Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделительные и выделительные знаки препинания

В русском языке 10 знаков препинания. (их описывать не над)
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
б) какой знак препинания <<живет>>внутри предложения?

1. Какие знаки препинания могут ставиться на границе частей бессоюзного сложного предложения? 2. В каких сложных предложениях смысловые связи между

частями выражены отчетливее - в союзных или бессоюзных? 3. Выполните упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам. 1. Я стал читать, учиться - науки также надоели... 2. Я колебался - я не охотник до сентиментальных прогулок по морю... 3. Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным... 4. Через несколько мгновений поднимаю их и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер... (М.Ю.Лермонтов).

Расставьте все пропущенные знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Урок имеет несколько важных целей:

1) показать, что знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи;

2) рассказать о делении знаков препинания по своей функции на группы;

4) развить устную и письменную речь учащихся;

5) воспитать речевую культуру и бережное отношение к родному слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания:

Отделительные, разделительные и выделительные.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – практикум с применением компьютерной

Презентации

Цели урока .

Образовательная: подчеркнуть, что знаки препинания являются важным

Средством оформления письменной речи, так как с их

Помощью происходит смысловое членение речи, деление

Знаков препинания по своей функции на три группы:

отделительные, разделительные и выделительные,

Предложении

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся,

Активных форм познавательной деятельности

Воспитательная: воспитание речевой культуры, бережного отношения к

Родному слову

Оборудование урока: компьютерная презентация

«Знаки препинания - ноты при чтении» (А. П. Чехов)

Опережающие задания : Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

Ход урока

  1. Знакомство с целями урока и эпиграфом:

«Знаки препинания - ноты при чтении»

А. П. Чехов

«…Знаки препинания имеют двоякое назначение:

Способствуют ясности в изложении мыслей,

Отделяя одно предложение от другого или одну

Часть его от другой, и выражают ощущение лица

Говорящего и его отношение к слушающему…»

Ф. И. Буслаев

План урока.

1. Вступление: «Слово о пунктуации»

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

3 Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»

4. Сообщение учащегося: « Знаки препинания: отделительные,

5 . Составление схемы по теме «Знаки препинания»

8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной програм

Проблемные вопросы:

  • Для чего нужна пунктуация?
  • Каковы принципы русской пунктуации?
  • На какие группы делятся знаки препинания

По своей функции?

  • В чем особенность авторских знаков?

1. Вступление: «Слово о пунктуации»

Тема сегодняшнего урока - «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные»

  • Что же такое пунктуация? Подберите к этому слову однокоренные слова и попробуйте сформулировать
  • Для чего нужна пунктуация?

Вывод: Пунктуация (от лат. punktum - «точка») - собрание правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания (препинание - «остановка, перерыв») - это знаки, которые ставятся между словами или группами слов в письменной речи.

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

«Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». «Знаки препинания - ноты при чтении» - так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г.

Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.

3. Сообщение учащегося: « Три принципа русской пунктуации»

В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно - синтаксический и интонационный:

1. Логический (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение),

2. Структурно - синтаксический делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение),

создает стабильность системы пунктуации.

3. Интонационный - служат для обозначения интонационного оформления, средство выражения семантики (значения) в устной речи.

4. Сообщение учащегося: « Знаки препинания: отделительные,

Разделительные и выделительные»

В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выделительные.

К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средствами отделения одного предложения от другого в составе текста.

К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в составе сложного.

К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые.

5 . Составление схемы по теме: «Знаки препинания»

Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают так называемые авторские знаки. Их можно рассматривать как особые семантические знаки, так как употребление их обычно не мотивировано строением синтаксических единиц. Авторские знаки - один из пунктуационных способов выделения смысловых фрагментов предложения. Они являются важным компонентом информации, выражаемой предложением. В современной печати встречаются случаи нарушения некоторых правил пунктуации.

  • Чехов сравнивает знаки препинания с нотной грамотой,

а с чем бы сравнили бы вы, исходя из вашей профессии?

  • В чем сходство и различие одежды и знаков препинания?

7. Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в

Романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

А теперь обратимся к истории человека, который одежду сделал символом протеста. Михаил Афанасьевич Булгаков – автор знаменитых произведений

«Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» - всю жизнь отстаивал право оставаться самим собой. « Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя», - писал М.А.Булгаков

В феврале 1929 года встретились двое: он был женат, она замужем; между ними возник роман, вначале тайный, как водится; затем все, по извечной схеме, выплыло, наружу; и слезы были, и револьвер ревнивого мужа замелькал, но все кончилось благополучно...

А можно и так начать этот строгий рассказ о любви: в начале тридцатых годов жена крупного командира, начальника штаба московского военного округа Шиловского ушла к знаменитому писателю и стала его женой.

В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Он о многом, этот роман, он о боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви, о которой мы и думать-то забыли и которая приходит, может быть, только в счастливых снах о детстве, когда обливаешься слезами о невозвратном, и не веришь уже, и жить без веры сил нет.

«Мастер и Маргарита»- так он назвал роман, великий Мастер, не как-нибудь иначе. Роман, жизнь - как все переплелось, вросло друг в друга, когда одни кровеносные сосуды соединили жизнь и мечту, Елену Сергеевну и Маргариту Николаевну , но не будем забывать: Елена Сергеевна- Тайный Друг, Муза - это жизнь, прекрасная и скоротечная, а Маргарита Николаевна - она же, но уже облитая светом бессмертия, дитя любви Мастера к женщине и к жизни

Из дневника Елены Сергеевны:

«Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже надежды не мог дать ей Мастер: он был беден и - хуже того - проклят, слава его закатилась, оставив пену хулы и устойчивую, жуткую по тем временам и абсолютно несправедливую кличку «белогвардейца». А она? Красива, блестяща,

с необходимой изюминкой легкомысленности, что не дает мужчине привыкать подруге как к собственности, которая никуда уж денется...

Из дневника Елены Сергеевны:

«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась...»

Уже не в романе, а в жизни Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир- и я один. Теперь мы вдвоем и мне ничего не страшно»

Исследование отрывков из романа М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита» по схеме пунктационного анализа

Вы - писатель? - с интересом спросил поэт.

Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:

Я - мастер,- он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он - мастер. Она своими руками сшила ее мне,- таинственно добавил он.

А как ваша фамилия?

У меня нет больше фамилии,- с мрачным презрением ответил странный гость,- я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет!
Она повернула с Тверской в переулок и тут повернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

А я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?..

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она - то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным - давно, не зная друг друга, никогда не видя...

и что она жила с другим человеком… и я там, тогда… с этой… как её…

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

«Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду».

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Порядок пунктуационного разбора

1. Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки знаков препинания.

2. Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).

3. Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разделительные, выделительные).

4. Сформулировать правило постановки знаков препинания.

Примечание:

1. При полном анализе объясняются все знаки в тексте, при частичном - знаки препинания объясняются выборочно.

2. При анализе желательно учитывать факультативные знаки, возможную вариативность знаков, индивидуально-авторские знаки, определяя их функционально-стилистическую роль.

Образец разбора:

Ах! Погляди ко мне в окошко

И дай мне весть о вышине,

Чтоб я, утешенный немножко,

Увидел счастье хоть в окне.

(Ф. Глинка.)

Восклицательный знак отделяет междометие от основного предложения и указывает на эмоциональную окрашенность предложения.

Запятая отделяет придаточное предложение от главного.

Запятыми выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом (знак парный, выделительный).

Точка в конце предложения.

8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной программой)

Домашнее задание:
1. Проанализировать 10 – 15 предложений по схеме пунктационного

Анализа из художественного произведения (по выбору)

2. Повторить правило о знаках препинания в конце простого предложения


Интонация сложного предложения (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с назначением знаков препинания в сложном предложении, употреблением знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение) между частями сложного предложения, перечнем знаков препинания, используемых в сложных предложениях разных видов, особенностями интонации простого и сложного предложений, графическими способами их обозначения; 2) научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, составлять схемы сложных предложений, уметь интонационно правильно читать указанные сложные предложения, интонационно правильно строить сложные предложения из указанных простых, составлять графические интонационные схемы сложных предложений.

I. Повторение правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Проецируется текст с заданием: спишите, вставьте пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов. Аргументируйте постановку запятых.

ЕЩЁ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скач..т,

Вьётся пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плач..т,

Раздаётся яркий звон,

То вдали отбрякн..т чисто,

То застон..т глухо он.

Словно леший ведьме втор..т

И аука..тся с ней,

Иль русалка таратор..т

В роще звучных камышей.

(П. А. Вяземский)

II. Изучение нового материала.

1. Учащиеся исследуют материал на с. 30, § 9, и отвечают на вопросы.

Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных?

В каких предложениях знаки препинания разделяют, а в каких - выделяют части сложного?

2. Девятиклассники приходят к выводу, что знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 54 на с. 31 выписываются предложения в следующем порядке: а) с разделительными знаками препинания; б) с выделительными знаками препинания.

2. В упр. 53 рассматривается таблица, ученики подтверждают ответ примерами из диктанта в упр. 55, составляют сложные предложения, делают устное сообщение на тему «Знаки препинания в сложных предложениях

IV. Материал для наблюдений на с. 32, § 10.

Учащиеся сравнивают по интонации простые предложения и сложное, далее читают выразительно отрывок из стихотворения Н. М. Рубцова на с. 32, наблюдают затем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение () и понижение тона ().

Девятиклассники отвечают на вопросы:

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения, или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Учащиеся делают вывод: интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное снижение голоса к концу предложения. Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

Читается вслух теоретический материал на с. 33.

V. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 56 (составляют сложные предложения из данных простых с помощью нужного по смыслу союза и без него).

Рекомендации учителю : необходимо обратить внимание на то, с какой интонацией учащиеся будут произносить каждую из частей сложного предложения. Один учащийся выразительно читает сложные предложения, другие наблюдают, с какой интонацией он произносит каждую из частей сложного предложения, следят за повышением и понижением голоса, оценивают умение в произношении сложных предложений.

2. В упр. 57 учащиеся читают сложные предложения, учитель обращает внимание на произношение каждой из частей сложного предложения: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения. Далее девятиклассники составляют схемы сложных предложений, показывая графически особенности интонации.

VI. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод о функциях знаков препинания в сложных предложениях, об особенностях интонации сложного предложения.

VII. Домашнее задание:

а) выучить теоретический материал на с. 30-31, § 9, и с. 33, § 10;

б) первая группа учащихся выполняет упр. 58;

в) вторая группа (более подготовленная) выполняет упр. 59;

г) повторить теоретический материал по теме 4 Сложное предложение (§ 7-10), подготовиться к зачёту.

Урок 13. Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»

Каждое задание выполняется на отдельном листочке и сразу же сдаётся. Проверяет работу консультационная группа.

Зачётные задания

1. Перечислите функции знаков препинания в сложных предложениях (I вариант).

2. Назовите основные виды сложных предложений, перечислите основные элементы интонации сложного предложения (II вариант).

3. Проверочная диагностирующая работа.

Запишите текст под диктовку. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, определите вид сложного предложения, охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений, укажите функцию знаков препинания.

В Опухлики я приехал ночным поездом и через озеро плыл наугад. В деревне на том берегу все спали, не было видно ни огонька.

Тишина стояла осенняя. Над сизым овсяным полем висела полная, как переспелое антоновское яблоко, луна.

Я поднялся по лестнице, чтобы положить на чердак вёсла. Отсюда в конце овсяного поля, заслонённого кустами, увидел огонёк. Он таинственно трепетал, манил к себе, и я пошёл к нему.

Узкая тропинка вилась по нескошенной болотине. На тёмном фоне травы выделялись крупные колокольчики, они будто светились. Из кустов беззвучно появилась сова и пролетела рядом с лицом на своих бесшумных бархатных крыльях. Обдало холодом, и стало жутковато от сырости и этого безмолвного полёта загадочной ночной птицы. Совсем рядом заржал конь, неуклюже взбрыкивая спутанными ногами, стал приближаться к человеку. И сразу отошёл страх, будто доброго друга повстречал.

Огонёк теперь был не виден, но зато отчётливо раздавались удары. Тропинка круто обежала молодой сосняк, пахнуло нагретой смолой, и я почти рядом увидел костёр. Язык пламени вспыхнул и выхватил из тьмы обыкновенный комбайн и у костра склонённого человека. Я узнал тракториста Василия.

(Н. И. Новиков)

Тестовые задания

Вариант I

1. Найдите сложные предложения.

а) Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.

б) Утро было знойное, пахло резедой.

в) Здесь, как гласит предание, был густой лес.

г) Зима была снежная, ждали сильного половодья.

Ответ: б, г.

2. Укажите, в каких примерах функция знака препинания разделительная.

а) Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.

б) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.

в) Полная вода сошла, и она струилась узеньким ручейком.

г) На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.

Ответ: б, в.

3.

а) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Одновременность событий.)

б) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Противопоставление.)

в) Вёсла дружно упали в волны, и баркас рванулся вперёд. (Последовательность.)

г) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (Взаимоисключение.)

Вариант II

1 . Укажите сложные предложения.

а) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

б) Пыль вихрем неслась по дороге, и месяц совсем затуманился.

в) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

г) Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

Ответ: б, г.

2. Укажите, в каких примерах знак препинания выделительный.

а) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

б) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

в) День был серый и спокойный, в светлом воздухе пахло морем.

г) Ему вспомнился день, когда он уезжал.

Ответ: б, г.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

а) Я лежал как бы в забыты, но сон не смыкал глаз моих. (Противопоставление.)


К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном - для разделения простых предложений, входящих в его состав.
Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Правила:
1 (№ 6). Между однородными членами при отсутствии союзов ставятся запятые. О* О* О* О.-
В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков).
« в »
м
  1. (Ха 7). Запятые между однородными определениями ставятся, если они характеризуют предмет с одной стороны или один однородный член уточняет другой.
Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Характеризуется с одной стороны.)
Но: Мы живём в новом огромном доме.
Примечание. Пишущий может придать особое значение однородным определениям, которые характеризуют предмет с разных сторон. В этом случае запятые ставятся, например: Мы живём в новом, огромном доме.
Солнце светит, но не греет.
Солнце светит, да не греет.
И возик свой мы не свезём, а скатим (И. Крылов).
Не то дождьГ не то мокрый снег пошёл. Трава лежала не только на подоконниках, но и на глиняном полу (С. Бабаевский).
Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.
Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев).
  1. (Ха 8). Запятая между однородными членами ставится, если они соединены:
а) противительными союзами, в том числе да в значении но:
О, а О; О. НО О; О. да О
б) составными разделительными союзами как... так и; не только... но и; не то... не том др.; или... или; либо... либо:
как О, так и О; не то О, не то О; или О, или О; либо О, либо О
в) повторяющимся соединительным союзом и:
и О, и О* и О-
...О, и Of и О
4 (Ха 8). Запятая ставится между группами однородных членов, соединённых союзами попарно:
... О в О» О и О. О и О...
На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.
ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1 (Ха 2). Между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится тире:

а) если они выражены существительным, количественным числительным, неопределённой формой глагола
б) если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение.
Биться в одиночку - жизни не перевернуть (Н. Островский).
Дважды два - четыре. Партия - бессмертие нашего дела (В. Маяковский). Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза (В. Маяковский).

Примечание. Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки ставится перед словами вот, это: Река - это не только вода. Река - это путь. Река - это источник энергии. Река - это место, где живёт рыба (М. Ильин). Чтение - вот лучшее учение (А. Пушкин).
2 (№ 2). Тире при пропуске связки не ставится, если

а) сказуемое присоединяется союзами как, будто
б) перед сказуемым есть отрицательная частица не
Пруд как зеркало. Облако будто слон.
Езда на велосипеде не трудное дело, если научишься.

Еще по теме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:

  1. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!