Главные члены предложения образуют его грамматическую основу.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов, называются двусоставными (рис. 1).
Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.
Рис. 1. Типы предложений относительно состава грамматической основы
Примеры двусоставных предложений:
Взорвалась петарда.
Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.
Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным.
Примеры односоставных предложений:
Каникулы.
Хочу на море.
Скоро отдохнём.
Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.
Распространённые и нераспространённые предложения
В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).
Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов
В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.
Примеры нераспространённых предложений:
Стемнело.
Подул ветер.
Показалось привидение.
Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым.
Примеры распространённых предложений:
Внезапно стемнело.
Подул жуткий пронизывающий ветер.
Из-за портьеры показалось привидение.
Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.
Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.
Кажется, стемнело – простое нераспространённое предложение.
Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение – сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.
Полные и
Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).
Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов
Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными:
Я не боюсь привидений.
Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным:
Я не боюсь привидений.
Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).
Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного
Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:
– Вы видели привидение?
– Какое оно было?
– Жуткое! (это распространённое неполное предложение)
Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:
Ты справился?
Выводы
Признаки распространённости и нераспространённости и полноты и неполноты простого предложения никак не связаны друг с другом. Предложение может быть полным, но нераспространённым, например предложение «Оно приближается». Или наоборот, предложение может быть распространённым, но неполным, как предложение «Жуткое».
Рис. 5. Типы простого предложения
Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член. А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е. если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.
Вопросы к конспектам
1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.
А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери – большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, – коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.
Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное – нос! Лопаточкой, как у крота. Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, – думал я. – Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.
В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.
На вопрос что значит распространенное или нераспространенное предложение? заданный автором Двутавровый лучший ответ это в распросьтранённом предложении кроме главных членов предложения есть ещё и второстепенные....
Ответ от Никита Ремнёв
[активный]
кроме подлежащего и сказуемого есть еще и другие слова то распространенное
если нет то нераспространенное
Ответ от NATALI
[гуру]
в нераспространенном предложении (подлежащее+сказуемое) могут быть и второстепенные, в распростр. несколько пар (подл+сказ)
Ответ от Посошок
[гуру]
в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространёном -только главные.
Например: Пришла осень-нераспространённое
Пришла осень в своём сказочном наряде-распространённое
Ответ от Простреливать
[гуру]
определяется по наличию второстепенных членов предложения. в распростаненном есть, в нераспространенном-нет
Ответ от The-Kolanchik- Super
[новичек]
в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространённом -только главные.
Например: Мальчик встал-нераспространённое
Мальчик встал рано утром и пошёл гулять-распространённое.
Ответ от Ира джабраилова
[новичек]
Ответ от Владимир Столицын
[активный]
нераспрост. предложение состоит из подлежащего и сказуемого: Осень наступила.
распрост. предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Осень наступила, пожелтели листья на деревьях, погода сырая, и кажется пойдет дождь.
Ответ от чугаева татьяна
[новичек]
Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.
Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.
Ответ от Наталья Пономорёва
[новичек]
Распростроненное предложение это когда помимо главных членов предложения есть ещё и второстепенные члены предложения, а не распростроненными являются те предложения в которой есть только одна грамматическая основа!
Ответ от Анзор Кодзоков
[новичек]
Когда в предложении только подлежащее и сказуемое то это нераспространенное предложение. А когда в предложении есть и главные и второстепенные члены предложения, это распространённое предложения.
Ответ от Давид Гамзаев
[новичек]
спосибо
Ответ от соня ярушина
[активный]
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространенными
Ответ от Ирина Горячева
[новичек]
Распространённое предложение - это предложение где есть второстепенные и главные члены предложения. А нераспространённое предложение - это предложение, где присутствуют, только главные члены.
§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения
Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.
Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.
Давайте сравним два текста.
Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.
Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.
На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.
Чем они отличаются?
Предложения первого текста состоят только из главных членов - подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.
§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы
Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.
Рассмотрим пример.
Распространить его можно по-разному:
Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.
§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение
Чтобы определить, какое предложение перед нами - распространённое или нераспространённое,
rнужно найти в нём грамматическую основу
rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.
Казалось бы, подлежащее и сказуемое - это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:
И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:
Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.
§ 4 Краткие итоги урока
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
- Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.
Тема: Распространенные и нераспространенные предложения
Цель: Дать понятие распространённого и нераспространённого предложений; сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Задачи:
Учебная : сформировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Познавательная : познакомить обучающихся с новыми понятиями: распространённого и нераспространённого предложений.
Развивающая : развивать мышление, умение анализировать.
Воспитательная : воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: смешанный (комбинированный).
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, доска.
Ход урока:
I. Орг. момент.
– Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!
–
Сегодня мы с вами отправляемся на остров «синтаксис». Мы узнаем еще одну особенность о предложениях.
II. Словарная работа.
А начнём урок с работы над словами. Ребята, приготовьте карточки с буквами. Посмотрите на экран. (2-й, 3-й слайд).
Пром е рзать, уд и вительный, недор а зумение, разъед и нять, един о борец, сож а ление, л и пучий, ом о ложение, закр е плять, отд а лённый, безм я тежный.
III. Актуализация опорных понятий.
В начале поездке вы должны ответить на мои вопросы.
Что изучает синтаксис? (Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения ).
Что такое предложение?
Из чего состоит предложение?
Что такое словосочетание?
Что не является словосочетанием? (грамматическая основа ).
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Назовите виды предложений по цели высказывания (Повествовательные, побудительные и вопросительные).
Назовите виды предложений по эмоциональной окраске (Восклиц., невосклиц.).
IV. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Мы прибыли на следующую станцию.
Прочитайте текст (4-й слайд)
Ответьте на вопросы:
О чём текст?
Какую пользу приносит берёза?
А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Всё понятно?
(нет)
Какие члены предложения нам помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно?
(второстепенные члены предложения).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
– Самостоятельно прочитайте §35, стр. 70 (- Что нового узнали в прочитанном параграфе?).
Самое главное, что вы должны усвоить - это понятие о распространенности предложений.
(5-й слайд)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространенным. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется распространенным. Распространенное предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
- Устали мы немного, давайте отдохнем!
Физкультминутка
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
- Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).
- Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
- Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
V. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
- Отдохнули? Отправляемся дальше с новыми силами.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
Следующий этап:
1. «Мозговой штурм» (работа у доски).
Игра «Кто больше?»
Ход игры . На доске записаны два нераспространенных предложения. Обучающиеся доказывают, что они нераспространенные. Затем класс делится на две команды. Ребятам предлагается распространить предложения, добавляя по одному слову. Обучающиеся по очереди выходят к доске и дописывают слова. Победит та команда, у которой в предложении будет больше второстепенных членов, связанных между собой по смыслу.
Пример:
Выглянуло солнышко.
Выглянуло желтое солнышко.
Из-за туч выглянуло желтое солнышко.
Из-за синих туч выглянуло желтое солнышко.
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
Осенью
птицы большими
стаями улетают
на юг
(Повеств., невосклиц., г.о. – 1-простое, распр., не осложнено).
Птицы улетают.
(Резервное задание - тест на закрепление полученных знаний). Взаимопроверка.
(8-й слайд).
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка . Сидела она в болоте , ловила комаров , весною громко квакала ...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком. По В. Гаршину
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными (3, опред.) деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы (4, дополн.).
3. В ущелье лежало (2, сказуемое) облако тумана.
4. Вдруг (5, обстоят.)
к девочке (4) с голубыми волосами.
А. Толстой
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1 . 2. Жили они дружно 1 . 3. Заснул медведь 2 ; козёл да баран дремлют 2 1 . 4. И видит он 2 : идут семь волков 2 2 , искры из глаз посыпались 1 1 .
К. Ушинский
VI. Подведение итога урока.
- Вот мы и добрались до последнего этапа. Сейчас вы будете вытягивать листочки с вопросами и вам необходимо ответить на вопросы.
(9-й слайд)
Что является главным средством выражения мысли? (предложение)
Назовите виды предложений по цели высказывания. (повествовательные, побудительные, вопросительные)
Что является грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение дополнение)
Предложение состоит из слов и … (словосочетаний)
Предложение, которое состоит только из главных членов, называется (нераспространенным).
Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные, называется … (распространенным).
Ну вот мы и добрались до острова. Посмотрите, что это… Вам оставили послание, но оно зашифровано, чтобы его расшифровать, вам потребуется ключ.
«Расшифруй запись».
(10-й слайд)
14 16 13 16 5 6 24!
Вы действительно молодцы!
VII. Домашнее задание ( 11-й слайд ).
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
§ 35, упр. 173.
VIII. Выставление оценок.
1. Укажи цифрами члены предложения.
1 - подлежащее
2 - сказуемое
3 - определение
4 - дополнение
5 - обстоятельство
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров, весною громко квакала...
Однажды она сидела на сучке полузатопленной коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.
По В. Гаршину
2. Укажи, каким членом предложения является выделенное слово.
1 - подлежащим
2 - сказуемым
3 - определением
4 - дополнением
5 - обстоятельством
1. За чёрными деревьями блестели звёзды.
2. Над дорогой свешивались скалы .
3. В ущелье лежало облако тумана.
4. Вдруг впереди Буратино запрыгал серый комочек.
5. Буратино не хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами.
А. Толстой
3. Укажи цифрами тип предложения.
1 - распространённое
2 - нераспространённое
1. Жили-были на одном дворе кот, козёл да баран . 2. Жили они дружно . 3. Заснул медведь ; козёл да баран дремлют ; один мурлыка не спит и всё видит . 4. И видит он : идут семь волков . 5. Стукнулись козёл с бараном , искры из глаз посыпались . 6. Заблеяли тут со страху козёл да баран .
К. Ушинский
Во время выполнения синтаксического разбора мы даем предложению характеристику, указывая, является ли предложение восклицательным или невосклицательным, простым или сложным, распространенным или нераспространенным и так далее. В этой статье мы поговорим о характеристике предложения с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.
Что такое распространенное предложение
Во многих предложениях, помимо главных, имеются и второстепенные члены. Они делают предложение более красочным и понятным, позволяет нам лучше представить себе то, о чем повествует нам автор. Если в предложении, кроме главного, имеется хотя бы один второстепенный член, то перед нами распространенное предложение. Если же второстепенных членов нет, предложение нераспространенное.
Если в предложении, помимо грамматической основы, имеется обращение или вводная конструкция, то это предложение все-таки не становится распространенным, ведь ни обращение, ни вводные слова членами предложения не являются. Приведем пример: Кажется, рассвело.
Второстепенные члены
В предложении можно встретить разные второстепенные члены. Они различаются по грамматическому значению и по дополнительному смыслу, который они придают главным членам.
Определение относится к подлежащему или дополнению, реже к обстоятельству или другому определению, если они выражены существительным. Оно отвечает на вопросы Какой? Чей? Который по счету? Чаще всего бывает выражено прилагательным или причастием в полной форме (пестрые опавшие листья) , местоимением (мой портфель) , порядковым числительным (второй этаж) . Реже определение может выражаться существительным (платье какое? в клетку) или инфинитивом глагола (мечта какая? выиграть миллион) . Нередко определение выражается причастным оборотом.
Приложение - это особое определение, выраженное существительным, обычно согласованным (девушка-красавица).
Если приложение - название в кавычках (книги, журналы, поезда, космические корабли и т.п.), оно не склоняется вместе с определяемым словом: в журнале «Огонек», о корабле «Восток»).
И обычное определение, и приложение подчеркиваются при разборе предложения волнистой линией.
К сказуемому обычно относятся обстоятельства и дополнения.
Обстоятельство отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? Выражено оно бывает чаще всего наречием, деепричастием, существительным с предлогом; бывает выражено также деепричастным оборотом. Нередки случаи, когда обстоятельство цели - инфинитив (пошел зачем? купить хлеба) . При выполнении синтаксического разбора обстоятельство надо подчеркивать линией «точка-тире».
Дополнения выражаются чаще всего существительными или местоимениями; они отвечают на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Иногда можно встретить дополнения, выраженные инфинитивом. Подчеркивать этот член предложения надо пунктиром.
Схема распространенного предложения обычно представляет собой цепочку графических знаков - подчеркиваний - соответствующих расположению членов предложения. Приведем пример.
«Желтый лист плавно опустился на дорожку» .
В этом предложении сначала стоит определение желтый, затем подлежащее лист, обстоятельство «плавно», дополнение «(на) дорожку». Поэтому схема будет выглядеть так: волнистая линия, прямая линия, линия «точка-тире», двойная линия, пунктирная линия.