Рауль амундсен что он открыл. Амундсен Р

Назовите десять знаменитых норвежцев, тут же возникнет Нансен – высокий голубоглазый блондин, полярник, Нобелиат как спаситель народов, политик, человек, которого сложно в чем-то упрекнуть. Непременно список дополнит Амундсен – путешественник и полярный исследователь, который продолжил начинания Нансена и первым покорил Южный полюс, совершил перелёт на дирижабле над Северным полюсом и осуществил морской переход как Северо-восточным, так и Северо-западным путём.

Страсть к путешествиям в норвежцах пробудили ещё праотцы-викинги. Хитроумное сплетение легенд и саг пронесло славу этих храбрецов сквозь века, и с тех пор чуть ли не в каждом норвежце живёт желание исследовать что-то загадочное, неприступное, сложное… Географическое положение Норвегии изначально предполагало морские путешествия в северном направлении, где наиболее притягательными – особенно в конце XIX – начале XX в. – виделись заледенелые просторы Северного полюса.

Из двух великих норвежских исследователей льдов, Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, последний – фигура более противоречивая. Когда Амундсен узнал, что Роберт Скотт собирается покорить Южный полюс, он вопреки цеховой этике бросился наперерез, опередил шотландца и стал первым человеком, достигшим абсолютного юга. Скотт пришёл к цели чуть позже и погиб в снегах, потрясённый проигрышем. Научный мир осудил норвежца и решил считать первопроходцами и Скотта и Амундсена. Действительно, по сравнению с вечностью разница в 36 дней незначительна.

У Нансена всё проходило не так драматично. Был благонравен, радовал окружающих. Родился в 1861 году, учился на зоолога. Ещё во время учёбы в университете Нансен совершил своё первое путешествие по Северному Ледовитому океану. Потом будет ещё несколько полярных экспедиций. Будущему учёному и политику пригодилась спортивная выучка. Несколько раз Нансен становился чемпионом Норвегии по бегу на лыжах.

В 1888 году, перед тем как возглавить экспедицию в Гренландию, стал доктором наук. А из экспедиции вернулся знаменитым, совершив с пятью спутниками пеший переход от восточного побережья Гренландии до западного. В 1890-е годы продолжал опасные ледовые походы. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, остров Джексон – для современников это равнялось первым полётам космонавтов. На севере и сейчас не сахар, а в те годы без современной техники было совсем тяжело. Когда Нансен отплывал на своём судне «Фрам», проект которого он специально разработал для арктических экспедиций, его провожали как на эшафот. Зато эти экспедиции, завершавшиеся чудесным возвращением героев, заложили основы новой науки, физической океанографии и серьёзно подняли акции лично Нансена. Герой-мореход завоевал всемирное признание и репутацию, которыми ему довелось позже воспользоваться на благо сотен тысяч наших соотечественников. В 1922 году получил Нобелевскую премию мира. Умер Нансен 13 мая 1930 года в своей усадьбе близ Осло. Согласно завещанию, его тело было кремировано, а прах развеян над Осло-фьордом.

Руаль Амундсен родился в 1872 году в семье судовладельца и с юности мечтал о полярных исследованиях. Тем не менее, уступив настояниям матери, он поступил на медицинский факультет университета, который бросил в 1893 году, сразу после её смерти. Поступив матросом на судно, Амундсен несколько лет плавал на разных судах и постепенно вырос до штурмана. В 1897-1899 годах он принял участие в бельгийской антарктической экспедиции, участники которой из-за ошибок при подготовке и в ходе её проведения были вынуждены провести 13-месячную зимовку. Этот тяжёлый урок пригодился Амундсену при подготовке его собственной арктической экспедиции. В 1903 – 1906 годах на небольшой яхте «Йоа» Амундсен с шестью спутниками исследовал Северо-Западный путь из Атлантического океана в Тихий. Однако это была лишь прелюдия к главной цели – Южному полюсу.

Стартовавшая летом 1910 года на знаменитом судне «Фрам» экспедиция прибыла к Антарктиде 13 января 1911 года. Построив базу и тщательно подготовившись к переходу, в октябре 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились на собачьих упряжках к Южному полюсу и достигли его 14 декабря 1911 года. В дальнейшем Амундсен совершил ещё несколько путешествий на север и погиб, участвуя в спасении экспедиции Умберто Нобиле 18 июня 1928 года. Его так и не нашли.

Первоначально Амундсен планировал достигнуть Северного полюса, однако получив известие о покорении полюса Фредериком Куком, а позднее Робертом Пири, решил достичь Южного полюса. Когда 12 октября 1910 года Скотт прибыл в Мельбурн, там его ожидала телеграмма из Мадейры. Она была краткой и по существу: «Позвольте сообщить Вам, «Фрам» направляется в Антарктику. Амундсен.» Экспедиция Амундсена высадилась в Антарктиде одновременно с экспедицией английского путешественника Роберта Скотта, однако сумела достичь Южного полюса на 36 дней раньше.

В решающий поход к Южному полюсу норвежец отправился 20 октября. А Скотт – только 2 ноября 1911 года. Путь Амундсена был короче, правда, несколько труднее с точки зрения рельефа. Тяжёлым оказался подъём на горный хребет. Зато по ровной местности собаки легко тащили сани, и люди лишь держались за привязанные к ним верёвки, скользя на лыжах. Прежде чем штурмовать полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой, зато Амундсен в своём снаряжении учёл каждую мелочь. Английский и норвежский отряды были равны по количеству людей – пять человек в каждом. Моторные сани англичан быстро вышли из строя, задолго до полюса пришлось застрелить выбившихся из сил пони. Люди сами потащили сани. Оказалось, что англичане пренебрегают даже лыжами, в то время как для норвежцев это было привычное средство передвижения. Экспедиция Скотта осталась без топлива: оно вытекло из железных сосудов сквозь плохо пропаянные швы.

14 декабря 1911 года Амундсен достиг Южного полюса. Англичане всё ещё шли, проявляя чудеса стойкости, но очень медленно. Лишь 18 января 1912 года они прибыли на полюс и уже не удивились, когда увидели там флаг Норвегии. Обратный путь оказался Скотту и его товарищам не под силу. Страшные морозы и ветер сделали своё дело. Они часто сбивались с пути, голодали. 29 марта, в 20 км от продуктового склада, Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике: «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!». Тела троих полярников, в том числе и Роберта Скотта, были обнаружены в ноябре 1912 года. На месте первой зимовке Скотта был воздвигнут крест со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В 1936 году в Осло, на полуострове Бюгдой, был открыт музей, посвященный истории норвежских полярных экспедиций. Главный его экспонат – судно «Фрам», восстановленное полностью, на борт и во внутрь которого поднимаются туристы со всего мира!

Добро пожаловать в Норвегию , страну первооткрывателей и путешественников!

Амундсен (Amundsen) Руаль (1872-1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-06). Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1910-12). Первым достиг Южного полюса (14.12.1911). В 1918-20 прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом м. во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Амундсен Руал. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне "Йоа" от Гренландии к Аляске (1903-1906). Руководил экспедицией в Антарктику на судне "Фрам" (1910-1912). Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918-1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне "Мод". В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Амундсен рассказывал, что решил стать полярным путешественником в пятнадцать лет, когда прочитал книгу Д. Франклина об экспедиции 1819-1822 годов, целью которой было найти путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Но только в двадцать два года юнгой Амундсен впервые ступил на борт судна. В двадцать шесть он впервые зимовал в высоких широтах.

Он был участником бельгийской антарктической экспедиции. Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок.

Вернувшись в 1899 году в Европу, он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Нансена, купил небольшую яхту "Йоа" и приступил к подготовке собственной экспедиции. Он хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, - пройти Северо-Западным проходом. И три года тщательно готовился к этому путешествию. Он приглашал в свои путешествия людей от тридцати лет, и каждый, кто шел с ним, знал и умел многое. На "Йоа" их было семеро, и в 1903 - 1906 годах они осуществили за три года то, о чем человечество мечтало в течение трех столетий.

Через пятьдесят лет после так называемого открытия Северо-Западного прохода Мак-Клуром, Амундсен первым обогнул на яхте Северную Америку. От Западной Гренландии он, следуя указаниям книги Мак-Клинтока, повторил сначала путь несчастной экспедиции Франклина. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Но, учтя гибельную ошибку Франклина, Амундсен обогнул остров не с западной, а с восточной стороны - проливами Джемс-Росс и Рей - и провел две зимовки в гавани Йоа, у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке самую узкую часть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновал ряд мелководных, усеянных островами проливов и заливов и, наконец, встретил китобойные суда, прибывшие из Тихого океана к северо-западным берегам Канады. Перезимовав здесь третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско.

Следующей своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама". Нансен одолжил ему свое судно. Пока шла подготовка экспедиции, Кук и Пири объявили, что Северный полюс уже покорен...

"Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха... я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились..."В весенний день 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх - шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней. За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга - покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода. Горные вершины, возникавшие перед ними в ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена. А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена - Лив.

7 декабря 1911 года они прошли самую южную точку, достигнутую до них: три года тому назад партия англичанина Шеклтона достигла широты 88°23", но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 километров.

17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику - Скотту. Все путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. Приведем имена первооткрывателей Южного полюса: Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд, Руал Амундсен.

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полет на самолете к Северному полюсу от Шпицбергена. Если бы полет оказался удачным, то потом он планировал организовать трансарктический перелет. Финансировать экспедицию вызвался сын американского миллионера Линкольн Элсуорт. Впоследствии Элсуорт не только финансировал воздушные экспедиции знаменитого норвежца, но и сам участвовал в них. Были приобретены два гидроплана типа "Дорнье-Валь". Пилотами были приглашены известные норвежские летчики Рисер-Ларсен и Дитрихсон, механиками - Фойхт и Омдаль. Обязанности штурманов взяли на себя Амундсен и Элсуорт. В апреле 1925 года участники экспедиции, самолеты и снаряжение прибыли пароходом в Кингсбей на Шпицбергене.

21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс на Северный полюс. На одном самолете находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом - Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. Примерно в 1000 километров от Шпицбергена мотор самолета Амундсена стал давать перебои. К счастью, в этом месте среди льдов оказались полыньи. Пришлось идти на посадку. Сели сравнительно благополучно, но взлететь уже не смогли. Положение казалось безнадежным. Сразу после аварии Амундсен тщательно подсчитал все, что у них было, и установил жесткий паек.

Наконец, 15 июня, на 24-й день после аварии, подморозило, и они решили взлететь. Летели они, как выразился Амундсен, "имея ближайшим соседом - смерть". В случае вынужденной посадки на лед, даже если бы они уцелели, их ждала голодная смерть.

Встреча в Норвегии была торжественной. Их встретили толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он был национальным героем.

В 1925 году Элсуорт купил дирижабль, получивший название "Норге" ("Норвегия"). Руководителями экспедиции на Северный полюс были Амундсен и Элсуорт. Создатель дирижабля итальянец Умберто Нобиле был приглашен на должность капитана. Команда была сформирована из итальянцев и норвежцев.

8 мая 1926 года к Северному полюсу стартовали американцы. На борту самолета, получившего название "Жозефина Форд", вероятно, в честь жены Форда , финансировавшего экспедицию, находились только двое: Флойд Беннетт в качестве пилота и Ричард Бэрд в роли штурмана. Через 15 часов они благополучно вернулись, совершив полет до полюса и обратно. Амундсен поздравил американцев со счастливым завершением полета.

В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду, "Норге" взял курс на север, к полюсу. На борту находились 16 человек. Через 15 часов 30 минут полета, в 1 час 20 минут 12 мая 1926 года, дирижабль был над Северным полюсом.

Возвращение путешественников было триумфальным. 12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген.

24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле "Италия" достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня из Бергена на спасение экипажа "Италии" вылетел Амундсен. После 20 июня его самолет пропал без вести.

Он первым достиг Южного полюса и первым совершил перелет из Европы в Америку (Шпицберген - Аляска); он первым на яхте "Йоа" с севера обошел Америку и первым проследовал вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, после того как на судне "Мод" в 1918-1920 годах обогнул с севера Европу и Азию.

«Антарктида — материк в центре Антарктики, площадью 13 975 км2, в том числе 1582 км2 шельфовых ледников и островов» — такова скупая научная характеристика небольшого белого пятна в самой нижней части глобуса. Но что такое Антарктида на самом деле? Это ледяная пустыня с невыносимыми для живого существа условиями: температура зимой от −60 до −70°С, летом −30 до −50°С, сильные ветры, ледяная пурга... В Восточной Антарктиде находится полюс холода Земли — там 89,2° мороза!

Обитатели Антарктиды, например тюлени, пингвины, а также скудная растительность ютятся на побережье, где летом наступает антарктическая «жара» — температура поднимается до 1-2° тепла.

В центре Антарктиды находится Южный полюс нашей планеты (слово «южный» покажется вам насмешкой, если вы вдруг здесь окажетесь). Как и все неизведанное и труднодостижимое, Южный полюс манил к себе людей, и вот в начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь его. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912). Только не подумайте, что они направились туда вместе. Наоборот, каждый из них стремился стать первым, они были соперниками, и этот невероятно трудный поход был своеобразным соревнованием между ними. Одному он принес славу, для другого стал последним... Но обо всем по порядку.

Все началось с экипировки, ведь правильный расчет, когда речь идет о таком, как мы сейчас скажем, экстремальном путешествии, может стоить людям жизни. Опытный полярный исследователь, к тому же уроженец северной страны, Руаль Амундсен сделал ставку на ездовых собак. Неприхотливые, выносливые, покрытые густой шерстью лайки должны были тащить нарты со снаряжением. Сам же Амундсен и его спутники предполагали передвигаться на лыжах.

Мотосани экспедиции Скотта. Фото: www.globallookpress.com

Роберт Скотт решил использовать достижение научного прогресса — моторные сани, а также несколько упряжек мохнатых низкорослых пони.

И вот в 1911 году путешествие началось. 14 января корабль Амундсена «Фрам» достиг последней отправной точки — Китовой бухты на северо-западном побережье Антарктиды. Здесь норвежцам предстояло пополнить запасы и двинуться к юго-востоку, в безлюдье и льды антарктических вод. Амундсен стремился войти в море Росса, которое глубже других врезается в континент Антарктиды.

Цели он достиг, но началась зима. Идти в Антарктиду зимой равносильно самоубийству, поэтому Амундсен решил подождать.

Ранней антарктической весной, 14 октября, Амундсен с четырьмя товарищами отправился к полюсу. Путешествие было трудным. 52 лайки тянули упряжку из четырех нагруженных нарт. Когда животные выбивались из сил, ими кормили более выносливых товарищей. Амундсен составил четкий график движения и, что удивительно, почти не нарушил его. Остаток пути был пройден на лыжах, и 14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Через десять дней путешественники вернулись на базу.

Норвежский флаг на Южном полюсе. Фото: www.globallookpress.com

По иронии судьбы Роберт Скотт и его спутники отправились к полюсу всего через несколько дней после возвращения Амундсена, не зная, что Южный полюс уже покорен. В пути стало ясно, насколько неудачно была экипирована экспедиция. От лютых морозов сломались моторы новомодных саней, гибли лошади, стало не хватать продуктов... Многие из участников вернулись на базу, только сам Скотт и четыре его товарища упрямо продолжали путь. Невыносимый холод, сбивающий с ног ледяной ветер, пургу, заволакивающую все вокруг так, что спутники не видели друг друга, приходилось преодолевать отважным исследователям, одержимым одной целью: «Дойти первыми!»

Голодные, обмороженные, выбившиеся из сил англичане 18 января наконец достигли Южного полюса. А теперь представьте себе, каково же было их разочарование, да что там разочарование — боль, обида, крушение всех надежд, когда они увидели перед собой флаг Норвегии!

Роберт Скотт. Фото: www.globallookpress.com

Сломленные духом путешественники двинулись в обратный путь, но на базу так и не вернулись. Без горючего и продовольствия они умерли один за другим. Только через восемь месяцев удалось найти заметенную снегом палатку, а в ней вмерзшие в лед тела — все, что осталось от английской экспедиции.

Хотя нет, не все. Еще был найден единственный свидетель разыгравшейся трагедии — дневник Роберта Скотта, который он вел, похоже, до самой гибели. А еще остался пример истинного мужества, несгибаемой воли к победе, умения преодолевать препятствия, несмотря ни на что.

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (рожд. 16 июля 1872 г. – смерть 18 июня 1928 г.) — полярный путешественник-исследователь из Норвегии.

Что открыл Руаль Амудсен

Первый в мире кто смог достичь Южного полюса (14 декабря 1911 г). Первый человек (вместе с Оскаром Вистингом), который побывал на обоих географических полюсах планеты. Первым в мире смог пройти Северо-Западным проходом от Гренландии к Аляске, поздней совершил переход Северо-Восточным путем (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Один из пионеров использования авиации - гидросамолеты и дирижабли - в арктических путешествиях. Погиб в 1928 г. отправившись на поиски пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду Америки - Золотую медаль конгресса, его имя носят многочисленные географические и иные объекты.

Детство. Юность

Руаль Амундсен родился в семействе потомственных мореплавателей и с юных лет мечтал о продолжении семейной традиции. Но он хорошо знал, что для этого необходимо крепкое здоровье – то, чего у него не было. Однако, будучи болезненным и слабым физически, Руаль поставил перед собой задачу максимально укрепить свой организм, для чего ежедневно тренировался и закаливался. Он хотел даже стать доктором, однако после двух курсов медицинского факультета университета в Христиании (сейчас Осло) оставил учебу и нанялся матросом на парусную шхуну, отправлявшуюся на промысел тюленей в Гренландское море.

Первые путешествия. Обучение

После двух лет морских странствий Амундсен, просоленный морскими ветрами, окрепший и еще больше уверенный в себе, сдал экзамены на штурмана дальнего плавания. В 1897–1899 гг. в качестве штурмана принимал участие в бельгийской антарктической экспедиции на корабле «Бельжика», после которой сдал экзамен, на капитана дальнего плавания.

Открытие Северо-западного прохода

В 1903–1906 годы Руаль впервые в истории мореплавания прошел на собственной парусной шхуне «Йоа» с командой из 7-и человек от Гренландии до Аляски по водам Канадского Арктического архипелага. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Обогнув остров с восточной стороны, провел две зимовки в гавани у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. 1904 год, осень — он провел обследование на лодке самой узкой части пролива Симпсон, а в конце лета 1905 г. двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. 1906 год, лето — после третьей зимовки путешественник прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско. Этим он смог открыть Северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан с востока на запад. Во время экспедиции провел ценные геомагнитные наблюдения и нанес на карту больше 100 островов.

Норвежская антарктическая экспедиция (1910-1912 гг.)

В 1910–1912 годах Амундсен на судне «Фрам», принадлежавшем Ф. Нансену, возглавил экспедицию в Антарктиду с целью открыть Южный полюс. В составе команды «Фрама» был русский моряк и океанограф Александр Степанович Кучин. В январе экспедиция Амундсена высадилась на ледник Росса в Китовой бухте. Там основали базовый лагерь для подготовки к походу на Южный полюс.

1911 год, 19 октября — возглавляемая Руалем Амундсеном группа (Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд) на 4-х санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь и 17 декабря 1911 г. смогла достичь Южного полюса. За время работы экспедиции в Антарктиде путешественник открыл горы Королевы Мод. Но лишь 7 марта 1912 г., находясь в городе Хобарте (Тасмания), Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Северо-Восточный морской путь

В 1918–1921 гг. Руаль построил на свои деньги судно «Мод» и прошел на нем с запада на восток вдоль северных берегов Евразии, повторив дрейф Нансена на «Фраме». С двумя зимовками прошел от Норвегии до Берингова пролива.

Воздушная экспедиция 1925 год

В 1923–1925 гг. Амундсеном было предпринято несколько попыток достичь Северного полюса. Биографы великого норвежца сохранили подробности экспедиции 1925 года. 21 мая 1925 г. курс на Северный полюс взяли два гидросамолета. На одном находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом – Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. На расстоянии в 1000 км от Шпицбергена мотор самолета на котором находился Амундсен начал давать перебои. Пришлось делать вынужденную посадку, благо поблизости оказалась большая полынья. Второй же гидроплан при посадке вышел из строя.

Ждать во льдах подходящей для взлета погоды довелось более 3-х недель. Было понятно, что возвращаться придется всем на одном самолете. Из него было выброшено все, кроме самого необходимого. Пилотское место занял Рисер-Ларсен. Остальные 5 человек едва смогли уместиться в кабине.

Руаль так описал происходившее: «Вот пущен мотор, и самолет тронулся с места. Следующие секунды были самыми захватывающими во всей моей жизни. Рисер-Ларсен сразу же дал полный газ. С увеличением скорости неровности льда сказывались все сильней, и весь гидроплан так страшно накренялся из стороны в сторону, что я не раз боялся, что он может перекувырнуться и сломать крыло. Мы быстро приближались к концу стартовой дорожки, но удары и толчки показывали, что мы все еще не оторвались ото льда. С возраставшей скоростью, но по-прежнему, не отделяясь ото льда, мы приближались к небольшому скату, ведущему в полынью. Мы перенеслись через полынью, упали на плоскую льдину на другой стороне и вдруг поднялись в воздух…»

Спустя 8 ч 35 мин полета заело приводы рулей. Но под крылом самолета уже блестела открытая вода. Пилот уверенно посадил гидросамолет на воду и повел его как моторную лодку. Это произошло вблизи северных берегов Шпицбергена. В скором времени к путешественникам подошло небольшое рыбацкое судно, и капитан согласился отбуксировать самолет в Кингсбей. От Шпицбергена участники ее вместе с самолетом плыли на пароходе. 1925 год, 5 июля — самолет Амундсена, встречаемый тысячами ликующих людей, совершил посадку в гавани Осло. Норвегия чествовала своих национальных героев.

Дирижабль «Норвегия»

1926 год, май — Руаль возглавлял первый успешный перелет через Северный полюс на дирижабле. Летательный аппарат легче воздуха носил имя родной страны героя – «Норвегия».

Гибель

Через 2 года, когда другой дирижабль – с гордым именем «Италия» – после достижения полюса потерпел крушение, Амундсен отправился на поиски экспедиции генерала Умберто Нобиле. Он вылетел из Тромсе на французском двухмоторном гидроплане «Латам-47». Во время перелета из Норвегии на Шпицберген самолет по неизвестным причинам рухнул в воды Баренцева моря. И больше о знаменитом полярнике никто ничего не слышал.

Генерала Нобиле спасли спустя пять дней после исчезновения путешественника.

Память

Именем Руаля Амундсена названы гора в восточной части Антарктиды, залив в Северном Ледовитом океане, море у берегов Южного континента и американская полярная станция Амундсен-Скотт. На русский язык были переведены его работы «Перелет через Ледовитый океан», «На корабле “Мод”», «Экспедиция вдоль северного побережья Азии», «Южный полюс» и пятитомное собрание сочинений.

Фритьоф Нансен посвятил памяти своего коллеги и соотечественника искренние слова: «Он навеки займет особое место в истории географических исследований… В нем жила какая-то взрывчатая сила. На туманном небосклоне норвежского народа он взошел сияющей звездой. Сколько раз она загоралась яркими вспышками! И вдруг сразу погасла, а мы не можем отвести глаз от опустевшего места на небосводе».

Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен жил на закате эпохи Великих Географических открытий. Фактически он стал последним из когорты великих путешественников, пытавшихся покорить все еще неизведанные пространства.

Вся биография Руаля Амундсена насыщена яркими событиями, в которых он играл «главную скрипку».

Биография Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в норвежской провинции Эстфолл в городке Борге. С раннего возраста мальчика приучали к спорту, а на лыжи его поставили, едва он начал самостоятельно ходить. Не блистая знаниями в школе, он отличался упорством и настойчивостью в достижении своих целей.

Именно характер и упорство вкупе с предусмотрительностью и осторожностью позволили ему совершить вещи, которые до него не удалось сделать никому: полностью замкнуть кольцо вокруг земного шара, используя Северо-Западный и Северо-Восточный проходы, покорить первым Южный географический полюс.

Заключительные годы жизни Руаля Амундсена пришлись на бурное появление новых видов транспортных средств, которые вывели исследования «белых пятен» на карте на совершенно новый уровень, сведя подобные свершения до уровня хобби.

Первый шаг в становлении Амундсена как исследователя произошел после смерти его матери в 1893 году, когда он бросил университет, где учился на медицинском факультете. Молодой человеек устроился матросом на промысловое судно, где усердно изучал морское дело и навигацию. В 1896 году, после сдачи экзаменов, он стал штурманом дальнего плавания, что весьма пригодилось ему в дальнейшем.

Первая экспедиция Амундсена

Первая экспедиция Руаля Амундсена началась в 1897 году на корабле «Бельжика», куда его приняли штурманом по просьбе Фритьофа Нансена. Бельгийский полярный исследователь Адриен де Жерлаш тогда отправлялся в антарктическую экспедицию . Предприятие для исследователей не было удачным. Мало того, на затертом паковыми льдами судне среди экипажа вспыхнула эпидемия цинги, а недоедание и депрессия истощили моральный дух участников до крайности.

Не потерял присутствия духа только молодой штурман Амундсен, который взял командование на себя и вывел простоявшее 13 месяцев во льдах судно на открытую воду. Некоторые медицинские знания, полученные в университете, помогли ему выходить и большую часть команды. В 1899 году «Бельжика», наконец-то вернулась в Европу.

Путешествия и открытия Руаля Амундсена

Но главные открытия Руаля Амундсена были впереди. Благодаря полученному опыту, он успешно сдал экзамены и стал капитаном корабля. Сразу же после этого Амундсен начинает подготовку к новой экспедиции. В 1903 году на судне «Йова» он отправляется открывать Северо-Западный проход вокруг Северной Канады.

То, что сделал Руаль Амундсен в этой экспедиции, не удавалось еще никому. За два года плавания он сумел-таки пройти от востока американского материка до его западной части. 34-летний путешественник мгновенно становится мировой знаменитостью, хотя богатства эта известность ему не принесла.

Самым же громким делом в жизни Амундсена стал его поход к Южному полюсу Земли. В сложнейших условиях Антарктики, совершив двухмесячный переход, он с товарищами достиг географического Южного полюса, после чего вернулся на базу экспедиции.

К сожалению, это была «лебединая песня» из всего того, что открыл Руаль Амундсен. И хотя после этого эпохального похода он еще продолжал свои экспедиции, они не стали столь громкими из-за сменившейся обстановки. Первая Мировая война и иной подход к исследованиям, где личные качества человека уже не играли главенствующей роли, повергли знаменитого полярника в депрессию. Он рассорился со всеми друзьями и стал жить отшельником.

Последним ярким событием, заставившем вновь весь мир заговорить о нем, стала попытка Амундсена помочь попавшей в бедствие экспедиции Нобиле. Наняв летающую лодку, 18 июня 1928 он года вылетел на поиски, из которых он уже не вернулся. Так драматически закончилась жизнь великого полярного исследователя, хотя, возможно, для людей его уровня, это есть лучший уход в мир иной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!