Расул гамзатов журавли тема и идея. Наследие великого поэта Расула Гамзатова

«Журавли» Расул Гамзатов

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Анализ стихотворения Гамзатова «Журавли»

Знаменитая песня «Журавли» до сих пор считается своеобразным гимном всем тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны. Однако мало кто сегодня знает о том, что стихи на музыку композитора Яна Френкеля написал известный дагестанский поэт Расул Гамзатов. Примечательно, что в оригинале эти стихи были созданы на аварском языке, с которого их впоследствии перевел Наум Гребнев.

У этого стихотворения есть своя предыстория, так как оно было написано в 1965 году во время авиаперелета из Токио в родной Дагестан. В Японии поэту довелось посетить мемориал, посвященный жертвам в Хиросиме и Нагасаки, увенчанный бумажными журавликами. Именно они стали для Гамзатова символом смерти, и эту параллель автор провел через все произведение.
Расул Гамзатов не любил вспоминать о том, как создавалось это стихотворение. Дело в том, что накануне возвращения домой он узнал о смерти матери. Поэтому «Журавли» пронизаны такой щемящей грустью и безысходностью. Автор скорбит не только по самому близкому человеку, но и параллельно вспоминает всех тех, кто трагически погиб во время Великой Отечественной войны, а также стал жертвой ядерного взрыва в Японии.

Все те, кто ушел из этой жизни, ассоциируются у Расула Гамзатова с белоснежными журавлями, которые «летят и подают нам голоса». Действительно, журавлиный крик настолько пронзителен и печален, что заставляет задуматься о вечности. Кажется, что эти птицу улетают не в теплые края, а навсегда прощаются со всем тем, что было им дорого. «Они летят, свершают путь свой длинный и выкликают чьи-то имена», — отмечает поэт.

В журавлином клине поэту чудится небольшой промежуток, который он считает достаточно символичным. «Быть может, это место для меня!», — отмечает Расул Гамзатов, понимая, что жизнь не может длиться бесконечно. И тогда, когда настанет момент перехода в вечность, автор мечтает о том, чтобы оказаться среди близких и родных душ, которые, словно журавли, в свое время вознеслись в небо, но не успели попрощаться с теми, кто остался на земле.

«Настанет день, и с журавлиной стаей я поплыву в такой же синей мгле», — предсказывает автор, и чувствуется, что к подобной перспективе он относится без страха и сожаления. Более того, он мысленно уже проделывает этот путь, рассчитывая увидеть милые сердцу образы тех, кто уже ушел из жизни. Но своим близким, которые останутся на земле, поэт обещает, что непременно окликнет каждого из них по имени, когда будет покидать землю вместе с очередной журавлиной стаей, отправляющейся туда, где нет боли, страданий и одиночества.

Благодаря этому стихотворению Расул Гамзатов не только получил широкую известность как поэт, но и снискал славу романтика. Более того, именно после того, как стихи были переложены на музыку, в СССР повсеместно стали возводить стелы с журавлями там, где когда-то шли кровопролитные бои. Таким образом, автор увековечил незримую связь между этими птицами и душами усопших, которая до этого существовала лишь в мифах и народных преданиях.

Стихотворение перевёл с аварского языкаНаум Гребнев.

Аварский язык, один языков российской республики Дагестан, используется в межэтническом общении и в школьном обучении в Дагестане.

Летят журавли строем - то есть «журавлиным клином», треугольником, в который выстраиваются эти птицы при перелёте в случае неблагоприятного направления ветра.

Это - одно из самых известных стихотворений Р. Гамзатова. Поразительна история его возникновения. В 60-х годах Гамзатов был в Японии, видел известный памятник белым журавлям, поставленный в городе Хиросиме на месте взрыва американской атомной бомбы во время Второй мировой войны. Там же он получил телеграмму о смерти матери. В самолёте он вспомнил погибших на войне братьев - и написал стихи о журавлях как о символе смерти и вечной памяти об умерших.

Это стихотворение опубликовал журнал «Новый мир», но в первом варианте начальная строфа звучала так: «Мне кажется порою, что джигиты,// С кровавых не пришедшие полей, // В могилах братских не были зарыты, // А превратились в белых журавлей...». К поэту обратился Марк Бернес, известный артист и исполнитель песен и уговорил немного переделать стих, чтобы он перестал восприниматься как специфически-кавказский.

Поэт признал разумность просьбы артиста, отредактировал начало стихотворения, после чего композитор Ян Френкель написал на эти слова музыку (правда, строфа об «аварской речи» обычно пропускается). Песня обрела не только всесоюзную, но и мировую популярность. До сих пор она остаётся одной из самых проникновенных и любимых песен о войне. Гамзатову удалось передать подлинную скорбь и горечь расставания, обессмертившую автора стихов. Литературоведческий анализ.

В народных поверьях душа часто ассоциировалась с птицей, летящей в новую жизнь. Это впечатление усиливает и образ заката, тумана - традиционные образы смерти, в которую оправляются души-журавли. Их чёткая организация - клин - вызывает у поэта сравнение с воинским построением, а их крики - с певучестью родной речи. Журавли у поэта одушевлены, они способны узнавать и «выкликать» своих знакомых и близких. Поэт стираетгрань между жизнью и смертью. Не уничтожение и забвение ждёт погибших на войне, но вечная память и вечный полёт.

Земля как обитель смерти противопоставлена у Гамзатова небу как олицетворению вечного бытия. Летящие журавли убеждают поэта в бессмертии солдат, отдавших жизнь для победы. Журавли становятся напоминанием для живых, залогом неразрывной связи живых и мёртвых.

Поэт лично прочувствовал эту связь - ведь он находит и своё место в журавлином клине. Он не отделяет своей судьбы от общей солдатской, от народной судьбы, утверждая тем самым своёединство со своим поколением,единство всех людей, существовавших и существующих на земле. Помимо поминального, стихотворение «Журавли» обретает ещё и общечеловеческое значение, преодолевает трагедию смерти.

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Сегодня, предвечернею порою,

Я вижу, как в тумане журавли

Летят своим определённым строем,

Как по полям людьми они брели.

Они летят, свершают путь свой длинный

И выкликают чьи-то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?

Летит, летит по небу клин усталый -

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю есть промежуток малый -

Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

Источник https://vk.com/@kavpress-iz-istorii-pesni-zhuravli

Из истории песни «Журавли»
В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое - при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось...
В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. На своем родном языке, по-аварски. И, к счастью, у этого стихотворения есть качественный перевод на русский. Его сделал Наум Гребнев, известный переводчик восточной поэзии. Он учился в Литинституте с Гамзатовым после войны и дружил с ним. Этот перевод всем вам знаком.

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Стихотворение попалось на глаза Марку Бернесу, для которого война была глубоко личной темой. Он обратился к Яну Френкелю и попросил сочинить музыку для песни на эти строки. Но с музыкой у композитора дело пошло не сразу.
Тут, чтобы снять пафос, нужно рассказать о некоторых курьезных моментах. Во-первых, на обелиске в память о братьях Газдановых в качестве птиц были гуси. Расулу Гамзатову сложно было подобрать по-аварски рифму к слову «гуси», и он специально звонил в министерство культуры Северной Осетии с просьбой заменить «гусей» на «журавлей». И ему разрешили.
Во-вторых, в оригинальном тексте стихотворения и перевода было: «Мне кажется порою, что джигиты»... Это Бернес попросил заменить «джигитов», на «солдат», чтобы расширить адрес песни и придать ей общечеловеческое звучание.
И еще: в тексте, который Бернес подготовил для песни, была опущена познавательная лингвистическая строфа: «Они летят, свершают путь свой длинный, и выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным от века речь аварская сходна?»
Как бы то ни было, для композитора Яна Френкеля война тоже была личной темой. В 1941–1942 годах он учился в зенитном училище, а позднее - тяжело ранен. Через два месяца после начала работы Френкель написал вступительный вокализ и тут же позвонил Бернесу. Тот приехал, послушал и расплакался. Френкель вспоминал, что Бернес не был человеком сентиментальным, но плакал, когда его что-то по-настоящему трогало. После этого работа над записью пошла быстрее. Но не только из-за вдохновения.

Бернес был болен раком легких. После того, как он услышал музыку, он стал всех торопить. По словам Френкеля, Бернес чувствовал, что времени осталось мало, и хотел поставить точку в своей жизни именно этой песней. Он уже с трудом передвигался, но, тем не менее, 8 июля 1969 года сын отвез его в студию, где Бернес записал песню. С одного дубля.
Если вы послушаете эту песню в его исполнении, то многое почувствуете в голосе и интонациях Бернеса. Эта запись действительно стала последней в его жизни - Бернес умер через месяц, 16 августа.
Источник "Кавказпресс"

Через несколько лет после появления песни «Журавли» в местах боев 1941–1945 годов стали возводить стелы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. И мне лично кажется, что образ белых журавлей снова может стать нашим общим символом памяти о всех солдатах, погибших в Великую Отечественную войну. И не только солдатах. И не только в эту войну.
В Европе и англоязычном мире есть узнаваемый имидж: мак, который символизирует и цветок, и кровавый след от пули. Это знак памяти о всех погибших во всех войнах и призыв: Never Again. За этим маком стоит своя пронзительная история и свое стихотворение. Но у нас это стихотворение и эта история неизвестны, эти маки нельзя просто «пересадить» на нашу почву.

Но у нас есть белые журавли. Которые могут служить воплощением простого человеческого лейтмотива:

«Я помню.
Я скорблю о каждом погибшем.
Я сделаю все, что в моих силах, чтобы война никогда не повторилась».

В 1986 году в селении Гуниб открыли первый в Дагестане памятник «Белым журавлям». Открыли его поэт Расул Гамзатов и композитор Ян Френкель – авторы бессмертной песни «Журавли», ставшей поминальным гимном, скорбной песнью обо всех, кто сложил свои головы на полях сражений. Сейчас по примеру гунибской стелы уже возведено более тридцати памятников Гамзатовским «Журавлям» в разных городах нашей страны и за рубежом.

Есть в русской литературе, да и в нашей жизни, очень душевное, до боли сердечное произведение — стихотворение Журавли, написанное дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым. Оно было положено на музыку и теперь, каждый год мы слышим его в дни, посвященные воспоминаниям. Мы его слышим, когда вспоминаем погибших на войне родных дедов и прадедов и просто неизвестных солдат, которые отдали свои жизни, защищая Родину.

Невозможно читать и слушать стихотворение Р. Гамзатова Журавли без слез. Оно берет за душу, прорывается глубоко внутрь, в самые глубины сердца и начинаешь вспоминать не только тех, кто погиб в годы войны, вспоминаются близкие люди, которые ушли в мир иной и теперь, как те журавли в небе летят и выкрикивают наши имена, напоминая нам о себе.

Познакомившись с Гамзатовым и его произведением Журавли, я сейчас хочу сделать его , поделившись своим видением. Когда я слышу песню или читаю стих Гамзатова, мне кажется, что произведение как та молитва, как гимн погибшим и умершим. Оно принесло славу и известность писателю, хотя, как по мне, оно дало больше. Оно дало всем веру в то, что родные и близкие рядом и, несмотря на то, что тела под землей, души всегда летят стаей журавлей.

Писатель так и предполагает, что не в земле солдаты, они журавлями парят по небу. Они подают свой клич, выкрикивая чьи-то имена. При этом образ журавлей, у которых действительно клич печален и пронзителен, заставляющий задуматься о вечности, был взят неспроста. Чтобы понять, почему именно их образ автор использует в произведении, достаточно обратиться к истории.

История создания стихотворения Журавли

История создания Журавлей связана была с поездкой в Японию в 1965 году. Тогда писатель в составе советской делегации посещал разные мероприятия, в том числе побывал он у мемориального комплекса, что посвящен жертвам Хиросимы и Нагасаки. Среди памятников, поэт увидел памятник девочке, которая была поражена лучевой болезнью, вызванной взрывом атомной бомбы. В руках она держала журавля. Услышав историю ребенка, Гамзатов уже не мог спать спокойно. Он все время в голове держал услышанный рассказ о том, насколько сильно девочка верила легенде. Согласно ей, она должна была сделать из бумаги тысячу белых журавлей и тогда бы болезнь отступила. Но ребенок умер до того, как сделал этих журавлей. Эти птицы стали для писателя символом смерти, а тут еще, когда он летел обратно в Дагестан, он узнает о смерти матери и слова стихотворения, пронзенные болью, сами появлялись на бумаге, где и появился образ журавлей. При этом писатель также вспоминал о погибшем брате, который воевал под Севастополем, вспоминал близких, что не вернулись с войны.

Стихотворение писалось на аварском, позже оно было переведено Гребневым. Дальше это стихотворение заметил Бернес, который немного изменяет слова и вместо джигитов появляются солдаты. По просьбе Бернеса, Френкель пишет музыку и в 1969 Марк Бернес исполняет песню на сцене, которая до сих пор поражает до глубины души.

Продолжая анализ стихотворения, мы видим, что писатель в журавлином клине видит пустое место, некий промежуток. Поэт предполагает, что возможно это место как раз для него. Он понимает, никто не вечен и придет время, когда и его душа займет место среди стаи журавлей. Он также полетит по мгле и будет звать по-птичьи всех тех, кого он оставит на земле.

Тема минувшей войны всегда находила и продолжает находить свое отражение в современной поэзии, и каждый поэт по-своему осмысливает и переживает ее, рождая образы, в которых воплотились его собственные представления о войне.

Расул Гамзатов также посвятил немало строк военной теме. Одним из самых известных его стихотворений, принесшим поэту всенародную славу и любовь, стало стихотворение «Журавли». Оно посвящено павшим солдатам, оставшихся на «кровавых полях» сражений Великой Отечественной войны. С первых строк стихотворения читатель ощущает подлинную печаль и боль, которые чувствовал поэт, задумываясь о судьбах погибших солдат. Боль, похожую на далекий и пронзительный журавлиный крик. . .

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Обратившиеся в белых журавлей солдаты сегодня взывают к нашим сердцам из «времен тех дальних», из давно минувших времен войны, забыть которые люди не смогут никогда.

Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса.

Видя, как «подвечернею порою» летит по небу клин журавлей, поэт представляет, как идут по белым полям усталые солдаты. Те, кому после долгой дороги войны не суждено будет вернуться домой. А журавли в своем крике словно выкликают их имена — имена известных и безвестных героев, место которых теперь не в земном, а в небесном строю среди гордых, величественно плывущих по небу птиц.

Поэт чувствует свое единение со стаей журавлей и размышляет о том, что, быть может, и он

сам за порогом своей жизни займет свое место среди этих белых птиц. Он размышляет о том, что наступит день, когда и он будет окликать с небес всех дорогих ему людей, оставшихся на земле, обращаясь к их памяти и сердцу:

Летит, летит по небу клин усталый —

Летит в тумане на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый — Быть может, это место для меня!

Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.

Стихотворение «Журавли» было положено на музыку композитором Яном Френкелем и стало песней.

Эту песню, без сомнения, можно назвать народной, поскольку нет человека, который бы никогда не слышал ее и которого бы она не поразила своей глубокой грустью, лиризмом, мудростью строк, красотой образов.

Стихотворение стало песней потому, что его строки трогают душу любого — и прошедшего поля сражений фронтовика, в памяти которого встают образы погибших друзей, окликающих его из бесконечной дали подобно белым журавлям, и нас, знающих о войне только по книгам и фильмам.

Стихотворение «Журавли» можно назвать своеобразным реквиемом (богослужением по умершим), посвященным солдатам Великой Отечественной. Солдатам, погибшим на войне, но шагнувшим в бессмертие, оставшись в памяти потомков, в нашей памяти. А плывущие по небу журавли по-прежнему окликают всех живущих на земле, тревожа и наполняя наши души высокой и светлой печалью.

.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!