году такая система оценок была введена в нем по всем предметам. Родители начинание с энтузиазмом поддержали. Уже к концу первого года обучения в пятом классе отмечалось повышение мотивации учения, снижение тревожности и, как следствие, рост успеваемости и качества знаний. С 2005 года к эксперименту по внедрению десятибалльной шкалы подключилась начальная школа. Сейчас по десятибалльной системе занимается 14 классов школы, что составляет 74% учащихся. Учителя школы говорят, что десятибалльная система даёт возможность ученику в течение четверти спрогнозировать свою четвертную оценку и при желании повысить ее.

Но при этом критерии оценки расписаны довольно подробно . Это практически исключает ошибки учителей. Правда, по итогам учебных четвертей и года оценка переводится в пятибалльную.

В московской школе 1071 уже шестой учебный год подряд в дневниках учеников красуется "десятичная система". Неизменной осталась только "единица". "Двойка" в этой системе означает три с минусом, три — обычную "тройку", а четыре — три с плюсом. А вместо "пятерки с минусом" детям ставят восемь. Вместо обычной "пятерки" девять. Если ученик очень постарался десять. В школе уверены: дети достойны вариативного подхода к оценке знаний.

Кстати, за четверть дети тоже получают "девятки" и "десятки". Традиционная шкала фигурирует только при выдаче аттестата. Если ученик переходит в другую школу, в ведомость вклеивается листок с традиционными отметками.

Кто против?

Из-за того, что в конце концов "девятки" и "десятки" приходится переводить в традиционную шкалу оценок, в некоторых школах эксперимент не прижился. К таковым относится московская школа 1968. Пять лет назад здесь тоже пробовали ввести 10-балльную шкалу оценок. Но в дневники детям ставили "десятки" и "девятки", а в конце четверти и года приходилось переводить эти оценки в пятибалльный "формат", что весьма озадачивало учителей. Скажем, у ребенка выходила "восьмерка" пять с минусом, а по традиционной шкале ему приходилось ставить "четверку". В итоге пришлось вернуться к традиционной системе.

В Интернете тоже полно вопросов от недоумевающих родителей. Понять что к чему, им не так-то просто. Не зря моя подруга очень долго не могла разобраться в претензиях учителей к ее сыну.

Точку зрения родителей разделяет и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

Мамы и папы не будут понимать, какую оценку получил их ребенок. Ведь они привыкли к традиционной шкале. Дети не смогут отстоять свою оценку. Ведь нет традиционных критериев, за что ставится "семерка", а за что "восьмерка". Кроме того, нужно будет переучивать 3,5 млн. учителей. И если в Москве и Санкт-Петербурге педагоги более продвинутые, то в глубинке учителя в лучшем случае будут умножать оценки на два. Возникнет эффект отсутствия нечетных чисел.
Не понимает он и того, как 10-балльная шкала поможет ученикам адаптироваться к ЕГЭ:

Если такой перевод связан с госэкзаменом, почему тогда не перевести на 100-балльную систему? Нашу систему образования нельзя подвергать структурным изменениям. Это только будет отвлекать всех от проблемы качества образования.

Сторонники 5-балльной системы главными ее преимуществами считают "мягкость" и привычный вид оценок. А чтобы учителя могли точнее оценить знания, предлагают вместо "четыре с плюсом" ставить "4,5" или "4,8". Вариантом 5-балльной шкалы можно считать и 10-балльную, которая "округляет" плюсы и минусы до целого балла.

А как уних?

Впрочем, у новшества не так мало сторонников. Раз уж президент заикнулся о 10 баллах, можно быть уверенным: эксперимент не только начнется, но и продолжится, и станет обязательным. Вспомните историю ЕГЭ — и сразу все поймете.

Имея в своем распоряжении вместо прежних пяти — десять баллов, школьный учитель теперь сможет фиксировать полуоценки, которые он и так на практике всегда выставлял. Но до эксперимента "пять с минусом", "четыре с плюсом" или спасительная "троечка" с огромным минусом легко тянули на субъективный и необъективный подход к ребенку, за который настойчивые и юридически подкованные родители могли попортить учителю немало крови и нервов. Располагая десятью баллами, можно значительно точнее учесть как достоинства, так и недостатки и устного ответа, и письменного задания. И, например, в группе "отличников" различать тех, кто выполняет минимум с оценкой "8", от тех, кто поталантливей — с оценкой "9". Ну и, наконец, просто вундеркиндам можно смело ставить "10". У "хорошистов" теперь будет две оценки — "6" и "7", у "троечников" "5" и "4". Все, что ниже — неуд.

Энтузиазма сторонникам нововведения добавляет и то обстоятельство, что пятибалльную систему использует все меньше стран, в том числе и на постсоветском пространстве. Скажем, на Украине решением Верховной рады введена 12-балльная система оценки знаний — отличником считается школьник, который учится на "10", "11" и "12". А в Беларуси школы на десятибалльную систему перешли аж с 1 сентября 2002 года. 10-балльная система используется и в Молдавии, и в Латвии. Во Франции отличники получают по 14-16 баллов из 20 возможных, в США -91-99 баллов из максимальных 100. В Анголе школьник может получить от 0 до 20 баллов, а в Мозамбике — от 1 до 20. Но что в Мозамбике, что в Анголе хорошие оценки начинаются с "девятки".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!