Работорговля на побережье суахили. Рабская сила


Более чем на 250 лет растянулся один из самых трагичных периодов в истории освоения Америки, когда сюда силой ввозили миллионы чернокожих жителей Африки, перекладывая на их плечи всю самую тяжелую работу, и это считалось вполне нормальным. Это проявление варварства ужасает своим масштабом, организованным характером, а, главное, бесчеловечным отношением к невольникам.

Жизнь раба – это жестокая эксплуатация, насилие, издевательство и унижение. Но все же, условия жизни в каждом конкретном случае зависели от хозяина, кому-то из невольников повезло больше, кому-то меньше, а некоторым не повезло вовсе.

Бывшие рабы, дожившие до преклонного возраста, вспоминали:



Мэри Армстронг, штат Техас, 91 год
«Я родилась в Сент-Луисе, [штат Миссури]. Моя мать принадлежала Уильяму Кливленду и Полли Кливленд, и они были самыми подлыми белыми в мире - постоянно били своих рабов. Эта старая Полли, она была натуральным дьяволом, и она запорола мою сестру, которой было девять месяцев, совсем младенец, до смерти. Она сняла пеленку и стала бить мою сестренку, пока не пошла кровь - просто за то, что она плакала, как любой ребенок, и сестренка умерла... А старый Кливленд, бывало, приковывал негров, чтобы выпороть, и сыпал на них соль и перец, чтобы, как он говорил, «приправить». А когда он продавал раба, он смазывал ему губы жиром, чтобы казалось, что раба хорошо кормили, он сильный и здоровый. » .



Найси Пью, штат Алабама, 85 лет
«Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и сливками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гогочут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа? »

Расцвет работорговли с Африкой начался после создания плантационного хозяйства. В начале XVI века стал ощущаться большой спрос на рабочую силу для быстро расширявшихся плантаций (сахарных, хлопковых, рисовых, табачных...). Именно с этого периода работорговля начала принимать огромные масштабы.

Африканцы, насильно оторванные от своей родины, доставлялись главным образом на плантации трех обширных районов Америки - в Бразилию, Вест-Индию (Карибский бассейн) и английские северо¬американские колонии.

Торговля в то время осуществлялась по так называемому «золотому треугольнику»: рабов вывозили из Африки, продавали в Южной Америке и закупали там сырьевые продукты, которые в Северной Америке меняли на товары, производимые в их колониях, и увозили это все в Европу. И снова с безделушками ехали за живым товаром в Африку. В основном этим занимались крупные торговцы Англии и Голландии.

Захват африканцев и отправка на кораблях в Америку

По разным данным, на территорию Американского континента было завезено более 12 млн. африканцев. Продажа их была поставлена на поток, в Африке даже создавались целые фермы, на которых, как скот, выращивали рабов…








При погрузке на корабли в целях экономии трюмы набивали битком, еды и питья давали очень мало. Миллионы людей просто погибли, не выдержав подобных условий. Одним из самых крупных импортеров живого товара была Бразилия, и здесь наблюдалось самое жестокое обращение с рабами.


Работа на плантациях

В основном рабов завозили для очень тяжелых работ на плантациях. Стоили рабы совсем недорого, поэтому и жизнь их не ценилась вовсе, плантаторы обращались с ними, как со скотом, стараясь выжать из них, как можно больше.








За попытку побега или невыполненную работу рабов жестоко избивали, отрубали руки их детям.






Заставляли работать даже совсем маленьких детей, едва те начинали ходить.


При такой непосильной нагрузке люди уже через 6-7 лет умирали, и им на смену хозяева покупали новых.

Жилища рабов






Другие профессии рабов









Освобождение от рабства

Иногда случалось, что рабам давали свободу.


Эти двое мужчины на фото – уже освобожденные рабы. Одолжив одежду и шляпы, они позируют фотографу.

Освободить некоторых из своих рабов хозяева могли по разным поводам. Иногда это происходило после смерти хозяина по его завещанию и касалось лишь преданных рабов, добросовестно работавших на него долгие годы. Обычно это были особо приближенные к хозяину лица, с которыми он часто общался - домашние слуги, секретари, дежурные, а также женщины-рабыни, связанные с ним долгосрочными интимными отношениями, и рожденные от них дети.

Контрабандная работорговля

Еще в 1807 году Парламент Великобритании принял закон об отмене межконтинентальной работорговли. Корабли Королевского флота начали патрулировать у побережья Африки для предотвращения транспортировки темнокожих рабов в Америку.

В период между 1808 и 1869 годами подразделение Королевского флота в Западной Африке захватило более чем 1,600 невольничьих судов и освободило приблизительно 150,000 африканцев.


Но, несмотря на это, считается, что еще 1 миллион человек был порабощен и перевезен в течение 19-го века. При появлении патрульного судна торговцы безжалостно сбрасывали африканцев в воду.


На фотографиях, хранящихся в Королевском военно-морском музее в Портсмуте, запечатлены шестеро африканцев, которые в октябре 1907 года сбежали и уплыли на каноэ из деревни работорговцев, когда узнали, что поблизости курсирует английское судно. Один из беглецов убежал прямо в кандалах, в которые он был закован три года.




После этого англичане задержали на берегу двоих работорговцев.


Система рабовладения просуществовала в США с 1619 по 1865 год. В 1850 году был сделан первый шаг на пути отмены рабства – запретили ввоз рабов. А после Гражданской войны Севера и Юга в декабре 1865 года по инициативе президента Линкольна было отменено и рабство внутри страны. Позже всех рабство на американском континенте отменили в Бразилии, и случилось это в 1888 году.

«Как бы печально не звучало, но так уж сложилось, что еще испокон веков мир был, есть и будет всегда разделен на господ и рабов…» - говорит фотограф Фабрис Монтейро (Fabrice Monteiro) о серии работ «Вериги», в которой ему удалось создать .

Большой демографический удар был нанесен африканской цивилизации во время торговли рабами. Рабство и работорговля в Африке – это ничто иное, как геноцид чернокожих людей. Но что такое рабство? Рабство – это когда человек, является товаром и не имеет никаких прав в обществе, он собственность, которая принадлежит своему господину, рабовладельцу, хозяину или государству.

Если в других странах рабами были прежде всего пленники, преступники и должники, то в Африке ими были простые люди, которых с силой отрывали от их семей. Работорговля – это продажа и покупка людей в рабство. Одними из первых, кто стал использовать чернокожих рабов в своих целях, были древние Египтяне. Именно рабы строили прекрасные пирамиды и храмы, которые сохранились и по сей день.

Самые большие поставки рабов были как раз из африканских стран, именно в связи с этим распространился некий образ чернокожего раба. Нужно понимать то, что работорговля не происходила на основе расовой принадлежности.

Сколько тысяч человек было вывезено в далекие земли? Невозможно точно произвести подсчеты. По мнению многих историков, до 1776 года было пленено, по меньшей мере, девять миллионов африканцев, которых развозили по всему миру и большей частью в Америку. Но множество недавних исследований подтверждают факт того, что данные цифры существенно занижены, слишком мало записей осталось за этот период времени.

Первые трансатлантические рабы для работорговли были вывезены из Сенегамбии и близь лежащего побережья. Этот регион имел достаточно долгую историю предоставления рабов для исламской транссахарной торговли. Расширения европейских империй в Новом свете, требовало одного из основных источников ресурсов – рабочей силы. Африканцы, с другой стороны, были прекрасные работники: у них был большой опыт в сельскохозяйственной отрасли и держании скота. Также они были более устойчивыми к жаре, что помогало им работать в шахтах и тропических лесах.

Какой была трехсторонняя работорговля в Африке?

Все три стадии торговли по золотому треугольнику в Африке были прибыльными. Работало это по такой схеме: товары из Европы слали в Африку (ткань, спирт, табачные изделия, бусы, раковины каури, металлоизделия, оружие). Оружие использовалось для расширения работорговли и получения больших поставок рабов. Товары обменивались на африканских рабов.

Второй этап треугольной торговли – это доставка рабов в Америку.

Третий и последний этап трехсторонней торговли предусматривал возвращение кораблей в Европу с продуктами от рабского труда на плантациях: сахар, табак, ром, хлопок и т.п.

Рабы для трансатлантической работорговли, как мы уже говорили выше, первоначально вывозились из Сенегамбии. Но торговля и порабощение распространились в западно-центральные части Африки. Вы можете увидеть все регионы, которые были подвержены порабощению на картинке.

Кто начал трехстороннюю работорговлю из Африки по золотому треугольнику?

Начиная с 1460—1640 годов, Португалия имела монополию на экспорт рабов из Африканских стран. Стоит указать факт того, что это была и последняя страна, которая отменила работорговлю. Разрешение европейцы получали чаще всего от африканских королей. Также были попытки военных кампаний, организованные европейцами с целью захватить рабов.

В результате всех этих нечеловечных действий в рабстве погибли миллионы африканских людей. По некоторым данным, работорговля продолжает существовать в мире и сегодня. Все потому, что люди ищут лучшую жизнь в другой стране, но зачастую попадают в ловушку к алчным предпринимателям.

Сайт Tehnowar.ru опубликовал весьма интересный перевод статьи канадского исследователя из Монреаля о белых рабах в американских колониях. Оригинал - на . Полный текст: "Джон Мартин. (перевод с английского: Татьяна Буданцева)

ПОЗАБЫТЫЕ БЕЛЫЕ РАБЫ

Они прибывали невольниками: человеческий груз, перевозимый на британских кораблях к берегам обеих Америк. Их грузили сотнями тысяч – мужчин, женщин и даже маленьких детей.

Если они возмущались или не подчинялись приказам, их карали самым жестоким образом. Хозяин мог подвесить своего провинившегося раба за руки и поджечь руки или ноги в качестве наказания. Некоторых сжигали заживо, а их головы, надетые на колья, выставлялись на рыночной площади в поучение прочим невольникам.

Нам не стоит углубляться во все ужасающие подробности, не так ли? Нам хорошо известны все ужасы африканской работорговли.

Но об африканских ли рабах речь? Короли Джеймс VI и Чарльз I также прилагали немало усилий для порабощения ирландцев. Британский Оливер Кромвель продолжил эту практику лишения человеческого статуса ближайших соседей.

Ирландская работорговля началась когда Джеймс VI продал 30.000 ирландских заключенных в качестве рабов Новому Свету. Его Прокламация от 1625 года обязывала высылать политических заключенных за моря и там продавать английским поселенцам Вест-Индии.

В середине 1600-х ирландцы составляли основную массу рабов, продаваемых в Антигуа и Монстеррат. К тому времени 70% от общего населения Монстеррата были ирландскими рабами.

Очень быстро Ирландия превратилась в основной источник человеческого товара для английских купцов. Первые рабы Нового света были в большинстве своем белыми.

С 1641 до 1652 свыше 500.000 ирландцев были убиты англичанами, другие 300.000 были проданы в рабство. Ирландская популяция уменьшилась с 1.500.000 до 600.000 за одно десятилетие.

Разбивались семьи, поскольку британцы не позволяли отцам семейств брать с собой детей и жен в путешествие через Атлантический океан. Это привело к возникновению целой популяции незащищенных бездомных женщин и детей. Британским решением было также и их пустить с молотка.

«Научный» расизм Из Harper’s Weekly, 1899:
"Иберийцы по происхождению относятся к африканской расе, распространившейся на протяжении тысячелетий через Испанию по Западной Европе. Их останки найдены в курганах, или местах захоронения, в различных точках этих земель. Черепа относятся к низкому типу. Они пришли в Ирландию и смешались с местными жителями Юга и Запада, которые в свою очередь предположительно относятся к низшему типу происхождения, являясь потомками дикарей Каменного века, которые, по причине своей изолированности от внешнего мира, не смогли пройти развития в здоровой борьбе за жизнь, а посему уступили место, согласно законам природы, более высоким расам."

В течение 1650-х более 100.000 ирландских детей в возрате от 10 до 14 лет были разлучены с родителями и проданы в рабство в Вести-Индию, Вирджинию и Новую Англию. В это десятилетие 52.000 ирландцев (в большинстве женщины и дети) были проданы в Барбадос и Вирджинию.

Другие 30.000 ирландских мужчин и женщин были также вывезены и проданы покупателям, предложившим самую высокую цену. В 1656 2.000 ирландских детей по приказу Кромвеля были вывезены на Ямайку и там проданы в рабство английским поселенцам.

Многие избегают называть ирландских рабов тем, чем они в действительности были: рабами. Предлагаются термины типа «законтрактованный работник» для описания того, что случилось с ирландцами. На самом деле, в 17 и 18 веках ирландские рабы были, в большинстве случаев, не более, чем человеческим товаром.

К примеру, торговля африканскими рабами только начиналась в тот же период времени. По многочисленным задокументированным свидетельствам, с африканскими рабами, незапятнанными приверженностью к ненавистной католической доктрине, зачастую обращались лучше, чем с их ирландскими товарищами по несчастью.

Африканские рабы в конце 1600-х ценились высоко (50 фунтов стерлингов). Ирландские рабы были намного дешевле (не более 5 фунтов стерлингов). Если плантатор сек, клеймил или забивал ирландского раба до смерти, за преступление это не считалось. Смерть несла финансовый убыток, но намного меньший, чем убийство более дорогостоящего африканца.

Английские рабовладельцы очень быстро занялись размножением ирландских женщин, как для собственного удовольствия, так и для большей выгоды. Дети рабов тоже являлись рабами, что увеличивало бесплатную рабочую силу хозяина.

Даже если ирландской женщине неким образом удавалось получить свободу, ее дети оставались рабами при своем хозяине. Таким образом, ирландские матери, несмотря на новообретенную свободу, зачастую не могли оставить детей и оставались в услужении.

Со временем англичане нашли лучший способ применения этих женщин для улучшения собственной рыночной позиции: поселенцы начали скрещивать ирландских женщин и девочек (в ряде случаев не старше 12) с африканскими мужчинами для выведения рабов с определенной внешностью. Новые рабы-«мулаты» приносили больше прибыли, чем ирландцы, более того, экономили поселенцам деньги, потребовавшиеся бы на приобретение новых африканских рабов.

Практика скрещивания ирландских женщин и африканских мужчин продолжалась несколько десятилетий и стала настолько распространенной, что в 1681 вышел закон «запрещающий спаривание ирландских женщин и африканских мужчин с целью производства рабов на продажу». Вкратце, этот запрет ввели исключительно по причине того, что он наносил урон прибыли одной большой компании-перевозчику рабов .

Англия продолжала перевозить десятки тысяч порабощенных ирландцев на протяжении более века. Согласно свидетельствам, после ирландского восстания в 1798 тысячи пленных ирландцев были проданы как в Америку, так и в Австралию.

Не вызывает сомнения, что ирландцы испытали все ужасы рабства в той же мере (если не в большей на протяжении 17 века), что и африканцы. Так же не вызывает сомнения, что смуглые местные жители, встречающиеся вам в путешествии по Вест-Индии с большой вероятностью имеют как ирландских, так и африканских предков.

В 1839 Британия наконец-то решила сойти с этого сатанинского пути и прекратила поставки рабов. И хотя это решение никак не влияло на деятельность пиратов, новый закон стал постепенно подводить историю страданий ирландцев к концу.

Однако, если кто-либо, черной или белой расы, считает, что рабство было уделом исключительно африканцев, они глубоко заблуждаются. Ирландское рабство не должно быть стерто из нашей памяти.

Но почему же тогда эта тема так редко обсуждается? Неужели воспоминания сотен тысяч ирландских жертв не достойны большего, чем упоминание какого-нибудь неизвестного писателя?

Или с их историей должно случиться то, чего так желали их хозяева -- полное исчезновения, как будто этого никогда не происходило?

Ни один из пострадавших ирландцев не смог вернуться к родным берегам, чтобы рассказать о своих страданиях. Это пропавшие рабы, те, что удачно забыты временем и подчищенными книгами по истории".

Михаил Делягин отметил: "Данная статья важна не только для объяснения тех чувств, которые и поныне испытывают многие ирландцы к англичанам, но и для понимания социальных технологий, применяемых англосаксонской цивилизацией. Ее представители уже очень давно прекрасно понимали, что поголовное истребление жертв их преступлений позволит избежать огласки и обеспечит им полную безнаказанность. Это особенно актуально для современной России - для понимания тех перспектив, которые готовят нам хозяева управляющего нами либерального клана и в целом класса оффшорной аристократии".

Таблички "No dogs, no Irish", как тут отмечают в комментах, окончательно исчезли из английских пабов аж в 90-е.

zarubezhom.com:

Период с 1688 года и по 1700 год полностью вытерт из Английской истории - ЧЁРНАЯ ДЫРА! Странно? Давайте разбираться.

МОЛЧАНИЕ об оккупации Англии голландскими жыдами и установление на английском троне династии голландских жыдокоролей с одновременным геноцидом шотландцев и ирландцев!

Сегодня надо освежить для нынешнего поколения иверологов некоторые сведения по БРИТ-ании,

Ирландия сказала что она выйдет из ЕС!" ‘They SHAFTED us!’ Ireland will punish Brussels with shock EU exit, says Dublin think tank

В Великобритании вообще, Уотсон, назревает Катастрофа! Скоро её не будет! Мало того, что Великобритания вообще уже проголосовала за выход из ЕС и должна уже выходить; но это ещё спорный вопрос, потому что очень сильны силы которые не хотят БРЕКЗИТА и которым насрать на референдумы!

Но точно выйдет Ирландия, и самый пиздец, что точняк Шотландия выйдет из состава Великобритании! Это Холмсу сказал один шотландский профессор из Эдинбурга, который сказал что это сейчас основной магистральный процесс в Шотландии.

Понимаете, Уотсон, - это непрощаемая национальная обида шотландцев против англичан, и этой обиде 300 лет - на рубеже 1600-1700х годов! Тогда для того чтобы подчинить себе Шотландию, а Шотландия до этого не была в составе Англии и не было Великобритании, и Шотландия имела свой государственный флаг в виде голубого косого КРЕСТА на белом фоне и была как сейчас говорят, - "самостийной и незалежной":
, потом когда не стало Шотландии, это флаг Англичане отдали Петру-1 а тот приспособил для Российского флота!

Для того чтобы колонизировать Шотландию, а шотландцы были свободолюбивые горцы, горский народ! Англия в течение всей истории до этого не могла колонизировать Шотландию! И тогда те кто правят страной, то есть иверожыды высокого уровня, пригласили в Англию голландские войска.

Смехота той ситуации была в том, что Англичане и Голландцы насмерть дрались между собой в окрытой недавно Америке - Новом Свете, но для того чтобы удавить шотландцев, английские и голландские жыды пришли к консенсусу и Голландия на рубеже 1600-1700х годов ввела войска в Англию; разумеется с согласия английских иверов-предателей типа герцога МАРЛБОРО, известность которого идёт как раз с того времени.

И Голландские жыды, а Голландия, у ней и название чисто еврейское - Голландия - это ХОЛИЛЭНДИЯ - то есть по голландски чисто еврейское понятие "ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ" - "СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ"!

Холмс напомнит, что когда испанская королева ИЗабелла выгнала своих хасидов, она совершила роковую ошибку, тогда седалище Евреонала переехало в Голландию, и еврейский Клон стал осваивать новооткрытую Америку не из Испании, как сначала, а из Голландии!

Таким образом с этого момента участь огромной Испанской империи была предрешена, а малюсенькая страна Голландия-Холилэндия стала стремительно набирать силу и первая страна, которую оккупировали жыдоголландцы под мудрым рукодством всемогущего Евреонала - это была Англия.

В Англии жыдоклон сначала отрубили голову королю, затем поубивали всю династию Стюартов, а новую династию жыдокоролей привезли в Англию из Голландиии в лице Вильгельма Оранжского!

Поэтому государственные перевороты производимые в других странах выполняемые под руководством Евреонала, стали называться "оранжевыми", потому что Евреонал всегда ставил своего какого нибудь такого "Вильгельма Оранжского"!

Так вот голландские интервенты "оранжисты" под руководством Вильгельма Оранжского, разумеется при присовокуплении местных английских "жыдобольшевиков" - полностью геноцидировали Шотландию! С того времени, с начала 18 века, в Шотландии живут не те шотландцы, которые жили до этого. Но национальная обида на англичан осталась. И сейчас шотландцы готовят силы чтобы наконец-то освободиться от Английского ига!
Вот что Холмсу рассказал профессор из Эдинбурга!

Вообще эта ситуация с Интервенцией голландских жыдов в Англию и с экстерминацией коренных шотландцев, очень напоминает революцию и Интервенцию 1917 года в России! И также как и в России кровавейшие события которые длились много лет и сопровождались экстерминацией десятков миллионов русских, были названы миленько "Великой Пролетарской, дескать, революцией", ну то есть, Уотсон, чуть ли не есть чем гордиться!

Так и в Англии, вот эта Интервенция жыдоголландцев в Англию и экстерминация шотландцев, и не только шотландцев но и Ирландцев! Была названа, носатыми английскими изТОРИКАМИ


, дескать, "ПРОСЛАВЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ! - "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН"!

Тогда как на самом деле это была Интервенция и оккупация Голландскими войсками по внутреннему сговору с английскими иверами и геноцид шотландцев и ирландцев!

И очень показательно, Уотсон, Холмс вам сообщит любопытную деталь. Вот эта статья в ВИКИ - это единственно что можно найти на эту тему. Никакие историки включая самих английских не изучают и вообще не пишут на тему этой "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН". Никто её даже не касается!

Вот все истории Англии, многотомные, у Холмса даже есть история Англии Давида Юма - класическая работа 18 века! Так вот все курсы историй Англии выпускают из курса "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН"! То есть один том оканчивается до 1688 года, то есть до года голландской Интервенции, а следующий том начинается уже ПОСЛЕ Голландской Интервенции, то есть с начала 18 века! А вот этот период "ГЛОРИОС РЕВОЛЮШЕН" с 1688 года и по 1700 год - он полностью выпущен из Английской истории - чёрная дыра! Даже история Англии Давида Юма его не касается!

Холмс ещё добавит, что весьма интересно в этой связи, что в то время как Голландцы были тогда очень "бизи" экстерминируя шотландцев, ирландцев и предыдущую исконюю английскую династию королей и аристократии и заменой её на свою!

Тем не менее у голландских жыдов нашлись деньги чтобы финансировать войну Петра-1 против Шведской империи, потому что Шведская империя была на тот момент самым сильным соперником Голландии. Но сил самим воевать против Шведской империи у голландцев уже не было! Вот они и подписали на это одного совсем молоденького царька одного дикого и до того никому неизвестного маленького царства затерянного на восточном конце европы.
Вот почему Пётр-1 именно в то время в конце 1600 годов посетил именно Голландию и Англию и именно те строили ему флот!

Жыдоголландцы, тогда только захватили Англию и сделали новое государство Великобританию под новой династией своих голландских королей!

И догадайтесь, что первым делом сделали эти "голландцы" в Новой Великобритании? Они возвратили в Англию жыдов-хасидов, которых до этого из Англии в 1290 году, то есть 400 лет до этого, выкинул король Эдуард-2, вот дем:


, которого поэтому еврейский Хуйливуд в фильмах изображает сумасшедшим психом.

Формально, Уотсон, евреев пригласил в Англию после отрубания головы английскому королю наместник Оливер Кромвель (английский Троцкий) в 1657 году , Но тогда ещё заваруха только начиналась.

В 1666 году возвращающиеся но не пускаемые жыды полностью спалили Лондон! Тут даже статья об этом! Она называется "ВЕЛИКИЙ ПОЖАР ЛОНДОНА"!

То есть старые англичане сопротивлялись - жыдов не пускали и стремились вернуть старую королевскую династию Стюартов! Этим сопротивлением англичан возврату жыдов и желанием англичан возвратить старую королевскую династию Стюартов и обсуловилась необходимость Голландской жыдоинтервенции в 1688 году.

Голландские жыды в кооперации с английскими уничтожили старую королевскую династию Стюартов - вырезали под кинжал! И геноцидировали шотландцев и ирландцев, - ну прямо как через 200 лет жыдобольшевики в России с помощью англо-американской Интервенции проделали тоже самое! - РИМЕЙК! То есть, везде, Уотсон, тот же штамп и методы.

Но щас, в начале 21 века шотландцы и ирландцы, осознали, что щас они могут отомстить ненавистным англичанам. Если бы Путин не был полным идиотом, он бы давно уже снабжал бы шотландцев и ирландцев оружием! Но сейчас уже такая ситуация, что Евреонал полностью запутался и в частности в Великобритании, и ирландцы и шотландцы по всей видимости почувствовали, что они наконец-то смогут избавиться от ненавистной им Англии и без вооружённой борьбы!

Однако, Уотсон, они наивные, с момента БРЕКЗИТ - референдума в Англии прошёл уже почти год , а как раз силы против выхода Англии из ЕС-то и давят вспять! Тоже самое будет и когда будет второй референдум в Шотландии по выходу из Великобритании! Один раз уже шотландцы проиграли! Надеюсь они второй раз не дадут себя провести!

Рабство в Африке: история

Безусловно, когда мы слышим слово «рабство», то первая ассоциация сразу же происходит именно со странами африканского континента. Несмотря на то, что и на других континентах рабство процветало и развивалось на протяжение многих лет, именно в Африке существовала та самая рабовладельческая система, которая в некотором смысле может служить образцом для характеристики рабства и его особенностей в истории развития человечества.

Замечание 1

В Африке рабство специфично. Помимо того, что оно развивалось в течение многих веков и имеет богатую историю, оно также имеет некоторые ответвления, которые существуют и по сей день, в 21 веке. Само по себе это очень дико и неестественно, но с другой стороны, сами жители Африки считают, что рабство невозможно просто так искоренить, и его пережитки все равно останутся в общественном сознании как норма поведения и выстраивания взаимоотношений между людьми.

Рабство было распространено во всех частях Африки, и разницы между северной частью континента и южной практически не было. Люди, которые родились в Африке, не всегда были лишь товаром и обычной рабочей силой. Изначально рабство имело форму крепостного права, как в Российской Империи. Это значит, что люди все же имели некоторую степень свободы, но при этом их жизнь и труд относились к определенному владельцу. Но совсем скоро такая ситуация претерпела некоторые изменения, так как торговля людьми стала прибыльным делом не только на африканском континенте, но и далеко за его пределами.

Так, рынки рабов принимали живой товар из Африки, а сами африканские аборигены считались чуть ли не самыми лучшими и преданными слугами и работниками. Стоит отметить, что до того, как были открыты трансатлантические пути, континент был очень закрытым, и внутри него работорговля была развита не так активно.

Рабство в Африке обладало некоторыми специфическими особенностями, такими, как:

  • Большое количество рабов, которые жили в Африке, были несвободными с самого рождения. Их предки были обращены в рабство в результате конфликтов и военных междоусобиц между странами одного континента;
  • На Африканском континенте процветало криминальное рабство, корни которого заключались в произволе и разгуле преступности. Это привело к тому, что в рабство попали тысячи мирных африканских жителей, которые никак не заслуживали такой участи;
  • В Африке рабство могло принимать самые разнообразные «религиозные» формы: начиная от исламского рабства и заканчивая христианским. С учетом того, что в Африке постепенно распространялись мировые религии, форм рабство становилось все больше.

Формы африканского рабства

Как мы уже отметили, в Африке было много форм рабства. В первую очередь, историки связывают то с распространением мировых религий, которые быстро окутали африканский континент. Таким образом, наиболее распространенными формами рабства стали следующие:

  1. Кабала;
  2. Традиционная форма рабства;
  3. Домашние прислуги;
  4. Военное рабство;
  5. Живой товар, который переправляли между странами континента или в другие страны далеко от Африки.

Традиционная форма рабства - одна из самых неспецифичных, поскольку обладала она теми же чертами, что и традиционное рабство в остальном мире. При этом человек являлся собственностью своего владельца, и он мог распоряжаться им, его жизнью и трудом в соответствии со своими интересами и целями. Дети традиционных рабов также становились невольниками и частью собственности владельца, поэтому на одного господина могли работать целые поколения рабов.

Еще одна из распространенных форм рабства - кабала. При ней человек попадал в неволю по причине долгов как собственных, так и кого-либо из членов семьи. Если не было возможности вовремя или в полном размере оплатить долг, то человек должен был добровольно обратиться в рабство и отрабатывать свой долг. Иногда это могло затянуться до конца жизни раба, и тогда долг продолжали отрабатывать его дети или другие члены семьи.

Домашняя прислуга – это наиболее распространенная для каждого континента форма рабства. Особенно ярко ее можно было наблюдать на определенном этапе развития Соединенных Штатов Америки. Человека использовали как прислугу, но при этом он имел некоторую свободу в своих действиях. Дети таких рабов, если не нанимались в качестве прислуги самостоятельно, могли выбрать себе другой жизненный путь. Но особого выхода у них не было – живя в бедности, им не оставалось больше ничего иного, кроме как также стать рабом в доме своего господина.

Военное рабство считается особой формой рабства в Африке. Люди проходили специальную физическую и военную подготовку, но после окончания войны их не отпускали домой и првращали в рабов - такую форму рабства можно было наблюдать в тех странах африканского континента, где правила диктатура. Таким образом, человек становился пленником собственной армии, но должен был до последнего отстаивать интересы своего государства.

Сегодня проблематика рабства в Африке остается актуальной. Статистика показывает, что около 8% всего населения Нигерии признаны рабами, а в Мавритании эти цифры достигают 20%. К сожалению, проблема рабства остается открытой, и ничего изменить сейчас нельзя. Страны находятся в остром экономическом упадке, а такие пережитки прошлого не дают изменить состояние стран и, соответственно, мировоззрения их жителей. Необходимо продемонстрировать возможности развития и процветания государств, дать им шансы на мирное существование и создание такой системы, которая подразумевала бы разделение общества на классы, но полностью исключала эксплуатацию человеческого труда в пережитой первобытной форме. Также необходимо открыть населению пути к образованию и профессиональному росту, нормальной жизни и цивилизации, поскольку такие территории и сообщества остаются очень инертными, ведь они не знают других возможностей и путей своего развития.

Африканских рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки начали ввозить в XVII веке. Первое постоянное поселение английских колонистов в Америке — Джемс-таун — было основано в 1607 году. А через двенадцать лет, в 1619 году колонистами была приобретена у португальцев небольшая группа африканцев ангольского происхождения. Хотя формально эти чернокожие не являлись рабами, а имели длительные контракты без права расторжения, именно с этого события принято отсчитывать историю рабовладения в Америке. Вскоре система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 году в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 года в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей. Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д.

Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе на юге Северной Америки, где устраивались крупные земледельческие хозяйства — табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге.

Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др.

До конца XVII века торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 году эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 года, когда Англия добилась права асиенто — исключительного права торговли неграми-рабами.

В Африке было создано агентство работорговцев, которые сгоняли рабов и готовили их к продаже. Эта организация достигла дальних точек Африки, на нее работали много людей, включая вождей племен и деревень. Вожди либо продавали своих соплеменников, либо устраивали нападения на враждебные им племена, брали пленников, а потом их продавали в рабство. Пойманных негров связывали по двое и вели через леса к побережью.

Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории, куда партиями сгоняли рабов. Там, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Когда приходило судно за «живым товаром», агенты начинали договариваться с капитанами. Каждого негра лично показывали. Капитаны заставляли негров двигать пальцами, руками, ногами и всем телом, чтобы удостовериться, что у него не было переломов. Даже зубы проверялись. Если зубов не хватало, то за негра давали меньшую цену. Каждый негр стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости.

Когда сделки заканчивались, рабов начинали в лодках перевозить на корабли. Перевозили по 4−6 негров за один раз. На борту корабля негров разделяли на три группы. Мужчин загружали в один отсек. Женщин в другой. Детей оставляли на палубе. Везли рабов на кораблях, специально сконструированных, чтобы «напихать» в трюм побольше живого товара. Небольшие парусники того времени ухитрялись перевозить за один рейс по 200, 300, даже по 500 рабов. А на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу».

2 В пути

Суда находились в пути 3−4 месяца. Все это время рабы находились в ужасных условиях. В трюмах было очень тесно, негры были скованы кандалами. Воды и пищи было очень мало. Рабов и не думали выводить для отправления нужды из трюма. В темноте невольничье судно легко было отличить от любого другого — по исходящему от него тяжелому зловонию. Молодые негритянки часто подвергались изнасилованиям со стороны капитана и команды. Неграм коротко подстригали ногти, чтобы они не могли разодрать друг другу кожу. Большое количество драк возникало между мужчинами, когда они пытались разлечься немного поудобней. Тогда в дело шел хлыст надсмотрщика.

Рабы массами гибли во время перевозок. На одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге — задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству.

3 Америка

По прибытию в Америку рабов сначала подкармливали, лечили, а потом уже продавали. Впрочем, некоторые старались купить рабов побыстрее: ведь по мере того, как невольник отдыхал от «путешествия», стоимость повышалась. Цены на рабов менялись со временем. Например, в 1795 году цена составляла 300 долларов, к 1849 году она возросла до 900 долларов, а накануне гражданской войны достигла 1500−2000 долларов за одного раба.

Рабов ввозили главным образом для табачных и хлопковых плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями, они работали до 18−19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX веке — 7 лет. Немного лучше были условия у тех рабов, которые служили прислугой, кухарками, нянями.

Рабы не имели никаких прав и свобод и считались имуществом владельца, с которым хозяин может делать все, что угодно, без какого-либо преследования со стороны закона. Принятый в 1705 году «Кодекс рабов Вирджинии» запрещал рабам покидать плантации без письменного разрешения. Он санкционировал порки, клеймение и нанесение увечий в качестве наказания даже за незначительные прегрешения. Некоторые кодексы запрещали обучать рабов грамоте. В Джорджии это преступление каралось штрафом и/или поркой, если провинившийся был «рабом-негром или цветным свободным человеком». Бежавшему и пойманному рабу отрезали уши, за невыполненную работу отрубали руки и ноги его детям. Рабовладелец мог, при желании, убить своего раба, правда трудоспособных рабов убивали редко.

Рабам запрещали передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если негр пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. За нахождение вне дома после 9 часов вечера негров в Виргинии подвергали четвертованию.

Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко они поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле. Но и на плантациях, где жили негры, привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага — плантаторов. За период с 1663 по 1863 года было зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров. Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам.

Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Негры бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII века рабство было упразднено. Не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г.

Конечно, условия жизни каждого конкретного раба зависили от его хозяина. В 1936—1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. В результате было опубликовано «Собрание рассказов бывших рабов». По этим рассказам очень хорошо видно, что негры жили по-разному, кому-то везло больше, кому-то меньше. Вот рассказ 91-летнего Джорджа Янга (Ливингстон, штат Алабама): «Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не давали. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там мы радовались и кричали, и нас никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!» А если кто не шел, его били».

А вот воспоминание Найси Пью (85 лет, Мобил, штат Алабама): «Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!