Рабочая тетрадь «Практикум по выразительному чтению. Логическое ударение Ударные слова выделяются с помощью изменения

Ударные слова

В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте список сложных слов , описание артикуляции звуков и сборник русских народных скороговорок .

Кроме сегментных, в речевом потоке выделяются суперсегментные единицы. К ним относятся ударение и интонация.

Ударение – это выделение какими-то средствами одного из слогов в слове. В зависимости от того, с помощью какого средства выделяется слог, различают следующие типы ударений:

1. Музыкальное ударение – слог выделяется изменением высоты тона ударного гласного (в сербском, китайском, литовском)

2. Силовое (динамическое) ударение – ударный слог выделяется большой силой выдоха. Таким традиционно считается русское ударение.

3. Количественное (долготное) ударение – ударный слог выделяется продолжительностью гласного (в русском, немецком языках).

Ударение выполняет основную функцию цельнооформленности слова, то есть объединяет звуки в единый звуковой комплекс – слово, хотя может выполнять и смыслоразличительную функцию: пи’ли – пили’, о’кна – окна’, про’пасть – пропа’сть.

Типы ударения.

1. словесное ударение

2. фразовое (синтагматическое)

3. выделительное:

а) логическое;

б) эмфатическое

Слово может состоять из одного или нескольких слогов. Один слог в слове ударный, остальные – безударные. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Ударение главным образом характеризуют гласные, но ударным является весь слог, который или произносится с большей силой или выделяется своим качеством.

Фонетическая природа ударения.

Фонетических средств, которыми в любом языке может характеризоваться ударный слог, четыре:

1. длительность

Всякий ударный гласный, как показал Л.В. Щерба, длиннее первого предударного

в полтора раза. Однако длительность является только одним из основных, но не

единственным свойством русского ударения.

2. сила звука , с помощью которой выделяется ударный слог. Силовое ударение является физиологическим результатом усиления мускульного напряжения, что отражается акустически на общей громкости звука.

3. качество гласного , которое может быть абсолютным его признаком и состоит в том, что гласный произносится ясно и четко, что придает ему акустически особый тембровый характер.

4. высота тона , выделяющая ударный слог. Такое ударение носит название музыкального. В русском языке словесного музыкального ударения нет.

Место ударения в слове.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Такое ударение называется свободным.

1. смыслоразличительная;

2. цельнооформленность.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте; такое ударение называется неподвижным формообразовательным : делать, делаю, делаем, делаете, делал и т.д.

В русском языке большая часть слов имеет неподвижное ударение.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Например: рука, руки, руки, ручной и т.д.

Подвижность ударения внутри одной морфемы встречается очень редко: дерево,

деревья; колос, колосья; озеро, озёра.

Фразовое ударение объединяет слова в одну синтагму, чаще всего оно падает на второе слово: Роняет лес / багряный свой убор//

Серебрит мороз/ увянувшее поле//

Логическое ударение – это выделение во фразе слова, важного в смысловом отношении.

Фразовое ударение может совпадать с логическим, а может и не совпадать: ДАЙТЕ мне книгу – Дайте МНЕ книгу – Дайте мне КНИГУ.

Интонация

Это вторая суперсегментная единица. Это ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая средством выражения синтаксической связи между словами и частями фраз и эмоционально-экспрессивной окраски высказывания.

Компоненты интонации:

1. Мелодика

6. Интенсивность

7. Сила звучания в речи отдельных слов.

Интонация передает коммуникативное предназначение предложения, высказывания: Дождь идет. Дождь идет? Дождь идет!

Мелодика

Если наблюдать за уровнем речи, то заметно изменение основного тона звучания во фразе.


Вы были в кино? Вы были в кино? Вы были в кино?

Виды тона: ровный, с небольшим понижением к концу фразы

восходящая (повышения)

нисходящая (понижения)

восходяще-нисходящая

нисходяще-восходящая

Мелодика оформления предложения по цели высказывания: повествовательная – ровная с небольшим повышением к концу фразы; вопросительная восходящая, нисходящая восходяще-нисходящая; побудительное – разные виды мелодики.

Тембр речи

Это окраска речи. Она зависит от эмоционального состояния говорящего (гнев, радость). Тембр оформляет предложения по эмоциональной окраске (восклицательное-невосклицательное).

Темп речи

Темп речи – скорость протекания речи (быстро, медленно, средний темп, очень быстро). От темпа зависит количество звучащей информации в единицу речи.

Ритм речи

Ритм речи. Это чередование ударных и безударных слогов (долгих и кратких). Особенно важен для поэтической речи.

Паузы.

Это перерывы в речи. В процессе говорения говорящий произносит не сплошной набор звуков, а постоянно делает паузы. Паузы облегчают процесс общения, помогает передать смысл сказанного. Как он уехал? Как/ он уехал!?

Речевые паузы по длительности неодинаковы. Длительные паузы помогают в устной речи отделить друг от друга. Менее длительные паузы прозводят внутрифразовое членение речи.

Век живи/век учись. Еще менее длительные паузы производят внутрисинтагматическое членение

Дух мнимого превосходства чужд людям / хорошо воспитанным // стремление показать / что ты выше кого-нибудь/признак бестактности/душевной невоспитаннсти.

Внутрифразовое членение – выделение речевых тактов-синтагмов.

Паузы помогают отличить одну фразу от другой при тождестве слов.

Женя чувствовала / сестра просто так не уступит.

Женя / чувствовала сестра / просто так не уступит.

Интенсивность

Это сила произношения, которая связана с усилением или ослаблением выдоха. Важную роль играет в ораторском искусстве, при общении с большой аудиторией.

Изменение силы звучания отдельных слов в речи.

В потоке речи слова произносятся не с одинаковой силой. Во фразе одно слово имеет усиленное ударение. Фразовое ударение обычно находится в конце фразы. В синтагме также есть ударение, оно меньшей силы, чем фразовое, и также чаще всего находится в конце синтагмы. В потоке речи бывает еще и логическое ударение, оно выделяет самое важное по смыслу слово.

В процессе общения составные элементы интонации взаимодействуют друг с другом, и от этого интонация может изменяться. Интонация бывает законченной и незаконченной. Законченная интонация – в конце фразы. Внутрифразовая интонация – незаконченная.

Если враг не сдается / его уничтожают //

Незаконченная интонация имеет несколько функций: оформляет предложение по цели высказывания, оформляет эмоциональную окраску.

Функции перечислительной интонации.

1. Перечислительная (в однородных членах);

2. Бессоюзная;

3. Сопоставительная (в бессоююзном предложении сопоставительного типа); Чем уже круг, тем уже наши мысли.

4. Обусловленности (в бессоюзном предложении на границе); Лес рубят-щепки летят.

5. Пояснительная (при обобщающих словах и в бессоюзном предложении); Перед нами стоит задача убрать урожай без потерь.

6. Инттонация вводности или выделения Однажды,это было осенью, мы отправились в поход.

7. Звательная (при обращении).

Таким образом, интонация помогает правильно высказать и понять мысль. Интонация – это единица, средство устной речи. На письме она тесно связана со знаками препинания, но полного тождества нет. Я оглянулся и, увидев приближающуюся машину, побежал. Но в большинстве случаев знака препинания и интонация совпадают.

Истинная любовь к народу немыслима без любви к языку // Языку мы учимся с детства / и должны учиться непрерывно / до следующих дней своей жизни //

Фонетические слова в свою очередь делятся на слоги.

Слог – это единица фонетического членения речи. Слог – наименьшая произносительная единица.

Существует несколько теорий слога.

1. Эспираторная теория определяет слог как звукосочетание, произносимое одним выдыхательным толчком.

2. Сонорная теория определяет слог как сочетание более звучного звука с менее звучным, вершиной слога является гласный.

3. Теория мускульного напряжения определяет слог как группу звуков, произносимых одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата.

Теория мускульного напряжения Л.В. Щербы. С артикуляционной точки зрения слог не делим, т.к. произносится одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата при этом выделяются:

1. сильноначальные согласные (примыкают к началу гласного) год

2. сильноконечные согласные (в конце примыкают к гласному) в ол я

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И. Аванесовым.

Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком речевого выдоха, это отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью.

По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Звучность – это слышимость звука на расстоянии. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой звук, остальные – неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть и неслоговым: юбилей [йу-би-лей]. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают самые звучные из согласных – сонорные.

По степени звучности можно обозначить: гласные – 4, – 3,5, сонорные – 3, звонкие шумные согласные – 2, глухие согласные – 1.

Основной закон строения слога – это закон восходящей звучности. В слоге звуки расположены от менее звучного к более звучному. Граница слогораздела находится в месте наибольшего спада звучности. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами.

Ка-пля пра-вда бо-чка спу-стить

14 134 134 224 24 114 114 1141

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела.

1. один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш];

2. группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из

а) шумных согласных: [ку-пцы];

б) сонорных согласных: [ва-лна];

в) начинается шумным и заканчивается сонорным согласным: [су-кно]

3. [й] и сонорный согласный отходит к предшествующему слогу: [тай-га], [кан-в’эрт].

Слогораздел и правила переноса слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра , а слогораздел в этом слове один: [с’и-стра].

Слогораздел связан и с морфологическим членением слова: он зависит от стыка морфем и характера этого стыка, т.е. приходится ли слогораздел на стык приставки и корня, корня и суффикса.

Типы слогов.

1. по конечному звуку:

открытые закрытые

(гл.) (согл.)

2. по начальному звуку:


прикрытие неприкрытые

(согл.) (гл.)

3. по отношению к ударению

ударные безударные

а – слог, открытый, неприкрытый, безударный;

ктер – слог, закрытый, прикрытый, ударный.

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говориться в предложении или в целом отрывке.

Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.

Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла произнесения слове. В некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т.е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте!». В предложении может быть одно главное ударение и несколько второстепенных и третьестепенных. Иначе говоря, одно сильное и одно или несколько средних и слабых ударений.

Одно и то же предложение, в зависимости от перемещения в нем логических ударений может каждый раз наполняться новым смыслом. Это будет зависеть от того, что хочет сказать говорящий.

Существует три вида ударений:

1) тактовое - на слове внутри речевого такта;

2) фразовое I - выделение главного по смыслу речевого такта в предложении;

3) фразовое II - когда с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке.

например: Кривые переулки Арбата / были засыпаны снегом.

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «Арбата» (группа подлежащего, определение), во втором - «снегом» (группа сказуемого, дополнение). «Арбата» здесь выделяется ударением второстепенным, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «снегом». Автор этой фразой говорит нам о времени года: была зима. Поэтому «снегом» и выделено главным ударением в этом предложении.

Отнюдь не каждое предложение содержит в себе фразовое ударение I. Наличие или отсутствие фразового ударения I всецело зависит от контекста, от главной мысли данного литературного текста. Фразовое ударение I несет в себе значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

Фразовое ударение II играет еще более активную роль в том или ином сюжетном куске и выполняет функции "указательного пальца", отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль данного куска литературного отрывка.

Монотон - речь на одной (или почти на одной) высоте. Сила речи не в громкости, а в звуковых контрастах. Те слова, которые не несут главных мыслей, надо стушевать, выделить минимально. Для этого на большинстве тактовых ударений надо очень мало повышать голос, это и поможет подчеркнуть самое важное для донесения смысла.

Русскому языку свойственны определенные правила постановки ударений в предложении, их следует знать всем, кто хочет научиться доносить мысль в звучании.

Как определить ударные слова в каждом конкретном случае? Прежде всего надо с помощью контекста понять, какую мысль нужно высказать, что сообщить слушателю. В то же время существует целый ряд обязательных ударений, свойственных нашему языку, и существуют правила их постановки. Нельзя полагаться только на свой вкус, - это затормозит речь случайными ударениями и совершенно затемнит смысл.

Правило, не связанное с синтаксисом русского языка, а всецело относящееся к правилам логики речи, требует постановки ударения на новом понятии - первом упоминании в тексте какого-либо действующего лица, предмета или явления.

Новое понятие почти всегда получает главное ударение, т.к. оно как бы знакомит нас с новым героем или новым явлением. При дальнейшем повторении в тексте нового понятия ударение переходит с него на слова, его характеризующие.

станиславский пауза ударение чтение

Опытные профессионалы в области копирайтинга используют множество разных приемов, чтобы не просто писать статьи, а создавать шедевры.

Новички часто думают, что копирайтинг им идеально подходит, так как это легко, но если покупатели не оценят работы автора, развития карьеры ему точно не добиться.

Ударные слова и ритм текста – два мощнейших инструмента, помогающие копирайтеру создавать статьи, которые дочитывают до конца. Согласитесь, если бы каждый текст вашего сайта дочитывали бы до конца, эффективность контента была бы выше, а соответственно и конверт трафика улучшился.

Как писать статьи, которые дочитывают до конца?

Под ритмом текста понимают его восприятие читателями. Проще говоря, это интерес, который развивается по мере изучения статьи. Когда представляется скучный и однообразный текст, у читателей попросту не хватает терпения, чтобы побыстрее закончить его изучение. Но составить материал, способный завлечь к чтению не так просто.

Чтобы вы поняли, о чем идет речь, представьте себе, что вы читаете условия какого-нибудь договора. В тексте используется исключительно строгий стиль изложения информации, который быстро надоедает. А теперь представьте, что вы читаете художественную литературу, где главный персонаж попадает в какую-нибудь передрягу и что-то должно случиться.

Ваши статьи будут дочитывать до конца, если вы будете писать тексты не как какие-то инструкции и деловые договора, а как интересный материал в неформальном виде. Комбинировать это не так просто, ведь иногда приходится раскрывать серьезные темы и чтобы добиться доверия, приходится излагать информацию как профессионал.

СОВЕТ: При написании текста, обязательно разделяйте его на абзацы (3-4 предложения). При этом используйте три типа предложений – короткие, средние и длинные. Это интересный способ привлечения внимания, которым пользуются профессионалы.

Что такое ударные слова?

Это специальные слова, которые являются главными в выражениях и предложениях. Т.е. именно на них акцентируется особое внимание читателя. Такие слова часто используются в рекламе, за счет повышения громкости или тона их произношения.

В тексте ударные слова тоже используются, а выделяются они разными способами:

  • встречается всего один раз в тексте;
  • устанавливается противоречие;
  • усиливается сказуемыми;
  • кавычки, восклицательный знак, скобки.

Самое главное, никогда не добавлять к глаголам дополнения, так как они сразу переводят внимание на себя. Например, «Мне нравится заработок в сети за его доходность». Ударение здесь падает на слово «Доходность», но лучше акцентировать внимание на выражении «Заработок в сети», поэтому последнее слово лучше опустить.

Составлять качественные статьи, которые будут прочитываться на одном дыхании и не оставят шанса пользователям отвлечься на что-то ещё, способен далеко не каждый.

Если вы решили посвятить себя написанию статей, плотно занимаетесь рекламой или даже просто ведете блог, обязательно учитесь профессиональным навыкам автора, это поможет вам добиваться целей.

Вам также будет интересно:


Более громкое, низкое и долгое произношение - придает речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания.

При этом существует зависимость силы (интенсивности), длительности ударного слога.

1. Сравнение силы и длительности ударных и безударных слогов наиболее наглядно при сопоставлении гласных, которые составляют слогообразующую часть слога.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так в словоформах "пила", "пилот", или "вода", ударный гласный громче безударного.

Но экспериментально установлено, что в таких словах как "травы", "могу", "пали", ударный гласный тише безударного, однако безударный слог слабее (менее интенсивен). Это объясняется тем, что мы можем произносить слова громче и тише, но у каждого гласного есть собственная сила (интенсивность) и связанная с ней громкость. Она зависит от объема ртового и глоточного резонатора, а сам этот объем связан со степенью раствора рта.

Гласные узкие - верхнего подъема, обладают меньшей громкостью, чем гласные со средним раствором (о, э) или чем широкий гласный "а" (самый сильный и громкий).

Можно выстроить гласные в ряд И-Ы, У-Э, О-А.

У каждого гласного свой порог.

Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные (пилИ - громкость безударной "и" ниже порога).

2. 2 фактор - порог ударности. У каждого гласного этот порог - непостоянная величина. Он меняется в зависимости от места ударения в слове.

Существует такая хуйня:

Чем ближе ударение к началу слова, тем больше интенсивность гласного и меньше его долгота и наоборот.

На силу и долготу гласного влияет и позиция слова во фразе. Так, в частности, перед и после паузы, начало и конец фразы и фонетической синтагмы. Независимо от ударности\безударности выделяется особенно сильно начало - особенно высокой интенсивностью, конец - особенно большой долготой. То есть когда ударный гласный сильнее и длительнее безударного, конкретные ударные гласные в конкретном положении слова и фразы могут быть слабее и короче безударного. Но совокупность рассмотренный нами закономерностей все равно даст понять какой слог ударный.

Помимо этого ударные гласные зарактеризуются особым тембром: например во фразе "Я снял дом" ударение воспринимается на всех словах, хотя ударных слогов, с которыми можно было бы сравнить в этом предложении нет. Это объясняется тем, что "о" и "а" в словах "дом" и "снял" могут звучать так только под ударением, то есть у них отсутствует редукция.

Ударение может быть фиксированным, а может быть подвижным. В русском языке ударение может падать в любое место.

Ударение может выполнять смыслоразличительную функцию. Так по месту ударения могут различаться:

Разные слова во всех их формах (мукА - мУка).

Некоторые формы разных слов (пищА - пИща).

Разные формы одного слова (глАза - глазА).

Но существует и неподвижное ударение, остающее на одном месте в любой форме конкретного слова (филОлог). Оно может находиться на любой морфеме.

В словах с подвижным формообразовательным ударением происходит перенос ударения с одной морфемы на другую (кОлос - колОсья).

Ударение в существительных:

2 типа неподвижного и 6 типов подвижного.

Неподвижное ударение на основе обозначается буквой А, неподвижное на окончании - В, подвижное - С.

Тип ударения существительного можно определить по трем формам (В.п. и любого другого с гласным в окончании в единственном числе и И.п с гласным в окончании во множественном числе).

1. АА - более 30000 существительных всех родов (книга).

2. ВВ - более 2000 слов всех родов (слон).

3. АВ - около 300 слов мужского и женского родов (слово, море).

4. ВА - около 150 слов. Главным образом женского и среднего родов (вино, лицо) и несколько слов мужского рода (глазок - глазки).

Также ударение может быть словообразовательным (и неподвижным и подвижным).

При словообразовании происходят процессы, тождественные формообразовательным (медведь - словообразовательное неподвижное ударение).

Место ударения исходного слова может зависеть от морфемы определенного типа (некоторые морфемы всегда ударны, некоторые всегда безударны, так же ударение может находиться всегда до или после определенной морфемы).

Теоретическое обоснование положений МФШ. Каким Вы видите будущее ЩФШ?

В центре внимания мфш позиция фонемы, при этом мфш настаивает на изучении фонологии в тесной связи с другими ярусами языка, т.к. функция фонем различать и отождествлять не просто звуки, а значимые единицы языка, именно поэтому москвичи отстаивают морфолог. принцип в фонологии, который развивают идеи Бодуэна де Куртунэ, о фонеме, как о подвижном компоненте морфемы. В одну фонему объединяются звуки, которые позиционно, т.е. в зависимости от фон.условий, чередуются в пределах морфемы, при этом в одну фонему могут быть объединены звуки, вообще не имеющие фон.сходства. (и с призвуком е в составе А).

С позиции мфш фонема может быть представлена нулем (солнце). Мфш начала формироваться в 30 гг, однако окончательное ее становление происходит после войны. Продолжателем мфш стал Реформатский в своем учебнике «Введение в языкознание» и в ряде статей развил многие положения этой школы.

Сегодня идеи мфш продолжают развиваться в работах Н.Л.Касаткина, С.М.Кузьмина и Леонтьева.

Итак: Фонема-минимальная единица языка, служащая для отождествления слов и морфем. Различать значимые ед-цы языка (слова и морфемы) – способность фонем.

Иллюстрируется подбором звуков квадиомонимов: том-дом; том-там; том-ток.

Воды, вода, водонос (о, а и ер). Слова представляют собой некую функциональную общность, которую москвичи считают одной фонемой. Определить состав фонем – значит узнать число звуков, выполняющих смыслоразличительную функцию. Способ выявления фонем в языке – оппозиция. «Мыл» и «Мил», твердость и мягкость «м», «Ы» и «И» разновидности одной фонемы. Состав фонем не является одинаковым в языках.

Под влиянием фон.окружения фонема может сильно видоизменяться, оставаясь при этом все той же фонемой. Пример: предлог С состоит из одной фонемы. С Колей (с), с Тимошей (с"), с Галей (з), с Димой (з"), с Шурой (ш), с Женей (ж), с Чуком (щ)… Таким образом, фонема – ряд позиционно чередующихся звуков.

Однако, не всякие чередующиеся звуки объединяются в одну фонему. Следует разграничивать позиционные фонет. чередования и исторические (=граммат.) чередования.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!