Расстройства способности к обучению.

Особую группу когнитивных нарушений составляет специфическая неспособность к обучению (СНО). В англоязычной литературе эти расстройства носят общее название learning disabilities. В отечественной литературе пока нет общепринятого термина для обозначения этой группы нарушений развития. Часто их отождествляют с понятием задержки психического развития (ЗПР). Иногда можно встретить такие обозначения, как "трудности школьного обучения" или "школьные трудности". Понятно, что неуспех в школе может объясняться различными причинами - низкой мотивацией, педагогической запущенностью, истинной умственной отсталостью, заболеваниями, не связанными с психической сферой и т.д. Не следует смешивать школьную неуспеваемость с СНО.

Специфическая неспособность к обучению объединяет ряд когнитивных расстройств, мешающих школьному обучению, несмотря на сохранный интеллект. Чаще всего при этом наблюдаются трудности в освоении основных школьных навыков (чтения, письма, счета).

Количество детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, по оценкам многих специалистов, составляет порядка 20-30%. Из них до 20% приходится на долю специфических нарушений чтения, счета, письма. Это означает, что в каждом классе примерно четверть детей с трудом осваивают стандартную образовательную программу, причем основной причиной этого являются специфические нарушения развития, а не плохое прилежание. К сожалению, непонимание этого со стороны учителей и родителей ведет к снижению самооценки у таких детей и часто является причиной школьной дезадаптации и отклоняющегося поведения. Если учесть, что количество детей с СНО во всем мире имеет тенденцию увеличиваться, становится понятным, что проблема ранней диагностики и коррекции СНО стоит чрезвычайно остро. Не остались в стороне от этой проблемы и психогенетики.

Среди различных когнитивных нарушений, приводящих к трудностям школьного обучения, наиболее изученной является дислексия (нарушение способности к чтению - reading disability). На примере дислексии рассмотрим, какие подходы к исследованию СНО применяются в современной психогенетике.

6. Дислексия

Дислексия, или врожденная "словесная слепота", была впервые описана в середине 1890-х гг. Главным симптомом дислексии является невозможность освоить чтение, несмотря на сохранный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха или травм головного мозга. Не следует путать дислексию с нежеланием ребенка обучаться чтению в связи с неадекватным педагогическим воздействием, сниженной мотивацией и т.п. Характерными симптомами дислексии являются неспособность расчленять слово на фонемы и неспособность быстро называть простые зрительные стимулы (предметы, цвета, буквы, цифры). У дислексиков также часто встречаются слабые, но различимые нарушения зрительного и слухового восприятия и некоторые проблемы с координацией. Предполагают, что причиной дислексии являются специфические нарушения в клетках головного мозга.

Еще в начале ХХ в. было замечено, что случаи дислексии носят семейный характер. В 1950 г. было проведено первое семейное исследование дислексии. С тех пор генетические исследования дислексии стали носить систематический характер. Исследования близнецов показали более высокую конкордантность МЗ близнецов (68%) по сравнению с ДЗ (38%). Результаты свидетельствуют о роли наследственности и общей среды.

При подсчете простой конкордантности дислексия рассматривается как качественный, альтернативный признак, однако нет сомнения, что дислексия является сложным признаком, который требует количественной оценки и разработки стандартных критериев. При этом одной из главных задач является разработка методов количественной диагностики и определение пороговых оценок для постановки диагноза. К сожалению, следует констатировать, что единых психометрических критериев дислексии пока не существует. Это объясняется вариативной симптоматикой, возрастными изменениями, отсутствием четкого определения дислексии. Работа в этом направлении продолжает вестись. В ней принимают участие психологи, физиологи, медики, генетики.

Несмотря на отсутствие общепринятых критериев дислексии, на настоящий момент совершенно очевидно, что для генетических исследований дислексия должна рассматриваться как сложный мультифакториальный признак с пороговым эффектом. Вряд ли столь сложный фенотип определяется единственным геном с известной функцией, хотя это нельзя считать решающим аргументом в пользу мультифакториальной природы дислексии.

Большинство исследований последних лет показывают, что расстройства, связанные с действием одного гена, как правило, реже встречаются в популяции и носят более тяжелый характер. Например, ранняя форма болезни Альцгеймера. Недавно среди речевых нарушений также было обнаружено специфическое расстройство, связанное с мутацией единичного гена.

Не так давно была описана трехпоколенная семья, известная как КЕ, в которой наблюдалось выраженное речевое нарушение специфического характера (особый тип косноязычия). Это нарушение наследовалось по аутосомно-доминантному типу. Используя традиционный анализ сцепления, удалось картировать ген на небольшом интервале длинного плеча 7 хромосомы. Мутационный анализ позволил выявить конкретную мутацию в гене FOXP2, ответственную за синтез белка, фактора транскрипции. Мутация была обнаружена у всех пораженных членов семьи КЕ, однако среди других 270 детей с различными формами речевых расстройств подобного дефекта не было обнаружено ни в одном случае.

Нужно признать, что генетический анализ дислексии является сложной задачей. Это связано, во-первых, с тем, что не имеется прямой связи между генотипом и фенотипом. Во-вторых, фенотипическая вариативность дислексии чрезвычайно велика и меняется с возрастом. Например, у взрослых дефект компенсируется, но первичные признаки дислексии сохраняются. В-третьих, отсутствует единое понимание того, что такое дислексия: является ли она единым признаком или представляет собой целый кластер нарушений отдельных способностей (фонологических, орфографических, способности к быстрому называнию и т.п.). Вследствие этого различные исследователи пользуются разными экспериментальными подходами к изучению дислексии. Накладывает свой отпечаток и специфика языка той страны, в которой ведется исследование (большая часть работ выполнена на англоговорящих популяциях, однако исследования ведутся и в Дании, Норвегии, Финляндии, Германии). Все это создает многочисленные трудности для обобщения результатов генетического изучения дислексии.

Близнецовые и семейные исследования указывают на роль наследственности в развитии дислексии. Первая попытка связать наследуемость дислексии с конкретной хромосомой была предпринята в 1983 г. С помощью анализа сцепления удалось показать, что возможной зоной локализации дислексии является центромерный участок 15 хромосомы. В связи с развитием новых технологий поиски локусов, ответственных за этот дефект, в последнее время ведутся довольно интенсивно. Показана связь дислексии с 6 хромосомой (6 и 15 хромосома прицельно исследуются многими научными группами). Недавно было выявлено сцепление с участками 2, 3 и 18 хромосом.

Успешность проводимых в этом плане работ будет определяться тремя основными направлениями:

Во-первых, созданием методов картирования генов для количественных признаков, связанных с речевой сферой;

Во-вторых, выделением и вовлечением в генетические исследования более частных фенотипов, определяющих дислексию;

В-третьих - созданием возможностей для сканирования всего генома.

Главной целью поиска ключевых генов является попытка проникнуть в молекулярные механизмы патологии дислексии. Параллельно можно будет больше узнать о том, как осуществляется чтение и другие речевые процессы в норме. Идентификация конкретных генов не является самоцелью. На следующем этапе предстоит выяснить их функции (функциональная геномика), т.е. функции тех продуктов, которые кодируются данным геном: вовлечены ли они в метаболизм клетки и каким образом, являются ли они регуляторами транскрипции или структурными белками. Например, если соответствующий ген кодирует белок, являющийся мембранным рецептором, можно будет начать поиск агентов, с которыми он взаимодействует, и попытаться найти способы, чтобы изменить или прервать пути поступления сигналов. Идентификация генетических механизмов, ответственных за развитие нарушения чтения и других речевых процессов, будет способствовать выяснению природы нарушения и на других уровнях (физиологическом, нейропсихологическом). Все это приведет к лучшему пониманию природы дислексии и даст возможность для развития методов ранней диагностики и коррекции нарушения.

Дислексия является одним из сложных системных нарушений развития, которое в настоящее время в психогенетике изучено наиболее полно. На примере дислексии хорошо видно, в какой логике ведутся исследования генетики сложных нарушений и заболеваний. Кроме дислексии и других специфических когнитивных нарушений, современная психогенетика большое внимание уделяет исследованиям раннего детского аутизма и синдрома гиперактивности и дефицита внимания, которые также относятся к системным нарушениям развития и представляют интерес в связи с возрастающей встречаемостью среди детской популяции..

Что такое неспособность к обучению?

Неспособность к обучению является общим термином, который описывает определенные проблемы, возникающие при освоении нового материала. Неспособность к обучению – это неспособность человека запоминать информацию и использовать некоторые навыки. Это могут быть такие навыки, как:

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • говорение,
  • рассуждение, и
  • счет.

Неспособность к обучению характеризуется индивидуальными проявлениями. Один человек имеет меньшие трудности в обучении, другой - большие. У кого-то возникают проблемы с чтением и письмом, а у кого-то с пониманием математики, в отдельных случаях у человека возникают проблемы в каждой из этих областей, а также с пониманием того, что люди говорят.

Исследователи считают, что обучение людей с неспособностью к обучению, обусловлено различиями в том, как работает их мозг, и как он обрабатывает информацию. Дети с трудностями в обучении, не "тупые" и не "ленивые". На самом деле, они обычно имеют средний или выше среднего интеллект. Но их мозг обрабатывает информацию иначе, чем мозг обычных людей.

Лечения от неспособности к обучению не существует. Эта особенность сохраняется всю жизнь. Однако дети с неспособностью к обучении могут иметь высокую успеваемость, если обучаются по специальной методике, позволяющей обойти моменты, которые вызывают у них затруднение. При правильном подходе, дети с трудностями в обучении могут и должны учиться успешно.

Как часто встречается неспособность к обучению?

Оченьчасто! В Соединенных Штатах один из пяти людей страдает от неспособности к обучению. Практически 3 миллиона детей (от 6 до 21 лет) получают образование в специализированных школах. Больше половины из этих детей имеют те или иные формы неспособности к обучению.

Какие признаки у этого состояния?

Признаков, указывающих на неспособность к обучению, не существует. Эксперты прослеживают заметную разницу между тем, как ребенок учится в школе и насколько хорошо он или она могли бы это делать, учитывая уровень интеллекта и способностей. Существуют некоторые предпосылки, которые могут указать на то, что ребенок не способен к обучению. Большинство предпосылок имеют прямую связь с элементарными школьными задачами. Обычно у ребенка не проявятся все признаки, или даже большинство из них. Однако если у ребенка появляются некоторые из этих проблем, то родители и учителя должны рассмотреть возможность составления индивидуальной программы обучения с учетом проблемных моментов, возникших у ребенка.

Если у ребенка отсутствуют способности к обучению, то он или она:

  • может иметь проблемы с изучением алфавита, рифмовкой слов или формированием букв в слоги;
  • может делать много ошибок при чтении вслух, повторять слова или делать большие паузы;
  • может не понимать смысл прочитанного;
  • может иметь большие проблемы с орфографией;
  • может иметь неразборчивый почерк или неуклюже держать карандаш;
  • может иметь затруднения при выражении мыслей в письменной форме;
  • может несвоевременно осваивать речь и иметь ограниченный словарный запас;
  • может иметь проблемы с запоминанием звуков, которые образуют буквы или плохо улавливать разницу в звучании слов;
  • может не понимать шуток, подколок и сарказма;
  • может делать ошибки, произнося слова или использовать неправильные слова, похожие по звучанию;
  • может иметь проблемы с формулировкой своих желаний или затрудняться в подборе слов, необходимых для высказывания;
  • может неследовать социальным нормам ведения беседы, например, перебивать, стоять слишком близко к слушателю;
  • может путать цифры и математические символы;
  • может оказаться неспособным пересказать историю по порядку (что произошло сначала, что было потом); или
  • может не знать с чего начинать выполнение задания и как продолжить его.

Если у ребенка появляются неожиданные проблемы с обучением чтению, письму, слушанию, речи или математическим примерам, то учителя и родители должны обратить на это особое внимание и выяснить причины.

Школа и неспособность к обучению

Неспособность к обучению, как правило, диагностируется, когда дети достигают школьного возраста. Поскольку в школе основное внимание уделяется именно тому, что может вызвать затруднения у ребенка - чтение, письмо, математика, аудирование, речь, рассуждение.

При усердной работе и надлежащей помощи дети с неспособностью к обучению могут учиться более легко и успешно. Для детей школьного возраста (в том числе дошкольного возраста), специальное образование является важным источником помощи. Сотрудники школы вместе с родителями ребенка должны разработать индивидуальный учебный план для такого ребенка и подобрать подходящую программу обучения. При составлении этих документов должны учитываться уникальные потребности ребенка. Также следует определиться со специальными уроками, которые будут преподаваться ребенку с учетом его потребностей.

Большинству детей помогают справиться с трудностями в обучении вспомогательные технологии. В роли вспомогательных технологий может выступать специальное оборудование, магнитофоны, инструменты, машины для чтения вслух и голосовые системы распознания речи (системы, позволяющие ученику писать, разговаривая с компьютером).

Важно помнить, что дети с неспособностью учиться могут нуждаться в помощи, как в школе, так и дома.

Подсказки для родителей детей с неспособностью учиться

Изучайте особенности неспособности к обучению. Чем больше вы узнаете, тем больше сможете помочь себе и своему ребенку.

  • Поощряйте ребенка, когда у него что-то получается. Дети с неспособностью к обучению очень часто хорошо справляются со множеством задач.Найдите то, что у вашего ребенка хорошо получается, то, что ему нравится делать, например, танцевать, играть в футбол или работать за компьютером. Предоставьте вашему ребенку массу возможностей проявить свои сильные стороны и таланты.
  • Определите способы, пользуясь которыми, ваш ребенок лучше всего усваивает материал. Возможно, у него лучше развита зрительная или моторная память, а может быть, он лучше воспринимает информацию на слух. Помогите ему научиться запоминать информацию, используя свои сильные стороны.
  • Позвольте вашему ребенку помогать вам с домашними обязанностями. Этопоможетвоспитатьвнемуверенностьизакрепитьнавыки. Давайтеемупростыезадания, разбивайтезаданиянаэтапы, поощряйтестараниявашегоребенкаподарками.
  • Сделайте домашнюю работу приоритетом. Читайте информацию о том, как помочь вашему ребенку успешно выполнять домашнюю работу.
  • Уделяйте внимание психическому здоровью своего ребенка (и своему собственному!). Будьте открытым к консультированию со специалистами. Это может помочь вашему ребенку бороться с чувством неудовлетворенности, лучше себя чувствовать, приобретать больше социальных навыков.
  • Общайтесь с родителями, которые воспитывают подобных детей. Родители могут дать вам практические советы и оказать эмоциональную поддержку.
  • Познакомьтесь с персоналом школы и помогите в разработке учебного плана, соответствующего потребностям вашего ребенка. Определите, что нужно вашему ребенку и не забудьте поговорить о вспомогательных технологиях.
  • Постройте позитивные рабочие отношения с учителем вашего ребенка, в рамках регулярного общения, обмена информацией о прогрессе вашего ребенка на дому и в школе.

Подсказки для учителей детей с неспособностью учиться

Узнайте как можно больше о различных видах обучения таких детей. Найдите сильные стороны ученика и узнайте его интересы. Дайте ему положительную обратную связь и предоставьте возможность для практики.

Оценивайте прогресс ученика, чтобы определить, в чем конкретно у него возникают проблемы. Поговорите со специалистами о методах работы с такими детьми. Обеспечьте специальную методику и учебные помещения с учетом особых потребностей ребенка.

Советы:

  • разбивайте задачи на шаги, ставьте их и как в устной, так и письменной форме;
  • предоставьте ученику больше времени на то, чтобы выполнить задание или контрольную работу;
  • позволяйте ученику, имеющему проблемы с чтением использовать аудиозаписи с этим материалом;
  • позволяйте ученику, имеющему трудности с восприятием на слух, брать конспекты одноклассников или записывать материал на диктофон, и
  • позволяйте ученику, имеющему трудности с письмом, пользоваться компьютером со специальным программным обеспечением, с помощью которого можно проверить орфографию, грамматику или распознать речь.

Узнайте о различных способах тестирования, которые могут реально помочь ученику с трудностями в обучении и выявить, что он не усвоил.

Изучайте нюансы организационных моментов, обучающие стратегии и методики. Это пригодится всем ученикам, и будет особенно полезным для тех, у кого присутствуют трудностями в обучении.

Ведите работу с родителями ученика, чтобы создать учебный план, учитывающий все потребности ребенка.

Сформируйте позитивные рабочие отношения с родителями учащегося в рамках регулярного общения, обмена информацией о прогрессе ребенка в школе.

Существует ли лечение от неспособности учиться?

Чаще всего лечением от неспособности к обучению является специальное образование. Специально подготовленные преподаватели на основании оценки академического и интеллектуального потенциала ребенка, а также уровня его успеваемости в школе, определяют основной подход к обучению, опираясь на способности ребенка, его сильные стороны, исправляя и компенсируя слабые стороны. В этот процесс могут быть вовлечены и другие специалисты, например, логопеды. Также может использоваться психологическая терапия, и могут применяться некоторые лекарства для повышения внимания и концентрации.

Какой прогноз для детей с неспособностью к обучению?

Неспособность к обучению может быть пожизненным состоянием. У некоторых людей выражены сразу несколько признаков этого состояния. Другие люди могут иметь единичные признаки, которые мало повлияют на ход их жизни.

Страница 1

Неспособностью к обучению (НО) обозначается класс специфических особенностей развития, когда в условиях нормального школьного обучения ребенок не может овладеть определенными навыками и умениями (ЗУНами) (чтения, правописания, математики, общения). Это понятие НО никак не должно ассоциироваться ни с понятием неуспеваемости, ни с более общим понятием синдрома расстройства обучения.

Школьная неуспеваемость может быть лишь первым признаком синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм. Он включает в себя неспецифическую неспособность к обучению, которая может развиваться в результате психического заболевания, например, а) аутизма, б) травм головного мозга, в) отсутствия необходимых социальных навыков, г) или специфическую неспособность ребенка к обучению (СНО).

В рамках широкого синдрома расстройства обучения понятием СНО описывается круг детей, которые обнаруживают академическую отсталость в определенной сфере, несмотря на сохраненный интеллект.

Эту специфическую неуспеваемость нельзя объяснить повреждениями слухового, зрительного аппаратов, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством или культурной или социальной депривацией.

Отечественная литература приводит различные данные исследований причин неспособности детей к усвоению программы школьного обучения (количество детей СНО от 20 до 30%, частота встречаемости СНО в выборках среди детей, страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или гораздо выше, чем в нормальных популяциях).

Ранняя диагностика и специализированная медицинская помощь –решающие для коррекции и благоприятного прогноза.

НО, по мнению американских ученых, становится частым поводом для того, чтобы бросить школу, и частота ее встречаемости высока среди несовершеннолетних правонарушителей.

Основные виды НО:

1) вербальная НО (дислексия) –неспособность к чтению;

2) невербальная НО (специфическая неспособность к математике – дискалькулия);

3) НО к письму и правописанию (дисграфия)

Профессионалы, работающие с детьми, страдающими СНО, часто сталкиваются с сопутствующими ей эмоциональными и поведенческими расстройствами. В 50% наблюдается встречаемость вторичных расстройств среди детей.

Основными способами терапии СНО являются: А) специализированные формы обучения; Б) семейное консультирование и В) поведенческие модификации.

Дислексия (Д) – специфическая неспособность к чтению (СНЧ). Наличие Д становится явным при обучении чтению и письму. Эти навыки требуют усвоения специального фонематического кода, соединяющего написанные слова и их разговорные аналоги.

Сам термин «дислексия» происходит от латинских корней DYS – «трудный» и греческого LEXIS- «речь».

Д считается расстройством развития, вызванным влиянием генетических или средовых (пре- и постнатальных) факторов. Необходимо отличать Д от простого отставания в чтении, связанного с а) нелюбовью к чтению, б) отсутствием мотивации к нему или в) недостаточным мастерством учителя.

Д – расстройство, проявляющееся в течение всей жизни. Оно изучается психологами, педагогами, генетиками, специалистами по развитию человеческого мозга и дефектологами. Общеизвестны и признаны исследовательские и практические разработки таких дефектологов, как Н.Г.Морозовой, Б.Д.Корсунской, С.А.Гончаровой, Р.Е.Левиной, М.Н.Никитиной, Н.А.Соколянского, Л.Н.Никулина и др.

Примеры учебных программ для детей с трудностями в овладении чтением – в работах Е.Л.Гончаровой, Е.Д.Буриной и др.

Частота встречаемости Д не установлена. Среди мальчиков в 2-4 раза превышает частоту Д среди девочек. Известно, что мальчики более активны, подвижны и открыты, поэтому их проблемы замечаются учителем чаще, чем девочек, которые более стеснительны, реже поднимают руку, ведут себя лучше и т.д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕСПОСОБНОСТИ К ЧТЕНИЮ (СНЧ).

Среди психиатров и психологов не существует единой точки зрения относительно критериев установления диагноза СНЧ.

Было разработано несколько классификаций типов Д.Д.Джонсон, Х.Майклбаст и Е.Бордер, предложивших разделить ошибки произношения и правописания, делаемые дислексиками, на 3 группы: а) предоминантно аудиторные; б) предоминантно визуальные; в) смешанные.

Основываясь на современых моделях чтения, разработанных в рамках когнитивной психологии, Е.Григоренко и ее коллеги предложили следующую классификацию типов Д: а) Д, вызываемая неспособностью разлагать слова на фонемы; б) Д, вызываемая неспособностью декодировать слова; в) Д, вызываемая неспособностью автоматизировать навык чтения.

Каждая из классификаций имеет свои основания. Но все они разработаны на базе различных диагностических схем, поэтому вопрос о сопоставимости и пересекаемости подтипов СНЧ, выделяемых разными авторами, остается открытым.

класс специфических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики, общения). Понятие Н. к о. не должно отождествляться с (1) понятием неуспеваемости или (2) более общим понятием синдрома расстройства обучения. Многие дети не успевают в школе по причинам, которые никак не связаны либо с Н. к о., либо с синдромом расстройства обучения. Например, ребенок, для которого русский язык не является родным, может плохо успевать в русской школе, хотя эта неуспеваемость не связана с его общей способностью к обучению. Школьная неуспеваемость, тем не менее, часто является первым признаком присутствия синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм (умственной отсталости, аутизма, мозговой травмы, или специфической Н. к о.). Понятие синдрома расстройства обучения включает в себя: (1) неспецифическую Н. к о., которая может развиваться в результате психического заболевания (например, аутизм), травм головного мозга или отсутствия необходимых социальных навыков и (2) специфическую Н. к о. ребенка. В рамках широкого спектра синдрома расстройства обучения понятие специфической Н. к о. описывает круг детей, которые демонстрируют академическую отсталость (вопреки сохранному уровню интеллекта) в определенной сфере. Эта специфическая академическая неуспеваемость не может быть объяснена повреждениями слухового, зрительного или моторного аппарата, умственной отсталостью, эмоциональным расстройством, культурной или социальной депривацией. Впервые понятие специфической Н. к о. было разработано юристами для обозначения прав детей, страдающих этим расстройством, на получение разного рода льгот при поступлении в высшие учебные заведения и специальной педагогической помощи. Юридическое определение специфической Н. к о. основывается на существовании разрыва между уровнем интеллекта ребенка и его школьной успеваемостью. Это определение вызывает серьезную критику со стороны психологов и педагогов, однако, несмотря на многочисленные попытки, приемлемая альтернатива еще не разработана. В связи с отсутствием четкого определения специфической Н. к о., существуют противоречивые оценки частоты ее встречаемости: эти оценки варьируют от 5 до 20-30%. Оценки частоты встречаемости специфической Н. к о. в специальных выборках (например, среди детей страдающих расстройством внимания и гиперактивностью или эмоциональными расстройствами) значительно выше, чем подобные оценки, полученные в нормальных популяциях. Ранняя диагностика специфической Н. к о. и применение специализированной педагогической помощи являются значимыми для хорошего прогноза. Специфическая Н. к о. часто сопровождается признаками школьной дезадаптации и развитием вторичных эмоциональных и поведенческих проблем. Согласно американской статистике, специфическая Н. к о. является основным поводом для отказа от продолжения обучения в школе, и частота встречаемости Н. к о. весьма высока среди несовершеннолетних правонарушителей. Были предприняты многочисленные попытки разработать классификации разных видов специфической Н. к о., однако ни одна их них не является общепринятой. Основными способами терапии специфической Н. к о. являются специализированные формы обучения, семейное консультирование и поведенческие модификации.

Либо он не старается, либо глупее всех остальных. Теперь мы знаем, что у многих неуспевающих учеников причиной отставания являются особенности нервной системы и психические нарушения.

Что такое неспособность к обучению? Существует немало детей, которые при всем своем старании отстают в учебе. Это касается и мальчиков, и девочек, но чаще за помощью к специалистам приходится обращаться мальчикам. Они нередко хорошо говорят и могут иметь незаурядные способности в сферах, не связанных со школьной учебой, таких как искусство или механика. Чаще всего проблемы возникают с чтением, хотя бывает и так, что ребенок хорошо читает, но абсолютно не способен совладать с математикой.

Многие из таких детей испытывают крайне негативное отношение к учебе и убеждены, что они просто глупее своих одноклассников. На самом деле это не так. Порой в порыве отчаяния они бросают школу и оправдывают себя тем, что в этом виновата сама школа.

Под неспособностью к обучению понимаются особенности развития мозга ребенка, которые мешают усвоению учебного материала. К ним не относятся факторы, вызванные неправильной методикой преподавания, серьезными нарушениями зрения и слуха, эмоциональными проблемами (например, депрессией или повышенной тревожностью) или физическими расстройствами вроде детского церебрального паралича. Правда, стоит отметить, что эти проблемы зачастую сопутствуют плохой успеваемости.

Многие дети, которым ставят диагноз «неспособность к обучению», в плане интеллекта не уступают другим, но показатели коэффициента IQ у них ниже среднего. Это объясняется отсутствием у них способности к чтению и математике.

Что чувствуют дети. Дети, неспособные к обучению, знают, что с ними что-то не в порядке, но не могут понять, что именно. Учителя и родители настаивают на том, что им надо больше стараться. Иногда ценой неимоверных усилий им даже удается добиться какого-то результата. Например, ребенок тратит 5 часов на выполнение домашнего задания, рассчитанного на 30 минут, и получает хорошую оценку. В этом случае учитель удивляется, почему он все время не может работать так же, и делает вывод, что ребенок просто ленится.

Ребенок же, в свою очередь, чувствует полное истощение и начинает подозревать, что все дело в его собственной глупости. Кроме того, он, вполне естественно, обижается на учителя, которому невозможно угодить.

Как видите, неспособность к обучению может легко перерасти в серьезную эмоциональную или поведенческую проблему. Некоторые дети предпочитают в таком случае роль классного клоуна или бунтаря, лишь бы отвлечь внимание одноклассников от своей низкой успеваемости. С их точки зрения, лучше быть хулиганом, чем тупицей. Другие дети просто молча страдают. Они «забывают» сдать домашнюю работу и никогда не участвуют в классных мероприятиях. Выход своим разочарованиям и обидам они зачастую дают в драках.

Постановка диагноза неспособности к обучению

Если вы подозреваете, что ваш ребенок не способен к обучению, добейтесь его тщательного обследования. Во многих крупных клиниках есть отделения, где подобные комплексные обследования проводятся опытными специалистами. В их число входят, как правило, педиатры, имеющие большой опыт в выявлении поведенческих проблем у детей, методисты, психологи и социальные работники. Полное обследование может занять несколько часов. Вам должно быть представлено подробное заключение, в котором излагаются особенности состояния ребенка и его диагноз, а также подробные рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.

В некоторых странах также можно провести обследование ребенка непосредственно в школе. Например, в США Федеральный закон 1997 года об образовании лиц, имеющих физические и психические недостатки (см. ниже), предписывает средним учебным заведениям проведение многопрофильного обследования, включающего в себя тесты результатов обучения (насколько ребенок овладел чтением и математикой), определение интеллектуального уровня (стандартный тест IQ) и других аспектов, таких как зрение, слух и владение речью. В состав комиссии обычно включают учителя, который преподает у ребенка, психолога, методиста, логопеда и родителей. Если выявляются проблемы медицинского характера, то к работе комиссии привлекаются и врачи. На комиссию возлагается обязанность разработки детального плана по оказанию помощи ребенку в учебе. В соответствии с законом этот план вступает в силу только с согласия родителей. Кроме того, он должен регулярно корректироваться в соответствии с изменившимися потребностями ребенка.

Вышеупомянутый закон, охватывающий всех детей с физическими и поведенческими расстройствами, включая СДВГ, дислексию и недостаточное владение речью, носит весьма общий характер. Он затрагивает и менее распространенные заболевания, включая существенные нарушения зрения и слуха, детский церебральный паралич и многие другие психические и эмоциональные расстройства. Любое состояние ребенка, которое затрудняет его обучение в обычной школе, подпадает под действие этого закона.

Основной принцип закона состоит в том, что любой ребенок имеет право на «бесплатное и отвечающее его потребностям образование», которое должно проводиться «в максимально благоприятной обстановке». Это положение заслуживает того, чтобы разобрать его подробнее. «Бесплатное» означает, что образование оплачивается из средств округа, штата или федерального правительства (чаще всего оплата осуществляется из всех трех источников). «Отвечаюшее потребностям» означает, что ребенок должен получить все необходимое ему для учебы. Если ему для этого требуется, к примеру, слуховой аппарат, ему должны его предоставить. Если ему нужно специальное кресло для поддержки тела, то такое кресло ему предоставляется. Если он нуждается в помощи в учебе, то школа обязана предоставить необходимую помощь. «В максимально благоприятной обстановке» означает, что ребенка нельзя отправлять в специальное учебное заведение и отрывать его от класса только по причине психических, умственных или физических недостатков. Раньше бытовала общепринятая практика, что детей, которые не могли «нормально» учиться отправляли в специализированные классы и школы. Сегодня это считается «недопустимым вмешательством в личную жизнь».

Лечение неспособности к обучению

Прежде всего, каждый человек должен признать, что такая проблема, как неспособность к обучению, действительно существует. Затем учителя и родители должны определить, насколько ребенок на самом деле стремится к учебе, и дать оценку его усердию, а не конечному результату. Ребенок должен убедиться, что он в действительности вовсе не «бестолочь», а просто столкнулся с проблемой, которую необходимо решить. Он должен знать, что с помощью родителей и учителей эту ситуацию можно исправить.

Конкретные методы лечения зависят от типа нарушения. При дислексии самым эффективным способом является интенсивное изучение букв и звуков, которым они соответствуют. Для этого необходимо задействовать все органы чувств ребенка. Он должен ощущать пальцами вырезанные из дерева буквы, сам вырезать их ножницами из бумаги, делать печенье в форме букв и пробовать на вкус. Постоянно появляются все новые экспериментальные методы лечения, и некоторые из них весьма многообещающи. В дополнение к методам, которые используются непосредственно для того, чтобы научить ребенка читать, существуют и такие, которые позволяют вам как бы «обойти» эту проблему. Так, например, ребенок, испытывающий трудности с чтением, может прослушать содержание книги в магнитофонной записи. Если у ребенка плохой почерк, ему можно разрешить выполнять письменные задания на компьютере. Учителя должны постоянно обращать внимание ученика на его сильные стороны и всячески развивать их.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!