Радиус обслуживания школы в городе. Радиусы пешеходной доступности объектов обслуживания

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5 *.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах 2

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов I А, I Б, I Г, I Д и II А, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6 *.

Таблица 6*

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания *: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственные и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

← + Ctrl + →

Планировка детских и подростковых учреждений в городе и сельской местности

Строительство детских и подростковых учреждений в нашей стране осуществляется в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН) 49-86 и 50-86 «Детские дошкольные учреждения»; «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»; «Профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения», утвержденными Госстроем СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР.

Массовое строительство детских и подростковых учреждений осуществляется по типовым проектам, разрабатываемым в соответствии с номенклатурой типов зданий различного назначения, принятой в ВСН.

Важное значение в обеспечении гигиенических условий окружающей среды в детских учреждениях принадлежит предупредительному и текущему санитарному надзору за соблюдением требований к устройству, содержанию и оборудованию в соответствии с


действующими нормативными документами, а также санитарными правилами и инструктивно-методическими материалами.

Размещение детских учреждений в населенном пункте должно отвечать определенным гигиеническим требованиям. Детские учреждения размещают вблизи места жительства обслуживаемых контингентов и на значительном отдалении от шоссейных и железных дорог, предприятий, загрязняющих воздух вредными примесями или производящих значительный шум, вдали от гаражей, пожарных депо. Они должны иметь достаточный по размеру земельный участок.

В условиях города оптимальным вариантом размещения детского учреждения является внутриквартальное, когда по всему периметру участка расположены жилые дома, а транспортные магистрали удалены более чем на 100 м. Допустимо расположение зданий на внутриквартальных проездах. Школы-интернаты следует размещать вблизи парков, лесных массивов. Городские СПТУ размещают, как правило, на селитебных территориях, а в отдельных случаях вблизи базовых предприятий с соблюдением необходимых санитарных разрывов.

При определении потребности в развертывании сети детских учреждений в населенном пункте исходят из возрастной структуры населения.

Сеть детских учреждений планируется из расчета на 1000 населения: 30-40 мест в яслях, 40-50 мест в детских садах, 160 мест в восьмилетних школах и школах-интернатах и около 30 мест в старших классах общеобразовательных школ.

Для сельских населенных пунктов допускается предусматривать охват 50% детей дошкольного возраста яслями-садами круглогодичного пользования и 50% детей яслями-садами сезонного пользования. В новых городах количество мест в детских садах и яслях должно быть больше: в детских садах до 90 мест и в яслях до 70 мест на 1000 населения.

Важным критерием организации сети детских и подростковых учреждений является радиус обслуживания, который должен обеспечивать пешеходную доступность, учитывать возраст детей и климатические особенности района строительства. Радиус обслуживания яслей, детских садов, яслей-садов не должен превышать 0,3 км.


В городе расстояние до школы для учащихся младших классов должно составлять не более 0,5 км, а для старших школьников - не более 1,5 км.

В условиях I климатического района с длительной зимой, частыми туманами и пургой, сильными ветрами резко усложняется посещение детских дошкольных учреждений и школы, особенно для детей младшего школьного возраста. Повышается возможность переохлаждения, обморожений, простудных заболеваний. В суровых условиях севера радиус обслуживания детских учреждений необходимо сокращать, а в особо неблагоприятных условиях детские учреждения должны находиться в непосредственной близости от жилых домов или соединяться с ними теплыми переходами. Расстояние до школ должно быть уменьшено до 0,3 км.

В сельской местности при малой плотности населения расстояние до школы бывает значительно большим. При планировании сети сельских школ необходимо ориентироваться на преимущественно пешеходную доступность. Ежегодное прохождение учащимися до 2-4 км до и после уроков при хорошей погоде оказывает тренирующее и закаливающее действие, повышает физическую подготовленность, работоспособность и способствует снижению простудной заболеваемости среди школьников. Так, для учащихся младших классов радиус пешеходной доступности составляет 0,5-2 км. Сеть школ должна размещаться с учетом охвата учащихся на этом расстоянии.

При расстоянии до школы свыше 3 км необходимо организовывать подвоз учащихся средних и старших классов. Лучшим вариантом является выделение специального транспорта. Время в пути в один конец не должно превышать 30 мин.

Неотъемлемой частью учреждения для детей и подростков является земельный участок. Он предназначен для проведения учебно-воспитательной работы, трудового и физического воспитания, активного отдыха, закаливания и других форм оздоровления. Размеры, планировка и оборудование участка определяются характером учреждения и его вместимостью и регламентируются ВСН (рис. 6).

Рис. 6. Генеральный план участка детского дошкольного учреждения на 50 мест.

Размер земельного участка детского дошкольного учреждения следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м2, на


На земельном участке дошкольного учреждения более чем на 50 мест должны быть выделены следующие функциональные зоны: .групповые площадки, общая физкультурная площадка, огород-ягодник, хозяйственная площадка и зеленые насаждения.

Зеленые насаждения должны занимать не менее 50% общей площади участка. Деревья и кустарники должны защищать здание и групповые площадки от перегрева. Участки засевают трудно вытаптываемой травой. На участке не допускается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками.

В планировке земельного участка соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.

Площадь групповых площадок определяется из расчета 7,5 м2 на 1 ребенка для детей раннего возраста и 7,2 м2 - в дошкольных группах.

На каждой групповой площадке устраивают теневой навес площадью не менее 40 м2, имеющий обязательно двустороннее ограждение в средней климатической полосе и трехстороннее - в северных районах для защиты от холодных ветров, дождя, снега, прямого солнца.

Навесы предназначены для прогулки детей в любую погоду. В теплое время года навес используется для проведения занятий, приемов пищи, спокойных игр и труда на воздухе.

Детские площадки должны иметь удобную связь с выходами из помещений групповых. Игровые площадки для детей раннего возраста оборудуются манежем, настилом, столами для кормления. На площадках для детей от 1 года до 3 лет устанавливают скамейки, песочницы, качели, каталки; для групп старшего возраста - спортивные снаряды: турники, гимнастические стенки, горки, лесенки, качели, лабиринты и др.

Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м и по периметру участка для езды на велосипедах, лыжах, санках и т. п.

Огород-ягодник организуют для дошкольных групп из расчета 0,5 м2 на 1 место и размещают либо рядом с групповой площадкой, либо централизованно.

Общая физкультурная площадка (150-250 м2 в зависимости от количества мест в детском учреждении) предназначена для круглогодичного проведения программных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В III и IV климатических районах допускается устраивать открытые плавательные или плескательные бассейны переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м, площадью 21 м2.

Оборудование участка детского сада включает физкультурные пособия, игровой материал, оборудование для изучения правил уличного движения, детский садово-огородный инвентарь. Все оборудование должно соответствовать возрасту и росту детей, надежно и устойчиво закреплено. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов и шероховатостей, выступающих болтов. Покрытие конструкций должно быть водостойким и хорошо поддаваться очистке.

Хозяйственная зона изолируется от остальных. Место для нее отводят вблизи пищеблока, постирочной; она имеет самостоятельный въезд.

На хозяйственной площадке выделяется постоянное место с асфальтовым покрытием для мусоросборников на расстоянии не менее 25 м от здания. При необходимости хранения более недельного запаса овощей и фруктов допускается размещать на хозяйственной площадке овощехранилище площадью до 50 м2.

Участок детского учреждения должен иметь ограждение и защитную зеленую зону.

Участок общеобразовательных школ и школ-интернатов служит учебно-воспитательным и оздоровительным целям. Участок должен обеспечивать возможность пребывания детей на свежем воздухе, способствовать интенсивной двигательной активности при проведении утренней зарядки, игр во время перемен, занятий по физкультуре. На участке проводят занятия по биологии, географии, астрономии, физике, сельскохозяйственному труду. Пришкольный участок должен максимально использоваться для активного отдыха и прогулок групп продленного дня, кружковых занятий, спортивных секций, при организации на базе школы летнего пионерского лагеря.

Для учащихся начальных классов во всех климатических районах, кроме холодного, рекомендуется организация «классов на воздухе» для проведения учебных занятий.

Площадь земельного участка принимается от 20 до 53 м2 на 1 учащегося в зависимости от вместимости школьного здания, а в школах-интернатах - от 50 до 71 м2.

Земельные участки школ и школ-интернатов должны быть ограждены по всему периметру на высоту 1,2 м; внутри микрорайона участок может быть окружен живой изгородью.

На земельных участках школ и школ-интернатов выделяют следующие функциональные зоны: учебно-опытную, физкультурно-спортивную, начальной военной подготовки, отдыха и хозяйственную. Озеленение участка должно составлять 40-50% от его площади. Ширина зеленой полосы по границам участка не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м.

Учебно-опытная зона составляет примерно 25% от площади участка. В состав ее входят участки овощных и полевых культур, плодового сада, парники, теплицы, зоологическая площадка, метеорологическая и географическая площадки, а также площадка для занятий начальных классов на воздухе (с навесом).

Спортивная зона составляет 40-50% от площади земельного участка и включает площадки для спортивных игр, гимнастики, легкой атлетики, комбинированные площадки для волейбола и баскетбола, площадки для настольного тенниса. Она размещается вдали от здания, за полосой зеленых насаждений. Спортивные площадки располагают по длинной. оси с севера на юг, чтобы солнечные лучи не ослепляли детей во время занятий.

Зона отдыха включает площадки для подвижных игр подготовительных и начальных классов. Они рассчитываются для 1-4-х классов по 100 м2 на каждый класс; для учащихся средних и старших классов - по 25 м2 на каждый класс. Площадки для тихого отдыха надо размещать вдали от шумных зон, вблизи зеленых насаждений и оборудовать навесами.

Хозяйственная зона располагается на границе участка, на достаточном расстоянии от здания, со стороны производственных помещений столовой. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.

Земельный участок СПТУ в отличие от школьного имеет большое значение и для профессиональной подготовки учащихся. На участке предусматривают специально оборудованные площадки- больших размеров: полигоны, автодромы, трактородромы и т. п.

При наличии общежития на участке выделяется жилая зона. Земельные участки СПТУ, так же как и школьные, имеют спортивную и хозяйственную зону. Мастерские и хозяйственная зона изолируется широкой (не менее 2 м) полосой зеленых насаждений. Учебные полигоны для практических занятий должны располагаться вблизи мастерских.


← + Ctrl + →
Глава 9. Гигиенические требования к планировке, благоустройству детских и подростковых учреждении Гигиенические требования к зданию детских и подростковых учреждений

Учреждения и предприятия

обслуживания населения

обслуживания, м

Дошкольные учреждения

Общеобразовательные школы:

для начальных классов

Помещения для физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий

Амбулаторно-поликлинические учреждения

Предприятия торгово-бытового обслуживания повседневного пользования

Отделения связи и Сбербанка, опорный пункт охраны порядка

Центр административного самоуправления

Пример расчета площади дома и участка:

Исходные данные: Двухэтажный усадебный жилой дом для семьи из двух человек. Муж – предприниматель, жена – художник. Объект обслуживания – детская художественная школа-студия.

Нормативный радиус обслуживания (R) для детских художественных школ – 750 м (Табл. 5* СНиП 2.07.01-89*);

плотность населения (П) на проектируемом участке 33 чел/га (Прил. 5 СНиП 2.07.01-89*);

нормативный показатель потребности во вместимости (в i ) учреждений данного вида обслуживания на 1000 жителей рассчитывается следующим образом: сначала считаем с показателем числа школьников на 1000 человек (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*). На 1000 человек -180 школьников, из них 2,7 % занимается в художественной школе, т.е. 4,86 человек.

B i = 4,86/1000 ∙33∙ 3,14∙750 2 =28мест

Пропускная способность данного объекта 28 мест, при условии, что школа-студия может работать в 2 смены в день при посещении школьниками три дня в неделю, в день ее посещают 14 человек, т.е. единовременно посещают 7 человек. Исходя из этого, можно подсчитать площадь учебного кабинета 5 м 2 на человека (Пособие к МГСН 4.06-96 Общеобразовательные учреждения). Площадь кабинета составит 35 м 2 .

Планируемая вместимость объекта обслуживания (В) 7 чел.

Норма площади (Н) на удельный показатель объекта обслуживания, 20 м 2 /уд показатель (Прил. 7 СНиП 2.07.01-89*);

Принятый размер приусадебного участка индивидуального жилого дома без обслуживания (Р у ) 1000 м 2 .

Р общ =7∙20 + 1000=1140 м 2

Из расчетов следует, что общая площадь участка под строительство индивидуального жилого дома с детской художественной студией равна 1140 м 2 . Дополнительная площадь для блока студии будет состоять из учебного кабинета размером 35 м 2 и прилегающих к нему входного холла, гардеробной, санузла для учеников (Прил.).

1.5. Экономика проектного решения

Экономичность проектного решения индивидуального жилого дома характеризуется планировочным и объемно-планировочным коэффициентами.

К 1 определяется как отношение жилой площади к общей. Значение этого показателя от 0,5 до 0,7.

К 1 = S ж / S общ (8)

К 2 определяется как отношение строительного объема к общей площади. Значение этого показателя от 3,5 до 5.

К 2 = V стр / S общ (9)

К 3 – отношение площади ограждающих конструкций здания (площадь наружных стен) к общей площади.

К 3 = С / S общ (10)

К 4 – показатель компактности, определяется как отношение протяженности периметра стен здания к площади застройки. Значение этого показателя от 0,24 до 0,4.

Площадь помещений зданий следует определять по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на уровне пола (без учета плинтусов). Площадь помещения мансардного этажа учитывается с понижающим коэффициентом 0,7 на участках в пределах высоты наклонного потолка (стены) при наклоне 30°- до 1,5 м, при 45° - до 1,1 м, при 60° и более - до 0,5 м.

Жилая площадь (S ж) индивидуального дома включает площади таких жилых помещений, как общая комната, спальни, гостевые, детские.

Общая площадь (S общ) включает суммарную жилую площадь и площади кухни, столовой, санитарного блока, встроенных шкафов, коридоров, летних помещений, а также других помещений функциональных зон жилого дома.

Площадь застройки (S заст) определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части.

Строительный объем (V стр) определяется как произведение площади жилого дома, определенная по внешнему периметру наружных стен и высоты от отметки пола (±0,000) до отметки верха плиты перекрытия последнего этажа.

В общую приведенную площадь (S общ.прив) входит общая площадь с летними помещениями, умноженная на коэффициент приведения (для балкона – 0,25; для полулоджии, полубалкона – 0,35; для лоджии -1).

Все показатели и коэффициенты заносятся в таблицу ТЭП (табл.1).

Таблица 3

Показатель

Общая площадь (S)

Общая площадь жилой части дома (S общ)

Жилая площадь (S ж)

Площадь помещений обслуживания (S обсл)

Площадь застройки (S заст)

Строительный объем (V стр)

Общая приведенная площадь (S общ.прив)

Участок для строительства школы выбирается сухой, с глубоким залеганием вод, с почвой, легко пропускающей влагу и воздух (песчаная, супесчаная, каменистая). Лучшим является участок, возвышающийся над остальной местностью со склоном для стока дождевой воды.

Школы нельзя размещать в непосредственной близости к источникам шума или загрязнения воздуха и почвы (фабрики, заводы, склады горючего, гаражи, свалки и др.), а также к местам большого скопления людей (рынки, вокзалы, зрелищные учреждения и пр.). Расстояние от указанных объектов до школьного здания должно быть не менее 0,5 — 1,0 км. Располагать его надо так, чтобы господствующее в данном микрорайоне направление ветров было от здания школы (с надветренпой стороны).

Школы-интернаты, в которых обучаются дети с отклонением от нормального развития (глухие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также дети физически ослабленные, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, нервными расстройствами, целесообразно размещать на окраине населенного пункта или за чертой города, в лесу, парковой зоне, поближе к водоемам. Чистый здоровый воздух зеленых массивов обеспечивает наиболее благоприятные условия для физического развития детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Большая плотность застройки и загрязнение атмосферного воздуха городов часто затрудняют правильный выбор участка под строительство школы.

В городах предлагаются четыре варианта размещения школ:

Внутри квартала (жилые дома расположены по его периметру).

Внешнее торцовое (меньшая сторона школьного участка граничит с улицей).

Внешнее фронтальное (большая часть школьного участка граничит с улицей).

Угловое (две смежные стороны школьного участка граничат с улицей).

Лучшим является первый вариант. При внутриквартальном размещении обеспечиваются благоприятные условия микроклимата на участке и в здании школы, защита от пыли и уличного шума. Кроме того, близость школы к жилым домам, а следовательно к семье, облегчает проблемы воспитания учащихся и организации отдыха детей во внеурочное время, предупреждает уличный травматизм.

В крупных городах жилые кварталы образуют микрорайоны большой площади.

На рис. 3 представлены четыре варианта размещения школ в кварталах и микрорайонах.

Размещение школ на межквартальных и внутриквартальных проездах с постоянным интенсивным движением, а также вблизи гаражей нежелательно из-за загрязнения воздуха, значительного уровня шума, опасности уличного травматизма.

В крупных городах школы лучше всего размещать внутри квартала вдали от транспортных проездов и гаражей, в расстоянии 100 - 170 м от межквартальных проездов и не менее 25 - 30 м от гаражей.

Городские школы II и III климатических районов надо размещать таким образом, чтобы расстояние от них до жилых домов для учащихся младших классов не превышало 0,5 км в один конец, а для старших - не более 1,5 км. В I климатическом районе расстояние от школы до жилья для учащихся I-VIII классов 0,3 км; для учащихся IX - X классов соответственно 0,4 и 0,5 км. В IV климати­ческом районе радиус обслуживания школ 0,4 км.

Сельские школы, обслуживающие одновременно несколько деревень, можно размещать на расстоянии 3-5 км от жилья, но только при условии организованного подвоза детей в школу и обратно

Сущность принципа микрорайонирования заключается в том, чтобы каждый житель имел рядом со своей квартирой все учреждения, необходимые для удовлетворения повседневных культурно-бытовых потребностей, максимально удобно находящиеся в шаговой доступности.

Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены на территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживание населения с минимальными радиусами пешеходной доступности.

Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных и максимальных радиусов обслуживания (r mln и r max ).

Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяется путем замера на чертеже расстояний по реальным кратчайшим путям следования от наиболее близко и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производится от парадной двери жилого дома до входной двери в учреждение.

Средний радиус обслуживания определяется по формуле:

r c = (r min +r max)/2 , где

r c - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м;

r mln - минимальный радиус зоны обслуживания, м;

r max - максимальный радиус обслуживания, м.

Среднее t c и максимальное t max время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам:

t c = r c /v; t max = r max /v , где

t c и t max - среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.

v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода.

Результаты расчетов радиусов обслуживания и затрат времени на подход к учреждениям обслуживания представлены в Таблице 8.

Таблица 8. Радиусы облуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населения

Наименование учреждений Радиусы обслуживания, м Затраты времени на подход от жилых домов, мин
средний min max среднее max
Школа 1 3,15 4,50
Школа 2 3,45 5,40
Дет. учреждение 1 3,52 6,00
Дет. учреждение 2 3,75 6,60
Дет. учреждение 3 2,85 4,80
Парикмахерская 1 3,60 7,20
Парикмахерская 2 3,67 7,05
Банк 2,40 4,80
Столовая 3,75 7,20
Стоянка 1 1,95 3,90
Стоянка 2 2,10 4,20
Магазин 1 3,82 7,50
Магазин 2 2,25 4,50
Магазин 3 4,35 8,70
Магазин 4 4,89 9,60
Магазин 5 3,73 7,35
Магазин 6 3,67 7,35

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно – бытовыми учреждениями, в данном микрорайоне большинство предприятий расположены согласно требованиям. Однако следует отметить весьма не продуманное и нерациональное расположение почти всех культурно-бытовых учреждений.



Так школы следует размещать равномерно по территории микрорайона, в стороне от магистральных улиц. Концентрированное расположение школ и детских учреждений опасно в эпидемиологическом отношении и приводит к удлинению радиусов обслуживания этими учреждениями. В данном же микрорайоне это требование не соблюдается. Хотя максимальный радиус обслуживания школ и укладывается в норматив, их расположение является весьма неудобным.

Расположение большей части магазинов на окраине микрорайона вблизи красных линий приводит к значительному увеличению радиуса их доступности. Жители, поживающие на противоположных от этих учреждений краях микрорайона, вынуждены тратить много времени, что весьма неудобно.

Проверка условий освещений жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территории учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на здоровье жителей и на комфортности проживания в микрорайоне.

Расстояние между жилыми домами должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания. Между длинными домами, а также между жилыми и общественными зданиями расстояние должно быть не менее 2H, между торцами домов и домами башенного типа - не менее H (где H - высота дома).

Имеются также данные о том, что для домов это расстояние должно быть следующим: для 5-этажных - не менее 15 м; для 12-этажных - не менее 36 м, для 16-этажных - не менее 48 м. В данном микрорайоне, согласно измерениям, расстояние между домами не всегда соответствует нормативным санитарным требованиям.

Если рассмотреть микрорайон с точки зрения сторон света, можно отметить, что небольшая часть жилых домов имеет благоприятное расположение с ориентацией фасадных сторон с юго-запада на северо-восток, в связи с чем квартиры должны хорошо освещаться, в них не должно быть резких перепадов температур, что в свою очередь способствует образованию благоприятного микроклимата. Однако следует заметить, что некоторые дома выходят фасадами на север (на запад и восток - торцами), северная сторона недополучит солнечного света и тепла.

Благоприятное расположение имеет большая часть учреждений обслуживания микрорайона, т.к. они не затеняются стоящими рядом домами.

Заключение

В курсовом проекте был рассмотрен и проанализирован предложенный план микрорайона. Ниже приведены основные, полученные в результате расчетов, показатели:

1. Общая территория микрорайона - 24,89 га. Из них 17,69 га - жилая территория (71,07%) и 7,2 га - участки культурно-бытовых учреждений (28,93%);

2. Численность населения микрорайона - 10131 человек;

3. Жилой фонд - 136780,8 м 2 ;

4. Средняя этажность - 8 этажей;

5. Общие капитальные вложения - 2979,91 млн. руб.;

6. Ежегодные эксплуатационные расходы - 73067,86 тыс. руб.

Микрорайон является весьма благоприятным для проживания. Густота застройки укладывается в нормативные показатели, радиус обслуживания так же в пределах нормативных значений. Большую часть территории жилого микрорайона занимает жилая территория, что является положительным фактором, а учитывая преобладание зеленых насаждений – положительный факт с точки зрения очищения воздуха от близлежащей магистральной улицы.

К недостаткам данного микрорайона можно отнести небольшое количество стоянок, что затрудняет парковку транспорта и приводит к загромжденности подъездов к жилым домам. Так же негативным является отсутствие спортивно-развлекательных учреждений, художественной школы, поликлиники, аптеки.

Весьма непродуманным является размещение некоторых культурно-бытовых учреждений. Так большая часть продуктовых магазинов сосредоточена в южной части микрорайона, что также неудобно и приводит к значительному увеличению радиуса обслуживания. Помимо всего прочего на территории отсутствует целый ряд предприятий обслуживания - почта, аптека и др.

Однако стоит отметить, что на территории микрорайона присутствует весьма удачно расположенный банк, расположенные в центре микрорайона гаражи и стоянки, а также столовая и парикмахерская.

Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что культурно-бытовые и архитектурно-композиционные условия заданы в данном случае не всегда успешно, проектно-планировочная работа выполнена достаточно качественно, но небольшое количество площадей использовано нерационально.

Список использованной литературы

1. Давидович В. Г. Планировка городов и районов. - М: Стройиздат, 1964;

2. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Организация инфраструктуры города и региона». - М., ГУУ, 1999.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!