Радиус электронной орбиты в атоме водорода. Гипотеза о природных причинах стационарных орбит атома водорода

Почитателям ДГО от краеведов В. Степкина и А. Жарова

В Великобритании этот человек специалистам известен. Может быть не так широко, как бы хотелось, но в Украине и России его, все-таки, вспоминают чаще. И, как говорил классик «не злым тихим словом». Речь о валлийце Джоне Юзе – первом директоре-распорядителе «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», крупного предприятия – раскинувшего свои действия в конце позапрошлого века в неблагоустроенном уголке Екатеринославской губернии, а через несколько десятилетий превратившем его в процветающий город. Хотя в этом была заслуга и других людей.
В существующей литературе и электронных изданиях достаточно неточностей и в имени отца-основателя и в датах его жизни. Начнем с того, что основатель Донецка был просто Джоном Юзом. Джоном Джеймсом Юзом был его сын. На выпущенных Украиной почтовом конверте и 2-х гривневой монете помещен портрет Джона Юза, а стоит имя его сына Джона Джеймса. Теперь по датам жизни. Не поддается сомнению только дата смерти – 1889 год. Дата рождения в разных источниках разнится на два года. Посмотрите на фотографию могилы Юза. Там, исходя из разности прожитых лет и даты смерти получается год рождения 1816. Когда городскими властями задумывались прошлогодние юбилейные торжества по случаю предполагаемого 200-летия Юза – авторы статьи передали в горисполком сведения о существующих разночтениях в юзовских датах рождения. Но информация не была принята к сведению.Родился Джон Хьюз в южноваллийском местечке Мертир Тидвил в семье сталелитейщика, как мы уже отмечали, по разным сведениям в 1814, в 1815 и в 1816 году. Говорят, что церковный архив сгорел.
В начале XIX века Британию называли «мастерской мира». Стремительно развивались горная и металлургическая промышленность, и небольшой городок Мертир Тидвил превратился в город с 20-тысячным населением. Джон, научившись дома читать и писать, поступает учеником литейщика к отцу на завод. Его «университеты» проходят на железоплавильном предприятии Cyfarthfa Fawr Ironworks, которое к этому времени уже превратилось в солидное заведение с годовым производством 23 000 тонн железа и с 13 000 рабочих.
Через некоторое время Юз переходит на Ebbw Iron Work, где совершенствует свое мастерство литейщика. Завод Ebbw Iron Work первым в мире начал в промышленных масштабах производить отливку не только чугуна, но и стали, и Джон был в первой пятерке мастеров, освоивших эти технологии. Когда же прокатное отделение Ebbw Iron Work получило заказ на производство рельсов для строящейся железнодорожной ветви Ливерпуль – Манчестер, Джон Юз из литейной переходит туда и участвует в выполнении железнодорожного заказа. Теперь в его производственном арсенале несколько специальностей, которыми Джон владеет в совершенстве: литейщика, сталевара, прокатчика. На этом же предприятии он смог впервые применить свои организаторские навыки.
1842 год стал значимым в жизни валлийца. В этом году честолюбивый Джон Юз (ему нет и 30 лет) на собственные сбережения покупает предприятие Uskside Engineering Co в Ньюпорте, производившее металлические изделия и комплектующие паровых двигателей. И в Ньюпорте он женится на Элизабет Льюис, дочери владельца местной гостиницы.
Руководство заводом в Ньюпорте Юз начал с изменений в производстве – перепрофилировал предприятие на выпуск литых изделий для портов, изготовление корабельных цепей, якорей, пушек и брони для флота. У него было предпринимательское чутье, он почувствовал выгоду от работы с Королевским флотом – в это время как раз происходит перевооружение военно-морских сил Британии, так что недостатка в заказах не было.
Достаточно быстро Юз стал известен в профессиональных кругах металлургов и судостроителей, к его мнению стали прислушиваться. В 1860 году происходит слияние его бизнеса с предприятием Millwall Engineering and Shipbuilding Company on Thames side. В этой компании существовал выборный Совет директоров, Джон вошел в него, а через небольшой временной промежуток его избрали Генеральным директором. Находясь в должности Генерального директора этого предприятия, он знакомится с представителями русского правительства: героем обороны Севастополя генерал-инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном (слева) и инженером-полковником Оттомаром Борисовичем Герном (справа), изобретателем русской подводной лодки с паровым двигателем. Россиянам британец понравился своими деловыми качествами и, после обсуждения ряда технологических вопросов, Юза приглашают посетить Россию.


Генеральный директор лондонского Мильвольского завода приехал в Петербург для ведения переговоров по нескольким вопросам. Прежде всего, его интересовал большой заказ русского правительства на изготовление брони для реконструируемого кронштадского форта «Константин». Но Джон был известен в деловых кругах не только как технический администратор, но и как изобретатель лафета для тяжелой пушки – стрингер Юза. Поэтому полковник Герн, как руководитель русской военной миссии в Британии, предложил Юзу подготовить проект модернизации оружейной литейной в Колпино (сегодня это известное АО «Ижорский завод»). В то время колпинская литейная принадлежала морскому ведомству, поэтому в Санкт-Петербурге Юза представили военно-морскому Министру Великому князю Константину Николаевичу Романову. На князя валлиец произвел благоприятное впечатление. В его лице Юз на долгие годы приобрел надежного покровителя. Реконструкция литейной была признана нецелесообразной, но внимание Джона привлекло другое…

Джон Джеймс Хьюз
(John James Hughes)
gtj.org.uk

Джон Юз - учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель завода - родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл.

Джон Юз и английский рабочие
в механическом цехе завода.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Спустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Джон Юз впервые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопрокатный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, появляются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Джон Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее прочной и надежной.


gtj.org.uk

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае, он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывается, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстреливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий. Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Джон Юз со своей семьей.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пересеклась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заключило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложение весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной «малороссийской» степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверждала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске.

Сыновья Джона Юза:
John James и Ivor Edward,
1890 г.
gtj.org.uk

Дж.Юз уезжает в «Новороссию», чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года. Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.) для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 английских тонн (одна английская тонна равнялась 62 пудам, т.е. чуть более 1000 кг) в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода.


gtj.org.uk

Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000000 пуд. (49000 т) в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100000 пуд. (1638 т) действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.

Семейство Юзов сдрузьями.
Юзовка, 1890
gtj.org.uk

И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций).


gtj.org.uk

Капитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.

Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо - кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.


gtj.org.uk

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел известность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.


gtj.org.uk

Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремленного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в глубине души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил далеко идущие, но вполне реальные планы. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45 млн. пуд. (737000 т) в год, а выплавку чугуна -до 15 млн. Для осуществления своих планов он в июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня 1889 г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Именно в этой гостинице, которая называлась уже «Интернационал» 28 декабря 1925 года скончался классик русской поэзии Сергей Есенин. Итогом и своеобразным памятником двадцатилетней деятельности Юза стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос многотысячный город.

Литература:

  • Шепелев Л. Акционерные компании в России. М.1973.
  • Поткина И.В. История предпринимательства России. М.1997.
  • Боханов А.Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. М.1992.

Одним из самых выдающихся промышленников своего времени являлся Джон Юз - основатель Донецка. Благодаря ему появился этот один из крупнейших промышленных городов Украины. Чем же ещё была примечательна биография Джона Юза? Давайте более подробно узнаем, кто он такой и чем занимался.

Молодые годы

Прежде всего давайте узнаем, в каком году родился Джон Юз, где и в чьей семье. Будущий крупный промышленник был рожден в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в Уэльсе. Происходил он из валлийской семьи инженера Юза (в современном произношении - Хьюза), который управлял местным металлургическим заводом.

В ранней молодости Джон Джеймс Юз работал на предприятии отца, но к 28 годам смог накопить определенный капитал и приобрел собственную судостроительную верфь.

Деятельность в Великобритании

В 1850 году Джон Юз приобретает ещё одно предприятие - литейный завод в Ньюпорте. Впрочем, это не мешало ему одновременно самосовершенствоваться, работая инженером на Мильвольском железно-прокатном заводе, куда он перешел в конце 50-х годов XIX века. Уже в 1860 году Джон Юз стал директором этого предприятия.

Одним из его достижений того времени было создание лафета для тяжелых пушек, который он спроектировал в 1864 году. Этот механизм привлек внимание многих европейских стран, откуда посыпались заказы. Кроме того, Джон Юз занимался разработкой брони для кораблей.

Имя Джона Юза стало одним из самых известных в британской металлургии и судостроении.

Предложения из России

Разработки Джона Юза заинтересовали Адмиралтейство Российской империи, которое планировало использовать броню для укрепления форта «Константин» в Кронштадте.

В ходе переговоров по поставке брони у Юза завязались тесные знакомства с российскими чиновниками, среди которых были полковник Оттомар Герн и генерал Эдуард Тотлебен. Они предложили британскому промышленнику воплотить проект на юге Российской империи по постройке завода по производству железных рельсов, за который ранее брался князь Кочубей. Юз согласился.

Причины принятия предложения

Главной причиной, которая побудила Джона Юза сконцентрировать свое основное направление деятельности на Российской империи, являлся промышленный кризис, разразившийся в Великобритании после катастрофического падения Лондонской биржи в 1866 году. Это породило значительный рост уровня безработицы в стране и отток инвестиций. В это время значительно упал объем заказов от покупателей.

Россия же тогда была государством, экономика которого развивалась семимильными шагами, пытаясь сократить отставания от стран Запада. Поэтому она представляла собой довольно привлекательное поле деятельности для иностранного промышленника. Он намеревался привлечь в проекты, реализуемые в России, рабочую силу из Великобритании, на которую в родной стране резко упал спрос.

К тому же российские чиновники сделали Юзу ряд довольно выгодных предложений, которые в данной ситуации казались ещё привлекательнее.

Начало деятельности в России

Итак, Джон Юз вплотную занялся российским проектом, который обещал большую прибыль.

В 1868 году он поехал в Россию, оставив жену на Родине, так как она напрочь отказывалась от переезда.

Первым делом Юз приобрел право добывать каменный уголь на землях, которые принадлежали князю Павлу Ливену. В том же году британский промышленник выкупил концессию на деятельность в металлургическом производстве в Екатеринбургской губернии у князя Сергея Кочубея, чему способствовал сам являвшийся братом императора Александра. Официально сделка была зарегистрирована в апреле того же года.

Таким образом, Джоном Юзом была подготовлена почва для развития крупного металлургического производства и угледобывающей отрасли.

Новороссийское общество

Но чтобы запустить производство, требовались немалые финансовые инвестиции. Джон Юз решил привлечь их, создав акционерное общество. С его помощью он хотел направить британский капитал для развития промышленности на юге Российской империи. Организация стала называться «Новороссийское общество», и специализировалась на привлечении инвестиций в металлургическое, каменноугольное и рельсовое производство. Регистрация общества состоялась в 1869 году в Лондоне.

Главным акционером компании стал член парламента Великобритании Дэниэл Гуч, а общее количество участников достигло девятнадцати человек. Были среди них и россияне, в частности, упомянутые выше Сергей Кочубей и Павел Ливен.

Основание Донецка

Теперь давайте выясним, в каком году Джон Юз основал Донецк. Точной датировки этого события не существует, но принято считать годом основания 1869-й, когда «Новороссийское общество» около села Александровка начало строить металлургический завод. Одновременно возникло рабочее поселение, которое в честь Джона Юза называли Юзовка, или Юзово. Из этого населенного пункта и вырос современный город Донецк.

Первоначально Юзовка имела статус посада с упрощенным городским управлением, и территориально принадлежал к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии. На 1870 год он насчитывал 164 жителя.

Тогда же, в 1869 году, возник ещё один поселок - Смолянка. Близ него строились кузница и две шахты, принадлежащие Юзу.

Развитие производства

Хотя первоначально завод планировалось запустить в 1870 году, завершили строительство первой только в апреле 1871 года. К 1872 году постройка завода была полностью закончена. Он насчитывал восемь В самом начале 1872 года началась выплавка чугуна.

Рабочими на заводе были не только подданные российского императора, но и лица, завербованные в Великобритании, в которой из-за кризиса появилось много свободных рабочих рук. Особенно большой приток рабочей силы был из родного для Юза Уэльса. Большинство британских работников жили в квартале Юзовки, который назывался Английской колонией.

Если на первых порах развивалось производство довольно тяжело, то со временем оно достигло значительных масштабов. Завод Юза стал одним из крупнейших металлургических предприятий в Российской империи.

В 1880 году в эксплуатацию была запущена фабрика по производству огнеупорного кирпича. Через девять лет также начало функционировать чугунолитейное и машиностроительное предприятие. Правда, это уже было делом рук не Юза, а других промышленников - Геннефельда и Боссе. Но тем не менее именно Джон Юз является тем человеком, благодаря которому в регионе семимильными шагами начала развиваться промышленность.

Для обеспечения транспортной доступности развивающегося региона в 1872 году была запущена Константиновская железная дорога.

Дом Юза

Первоначально Джон Юз жил в имении, купленном у помещицы Смоляниновой, где возникло селение Смолянка. Дом, где он жил, представлял собой строение, сходное с украинской хатой. Стены его были из самана, а крыша из соломы. Впрочем, до наших дней это строение не сохранилось.

Значительную историческую и архитектурную ценность представляет другой дом Джона Юза. Он строился в Юзовке специально для валлийского промышленника. Начало строительства было приурочено ко второй половине 1873 года. Уже в середине следующего года дом был построен. Он представлял собой одноэтажное кирпичное здание красного цвета и состоял из восьми комнат. Крыша была покрыта листами железа. Кроме того, к дому примыкало множество построек хозяйственного типа, начиная от подвала и заканчивая псарней. На территории усадьбы имелся сад. Также в доме были такие атрибуты нового времени, как водопровод и электричество.

Дом Юза находился на расстоянии полтора километра от его завода.

Жена Джона Юза переехала из Англии в Юзовку гораздо позже мужа, уже когда особняк был построен. Её не устроил его внешний вид, в частности, то, что дом был одноэтажным. Поэтому было решено перестроить его в два этажа.

Но ни один проект российских архитекторов не смог удовлетворить вкус семейства Юзов, поэтому специалиста наняли в Великобритании. О том, с какой ответственностью подходили к проектированию, свидетельствует тот факт, что оно растянулось на несколько лет. Причем в 1880 году работы над проектом были прерваны в связи с рядом форс-мажорных обстоятельств, а именно из-за смерти сына и жены Джона Юза. Возобновились работы только через три года после их приостановки. В итоге проект представлял собой план здания в стиле ренессанс.

Непосредственно строительство началось в 1887 году и закончилось через четыре года, то есть уже после смерти Джона Юза. Ни он, ни его жена не дожили до того момента, когда дом был окончательно построен. Впрочем, другие представители семейства вселились в особняк уже осенью 1891 года. Они прожили в доме до 1903 года, после чего уехали из этих мест насовсем.

В настоящее время здание, которое когда-то было домом Юзов, является одной из достопримечательностей, украшающей город Донецк, хотя и находится в полуразрушенном состоянии. Расположено оно по адресу ул. Клиническая, 15. Современный вид здания можно наблюдать на фото выше.

Смерть

Как уже говорилось выше, Джон Юз (1814-1889) умер, не дождавшись завершения строительства своего нового дома. Случилось это в июне 1889 года, когда Юз пребывал в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Смерть его настигла в семидесятипятилетнем возрасте в гостинице «Англетер».

Похоронен Джон Юз у себя на родине, в Великобритании, на лондонском кладбище Западный Норвуд.

Семья

Теперь кратко взглянем на других представителей семейства Юзов.

Джон Юз был женат на Элизабет Льюис. Она долго не решалась переехать из родной Британии на юг Российской империи. Но в конце концов последовала за мужем и сыновьями. Умерла за девять лет до смерти Джона Юза, в ноябре 1880 года.

У семейства Юзов было семь детей: пять сыновей и две дочери. Старшая дочь, Сара Анна Юз, в замужестве Лемон, родилась в 1846 году, а умерла в 1929 году в Лондоне. Другая дочь - Маргарет - умерла молодой в Юзовке. В 1948 году её могила была вскрыта и разграблена.

Старшего сына семейства Юзов звали Джон Джеймс. Родился он в 1848 году, а умер в 1917 году. Именно Джон Джеймс после смерти отца в 1889 году стал главой семейства Юзов.

Второй сын, Артур Юз, родился в 1852 году, а умер, как и брат, в 1917 году. Он был женат на Огасте Джеймс, в браке с которой были рождены четыре дочери.

Айвор Эдвард, рожденный в 1855 году, был третьим сыном Джона Юза. Умер он в 1917 году в Лондоне.

Ещё одним ребенком в доме Юзов был Альберт Эвеллин (р. 1857 г.), умерший в 1907 году в Лондоне. Его дочерью являлась Кира Юз, которая была замужем сначала за россиянином Сергеем Бурсаком, а затем англичанином Амбемарлем Блэквудом. От обоих браков у неё имелись дети.

Младшими детьми в доме Юзов были Дэвид и Овэн Тюдор.

Кроме того, у Джона Юза был внебрачный сын Иван, рожденный 1870 году, а умерший в 1910 году. У него было девять детей.

Увлечение Джона Юза

Главным увлечением Джона Юза, помимо занятия инженерным делом, было коллекционирование. Значительную часть своего состояния он тратил именно на приобретение различных ценных реликвий. Он постоянно поддерживал связи с антикварными магазинами.

К концу своей жизни Джон Юз собрал довольно внушительную коллекцию древностей.

Наследие Джона Юза

Трудно переоценить то наследие, которое оставил после себя Джон Юз. Он первый поставил на промышленные рельсы в донецком регионе металлургическую отрасль, внес значительный вклад в развитие угледобычи и машиностроения. Но, более всего, он известен нашим современником, как основатель города Донецка.

В то же время нужно констатировать факт, что о молодости Джона Юза, его личной жизни, мотивации при принятии важных решений мы знаем слишком мало.

Память о Джоне Юзе

Ещё при жизни британского промышленника именем Юза был назван рабочий поселок, который в будущем стал центром всего Донецкого региона. К 1884 году население этого города насчитывало почти 5,5 тыс. человек, к 1897 году - 29 тыс. чел., а к 1918 году в Юзовке уже проживало 67 000 человек.

Но после Октябрьской революции правительственные круги старались всеми силами затушевать роль Юза в развитии региона, так как, по их мнению, иностранный капиталист недостоин народной памяти. В 1924 году было принято решение о переименовании города Юзовка в Сталино. В 1961 году город приобрел свое нынешнее название - Донецк.

После падения коммунистического режима стало возможным переосмысление прошлого. Британский промышленник наконец смог занять то место в отечественной истории, которого он достоин. В сентябре 2001 года в Ворошиловском районе города Донецка был открыт памятник Джону Юзу. Автор этого творения - украинский скульптор Александр Скорых.

"Господа историки-краеведы, я видел много разного за те года, что изучаю историю Донецка. Но такого еще не встречал! Кому-то не дают покоя лавры РЕН-тв, но что бы говорить умные вещи, надо что бы в голове были умные знания, а не туфта всякая!

В сети чего только не обнаружишь. Например, два видео об альтернативной истории Новороссийского общества. Там доказывается, что на самом деле, история Донецкого металлургического завода началась не в 1872, и даже не в 1869 году, а гораздо раньше. И что Джон Юз откопал какое-то более древнее производство, на остове которого и создал все, благодаря чему стал известен. Это не шутка.
Общий хронометраж видео - 69 минут 10 секунд. Для тех, кто хочет сэкономить час своей жизни, вкратце перескажу содержание обоих серий. Ну, точнее, не содержание, а концепцию. К сожалению, я так и не понял, как зовут автора. На YouTube его канал обозначен как «Жизни круг».
Главная идея, которую продвигает автор - что на территории Донецка еще до Юза (и, скорее всего, задолго до Юза) существовало некое производство (возможно, тоже металлургическое).
Иначе автору решительно непонятно, зачем Юзу пришло на ум основать завод в месте, где нет залежей железной руды. Ну, а так - все понятно.
Юз ехал на берега Кальмиуса, потому что уже знал: раньше здесь было некое производство.
Куда оно делось? Было погребено под наслоениями времени. Автор отстаивает эту идею, используя всем известные фотографии юзовских времен и по-своему их интерпретируя. Доказывая, в частности, что изображенные на них здания, трубы и прочие объекты слишком глубоко сидят в земле - а значит, были построены до Юза.
Откуда Юз узнал о существовании этого погребенного завода? Прежде всего - из старинных манускриптов, собирать которые был большой охотник. Развивая свою мысль, автор всячески доказывает, что вся известная нам история Новороссийского общества была сфальсифицирована.
Отстаивая свои мысли, он проявляет завидную энергию и напористость, не особо обращая внимание на те шероховатости, которые возникают на его пути. Серьезного разбора его видео мы делать не собирались, но два момента отметим - просто ради примера.
В первой серии, демонстрируя акцию Новороссийского Общества, он обращает внимание на то, что там стоит дата 1862. Это служит ему лишним доказательством того, что история НРО - сплошная фальсификация (ведь нам всегда доказывали, что НРО было основано в 1869 году). При этом автор элементарно игнорирует тот момент, что 1862 год на акции - всего лишь дата парламентского указа, регламентировавшего функционирование компаний в Великобритании.

Во второй серии автор делает привязку к местности, отталкиваясь от фотографии с домом Юза. При этом, он берет фотографию старого дома Юза, а привязку делает, отталкиваясь на современной карте от нового - то есть, от дома Юза/Свицына. Ну, это так, мелочи. А вот идея - да! Впечатляет. Так что в целом - фильм полезный, прежде всего тем, что способен вас по-настоящему развлечь!

Про засыпанные дома еще больший бред. Автор далек невообразимо и от архитектуры и от строительства и от архитектуры промышленных поселков. Рассматривая фотографию первого кирпичного завода Юза, он умудряется сравнивать высоту её труб с высотой труб коксовых батарей, построенных намного позже.

Во-вторых, о таком методе строительства, как землянка он явно не в курсе. Дома никто НЕ ЗАКАПЫВАЛ. В земляном откосе просто вырывалась яма, перекрывалась кровля и закладывалась одна торцевая стена - все, здание готово! Дешево и сердито!. Позже часть этих землянок обкладывалась изнутри и приподымалось над землей, но это не обязательно.
В-третьих, автор явно не в курсе, что завод изначально строился в котловине, через которую протекал ряд балок.
Т.е. все эти кочугуры, которые он называет вынутым грунтом являются:
1) естественным склоном,
2) вынутым при строительстве землянок грунтом,
3) доменным шлаком, который отсыпали по заводу очень хаотично.

В-четвертых, автор оперирует фотографиями завода, когда производилась коренная модернизация. Были снесены ряды старых цехов и построены новые. Даже первый дом Юза не уцелел.
В-пятых, ну нельзя же нести бред по поводу строительных технологий, оперируя собственными ощущениями. Если знакомым ему лично "строителям" никто не рассказывал о технологии строительства из бутового камня, то это не значит, что половину домов в городе построили атланты.
Я могу, при надобности, рассказать и о том как строили из бута, все плюсы и минусы этой технологии, а также почему от неё впоследствии отказались и забыли, как устарелую.
Тут нет никаких ужасных тайн. Просто автор ролика недалекий человек!"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!