Распутин влияние на политику кратко. Роль григория распутина в истории россии

Не будет преувеличением сказать, что фигура Григория Распутина получила самую широкую известность. Причем восприятие «старца» поражает своей противоречивостью. В романе известного писателя Валентина Пикуля «Агония» перед нами предстает «исчадие ада». Распутин знаменует собой крах царской России, олицетворяет разврат и коррупцию верхов, вершит назначения, дает вещие советы по ключевым политическим проблемам. Однако времена меняются, и ныне его не прочь продемонстрировать уже в другом свете. С экранов телевизоров нам презентуют образ подлинного святого, живущего исключительно высшими материями, думами о России. Попробуем разобраться, как обстояло дело в действительности.

Григорий Распутин обратил на себя внимание широких кругов не сразу. Больше он был известен как один из персонажей, отиравшихся в придворных кругах и специализировавшихся на церковной ниве. Этим он практически не отличался от особ подобного плана. Единственное отличие, пожалуй, было одно: Распутин не проявлял интереса к монархическому «Союзу русского народа». Если те же епископ Гермоген или монах Илиодор неустанно обличали министров, включая П.А. Столыпина , и называли их предателями России и монархии, то Распутин не пошел по такому пути. Едва появившись в Петербурге, он начал осыпать влиятельное чиновничество не проклятьями, а всевозможными просьбами по самым разным поводам (кого-то принять, устроить, что-то разрешить и т. д.). Сибирский «старец» сумел наладить настоящий конвейер прошений и записок во все значимые ведомства. Разумеется, это требовало демонстрации коммуникативных ресурсов, опиравшихся на благосклонность к нему императорской четы.

Надо заметить, Распутин виртуозно использовал любую возможность для демонстрации собственного влияния, а главное — для распространения слухов об этом. Между делом он мог сообщить, что ему высочайше велено поразмыслить, как быть с Государственной Думой. Или в присутствии посторонних заявить, что сейчас он вызвал великую княжну Ольгу — дочь Николая II (потом, правда, выяснялось, что на самом деле приезжала какая-то непонятная дама.) После покушения в июне 1914 года сетовал, что если бы не этот досадный инцидент, то он «оттянул бы эту войну еще на год». При посещении (с очередной просьбой) киевского губернатора невзначай указал на свой пояс: «А поясок-то сама матушка-царица вышивала собственными своими ручками», — тем самым повергнув чиновника в смятение. При входе в квартиру старца на Гороховой на видном месте лежала книга с открытой страницей, где красовались телефоны обер-прокурора Синода и других высокопоставленных особ. Короче говоря, весь образ жизни Распутина был подчинен определенной цели: извлечь максимум выгоды из своего положения. Кстати, у себя на родине, в Тобольской губернии (еще до того, как он укрепился в Петербурге), Распутин занимался примерно тем же самым: по словам губернатора, он постоянно ходил по местным чиновникам, что-то клянчил, направлял в столицу всевозможные прошения, по которым губернской администрации приходилось отписываться.

Активность Распутина, козырявшего своей близостью к императорской семье и связями в высшем свете, не могла не привлечь внимания. Естественно, появление такого персонажа было замечено и оппозиционно настроенной публикой. Его неутомимая деятельность давала отменный повод задуматься о том, каким образом решаются дела государственной важности. Поэтому когда осенью 1915 года в отношениях власти и оппозиции наступил кризис, последняя прекрасно понимала, какое орудие ей следует взять на вооружение. В результате слава сибирского «праведника» достигает апогея: одновременно с разговорами о влиянии темных сил и грязными сплетнями о царской семье. Со «старцем» начали связывать все ключевые назначения той поры; в так называемой министерской чехарде 1915−1916 годов видели доказательство влияния «друга» императорской семьи. Многие считали, что распутинские каракули имеют силу наравне с высочайшими рескриптами. Распутин — могильщик династии. Это мнение, ставшее затем хрестоматийным, завладело умами современников тех драматических событий (а впоследствии и будущих историков).

Вместе с тем мировоззрение «старца» было абсолютно свободно от политических пристрастий. Он не благоволил не только либеральным деятелям, но и правым организациям. В частности, оставался равнодушным к лидерам монархистов, просившим поддержать то или иное начинание, и те ненавидели его не меньше либералов. Один из полицейских чинов, «опекавший» Распутина, отмечал: «Его политические взгляды, насколько он их вообще имел, были достаточно простыми… Тонкости так называемой высокой политики были далеки от круга его интересов, и он совершенно не мог понять, к чему в конечном счете стремятся различные партии, группировки в Думе, о чем спорят газеты». Иными словами, он проявлял свои симпатии или антипатии, руководствуясь не идейными соображениями, а личностно-бытовыми предпочтениями.

Начальник департамента полиции А.Т. Васильев свидетельствует: «Распутин не лез в первые ряды политической арены, его вытолкнули туда другие люди, стремящиеся потрясти основание российского трона и империи… они распускали самые нелепые слухи, которые создавали впечатление, что только при посредничестве сибирского мужика можно достичь высокого положения и влияния». Аналогичную мысль излагает и флигель-адъютант царя А.А. Мордвинов : «Я не мог себе представить, чтобы образованный, глубоко культурный, исторически начитанный человек… каким, без всяких сомнений, являлся Государь, смог попасть под влияние и оказаться руководимым, не в частной жизни только, а в государственном управлении, каким-то безграмотным мужиком». Весьма любопытно и такое замечание Мордвинова: если ни один государственный деятель разных лет не мог утверждать о своем исключительном влиянии на Николая II, то что же тогда говорить о Распутине?!

Прежде всего, обращает на себя внимание следующее обстоятельство: люди, активно распространявшие версию о могуществе темных сил, никак не могли опираться на реальные факты, полученные, что называется, из первых рук. Хорошо известно, что Николай II и его домочадцы вели довольно замкнутый образ жизни; даже с семьями императорской фамилии они общались нечасто, избегая столь обычных в то время развлечений и балов. Дворцовый комендант В.Н. Воейков отмечал: все те, кто со знанием дела обсуждали распутинскую тему, не знали и не могли знать подноготной царской семьи, но рассказы об этом принимались за чистую монету. Распутин действительно стал частью жизни семьи царя. Как известно, этому способствовало его благотворное воздействие на наследника, страдавшего тяжелой болезнью, а также расположенность монарха и его супруги к представителям народа. Николай II говорил о Распутине: «Это только простой русский человек, очень религиозный и верующий. Императрице он нравится своей народной искренностью… она верит в его преданность и в силу его молитв за нашу семью и Алексея… но ведь это наше совершенно частное дело… удивительно, как люди любят вмешиваться во все то, что их совсем не касается. Кому он может мешать?!»

В самом деле, поведение Распутина в Царском селе было безупречным и не давало никаких поводов сомневаться в его нравственной чистоте. Скорее всего, «старец» не решался выйти за установившиеся рамки общения с семьей Николая II. Другое дело, что возвратившись в столицу после очередного визита ко двору, он разыгрывал уже совсем иную роль — высочайшего советчика по ключевым вопросам государственной жизни, а главное, кадровой политики. Иногда сквозь маску «вершителя судеб» у него прорывалось сожаление о своем ничтожном влиянии. Полицейский чиновник П.Г. Курлов , встречавшийся с Распутиным у врача Бадмаева , вспоминал: «Я никогда не забуду характерного выражения, которое сорвалось с уст Распутина: „иногда приходится царя и царицу упрашивать целый год, пока допросишься у них чего-нибудь“». Кстати, во время войны он долго не мог добиться разрешения на то, чтобы устроить собственного сына-новобранца Дмитрия в место побезопасней. В конце концов, распутинского отпрыска определили в санитарный поезд императрицы, доставлявший раненых в госпитали. К успешным кадровым делам, которые действительно лоббировал «старец», можно отнести лишь назначение Тобольским губернатором Н.А. Ордовского-Танаевского . Распутин хлопотал об этом чиновнике Пермской казенной палаты, у которого часто останавливался проездом в Тобольск, мотивируя просьбу безопасностью собственной персоны во время пребывания на родине (ведь именно там произошло покушение на его жизнь в 1914 году). В этом случае ему пошли навстречу.

Что же касается влияния Александры Федоровны на супруга, то и оно, по-видимому, сильно преувеличено. Один из лидеров оппозиции, председатель Государственной думы М.В. Родзянко , уверял, что после отъезда Николая II в ставку всеми делами начала распоряжаться императрица, превратившаяся в своего рода регентшу. Однако люди приближенные высказывали большие сомнения относительно данного мнения. Например, министр финансов П.Л. Барк утверждал, что государь «очень редко следовал советам государыни, которые она ему давала в своих письмах в ставку». О том же говорил и осведомленный дворцовый комендант В.Н. Воейков. В конце концов, показателен и эпизод с назначением на должность товарища обер-прокурора Синода князя Н.Д. Жевахова , являвшегося креатурой царицы: она в течение целого года упрашивала супруга произвести это назначение. Так что на контроль над императором это не очень похоже. А о влиянии Распутина красноречиво говорит еще и такой факт: подсчитано, что в течение войны императрица в своих письмах мужу упомянула имя «старца» 228 раз, тогда как он — всего лишь восемь.

Подведем итоги. Мы имеем дело не с действительной личностью Распутина, а с продуктом либерального пиар-проекта, призванного сокрушить императорскую власть. Никаким вершителем судеб России «старец», конечно, не мог быть вследствие своего очевидного интеллектуального состояния. В тоже время Распутин был устроителем судьбы — только не России, а своей собственной, причем, так как он это осознавал. Поэтому восторженная мифологизация его личности, безусловно, не лишенной природного таланта, вряд ли допустима. Если бы его природные данные хоть в небольшой степени руководствовались интеллектом (который напрочь отсутствовал), то он понимал, что завязавшиеся отношения с императорской четой — это очень ответственное дело. К этому нельзя относиться как к контактам с тобольским чиновничеством, выжимая из них чего удастся. Увы, Распутин так и не смог осознать, что стиль его поведения, соприкоснувшись с жизнью семьи Николая II, имеет пагубное значение, давая шансы врагам России, в любви к которой он так любил клясться.

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А.А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного... Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят... к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях : «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом... Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее...

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.

Григорий Распутин является одной из самых загадочных и мистических личностей в русской . Одни считают его пророком, который был способен спасти от революции, а другие обвиняют в шарлатанстве и безнравственности.

Он родился в глухой крестьянской деревне, а последние годы жизни провел в окружении царской семьи, которая боготворила его и считала святым человеком.

Предлагаем вашему вниманию главные события его , а также самые интересные факты из его жизни.

Краткая биография Распутина

Григорий Ефимович Распутин родился 21 января 1869 г. в селе Покровское Тобольской губернии. Он рос в простой семье и собственными глазами видел все тяжести и горести крестьянской жизни.

Его мать звали Анной Васильевной, а отца Ефимом Яковлевичем, – он работал ямщиком.

Детство и юность

Биография Распутина была отмечена с самого рождения, ведь маленький Гриша был у родителей единственным ребенком, которому удалось выжить. До него в семье Распутиных родилось трое детей, однако все они умерли еще в младенчестве.

Григорий вел достаточно уединенный образ жизни и мало общался со сверстниками. Причиной тому было слабое здоровье, из-за которого его дразнили и избегали с ним общения.

Еще будучи ребенком Распутин начал проявлять живой интерес к религии, которая будет сопровождать его на протяжении всей биографии.

С раннего детства ему нравилось быть рядом с отцом и помогать ему по хозяйству.

Поскольку в селе в котором рос Распутин не было школы, Гриша не получил никакого образования, впрочем, как и другие дети.

Однажды в 14-летнем возрасте он настолько сильно заболел, что был близок к смерти. Но вдруг, каким-то чудесным образом состояние его здоровья улучшилось, и он полностью выздоровел.

Мальчику показалось, что своим исцелением он обязан Божьей Матери. Именно с этого момента своей биографии, юноша начал разными способами изучать Священное Писание и заучивать молитвы.

Паломничество

Вскоре подросток обнаружил у себя пророческий дар, который в будущем сделает его знаменитым и кардинально повлияет как на его собственную жизнь, так и во многом на жизнь Российской империи.

По исполнении 18 лет, Григорий Распутин решает совершить паломничество в Верхотурский монастырь. Затем он, не останавливаясь, продолжает свои скитания, в результате чего посещает Афон в Греции, и Иерусалим.

В этот период биографии Распутин знакомится с разными монахами и представителями духовенства.

Царская семья и Распутин

Жизнь Григория Распутина коренным образом изменилась, когда в 35 лет он посетил .

Вначале он испытывал серьезные финансовые трудности. Но поскольку во время странствий ему удалось познакомиться с разными духовными деятелями, Григорию была оказана поддержка по линии церкви.

Так, епископ Сергий не только помог ему материально, но и познакомил его с архиепископом Феофаном, который был духовником царской семьи. На тот момент времени многие уже были наслышаны о прозорливом даре необычного странника по имени Григорий.

В начале 20-го века Россия переживала не самые лучшие времена. В государстве в одном месте за другим происходили забастовки крестьян, сопровождавшиеся попытками свержения действующей власти.

Ко всему этому прибавилась русско-японская война, закончившаяся , который стал возможен благодаря особым дипломатическим качествам .

Именно в этот период Распутин знакомится с и производит на него сильное впечатление. Это событие становится поворотным пунктом в биографии Григория Распутина.

Уже скоро император сам ищет случая поговорить со странником на разные темы. Когда Григорий Ефимович познакомился с императрицей Александрой Федоровной, он расположил ее к себе еще больше, чем ее царственного мужа.

Стоит заметить, что такие близкие отношения с царской семьей объяснялись еще и тем, что Распутин участвовал в лечении их сына Алексея, болевшего гемофилией.

Доктора не могли ничем помочь несчастному мальчику, а вот старцу каким-то чудесным образом удавалось его лечить и благотворно влиять на него. Из-за этого императрица боготворила и всячески защищала своего «спасителя», считая его человеком, ниспосланным свыше.

Это и немудрено, ведь как еще может отреагировать мать на ситуацию, когда ее единственный сын жестоко мучается от приступов болезни, а врачи ничего не могут сделать. Стоило же дивному старцу взять на руки больного Алексея, как он тут же затихал.


Царская семья и Распутин

По мнению историков и биографов царя, Николай 2 неоднократно советовался с Распутиным по разным политическим вопросам. Об этом знали многие представители власти, в связи с чем Распутина просто ненавидели.

Ведь ни один министр или советник не мог повлиять на мнение императора так, как это удавалось безграмотному мужику, пришедшему из глубинки.

Таким образом, Григорий Распутин принимал участие во всех государственных делах. Стоит также заметить, что в этот период своей биографии он делал все возможное, чтобы Россия не была втянута в Первую мировую войну.

Вследствие этого он нажил себе немало могущественных врагов из числа чиновников и дворянства.

Заговор и убийство Распутина

Итак, против Распутина был составлен заговор. Изначально его хотели политически уничтожить посредством различных обвинений.

Его обвиняли в бесконечном пьянстве, распутном поведении, магии и других грехах. Однако императорская чета не воспринимала эту информацию серьезно и продолжала ему всецело доверять.

Когда эта идея не увенчалось успехом, его решили уничтожить буквально. В заговоре против Распутина участвовали князь Феликс Юсупов, Великий князь Николай Николаевич младший и Владимир Пуришкевич, занимавший пост статского советника.

Первая неудачная попытка убийства была предпринята Хионией Гусевой. Женщина ножом проткнула Распутину живот, но тот все же выжил, хотя рана была действительно серьезной.

В тот момент, когда он лежал в больнице, император принял решение участвовать в военном конфликте. Однако Николай 2 по-прежнему полностью доверял «своему другу» и советовался с ним в правильности тех или иных действий. Это еще больше возбуждало ненависть у противников царя.

С каждым днем ситуация накалялась, и группа заговорщиков решила во что бы то ни стало убить Григория Распутина. 29 декабря 1916 г. они пригласили его во дворец князя Юсупова, под предлогом знакомства с одной красавицей, искавшей с ним встречи.

Старца провели в подвал, заверив, что сейчас к ним присоединится и сама дама. Распутин ничего не подозревая спокойно спустился вниз. Там он увидел накрытый стол с изысканными угощениями и его любимым вином – мадерой.

В ожидании ему предложили отведать пирожных, которые были предварительно отравлены цианистым калием. Однако после того как он их съел, по каким-то непонятным причинам яд не оказал никакого воздействия.

Это навело сверхъестественный ужас на заговорщиков. Время же было крайне ограничено, поэтому в результате недолгих рассуждений они решили застрелить Распутина из пистолета.

В него было совершено несколько выстрелов в спину, но и на этот раз он не умер, и даже смог выбежать на улицу. Там в него стреляли еще несколько раз, после чего убийцы начали избивать его руками и ногами.

Затем тело убитого завернули в ковер и выбросили в реку. Ниже вы можете посмотреть тело Распутина, извлеченное из реки.



Интересен факт, что медицинская экспертиза доказала, что даже будучи в ледяной воде, после отравленных пирожных и множества выстрелов в упор Распутин еще несколько часов был жив.

Личная жизнь Распутина

Личная жизнь Григория Распутина, как, собственно, и вся его биография, окутана множеством тайн. Достоверно известно лишь то, что его супругой была некая Прасковья Дубровина, родившая ему дочерей Матрену и Варвару, а также сына Дмитрия.


Распутин со своими детьми

В 30-е годы 20 века советская власть арестовала их и выслала в специальные поселения на Севере. Их дальнейшая судьба неизвестна, кроме Матрены, которой в будущем удалось сбежать во Францию.

Предсказания Григория Распутина

В конце жизни Распутин сделал несколько предсказаний о судьбе императора Николая II и о будущем России. В них он пророчил, что Россию ждет несколько революций и что император со всей его семьей будут убиты.

В дополнение к этому старец предвидел создание Советского Союза и его последующий распад. Также Распутин предрек России победу над Германией в великой войне и превращении ее в могущественное государство.

Говорил он и о наших днях. Например, Распутин утверждал, что начало 21 века будет сопровождаться терроризмом, который начнет процветать на Западе.

Еще он пророчествовал о том, что в будущем будет образован исламский фундаментализм, известный сегодня как ваххабизм.

Фото Распутина

Вдова Григория Распутина Параскева Феодоровна с сыном Дмитрием и его женой. Сзади стоит домработница.
Точное воссоздание места убийства Григория Распутина
Убийцы Распутина (слева направо): Дмитрий Романов, Феликс Юсупов, Владимир Пуришкевич

Если вам понравилась краткая биография Григория Распутина – поделитесь ею с друзьями.

Если же вам вообще нравятся биографии и – подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. С нами всегда интересно.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Сибирский старец, целитель, особо приближенный к императрице Александре Федоровне, Григорий Распутин является одной из наиболее загадочных личностей в российской истории. Все, что о нем известно современным историкам, основано не на документальных сведениях, а на рассказах очевидцев. А поскольку эти рассказы переходили "из уст в уста", то велика вероятность эффекта испорченного телефона.

Известно, что Гришка Распутин родился 29 июля 1871 года в селе Покровское Тюменской области. Поскольку место его рождения было практически недосягаемо для большинства желающих, то о жизни Григория Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. Вполне вероятно, что он был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом.

В 18 лет Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, однако монашеского обета не дал. В 19 лет он возвратился в Покровское, где женился на Прасковье Федоровне. В этом браке родились три ребенка - Дмитрий в 1897 году, Мария в 1898 году и Варвара в 1900.

Брак не остудил паломнический пыл Григория Распутина. Он продолжал посещать различные святые места, дошел даже до монастыря Атос в Греции и до Иерусалима. И все это пешком!

После таких путешествий Распутин возомнил себя избранником Бога, объявил, что он святой, и на каждом шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление. Слухи о сибирском знахаре стали распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали из далеких краев. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль: действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния.

Однажды во время распашки поля Распутину было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом, который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола.

В 1905 году Распутин попал в столицу Российской империи, причем в очень удачный момент. Дело в том, что церковь нуждалась в "пророках" - людях, которым бы верил народ. Распутин был как раз из этой категории - типичная крестьянская внешность, простая речь, крутой нрав. Однако враги говорили, что Распутин использует религию лишь как ширму для своего цинизма, жажды денег, власти и секса.

В 1907 году его пригласили к императорскому двору - как раз в разгар одного из приступов болезни у цесаревича. Дело в том, что императорская семья скрывала гемофилию наследника, опасаясь общественных волнений. Поэтому они долго отказывались от услуг Распутина. Однако когда состояние ребенка стало критическим, Николай сдался.

Вся последующая жизнь Распутина в Санкт-Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича. Однако не ограничивалась этим. Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургского общества. Когда же он стал приближенным к императорской семье, столичная элита сама стремилась быть представленной сибирскому знахарю, которого за глаза называли не иначе, как "Гришка Распутин".

В 1910 году в Петербург переехала его дочь Мария, чтобы поступить в Академию богословия. Когда к ней присоединилась Варвара, обе дочери Григория Распутина были определены в гимназию.

Николай I не приветствовал частые появления Распутина во дворце. Тем более, что вскоре в Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что, используя свое огромной влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице. Его пьяные дебоши и настоящие погромы приводили в ужас население Петербурга. Он к тому же сильно подрывал императорский авторитет, так как поговаривали о слишком близких отношениях Григория Распутина и императрицы.

В конце концов чаша терпения была переполнена. В среде императорского окружения возник заговор против Распутина. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Митрофанович Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы, известный своими ультраконсервативными взглядами) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора Николая).

Поздним вечером 16 декабря 1916 г. Распутин был приглашён в дом Юсупова под предлогом встречи с княгиней Ириной Александровной. На самом та деле та находилась на лечении в Крыму и, скорее всего, ничего не знала о заговоре. Феликс попросил гостя подождать княгиню в подвальном помещении (оформленном в виде гостиной), предложил вина и пирожных. Распутин, не догадываясь, что в угощения был подсыпан яд, съел пару пирожных и запил вином. Цианистый калий на Григория почему-то не подействовал. Как выяснилось позже, доктор Визовет, участвовавший в покушении, не посмел нарушить клятву Гиппократа и вместо яда положил безвредный порошок.

Юсупову пришлось взять револьвер и самому убить Распутина, чтобы раз и навсегда покончить со «святым старцем». Услышав выстрел, заговорщики, находившиеся всё это время наверху, в комнате князя, спустились в подвал. Юсупов стоял в полном оцепенении, на полу лежал без сознания Распутин. Доктор Лазоверт, пощупав его пульс, поспешно объявил о смерти Григория. Все трое, кроме Феликса, поднялись опять наверх. Неожиданно они услышали крики Юсупова. «Труп» старца пытался душить князя со словами: «Феликс, Феликс, всё скажу императрице!» Быстро спустившись в подвал, Пуришкевич увидел Распутина, выбегающего во двор, и бросился вдогонку за ним. То, что произошло в эти минуты, казалось чем-то сверхъестественным. Позже, Пуришкевич вспоминал: «Григорий Распутин, которого я полчаса назад созерцал при последнем издыхании, лежащим на каменном полу столовой, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решётки, выходившей на улицу…. Первое мгновение я не мог поверить своим глазам, но громкий крик его в ночной тишине на бегу: «Феликс! Феликс! Всё скажу императрице!» убедил меня, что это он, что это Григорий Распутин, что он может уйти, благодаря своей феноменальной живучести, что ещё несколько мгновений, и он очутится за воротами на улице… Я выстрелил. В ночной тишине чрезвычайно громкий звук моего револьвера пронёсся в воздухе – промах… Я выстрелил вторично на бегу, - и… опять промахнулся… Я остановился, изо всех сил укусил себя за кисть левой руки, чтобы заставить себя сосредоточиться и выстрелом (в третий раз) попал ему в спину. Он остановился, тогда я, уже тщательно прицелившись, дал четвёртый выстрел, попавший ему, кажется, в голову. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногой в висок. Он лежал, скребя снег… и только лязгал и скрежетал зубами».

Убийцы опустили связанное тело Распутина в заранее приготовленную прорубь на льду Малой Невки у Крестовского острова. Спустя три дня, когда труп был найден, оказалось, что его лёгкие были полны воды. Григорий Распутин, отравленный ядом, простреленный пулями, на самом деле захлебнулся, пытаясь дышать. Пальцы на руке, высвобожденной из верёвок, были сложены для крестного знамения.

Через несколько дней имена убийц стали известны полиции. Николай II наказал Юсупова, отправив его в «ссылку» в имение Ракитино, где Феликс должен был жить под надзором. Великому князю Дмитрию было приказано немедленно покинуть Петроград и отправиться на фронт. Демократ-черносотенец Пуришкевич был вообще освобождён от наказания.

Устранив Г. Распутина, заговорщики считали, что царь сможет, наконец-то, услышать голос народа (то есть Думы), собраться с силами, выиграть войну и возродить страну. «Святой старец» был противником всяких войн, намеревался предотвратить революцию и спасти самодержавие. Однако убийство Распутина отнюдь не улучшило положение ни в стране, ни в царской чете, а, напротив, углубило разрыв между Романовыми. Для Николая самым большим ударом был тот факт, что в числе заговорщиков были члены царской семьи. Не задолго до гибели Распутин написал своё «завещание» – письмо императору:

«…Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января…. Если я буду убит простыми убийцами, и особенно моими собратьями русскими мужиками, ты, царь русский, можешь ничего не бояться, останешься на троне и будешь править, и ты, царь русский, можешь ничего не бояться и за детей своих, они будут царствовать в России ещё сотни лет.

Но если меня убьют бояре, и если они прольют мою кровь и если их руки будут обагрены моей кровью, то 25 лет они не смоют мою кровь с рук. Они не покинут Россию. Братья будут убивать братьев, и они будут убивать один другого и ненавидеть один другого, и за 25 лет не останется бояр в стране.

Государь земли русской, если ты услышишь звон колокола, который возвестит тебе, что Григорий убит, ты должен знать это: если это будет твой родственник, который причинил мне смерть, тогда никто из твоей семьи, никто из твоих детей или родных не останется в живых, не пройдёт и двух лет. Они будут убиты русским народом….

Я буду убит. Мне не долго оставаться среди живущих. Молись, молись, будь сильным, думай, думай о твоей благословенной семье.
Григорий»

текст приведен по печатавшемуся в современных газетах, поэтому орфографические ошибки обычные для Распутина исправлены

На Николая это предсказание произвело сильное впечатление и, скорее всего, определило его многие дальнейшие поступки. Он сбылось через 19 месяцев после смерти старца – вся царская семья была расстреляна большевиками в Екатеринбурге.

Таким образом, убийство Григория Ефимовича Распутина имело огромное значение в истории Российской империи, стало предвестником революции. Печально, что с этим фактом связано имя Феликса Юсупова – главного заговорщика и преступника.

В российской истории начала XX века нет фигуры более занятной, чем Григорий Распутин . Невесть откуда взявшийся крестьянин сумел достичь невероятного положения, фактически подчинив себе царскую чету, чем в немалой​ степени поспособствовал падению монархии в России.

Если для отечественных историков советского периода Распутин всё-таки являлся фигурой второстепенной, то на Западе ему охотно посвящали целые тома исследований.

Но харизма «святого старца» подействовала не только на учёных — образ бородатого мужика в красной русской рубахе оказался востребованным и в западной культуре. Фильмы, мультфильмы, спектакли, песни — Распутин для западного мира стал таким же символом России, как матрёшка, водка и балалайка.

В нашей стране фигура Распутина ажиотажа не вызывала. Разве что пьющих российских мужичков в 1990-х возбуждала одноимённая немецкая водка, где старец был дважды «изображён на бутылке».

На пороге «реабилитации»

Однако в последнее время наметилась тенденция к пересмотру сложившегося образа Распутина как сомнительной личности и успешного афериста. «Рассекреченные документы» будто бы свидетельствуют, что вёл «старец» весьма аскетический образ жизни, никакой «великой машиной любви» не являлся и был праведником.

По правде говоря, такого поворота событий следовало ожидать. Нынешняя «историческая реабилитация» Григория Распутина виделась делом неизбежным ещё несколько лет тому назад.

Чудесное превращение Распутина в праведника изрядно бы позабавило его современников. Наверное, также были бы удивлены россияне XXI века, узнай они, что их потомки в веке XXII восхваляют «чудеса» Григория Грабового .

Но кем на самом деле был Григорий Ефимович Распутин и какую в действительности роль он сыграл в русской истории?

Григорий Распутин в окружении женщин. Фото: www.globallookpress.com

Ямщик, не гони...

Его биография довольно запутанна, и к этому приложил руку сам Григорий Ефимович. Трудности начинаются с даты рождения, которая «гуляет» от 1864 до 1872 года.

Некоторые историки считают, что Распутин сам «добавлял себе лет», чтобы больше соответствовать амплуа «старца».

На деле на «старца» Григорий Ефимович никак не тянул — к моменту трагической гибели в 1916 году ему было около 50 лет.

Родился он в семье ямщика в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. В школе Гриша не обучался ни дня и никакого образования не имел в принципе.

Болезненный с детства, Григорий искал исцеления в религии, путешествуя по святым местам. В 1890 году он женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной , которая родила ему троих детей.

Вообще, большая часть информации о молодых годах Распутина исходила от него самого, и быть уверенным в том, что Григорий Ефимович говорил правду, нельзя.

«Чуда! Чуда!»

Женитьба не остановила странствий Распутина, и после одного из путешествий он вдруг объявил, что обладает чудодейственной силой, позволяющей исцелять людей.

Здесь нужно отметить, что институт целительства в России возник отнюдь не на рубеже XX-XXI веков. Людей, объявлявших себя шаманами, колдунами, волхвами, «божьими людьми», на Руси всегда было в избытке, так что Распутин тут отнюдь не был уникумом.

В 1903 году Григорий Распутин впервые появляется в Петербурге, уже имея за плечами славу «божьего человека», наделённого «даром». Среди адептов Распутина оказываются и весьма влиятельные люди, включая представителей церкви.

Ничего удивительного в этом нет — «чиновникам в церкви», которых во все времена было много, нужны были люди, творящие чудеса «божьим именем». Разумеется, под чутким и внимательным контролем. Распутин казался весьма подходящей кандидатурой.

Много лет историки спорят — обладал ли Распутин способностями к гипнозу? Вполне возможно. Во всяком случае, воздействовать на людей для достижения своих целей он умел прекрасно.

Итак, во время первого своего визита в Петербург в 1903 году Распутин познакомился с ректором Духовной академии епископом Сергием , а также инспектором Санкт-Петербургской Академии архимандритом Феофаном .

О «святом старце» узнают в кругах великосветского общества Петербурга, и к праведнику Григорию начинает тянуться поток страждущих здоровья и душевной благодати представителей элиты.

Отчего вдруг образованные и умные люди начинают верить крестьянину с сомнительной биографией? Этот феномен скорее по части психологии и психиатрии, а не исторической науки.

Существовал он и до, и после Распутина. В начале 1980-х годов учёный Абай Борубаев и экстрасенс Мирза Кымбатбаев сколотили в СССР секту, в которую рядами и колоннами вступали в поисках благодати представители творческих кругов. К создателям секты текли огромные суммы пожертвований, которые совершали умные, образованные и успешные люди. Закончилась эта история трагически — по приказу главы секты её адептами был забит насмерть один из членов «братства», знаменитый советский актёр, звезда «Пиратов XX века» Талгат Нигматулин .

«Великая машина любви»

Но вернёмся к Распутину. Уже в 1903 году в Тобольской губернии местные священники сигнализируют — «старец» уж слишком странно «исцеляет» приезжающих к нему великосветских дам. Избавление от мирских страстей происходит почему-то в бане, в полуодетом виде, с действиями, которые как-то не очень похожи на усмирение плоти.

Распутина обвинили в ереси, но дело успешно замяли. Сторонники Распутина говорят — за отсутствием состава преступления, противники утверждают — за «старца» вступились влиятельные поклонники.

«Банные дни» будут преследовать Распутина до самой смерти, и они, собственно, и станут причиной возникновения легенды о «великой русской машине любви».

Тут нужно не забывать, что «старцу» к тому времени было меньше 40 лет, о его сексуальном здоровье свидетельствует наличие троих детей, приезжавшие к нему дамы были весьма хороши собой и, в отличие от сибирских крестьянок, весьма ухоженны.

Постепенно слава о «святом старце» доходит до царского двора и лично до императрицы Александры Фёдоровны .

При русском дворе, так уж исторически сложилось, присутствовал штат приживалок, выдававших себя за юродивых, прорицателей, целителей и тому подобных персон. Во времена Николая II и его жены Александры Фёдоровны это явление расцвело пышным цветом.

Причины для этого были — царица никак не могла родить наследника и готова была верить во всё, что угодно, лишь бы добиться желанной цели. Муж её был человеком мягким, жену любил искренне, старался ей не перечить и, главное, тоже мечтал о сыне.

Карикатура на российский царский дом. Фото: www.globallookpress.com

Врачеватель царевича

И тут же на царскую чету обрушился удар — наследник страдал гемофилией, то есть несвёртываемостью крови. Болезнь эта передаётся по женской линии, но болеют ей исключительно мужчины.

Давайте отвлечёмся от царского статуса Романовых. Обычные родители узнают, что их сын обречён всю жизнь мучиться от страшной болезни, которая, скорее всего, сведёт его в могилу молодым. Мать знает, что именно её гены «подарили» сыну этот недуг. Страшная боль, страшное чувство вины. А когда ещё ребёнок начинает мучиться от страшных болей, пойдёшь на всё и поверишь во всё, лишь бы избавить его от страданий.

И тут на горизонте появляется Григорий Распутин, который, по его более поздним рассказам, явился в Петербург по велению Богородицы, чтобы излечить царевича.

1 ноября 1905 года, в разгар первой русской революции, Николай II впервые встречается с Григорием Распутиным лично. В своём дневнике император записал: «4 часа поехали на Сергиевку. Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божиим — Григорием из Тобольской губ.»

Надо отдать должное императорской чете — Распутина к царевичу пустили не сразу. Но в 1907 году лучшие врачи стали разводить руками и морально готовить родителей к скорой смерти сына. И в один из таких моментов полного отчаяния Александра Фёдоровна призвала Распутина. «Старец» пришёл и... снял приступ у мальчика.

Будем объективны — видимо, Григорий Распутин действительно облегчал страдания царевича. Был ли это гипноз, экстрасенсорные способности, божья благодать — об этом можно спорить. Но тот факт, что Распутин действительно помогал царевичу Алексею, вряд ли можно отрицать.

С этого момента и Александра Фёдоровна, и сам Николай II готовы были молиться на Распутина. И кто их в этом упрекнёт?

Распутинозависимость

Тем более сам Распутин заявляет: «Царевич будет жив, покуда жив буду я». Лучше охранной грамоты для себя он придумать не мог.

А Распутин наслаждался обретённой властью. Постепенно он стал влиять на решение государственных вопросов, объясняя свои идеи «видениями». Через какое-то время люди, назначаемые на государственные посты в империи, вынуждены были проходить через «фильтр Распутина».

До начала Первой мировой войны открыто критикуют происходящее только революционеры. За рубежом на всё это смотрят как на русскую экзотику.

Но когда Распутин начинает влезать в кадровые и даже в военные решения во время Первой мировой войны, вплоть до замены Главнокомандующего, это вызывает всеобщее отторжение.

Члены царской фамилии пытаются воздействовать на правящую чету, говоря, что всё это становится опасным для престижа монархии. Александра Фёдоровна отказывается слушать критиков.

Неудачи на фронте подогревают страсти в обществе. Против Распутина открыто выступает Государственная Дума, в народе судачат о том, что с «Гришкой» спят не только фрейлины, но он наставил рога и самому государю-императору.

Здравый смысл требовал устранить источник нарастающего раздражения — удалить Распутина хотя бы временно. Но императрица не отличалась гибкостью характера, а самое главное, благополучие сына интересовало её больше всего.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин. Фото: www.globallookpress.com

Заговор высших сфер

В 1914 году на Распутина было совершено первое покушение. Его ударила ножом в живот и тяжело ранила Хиония Гусева , приехавшая из Царицына. «Старец» был уверен, что стал жертвой заговора, но в итоге Хионию признали душевнобольной.

Настоящий заговор созрел в конце 1916 года, и его участниками стали князь Феликс Юсупов , видный монархист Владимир Пуришкевич и даже великий князь Дмитрий Павлович . Участники заговора полагали, что необходимо избавить монархию от Распутина, пока он сам не избавил Россию от монархии.

Участники заговора впоследствии многократно меняли свои показания, поэтому абсолютно достоверно установить картину происшествия сложно. Ясно, что вечером 16 декабря 1916 года князь Юсупов заманил Распутина во Дворец Юсуповых на Мойке. Там Распутина сначала попытались отравить, однако цианистый калий на него не подействовал. Заговорщики открыли огонь из пистолетов, и «старец» упал. Пока решали, что делать с телом, Распутин пришёл в себя и попытался бежать. Настигли его только у высокой стены сада, где вроде бы добили, после чего отвезли труп на автомобиле к заранее выбранному месту недалеко от Каменного острова и сбросили с моста в полынью Невы таким образом, что тело оказалось подо льдом.

Заговорщиков подвёл дилетантизм — тело нашли довольно быстро, а ещё быстрее нашлись свидетели, рассказавшие о том, что видели Распутина входящим в дом князя Юсупова. При обыске в доме князя нашлось такое количество улик, что отпираться не было никакого смысла.

Необратимость

Расследование, однако, шло небыстро — в заговоре участвовали лица из царской фамилии, и даже императору было сложно принять решение о том, чтобы наказать виновников по всей строгости.

Пока шёл процесс, грянула Февральская революция. После свержения царизма виновники убийства Распутина более никого не интересовали.

Его гибель в декабре 1916 года ни на что повлиять уже не могла — распутинщина стала последним гвоздём в крышку гроба российском монархии.

Понять мотивы, заставлявшие Александру Фёдоровну держаться за Распутина, можно. Но то, что простительно для обычной матери, измученной болезнью сына, непростительно для императрицы.

История же судит монархов куда строже, нежели простых людей.

Но сто лет спустя кому-то кажется, что история имеет сослагательное наклонение и её можно изменить, «нарисовав» вместо образа реального Распутина его улучшенную версию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!