Рассказ печенье написала осеева. Разработка урока к рассказу В

Наташе

Засни, моя деточка милая!

В лес дремучий по камушкам мальчика-с-пальчика,

Накрепко за руки взявшись и птичек пугая,

Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда.

Приветливо нас повстречают красные маки,

Не станет царапать дикая роза в колючках,

Злую судьбу не прокаркнет птица-вещунья,

И мимо на ступе промчится косматая ведьма,

Мимо мышиные крылья просвищут Змея с огненной пастью,

Мимо за медом-малиной Мишка пройдет косолапый…

Они не такие…

Не тронут.

Засни, моя деточка милая!

Убегут далеко-далеко твои быстрые глазки…

Не мороз - это солнышко едет по зорям шелковым,

Скрипят его золотые, большие колеса.

Смотри-ка, сколько играет камней самоцветных!

Растворяет нам дверку избушка на лапках куриных.

На пятках собачьих.

Резное оконце в красном пожаре…

Раскрылись желанные губки.

Светлое личико ангела краше.

Веют и греют тихие сказки…

Полночь крадется.

Темная темь залегла по путям и дорогам.

Где-то в трубе и за печкой

Ветер ворчливо мурлычет.

Ветер… ты меня не покинешь?

Деточка… милая…

Мне сказали, там кто-то пришел, в сенях стоит. Вышел я из комнаты, а там, гляжу, - монашек стоит.

Здравствуй! - говорит и смотрит на меня пристально, словно проверяет что-то.

Маленький монашек, беленький.

Здравствуй, что тебе надо?

Так, по домикам хожу, - подает мне веточку.

Что это, монашек, никак листочки!

Листочки, - и улыбается.

А я уж от радости не знаю, что и делать. Комната, рамы и вдруг эта ветка с зелеными, совсем-совсем крохотными масляными листочками.

Хочешь, монашек, баранок турецких, у нас тут на углу пекут?

Чего же тебе, молочка хочешь?

Ну, яблочков?

Медку бы съел немножко.

Медку… Господи, монашек!.. Я тебя где-то видел…

Монашек улыбается.

Крепко держу зеленую ветку. Листочки выглядывают.

Моя ветка, мои и листочки!

Динь-динь-динь…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За незабудкой.

Вышла Незабудка, заискрились синие глазки. Принял Ангел синюю крошку, прижал к теплому белому крылышку и полетел.

Стук-стук-стук…

Кто там?

За цветом?

За каким?

За ромашкой!

Вышла Ромашка, протянула белые ручки. Пощекотал Бес вертушке желтенькое пузочко, подхватил себе на мохнатые лапки и убежал.

Динь-динь-динь…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За фиалкой.

Вышла Фиалка, кивнула голубенькой головкой. Приголубил Ангел черноглазку и полетел.

Стук-стук-стук…

Кто там?

За цветом.

За каким?

За гвоздикой.

Вышла Гвоздика, зарумянились белые щечки. Бес ее в охапку и убежал.

Опять звонил колокольчик, - прилетал Ангел, спрашивал цвет, брал цветочек. Опять колотила колотушка, - прибегал Бес, спрашивал цвет, забирал цветочек.

Так все цветы и разобрали.

Сели Ангел и Бес на пригорке в солнышко. Бес со своими цветами налево, Ангел со своими цветами направо.

Уговор не смеяться, кто засмеется, тот пойдет к Бесу.

Ангел смотрит сурьезно.

В чем ты грешна, Незабудка? - начинает исповедывать плутовку.

Незабудка потупила глазки, губки кусает - вот рассмеется.

Налево у Беса такое творится, будь ты кисель киселем, и то засмеешься. Поджигал Бес цветочки: сам мордочку строит, - цветочки мордочку строят, сам делает моську, - цветочки делают моську, сам рожицы корчит, - цветочки рожицы корчат, мяукают, кукуют, юлой юлят и так-то и этак-то - вот как!

Незабудка разинула ротик и прыснула.

Иди, иди к Бесу! - закричали цветочки.

Пошла Незабудка налево.

Тихо у Ангела. Гладят тихонько цветочки белые крылышки, дуют тихонько на перышки.

А налево гуготня, - Бес тешится. Ангел смотрит сурьезно, исповедует:

В чем ты грешна, Фиалка?

Насупила бровки Фиалка, крепилась-крепилась, не вытерпела и улыбнулась

Иди, иди к Бесу! - кричали цветочки.

Пошла Фиалка налево.

Так все цветочки, какие были у Ангела, не могли удержаться и расхохотались.

И стало у Беса многое множество и белых и синих - целый лужок.

Высоко стояло на небе солнышко, играло по лужку зайчиком.

Тут прибежало откуда-то семь бесенят и еще семь бесенят и еще семь, и такую возню подняли, такого рогача-стрекоча задавать пустились, кувыркались, скакали, пищали, бодались, плясали, да так, что и сказать невозможно.

Цветочки туда же, за ними - и! как весело, - только платьица развеваются синенькие, беленькие.

Кружились-кружились. Оголтели совсем бесенята, полезли мять цветочки да тискать, а где под шумок и щипнут, ой-ой как!

Измятые цветочки уж едва качаются. Попить запросили.

Ангел поднялся с горки, поманил белым крылышком темную тучку. Приплыла темная тучка, улыбнулась. Пошел дождик.

Цветочки и попили досыта.

А бесенята тем временем в кусты попрятались. Бесенята дождика не любят, потому что они и не пьют.

Ангел увидел, что цветочкам довольно водицы, махнул белым крылышком, сказал тучке:

Будет, тучка, плыви себе.

Поплыла тучка. Показалось солнышко.

Ангелята явились, устроили радугу.

А цветочки схватились за ручки да бегом горелками с горки

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло…

Очухались бесенята, вылезли из-под кустика да сломя голову за цветочками, а уж не догнать, - далеко. Покрутились-повертелись, показали ангелятам шишики, да и рассыпались по полю.

Тихо летели над полем птицы, возвращались из теплой сторонки.

Бесенята ковырялись в земле, курлыкали - птичек считали, а с ними и Бес-зажига рогатый.

Чуть только лес оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою ко-лючку-ежевую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.

Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает, - брюшко у Костромы мяконькое, переливается.

Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, - пускай их!

вера чигряй
Художественное слово о хлебе

Художественная литература о хлебе .

Сказки : «Легкий хлеб » , «Крупеничка» , «Крылатый, мохнатый, да масляный» , «Колосок» ;

В. Дацкевич «От зерна до каравая» ;

К. Чуковский «Чудо – дерево» , «Булка» ;

Я. Аким «Хлеб » , «Пшеница» ;

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба » ;

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» ;

И. Токмакова «Что такое хлеб » ;

Н. Самкова «О хлебе » ;

П. Коганов «Хлеб - наше богатство » ;

А. Букалов «Как машины хлеб берегут » ;

Е. Житникова «От зёрнышка до булочки» ;

К. Паустовский «Теплый хлеб » ;

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый… » ;

Е. Русаков «Черный хлеб » , «Ржаной колос» ;

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом » ;

К. Ушинский «Хлеб » ;

загадки, скороговорки, пословицы , поговорки, приметы о хлебе

Стихи о хлебе

«Что такое хлеб

Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели,

Мы говорим - ХЛЕБ !

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны,

Мы говорим – ХЛЕБ !

Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою

Мы говорим – ХЛЕБ !

Ешь его, расти и помни :

В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился

Свежий ХЛЕБ !

И. Токмакова

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят .

Хлеб ржаной , батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют ,

Сил для хлеба не жалеют .

(Я. Аким)

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе :

"Хлеб всему голова !" –

В поле, в доме, в державе!

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий.

Эй, ты, попирающий корку ногою.

Ты топчешь достоинство наше людское.

«Пшеница»

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь - зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей .

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски .

Всем, кто лелеял хлебный колосок ,

Вот он Хлебушек душистый ,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой

Сила солнышка хранится и земли родной.

И расти под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный , хлебный колосок .

«В поле»

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется как море…

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Все живет и обливает

Золотым своим огнём.

И среди колосьев ржи

Где кружатся мотыльки,

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают голубые васильки.

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.

Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!

До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает : - Трактор пашет, не катает!

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

«Золотой дождик»

По земле сырой, не жёсткой

Там, где тракторы прошли

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли

И до вечера и позже

До полуночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик

Точно дождик золотой.

«Хлеба пекутся »

Тонкой струйкой сытной

Змеится теплый запах по углам.

Вдыхаю мир отрадный, самобытный

С любовью и слезами пополам.

Как просто пониманье Мирозданья,

Когда, проснувшись по утру в тепле,

Под солнечное лучика лобзанье,

Домашний хлеб увидишь на столе .

Чудесный колосок

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях –

Попадёт на стол в хлебах .

Сушки, плюшки и батон –

Хлеб приходит в каждый дом.

Кравченко Елена

Скороговорки о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе :

Будет хлеб , будет и обед.

Пот на спине, так и хлеб на столе .

Без соли невкусно, а без хлеба несытно .

Хлеб - дар божий , отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош .

Покуда есть хлеб , да вода- все не беда.

Без хлеба всё приестся .

Дожили до клюки, что ни хлеба , ни муки.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь .

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо .

Худой обед коли , хлеба нет .

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска , так и стол доска.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе .

Не тот хлеб , что в поле, а тот, что в закромах.

Если хлеба каравай , так и под елью рай.

Лучше хлеб с водой , чем пирог с бедой.

Ржаной хлебушко - калачу дедушка .

Почему в народе говорится :

«До поры до времени не сеют семени» ;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь» ;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево» ;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» ;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать » ;

«Сей в срок - будет прок!» ;

«Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь» ;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится» ;

«Хорошо зерно в землю спать уложишь - хорошо и разбудишь, сыт будешь» ;

«Кто пахать не ленится, у того хлеб родится » ;

«Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет » ;

«Какова земля, таков и хлеб » ;

«Клада не ищи, а землю паши - и найдешь» ;

«Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут» ;

«Кто хлеб носит , тот есть не просит» ;

«Сей овес хоть в воду, да в пору» ;

«Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет» ;

«Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней» ;

«Не соберешь овес - наглотаешься слез» .

«Цена хлеба »

Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба ? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека .

Мне больно, когда я случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен , бесстыжий

Эй, ты, попирающий корку ногою

Ты топчешь достоинство наше людское

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Приметы о хлебе :

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба , еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб , становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике , хлеб следует поцеловать .

Народные приметы про хлеб .

Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

Комары появились - пора сеять рожь.

Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять.

Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять.

Рассказ о святых Февронии и Петре Муромских.

В давние времена, на Руси жила-была очень мудрая крестьянская девушка Феврония. И полюбила она князя Петра Муромского. А когда она стала женой князя Петра, бояре невзлюбили её за то, что была из простых, не княжеского рода. Бог же прославлял её за доброту и милосердие.

Однажды один из слуг, пришёл к мужу Февронии – князю Петру и стал наговаривать на княгиню : Из-за стола она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает хлебные крошки в руку свою , словно голодная

Благоверный князь Петр, желая проверить Февронию, стал наблюдать за ней во время обеда. И когда после еды княгиня, по обыкновению, собрала хлебные крошки в руку свою , князь решил устыдить её – не подобает же княгине собирать крошки.

Он взял Февронию за руку, разжал ей пальцы и увидал внутри… благовонный ладан и драгоценный жемчуг.

Это милосердный Бог, не желая стыда доброй княгине, совершил чудо : Хлебные крошки превратились в ладан и драгоценности. И с этого дня перестал князь верить наговорам бояр, доверял княгине.

С тех пор хлеб считают святым , данный богом.

В те давние времена хлеб был белый , да черный. А в наше время в магазинах большое разнообразие хлебобулочных изделий .

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

Ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

Ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

Формирование навыков работы с текстом

Формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

Формирование чувства эстетического удовольствия

Развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические;

Беседа;

Средства обучения:

Печатные;

Демонстрационные;

Аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

План урока.

1. Организация начала урока.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты . В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

4 слайд

Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

Найдите этот фрагмент в тексте.

Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

4. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение - сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

Докажите, что это рассказ.

Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

В этом произведении есть волшебство? (Нет)

Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

Молодцы! Вы доказали, что данное произведение - рассказ.

Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? (Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

6. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

- Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!

Рассказ Валентины Осеевой "Печенье" начинается с того, что бабушка приготовила вкусное домашнее печенье и все домашние собирались ко столу. Закончив последние приготовления она налила всем домочадцам чай и села за накрытый стол, так же как мама и два брата - Миша и Вова. Мама насыпала приготовленное печенье в тарелку и тоже придвинулась.

В это же время мальчишки весело высыпали все содержимое тарелки на стол и договорились делить ровно поровну, чтобы никому не было обидно. Разделив всё на две абсолютно равные половинки, братья приступили к трапезе. Они с удовольствием поглощали одно за другим печенье, две большие кучки уменьшались прямо на глазах. Мама с бабушкой на протяжении всего чаепития не проронили ни слова. Да и мальчики сами не разговаривали - уж слишком сильно были поглощены рассыпчатыми и тающими во рту сладостями.

Встав изо стола и оглядев после себя место, мальчики вынесли вердикт - очень вкусно и сытно. Похлопав себя по полном животам они посмотрели на старшее поколение, которые остались сидеть. Мама так и сидела перед полной кружкой чая, не сделав и глотка, а бабушка жевала корочку чёрного хлеба. Но на Мишу и Вову это не произвело никакого впечатления, им казалось что все так и должно быть.

Своим коротким рассказом Осеева показывает как бывают невежественны и жадны люди, даже к самым близким и родным. Никто не рассказал и не научил мальчишек, что необходимо делиться друг с другом. Тем более обе женщины приложили максимум усилий - сами приготовили поесть и собрали на стол. А у братьев даже не возникло мысли, что печенье надо было делить на 4 равные части. Конечно, понятно что две взрослые женщины старались в первую очередь угодить своим любимым сыновьям и внукам, но видимо избаловав их в конец, не привили уважение к старшим и вообще к ближнему. Не преподав им урок когда-то в детстве, теперь они пожинают плоды уже выросших ребят.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Осеева. Все произведения

  • Бабка
  • Печенье
  • Сыновья

Печенье. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Паустовский Старый повар

    Повествование рассказа происходит где-то из окраины старой Вены, где престарелый повар, который проработал на престижной должности длительные годы, находится при смерти. Никогда он не был привязан к Богу, никогда не посещал церковь по собственному желанию

  • Краткое содержание Кэрролл Алиса в Зазеркалье

    Безвестный английский профессор математики Чарльз Додгсон, или великий английский писатель Льюис Кэрролл, после оглушительного успеха первой части, продолжает повесть о приключениях девочки Алисы.

  • Краткое содержание Белый Клык Лондона

    «Белый Клык» – повесть о жизни волка – Белого Клыка. С первых строчек Джек Лондон знакомит читателя с Северной глушью – холодным и диким местом, где идет ожесточенная борьба за выживание.

  • Краткое содержание романа Тристан и Изольда легенда, опера

    Легенда о трагической и прекрасной любви благородного Тристана и Белокурой Изольды возникла в VIII веке в Ирландии. История любви передавалась из уст в уста, каждый рассказчик придавал произведению характерные черты, присущие его народу.

  • Краткое содержание Странная история Тургенев

    Главный герой приехал по службе на несколько дней в губернаторский город Т. Съездив по всем своим рабочим делам, он решил заехать к старому знакомому своего отца, который к этому времени уже успел овдоветь.

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ставят вопросы нравственного содержания и ищут на них ответы. Урок призывает каждого задуматься о своём поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

В. Осеева «Печенье».

Цель:

  1. приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость);
  2. совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения;
  3. развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Я знаю, каждый в классе – гений.

Но без труда талант не впрок,

Мы вместе сочиним урок!

Я уверена, вы мне поможете. А чтобы всё получилось нам надо потрудиться.

2. Подготовительные упражнения.

а) Дыхательная разминка:

«Остуди чай» «Понюхай цветок» «Сдуй пылинку».

б) Звуковая разминка :

Работа насоса……ф-ф-ф-

Шум леса …ш-ш-ш

Бег лошадки …цок-цок-цок…

Рычание тигрёнка …р-р-р

Полёт пчелы …з-з-з

в) Литературная разминка.

(слайд с антонимами)

Подберите к словам слова, противоположные по смыслу.

Про кого так говорят? (про людей)

Учитель . Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

- У каждого человека могут быть хорошие и плохие черты характера. В каждом человек есть две половинки: белая и черная. Важно только какую человек открывает в себе больше.

А теперь поработаем над пословицами. Соедините начало с концом.

Начало пословиц

Конец пословиц.

1.При солнышке тепло,

1. чем родная матушка.

2. Нет лучше дружка,

2. кто красиво поступает.

3. Красив тот,

3. тот вовек не погибает.

4. Кто родителей почитает,

4. при матери добро.

Какой темой эти пословицы объединены?

Ученики . Эти пословицы о семье.

– Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

(Это любимые, самые родные люди, которые уважают друг друга, помогают. Семья- это любовь, дружба, тепло, уют в доме, взаимовыручка и взаимопонимание, совместный труд, общие интересы и т.д.)

Тема урока

Учитель . Ребята, всему, о чем мы сейчас говорили, учат рассказы Валентины Александровны Осеевой.

Рассказ у чителя о биографии В.А.Осееевой.

В 1902 году в городе Киеве на Украине родилась писательница В.А. Осеева. Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят рассказы, сказки, стихи, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот». А вот ещё известные произведения В.Осеевой.

(показ слайда с книгами)

А теперь прочитайте девиз нашего урок (слайд девиза)

А вы знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: «Мало уметь читать, надо уметь думать». Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь. И рассказы В.Осеевой хоть и небольшие, но очень поучительные. Рассказ, который мы с вами будем читать сегодня, тоже заставит вас задуматься.

  1. Физминутка. Перед чтением давайте немножко расслабимся.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.

5.Первичное восприятие текста (читает учитель)

Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Печенье».

(слайд с картинкой)

Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Покажите сигнальными карточками (чёрные и белые). Почему?

Кто герои рассказа?

Как можно назвать их одним словом? (семья)

Понравилась вам эта семья? Покажите сигнальными карточками.

Вижу, что не понравилась. Ну что ж, давайте разберёмся.

6. Работа с текстом по учебнику

Прочитаем теперь вместе и по каждой части немного побеседуем. Будьте внимательны. При чтении вам встретятся трудные слова. Давайте проговорим их.

(слайд с трудными словами)

1) Повторное чтение и анализ прочитанного :

1-я часть (1-ый абзац)

Где происходит действие?

Зачем собралась семья? (чаепитие)

Для кого мама принесла печенье?

Покажите, какое настроение было в семье в начале рассказа? (белые)

2-я часть (до слов « рассыпчатое, сладкое» )

С какими словами обратился Миша к Вове? (Дели по одному, сказал строго)

С какими словами обратился Миша к бабушке?

Изменилось настроение у мамы и бабушки? (если сначала бабушка весело звенела чашками, то теперь автор пишет «за столом стало тихо»)

3-я часть (до конца)

Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье? (Нет, они разделили печенье только между собой и не подумали о других членах семьи)

А вы поступаете также?

Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?

(Начинался весело, все дружно собрались за столом, у всех хорошее настроение. А закончился тем, что мама и бабушка сидели и молчали, бабушке достался кусок чёрного хлеба, а мама даже не притронулась к чаю. Конечно, им очень обидно и неприятно, что дети так себя повели)

Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.

На доске запись:

Вежливый Невнимательный Эгоист

Жадный Добрый Бессовестный

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересами окружающих, думающий только о себе)

Знакомство со значением слова эгоист по толковому словарю Д.Ушакова

А хотели бы вы иметь таких друзей?

Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит? (почитанию старших, уважению к родителям)

Давайте ещё раз обратимся вот к этим пословицам. Они подходят к рассказу «Печенье»?

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Что значит чтить, почитать родителей?

(слайд: уважать, относиться с любовью)

Дорогие ребята! Совсем недавно мы с вами отмечали красивый праздник Международный женский день 8 Марта. Мы поздравляли своих мам, бабушек, сестёр. Но вы должны их любить не только по праздникам. Если вы хотите сделать маму счастливой, поступайте так, чтобы она радовалась каждый день и с гордостью могла сказать: «Знаете, какие у меня хорошие дети!» Не огорчайте своих мам, не обижайте бабушек, всегда помогайте и помните, что мама дала вам жизнь, вскормила вас своим молоком. Помните об этом особенно, когда станете взрослыми. И сколько бы ни было человеку лет 5 или 50, ему всегда нужна мама.

(музыкальная презентация о маме)

8. Завершение работы

Давайте ещё раз вернёмся к рассказу. Завершая работу над текстом, я хочу предложить вам интересное задание. Рассказ я разделила на части и каждую часть приклеила на полоску цветной бумаги. Они ничего вам не напоминают?

Да, это цвета радуги. Задание: расположить части текста так, чтобы получился рассказ. И если части соберём правильно, получим радугу. Итак, с какой полоски начинается радуга?

Дети выходят к доске, читают отрывки и из полосок складывается радуга.

Появилась радуга на доске сейчас. Веселее стало на душе у нас.

Только последняя полоска пустая. А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец. Это и будет ваше домашнее задание.

Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?
– С чем вы уходите с данного урока, что взяли в голову и в душу?

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, -- строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? -- спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатое! Сладкое! -- говорил Миша.

Угу! -- отзывался с набитым ртом Вова .

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму -- она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку -- она жевала корочку чёрного хлеба...




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!