Различение суффиксов к и ск. Введение нового материала

§ 1 Различение на письме суффиксов прилагательных – К - и – СК -

Многие учащиеся на письме нередко смешивают суффиксы -К- и -СК-. На что мы должны обратить внимание при выборе суффикса? Рассмотрим несколько предложений из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Марья Гавриловна была воспитана на француз..их романах.

2. На двенадцатом году жизни выучился я рус..ой грамоте.

3. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., бли..кого нашего родственника.

Давайте выделим прилагательные и определим их разряд.

Француз..кие - относительное

Рус..ой - относительное

Близ..ого - качественное

Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму. Близкий - близок; резкий - резок, низкий - низок.

Также пишется суффикс -К- в некоторых относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на К, Ч, Ц:немецкий (образовано от слова немец), кулацкий (от слова кулак), ткацкий (образовано от слова ткач).

В остальных случаях в прилагательных пишется суффикс -СК-.

Чтобы лучше запомнить это правило, воспользуйтесь вот такой схемой:

Давайте снова вернёмся к нашим примерам.

Француз..ий - образовано от слова француз, основа которого заканчивается на З. Этой буквы нет в нашей схеме, следовательно, выбираем суффикс -СК-

Рус..ий - образовано от слова Русь с основой на С. Этой буквы также нет в нашей шпаргалке, значит, в прилагательном нужно писать суффикс -СК-.

Близ..ого - это качественное прилагательное, имеющее краткую форму (близок), значит, в слове пишем суффикс -К.

Рассмотрим ещё несколько примеров.

Всю зиму в наших краях стояли крепкие сибир..ие морозы.

В прилагательном Сибир.ие следует писать суффикс -СК-, так как слово образовано от существительного Сибирь с основой на Р. Этой буквы нет в схеме, поэтому выбираем суффикс -СК-.

Очень долго в темноте слышалась ямщиц..ая песня.

Слово ямщиц..ая образовано от существительного ямщик с основой на -К.Эта буква есть в нашей шпаргалке, следовательно, мы выбираем суффикс К.

§ 2 Краткие выводы по теме урока

ИТАК, суффикс -К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -К-, -Ч- и -Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс -СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом -СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012 г.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012г.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория.5-9 класс. 2012г.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012г.

Запишите число, классная работа

Какие морфемы изображены на слайде?

Какой морфемы не хватает?

Да, суффикс. А что делают суффиксы?

Служат для образования новых слов

Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова

Образуйте имена прилагательные от данных существительных

Что обозначают они?

- (названий народностей, проживающих на территории России.)

Попробуйте сформулировать тему урока

Запишите тему урока

« Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск- »

Таким образом, цель нашего урока….

Узнать, когда пишутся суффиксы прил. к и ск.

Уметь различать на письме суффиксы прилагательных к и ск

1. Какой вопрос у нас возникает?

Определить, когда пишется -к, а когда -ск в суффиксах прил.;

  1. Планирование работы: как будем работать?

1. Узнать, когда пишется к, когда - ск? Для этого проанализировать прилагательные, сравнить их, найти закономерность.

2. После этого найденное решение зафиксировать в модели или схеме.

3. Создать алгоритм действий.

4. Закрепить алгоритм при выполнении упражнений.

  1. Для ответа на этот вопрос:

Разберите все прилагательные, написанные на доске

Сравните все три столбика

Сделайте вывод.

Вязкий казацкий французский

Резкий ткацкий новосибирский

Ломкий немецкий одесский

На доске записаны слова в столбик, вам нужно выделить их основу и суффикс.

С помощью каких суффиксов образовались эти слова?

- – к- и –ск-.

Какое лексическое значение имеют эти суффиксы?

(суффикс К образует прил.со значением склонный к какому –нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается (топкий, цепкий);

суффикс СК со значением отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо; со значением чей-то (по географическому названию): голланд ск ий

А как же их различить?

Сегодня наша новая тема будет касаться двух разрядов прилагательных: качественных и относительных.

Как определить разряд?

Какие прилагательные могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (качественные)
- Какие прилагательные не могут быть в большей или меньшей степени и иметь краткую форму? (относительные)
- Попробуйте образовать краткую форму прилагательных первого столбика.

Вязкий - вязок, резкий – резок, ломкий - ломок

А от 2 и 3 столбика слов образуется краткая форма?

Нет.

Значит, это какие разряды прилаг.?

Относительные

Учитель: Вот это первая часть правила.

Сделайте вывод:

Суффикс -к- пишется в прилагательных (качественных),

имеющих краткую форму.

Переходим к словам во втором столбике.

Это какие прилагательные по разряду?

Относительные

От каких существительных они образованы?

Ученик: Каза к , тка ч и неме ц .

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

На какие согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?)

Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

Чередование к//ц, ч//ц

Вторая часть правила: «Суффикс -к- пишется в относительных прилагательных, образованных от существительных с основой на -к, -ч, -ц».

И какой разряд у прилагательных из 3 столбика?

Относительные

Там есть в основе слов буквы к, ч, ц?

Нет

Вывод:

В остальных относительных прилагательных пишется суффикс -ск-.

– Сколько в правиле условий выбора написания суффикса - к - и - ск -?

Два

Сформулируйте вывод, когда пишется суфф. -К-.

Что вы можете сказать о написании суфф. -К-?

При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

Суффикс -к- пишется:

1)в прилагательных, имеющих краткую форму; (т.е. у качеств.)

2) в прилагательных (относит.), образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц».

В других прилагательных (относит.) пишется суффикс -ск-.

Работа с учебником.

Стечение согласных.

– Представьте правило в виде модели или схемы

К, Ц, Ч - К

Др.согл. СК

Алгоритм

« Правописание суффиксов прилагательных - к- и -ск- »

Разряд

Качественное Относительное Притяжательное


Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их -ск- с помощью алгоритма.

(Орфограмму обозначить)

  1. Работа у доски. Развитие орфографических умений

Упражнение 327

ск

Есть кр.форма

От сущ. С основой на к, ч, ц

Нет кр.формы,не от сущ. С основой на к, ч, ц

Вязкий

Немецкий, казацкий, турецкий

Белорусский, киргизский, французский, индусский, одесский, матросский, украинский

  1. Работа на карточках со взаимопроверкой. От данных географических названий образуйте прилагательные с суффиксами –к- и –ск-.

Франция, Исландия, Турция, Сибирь, Швеция

Кавказ, Волгоград, Киргизия, Англия, Китай

  1. Работа в парах. Замена словосочетаний

сущ.+сущ.= прил.+сущ.

Для чего выполняем это задание?

Профессия актера – актер ск ая профессия

Дача соседа – сосед ск ая дача

Высокий- (низКий)

Широкий – (узКий)

Резкий, дерзкий, низкий, скользкий, узкий, вязкий, близкий.

Кузнецкий, молодецкий, немецкий, горняцкий, казацкий, рыбацкий, бедняцкий, плотницкий, ткацкий, турецкий.

Гигантский, альпинистский, братский, брестский.

Заводской, городской, шведский, голландский.

Киргизский, кавказский, французский, матросский, черкесский.

Узбекский, таджикский.

Казанский, сибирский, зверский, аптекарский, январский, июльский, декабрьский, ноябрьский.

I. 1. Я вижу низкий домик с галереею из маленьких почерневших деревянных столбиков. (Г.) 2. Дыхание близкой грозы уже веяло под окном. (Кор.) 3. Узкая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. (Усп.) 4. От быстрой езды его [Егорушки] рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. (Ч.) 5. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу. (Г.) 6. Молодецкий посвист слышится. (Н.) 7. На фабрику поступили современные ткацкие станки.

II. 1. Эсминец походил на старинный шотландский замок с причудливыми башнями. (Воскр.) 2. В бледном рассвете выступала станция, киргизские юрты за станцией. (А. Неверов.) 3. К. И. Чуковский - один из любимых детских писателей. 4. В повседневной речи мы пользуемся множеством слов из других языков. Например, портфель - слово французского происхождения, карандаш - тюркское, люк - голландское, сироп - персидское, шоколад - ацтекское. (Э. Вартаньян.)

III. 1. Был ясный январский день… (М. Г.) 2. Сибирская природа величественна и загадочна. 3. В холодный ноябрьский вечер Хаджи-Мурат въезжает в курившийся душистым кизячным дымом… аул. (Л. Т.) 4. В один из июньских дней мы с группой ребят отправились в поход. 5. День-деньской палит нещадное солнце.

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись гонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных канавах и ручьях, Каждый камешек на дне виден.

Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем (И. Соколов-Микитов.) (102 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

2. -Тея и -ться в глаголах.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.) (59 сл.)

2. Запятая при однородных членах предложения

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ

Наш язык очень богат. Может быть, ни в одном языке не существует такого большого количества слов, которые выражают близкие или сходные понятия.

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия - все эти слова показывают отрицательные стороны человека. Интересно происхождение слова «чванство». В древности «чаша», «жбан» звучали как «чван» и человек, который подавал чашу царям, назывался «чванчий». Эго была очень важная должность. Конечно, чванчии очень гордились своими обязанностями, важничали. От этого и получилось чванство!

До Петра I женщины носили кички - высокие головные уборы. Женщинам невольно приходилось высоко поднимать головы. Так получилось слово «кичливость» от кички. (По Д. Кобякову.) (96 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова

В последний месяц осени тонкий узорчатый ледок делает не подвижными лесные лужицы. Грачи давно собрались ь стаи. Трудно отличить непослушного птенца от папы с мамой, разве

только иногда грачонок впадает в детство и разевает клюв в надежде получить от сердобольной мамы лакомство. «Стыдно такому взрослому понрошаиничать»,- сердито говорит отец.

После долгих тренировок грачи отправляются на юг - в Африку, Азию. Скоро покинет Подмосковье последний грач, и тогда ляжет на землю не залетный, осенний, а настоящий, зимний снег.

Эти горделивые и очень доверчивые к человеку птицы последними покидают нас. Они первыми очень скоро принесут нам на своих крыльях новую весну. (По Ф. Борисову) (100 сл.)

1. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

2. Безударные гласные в окончаниях прилагательных

3. Запятая между частями сложного предложения.

В ОДЕССЕ НОЧЬЮ

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут.

…Синий город, с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского театра, возник как-то сразу и заслонил полгоризонта.

Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и совершенно неподвижном озере гавани. Туда и заворачивал «Тургенев», очень близко огибая толстую башню не очень большого маяка с колоколом и лестницей. (В. Катаев.) (79 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, в окончаниях прилагательных и существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Волосы у Чечевицына были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив. И этот худенький, смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек. (А. Чехов) (34 сл.)

Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

СТЕПАЙ И ФУНТИК

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на фунтика одним глазом, потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром… Петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину… Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (К. Паустовский.) (118 сл.)

1. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Гласные и согласные в приставках.

ХВАСТУНЫ

Встретились воробей саксаульный и воробей пустынный. Расхвастался воробей саксаульный. «До чего, сосед, я хитро устроился. Взял и свил гнездо в узком дуплишке. Мне теперь даже барханный кот не страшен!»

А воробей пустынный ему не уступает: «А я, сосед, еще хитрее придумал. Я свое гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не только барханный кот, но и даже пустынная рысь нипочем. Орлы мое гнездо охраняют!» (По Н. Сладкову.) (65 сл.)

1. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных

2. Знаки препинания для выделения прямой речи, при обращении.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Был один из дней осени. Еще вчера показывалось солнце. Даже еще припекало. Озимь еще тянулась к солнцу. В рощах щебетали стайки щеглов, зябликов. Ледок у берегов речек к полудню бесследно растаивал. Еще носилась в воздухе паутина, кружились над бурьянами мошки. А сегодня с утра подул ветер. Все замерло в полях и рощах.

2. Перестройте предложения так, чтобы прилагательное стояло в винительном падеже.

Блестящая победа одержана нашими спортсменами. Фабрикой изготовляется летняя одежда. Бригадиром была рассказана последняя новость. Прошлогодняя поездка часто вспоминалась ребятами.

3. Перестройте так, чтобы прилагательное стояло в творительном падеже.

Весеннее солнце согрело землю. Вчерашний дождь хорошо промочил землю Вечерний свет окутал рощу, долины.

4. Замените выделенные прилагательные близкими по смыслу, которые без не не употребляются.

Перед нами простиралось огромное пространство. Разразился ураган страшной силы. Не следует заводить пустых споров.

5. Сочетания слов замените прилагательным, которое без не не употребляется.

1 Боль, которую невозможно стерпеть. 2. Мечта, которая не может сбыться. 3. Человек, которого нельзя ничем испугать. 4. Крепость, которую нельзя взять. 5. Встреча, которую нельзя забыть. 6. Шкаф, который не поддается действию огня. 7. Богатства, которые трудно пересчитать. 8. Времена, которые никто не забывает.

6. Составьте предложения с указанными словосочетаниями, противопоставив их друг другу и употребив одно из них с отрицанием не.

Узенькие переулки - широкие проспекты; ветхие лачужки - многоэтажные здания.

7. Замените выделенные слова прилагательными с н или нн. Прилагательные ставьте на первое место.

Бюро, которое организует экскурсию . Камера, в которой производят дезинфекцию . Работа, которая написана на экзамене . Поселок, который расположен около станции . Листок, на котором регистрируются .

8. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказатель ства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма.

9. В предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена.

10. Замените выделенные слова прилагательными с суффиксом -к- (~ск~).

Куртка матроса ; инструмент плотника ; пояс черкеса ; дом соседа ; язык, на котором говорят французы ; глина, в которой вязнут ноги ; комната для детей ; лодка рыбаков .

Цели урока

Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Практические:

  • разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,
  • формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,
  • начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Ход урока

1. Языковая разминка.

На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

– Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд ). Фронтальная проверка.

К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

2. Формулирование темы урока.

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Задание.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.

Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

2) Выход к учебной проблеме.

Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

По-разному.

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

Суффиксы прилагательных.

Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

3. Введение нового материала.

(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

5. Продуктивные задания.

Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.)

Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

Проговорим правило по опорной схеме.

А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок. Понравилось стихотворение?

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в прилагательных на доске.

6. Развитие орфографических умений.

1. Упражнения «на узнавание орфограммы в лицо».

А) Упражнение № 261. (По заданию в учебнике Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой выполняется устно)

Б) От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -К- и -СК-. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Дан образец. (Выполняют письменно в тетради, затем идет самопроверка)

2. Работа с сигнальными карточками.

Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Во время выполнения 2-ого задания проводится творческая работа (индивидуально для сильных учащихся).

Даны предложения, в которых пропущены прилагательные. Необходимо их вставить, но подобрать такие прилагательные, в которых были бы суффиксами -К- и -СК-. Проверка: учащиеся зачитывают тексты.

4. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой (ответы, которые должны быть написаны в перфокарте, открываются на доске).

7. Домашнее задание: составить похожий текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- или выполнить упражнение 262.

8. Подведение итогов урока.

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Задайте по одному вопросу по теме друг другу.

А теперь по одному вопросу от группы задайте мне.

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов -к- и -ск- имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы -к- и -ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: — карточки с разноуровневыми заданиями;

— карточки с алгоритмом рассуждения;

— сигнальные карточки;

I . Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II . Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

— Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

— Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

— Чтение правила с. 136 (учебник Ладыженской Т. А.)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их —ск- с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных — к- и -ск- »

суффиксы прилагательных — к- и -ск-

-ск-

4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

327 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

III . Итог

— При каком условии в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

IV . Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 329

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс -к-,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!